Какой храм считается главным храмом буддийской. Оcновы религиозных культур и светской этики (1). Посещение буддийского храма

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз поговорим о буддийских культовых заведениях разных направлений. Каковы же особенности буддийских храмов?

Пропитанные историей, интригующие, с впечатляющими архитектурными изысками и резными рельефами, многие храмы – это настоящие чудеса для исследования.

Обычно умиротворённое и безмолвное, блуждание по территории храма, погрузившись в свои собственные мысли – это незабываемый опыт, вне зависимости от религиозных предпочтений.

Правила поведения

Азиатские буддийские храмы живут в двух реальностях: они являются священным местом поклонения и туристической достопримечательностью. Во время путешествия туристы посещают, как минимум, один, а то и несколько храмов.

Путешествующие подчас допускают характерные бестактности по отношению к послушникам и их святыням: приходят с оголёнными ногами и плечами, хвастаются тату с Буддой, взбираются в обуви на пагоды и т. д.

Но тех из них, кто следует простым, легко запоминаемым , приветливо встречают в святилищах. Нужно лишь проявлять уважение:

  • Выключить мобильный телефон
  • Вытащить из ушей наушники
  • Говорить тише
  • Избегать ненужных разговоров
  • Снимать головной убор и обувь
  • Не курить
  • Не употреблять жевательную резинку

Ведь они ступают на действительно священную территорию, куда местные приходят пообщаться с божественным. Любой намёк на неуважение может причинить им глубокую обиду.

Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. Где это сделать, подскажет сложенная обувь других посетителей. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.


Плечи должны быть прикрыты, брюки – быть длинными. В некоторых храмах на входе предложат за небольшую плату саронг или другую накидку, если служитель посчитает одежду недостаточно закрытой.

В других местах проявляют бо̒льшую снисходительность. Но скромность в любом случае оценят.

Внутри никогда не следует касаться, сидеть рядом, взбираться на статую Будды или возвышение. Нужно получить разрешение фотографировать и никогда этого не делать во время поклонения.

Выходя, нужно пятиться лицом к Будде и лишь затем повернуться к нему спиной.

Крайней грубостью считается показывать пальцем на убранство помещения или людей. Указывать на что-то можно правой рукой ладонью вверх.

Сидя, не следует протягивать ноги в направлении людей или будд. Если в это время войдёт монах, нужно встать, чтобы выразить уважение, и подождать, пока он закончит простирания, и тогда только снова сесть.

Монахи – это дружелюбнейшие люди. Когда вы видите их подметающими у входа, знайте, что они больше беспокоятся, чтобы кто-то из входящих не наступил случайно на насекомое, чем о чистоте.


Они не едят после полудня. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы не есть в их присутствии. Если монах сидит, нужно тоже присесть, прежде чем начать разговор, чтобы не быть его выше. Давать ему и брать у него что-то можно только правой рукой.

Для женщин правила ещё суровее. В этих краях не принято, чтобы женщина касалась или вручала что-нибудь послушнику. Даже случайное касание рясы приведёт к тому, что ему нужно будет поститься и выполнять очищающий ритуал.

Если нужно сделать пожертвование, деньги передаются мужчине. Только он может отдать их члену монашеской общины.

И напоследок несколько советов, которые покажут, что вы изучали обычаи буддистов перед визитом сюда:

  • Подходя к алтарю, ступайте сначала левой ногой, а отходя — правой.
  • Традиционное приветствие – сложить руки в молитвенном жесте перед грудью и слегка поклониться. Чтобы выразить глубокое уважение членам общины, руки поднимают выше, на уровне лба.
  • Почти возле каждого храма есть металлический ящик для пожертвований. Они поддерживают работу святилища, особенно малобюджетного. После визита жертвуйте сюда около доллара.

Что означают названия

Буддийские храмы называются «дацан», но могут иметь в названии имя собственное в сочетании со словами «тэра», «дэра», «гаран», «дзи». Каждое из этих слов указывает либо на географическое положение, либо на имя жертвователя, на прославление определённого божества или рода.

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.


Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.


На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

Структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.


Заключение

Поклонение Будде стирает грани между мирянами и членами монашеской общины и является основой для единения всех буддистов и укрепления духовных связей между ними.

На этом мы прощаемся с вами. Если вы узнали что-то новое для себя – поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Обновлено 26.08.2019

Буддизм в течение нескольких тысячелетий постепенно распространялся по планете. Сегодня буддийские храмы можно отыскать в разных странах, а корни этой религии сосредоточены в Индии. В статье мы познакомимся с тем, что представляет собой храм буддистов и в чем особенности их архитектуры, узнаем о самых известных храмах и монастырях.

Храмово-монастырский пещерный комплекс Аджанта

Как называется буддийский храм

Храм Будды может иметь разные названия: дацан , или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.

Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого , то используется дзи. Например: Якусидзи храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.

Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище» .

Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.


Храм буддизма штата Махараштра

Архитектура буддийских храмов и монастырей

Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать у «Трех Сокровищ ». «Три сокровища» – это Будда , его учение и община , образовавшаяся вокруг этого учения . Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.


Буддийский храм – это священная комплексная постройка , представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.

В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни , Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни . Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.

Помимо текстовых вариантов буддийского учения, хранящихся в виде свитков, религиозная информация и различные священные предания передаются из уст в уста. Кроме того, в «зале для чтений» (ко:до) регулярно проводятся чтения и толкования учения.

С VIII столетия появляются ками – места для почитания «родных богов». Их размещают как на территории храма, так и за ее пределами. Богов почитают как защитников храма.

В принципе правильно вести себя в буддийском храме гораздо проще, чем в православной церкви, например. Правил обычно мало, они интуитивно понятны и обычно незначительно отличаются между регионами и направлениями буддизма. Тем, кто знаком с индуизмом, будет ещё проще - например, буддисты и индуисты одинаково делают пуджу. Что будет за нарушение? А ничего не будет, иногда могут сделать замечание.

Правило 1. В буддийском храме, в отличие от индуистского храма, синтоистского капища или православной церкви, необязательно делать что бы то ни было, имеющее культовое или ритуальное значение. Все пуджи, простирания и так далее - дело добровольное. Более того, если вы не буддист, то и не надо ничего делать - а то вдруг сделаете неправильно, насмешите местных. В тибетской Махаяне иногда просят всех перед входом покрутить барабан, но я думаю, что это самодеятельность распорядителей храма, а не этикет.

Правило 2. Самое главное правило, о котором все вспоминают применительно к буддизму - это обувь: надо разуваться. Носки можно оставлять. Это же правило и самое сложное, так как изобилует деталями на тему "куда именно нельзя входить в обуви и что с обувью делать".

Правило 2А. Китай, Корея, Япония, Тибет, Вьетнам, Таиланд и его сателлиты. Территория монастыря или храма делится на культовые помещения под крышей и всё остальное. Снимать обувь надо только при входе в храмовые здания, которые часто покрыты ковролином, а по территории можно и нужно ходить в обуви. Оставлять обувь можно просто у входа в храм или на специальной стоечке для обуви. Также надо разуваться на открытой местности в радиусе около метра-полутора от разного рода малых святилищ перед статуями. Чтобы отделить границу зоны разувания, кладутся коврики или делаются небольшие возвышения.

Правило 2Б. Индия, Непал, Шри-Ланка, Бирма. Культовых помещений как таковых в монастырях обычно нет. Есть только монашеские корпуса и ступа, открытое пространство вокруг которой используется для разных алтариков и т. п. Снимать обувь надо при входе на всё это открытое пространство вокруг ступы, за обувью обычно следит специальный гардеробщик, которому надо дать мелкую денежку. Понятное дело, что этот вариант гораздо менее удобен, особенно если вы в закрытой обуви. Хотя пространство регулярно подметается, это не особо помогает в и без того не особо чистых азиатских странах, а уж после дождя вообще всё плохо - но формально этот вариант лучше соответствует канонам буддизма. Особенно сложно дело обстоит со священными горами в указанных странах - там могут попросить разуваться перед всем подъёмом на гору. На Шри-Ланке местные считают правильным ходить без обуви по всей территории крупных храмовых комплексов вроде Анурадхапуры, но формально такого требования нет. Во всех указанных странах в высшей степени рекомендуется ходить по храмам в носках - в жаркий солнечный день обжечь ноги совсем не сложно.

Правило 3. Головной убор надо снимать! Почему-то про это правило забывают гораздо чаще, чем про обувь. Любой головной убор надо снять при входе на монастырскую территорию (а не только в храмовые здания), независимо от пола. Девушки-мусульманки - извините! Следят за выполнением менее строго, чем за обувью, но иногда всё же следят.

Правило 4. Вся прочая форма одежды - свободная, но в рамках обычных правил приличий. В шортах по монастырям ходить не стоит - да, впрочем, в шортах вообще путешествовать не стоит, это давно и хорошо знают все опытные путешественники.

Правило 5. Нельзя дотрагиваться до других людей. Важное, но часто забываемое правило. Если вы находитесь в действующем монастыре, то это правило уже относится не к этикету, а к порядочности. Монахи, особенно молодые, проводят много времени в медитации в попытке избавиться от плотских влечений и увиденное монахом объятие мужчины с женщиной может похоронить месяцы тренировки. Тем паче нельзя трогать самого монаха, особенно если вы противоположного пола - даже если инициатива исходит от вас, грех отмаливать будет монах.

Правило 6. Нельзя садиться на возвышения. Буддисты, когда молятся, или стоят, или садятся на землю или на пол. В монастырях обычно имеются возвышения, как будто приглашающие, чтобы на них сели, но делать этого нельзя - это места для монахов, так как они по этикету должны сидеть выше, чем миряне. Обычные стулья имеются нечасто, предназначены обычно для людей пожилых, как в православной церкви. Исключение - площадки и церемониальные залы на территории монастыря, не являющиеся храмами, там спокойно можно садиться на стул.

Правило 7. Родственно предыдущему, но работает только в тех странах, где есть храмовые здания - нельзя садиться на пол ногами вперёд, то есть так, чтобы ноги смотрели на основное алтарное пространство. Можно садиться по-турецки или же подворачивать ноги под себя. Совершенно запрещено лежать в храме, независимо от позы.

Правило 8. В большинстве стран буддизма ступу и открыто стоящие в центре какого-либо пространства статуи желательно обходить по часовой стрелке. Это не жёсткое правило, замечаний за неправильное направление делать не будут - просто так принято.

Правило 9. Обычно можно фотографировать. Запреты на фотографирование чаще всего встречаются в храмах Махаяны, но даже там по умолчанию фотографировать можно и интерьеры, и верующих, и служителей культа.

Правило 10. По поводу денег. На территории почти любого монастыря хватает разных ёмкостей по сбору пожертвований. В целом правильно положить туда маленькую денежку - типа "билета" за просмотр достопримечательности. Эти деньги обычно идут на благоустройство территории и реставрацию храмов. Бывают случаи, особенно в Непале, когда особо наглые товарищи пытаются выпрашивать деньги. Гоните их в шею, особенно если они одеты по-монашески - монаху деньги брать запрещено. Отдельный случай - храмы с фиксированным "пожертвованием" за вход. Моё мнение по их поводу таково - если это не памятник археологии, то делать в таком храме уже нечего, колорита там уже давно нет, а туристов больше, чем верующих. Продажа всякой всячины мирянами на монастырской территории (но не внутри храма!) грехом не считается.

Буддийские храмы теперь можно найти во многих странах, так как буддизм распространился по всему миру. За последние 2500 лет буддизм претерпел много изменений, и сегодня есть три основные ветви этой религии, каждая из них имеет свои собственные монастыри для верующих. Корни буддизма расположены в Индии. Хотя дата рождения Будды до сих остается спорным моментом, ориентировочно буддизм зародился в 5 веке. Дословный перевод Будда — «просветленный». В этой статье представлю вам несколько удивительных и почитаемых монастырей, которые Вы, возможно,захотите посетить.

1. Буддийский Монастырь Ват Арун (WAT ARUN) в Таиланде.

Знаменитый буддийский монастырь Ват Арун является одним из самых культовых образов в Бангкоке, Таиланд. Храм очень узнаваем.


Он украшен керамической плиткой и цветным фарфором. Чтоб посетить храм, Вам необходимо будет взять такси через реку.

2. Буддийский Монастырь Луанг (PHA THAT LUANG) в Лаосе.


Храм Пха Тхат Луанг расположен в Лаосе. Является самым важным национальным памятником Вьентьяна. Легенды рассказывают, что миссионеры построили этот огромный храм с позолоченным куполом для размещения там части Будды.


Было проведено очень много раскопок, но доказательства легенды так и не нашли.

3. Буддийский Храм Джоканг (JOKHANG) в Тибете.


Буддийский храм Джоканг в центре Лхасы известен как тибетский центр духовном мире. Храм является старейшим, оставшимся на земле, и дарит туристам подлинный вкус тибетской культуры.


Храм потрясающе красив. Он остается центром буддизма в Тибете.

4. Буддийский Храм Тодайдзи (TODAIJI) в Японии.


Одним из наиболее значительных и известных буддийских храмов является храм Тодайдзи в Наре. Монастырь — это крупнейшее деревянное здание в мире, там находится огромная статуя Будды.


Храм всегда был и остается чрезвычайно популярным. Храм также является домом для многих влиятельных буддийских школ.

5. Буддийский Храм BOUDHANATH в Непале.


Храм BOUDHANATH — один из наиболее почитаемых памятников в Катманду, Непале. BOUDHANATH — объект всемирного наследия ЮНЕСКО.


BOUDHANATH привлекает туристов со всего мира.

.


Республике Союза Мьянма


Пагода Шведагон — одно из самых святых мест в мире. Основные ступы храма покрыты золотом и мерцают на солнце.


Храм находится в Янгоне, Мьянма.

в Республике Союза Мьянма


На площади Баган самая большая концентрация буддийских храмов, ступ, пагод, во всем мире.


Храмы на площади Баган гораздо проще по конструкции, чем многие другие в мире, но люди до сих пор совершают паломничество для поклонения и наслаждаются великолепием этого места.

9. Буддийские Монастырь в Боробудур (BOROBUDUR) в Индонезии


Сегодняшний пост в основном для тех, кто интересуется стариной Японии. Накануне Нового Года предоставилась возможность вдоволь поснимать внутри богато украшенного (что встречается не так часто) буддистского храма без шиканий и одергиваний, с приличным освещением, и, как ни удивительно, даже без оплаты. То есть даже без входной платы в храм.

И было это не где-то в глухой деревне, а в Камакура - месте туристическом и популярном, причем в довольно известном храме, который называется Комёдзи - Храм Яркого Света. Это храм секты Дзёдо - Чистой Земли, одного из основных направлений японского буддизма. Дело в том, что Комёдзи находится ровно в противоположном направлении от традиционных камакурских достопримечательностей, поэтому там мало иностранцев, да и японцев не так много. А храм сравнительно большой и неплохо "упакованный": тут и самые большие в Восточной Японии деревянные ворота, и сад камней, и богатый интерьер (только, пожалуйста, не нужно ждать фото фресок и витражей). В свое время (эпоху Эдо и ранее) храм пользовался благосклонностью императоров и сёгунов, поэтому на полотнищах при входе гербы хризантемы и павлонии (символы императорской семьи).

Также будет несколько фотографий сценок камакурской жизни. Фотограф - не ранняя пташка, поэтому освещение закатное, то есть желтое.




1. На каменной стелле надпись: Комёдзи, храм высокого уровня секты Чистой Земли.


2. Интересно, на этом ездит настоятель или прихожанин? На заднем плане - большие деревянные ворота.


3. "Утомительное это занятие, посещать храмы... И вообще, не могу сидеть, когда другие работают, пойду лягу".


4. Старые татами на закате кажутся желтыми. Так вот откуда легенда про страну, полную золота!


5. Полотнища с вышитыми золотом драконами. Я снал покрупнее, а вообще их было много.


6. Табличка с название храма: Комёдзи, написано скорописью.


7. Общий вид интерьера. На переднем плане электрические ковры, так что молиться (или подпольно фотографировать) можно было с комфортом.


8. Главный плафон перед алтарем


9. Украшения перед алтарем. Черными иероглифами написано заклинание, произнося которое можно спастись и попасть в рай.


10. Центральный плафон молельного зала


11. В эти чугунные и деревянные кастрюли-колокола монахи отбивают ритм, когда читают сутры.


12. Перед алтарем


13. Украшения рядом с алтарем


14. Собственно алтарь с буддой Амида. Амида переносит души умерших в Дзёдо - буддистский рай.


15. Сад камней, вид справа


16. Сад камней, вид слева


17. Центральная часть сада камней


18. Фонарик - как правило, их вешают на пожертвования прихожан. Удовольствие это не из дешевых. В известных храмах за право повесить такой фонарик приходится платить и по 6000 (шесть тысяч) долларов.


19. Каменный фонарь - тоже один из видов пожертвований. Еще более дорогое удовольствие, поэтому раньше их подносили известные феодалы, а сейчас - предприятия.