Биография. Биография Фихте о назначении ученого и человека кратко

Иоганн Готлиб Фихте - немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель направления субъективный идеализм. Теоретические труды Фихте нередко воспринимают как своеобразный «мост», переброшенный между учениями Канта и Гегеля . Его философия оказала заметное воздействие на мировоззрение йенских романтиков, раннего Шеллинга и частично - Г. Гегеля.

Фихте был уроженцем Саксонии: здесь, в деревушке Рамменау, 19 мая 1762 г. он появился на свет в крестьянской семье. Многое в его дальнейшей биографии предопределил случай. Барон Мильтиц пропустил церковную проповедь и был чрезвычайно удивлен, когда мальчишка Иоганн Готлиб буквально слово в слово пересказал ему выступление священника. Впечатлившись его феноменальной памятью, барон стал покровителем юного Готлиба и помог ему получить образование в Йенском, позднее - в Лейпцигском университете.

Отучившись на богословском факультете, И.Г. Фихте хотел выполнить волю матери и стать пастором, но судьба распорядилась по-другому, лишив его поддержки скончавшегося покровителя. Окончив учебное заведение, с 1778 г. Фихте отчаянно пытался поправить финансовое положение, работая в состоятельных семьях домашним учителем.

Еще одним знаменательным событием в его жизни стало знакомство с произведениями Иммануила Канта. Начав изучать их в 1790 г., он сразу почувствовал близость идей этого философа, искал встречи с кумиром, выслал ему рукопись работы «Опыт критики всякого откровения». Встреча действительно состоялась - в 1791 г. в Кенигсберге. Ее следствием стала опубликование сочинения Фихте. Поскольку оно вышло анонимно, все сочли, что его автором являлся Кант. Когда же выяснилось, кому действительно принадлежала эта заслуга, Фихте стал известным.

В 1794 г. Фихте - профессор Йенского университета, где он преподавал этику и теорию права. Через пять лет по доносу его обвинили в пропаганде атеизма. Философ пытался отстоять свою позицию, однако его никто не поддержал. Моральную поддержку со стороны и общественности, и правителя он нашел в Берлине, куда переехал в 1799 г. В немецкой столице он читал публичные лекции, пользовавшиеся большой популярностью. В 1805 г. лекции Фихте слушали студенты Эрлагенского университета.

Лекции он читал и в Кенигсберге, куда вынужден был переехать в связи с наступлением французской наполеоновской армии. В этом городе он занимался подготовкой «Речей к немецкому народу», с которыми зимой 1807-1808 гг. выступал в Берлинской академии. Эти речи патриотического содержания призывали народ объединиться, а также реформировать систему образования.

Начиная с 1810 г. Фихте был профессором Берлинского университета, а в 1810 г. стал первым выборным его ректором. Этот пост он занимал вплоть до смерти. В 1814 г. философ вступил в антинаполеоновское народное ополчение, однако почти сразу заразился тифом от супруги, которая ухаживала за ранеными бойцами в лазаретах, и умер 27 января 1814 г. в Берлине.

Имя Иоганна Готлиба Фихте принято относить к классической германской философии. Продолжая движение, начатое Кантом, он создал отдельное философское направление, которое было названо субъективным идеализмом. Работы Фихте носят социально-исторический, этический характер. Практическая философия Фихте определяет конечные цели человеческих поступков в масштабах общества, мира.

Биография

Иоганн Фихте родился 19 мая 1762 года в маленькой деревушке под названием Рамменау в семье крестьян. Мальчик мог не стать философом, если бы не случайность. Барон Мильтиц не пришел в церковь, и будущий философ сумел точно пересказать проповедь. Барон был так впечатлен, что помог мальчику устроиться в Иенский и Лейпцигский университеты.

Фихте получил образование богослова и хотел по воле матери стать пастором, но Мильтиц умер, и Иоганн остался без влиятельной поддержки. Чтобы поправить трудное финансовое положение своей семьи, после окончания учебы, молодой человек был вынужден давать уроки на дому.

С 1790 года началось знакомство Фихте с трудами Канта, с которым Иоганн почувствовал духовное единство. Пытаясь встретится с Кантом, Фихте выслал ему одну из своих рукописей. Через год им удалось встретиться в Кенигсберге. Тогда, анонимно было опубликовано сочинение Фихте. Первоначально считалось, что авторство принадлежит Канту, но позже Иоганн проснулся знаменитым.

Еще через три года, профессор Иенского университета Иоганн Фихте начал преподавательскую деятельность в области этики, теории права. Через пять лет, философ был обвинен в пропаганде атеизма, из-за чего и переехал в Берлин.

С приходом французской армии, философ переехал в Кенигсберг, где в период с 1807–1808 гг. читал патриотические речи, призывавшие к объединению и реформированию системы образования.

В 1810 году Фитхе получил должность профессора и ректора Берлинского университета. На этом посту он пробыл четыре года, но мог занимать его дольше, если бы не вступил в ряды народного движения против Наполеона. Вскоре заразился тифом от жены, работающей в госпитале, и умер 27 января 1814.

Основные идеи

В начале, во главе других дисциплин мыслитель ставил философию, придерживаясь субъективного идеализма. Фитхе допускал существование определяющей реальности, получившей название «абсолютного Я». Эта реальность разумна, сама создает мир и законы, противоположные по своей сути законам людей. Работа этой реальности направлена на нравственное сознание. В этот период, философия Фихте включает несколько ключевых идей. Рассмотрим их кратко:

  1. Человек - существо, в котором есть духовность, разумность и нравственность. Его главная цель - целенаправленная деятельность.
  2. Человек обладает нравственным разумом, постоянно требующем действия. Мир есть область действия.
  3. Мировое для Фихте было вторичным. Во главе он ставил потребность действовать. Познание - средство действия.
  4. Фихте интересуется о первоначальной природе знания.
  5. Центральная идея философа заключена в человеческой свободе, без которой, он не в состоянии исполнять предназначение - действовать.
  6. Человеческое «Я» выражается в стремлении к исходной точке, где субъект совпадает с объектом, а абсолютное «Я» - с индивидуальным

Следующий период можно ознаменовать философией деятельности Фихте. В этот период происходит идеалистический переворот. Субъективный идеализм остается в прошлом, а на его смену приходит объективный, раскрывающий творческое начало человеческого мышления.

Познание - динамичный и противоречивый процесс. Человек воспринимается в качестве субъекта, объектом выступает внешняя реальность. Результатом взаимодействия субъекта и объекта происходит взаимное преобразование каждого из них. Философ верил в способность человека познать мир и подчинить своей воле.

Диалектика

Фихте исследовал познание с его активной, деятельной стороны. Он рассматривал действие, как реальность. Субстанция рассматривается одновременно и в качестве субъекта. Понимание предмета возможно только через его развитие.

Во взаимодействии противоположностей, философ видит главный закон, по которому происходит движение духа человека. Он не рассматривает диалектику, в качестве отдельных положений и моментов, а развивают ее в качестве самостоятельного философского метода.

Диалектические отношения Фихте раскрыл только в области сознания. Проявление диалектики особенно выражено в наукоучении. Человеческое «Я» выступает в качестве субъекта. Это абсолютная точка, исходя из которой происходит рассмотрение и объяснения явлений, происходящих в реальности. «Я» рассматривается не с позиции вещи, объекта или явления, а как совершенное действие, или работа сознания. Через действия человеческого «Я» находятся противоположности, (тезис и антитезис), которые позднее объединяются в синтезе.

Назначение человека

Человек обладает нравственностью, разумность, и духовностью - это три его главных качества. Достичь состояния чистого «Я» поможет волевое усилие и осознание себя таковым. Через самосознание человек чувствует свободу и способность определять себя. Свобода достигается только действиями.

Индивид должен преобразовать окружающую реальность, общество и природные условия, привести их в соответствие с понятиями идеала. Подчинение неразумного и разумное владение на законных основаниях - главная цель человеческого существования.

Последняя цель человека должна быть заведомо неисполнимой, чтобы идти до нее всю жизнь. Цель человеческой жизни - получение желаемого, приближение к бесконечности и бесконечное самосовершенствование.

У каждого есть свой идеал человека и стремление стать таковым. Так совершенствуется не только отдельный человек, но и люди в целом. Взаимодействие в идеале проходит, без принуждения.

Совершенные индивиды имеют одинаковые, равные права и связаны между собой. Это недостижимый идеал, поэтому главная цель человека заключается в собственном совершенствовании равных, свободных людей. Это возможно через свободу воли и культуру.

Назначение ученого

Как и многие философы, Фихте рассматривал основные задачи человека и государства, их взаимодействие между собой. Предназначение человека и государства индивидуально и служит средством для наведения нравственного порядка. Главная государственная цель заключается в воспитании стремления исполнить истинный долг - совершенствоваться с точки зрения интеллекта и нравственности. . Под ученым, философ понимает воспитателя и учителя людей.

Истинное назначение сословия ученых - наблюдение за развитием рода человека, и постоянная помощь в этом развитии. Их призвание - указывать человеку направление к его последней цели - нравственному совершенствованию, но прежде он должен самостоятельно дойти до нее и указать другим этот путь.

Человек не нравственный в состоянии злобы, поэтому ученый должен быть добрым и спокойным. Учение заключается не в словах, а в примерах. Ученый подает пример нравственного идеала, во время всей своей жизни.

Определение наукоучения

Философия воспринимается Иоганном не отдельной наукой, а ее первоисточником. Она должна объяснить, насколько возможно само существование науки. Поэтому свое философствование он называл наукоучением, то есть учением о науке.

Правдивость и системность - основные качества науки. Все положения должны выводиться из достоверного утверждения, доказуемого в рамках самой науки. Главная задача наукоучения - предоставить основание для развития науки, раскрывая основные положения других дисциплин.

Достоверность других дисциплин гарантирована, так как они выведены через наукоучение. Оно определяет и объясняет положения остальных наук и дисциплин. Наукоучение должно быть исчерпывающим для человеческого знания. Оно должно вмещать все положения, не противоречащие науке. Если одно из них вступает в противоречие, то противоречит всему знанию и исключается из него, потому что не является верным.

Мышление не совершает ошибок, когда находится в процессе действия. Достоверно только одно наукоучение и одна философия. Став основанием для науки, оно исключит ошибки, суеверия, случайности.

Сам Иоганн Фихте называл себя жрецом истины, развивая размышления о разумности и целесообразности мира. Основная задача человека в этом мире, его предназначение заключается в совершении разумных поступков.

Абсолютный разум - источник всего, находящегося на планете. Задача абсолютного разума - творить, используя для этой цели человека. Человек представлялся ему свободным, деятельным существом, главная задача которого реализовывать нравственный идеал, жить в мире и гармонии. Теория познания содержала размышления о неделимости субъекта с объектом и диалектической природе мышления. В деятельности философ видел развитие общества.

В западноевропейской философии XVII-XVIII веков на одно из важнейших мест выдвинулась тема гносеологии (вопрос о человеческом познании). Глава эмпирической школы, Джон Локк , считал, что дух человека при рождении – чистая доска (tabula rasa). Никаких «врождённых идей» нет, и единственным источником нашего познания является опыт. Данные опыта оставляют в нас «отпечатки», из которых целиком складывается картина мира.

Во второй половине XVIII столетия взгляды Локка подверг критике знаменитый немецкий философ Иммануил Кант. Согласно философии Канта , основные формы человеческого восприятия – интуиции пространства и времени , а также 12 первичных категорий рассудка (понятия о реальности, причине, следствии, возможности и т. д.) – не могут быть получены из опыта и существуют в нашем духе как врождённая, предшествующая всякой практике априорная данность. Это априорное содержание обусловливает опыт, определяя основополагающие способы, в которых внешний мир («вещи в себе ») является нашему познанию. Мы не знаем, каковы вещи в себе на самом деле, ибо в процессе опыта имеем дело не с ними непосредственно, а с их образами, представленными в вышеупомянутых априорных формах нашей гносеологической способности. «Критицизм » Канта получил большую популярность как сильное возражение Локку и эмпирикам.

Иммануил Кант

Гносеология Фихте и критика в ней идей Канта

Попытку развить идеи Канта сделал его младший современник, немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814). Человек волевой, весьма склонный к умственной независимости, Фихте выразил эти свойства своего характера и в созданной им философской системе.

Фихте считал, что Кант не разработал до конца следующие стороны своего философского учения:

1) Заявив, что истинная сущность «вещей в себе» непознаваема, Кант всё же не решился устранить этот внешний человеку мир целиком и без строгих доказательств настаивал на его реальности. Фихте же полагал, что само представление о вещах в себе следует признать плодом умственной деятельности человеческого Я.

2) Структура априорных форм рассудка у Канта довольно сложна. Сам он наметил (в виде так называемых схем ) связь между пространственно-временными интуициями и 12 основными логическими категориями. Но, по мнению Фихте, эта часть метафизики не получила у Канта достаточного развития, ибо он так и не указал единый принцип познания, из которого и интуиции, и категории вытекали бы с непреложной необходимостью.

Уже из постановки этих вопросов видно, что кантовский критицизм должен был получить в философии Фихте ещё более яркий субъективистский уклон. Фихте считал свою теорию «субъективного идеализма» прямым продолжением «критического идеализма» Канта, хотя сам Кант отнёсся к ней неодобрительно.

Иоганн Готлиб Фихте

Главные положения своей гносеологии Фихте развил в серии работ под общим названием «Наукоучение». Центром всего он, подобно Декарту, признаёт неопровержимый факт самосознания. По убеждению Фихте, уже в этом первичном ощущении нами собственного «Я» содержатся все кантовские категории. «Я есмь» значит: «Я есмь Я», «Я тождественен своему же Я». Отсюда и возникает категория тождества. Я реален, и в этом нельзя сомневаться – следовательно, в факте самосознания содержится и кантовская категория реальности. Наше самосознание необходимо предполагает понятие о внешнем, об объекте, который противостоит мыслящему субъекту. Отсюда мы получаем категории противоречия, отрицания («Я не есть Не-Я»), ограничения и взаимодействия. Так как Я и Не-Я (субъект и объект) не могут существовать друг без друга, их надо рассматривать как две нераздельных части одной общей сущности. Отсюда проистекают категории субстанции – принадлежности. Подобным образом Фихте выводит из самосознания и все остальные кантовские категории.

Акт самосознания распадается на три неизбежных момента: 1) самоощущение Я, 2) представление о Не-Я, 3) осознание того, что без Не-Я нет Я. Введённое в философии Фихте понятие об этих трёх моментах проявления духа – тезисе, антитезисе и синтезе – получило затем широкое развитие в системах Шеллинга и Гегеля .

Интуиции пространства и времени Фихте, в противоположность Канту, трактует не как нечто априорно данное человеку, а как создания самого нашего «я». Фихте вообще представляет сознание деятельным , тогда как Кант больше склонен считать его пассивно-созерцательным . В этом – корень различия между их системами, отсюда проистекают все главные их несходства . Деятельность ума, по философии Фихте, состоит в постоянном переносе внимания с одного объекта на другой: сознательные акты раздельны , последовательны и направляются попеременно на различные предметы . Для того чтобы эти акты могли быть таковыми, наше «я» и создаёт интуиции пространственной протяжённости и временной последовательности, а не размещает вещи в «уже существующих » пространстве и времени. Пространство и время суть продукты творческой деятельности ума. Фихте доказывает это тем, что «пустого пространства» и «пустого времени» нет. Они мыслимы только в конкретных сознательных актах, связанных с вещами и процессами. Следовательно, эти две основополагающие интуиции создаются самими этими актами , а не обусловливают их.

Свобода человеческого Я наглядно выражается в деятельности произвольного внимания . Мы, пишет Фихте, обладаем «абсолютной свободой… направлять внимание на известный объект или отвлекать его от другого объекта». Но, несмотря на постоянное стремление сделать человеческое Я полностью независимым от всего внешнего, Фихте всё же приходится признать, что сам первичный акт сознания, которым создаются Я и Не-Я, субъект и объект, не зависит от свободной воли отдельной личности . Возникновение этого акта нельзя объяснить без гипотезы о наличии наряду с нашим личным Я другого – абсолютного , сверхиндивидуального Я . Оно, подобно Богу, даёт начальный толчок к деятельности ума, которая, получив его, затем идёт свободно.

Высшая цель деятельности Я, по философии Фихте, состоит в том, чтобы одухотворить, интеллектуализировать противостоящее ему Не-Я, поднять его на высшую ступень сознания, подчинить его закону разума, тождественному закону совести. Но реализация моей свободы возможна лишь при условии, что я буду окружён не одними бездушными вещами, а и другими подобными мне свободными существами. Лишь они смогут проявлять произвольную, не предсказуемую заранее, не управляемую никакими законами реакцию на мои поступки. Сверхиндивидуальное Я создаёт массу таких существ, которые взаимодействуют и побуждают друг друга к коллективному преодолению косного противодействия Не-Я.

ФИХТЕ (Fichte ) Иоганн Готлиб (1762-1814), немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794-99), был вынужден оставить его из-за обвинения в атеизме. В "Речах к немецкой нации" (1808) призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. Профессор (1810) и первый выборный ректор Берлинского университета. Отверг кантовскую "вещь в себе"; центральное понятие "учения о науке" Фихте (цикл сочинений "Наукоучение") - деятельность безличного всеобщего "самосознания", "Я", полагающего себя и свою противоположность - мир объектов, "не-Я". Диалектика бесконечного процесса творческого самополагания "Я" в переработанном виде была воспринята Ф. В. и Г. В. Ф. Гегелем.

ФИХТЕ (Fichte ) Иоганн Готлиб (19 мая 1762, Рамменау - 29 января 1814, Берлин), один из главных представителей "немецкой классической философии".

Жизнь и сочинения

Первенец в семье бедного ремесленника. Со своей феноменальной памятью Фихте еще в раннем детстве привлек внимание местного помещика, взявшего на себя расходы на образование мальчика. В двенадцать лет Фихте пошел в школу, после окончания которой поступил на теологический факультет Йенского университета, продолжив затем образование в Лейпциге. Оставшись без покровителя и вынужденный бросить университет, так и не получив никакой степени, он некоторое время работал домашним учителем в Цюрихе. Поворотным пунктом в судьбе Фихте оказалось его знакомство в 1790 году с сочинениями Канта. Он сразу почувствовал себя кантианцем и стал искать встречи с автором полюбившейся философской системы. Встреча состоялась 4 июля 1791 года, но Кант не выказал при этом никакого энтузиазма, и Фихте был разочарован. Тем не менее, ему все же удалось получить одобрение знаменитого философа. В 1792 году он анонимно (правда, не намеренно) опубликовал работу "Опыт критики всяческого откровения", выдержанную в духе критицизма и принятую многими за произведение самого Канта. После того, как Кант публично поддержал "Опыт", назвав при этом имя настоящего автора, Фихте сразу стал знаменит.

Вскоре он, несмотря на радикальные политические взгляды и восхищение Французской революцией, получил приглашение занять кафедру философии в Йенском университете (во многом благодаря рекомендации Гете), на которой он проработал с 1794 по 1799 год. В качестве пособия для студентов он опубликовал в 1794 году эссе "О понятии наукоучения или так называемой философии", а также "Основу общего наукоучения" - трактат, ставший одним из центральных произведений всего цикла работ о "наукоучении". В 1795 году выходит "Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности", дополняющий теоретическую часть "Основы общего наукоучения", в 1796 - "Основы естественного права", продолжающую практическую часть упомянутой работы. В дальнейшем Фихте прилагал большие усилия для разъяснения и популяризации основных положений своей системы. Эмоциональные лекции Фихте пользовались огромным успехом у студентов. Впрочем, его административная деятельность не вызывала столь же единодушного одобрения. Со временем Фихте стал неудобен для университета, и первый же подвернувшийся повод (в качестве которого выступила статья атеистического содержания в редактировавшемся Фихте журнале) был использован властями для вытеснения его из Йены. В 1800 году он переезжает в Берлин, где читает частные курсы по философии, и публикует работы "Назначение человека" и "Замкнутое торговое государство". Во время оккупации Пруссии наполеоновскими войсками в 1808 году он обращается с "Речами к немецкой нации", призывая соотечественников к освободительному движению. В 1810 году Фихте публикует одну из важнейших работ позднего периода своей философии - "Факты сознания" и становится профессором нового Берлинского университета, где преподает вплоть до самой смерти от тифа в 1814 году.

Фихте был яркой личностью, необычайно деятельным и энергичным человеком. Многие даже побаивались его активности. Одно время он увлекался масонством, но постепенно разочаровался в нем, убедившись, что наукоучение не находит отклика в этой среде. Фихте был женат и его сын, И. Г. Фихте (1796 - 1879) стал известным философом. Определяющее влияние на наукоучение Фихте оказал И. Кант. Фихте считал, что развивает его систему (впрочем, Кант в 1799 году отмежевался от своего ученика). Серьезный след оставило в его философии и юношеское увлечение метафизикой Б. , хотя впоследствии он противопоставлял его "догматизм" истинному "критицизму", пытаясь, впрочем, всегда занимать взвешенную позицию. Фихте также испытал влияние кантианца К. Л. Рейнгольда и (в поздний период) Ф. В. Шеллинга, который, в свою очередь, в ранний период был последователем Фихте. Несмотря на все влияния, Фихте является одним из самых оригинальных мыслителей во всей новоевропейской философии.

Принципы наукоучения

Собственную философскую систему, избегая иностранных терминов, Фихте называет "наукоучением" (Wissenschaftslehre). С одной стороны, наукоучение выступает как "наука наук", обосновывающая аксиомы частных дисциплин. С другой стороны, оно представляет собой исследование природы и законов человеческого духа, или "Я". Наукоучение мыслится Фихте как дедуктивная система, базирующаяся на одной основной и двух вспомогательных самоочевидных аксиомах, или "основоположениях". Полнота системы обеспечивается тем, что цепь умозаключений замыкается на себя, ее конец совпадает с началом. Эта новаторская особенность методологии Фихте позволяет видеть в его философии некий герменевтический круг, главным предметом истолкования в котором оказывается Я, причем как человеческое, так и божественное. На протяжении сотен страниц "Основы общего наукоучения" Фихте как бы пытается допустить возможность совмещения существования абсолютного Я с человеческим самосознанием. В итоге, однако, выясняется, что первое находится в человеческой душе лишь в виде идеала. "Я" появляется уже в первом основоположении наукоучения, которое звучит так: "Я есть Я", или "Я полагает Я". В этой самоочевидной формуле, на которую Фихте натолкнуло кантовское учение о "трансцендентальном единстве апперцепции", Фихте видит раскрытие сущности самосознания как единства сознающей деятельности и его результата, Я, являющегося одновременно и условием самосознания. Акт самосознания ничем не обусловлен, спонтанен. В нем обнаруживается изначальная свобода человека, единство теоретического и практического. Второе основоположение, по содержанию зависимое от первого, но безусловное по форме, гласит "не-Я не есть Я" или "Я полагает не-Я". Смысл этого тезиса состоит в признании фактической направленности человеческого сознания на предметы. Специфика этого основоположения позволяет Фихте говорить об "эмпиризме" наукоучения. Двойственная природа сознания, содержащего Я и не Я, фиксируется в третьем (безусловном по содержанию, но обусловленном по форме) основоположении: "Я противополагает в Я делимое Я делимому не-Я". Из этого положения берет непосредственное начало как теоретическая, так и практическая философия Фихте. По сути же, вся метафизика Фихте является попыткой ответа на вопрос о возможности опыта сознания, который оказывается проблематичным из-за наличия в нем противоположностей Я и не-Я. Выход предложен Фихте уже в третьем основоположении, и он состоит в дедуцировании понятия "делимости" или ограничения, которое позволяет объединять Я и не-Я, но не давать им соприкоснуться. Однако это решение, по Фихте, не является окончательным. Возникают новые противоречия (к примеру, из третьего основоположения следует, что не-Я ограничивает Я, но ограничивать может только то, что имеет реальность, а реальность может быть только в Я), и появляется необходимость вводить новые понятия, чтобы отодвинуть его. Подобным образом, кроме категорий реальности (выводимой уже из первого основоположения), отрицания (второе основоположение) и ограничения, Фихте дедуцирует также категории взаимодействия, причины, субстанции. При этом он критикует кантовский метод систематизации чистых понятий рассудка, лишенный, по его мнению, признаков настоящей дедукции. Разводя Я и не-Я, Фихте в итоге выводит "независимую" бессознательную деятельность души, "продуктивное воображение", функция которого состоит в том, чтобы порождать противоположности Я и не-Я и в то же время не давать им поглотить друг друга.

Иоганн Готлиб Фихте (нем. Johann Gottlieb Fichte ) - философ, представитель немецкой классической философии, общественный деятель.

Родился 19 мая 1762 в селе Рамменау (Саксония) в многодетной крестьянской семье. С помощью богатого родственника после окончания городской школы в Мейсене в 1774 был принят в закрытое дворянское учебное заведение – Пфорту. Учился в Йенском (1780 ) и Лейпцигском (1781–1784 ) университетах. В 1788 получил место домашнего учителя в Цюрихе. Тогда же познакомился со своей будущей женой, племянницей Клопштока, Иоганной Ран.

Летом 1791 посещает И.Канта в Кенигсберге. Знакомство с трудами Канта определило весь ход его философского творчества. Сам Кант одобрительно отозвался об эссе Фихте Опыт критики всяческого откровения (Versuch einer Kritik aller Offenbarung , 1792 ). Эта работа (авторство которой вначале приписывалось Канту) открыла для Фихте возможность получить должность профессора философии Йенского университета (1794 ).

В 1795 начал издавать «Философский журнал общества немецких ученых». Этому периоду принадлежат его сочинения Основы общего наукоучения (1794 ), Основы естественного права согласно принципам наукоучения (1796 ), Первое введение в наукоучение (1797 ), Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему (1797 ) и Система учения о нравственности согласно принципам наукоучения (1798 ). Эти работы оказали влияние на многих современников Фихте, таких как молодой Ф.Шеллинг, Гете, Ф.Г.Якоби, В. фон Гумбольдт, Ф. и А.Шлегели, Шиллер, Новалис.

В 1799 Фихте, обвиненный в атеизме (за публикацию статьи Об основании нашей веры в божественное мироправление , где он утверждал, что Бог – не личностное существо, а нравственный миропорядок), оставил Йенский университет.

С 1800 жил и работал в Берлине (за исключением одного семестра в Эрлангенском университете в 1805 ).

Когда из-за поражения в войне с Наполеоном прусское правительство вынуждено было переехать в Кёнигсберг (1806 ), Фихте последовал за ним и преподавал в Кёнигсбергском университете до 1807 . В 1810 вновь вернулся в Берлин и стал первым выборным ректором Берлинского университета (1810–1812 ).

Цикл его лекций Речи к немецкой нации (Reden an die deutsche Nation , 1808 ), прочитанных вскоре после поражения прусской армии при Йене и призывающих немецкий народ к борьбе против французских оккупантов, сделали его одним из интеллектуальных лидеров немецкого сопротивления наполеоновскому режиму.

Среди наиболее известных трудов: О назначении ученого (Einige Vorlesungen über die Bestimmung des Gelehrten , 1794 ); О назначении человека (Die Bestimmung des Menschen , 1800 ); Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Попытка принудить читателей к пониманию (Sonnerklare Bericht an das grössere Publikum über das eigentliche Wesen der neuesten Philosophie. Ein Versuch, die Leser zum Verstehen zu zwingen , 1801 ); Основные черты современной эпохи (Die Grundzüge des gegenwärtigen Zeitalters , 1806 ).

Умер в Берлине 29 января 1814 от тифа, заразившись от жены, которая в госпитале ухаживала за ранеными.

Философия Иоганна Фихте

Решая поставленную И.Кантом проблему преодоления разрыва между познавательной сферой человеческой деятельности и моральным миром человека, Г.Фихте создал философское учение об определяющей творческой деятельности самосознания человека. Ключевым принципом философии он считал очевидность и достоверность полученного им результата. Этим результатом был диалектический механизм развертывания саморефлексии. Но, в отличие от Декарта, который также исходил из достоверности самосознания (cogito ergo sum – «мыслю, следовательно, существую»)), Фихте рассматривал акт волевого самополагания, в котором действие является одновременно продуктом своей деятельности. В акте самосознания совпадают субъект (действующее) и объект (страдательное) действия. С его точки зрения это открытие было настолько ясно и очевидно, что впоследствии он часто приводил его как основание своих философских построений.

Он формулирует три основных положения своей философии. Первое гласит: «Я есть Я» . Представьте себе, – говорит Фихте, – свое «Я», осознайте себя как «Я». При этом ясно, что все, что находится вне вас, не относится к вашему «Я». Второе: «Я есть не-Я» . Для того, чтобы понять это, необходимо взглянуть на себя со стороны индивида, мыслящего свое «Я». Т.е., одновременно оценивать и контролировать деятельность своего собственного сознания. Эта двойственность нашего сознания, активная и пассивная его стороны должны ограничивать друг друга, что взаимообусловливает возникновение абсолютного «Я». В этом возникновении заключается третье положение философии Фихте: «„Абсолютное Я" (Ichheit) есть „Я" и „не-Я"» . При этом «Я» всегда сознательно, а, следовательно, активно задает план человеческой деятельности, полагая тем самым всю реальность этой деятельности. Однако, «не-Я» также может обладать для «Я» реальностью, но лишь в тех моментах, когда «Я» находится в состоянии аффекта (страдательности, пассивности, по Фихте).

Вскрыв сложную, изменчивую структуру человеческого сознания, попытался вывести из развертывания этой структуры все ценности морального мира человека и категории его познавательной деятельности (наукоучение). Причем, если у раннего Фихте «абсолютное Я» можно было трактовать как определенную структуру сознания человека, то в его поздних трудах оно приобретает атрибуты божественной природы. Поэтому его философию в ранних сочинениях можно считать спекулятивным трансцендентализмом, а в поздних – абсолютным идеализмом.

Общественно-политические взгляды Фихте тесным образом были связаны с понятием свободы. Сущность самосознания для него заключалась в его свободе. Сама же свобода понималась как деятельность самосознания, противостоящего пассивной природе. Развитие сознания к абсолютному «Я» возможно лишь в преодолении внешних и внутренних препятствий, возникающих часто как продукт собственной пассивной стороны индивидуального «Я». Тем самым, вся предметная сфера человека может выступать как продукт, отчужденный от сознания собственной деятельности индивидуального «Я». Лишь совпадение индивидуального и абсолютного «Я» может в идеале преодолеть проблему отчуждения. При этом возникает проблема введения в философскую систему темы «другого Я». В работе Основы естественного права Фихте пишет, что: «Человек только среди людей становится человеком;… Из этого следует, что если вообще должны быть люди, то должны быть многие». Признание другого происходит либо через сферу права, либо через моральный закон, призывающий видеть в каждом человеке цель его собственного существования. Т.о. множественность свободных индивидов является условием свободного существования самого «Я». Из этого в поздних работах Фихте вытекает идея государственного социализма, основанного в рамках национального государства. При этом нужно помнить, что «нация» в начале 19 в. в германских государствах была скорее идеей, объединяющей их граждан в борьбе с иноземными захватчиками. Идеальному же государству по Фихте отводилось решение задач по воспитанию будущих поколений, способных в исторической перспективе достичь совершенства. История, будучи осуществлением свободы, есть прогрессирующее упразднение мира природы во имя морали. Эмпирическое природное состояние, в котором правят сила и несправедливость, уступает место разумному моральному состоянию, в котором господствует свободная воля и равенство. Людей объединяет именно моральное сознание. Вся история есть ни что иное как попытка человечества установить господство над природной необходимостью.