Православная молитва за обидевших и ненавидевших нас простыми словами. О ненавидящих и обидящих нас Как молиться за обижающих нас

Немирный дух, поразивший в последние годы как общество в целом, так и множество отдельных его членов, пытается сегодня как бы узаконить некоторые ставшие привычными грехи против ближнего: мстительность, осуждение, недоверие, недоброжелательность, ненависть. Поэтому нелишним будет сказать о том, как Православная Церковь учит относиться к тем, кого мы считаем своими противниками и врагами, к «ненавидящим и обидящим нас».

Человек сотворен по образу и подобию Божию, и как Вселюбящему Богу не свойственно не любить кого-либо, так и человеку это не свойственно. Ненавидящий ближнего (даже виноватого) поступает против своей природы, ломая и уродуя ее. Великим богатством считаем мы здоровье. Как печалит нас даже малая потеря его. А вот ущерба, нанесенного своей душе, мы часто не замечаем. Хотя драгоценнее человеческой души нет ничего в мире. Весь этот прекрасный мир, что окружает нас, когда-нибудь окончит свое существование, обратится в прах. Душа же человека будет жить вечно. Ради ее спасения пролил Свою Божественную Кровь Иисус Христос, Сын Божий. «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 3, 36) - говорит Спаситель.

Не повредить своей душе, не нарушить своего божественного устроения, не преступить закона любви к ближнему - вот правила, которыми руководствуется православный христианин в своих отношениях с любым человеком, помня, что каждый человек, как бы испорчен и греховен он ни был, несет в себе образ Божий. Это отсутствие злобы и желание добра даже врагу отразилось в православной молитве «О ненавидящих и обидящих нас»: «Господи:.. ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству».

Случается, что поступки нашего противника или большой ущерб, нанесенный им, а главное, наше духовное несовершенство не позволяют нам увидеть в нем не только образа Божия, но и образа человеческого. Не будем спешить с осуждением. Обратимся сначала к своей совести. Так ли уж мы чисты сами? Ведь не может вор судить вора, клеветник - клеветника? Разговор идет о личном осуждении, так как судья, человек хотя и не без недостатков, однако судит преступника, потому что судит не личным судом, а согласно имеющимся законам.

Многие из нас не видят своих грехов и потому не способны осудить себя. Кто-то скажет: «Я никогда не совершал такого-то греха, он мне не свойствен, и потому могу судить другого». Так ли это? Возьмем страшный грех- человекоубийство. От него отрекается большинство. А апостол Иоанн Богослов советует не обольщаться: «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца» (Ин. 3, 15).

Грех начинается с помысла, с мысли, и если не укротить его, вырастает в действие. Но он один и тот же - убийства, сребролюбия, клеветы. Кто из нас поручится, что не имел злой мысли против кого-то? Что не испытал хотя бы мимолетной, совсем «безобидной» зависти (гpex против десятой заповеди)? Какие же из нас судьи? Оставим суд Тому, Кому он и принадлежит, Единому Безгрешному, Сыну Божию.

Люди, внимательно следящие за состоянием своей совести, поддерживающие ее в «рабочем состоянии» частой исповедью, как правило, редко осуждают, зная на опыте, как трудно сохраниться от греха. Они сочувствуют грешнику, как сочувствовали бы больному. Грех - та же болезнь. Болезнь души. Кроме того, будем помнить и обещание Спасителя: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете и судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1 – 3). В одной обители умирал нерадивый монах. Братия, зная о его беспечной жизни, ожидали увидеть мучительную агонию грешника, но брат встречал в покое и радостно. «Как же так? - спросили его. - Ведь ты всю жизнь не радел о спасении, почему же ты спокоен?»- «С тех пор, как я переступил порог этой обители, я не осудил ни одного человека и знаю, что на мне исполнятся слова моего Спасителя: «Не судите, да не судимы будете», - и потому я умираю спокойно», - отвечал брат.

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21), - учит Апостол. Не подбрасывать поленья ненависти в костер вражды подобает нам, а гасить его личным примером добра и беззлобия. Станем надеяться и на совесть противника. Потому что совесть есть общий Божественный закон, данный при рождении каждому человеку. «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12, 20), - советует апостол Павел, сравнивая пробудившуюся совесть человека с горящими угольями.

Знакомая маленькая девочка из православной семьи как-то подверглась враждебным нападкам и обидам со стороны своей одноклассницы. Обидчица толкала, щипала и словесно выражала свою неприязнь. Бабушка юной христианки советовала ей отстаивать себя ответными толчками, остроумными замечаниями или, в конце концов, жалобой учительнице. Но девочка отвечала: «Ничего, я потерплю, а она привыкнет ко мне и полюбит». Действительно, в скором времени ее противница не только отказалась от вражды, но из обидчицы превратилась в лучшую защитницу. Так беззлобие и терпение маленькой первоклассницы пробудили совесть подруги и заставили девочку отказаться от дурных действий и даже загладить их добрыми делами.

В нашем отношении к обидчику, злобствующему на нас, пусть примером послужит Сам Спаситель, молившийся на Кресте о распинающих Его, да не вменит им Господь вины, «не ведают бо что творят». Будучи всемогущим Богом, он не карает зломыслящих, предающих и распинающих Его. «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 44 – 45).

В книге Деяний святых апостолов мы читаем о мученической кончине архидиакона Стефана: «…и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им гpexa сего. И, сказав сие, почил. Савл же одобрял убиение его» (Деян. 7, 58 – 60; 8, 1). Не отомстить, а простить молит праведник Господа. И случается, казалось, невозможное. Савл, дышавший «угрозами и убийством на учеников Господа» (Деян. 9, 1), становится апостолом Христа. Первоверховным апостолом Павлом.

Желание настоять на своем, любоначалие и семейная ревность нередко создают среди сотрудников или родственников длительные тяжелые противостояния не только двух личностей, но иногда и целых лагерей противников. Бывают случаи, на первый взгляд, безнадежные, когда угасить неприязнь какой-то одной стороны невозможно. Конечно, терпение и кротость как-то усмиряют эту вражду. Но зачастую их-то нам и не хватает! И здесь, как и во всякой печали, мы можем припасть к Источнику и Подателю всех благ, ко Господу. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает… » (Пс. 54, 23) - говорит Пророк.

Вспоминается мне история, происшедшая в знакомом семействе. Верующая девушка вышла замуж за крещеного, но совершенно не церковного человека. Привела она мужа в свою семью. Через некоторое время молодой человек занял активную противоцерковную позицию, и отношения между родственниками стали очень тяжелыми. Особенно часто в религиозных или антирелигиозных спорах сталкивались зять и теща. Взаимным претензиям, словесным уязвлениям, прямым оскорблениям и придиркам не было конца. Не избегали в семье и действий, способных досадить противнику. Новые родственники мужа, люди верующие, пытались сдерживать свою неприязнь, каялись на исповеди во враждебных выпадах. Но молиться о зяте категорически отказывались. И в записочках «о здравии», что подавали в церкви, никогда не писали имени Александра. «Как же о нем молиться, ведь он Бога отвергает, про Церковь гадости говорит», - объясняла теща. И все же склонилась на уговоры священника, начала подавать в церкви «о здравии», поминать в молитве за родных. Вражда стала утихать. Через полгода молодые обвенчались, зять стал ходить в церковь, исповедоваться, причащаться. Долго не мог привыкнуть к посту, но и здесь справился.

Легко молиться за милых родных, за благодетелей, за друзей. Молитва за врага не легка. Мы считаем обидчика недостойным нашей молитвы, недостойным милости Божией, недостойным спасения. Но если мы потрудимся, преодолеем свое настроение, обиду, осуждение, то молитва наша, трудовая молитва будет не только ходатаицей за нашего противника, но и заступницей за нас. «Спаси, Господи, раба Божия (имя неприятеля) и сия ради молитвы помилуй мя грешнаго», - молимся мы о причинившем нам печаль. Ради моей молитвы о враге, помилуй мя, Господи.

Ситуации вражды и напасти иногда попускаются, дабы мы могли проявить себя в них как христиане. Ежедневно в молитве Господней «Отче наш» мы не раз повторяем: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Мы просим Господа оставить, простить, забыть наши грехи. Но ставим выполнение этой просьбы в зависимость от своего прощения обидчикам, от своей незлопамятности. Смеем ли мы произносить эти слова, храня в памяти обиду на чью-то вину против нас, поминая бывшее зло, даже если мы и не отвечали на них каким-либо действием. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам coгpeшений ваших» (Мк. 11, 25 - 26), - остерегает Спаситель. Состояние памятозлобия безблагодатно и утяжеляет все наши грехи.

Сердце наше уязвляет не только на нас направленная ненависть и вражда. Мы сочувствуем и сострадаем своим ближним и дальним, оказавшимся жертвами чьей-то неприязни, злого дела. Это чувство в нас законно. Жалость к несчастному побуждает нас на милосердную помощь, побуждает к жертве, действию, молитве. Но случается, что наше сочувствие находит себя лишь в ненависти к обидчику, в мстительном и гневном против него чувстве. Мы просто расширяем круг своих врагов, создаем привычку немирного настроения. Обратимся к своему сердцу и посмотрим, какой дух преобладает в нем? Дух любви и мира или дух обиды, злобы и гнева? Не о нашем ли времени слова Спасителя: «…И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12).

Умножающиеся в мире беззакония, тиражируемые печатью и телевидением, наполняют наши сердца не столько сочувствием и состраданием к жертвам, сколько ненавистью и злобой к людям, которых мы никогда не знали и не узнаем, иногда давно уже умершим. Наше личное чувство справедливости требует наказания, ум, помраченный ненавистью, изобретает месть. До любви ли тут? А так ли нужно наше душевное участие во всех мировых скорбях? Тем более, что тревожащие нашу душу события преподаются в частной интерпретации, а зачастую и вовсе в искаженном виде. Что, кроме осквернения собственной души, принесут наши проклятия в адрес почившего государственного деятеля, «наломавшего дров», или в адрес персонала какой-нибудь кейптаунской больницы, дурно обращающегося с пациентами? Как часто милые семейные вечера и застолья омрачаются обсуждением политических интриг, преступлений и катастроф! Знакомая всем картина, когда люди методично обсуждают проступок чиновника, артиста, какого-то видного человека, живущего или даже умершего. Выкладываются одно за другим доказательства вины, подозрения. И со все возрастающим гневом или злобной иронией вершатся «суд и расправа».

Кажется, Ангел покинул беседу и мрак сгущается над обезумевшими людьми. На моей памяти немало внутрисемейных противостояний, ссор и обид родилось в таких обличительных беседах-приговорах.

Доискиваясь истины в истории, политике и частной жизни, надо быть осторожными, чтобы истина не приобретала нам новых и новых врагов, чтобы в погоне за справедливостью не оскудевали мы любовью. Ведь даже праведный гнев - все же гнев. А гнев - бесплоден. Он не созидает жизни, не дает радости. «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1, 20), - говорит Апостол.

Однажды, видя неуважительное отношение к Спасителю со стороны жителей некого селения, ученики Его вознегодовали: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 54 - 56). Будем и мы аристократами духа, спасительного духа любви. Мир всем. Аминь.

______________________

Прот. Сергий Николаев. За утешением к батюшке. М., 2005

Православные люди привыкли находить в молитвах утешение и видеть в святых иконах свое спасение. Часто преклоняя колени перед образами святых мучеников, мы чувствуем большое облегчение. Но мы привыкли просить у Бога только за себя и своих близких, пытаясь любыми способами оградиться от влияния недругов.

Наверняка каждый человек, посещающий храм, или хотя бы тот, в семье которого есть верующие люди, знает один-два молитвенных текста от сглаза и плохого влияния врагов. Но Бог хочет, чтобы мы молились не только за себя, но и людей, обижающих нас.

Во времена своего хождения по земле Иисус учил: когда тебя обидели и ударили в левую щеку – подставь и правую. Смысл этого учения понятен далеко не каждому, и даже в сердцах глубоко верующих людей агрессия и обиды неискоренимы.

А между тем от такого пагубного чувства необходимо избавляться. В этом поможет молитва о ненавидящих и обидящих нас. Тропарь с таким содержанием известен верующим под названием Прости.

Такое обращение к Богу следует воспринимать со всей серьезностью. Молиться за обидчиков и врагов нужно так, словно вы просите за собственных детей или родителей. Не стоит приступать к молитве, если ваше сердце переполнено гневом и обидой. В таком случае прошение не получится искренним, а будет считаться лукавством в глазах Господа.

Если вы чувствуете, что не можете простить своих обидчиков и искренне попросить за них, то перед чтением молитвы за обижающих нас следует обратиться к Богу с такой мольбой:

«Спаситель Наш, я склоняю перед Тобой свои колени и прошу успокоения для моей души. Пошли на меня свою великую благодать и убери обиду и ненависть из души моей. Я хочу, чтобы помышления мои были чистыми от злых мыслей и жажда мести не проникла в мое сердце.

Помоги же мне возлюбить врагов моих, как Ты возлюбил кидающих в тебя камни. Закрой меня своими сильными руками от воздействия врага Твоего и не дай мне ступить на путь его, соблазняющий меня. Верю, что слышишь меня и поможешь встать на твою светлую дорогу. Аминь!».

Важно! Такую молитву нужно повторять регулярно. Прошение за врагов, ненавидящих нас, должно войти в привычку.


Научившись желать добра своим недругам, вы таким образом будете притягивать позитив и благополучие в свою жизнь. Только почувствовав, как злость и обида отступает, вы можете приступить к молитве за здравие врагов:

«Святой Господи, прошу тебя я, раба Твоя, оберегать от всякого зла врагов моих и защищать их. Прошу тебя милость послать на них и наставить их на верный путь, потому что словно сбившиеся с пути овцы заблудились они в темноте и отделились от паствы Твоей.

Убереги их от всякого зла и обиды, а также научи их любить ближних своих и добра окружающим желать. Посей в сердцах их семя добра и света, чтобы разрасталось светлое колосье и прорастало доброе зерно.

Приумножь же, Господи, добро и мир на земле твоей, чтоб злых языков меньше стало, а людей добрых – больше. Прошу тебя о счастье, мире и благополучие для всех детей твоих, верных и заблудших во мраке».

Библия учит нас быть терпеливыми и безропотными, что значит смиренно выносить все испытания и любить ближнего своего, как самого себя. Часто в жизни случаются ситуации, когда сохранить в себе смиренность и безропотность очень трудно.

Наверняка каждому человеку знакомо чувство, когда он решает изменить свою жизнь и впустить в нее свет, регулярно молиться и посещать церковь, но в какой-то момент происходит срыв.

Даже самые преданные Богу христиане не всегда способны сохранять самообладание и душевное спокойствие, оказавшись в неординарной ситуации.

Если разговор с вашим недругом застал вас неожиданно, и вы не были к нему готовы, чтобы никто не пострадал, сразу же мысленно обратитесь к Господу.

Такое обращение может быть коротким и без лишних предисловий. На секунду закрыв глаза, про себя стоит сказать:

«Боже ты видишь мою крайнюю нужду. Прошу тебя, помоги мне сохранить самообладание и не согрешить перед Тобою и человеком, стоящим напротив меня. Пошли в наши с ним сердца доброту и снисхождение. Верю я, что поможешь ты мне в этой трудной минуте, аминь».

Такая короткая молитва станет своеобразным психологическим приемом, ее нужно читать, чтобы успокоиться и почувствовать защиту. Агрессивно настроенный собеседник поймет, что его колкие слова и агрессия разбиваются о стену вашей доброжелательности и спокойствия, потому быстро сменит направление беседы и тон.

Если же обида и злость не покидает вашу душу, обязательно сходите в храм и побеседуйте со служителем, задав ему такие вопросы:

  • как искоренить в себе обиду на врагов?
  • как поступать, если тебя обижают?
  • как избавиться от зла и ненависти?
  • что нужно делать, чтобы не допускать разгорания новых конфликтов?
  • какая поможет молитва, чтобы сохранить мир в душе?

Полезное видео: 5 наставлений Серафима Саровского о прощении обид

Молитва Богородице о врагах

Божья Матерь слыла самой доброй, чистой и отзывчивой женщиной, которая когда-либо ходила по земле. Сегодня имя Девы Марии на устах у многих людей, которые нуждаются в защите и успокоении. Обращение к Богородице – особенный ритуал, к которому нужно подходить со всею ответственностью.

Важно! Когда отмечают по церковному православному календарю

Существует множество молитв о ненавидящих нас к Деве. При желании любой человек, нуждающийся в поддержке святой, может найти понравившийся и легко запоминающийся текст молитвы за обидчика либо же обратиться к ней своими словами.

«Дева Мария, Пречистая их Пречистых, прошу тебя помочь мне обрести добро и любовь к ближним своим и врагам своим. Прошу укрыть меня от злого ока и зависти, не знать черного чувства и делиться светом с окружающими меня. Ты видишь сердце мое и помышления мои, прошу же тебя, пошли мне силы и веру в людей.

Также прошу тебя уберечь недругов моих от всякого зла и напасти. Укрой своим покрывалом святым всех, кто желает мне зла и сними с очей их пелену зависти. Помоги мне, Пречистая, чтобы меня никто не обижал, и помоги наладить отношения со всеми, с кем мне тяжело общаться. Верю, что ты обязательно придешь на помощь, аминь!».

Полезное видео: оберегающая семью от врагов молитва Богородице

Молитва об обидчиках на все случаи жизни

Молитва за ненавидящих нас может быть адресована к Господу, Его Матери, Ангелу-хранителю или любому святому, покровительствующему вашему имени. В своем обращении вы может упоминать имена всех святых мучеников, которые вам симпатизируют.

В дни церковных праздников стоит молиться тем мученикам, имена которых упоминаются во время церковной литургии.

Молитва Николаю Чудотворцу:

«Святой Отче, Николай, помоги мне справиться со злостью и завистью, направленными на меня со стороны. Большие чудеса можешь ты сотворять, и прошу я тебя посеять в сердцах обидчиком моих доброе семя.

Пусть посмотрят они на мир по-другому и спадет пелена черная из очей их, пусть обретут они благодать Божью и покровительство Его. Ибо всякий, кто находится во Христовом храме, обретает милость и благополучие. Вовеки аминь!».

Обращение к пречистой Варваре:

«Дева Варвара, блаженная из жен! Прошу тебя снизойти милостью своею на врагов моих и отвернуть гнев их от меня. Пусть недруги мои превратятся в друзей моих, и любить я их буду пуще, чем сейчас. Отказа ни в каком деле знать они не будут, и на помощь приду к ним днем и ночью. Прошу тебя смягчить их сердца и навернуться на путь истинный».

Молитва к святому Архангелу Михаилу:

«Михаил Заступник, имеешь ты крылья сильные и светлые. Я, раба Божья, прошу тебя посодействовать мне в стремлении моем и привести к Господу непослушных овец его. Видишь ты обидчиков моих и знаешь, как привести их на добрую и чистую дорогу. Помоги мне посеять добро в их сердцах и прийти в храм Господний, колени преклонив перед величием Его.

Пусть покаются в грехах своих, как и я в них каюсь. Пусть отрекутся от дел темных своих и помышлений колких. Не хочу я ссор и вражды, раздоров и скандалов. Прошу прощения перед Господом и перед врагами моими, если не прав я в чем-то. Каюсь и корюсь перед силою и славою Господа, и готов всем, кто хочет прийти к нему, помогать».

Важно! Какую из этих молитв выбирать для каждой конкретной ситуации – дело индивидуальное. Следует помнить, что молитва за обидчиков – это еще далеко не все, что вы должны сделать в глазах Господа.

Не только словами, но и делами своими верующие люди должны демонстрировать свою преданность Отцу и любовь к ближним. Свидетельствовать о своих чистых намерениях нужно, пройдя все эти пункты:

  • принятие обидчика и его полное прощение.
  • ежедневные молитвы перед Господом за спасение обидчиков.
  • доброжелательное отношение к недругам.
  • искренняя любовь и стремление помочь как морально, так и физически.

Полезное видео: молитва о врагах

Вывод

Только переборов в себе гнев и отпустив все обиды, человек способен искренне попросить за другого. Возлюбив своих врагов так, как возлюбил Бог нас, мы, в первую очередь, готовим себе место в Его царстве. Зная, как молиться за своих врагов, вы будете защищены свыше.

Вконтакте

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Человеческая несправедливость и подлость, к сожалению, – неизменная часть земного бытия. И как бы кто не старался, искоренить их в полной мере невозможно. Они разжигают в праведном человеке боль и уныние, побороть которые он порою не в силах. И тогда приходит время слова Божьего – молитва о ненавидящих и обидящих нас. В ней кроется не просто обращение к Богу, она даёт знания, необходимые для прощения и покаяния.

Молитва о ненавидящих и обидящих нас «Прости, Господи Человеколюбче»

Эта молитва имеет силу лишь в том случае, если человек, обратившийся к Господу, преисполнен твёрдым намерением простить своих врагов и обидчиков. Путь к ней – долог и тернист, ибо нужно сначала побороть самого себя и ответить себе самому на следующие вопросы:

  • Как переносить обиды?
  • Как относиться к обидевшим и ненавидящим?
  • Как побороть гневные мысли?
  • Почему так трудно просить прощения, как правильно это делать?
  • Как вести себя с теми, кто не хочет примирения?
  • Можно ли мстить за обиду?

Обида – сложное понятие, и каждый человек вкладывает в него свое значение, но, безусловно, существуют и такие, простить и понять которые достаточно трудно. Тогда, обратившись к Богу и познав его речи, нужно приложить максимум усилий для того, чтобы:

  • понять и простить обидевшего;
  • ответить ему добрым словом и делом;
  • молится за него;
  • не мстить.

И самое главное – постараться обернуть обидчика в веру, дабы он всё понял, осознал и покаялся. Следует помнить, что только Всевышний в силах воздать по заслугам, ибо обращение во зло делает обиженного таким же ненавистным врагом.

Господь сам познал, что такое зло, обида и ненависть, и он же открыл всему миру великий дар всепрощения и покаяния, которые ведут каждого к вечной вере и праведной жизни.

Умение прощать – достаточно редкое качество, но такое необходимое для каждого человека. Поступать так могут только по-настоящему сильные люди, те, которые сумели обрести душевную гармонию и стараются, не нарушая её, подарить добро ближним. Прощение даёт уверенность в своих силах, насыщает разум и душу Божьей благодатью и верою, делает человека добрее, лучше, искреннее. Это сложная дорога к познанию самого себя и окружающего мира, к поиску смысла и гармонии. И, встав на неё, не нужно оборачиваться, ведь рядом всегда Господь, а впереди ждёт величайшее чудо – вечная жизнь.

Православная молитва о ненавидящих и обидящих нас – это слово, которое умиротворяет душу и дарует покой. Понять её – значит познать смысл истинного предназначения человека на земле, ведь добро всегда праведно, а это – путь, которому нет конца.

Молитва о ненавидящих и обидящих нас, текст:

Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне! Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды! Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго! Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.

Пусть хранит Вас Господь!

Из этого видео Вы узнаете как молится о тех, кто нас оскорбил:

Епископ и богослов, «военная косточка» и «старец» Игнатий Брянчанинов, живший в первой половине XIX века, является одним из самых традиционных представителей Православной Церкви. Он не рвался делать карьеру, мучительно и страстно размышляя в своём монастыре на Ставрополье (называвшимся «Черноморским и Кавказским»): как именно сделать Русскую Церковь, как социальный институт?

Вконтакте

Одноклассники

Бывший военный, «старец» Оптиной и Семигородней пустыней, автор интереснейшей переписки с военными дипломатами (в одной из которых назвал англичан во время Крымской войны «врагами рода людского»), святитель Игнатий хорошо понимал важность жесткости монашеской дисциплины. Но именно в его богословских трудах наиболее полно раскрывается тема: почему православный должен за ненавидящего его, за желающего ему зла? За тех же англичан или душегубов ?

«Революционная» евангельская молитва

Неслучайно Брянчанинов обратился именно к этой молитве. Епископ хорошо понимал, что в «светские» времена начала и середины «просвещенного» XIX-ого столетия появилось слишком много вольнодумцев (особенно среди поэтов, писателей, театралов и даже людей, занимающие важные посты , которых вдохновляли идеи первой революции во Франции и последовавшей за ней «буржуазной» 1832-ого года). Именно поэтому важно было напомнить пастве, в чём основное различие между ветхозаветной верой и евангельским пониманием христианства.

А ведь это различие просто. Оно вызвано заменой библейского «око за око» христианским заветом: «благословляйте проклинающих и ненавидящих вас, молитесь за обижающих вас» (Мф., 5─44). Согласно этой евангельской заповеди вели себя на казни многие христианские мученики (апостол Петр или ─ воинский командир! ─ св. Себастьян, молившийся за убивающих его, многие другие), эта молитва не давала «опуститься» человеку до уровня его гонителей, помогала решить задачу, сформулированную позже именно святителем Игнатием: «ненавидя слуг дьявола, ты подменяешь его в жестокости!».

Но специальная молитва, написанная лично Брянчаниновым («Молитва преследуемого человеками) полна кротости и смирения. Полный текст, ─ как и моление Ефрема Сирина на ту же тематику, разные тропари о смягчении злобы в душе, можно найти на ресурсе.

Но нужно отметить , что в знаменитой «Молитве преследуемого» святитель просит от Господа не о себе, а лишь о:

  • Простить людей («орудия»), которых «употреблял ты для врачевания души моей».
  • О собственном терпении к мирской жизни.
  • Признать его грешником, так как ему неимоверно сложно молиться за гонящих его.

Эти строки, в которых святитель молится во имя прощения собственных , необычайно важны для понимания чистоты молитвы за «ненавидящих и гонящих»: ибо сначала надо очиститься самому. Русской церковью И. Брянчанинов был канонизирован через 120 лет после смерти, в 88-ом году прошлого века.

Почему так важно заставить себя молиться за тех, кто нас ненавидит?

Настоящие христианство всегда призывает самодисциплине и смирению. А что может быть сложнее для человека, обитающего в мирском мире, чем заставить себя не только простить, но и вымолить у Бога прощения для того, кто его ненавидит?

Одно из главных достоинств такой практики ─ то, что верующий вырабатывает в себе терпение и смирение (ведь, если его ненавидят, а не просто подвергают гонению по религиозному принципу, значит, возможно, есть за что, где-то он нагрешил). А терпение вместе с прощением , покаянием в сердце и смирением, ─ помогают создать гармоничную обстановку в душе.

Интересно, что с позднего Средневековья всё больше богословов склоняются к такой трактовке, что можно молиться за ненавидящих тебя лично, но за врагов Господа, помолясь и за их души, стоит приниматься с жесткость. Впрочем, подобная трактовка не слишком поддерживается современным Православием.

Впрочем, это было неимоверно трудно во все две тысячи лет существования христианства. Известны древние молитвы Ефрема Сирина, старинная и обязательная для любящих и верующих матерей « о сыне», в которой мать просит Господа, чтоб сын не огрубел сердцем, сохранил возможность прощать «погибающий мир».

Да и с «материальной», научной точки зрения, зло и ненависть являются «энергиями» отрицательными. Современные психологи склонны считать, что человек, допустивший в свой внутренний мир подобные чувства, никогда не будет счастлив сам , но лишь принесёт горе и беду другим людям.

Общечеловеческая мораль проста : к врагу следует испытать если не жалость, то те же чувства, которые испытал бы молящийся к себе самому, случись ему погрязнуть в ненависти или грехе: помолиться за врага, попытаться наставить его на дорогу к Церкви.

Как молиться за обидчика

Из богословских трудов следует, что молиться за обидчика нужно самому предварительно очистившись сердцем, покаявшись. Ведь все мы грешны, и если ты не сможешь простить обидчика, кто потом сможет простить тебя?

Очень хорошо поется на эту тему в тропаре «О ненавидящих и обидящих нас». Тропарь напоминает, что о распявыших его молился сам Христос, и никто не остался без Его прощения: «О распенших Ты моливыйся… и рабом Твоим о вразех молится повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости!»

Читать молитвы о врагах нужно не только, чтобы «свою душу не погубить» во зле, но и чтобы каким-либо чудом, Милостью Господней или заступничеством Богоматери , спасти этого своего врага от окончательной погибели. Ведь, чтобы научиться веровать, ты должен найти в себе силы прощать. Даже когда ты окружен врагами, нужно молиться о них и о себе, грешном.

Древние богословы о заповеди любить врагов и обижающих

Конечно, не только святитель Игнатий писал мудрые толкования на заповедь молиться за обижающих и ненавидящих нас. Из первых веков христианства на важность заповеди обращено наше внимание Максимом Исповедником и Иеронимом Стридонским.

Еще Иоанн Богослов сделал важное дополнение к теряющимся во глубине веков текстам молений о «ненавидящих»: «и не сделай, Господи, им ничего злого!». Также дошли до нас и первые комментарии этого автора на знаменитый евангельский стих св. Матфея «о ненавидящих» . При этом один из самых уважаемых богословов называет этот текст «верхом добродетелей»: ведь заповедь оставляет шансы на спасение даже врагу, чтобы никто не остался непрощенным!

Всё о том же, ─ о смягчении зла в сердце, ─ говорят и церковные песнопения (тропарь на четвертый глас, кондак о первомученнике св. Стефане и особенно псалом номер 50 можно прослушать на самых различных сайтах). Если вы знаете текст , просто проговорите его после молитв, которые необходимо читать за навредивших нам:

  • Иоанну Богослову.
  • Ефрему Сирину.

Не грех перечитать и «Молитву преследуемого» Брянчанинова, как более близкую к нашим временам, когда злоба в людях распространилась.

Особенно важна в православной традиции молитва «Умягчение злых сердец» перед любой из . Это очень православная, проникновенная просьба к Божией Матери о «пребежестве» (передаче просьбы верующего, заступничестве) и «предстательстве» (поручительстве, содействии в просьбе) перед Сыном Своим.

Если сам молящийся слишком грешен, то уж Такому, говоря современным языком, «Посреднику» Христос не откажет наверняка. Но, конечно, лучше сходить помолиться в Храм перед знаменитыми и чудотворными иконами Девы Марии.

Тропарь, глас 4

О распенших Тя моливыйся, Любодушне Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству, смиренно мольбу Тебе приносим; да в согласном единомыслии славим Тя, Единаго Человеколюбца.

Кондак, глас 5

Якоже первомученик Твой Стефан о убивающих его моляше Тя, Господи, и мы припадающе молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый.


Молитвы пред иконами Божией Матери "Умягчение злых сердец"

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Преп. Серафиму Саровскому

О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.

Святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

О, великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайноведче непостижимых откровений, девственниче и возлюбленнейший наперсниче Христов Иоанне, приими со свойственным тебе милосердием нас, грешных (имена), прибегающих под твое сильное заступление и покровительство! Испроси Всещедраго Человеколюбца Христа и Бога нашего, Иже пред очесы твоими излиял еси кровь Свою дражайшую за нас, непотребных рабов Своих, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас, и да сотворит с нами по милости Своей; да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, научая нас обращати вся оная в славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего. По кончине же временныя жизни нашея да избегнем мы, святый апостоле, немилосердных истязаний, на воздушных мытарствах нас ожидающих, но да достигнем под твоим руководством и покровительством Горняго онаго Иерусалима, егоже славу во откровении ты зрел еси, а ныне наслаждаешися оныя радости, обещанныя избранным Божиим. О, великий Иоанне, сохрани вся грады и страны христианская, весь сию, храм сей, посвященный святому твоему имени, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, избави от всякия беды и напасти, и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и испроси нам Его милосердие; О, великий и непостижимый Боже, Альфо и Омего, источниче и предмете нашея веры! Се на умоление Тебе предлагаем святаго Иоанна, егоже Ты сподобил еси познати Тебе, неисповедимаго Бога, в неизреченном откровении. Приими его о нас ходатайство даруй нам исполнение прошений наших, во славу Твою: а паче всего соверши нас духовным совершенством, к наслаждению жизни нескончаемыя в Небесных Твоих обителех. О, Небесный Отче, создавый вся Владыко, Душе духов, Всесильный Царю! Коснися перстом Твоим сердец наших, да и они, растаявше, яко воск, пролиются пред Тобою, и бренная тварь духовна сотворится, в честь и славу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитвы пред иконами Божией Матери "Умиление"

Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честные дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.