Толкования на Мф. Злой раб Немилосердный должник

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

(Мф. 13:47-50)

Святитель Феофилакт Болгарский:

Царство - Слово Божие, и царство не малых каких-либо, но небесных. Оно уподобилось человеку-царю, воплотившись ради нас и быв в подобии человеческом.
Он берет отчет от своих рабов, как добрый судья для них. Без суда Он не наказывает. Это было бы жестокостью.

Десять тысяч талантов должны мы, как ежедневно благодетельствуемые, но не воздающие Богу ничего доброго.
Десять тысяч талантов должны и те, кто принял начальство над народом или над многими людьми (ибо каждый человек - талант, по слову: великое дело человек) и затем нехорошо пользуется своею властью.

Продажа должника с женою и детьми его обозначает отчуждение от Бога, ибо тот, кого продают, принадлежит другому господину.
Разве жена не плоть и супружница души, а дети не действия ли, зло совершаемые душой и телом.
Итак, Господь повелевает, чтобы плоть была предана сатане на погибель, то есть была предана болезням и мучению демона.
Но и дети, разумею силы зла, должны быть связаны. Так, если чья-либо рука крадет, то Бог иссушает ее или связывает чрез какого-нибудь демона.
Итак, жена, плоть и дети, силы зла, преданы истязанию, чтобы спасся дух, ибо такой человек не может уже действовать воровски.

Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

Обрати внимание на силу покаяния и человеколюбие Господа.
Покаяние сделало то, что раб упал в зле. Кто стоит в зле твердо, тот не получает прощения.
Человеколюбие Божие совершенно простило и долг, хотя раб просил не совершенного прощения, но отсрочки.
Научись отсюда, что Бог дает и более того, что мы просим.
Столь велико человеколюбие Его, так что и это, по-видимому, жестокое повеление - продать раба Он сказал не по жестокости, но для того, чтобы устрашить раба и убедить его обратиться к молитве и утешению.

Раб же тот, вышед...
Получивший прощение, выйдя, давит сораба.
Никто из тех, кто пребывает в Боге, не бывает несострадательным, но только тот, кто удаляется от Бога и делается чуждым Ему.

...нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен;
тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе; но тот не захотел,
а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Столь велико бесчеловечие в том, что получивший прощение в большем (десять тысяч талантов) не только не прощает совершенно меньшего (ста динариев), но и не дает отсрочки, хотя сораб говорит его же словами, напоминая ему, благодаря чему он сам спасся: "потерпи на мне, и все отдам тебе".

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему все бывшее.
Ангелы являются здесь как ненавидящие зло и любящие добро, ибо они сослужители Бога.
Не как незнающему они говорят это Господу, но для того, чтобы ты научился, что ангелы - это наши защитники и что они негодуют на бесчеловечных.

Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Владыка судит раба по причине человеколюбия, чтобы показать, что не он, а жестокость раба и его неразумие отвращают дар.
Каким мучителям предает? Может быть, карающим силам, так чтобы он вечно наказывался.
Ибо "пока не отдаст всего долга" это обозначает: до тех пор пусть будет наказываем, пока не отдаст.
Но он никогда не отдаст должного, то есть должного и заслуженного наказания, и он всегда будет наказываем.

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его .
Не сказал: "Отец ваш", но "Отец Мой", ибо таковые недостойны иметь отцом Бога. Желает, чтоб отпускали сердцем, а не одними устами.
Подумай же и о том, какое великое зло памятозлобие, если оно отвращает дар Бога. Хотя дары Бога не переменчивы, там не менее и они отвращаются.


Святитель Иоанн Златоуст:

Мы должны дать отчет в исполнении предписанных нам заповедей; но мы не в состоянии исполнить всего, что бы мы ни делали.
Поэтому Бог и дал нам легкое и удобное средство к уплате совершенно всех наших долгов - забвение обид .

«государь его приказал продать его, и жену его, и детей» Почему же велел и жену продать?
Не по жестокости или бесчеловечию, но по особенному намерению.
Таким строгим повелением хотел устрашить раба своего, и тем побудить его к покорности, без всякого намерения продать.
Если бы он имел это в виду, то не внял бы его просьбе и не оказал бы ему своего милосердия.
Но почему же не простил ему долга прежде такого повеления?
Чтобы вразумить его, сколько долгов он прощает ему, и чрез это заставить его быть снисходительнее к своему товарищу, который был должен ему.
<...>
«Потерпи на мне, - говорит он,- и все тебе заплачу» (Мф. 18:26).
Господин же его, «умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18:27).
Не открывается ли и здесь опять его чрезмерное человеколюбие?
Раб просил только отсрочки времени, а он дал ему более просимого: он отпустил ему весь долг и простил его.
Господин и прежде хотел простить долг рабу своему, но не хотел, чтоб это было одним только даром его, - но и следствием покорности раба, чтобы и со стороны его что-нибудь было сделано для получения награды.
Впрочем причина прощения показывает, что все это зависело от самого господина, хотя раб припадал к нему с своим прошением.
Однако же господин так поступил, чтобы и со стороны раба была причина прощения ему долга, и чтобы, научившись собственным несчастием, был снисходительнее к своему товарищу.

Но послушаем все мы, нерадящие о молитве, какова сила молитвы.
Этот должник не показал ни поста, ни стяжательности, ничего другого подобного, однако же, лишенный и чуждый всякой добродетели, лишь только попросил он господина, то и успел преклонить его на милость.
Не будем же ослабевать в молитвах. <...>
Тот, Кто хочет с тобой примириться, не человек, пред которым бы пришлось тебе стыдиться, и краснеть; это Бог, желающий больше тебя освободить тебя от грехов.
Не столько ты желаешь своей безопасности, сколько Он ищет твоего спасения.

Выйдя же тотчас , - не чрез несколько времени, но тотчас , еще живо ощущая благодеяние, ему оказанное, - он во зло употребил и дар, и свободу, ему данную. <...>
Сам он просил господина о прощении десяти тысяч талантов, а этот только о сотне динариев; последний просил у равного себе, а тот у господина.
Сам он получил совершенное прощение, а товарищ просил только отсрочки времени, но он и в этом отказал ему, - потому что сказано: «посадил его в темницу»
«Товарищи его, видев происшедшее» (Мф. 18:30-31), обвинили его пред господином.
Даже и людям это было неприятно: что сказать о Боге? Так негодовали на него не имеющие на себе долга!
<...>
«Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя» (Мф. 18:32-33)?
Примечай опять кротость господина!
Он судится с рабом своим и как бы защищается, намереваясь уничтожить свой дар (или лучше, не он уничтожил, но сам получивший). <...>

Хотя и тяжким для тебя кажется простить долг ближнему своему, но ты должен обратить внимание и на ту пользу, которую ты уже получил и имеешь получить;
хотя и тяжко повеление, но надлежало помыслить о награде за исполнение его.
Притом товарищ не оскорблял тебя, напротив ты оскорбил Бога, простившего тебя за одно только прошение твое.
Если бы даже он и оскорбил тебя, и для тебя несносно быть ему другом, то еще несноснее попасть в геенну.
<...>Когда он был должен десять тысяч талантов, господин не называл его лукавым, и не укорял его, но помиловал его.
Как же скоро он поступил жестоко с своим товарищем, то господин сказал: «Злой раб!»

Слушайте, лихоимцы (к вам слово)! Слушайте, безжалостные и жестокие!
Вы жестоки не для других, но для самих себя.
Когда ты питаешь злобу, то знай, что ты питаешь ее к самому себе, а не к другому, обременяешь самого себя грехами, а не ближнего .
Что бы ты ни делал последнему, все это сделаешь как человек, и притом в настоящей только жизни; но Бог не так поступит: Он подвергнет тебя большему и вечному мучению в жизни будущей.
Если благодеяние тебя не сделало лучшим, то остается исправлять тебя наказанием.
Хотя благодеяния и дары Божии непреложны, но злоба так усилилась, что нарушила и этот закон.
Итак, что хуже памятозлобия, когда оно может лишить нас столь великого дара Божия? <...>

Итак, что означает эта притча?
«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35).
Не говорит: Отец ваш, но: «Отец Мой», - потому что недостойно называться Богу Отцом столь лукавого и столь человеконенавистного раба.

Итак, требование Спасителя двоякое: чтобы мы чувствовали свои грехи, и чтобы прощали другим.

Чувствовать свои грехи нужно для того, чтобы удобнее было прощать их другим (так как размышляющий о собственных грехах снисходительнее бывает к ближнему).
Прощать же другим мы должны не словами только, но от чистого сердца.
Итак, не будем же обращать против самих себя меча своим памятозлобием. <...>
Если ты будешь рассудителен и любомудр, то зло обратится на главу оскорбившего, и он жестоко пострадает.
Если же ты будешь оскорбляться и негодовать, то сам пострадаешь, - не от него, а от самого себя. <...>
Смотри, сколько получаешь ты пользы, перенося безропотно обиды от врагов :

первая и важнейшая - отпущение грехов;
вторая - терпение и великодушие;
третья - кротость и человеколюбие, так как тот, кто не способен гневаться на оскорбляющих его, тем более будет кроток в отношении к любящим его;
четвертая - совершенное истребление гнева, с чем никакое благо не может сравняться, так как свободный от гнева без сомнения свободен и от неприятностей, с ним соединенных, и не проводит жизни в напрасных огорчениях и муках.
Не умеющий враждовать не знает и печали, но наслаждается радостью и другими бесчисленными благами.
Итак, ненавидя других, мы сами себя наказываем, равно как любя других, благодетельствуем сами себе. <...>

Припомни, что и Христос, идя на крестную смерть, о Себе радовался, а о распинателях Своих плакал: подобным образом и нам надлежит поступать.
Чем более нас обижают, тем более мы должны оплакивать обидевших нас; для нас отсюда происходит великое благо, для них же, напротив, великое зло.


Митрополит Антоний Сурожский:

Твое спасение в твоих руках; прости - и тебе будет прощено.
И момент, когда будет прощено, значит, что тебе открыта вечная жизнь. (29 августа 1976 г.)
_____________________________________
И вот прежде чем дойти до того, о чем говорит эта притча - осознать себя должником по отношению к Богу, - нам надо осознать, что мы считаем Его нашим должником, что мы постоянно восстаем на Него с горьким упреком или, пожав плечами, отходим от Него.
Эта притча нам даже не по плечу; жутко сказать, но мы не ощущаем себя постоянно должниками Божиими, и как часто и постоянно мы видим в Нем своего неоплатного должника, Которого мы упрекаем в своем сердце и часто обличаем в лицо!..


Гладков Б.И.:

<...>Итак, после того, как дар уже оказан, и человеколюбие явлено, приговор отменен ради злопамятства .
Не погрешит, кто назовет этот грех тягчайшим всякого греха: другие грехи все были прощены, а этот не только сам не мог быть прощен, но возобновил опять и другие грехи, которые были уже изглажены совсем.
Ни от кого так не отвращается Бог, как от человека злопамятного и коснеющего в гневе.

Эта притча, помимо главной мысли о всепрощении, прекрасно разъясненной Иоанном Златоустом, вмещает в себя и другую, весьма важную для нашего спасения.
Наказание прощенного уже, но вновь согрешившего грешника, при том же наказании его не только за новый грех,
но и за все прежние, покрытые уже прощением грехи, доказывает,
что прощение грехов в этой жизни не дается безусловно и навсегда ;
напротив, всякое прощение дается под условием, чтобы прощенный более не грешил.


Епископ Михаил (Лузин):

Вот чему Господь поучает сею притчею:

1) Грехи наши перед Богом многочисленны и тяжки;
2) Бог прощает их нам по своему милосердию, если мы молимся ему о том;
3) Грехи наших ближних против нас незначительны, сравнительно с грехами нашими перед Богом;
4) Следовательно мы должны их прощать ближним нашим;
5) Если мы не прощаем их, то и Бог не простит нас, и тогда мы должны за это подвергнуться вечным мучениям.


Прот. Александр Шаргунов:

Притча о жестоком заимодавце начинается со слов: Царство Небесное подобно царю , и это значит, что тайна прощения сокрыта в Божественной благодати , в тайне Царства Небесного.
Царь, требуя отчета у своих рабов, находит среди них одного, который должен был ему десять тысяч талантов. <...>
Царь решил взять, что он мог, и приказал продать этого человека и его семью в рабство, в работу, пока он не заплатит все.

Но человек пал на лице свое, умоляя потерпеть на нем, оставить его на свободе, обещая заплатить за все.
Видя, что он хочет совершить невозможное, царь сжалился над ним и простил ему долг.
Прощение было дано из-за его отношения к долгу, из-за признания справедливости этого долга, из-за решимости все исполнить по справедливости — не из-за способности заплатить долг.
И вот мы видим, что виновный человек был освобожден, а невинный человек, царь, заплатил долг, ибо он вычеркнул десять тысяч талантов из того, что ему принадлежало. Этот пример приоткрывает нам тайну Христова прощения.
Прощение означает невинное страдание за виновного .

<...>Постараемся понять из этой притчи тайну прощения.
В мире существует справедливость. Царь требует отчета в долгах наших.
Но его справедливость — выше справедливости, и потому должнику дается прощение.
Когда этот прощенный человек, ничему не научившись — не поняв, что справедливость может быть только тогда, когда она выше справедливости — требует то, что ему по справедливости принадлежит, совершается вопиющая несправедливость.
И тогда царь напоминает, что в мире существует справедливость.
Оттого, что мир стремится осуществить справедливость без Бога, без высшей справедливости, столько в мире несправедливости, жестокости, и все друг друга бросают в тюрьму.

Тюрьма на библейском языке означает ад. <…>
И вот здесь, в притче, заключена решающая, может быть, для судьбы каждого человека и всего человечества тайна.
Прощение, которое мы получаем от Бога, открывает нам, что стоит грех.
Никто не может знать до конца, как дается прощение, которое превосходит всякую справедливость, если не увидит Сына Божия, ставшего человеком.
Прощение дается дорогою ценою — Кровью Христовой .
Речь идет не столько о мудрости, сколько о безумии Креста.
Через прощение приходит к нам глубочайшее знание греха — и покаяние, открывающее Царство Небесное, и сострадание ко всякому раненому грехом человеку .

Христианский народ — это не народ силы, это народ, который верит в Иисуса Христа, пришедшего взыскать и спасти погибшее.
Это прощенный народ, который оттого, что он прощенный, призван принести Евангелие Божия прощения всем людям.
Мы должны со властью сказать и засвидетельствовать об этом перед всеми людьми.


Священник Сергий Лепин:

Увидь себя в своем ближнем и прости себя в нем - вот тебе и прощение Божие!

Злой, немилосредный раб, которому простили многое, и который через это прощение заново обрел свою семью и собственность (= жизнь),
не захотел простить своему ближнему сущий пустяк - по сравнению с тем, что простили ему, разумеется.
Однако один динарий в то время имел меру ок. 4.5 граммов серебра. На кону почти полкилограмма лунного металла!
Даже для сегодняшнего дня это немалая сумма. <...>
Мы должны прощать не просто пустяки, но и те «суммы», которые иногда пришлись бы нам очень-очень кстати -
да, злого раба простили, но денег-то ему никто не дал, и нужда его осталась при нем.

Идея прощения может противоречить здравому смыслу, основанному на принципе выбора лучшего и следования своим интересам…

Добавить комментарий:

Мф. XVIII, 18-35: 18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. 19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. 21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? 22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. 23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; 26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. 27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. 29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. 30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. 32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? 34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Руководство к изучению Четвероевангелия


Прот. Серафим Слободской (1912-1971)

По книге «Закон Божий», 1957.

О прощении обид. Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце

Во время одной беседы Иисуса Христа, апостол Петр подошел к Нему и спросил: «Господи! сколько раз прощать брату моему, (то есть ближнему), согрешающему против меня (т. е. если он чем-нибудь обидит меня)? Довольно ли будет простить ему до семи раз?

Иисус Христос сказал ему: «не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз», т. е. прощай без счету, всегда.

Чтобы лучше объяснить это, Иисус Христос сказал притчу: «один человек был должен царю десять тысяч талантов. (Талант – вес золота и серебра, ценою приблизительно в 2.500 рублей. Значит, долг его был около 25 миллионов рублей). Но он не имел чем заплатить. Когда его привели к царю, то царь приказал продать его, и жену его, и детей, и все его имение. Тогда должник упал к ногам царя и, кланяясь, стал просить его: государь! потерпи на мне, и я все тебе заплачу. Милостивый царь сжалился над ним, простил ему весь долг и отпустил его. Человек же тот, вышедши от царя, увидел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, (т. е. всего лишь только 20 рублей). Он схватил товарища и начал душить его, говоря: «отдай мне, что ты должен». Товарищ его упал к его ногам, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе». Но тот не захотел ждать, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Когда Царь узнал, от товарищей пострадавшего о жестокости этого человека, то призвал его к себе и сказал ему: «злой раб! весь долг твой я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, царь отдал его истязателям, (т. е. людям, на которых лежала обязанность наказывать преступников), пока не отдаст всего неоплатного долга своего».

Закончив притчу, Иисус Христос сказал: «так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца ближнему своему согрешений его».

В этой притче под царем разумеется Бог. Под человеком, который так много должен был царю, разумеемся мы, люди. Под долгом – грехи наши. Под товарищем должника разумеются те люди, которые в чем-нибудь виновны пред нами (наши должники).

Из этой притчи видно, что всякий, кто бывает злым на ближних своих за какие-нибудь их проступки и не хочет прощать их, тот не заслуживает (недостоин) помилования от Бога.


Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

16. О прощении обид и притча о немилосердном должнике

(Мф. XVIII, 21-35; Лк. XVII, 3-4)

Наставление Господа о прощении согрешившего и покаявшегося брата вызвало вопрос Петра, сколько раз прощать брату. Вопрос этот объясняется тем, что, по учению иудейских книжников, прощать можно только три раза. Желая превзойти ветхозаветную праведность и думая показаться великодушным, Петр спрашивает, достаточно ли будет прощать до семи раз. На это Христос ответил, что прощать нужно до седмижды семидесяти раз, т.е. прощать нужно всегда, неограниченное число раз. В пояснение этой необходимости всегдашнего, беспредельного всепрощения Господь рассказал затем притчу о милостивом царе и немилосердном должнике. В этой притче Бог представляется под образом царя, которому его рабы должны известные суммы денег. Так и человек является должником перед Богом, потому что не творит добрых дел, которые обязан творить, а вместо того, согрешает. «Сосчитаться» значит требовать уплаты долга, что изображает собою в притче требование Богом отчета от каждого человека на Страшном Суде, а отчасти и на частном суде до смерти каждого человека. Должник, который имел долг «тму талант», т.е. десять тысяч талантов, обозначает каждого человека грешника, который перед лицом правды Божией является неоплатным должником. 10.000 талантов – громадная сумма: еврейский талант равнялся 3000 священных сиклей, а сикль соответствовал нашим 80 коп. серебром, след., талант равнялся нашим около 2.400 рублей серебром. Число определенное поставлено здесь, конечно, вместо неопределенного. Сообразно с законами Моисеевыми – Лев. 25:39, 47, царь приказал продать этого неоплатного должника, но умилостивившись над ним, после его усердной мольбы, весь долг простил ему. Это – прекрасный образ милосердия Божия к кающимся грешникам. Прощенный, найдя своего клеврета, который должен был ему ничтожную, по сравнению с первой, сумму в 100 динариев (динарий около 20 коп.), стал душить его (по римским законам, заимодавец мог истязывать должника своего, доколе он не возвратит свой долг), требуя возвращения этого ничтожного долга. Он не сжалился над ним, несмотря на его мольбу потерпеть, и посадил его в темницу. Товарищи его, видевшие это и огорченные, обо всем этом рассказали царю. Царь прогневавшись на злого раба, призвал его к себе и, сделав ему строгий выговор за то, что он не последовал его примеру в великодушии к своему должнику, отдал его истязателям, пока он не отдаст ему своего долга, т.е. навсегда, ибо он никогда не будет в состоянии заплатить столь большой суммы (грешник спасается единственно милосердием Божиим, сам же он никогда своими собственными силами не в состоянии удовлетворить правосудию Божию, как должник неоплатный). Смысл притчи кратко выражен в последнем 35 стихе: «тако и Отец Мой Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их». Этою притчею Господь желает нам внушить, что все мы так много согрешаем, что являемся пред Богом неоплатными должниками; грехи наших ближних против нас столь же незначительны, коль незначительна сумма в 100 динариев, по сравнению с громадной суммой в десять тысяч талантов; однако, Господь, по безграничному милосердию Своему, прощает нам все наши грехи, если мы, в свою очередь, обнаруживаем милосердное отношение к ближним и прощаем им их грехи против нас; если же мы оказываемся жестокими и немилосердными к нашим ближним и не прощаем их, то и Господь не простит нас, а осудит на вечные мучения. Эта притча является прекрасным наглядным разъяснением прошения молитвы Господней: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Наставление Иисуса Христа ученикам

(Мф. 18:1-35; Мк. 9:30-55; Лк. 9:46-50; 17:1-4)

… Утвердив снова за учениками данное им прежде право отпущения и удержания грехов и научив находить успех молитвы в единодушии молящихся, Иисус Христос на вопрос Петра: должно ли прощать согрешающему брату до семи раз? - отвечал, что должно прощать не только до семи раз, но до седмижды семидесяти раз, то есть неопределённое число раз, или вернее всегда - показывая тем, что прощение грехов близкому есть постоянная и непременная наша обязанность, как доказательство нашей любви к близкому и как одно из условий, при соблюдении котораго мы сами можем надеяться на получение от Бога прощения наших грехов. Нагляднее Иисус Христос выразил это в притче о человеке, получившем от своего царя прощение долга в 10 тысяч талантов, и не простившем своему должнику небольшого долга в 100 динариев, и за то подвергшемся взысканию своего долга, уже прощённаго царём.

… 7. Как важно единодушие - признак и следствие взаимной любви - показывают слова Иисуса Христа, что всякая просьба от лица двух или трёх человек будет услышана Отцом Небесным и что во всяком собрании из двух или трёх человек Он Сам будет присутствовать.

1 Коринфянам, гл. 9, ст. 2-12

2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства -- вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

От Матфея, гл. 18, ст. 23-35

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его

Неделя 11 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждый день, братья, за Божественной литургией мы слышим одни и те же слова: “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут”. Блаженны те, кто прощает грехи близким своим, кто не помнит зла, кто обладает этим счастливым умением – прощать. И нам часто кажется, что прощать другим людям легко. Что такое, в сущности, простить? Ведь не деньги же свои отдать человеку, не время на него потратить, не сто поклонов положить, а просто сказать ему: “Я тебя прощаю. Бог с тобой. Иди с миром”. И только...

Но каждый сколько-нибудь серьёзный человек, который молится Богу, который думает о своих грехах, который действительно пытается измениться, чтобы усыновиться Богу и обрести Царствие Божие, такой человек по своему собственному опыту знает, как это мучительно трудно – прощать грехи ближним своим! Как трудно простить косой взгляд, злое слово, обидную кличку, и я уж не говорю, как мучительно трудно простить прямое и сознательное зло, нам причинённое.

Однако и сегодняшнее евангельское чтение (Мф.18,23-35), и многие другие места в Евангелии, и молитва Господня и обетования блаженств, которые поются за литургией – всё это говорит нам об одном: как мы прощаем, так и Господь нас простит.

Из этого ясно, что Царствие Божие, страна вечного блаженства, земля обетованная каждому из нас доступна. Доступна всем: не только великим подвижникам, преподобным, праведным и святым, но также и нам нерадивым, нам всем, “зде предстоящим и молящимся”. И только одно условие поставлено: прости. Так легко! Но кому же мы должны прощать? Тому, кто унизил нас, растоптал наше достоинство, кто убил наших близких, кто уничижил нашу веру, кто поглумился над нашей надеждой, кто предал нашу любовь, кто издевается над самым святым, что у нас есть, – вот кому надо простить. Такое простить, как это ни странно, иной раз легче, чем обычные мелочи житейские, обиды, колкие слова, злобу, раздражение, неблагодарность...

А между тем иного выхода у нас нет. И все наши хождения в храм, все наши жертвы, все наши свечки, поставленные перед иконами, напрасны, если мы не можем этой малости: простить ближнему своему обиду, если мы не можем простить отцу своему, матери своей жестоких и злых слов, если мы ребёнку своему не можем простить неблагодарности, если мы священнику не можем простить резкости, раздражённого, грубого слова. Тогда мы – не христиане, и тогда нам не на что рассчитывать, потому что Господь прямо и ясно говорит нам: “Как ты прощаешь, так и тебе простит Отец твой Небесный”.

И вот проблема: как же нам научиться прощать?

Каждый из нас по своему опыту знает, что обида, раздражение, злость – как игла в сердце. Вот уже и себе говоришь: “Всё. Кончено. Я прощу его”; и ему говоришь: “Всё, брат, простил, нет между нами ничего”, – а игла-то в сердце сидит всё равно, а горечь-то в душе всё равно осталась. И это означает только одно: прощение не состоялось. Не состоялось потому, что нет мира в душе простившего. Словами-то можно всё что угодно сказать. Можно сказать про себя: я – святой; можно сказать: я – в Бога верую, я истинный христианин. Один литературный герой, например, объявил себя испанским королём. Что ж с того сделалось? Ничего. Он как был сумасшедшим, так и остался им. Но ведь и мы совершенно подобны этому безумцу, когда на исповеди дерзаем говорить: “Я никому зла никакого не делаю”. Остановись и подумай. Может быть, ты просто не видишь того зла, которое непрерывно творишь вокруг себя. Первый признак такой тяжкой духовной слепоты – вот эта мысль: я никому зла не делаю, это люди вокруг меня злые...

Если вокруг меня все злые, а я один – добрый, как же мне простить их? Ведь простить человека от души, от всего сердца можно только тогда, когда к нему у тебя жалость появилась, когда на людей смотришь и думаешь: Господи, какие же все несчастные, какие славные все! А пока душа темна, пока в ней только суд и ни слова милосердия, простить никого нельзя. Нельзя простить, и значит, нельзя получить прощение. Вот какая страшная зависимость.

Что же делать, чтобы научиться прощать других? Сегодняшнее евангельское чтение отвечает нам на этот вопрос.

Некий господин призвал своего должника, раба своего, который должен был ему множество талантов. Талантом в Иудее называлась мера, то есть большой кувшин, наполненный серебряными монетами. И вот этот человек должен был своему господину сто таких кувшинов. Сумма совершенно немыслимая! На наши современные деньги – это, наверное, миллиарды. Понятно, что отдать эти деньги раб господину своему не мог. И вот господин говорит своим слугам: “Этого человека продайте в рабство, жену его и детей продайте в рабство, имущество их продайте, а полученные деньги внесите в погашение долга”. И должник, ужаснувшийся своей участи, говорит: “Господин, потерпи на мне, и я всё тебе отдам!” И со слезами и стенаниями просит господина смилостивиться. Что же делает господин? Ему вдруг становится жалко своего должника, жалко его детишек, жалко его жену, жалко его свободу и этот тихий семейный уют, тепло очага, тепло дома, которое не купишь за всё золото мира, которое было нажито жизнью, трудом, мукой... И господин говорит должнику: “Хорошо. Ступай с миром. Я тебе всё прощаю. Ты мне ничего не должен”.

Так бывает. Мелодию ли давнюю услышишь, какой-нибудь запах, с детства знакомый, – нахлынут воспоминания, и дай тогда Бог увидеть жизнь в её истинном измерении, когда понимаешь, что ни власть, ни деньги, ни слава не стоят ничего, что самое главное в жизни – несоизмеримо богатству, могуществу, силе. В такой-то момент своей жизни, момент истины, выражаясь современным языком, – господин и простил долг своему рабу.

И тогда этот должник пошёл к своему другу. Заметьте, не к рабу, не к подчинённому, а к другу своему, к “клеврету”, как говорит Евангелие. Он пошёл к своему клеврету, который должен был ему несколько медных монеток, и стал трясти его и требовать от него деньги. А друг отдать ему их не мог. Тогда тот отвёл друга своего к судье, и его посадили в темницу, пока не отдаст долг.

И господин, с изумлением узнав о такой жестокости своего раба, призвал его и сказал: “Разве я не простил тебе в с ё, как же ты не прощаешь такой мелочи?”

О чём говорит нам Христос в этой притче? Вы, наверное, все внимательно слушали её, но не все обратили внимание на первую фразу повествования: “Рече Господь: Царствие Божие подобно человеку-царю...” То есть Царствие Божие подобно человеку, который простил громадный долг.

Мы с вами перед Богом – должники. Мы ему должны тем, что мы плохие дети нашего Бога, плохие христиане. Но Господь готов простить нам наши долги и просит только об одном: прости ближнему!

Научиться прощать можно только одним способом: внимательно вглядеться в свою душу, попытаться увидеть в своей душе язву греха. Всякий раз, когда обида на ближнего захлёстывает тебя, вспомни, что за твоими плечами множество обиженных людей, множество душ, уязвлённых твоей злобой, твоим равнодушием. За тобой, наконец, целое кладбище просто убитых тобою младенцев! Помни, что тебя есть за что наказать, а Бог – прощает. И этим самым даёт тебе ещё одну возможность простить своего “клеврета”.

Вот так и всякого, кто будет вас обижать, кто будет вас оскорблять, воспринимайте как посланного Богом, для того чтобы каждый из нас совершенствовался в своём умении прощать ближних. Когда вокруг нас – одни кроткие, смиренные и тихие люди, чего же им прощать? Это мы должны у них прощения просить – они нас терпят. А если Господь посылает нам такое испытание: жестокого, злого человека – это значит, что Он хочет нашего совершенства. Он хочет, чтобы мы научились главному в этой жизни – прощать ближнему своему, с тем чтобы Сам Господь оставил нам долги наши. Аминь.

Священник Сергий Ганьковский

Злой раб

Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими.

А как он не имея чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить.

Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил:

Государь! Потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

Раб же тот, вышед, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев и, схватив его, душил, говоря: «Отдай мне, что должен».

Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «Потерпи на мне, и всё отдам тебе».

Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видевшие происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «Злой раб! Весь тот долг я простил тебе, потому что ты упросил меня.

Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как я помиловал тебя?»

И, разгневавшись, государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Из книги Метафизика Благой Вести автора Дугин Александр Гельевич

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

2. “Злой мир погибнет в языках пламени, а "Белое братство" возродится для новой жизни” В одной из таких поездок, будучи в Днепропетровске, Кривоногов познакомился с молодой дамой по имени Марина Цвигун. Он сразу оценил ее по достоинству и взял в свою команду, а вскоре

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Злой раб Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими.Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов.А как он не имея чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и

Из книги Условия абсолютного добра автора Лосский Николай Онуфриевич

Из книги Лекарство от скорби и утешение в унынии. Молитвы и обереги автора Исаева Елена Львовна

Молитва о доме, в коем поселился злой дух Господи Боже спасения нашего, Сыне Бога Живаго, на херувимех носимый, превыше сый всякаго начала и власти, и силы, и господства, Ты еси велий и страшный над всеми сущими окрест Тебе, Ты еси сотворивый землю в крепости Твоей, и

Из книги Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны автора Игумен N.

ЭТОТ ДОБРЫЙ ЗЛОЙ «БОГ» Каббалисты заимствовали от халдейских магов древнее дуалистическое учение о равнозначности добра и зла, в течение многих веков тайно передавая его из уст в уста, от учителя к ученику. Этим и объясняется название книги - «Каббала», которое в

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Злой дух владеет вами обоими Смотрите: Я расскажу вам одну историю! - сказл старец Порфирий.Одна монахиня, которая сильно стремилась к порядку, с раздражением сказала своему старцу:- Такая - то сестра возмущает весь монастырь своими трудностями и своим характером. Мы

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Злой Дух и зло Если даже истина, которая есть добро и красота, антиномична, то сколько же противоречий можно выявить во зле, которое есть ложь и мерзость! В эпоху Отцов одновременно существовало две точки зрения: с одной стороны, в Библии «мировой грех» предстает как

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Злой должник. Милосердный самарянин Один из слушателей обратился однажды к Иисусу Христу с таким вопросом:- Учитель, если меня кто-нибудь постоянно обижает, то сколько раз я должен прощать ему? Не правда ли, довольно простить ему семь раз?Но Христос отвечал:- Нет, не семь

Из книги Основы искусства святости, том 1 автора Варнава Епископ

Из книги Христианские притчи автора Автор неизвестен

Злой дух Однажды к святому Антонию Великому пришёл Дьявол и начал рыдать.- Кто ты и что с тобой случилось? - спросил преподобный.- Святой отец, - ответил Дьявол, - я не человек, я - злой демон.- Что же тебе нужно?- Ничего более, - отвечал злой дух, - кроме того, чтобы

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

ЗЛОЙ ДОЛЖНИК. МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН Один из апостолов, Пётр, обратился однажды к Иисусу Христу с таким вопросом:– Учитель, если меня кто-нибудь постоянно обижает, то сколько раз я должен прощать ему? Не правда ли, довольно простить ему семь раз?Но Христос отвечал:– Нет, не

Из книги Евангелие для детей с иллюстрациями автора Воздвиженский П. Н.

Из книги Иллюстрированная Библия для детей автора Воздвиженский П. Н.

ЗЛОЙ ДОЛЖНИК. МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН Один из слушателей обратился однажды к Иисусу Христу с таким вопросом:– Учитель, если меня кто-нибудь постоянно обижает, то сколько раз я должен прощать ему? Не правда ли, довольно простить ему семь раз?Но Христос отвечал:– Нет, не

Из книги Теория Всего Просветленная перспектива автора МакКенна Джед

Злой Демон Настолько ли я завишу от тела и чувств, что без них не могу существовать? Но у меня было убеждение, что в мире не было абсолютно ничего, не было неба и земли, ни разума, ни тел; не был ли я, в таком случае, в то же время убежден, что и я не существовал? Отнюдь нет; я

Из книги Святая простота. Рассказы о праведниках автора Зоберн Владимир Михайлович

Злой навет Мертвая тишина царила в вековом дремучем лесу. Слабо трещали от мороза верхние ветви, и громкое эхо гулко раздавалось вокруг.- Ну, наконец-то! К раннему утру, даст Бог, будем на месте! - сказал пожилой всадник, обращаясь к следовавшему за ним юноше и широко

222 Просмотров

Мф., 77 зач., 18, 23–35

Сказал Господь притчу сию: посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Сказал: «Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими» (ст. 23). Конечно, Царство Небесное невозможно изобразить в нескольких словах. Поэтому , говоря о нем различными притчами, изображал в них лишь ту или иную его сторону. Под Царством Небесным могут подразумеваться как те благодатные переживания, которые будут испытывать люди в будущей жизни, так и – в широком смысле – то, что необходимо, чтобы приобрести Царство Небесное, войти в него. Сегодняшняя говорит именно о том, что должен делать человек, чтобы стяжать Царство Небесное и затем не потерять, удержать его.

Когда апостол Петр вопрошал Господа, прощать ли брата до семи раз, он уже чувствовал в своем сердце новый закон любви, принесенный Господом с Неба, любви, все прощающей и все покрывающей; но он еще не сознавал полностью, что силу любви не может победить ненависть, что нельзя поэтому и полагать ей какие-либо пределы. Когда Бог повелевает человеку прощать брата, то человек не имеет никакого права рассуждать о своих правах; он должен прощать просто, без всяких отговорок и условий, ибо каждый человек – сам неоплатный должник перед Богом. Святитель говорит: «чтобы повеление прощать до седмижды семидесяти раз не показалось кому-либо великим и трудным, присоединил притчу, в которой Он посрамляет того, кто стал бы гордиться этим, и вместе с тем показывает, что такое повеление не трудно, а напротив, весьма легко. Он представил в ней человеколюбие Свое, чтобы ты отсюда познал, что хотя бы седмижды семьдесят раз прощал ближнему, хотя бы все его прегрешения всегда оставлял, и тогда твое человеколюбие будет так же далеко от безконечной Божественной благости, которая для тебя нужна на будущем Суде при требовании от тебя отчета, – как капля от безпредельного моря, и даже еще более».

«Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов» (ст. 24). Конечно же, под царем подразумевается Господь, а под тем человеком, который был приведен к Нему, – любой из нас, потому что все мы являемся должниками Богу. Так много мы Ему должны, настолько велик этот долг, что отдать его для нас невозможно. Бывают в жизни такие ситуации, когда отдать долг, может быть, и сравнительно небольшой совершенно немыслимо, потому что мы бедны и не имеем денег вообще или же именно в данном случае. Вот Спаситель и приводит такой пример – долг «в десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить» (ст. 25).

Что имеется в виду под всем имуществом и семьей? Все, чем мы обладаем в этой жизни. Мы лишаемся всего, если только не можем воздать Господу этот долг. Но как мы его воздадим? Нет у нас такой возможности, и тогда нам остается делать то, что делал раб в притче. «Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (ст. 26–27). Раб умолил своего господина о прощении. Если бы и мы могли умолить Господа, чтобы Он простил наш бесконечный долг перед Ним, который мы не можем отдать, но можем только ожидать прощения. И никто, даже самый великий угодник Божий, не вправе сказать о себе, что он отдал свой долг.

И о величайшем святом не может так сказать ни один человек, если он православный. Все мы просили и просим у Бога прощения, начиная от преподобного Серафима Саровского и кончая самым обыкновенным прихожанином сельской церкви. Никому никогда не удастся отдать свой долг. Как мы можем это сделать, если и мы сами приведены Богом в бытие из небытия, и наша жизнь со всем, что мы имеем и чем мы желаем послужить Богу, также дарована Им?

Какой прекрасный образ милосердия Божия к грешным людям! «Должник не имеет средств к оправданию, – говорит Филарет, митрополит Московский, – закон осуждает его; царь имеет всю власть исполнить осуждение; повинный не считает возможным просить, чтобы долг был прощен, а разве только отсрочен; и внезапно – долг прощен». Строгость суда Божия смягчается, когда грешник искренно сознается в своей виновности. Этой строгостью только прикрывается все та же безконечная благость Божия: доведя человека до сознания виновности, эта строгость снова является милостью; самый этот счет, который грозил сначала неминуемой гибелью, становится уже великой милостью. Грешник должен сначала осознать все множество грехов своих, прежде чем это тяжкое бремя исчезнет в глубине милосердия Божия. Он должен восчувствовать в себе страшный приговор суда Божия и только тогда сердце его станет способно воспринять целебный бальзам Божия милосердия.

«Царь и прежде хотел простить долг рабу своему, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – но не хотел, чтобы это было только одним даром его, но чтобы и со стороны раба было что-нибудь сделано, чтобы, научившись на собственном несчастье, раб был снисходительнее к своему товарищу. И действительно, в эту минуту раб был добр и чувствителен: он припал к государю с прошением, возгнушался своими грехами и познал великость своего долга».

«Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен» (ст. 28). Господь в этой притче изобразил то, что часто бывает с нами: получив прощение от Бога, мы не желаем или, как нам кажется, не можем простить долги наших ближних, будь это члены нашей семьи, случайные прохожие или наши сотрудники – люди, с которыми мы общаемся. Мы не можем им простить тех нравственных долгов, которые они перед нами имеют: обид, оскорблений, ненависти. Возможно, мы считаем, что они должны нам чем-то послужить, как-то отблагодарить нас или нравственно нам обязаны, как, допустим, дети считают, что родители им обязаны, а родители то же самое думают про своих детей.

Когда мы встречаемся с кажущейся несправедливостью, то забываем, что Бог только что отпустил нам совершенно неоплатный долг и мы, в свою очередь, должны были бы на радостях все всем простить. Если бы даже мы собрали все эти долги со своих должников, то они не покрыли бы и малой части того безграничного долга, который мы имеем пред Богом. Поэтому, прощенные в великом, мы должны были бы и все мелочи простить. Но мы об этом забываем даже после усердной и пламенной молитвы. Окончив молитву, почувствовав в душе прощение грехов, прощение нравственного долга перед Богом, мы тут же начинаем раздражаться на тех, с кем сталкиваемся, и благодатное состояние от нас отходит, мы теряем его.

«Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга» (ст. 29). Конечно, это притча и в жизни не бывает точно так, как здесь изображено. Не всегда человек, которого мы считаем своим нравственным должником, просит и умоляет нас о прощении. Иногда он даже и не подозревает, что мы считаем его таким. И хотя нравственная справедливость, само естественное чувство – все взывает к нашей совести, мы не хотим прощать. Если не можем отомстить этому человеку на деле, то в душе своей его всячески казним и мучаем. Внутренне мы были бы рады, если бы было возможно, посадить его в темницу, пока он не отдаст долга.

«Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее» (ст. 31). Кого называет товарищами? Конечно, Бог знает все безо всякого доклада, но мы можем предположить, что это , а возможно, и сама действительность, реальные факты взывают к Богу, к Его справедливому суду. «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (ст. 32–33).

С помощью такого яркого образа призывает нас к тому, чтобы мы прощали своих должников если не из чувства милосердия, то хотя бы руководствуясь здравым смыслом. «Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (ст. 33–34). Эти истязатели – демоны. Как в этой жизни они истязают нас и всячески уничижают через действие страстей, так и в будущей жизни будут истязать и мучить человека. Но наш долг Богу мы никогда не отдадим. Сказанное здесь «пока не отдаст ему всего долга» значит, что практически этот человек лишился всякой надежды на благополучный исход, потому что вернуть долг никому из нас невозможно. Либо мы будем прощены, либо, если справедливость восторжествует, нам придется вечно отдавать свой долг, то есть вечно страдать.

Итак, «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13). «Когда государь приказывал его продать, то приказание дано было без гнева, и так как не доведено до исполнения, то служит яснейшим доказательством человеколюбия, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – но теперь делается определение с великим негодованием, определение мести и наказания».

«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (ст. 35). Итак, мы должны простить нашему брату, но простить не просто на словах, а от сердца. В Священном Писании о сердце многократно говорится как о глубоко сокровенной сущности человека, где он бывает самим собой. Если человек не простит от сердца – значит, он вообще не простит.

Если человек не смирится сердцем – значит, он вовсе не смирится. Если человек не очистил свое сердце – значит, весь он не чист. Поэтому нужно простить от сердца. Не только не делать никакого зла нашему обидчику или должнику, в каком бы виде этот долг нам ни представлялся, но и очистить наше сердце от чувства неприязни к ближнему. Ведь Бог требует от нас не только того, чтобы мы никому не делали зла, но и в особенности того, чтобы мы ни к кому не испытывали злобы.

Большинству из нас кажется, что мы никому не делаем ничего плохого, хотя на самом деле многих окружающих нас людей мы всячески обижаем, доставляем им неприятности, досаждаем им. Мы не видим того, что с нами происходит. Иногда даже мы хотим человеку сказать что-то, как нам кажется, приятное, а человек от наших слов скорбит. Но если мы очистим свое сердце, если в нем не будет никакой неприязни ни к кому, то тогда мы не сможем, даже если бы и захотели, причинить ближнему зло, доставить ему неприятность, как-либо досадить.

Поэтому Господь и призывает, чтобы мы простили нашим братьям. Простили им от сердца, а не только на словах или даже на деле. Итак, после того как мы помолимся Богу, прося Его о прощении наших грехов, и почувствуем в душе облегчение, когда благодать Божия коснется нашего сердца и мы уйдем после молитвы просветленные и очищенные душой, – будем внимательны. Будем помнить прежде всего, что нужно беречь себя от всякой неприязни по отношению к тому, с кем мы соприкасаемся, будь то наш родственник или совершенно случайный человек.

«Итак, если уж помнить грехи, – поучает святитель Иоанн Златоуст, – то помнить должно только свои; помня собственные грехи, о чужих мы никогда и не подумаем; а коль скоро о тех забудем, эти легко придут нам на мысль. Если бы и неблагодарный должник помнил о десяти тысячах талантов, то не вспомнил бы о ста динариях. Господь требует, чтобы мы чувствовали свои грехи для того, чтобы удобнее было их прощать другим. А прощать мы должны от чистого сердца, чтобы не обратить против самих себя меча своим памятозлобием»

И не забудем, что признак настоящей молитвы и истинного прощения грехов – это расположение к ближним. В противном случае можно усомниться, действительно ли Бог простил нам грехи. Если после молитвы мы ощущаем не просто некоторое облегчение на сердце, но оборачиваясь лицом от Бога к людям, бываем с ними приветливы, чувствуем снисхождение к ним, желание помочь – одним словом, испытываем к ним любовь, то это и есть признак того, что Бог простил или прощает наши грехи.

    Мы на собственном опыте иногда обнаруживаем это, когда, встав на молитву, неожиданно осознаем, что не имеем более не только прежнего дерзновения к Богу, но даже и внимания. Все это оттого, что наш ум начал колебаться. Неважно, чем было вызвано в нас это колебание, подобное бурному волнению на Геннисаретском озере, смутившему апостола Петра.