Диалектическое отрицание. Закон диалектики «отрицание отрицания» не существует. Диалектическое отрицание и его роль в развитии

Страница 1

Данные естественных и общественных наук свидетельствуют о том, что на любом этапе развития происходит про­цесс отрицания. Взаимопревращение элементарных частиц, смена, биологических видов, форм общественной жизни, видов оружия и способов вооруженной борьбы и т. д. - все это есть не что иное, как отрицание одних вещей, явлений, процессов, состояний другими.

Итак, отрицание - это такое отношение между двумя сту­пенями развития вещи, которое ведет к уничтожению ее ста­рого и возникновению нового качественного состояния.

Отрицание бывает механическим и диалектическим. Меха­ническое отрицание связано с уничтожением старого, без сох­ранения момента развития. Диалектическое отрицание есть самоотрицание, ибо каждое явление содержит в себе собственное отрицание одной из сторон присущего ему внут­реннего противоречия.

Исходным для понимания закона отрицания отрицания является положение о том, что всякий процесс развития складывается из последо­вательности циклов. Цикличность составляет внутреннюю основу всякого изменения и развития. Каждый цикл состоит из нескольких стадий: исходный момент развития; превраще­ние предметов и явлений в свою противоположность, тем самым от­рицание - превращение новой противоположности в свою про­тивоположность, т. е. отрицание отрицания. Закон отрицания отрицания показывает особенности цикличного развития.

Сущность закона отрицания отрицания состоит в том, что в процессе развития каждая более высокая ступень отрицает, упраздняет предыдущую и вместе с тем поднимает ее на новую ступень, сохраняя все положительное в ее содержании.

Каковы же основные черты, раскрывающие сущность и ме­ханизм действия этого закона?

Прежде всего, закон отрицания отрицания раскрывает на­правленность развития. Материалистическая диалектика, не отрицая возможности кругового движения и регресса, не абсолютизирует их. Важнейшей формой развития она утверж­дает поступательность.

Одной из черт закона отрицания отрицания является по­вторение на высших ступенях развития некоторых черт низ­ших, по на новой, более высокой основе, т. е. преемственность развития. Повторяемость выступает как частичное воспроиз­ведение того, что уже однажды имело место. Второе отрица­ние как бы повторяет исходный пункт в «снятом», перерабо­танном виде, выражает его некоторые общие черты. Если бы новое качество отрицало все старое, то не было бы никакого развития природы и общества.

Преемственность наблюдается и в развитии военного дела. Например, новые способы вооруженной борьбы возникают в рамках старых способов с усвоением всего лучшего из них. Однако эта повторяемость, преемственность в развитии внут­ренне противоречивы. Она заключает в себе возврат якобы к старому, как бы повторение пройденных уже ступеней, но на более высокой основе. Поэтому поступательность развития приобретает спиралевидную форму, при которой развитие со­вершается в виде постепенно поднимающихся, расширяю­щихся кругов, возвращающихся к исходной точке, но в более высокой плоскости. В этом поступательно-спиралевидном развитии утверждается неодолимость нового, прогрессивного.

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват...

30.Закон диалектического отрицания.

Закон отрицания отрицания - один из осн. законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития нек-рых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория отрицания означает превращение одного предмета в др. при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», к-рое открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (Единства и борьбы противоположностей закон), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям. И т. к. они не только исключают, но и взаимопроникают друг в друга, то «третье» есть такое отрицание, к-рое одновременно выстулает как сохранение (Снятие). «...Отрицание как раз и есть (рассматриваемое со стороны формы) движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение, причем (в истории отчасти, в мышлении вполне) на основе приобретенного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени» (Маркс К., Энгельс Ф). Условия и предпосылки, породившие объект, не исчезают с его развитием, а воспроизводятся им, образуя «возврат к якобы старому» (Ленин). И в мышления это выражается через отрицание отрицания, через более глубокое осмысление на новом этапе развития теории уже достигнутых моментов истины. Из принципа единства диалектики, логики и теории познания следует, что только через исследование О. о. з. как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Т. к. основу человеческих отношений к внешнему миру составляет практика, ее особенностями обусловливается и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что воспроизведение развивающегося объекта осуществляется лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне к-рой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом к-рой и является знание, т. к. оно постоянно опредмечивается в продуктах человеческого труда и столь же постоянно распредмечивается (Опредмечивание и распредмечивание ). В этом движении и происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории др., раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния др. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем и нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое отношение старой и новой теории выражается в соответствия принципе. Таким путем и вскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему О. о. з. выступает и как закон познания и как закон объективного мира. О. о. з. относится к большим циклам развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое. Так, коммунизм, будучи отрицанием капитализма, кладет конец развитию об-ва в форме смены общественно-экономических формаций, что не исключает диалектического отрицания, специфика к-рого обусловлена неантагонистическим характером противоречий нового об-ва.

Третий закон диалектики -закон отрицания отрицания от­ражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития.

Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Оно об­ладает диалектической природой. Эта диалектическая природа про­является в том, что отрицание представляет собой единство трех ос­новных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в раз­витии; 3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель, прежде всего, связывал с прохождением в процесса разви­тия трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения - (антитезис) и, нако­нец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира.

Чтобы понять сущность и значение этого закона, нужно прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и каково его место в развитии.

Диалектическое отрицание и его роль в развитии

В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отми-рающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление ста-рого новым, возникающим на основе старого, и называется отри-цанием.

Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вклады-вал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.

Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представля-ет собой неотъемлемый момент развития самой материальной дейс-твительности. "Ни в одной области, - указывал Маркс, - не мо-жет происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм су-ществования". Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органичес-ком мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. Исто-рия общества также есть цепь отрицаний старых общественных по-рядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, ра-бовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом. От-рицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, бо-лее совершенная научная теория преодолевает старую, менее со-вершенную.

Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явле-ние извне. Оно результат его собственного, внутреннего разви-тия. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами соз-дают условия для собственного уничтожения, для перехода в но-вое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самод-вижения предметов и явлений.

Диалектическое и метафизическое понимание отрицания

Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущ-ности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития матери-альной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, обсолютное уничтожение старого.

Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие орга-низмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохра-нили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.

Т.о., для марксистского понимания отрицания характерно признание преемственности, связи нового со старым в процессе развития. Но следует иметь в виду, что новое никогда не восп-ринимает старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из старого только его отдельные элементы, стороны, причем не ме-ханически присоединяет их к себе, а ассимилирует, преобразует их соответственно своей собственной природе. Марксистская диа-лектика требует критического отношения к прошлому опыту чело-вечества, указывает на необходимость творческого использования этого опыта, строгого учета изменившихся условий и новых задач революционной практики. Марксистская философия, например, не просто восприняла достижения философской мысли пошлого, а кри-тически переработала, обогатила их новыми достижениями науки и практики, подняла философскую науку на качественно новую, высшую ступень.

И что
.

Теперь разберемся с законом отрицания отрицания - «Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого».

Ну это же банально.

Материя всегда находится в непрерывном движении и материя всегда имеет некую структуру и всегда можно произвольно провести границу, объявив, что противоположные стороны, по обе стороны от границы, отрицают друг друга.

Материя движется, поэтому неизбежно постепенно обновляется. Но структура материи дана, чтобы она сохраняла свою форму, иначе везде был бы полный хаос и Вселенной просто бы не существовало. Так что «черты старого» есть, просто, факт стабильности структуры Мира , что совершенно не удивительно и совершенно четко следует из Квантовой механики.

Например, все свободные электроны абсолютно одинаковы , как если бы они были числами одного значения (3=3=3=3 или 5=5=5=5), что следует из Принципа тождественности одиноаковых частиц .

А закон сохранения энгергии следует из теоремы Эмми Нётер , потому что любой один и тот же опыт можно повторить в любое время с одним и тем же результатом, все моменты времени в прошлом, настоящем и будущем между собой равноправны, время однородно .

Конструктор Отрицания работает, например, при каждом выполнении оператора ЕСЛИ (оператор ветвления) в каждой компьютерной программе.

Вывод: Нам не нужна такая философия, которую мы не можем использовать .

В гегелевской триаде представлена идеализированная модель творческого спора. При «лобовом», упрямом, негибком противопоставлении позиций (тезиса и его отрицания - антитезиса) спор принимает жесткий характер и не дает плодотворного продвижения в решении вопроса.

В системе Гегеля разум начинает диалектическое движение с некоторого исходного положения, которое философ называл тезисом. Впоследствии тезис подвергается отрицанию, превращаясь в свою противоположность - антитезис.

Слово «отрицание» в исходном его значении выражает акт мысли (речи), противоположный утверждению. Акты отрицания связаны с использованием слов «нет», «не», то есть с логическими и грамматическими способами построения отрицательных суждений. Аналогами таких отрицаний в реальном мире в известном смысле могут быть акты разрушения, уничтожения, гибели, как бы «перечеркивающие» существование того или иного предмета, явления, процесса. Такие «отрицания», конечно, присущи различным видам бытия, но ими никак не исчерпывается природная и общественная жизнь в ее развитии. Существенную роль в различных процессах играют диалектические связи, переходы.

Осмысливая с диалектических позиций ситуации столкновения точек зрения, Гегель вводит понятие диалектического отрицания . В этом понятии заключена рекомендация: отрицание некоторого тезиса не следует понимать как его догматическое отбрасывание.

Антитезис должен не просто перечеркнуть исходное положение (тезис), но в значительной мере вобрать его в себя. Удерживая, сохраняя в содержании тезиса все разумное, ценное, мысль вместе с тем должна подвергнуть критике, расшатать, преодолеть то, что представляется ошибочным. Такое отрицание носит диалектический характер и позволяет двигаться к более глубокому пониманию предмета. Тезис и антитезис оказываются диалектическими противоположностями. Умение понять диалектическое единство противоположностей (тезиса и антитезиса) обеспечивает их синтез.

Выдвижением антитезиса (то есть отрицанием тезиса) процесс поиска истины не заканчивается: он идет дальше, и со временем наступает новое отрицание или отрицание отрицания. Этот третий этап в развитии мысли Гегель называл синтезом. Мысль, по представлениям Гегеля, обогатившись всем ценным, что имелось на предыдущих этапах ее развития, как бы возвращается к исходному положению. Но это не простое возвращение, не замкнутый «круг», а скорее «спираль»: итог включает в себя то новое, что было достигнуто на второй стадии (антитезис), что отсутствовало в исходном пункте развития (тезис).

Откуда же взялась эта схема развития мыслей, идей и содержалось ли в ней что-нибудь ценное? В абстрактном виде в ней изображены определенные черты действительного процесса мышления. Каждый из нас десятки раз был свидетелем того, как спорят люди, заинтересованные в достижении верного, истинного знания о каком-то предмете. Один человек предлагает исходное положение, гипотезу. Другой возражает, спорит, выдвигает свои доводы и догадки. В конце концов, возражая друг другу и вместе с тем стремясь выявить все ценное, что содержится во взглядах и доводах собеседника, спорщики путем последовательных отрицаний выдвинутых точек зрения могут прийти к общему выводу, в котором содержится все ценное и правильное, что было выяснено и установлено в ходе обсуждения. Именно этот способ размышления и познания получил идеализированное отражение в триаде Гегеля.

«Отрицание отрицания» , внутренне включающее в себя единство и борьбу противоположностей, отражает не только ситуации живого спора, но и диалектический процесс исторического развития познания. Схема «тезис - антитезис - синтез» соответствует выявлению глубоких познавательных противоречий и их разрешению. Антиномии-проблемы выражают диалектические ситуации познавательного отношения между «тезисом» и «антитезисом» в наиболее резкой форме. Разрешаются они переходом к «синтезу», означающему новый уровень знания. Формы перехода к синтезу варьируемы, многообразны, поскольку неоднотипны соответствующие проблемные ситуации. Но ясно одно - синтез осуществляется всякий раз на пути поиска более глубокой позиции, в рамках которой достигается единство диалектических противоположностей тезиса и антитезиса. Обнаружение и разрешение антиномий - характерная черта диалектического мышления.

Волновавший еще греческих диалектиков процесс продуктивного спора Гегель развернул во времени, представил его как обобщенное выражение творческого, внутренне полемичного развития духовной культуры. Такое развитие идеализированно представлялось философу как движение «вперед от несовершенного к более совершенному», как процесс, развертывающийся исключительно в прогрессивном направлении. Это представление, как видим, было неразрывно связано и с гегелевским пониманием диалектического отрицания. На каждой новой ступени развития культура сохраняет все предыдущее содержание, не утрачивая ничего ценного. «Мысль не оставляет ничего позади себя, но уносит с собой все приобретенное и обогащается и уплотняется внутри себя». Мы знаем, что в реальной истории, в борьбе точек зрения, идей часто все выглядит не столь оптимистично. Но как общечеловеческий идеал картина, обрисованная Гегелем, величественна и мудра.

Однако для философского миропонимания нужно уметь спускаться с высот абстракций на «грешную землю». В данном случае важно понять, как обстоит дело с диалектическими «противоречиями» и «отрицаниями» в природных и общественных процессах, каковы реальные аналоги того и другого, существуют ли они? Предшественники материалистической диалектики, Кант и Гегель, дали два разных ответа на этот вопрос. В идеалистической философии Гегеля бытие и мышление представлялись тождественными. Потому противоречия духа приравнивались к реальным противоречиям, рассматривались как их прямой аналог. Кант смотрел на дело иначе: его достижением было разграничение логического и реального, осознание их относительной самостоятельности, принадлежности к двум различным «мирам».

Кант предостерегал против ошибочного представления, будто мысль, логический ряд полностью тождественны бытию, реальности. В размышлениях на данную тему в трудах основоположников материалистической диалектики прослеживается понимание двоякой обусловленности диалектической противоречивости духовного освоения мира. Ее причины связываются как с механизмами мысли, познания (неизбежное огрубление, преодоление познавательных «барьеров» и т. д.), так и с объективными обстоятельствами. Таковые усматриваются в диалектически противоречивом характере самой реальности, что убедительно проявляется, в частности, при осмыслении любых процессов изменения.