Апологеты. Что такое Апологет? Значение и толкование слова apologet, определение термина Значение слова апологет

(10 голосов : 4.4 из 5 )

Апологеты внесли существенный вклад в развитие христианского богословия. В частности, Феофил Антиохийский ввел в богословский оборот термин . С переходом христианства на положение государственной религии (IV в.), когда его защита от язычества стала не столь актуальной, апологетическая литература стала уступать место полемической, направленной против еретиков.

Никифоров М. В. , статья из III тома «Православной энциклопедии»:

Апологеты раннехристианские, христианские писатели II –III вв., выступавшие с обоснованием и защитой христианской веры.

Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало реакцию со стороны языческого мира. С юридической т. зр. христианство оказалось в положении «недозволенной религии» (лат. religia illicitia), общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний» (collegii illiciti), а отказ от участия в языческих культах рассматривался как «преступление против религии». В этот период появляются первые нападки на христиан со стороны образованных язычников. Главными оппонентами христианства во II в. были Фронтон (наставник имп. Марка Аврелия) и Цельс, автор направленного против христиан соч. «Истинное слово» (ок.178). Эти авторы рассматривали христианство исключительно как учение, полное предрассудков и фанатизма и угрожающее античному миросозерцанию. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний (см. Disciplina arcana). Задача апологетов состояла в том, чтобы продемонстрировать языческому миру приемлемость христианства с самых разных сторон – гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т. д. (о развитии апологетического жанра см. ст. «Апологетика»).

Прежде всего, раннехристианские апологеты старались опровергнуть возводимую на христиан клевету и дать ответ тем, кто обвинял в том, что она является угрозой государству. Подчеркивая высокие нравственные качества своих единоверцев, они заверяли, что их вера способствует сохранению мира и благосостоянию как императора и государства, так и общества в целом. Во-вторых, раннехристианские апологеты раскрывали абсурдность и безнравственность язычества, его мифологии и божеств и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о и мире. Они не просто опровергали аргументы философов, но показывали, что сама их философия, имея единственным обоснованием человеческий разум, не может достичь истины. Отмечая параллели между языческой философией и христианской мыслью, мн. раннехристианские апологеты в то же время представляли философию как предшественницу христианства, а христианство – как откровение того, что философия лишь предчувствовала. Кроме того, раннехристианские апологеты опровергали обвинения в чудовищных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и пр.), возводимые на христиан, доказывая их невозможность и абсурдность. Наконец, раннехристианские апологеты раскрывали перед языческим миром христ. понимание Священного Писания, при этом отмежевываясь от «ветхого Израиля» – иудейства.

Деятельность раннехристианских апологетов отчасти уже была подготовлена эллинистическим иудаизмом: Филону Александрийскому принадлежали такие сочинения (не сохранившиеся), как «Основания» и «Апология в защиту иудеев». Иосиф Флавий написал апологию «О древности иудейского народа, против Апиона», оказавшую влияние на некоторых, раннехристианских апологетах. Апологетическая тематика присутствует в Новом Завете (см. напр. ; ) и в творениях мужей апостольских. Однако в отличие от мужей апостольских, которые обращались преимущественно к христианам, А. р. адресовали свои творения языческой аудитории, что наложило отпечаток на круг рассматриваемых ими проблем.

Наиболее древними из греч. раннехристианских апологетов считаются Кодрат и Аристид, которые обратились с апологиями в защиту христ. веры к имп. Адриану (117–138) (Евсевий. Церк. Ист. IV 3). Ок. 140 г. был записан «Диспут Иасона с Паписком о Христе», автором которого считают Аристона из Пеллы. Это произведение, фрагменты которого сохранились в апологии «Против Цельса», является наиболее ранним из дошедших до наст. времени сочинений, целиком посвященных антииудейской полемике.

Самый известный из греч. раннехристианских апологетов II в.- мч. († 165-166). Родившись в Палестине в языческой семье, он обратился в христианство после долгих поисков истины. Мч. Иустин, после обращения продолжавший «носить плащ философа», открыл в Риме одну из первых частных христианско-философских школ. приписывает ему 8 сочинений (Церк. Ист. IV 18), из которых сохранились и достоверно принадлежат ему только 3: 1-я и 2-я «Апологии» (ок. 150 и 161) и «Диалог с Трифоном Иудеем» (ок. 135). 1-ю «Апологию» св. Иустин адресовал императорам Антонину Пию (138–161) и Марку Аврелию (161–180, соправитель с 147), 2-ю – рим. сенату. Основной целью обоих произведений является защита христиан от преследования «за одно лишь имя» (nomen ipsum), а также попытка представить христианство достойным более внимательного и объективного взгляда со стороны просвещенных рим. самодержцев. 1-я «Апология», кроме того, содержит изложение христ. вероучения и первое описание таинств Крещения и Евхаристии в древней Церкви. «Диалог с Трифоном Иудеем» представляет собой запись диспута мч. Иустина с ученым раввином Трифоном. В этой первой обширной апологии против иудаизма выражены 3 основные идеи: временное значение Ветхого Завета в отличие от вечного и непреходящего смысла заповедей Нового Завета; оправдание поклонения Христу как Богу; богоизбранность христ. народов, составивших Новый Израиль. Апологетический характер носит также речь мч. Иустина, сохранившаяся в составе его Мученичества.

У Евсевия (Церк. Ист. IV 26. 1; 27. 1) имеется свидетельство об Аполлинарии Иерапольском, обратившемся с речью к имп. Марку Аврелию. Ему же принадлежали и др. апологетические сочинения: «К эллинам» в 5 кн., «Об истине» в 2 кн. и 2 кн. «К иудеям». Ритор Мильтиад также в царствование Марка Аврелия написал 2 кн. против эллинов, 2 кн. против иудеев и апологию христианской философии (Там же. V 28. 4; 17. 5). Ученик мч. Иустина (ок. 120–185) до своего уклонения в ересь написал «Речь против эллинов» (LТgoj prХj `/Ellhnaj, после 165), в которой подверг уничижительной критике всю языческую культуру. Несмотря на резкость суждений, Татиан стремился к тому, чтобы добиться терпимости и уважения к новой вере. Проблема взаимоотношений Церкви и государства на примере связи судеб Римской империи с христианством была развита св. в «Апологии» (др. название – «Книжка к Антонину», ок. 170, сохранилась только в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Современником Татиана и Мелитона был Афинагор, христ. философ из Афин. Ему принадлежит «Прошение о христианах» (ок. 177), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в котором он стремился доказать, что преследование христиан неразумно. В правление имп. Коммода (180–192) св. Аполлоний произнес апологетическую речь, сохранившуюся в мученических актах.

Среди раннехристианских апологетов были и такие, которые адресовали свои произведения частным лицам. Из них прежде всего следует упомянуть последнего из греч. апологетов II в. св. , автора 3 кн. «К Автолику» (ок. 182), написанных для образованного и влиятельного язычника, имеющего предубеждения против христианства. Анонимное «Послание к Диогнету» (ок. 200) представляет собой апологию, составленную в форме письма для знатного язычника, желающего познакомиться с христ. религией.

В III в. апологии пишут и Ориген. В отличие от предыдущих апологий, «Протрептик» («Увещание к эллинам», нач. III в.) Климента Александрийского создан уже не столько для защиты христианства от нападок и преследований, сколько ради привлечения язычников к истинной вере. К жанру «Протрептика» близко и сохранившееся на сир. яз. «Слово к Антонину» Псевдо-Мелитона (нач. III в.). Самым значительным произведением раннехрист. греч. апологетики является соч. Оригена «Против Цельса» (сер. III в.). Цельс был одним из наиболее серьезных критиков христианства из среды язычников. Долгое время его сочинение против христиан не имело достойного опровержения и только в лице Оригена, спустя ок. 75 лет, получило надлежащую отповедь.

Стимулом для дальнейшего написания апологий было появление в 260 г. 15 кн. «Против христиан» неоплатоника Порфирия. Ныне утерянное, сочинение содержало критику Ветхого Завета и Нового Завета, жизни и учения Церкви. Первым ответом на него стал труд «Евангельское приуготовление» в 15 кн. (312–322). Ему же принадлежит трактат «Против Иерокла» (311–313), неоплатоника, написавшего антихрист. соч. «Правдолюбец» об Аполлонии Тианском, в котором он доказывал преимущества этого мага и философа перед Христом.

Лат. раннехристианские апологеты появляются гораздо позднее греч.- в кон. II в. Их список открывают рим. адвокат диалогом «Октавий» (Octavius) и (160–220) соч. «К язычникам» в 2 кн. (Ad nationes, 197). Минуций Феликс многое заимствует из трактата Цицерона «О природе богов», а Тертуллиан, взяв за основу книгу Варрона «Antiquitates rerum divinarum» (Божественные древности), в которой содержится критика рим. религии, показывает суетность и ложность политеизма, призывая уверовать в единого Бога. Самым значительным апологетическим произведением Тертуллиана является его «Апологетик» (Apologeticum, ок. 197), адресованный рим. наместникам в Африке. В этой апологии Тертуллиан помимо критики языческой религии утверждает, что вера в единого Бога естественна для человека, поскольку человеческая душа «по природе христианка» (17. 6). В заключении Тертуллиан свидетельствует, что никакие гонения не могут уничтожить настоящую веру: «Кровь мучеников есть семя христианства» (50. 13). Тему, затронутую в «Апологии» о душе как «христианке по природе», продолжает трактат Тертуллиана «О свидетельстве души» (De testimonio animae; 197). В отличие от греч. раннехристианских апологетов II в. Тертуллиан считает ненужным апеллировать к философии для доказательства истинности христ. веры, поскольку сама душа является лучшим свидетелем Истины. Из др. апологетических сочинений Тертуллиана выделяются послание «К Скапуле», проконсулу Африки (Ad Scapulam; 212), а также трактат «Против иудеев» (Adversus Iudaeos; между 198 и 206), написанный под влиянием «Разговора с Трифоном Иудеем» св. . В сер. III в. св. написал «Книгу о суетности идолов» (De idolorum vanitate), в которой он доказывает, что языческие божества – не что иное, как цари, которым после смерти начали воздавать поклонение. В «Книге к Деметриану» (Ad Dimetrianum, ок. 252), направленной против некоего Деметриана, обвинявшего христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, св. Киприан утверждает, что идолослужение и в особенности гонения против христиан вызывают гнев Божий. Антииудейской полемике св. Киприан посвятил «Три книги свидетельств» (Testimoniorum Libri III , ок. 249).

Среди поздних лат. А. р. следует упомянуть Арнобия (ум. ок. 330), автора 7 кн. «Против язычников» (Adversus gentes; кон. III – нач. IV в.), из которых первые две апологетические, остальные – полемические, и (ок. 250–330), ученика Арнобия, создателя апологии «Божественные установления» в 7 кн. (Divinae institutiones; 304–313). Последняя, помимо собственно апологетического материала, содержит древнейшую на Западе систему христ. вероучения. К ней примыкает соч. «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303), написанное против язычников (особенно стоиков и эпикурейцев). В ней Лактанций защищает возможность применения к Богу слова «гнев». Апологетические темы развиваются и в др. сочинении Лактанция – «О смертях преследователей» (De mortibus persecutorum; ок. 314).

Несмотря на то что деятельность раннехристианских апологетов видимым образом мало способствовала ослаблению гонений на христиан, она, без сомнения, подготовила постепенную эволюцию сознания греко-рим. языческого общества в сторону принятия христ. религии. Раннехристианские апологеты выступили во всеоружии совр. религ. и философских систем, используя их понятийный аппарат и некоторые идеи (напр., учение стоиков о Логосе) для обоснования христ. веры перед лицом своих языческих современников. Одновременно они сделали первые шаги в формировании христ. богословской терминологии.

Отношение к языческой культуре среди раннехристианских апологетов было различным: от полного неприятия: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Тертуллиан. Опроверж. ерет. 7) – до осознания себя наследниками того лучшего, что было когда-либо посеяно Божественным Логосом в мире: «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Иустин. Апол. II 13). На фоне критики языческой религии и философии складывались собственно христ. представления о Боге, мире и человеке. Политеизму противопоставлялось учение о едином, вечном Боге, обладающем по преимуществу такими апофатическими свойствами, как нерожденность, беспредельность, бесстрастность, непознаваемость (ср. Иустин. Апол. II 6; Татиан. Речь. 4; Афинагор. Прошение. 10). Против философского учения о совечности Бога и материи некоторые раннехристианские апологеты (Афинагор, Феофил Ан-тиохийский) утверждали идею творения мира «ex nihilo» (из ничего). Вместо представления о роке и предопределении раскрывалось учение о Промысле Божием (Афинагор. Прошение. 24; Минуций Феликс. Октавий. 18). А. р. впервые начали развивать христ. учение о Пресв. Троице, используя филоновское и стоическое учение о Логосе.

Христологическим вопросам уделялось меньше внимания по причине внешней ориентации богословия раннехристианских апологетов (исключение составляет лишь мч. Иустин). Из остальных тем, затрагиваемых раннехристианских апологетов, можно выделить проблему образа и подобия Божия в человеке (Татиан. Речь 7–11), вопросы о первородном грехе (Феофил Антиохийский. К Авт. II , 17), о воскресении, опровержение античного представления о судьбе и др.

В целом сочинения раннехристианских апологетов имели исключительно важное значение для самосознания христ. Церкви. Будучи во мн. вопросах первопроходцами, раннехристианские апологеты проложили путь для дальнейшей христианизации эллинизма и формирования целостной системы христ. богословия (см. также Богословие доникейское).

деятель, подчиняющий все свои усилия, умственные способности, знания и умения главным образом тому, чтобы оправдать некую идею, доктрину, установку, позицию, концепцию, образ жизни, род деятельности, политическую партию или систему и т. п.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Апологеты

от греч. - защитительная речь), раннехристианские полемисты П-Ш вв., в обстановке законодательных запретов и литературных нападок защищавшие христианство перед образованными и влиятельными кругами греко-римского общества, добиваясь для него легального статуса, а в связи с этим - более широко, чем это имело место до сих пор, переводя содержание христианской доктрины на язык школьной философской традиции. Оправдывать свою веру перед лицом иудейских и языческих обвинений христианам приходилось с самого начала. Уже в каноне Нового Завета имеются тексты, отдаленно предвосхищающие тенденцию А. (Евангелие от Луки, Деяния апостолов). Однако в тот период жизнь христианских общин была слишком удалена от широкой гласности и официальной культуры современного им мира. Время А. приходит, когда в действие вступают новые факторы. Во-первых, среди новообращенных христиан оказывается впервые достаточно много носителей философской и риторической культуры, способных разговаривать с философски ориентированными язычниками на понятном для тех языке; христиане этого типа были остро заинтересованы в примирении или хотя бы выяснении отношений между противоречивыми основами собственного бытия - своей верой, своей культурой и римским государственным порядком. Во-вторых, именно к этому времени факт наличия христиан становится достаточно заметным, чтобы вызвать враждебное обсуждение в языческой публицистике (речь Фронтона «Против христиан», «Правдивое слово» Кельса и др.); вызов приходилось принять и вести полемику теми же средствами - например, в трактате Оригена «Против Кельса» ведется возражение пункт за пунктом, В-третьих, для официозной имперской идеологии со времен династии Антонинов (96-192), особенно при императоре-стоике Марке Аврелии, исключительную важность приобретают лозунги философского морализма и «очищенной» стойко-платонической религии более или менее монотеистического склада; этим был подсказан ход мысли А. - как бы поймать власть на слове, представив преследуемое и порочимое христианство как реальное осуществление тех самых принципов, которые громко декларируются сверху. Бытовой фон философствования А. - попытки прямо объясниться с власть имущими, разрушить недоразумение, которым видится конфликт между империей и христианством. Уже в 20-е гг. II в. Кодрат подает по случаю гонений сочинение в защиту христианства на имя императора Адриана; апологии такого же рода были поданы на имя Марка Аврелия - малоазийским ритором Мильтиадом, «христианским философом из Афин» Афина-гором, Юстином и епископами Аполлинарием Иерапольским и Мелито-ном Сардским, на имя Антонина Пия - Юстином Философом. Ориген, самый большой мыслитель поры апологетов, был приглашен около 220 г. к вдовствующей императрице Юлии Маммее, чтобы объяснять ей сущность христианской веры. Поведение сына Юлии Александра Севера, который, сам не становясь христианином, покровительствовал христианству как религии, созвучной морализующему идеализму философов, поясняет установку А. на философское оформление своей веры как на способ сделать ее приемлемой для властей. Но даже применительно к таким «апологиям» в самом узком смысле слова, т. е., «прошениям», «ходатайствам», которые, однако, не просто подавались императору, но одновременно распространялись наподобие современных «открытых писем», невозможно обособить или тем более противопоставить две функции - обращение к власти и обращение к общественному мнению. Эти функции не только не исключали, но прямо предполагали друг друга. Поэтому наряду с защитительным словом, хотя бы формально обращенным к императору, для А. характерен другой жанр - увещательное слово (по образцу античных призывов к философскому образу жизни, т. н. Аюуск; крсарепик´ос,), обращенное к языческой читающей публике и выявляющее черты диатрибы. «Слово к эллинам» - стандартный заголовок христианских сочинений (Татиан, Псевдо-Юстин и др.); к этой традиции примыкает в иную эпоху еще «Слово против язычников» Афанасия Александрийского. Такое увещательное слово, чтобы лучше выразить идею прямого диспутального контакта между предубежденным язычником и переубеждающим его христианином, могло принимать форму диалога, как в «Октавии» Минуция Феликса, или дидактического послания к другу, как в анонимном «Послании к Диогнету». Реже партнером в споре выступает приверженец иудаизма («Диалог Ясона и Паписка» Аристона из Пеллы, «Диалог с Трифоном Иудеем» Юстина); в основном миссионерские усилия А. имеют в виду «эллинов», адептов синкретической религиозности, для которой теологию заменял философский идеализм. Этим определены черты мысли А. Даже там, где она не ставит себе прямых задач пропаганды, она обнаруживает как бы оглядку на внешний по отношению к христианству мир философских школ, одновременно отрицая всякое принципиальное противоречие между ним и христианством. Отсюда характерные для А. эксцессы приятия или отвержения языческой философии. Если христианство есть «истинная» философия, от этого тезиса можно было идти в двух противоположных направлениях: поскольку философия «истинна», ее содержание предвосхищает содержание христианства (Юстин, Климент Александрийский, Ориген), но поскольку философия не совпадает в своем содержании с христианством, она «неистинна» (Татиаи, Тертуллиан). Та или иная расстановка акцентов лишь до известных пределов может рассматриваться как позиция во внутрихристианской идейной борьбе: недаром Татиан, один из самых резких хулителей греческого философского наследия, был учеником Юстина, смотревшего на древних философов как на христиан до Христа. Говорить «к эллинам» или «против эллинов» - дополняющие друг друга риторико-публицистические установки. Обе они требуют апелляции к разуму (если языческая философия хороша, то тем, что служит разуму и через это божественному Логосу, если она осмеивается, то с позиций рассудка, подчас довольно тривиального); мистические моменты христианства выступают у А. слабее, чем у предшествовавших им новозаветных авторов и пришедших за ними представителей патристики. А. энергично подчеркивают, что христианский монотеизм как бы расколдовывает космос, отнимая у стихий ореол мнимой тайны и обосновывая единообразие мирового закона. Противоразумный характер языческого культового обихода вышучивается в традициях античного рационализма; собственное христианское учение о таинствах упоминается мало и толкуется с уклоном к аллегоризму, характерному также для отношения А. к Библии. Перенимая формы философского упорядочения мысли, А. подготавливают фонд проблем, понятий и терминов для догматических дискуссий патристики (напр., слово «троица» засвидетельствовано по-гречески впервые у Феофила Антиохийского, по-латыни - у Тертул-лиана). Однако не им суждено было найти доктринарные формулировки, которые оказались бы приемлемыми для последующих эпох христианской Церкви. У большинства А. этому препятствовала публицистическая несистематичность мышления, его прагматически обусловленная необязательность. Исключение - Ориген; но как раз на систе-мосозидательстве Оригена сказалась неразработанность критериев для отбора философского мыслительного материала, который оказался бы совместим с собственно христианскими принципами. После того, как Римское государство при Константине I заключает союз с христианством (Миланский эдикт 313 г., I Вселенский собор 325 г.), цель деятельности А. оказывается достигнутой. Полемические сочинения в духе А. продолжают возникать («Врачевание эллинских недугов» Феодорита Кирского в сер. V в.), но в контексте иной эпохи. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

1) Апологет - - раннехристианский богослов и философ, пропагандировавший преимущества новой религии по сравнению с верованиями Римской империи, обосновывавший ее высокие нравственные принципы и полезность для общества. Апологеты получили название по книге Юстинз (ум. около 165 г.) «Апология». В широком современном значении А. - ярый приверженец и пропагандист какой-либо идеи, направления, социального устройства; апология - неумеренное, чрезмерное восхваление или защита, обычно предвзятая, кого-нибудь или чего-нибудь.

2) Апологет - (греч. apologetikos - защитительный) - защитник какой-л. идеи, учения и т.п.

Апологет

Раннехристианский богослов и философ, пропагандировавший преимущества новой религии по сравнению с верованиями Римской империи, обосновывавший ее высокие нравственные принципы и полезность для общества. Апологеты получили название по книге Юстинз (ум. около 165 г.) «Апология». В широком современном значении А. - ярый приверженец и пропагандист какой-либо идеи, направления, социального устройства; апология - неумеренное, чрезмерное восхваление или защита, обычно предвзятая, кого-нибудь или чего-нибудь.

(греч. apologetikos - защитительный) - защитник какой-л. идеи, учения и т.п.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ярославль - город центр Ярославской области (с 1936), на...
Ясак - (тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15 ...
Ясельничий - (от ясли ящик для корма скота), придворный...
Ятвяги - древнее литовское племя между pp. Неман и Нарев. ...
Ять - буква в дореволюционном русском алфавите исключенная из него...
Авункулат - (от лат. avunculus брат матери), широко распространённый...
Авункулокальность - (от лат. avunculus брат матери и locus ...
Адопция - (от лат. adoptio усыновление), форма установления родства...

АПОЛОГЕТ, -а, м. (книжн.). Тот, кто выступает с апологией кого-чего-н.


Смотреть значение АПОЛОГЕТ в других словарях

Апологет — апологета, м. (книжн.). Выступающий с апологией кого-чего-н. толстовства. (Первонач. название ранних писателей, защищавших христианство; ср. апологетика.)
Толковый словарь Ушакова

Апологет М. — 1. Тот, кто выступает с апологией кого-л., чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Апологет — -а; м. [от греч. apologētēs - сторонник, защитник]. Тот, кто выступает с апологией какой-л. идеи, учения; защитник, приверженец кого-, чего-л. (первоначально о раннехристианских........
Толковый словарь Кузнецова

Апологет — (гр. apologetikos защитительный) - тот, кто выступает с апологией чего-либо; защитник какого - либо учения.
Политический словарь

Апологет — - раннехристианский богослов и философ, пропагандировавший преимущества новой религии по сравнению с верованиями Римской империи, обосновывавший ее высокие нравственные........
Исторический словарь

Герман, Апологет Поморской Общины — - саратовский монах, плодовитый апологет поморской общины. Родился в 1710 г., умер в 1778 г. Подробных биографических сведений о нем мы не имеем. С уверенностью можно утверждать........
Большая биографическая энциклопедия

АПОЛОГЕТЫ

АПОЛОГЕТЫ

(от греч. apologeomai защищаю)

собирательное раннехристианских писателей-философов, защищавших в своих трудах принципы христианства от критики со стороны нехрист., языческих правителей и ученых. В своих посланиях апологеты обосновывали преимущества моральных принципов своего вероучения, возможности принятия христианства в качестве государственной религии. Из апологетических трудов наибольшую представляют послания Юстина Мученика, прозванного «Христом в философской мантии». См. также Патристика.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АПОЛОГЕ́ТЫ

(в раннем христианстве) (от греч. ἀπολογέομαι – защищаю) – наименование богословов 2–3 вв., выступивших с обоснованием и защитой христианства. Наиболее крупными из А. являлись Юстин Мученик ( . ок. 165; "Апология", "Беседа с Трифоном иудеем"), Татиан (ум. ок. 175; "Речь к эллинам"), Афинагор (ум. ок. 177; "Прошение по делам христиан"), Тертуллиан ("Апологетика") и Минуций Феликс (ум. ок. 240; "Октавий"). А. выступали против нападок на как со стороны гос. властей, так и со стороны "языческих", т.е. античных, философов. Нек-рые из соч. А. были направлены против раннехрист. ересей. В борьбе с антич. образованностью А. постепенно пришли к отрицанию не только философии, но и разума вообще, к-рому они противопоставили слепую веру. Так, к философии и разуму нашла в произведениях Тертуллиана, провозгласившего: "верую, потому что это абсурдно". Однако, несмотря на враждебное к античной философии, А. не могли все же избежать ее влияния. Факты совпадения ряда положений христ. вероучения с нек-рыми идеями античной идеалистич. философии А. объясняли влиянием христианства на философов (Татиан). В возможности такого влияния строились фантастич. хронологич. схемы. В др. случаях все объяснялось деятельностью демонов (Юстин). В совр. переносном значении А. – защитники реакционных идеологических течений и систем.

Лит.: Тексты сочинений А. собраны в кн.: Сочинения древних христианских апологетов, рус. пер. П. Преображенского, СПБ, 1895; Otto J. С. Тh. vоn, Corpus apologetarum. Christianorum saeculi secundi, v. 1–9, Jenae, 1857–81; Die ältesten Apologeten. Texte.., hrsg. von E. J. Goodspeed, Göttingen, 1914; Quasten J., Patrology, v. 1–2, Utrecht – Brussels, 1950–53.

И. Крывелев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АПОЛОГЕТЫ

АПОЛОГЕТЫ (от греч. ?πολογία-ηащита, оправдание)-в узком смысле слова-отцы Церкви 2 в., отстаивавшие христианство перед императорской властью и опровергавшие предрассудки образованного языческого общества; в более широком смысле-христианские авторы также и 3-5 вв., боровшиеся в своих сочинениях против язычества. Апологеты являются первьми богословами христианского мира, а может считаться первым жанром патриотической литературы, специфичность которого в том, что он имеет точно фиксируемое начало и не имеет определенного завершения.

В задачу апологетов входило: отвести обвинения от христиан; добиться терпимого отношения к христианской религии со стороны государства; в сопоставлении греческой философии с христианской мыслью доказать и преимущество последней. Началом литературной деятельности апологетов был , когда христианство решилось выйти из замкнутости и представить себя как высшее осуществление культурных стремлений общества. В этом смысле апологетика не “эллинизация христианства”, а полноценный с языческой философией, в котором христианство осваивало ее понятийный и трансформировало его в религиозно-богословском ключе. Кроме того, апологетика предлагала осмыслить всю предшествовавшую как ступень на пути к истине, которая была открыта Христом и которую воплотило христианство.

Апологеты обращались не только к членам Церкви как мужи апостольские, но и к нехристианам. Апология писалась в форме речи или диалога, составленного по всем правилам классической риторики, и была изначально рассчитана на широкое распространение. Образцом для апологетов служила защита Сократа перед афинским судом; они стремились не только отвести враждебные об

винения в инцесте, детоубийстве и каннибализме, порождаемые слухами о тайных евхаристических собраниях, но и доказать нелепость и безнравственность языческих мифов, противопоставляя их истинному учению о монотеизме и воскресении. Аргументы в пользу истинности христианства были таковы: 1) высокая христиан ( к ближнему); 2) предсказания пророков о Христе; 3) единство между Ветхим и Новым Заветом: христианство древнее язычества, так как Моисей древнее греческих поэтов и философов; 4) чудеса Христа, противоположны чудесам магов, действовавших с помощью силы демонов. Помимо антиязыческого направления апологетики (Юстин, Татиан , Афинагор, Феофил Антиохийский, Мелитон Сардийский, Минуций Феликс, Тертуллиан) выделяют направление антииудейской критики, основанное на библейской экзегезе (Аристон, Юстин), а также антигностическое направление (Юстин, Феофил Антиохийский, Тертуллиан), связанное уже с внутрицерковньми догматическими разграничениями. В теоретическом плане у апологетов центральное место занимает соотношения трансцендентного Бога и ипостасей. Заимствуя свое Бога из платонизма, апологеты сближали его с библейским Богом. Их определения первоначала, как , апофатичны: непостижимость, несказанность, запредельность мира. Опираясь на пролог к Евангелию от Иоанна, апологеты разработали свою христологию, стержнем которой явилась Логоса, носящая в большей степени космологический, чем теологический . Логос (Ум , София), вторая , как извечно присутствующая в первоначале , становится энергией и являет себя только в акте творения мира. Согласно этому взгляду, обнаруживающему влияние Аристотеля, Логос оказывается субстанциально подчиненным Отцу (субординационизм), который производит Его из Себя в качестве посредника между Собой и миром. Перенося это отношение в антропологическую сферу, апологеты пытались прояснить его посредством стоического разделения “внутреннего” и “произнесенного слова”. Апологеты учили также о “семенном Логосе” (еще один стоический ) - разумном принципе, который присутствует во всех вещах и образует внутренний вселенной. В сотериологии апологетов как самое совершенное Логоса рассматривается его воплощение в человеке, открывающее спасения. В целом, греческие апологеты 2 в. определили христианской догматики (христология и триадология), однако, начиная уже с Иринея Лионского, отцы Церкви искали пути преодоления тенденций рационализма и субординационизма, свойственных ранней апологетике. Corpus apologeticum открывается апологиями Кодрата и Аристида, адресованными императору Адриану в 125. Следующими в ряду стоят произведения Аристона Пелльского (несохранившийся “Диалог Иассона и Паписка”, ок. 140), который устами иудео-христианина Иассона доказывал божественность Христа на основании Ветхого Завета, и Юстина Философа и Мученика, одного из самых значительных апологетов. Последний в двух своих “Апологиях”, большой и малой, адресованных Антонину Пию (150/155) и Марку Аврелию (ок. 161), опровергает обвинения против христиан, излагает христианской религии и доказывает на основании ветхозаветных пророчеств божественность Христа. Не противопоставляя Веру и , Юстин считает лучших греческих философов учениками Моисея и предшественниками христиан (традиция , идущая от Филона Александрийского до Климента Александрийского). В значение и что почитание Христа не противоречит вере в единого Бога. Татиан в “Речи против эллинов” (до 161) занимает резко отрицательную позицию в отношении всей греческой культуры; в богословии он находится под сильным влиянием Юстина. Афинагор Афинянин, один из самых глубоких апологетов, автор “Прошения за христиан” (ок. 177) и трактата “О воскресении мертвых”, в котором приводит рациональные доводы в пользу монотеизма и воскресения; избегает субординационизма, угверяедая сущностное единство ипостасей. Феофил Антиохский в трех книгах “К Автолику” (после 180) говорит о познании Бога, о Троице, о Логосе (Слове внутреннем и слове произнесенном), о грехопадении и спасении, суеверии язычников и мудрости пророков. Мелитон Сардийский, написавший апологию “Слово о вере” (ок. 172), известен своим трактатом “О Пасхе”, представившим малоазийскую традицию празднования Пасхи. В трактате поднимаются проблемы соотношения двух Заветов, христологии и сотериодогии. Автор анонимного “Послания к Диогнету” с моральнопрактических позиций разъясняет язычнику основные положения христианства, отвечая на вопросы об отличии его от других культов, о смысле любви к ближнему, о возрасте своей религии. Написанное хорошим стилем и с большой тщательностью “Послание” принадлежит к числу лучших памятников раннехристианской литературы. Этот замыкают менее значительные апологеты, писавшие в самом конце 2 в.: Ермий (“Осмеяние внешних философов”, ок. 200), Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский. Африканская апологетика, являющаяся одновременно началом латинской патристики, представлена именами Минуция Феликса и Тертуллиана. Диалог Минуция Феликса “Октавии-это собрание обычных апологетических аргументов, однако его выделяют как риторического искусства. Тертуллиан написал несколько апологетических сочинений: две книги “Против язычников” (197), содержащие морально-религиозные возражения, “Апологетик” ( . 197), рассматривающий исключительно политические обвинения против христиан, а также “О свидетельстве души”, “К Скапуле” и “Против иудеев”, в котором говорится о том, что даже язычники причастны милости Божьей и что Ветхий Завет возмездия должен уступить место Новому Завету любви.

На Востоке критическую линию апологетов в 3 в. продолжают Климент Александрийский и Ориген (“Против Цельса”), в 4в.-Евсевий Кесарийский, который дополняет ранних апологетов множеством фактов, заимствованных из античной литературы и истории, и Афанасий Александрийский (“Против язычников”); в 5 в. ее завершает “Исцеление языческих болезней” Феодорита Кирского. На Западе продолжателями этой линии выступили в 4 в. Лактанций (“Божественные наставления”) и в 5 в.-Августин (“О Граде Божием”).

Источ.: Иустин Философ, св. Соч. М., 1892; Афиногор Афинянин. Предстательство за христиан.-“Вестник Древней Истории”, 1993, Приложение, с. 237-279; Тертуллиан. Избр. соч. М., 1994; Ориген. Против Цельса, пер. с греч. Л. Писарева. Б. м., 1996; Ранние отцы церкви: Антология. Брюссель, 1988; Отцы и Щ в. Антология, т. 1-2. М., 1996; Theophili episcopi Antiochensis, Libri très ad Autolycum. A Diognete.-“Sources chrétiennes” (P.), 1971, N 172; Hennins. Satire des philosophes païens, 1993,-Ibidem, N 398. Лит.: Реверсов И. П. Защитники христианства (Апологеты). СПб., 1898; Спасский А. Эллинизм и христианство. Сергиев Посад, 1914; Неретина С. С. Верующий . К истории средневековой философии. Архангельск, 1995; Сидоров А. И. Курс патрологии. М., 1996, разд. 2: Греческие апологеты 2 в.; Chadwick ΰ. Early Christian thought and the classical tradition. Oxf., 1966; Hamack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte, Bd. I. Tub., 1905; Pépin J. De la philosophie ancienne à la théologie patristique. L., 1986.

A. M. Михайловский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "АПОЛОГЕТЫ" в других словарях:

    ГИСТЫ, греч., от apologeisthai, защищаться. Защитник чьего нибудь мнения, действия и проч. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. АПОЛОГЕТЫ древние христианские… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от греч. apologeomai защищаю) ..1) собирательное название раннехристианских писателей, главным образом 2 3 вв., защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов. Среди апологетов Юстин Мученик, Ориген, Тертуллиан2)] В… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от греч. защитительная речь), раннехристианские полемисты П Ш вв., в обстановке законодательных запретов и литературных нападок защищавшие христианство перед образованными и влиятельными кругами греко римского общества, добиваясь для него… … Энциклопедия культурологии

    - (от греч. apologeomai защищаю) собирательное название раннехристианских писателей, главным образом 2 3 вв., защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов. Среди апологетов Иустин Мученик, Ориген, Тертуллиан; в переносном… … Политология. Словарь.

    - (от греч. apologéomai защищаю), 1) собирательное название раннехристианских писателей, главным образом II III вв., защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов. Среди апологетов Юстин Мученик, Ориген, Тертуллиан.… … Энциклопедический словарь

    Апологеты - так называли раннехристианских богословов и философов, пропагандирующих преимущества новой религии по сравнению с другими верованиями Римской империи. Апологеты обосновывали высокие нравственные принципы и полезность учения Христа для общества.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    - (от греч. apologeormai защищаю) собирательное название раннехристианских писателей, главным образом 2 3 вв. (период гонения на христиан со стороны римских властей), защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов… … Большая советская энциклопедия