Кто такой женевский папа. Жан кальвин. «Я приношу моё сердце как искреннюю жертву Богу»

- (1509 64 гг.) французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541 г. фактическим диктатором Женевы, превратил её в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной… … Исторический словарь

- (Calvin, Jean) (1509–64) Швейцарский богослов и религиозный лидер. Родился в Нуайоне, изучал искусство в Париже и право в Орлеане. В 1536 г. бежал из Франции от преследований. В Базеле опубликовал сочинение Наставление в христианской вере (… … Политология. Словарь.

Кальвин Жан - (Calvin, John) (1509 64), франц. теолог, крупнейшая фигура второго поколения протест, реформаторов (протестанты). Сын клерка. Обучался в Париже, Орлеане и Бурже. Ок. 1533 г. перешел в реформатскую веру. В своей книге «Наставление в христианской… … Всемирная история

- (Calvin, Calvinus) (1509 1564), деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение «Наставление в христианской вере». Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил её в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной… … Энциклопедический словарь

Жан Кальвин Jean Calvin Род деятельности: богослов Дата рождения: 10 июля … Википедия

КАЛЬВИН (Calvin Calvinus) Жан (1509 1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил ее в один из центров Реформации. Отличался … Большой Энциклопедический словарь

Кальвин (Calvin, латинизир. Calvinus, франц. Cauvin ‒ Ковен) Жан (10.7.1509, Нуайон, Франция, ‒ 27.5.1564, Женева), деятель Реформации, основатель кальвинизма. Родился в семье крупного церковного служителя. Получил богословское и юридическое… … Большая советская энциклопедия

- (1509 1564), французский теолог, религиозный реформатор, основоположник кальвинизма. Родился 10 июля 1509 в Нуайоне, епархиальном центре на севере Франции. Его отец, Жерар Ковен, достиг довольно высокого положения в церковной и общественной… … Энциклопедия Кольера

Кальвин, Жан - Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. КАЛЬВИН (Calvin, Calvinus) Жан (1509 1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кальвин Жан - Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. Кальвин Жан () французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Книги

  • Реформация и контрреформация. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола , Филиппов М.М.. В книге представлены художественно-биографические очерки о ярких исторических личностях эпохи Реформации и котрреформации. Герой чешского народа - Ян Гус, основатели протестантизма - Мартин…
  • Жан Кальвин. Теология и религиозно-общественная мысль XVI века , Н. В. Ревуненкова. В монографии впервые в отечественном религиоведении дается комплексный анализ наследия Жана Кальвина. На широком историческом фоне рассматриваются проблемы критики католического учения и…

В глубине сердца нам надлежит хранить терпение и любовь к врагам. В то же время наши внешние действия должны отвечать тому, что мы сознаем полезным для спасения возлюбленных нами врагов

«Наставление в христианской вере», 1536 год

Юрист, филолог, богослов и проповедник. Основатель нового направления в протестантизме, оказавшегося во многих отношениях более радикальным, нежели лютеранство. Работал и проповедовал в нескольких городах Швейцарии и в Страсбурге, но основной ареной его деятельности стала Женева, в которой он на долгие годы стал неформальным правителем. При его жизни Женева превратилась в альтернативный центр протестантизма, принимавший эмигрантов со всей Европы. Учение Кальвина быстро стало господствующим в Голландии, Шотландии, некоторых регионах Венгрии (Трансильвания) и Германии. Благодаря английским переселенцам рано попало в Америку, где до сих пор представлено сразу несколькими традициями.

Вольтер, недовольный скукой женевских нравов, сказал о Кальвине, что тот упразднил монастыри только затем, чтобы превратить в монастырь весь мир. Но в Женеве, столице первоначального кальвинизма, Вольтер жил в 1750-е; его тогда навестил там Казанова, оставивший несколько мимолетное описание города, конечно, довольно патриархального, но все равно не без приятностей: музыка играет, штандарт скачет, даже новомодные английские «чехольчики», изобретенные лекарем Кондомом, и те в ходу.

А вот двумя столетиями раньше Вольтеру и особенно Казанове в Женеве бы не поздоровилось. Нужно еще поискать антиутопию, которая выглядела бы менее приветливо, чем этот «Новый Иерусалим» во времена почти двадцатипятилетнего (1541-1564) правления Жана Кальвина.

Под запретом музыка и танцы, паштеты и дичь, живопись и скульптура, свадебные застолья и похороны, отмеченные хоть чем-то, кроме безразличного закапывания гроба в землю. Одежда и прически строго регламентированы, любое отклонение от уравнивающих всех скупых стандартов карается штрафом, а то и тюрьмой. Шутка - подозрительна, шумный смех - неуместен, божба - оскорбительна, а брань уж тем более.

Нельзя называть детей иначе, чем библейскими именами (Луи, Женевьевы, Николя, Гийомы, Анри - прощайте). Нельзя праздновать Масленицу, Пасху и Рождество. Нельзя проводить воскресенье иначе, чем в благочестивом недеянии. Нельзя пропускать проповедь без чрезвычайно уважительной причины; если заболел - зови приходского пастора на дом. Собственно, и церковь менять нельзя: куда приписан, туда и ходи.

В католической Европе XVI-XVIII веков для мирян хождение к обедне - целый сгусток социально-эстетических трансакций (не всегда высокодуховных, признаем это), куда помимо посильного участия в богослужении входят впечатления от оформления храма, от органных раскатов, от музыки, от размеренных жестов священников и от кадильных ароматов. Но церкви реформатской Женевы развлекать публику не стремились вот совсем. Все голо, все просто. Воспоминание Тайной вечери, сурово-деловитое, как партсобрание. Сданы в утиль и образа, и органы. И даже колокола - действительно, зачем в городе с такой образцовой дисциплиной нужны какие-то устройства для того, чтобы созывать горожан на богослужение? И так придут.


Тем более что выбора у них, собственно, и не было. В Женеве под присмотром и светских, и духовных властей действовала хорошо отлаженная система надзора и сыска. С рутинными рейдами по домам - а ну как некий гражданин прячет под подушкой запрещенную литературу, католические четки-«розарий» или ломоть пирога с олениной? С системой учета - кто пропустил очередную проповедь, кто дерзко стирал портки в воскресенье. И валом доносов: грузчик невольно ругнулся, взваливая на спину тяжелый куль,- и все, каталажка, если не хуже.

Потому что система правосудия и наказаний в Женеве так и осталась старой, средневековой; помноженная на кальвинов ригоризм, она превратилась в террор - с пытками, показательными процессами против ведьм, распространителей чумы, еретиков, политических противников, с многочисленными казнями. В том числе огненными: католическая инквизиция не изобрела сожжение еретиков на костре, это старая, еще позднеримская норма, которую Кальвин почел за нужное сохранить. Dura lex, sed lex.

Пока дело ограничивалось внутригородскими расправами, все это вызывало мало протестов извне. Но когда на женевский костер отправился Мигель Сервет, врач и анатом с европейской славой, отрицавший существование Троицы, умеренно настроенные адепты женевского «князя реформаторов» по всей Европе все-таки возроптали втихомолку: не пристало ли нам все-таки трактовать свободу совести хоть немножко шире?.. не стоило ли вести себя иначе, чем повел бы себя с Серветом трибунал папистов?..

Как бы то ни было, оппозицию внутри города Кальвин сокрушил. До самой смерти он возглавлял Женеву - безжалостный, не знающий, как и его Бог, уступок и снисхождения, хрупкий и болезненный, но наделенный адамантовой волей. И абсолютной, космической уверенностью в собственном авторитете: со своего скромного креслица в женевском соборе Св. Петра он правил своими верными так же властно, как и тот, кто сидел на кафедре Св. Петра в Риме.

Предопределение Божие неумолимо, учил он. Одни родились на свет ради вечной жизни, другие - только ради вечной погибели. Не за всех пострадал и умер Христос, а только ради избранных, которым после безрадостной целожизненной борьбы доведется частично преодолеть порчу своей падшей природы. Впрочем, и от века осужденные все равно обязаны жить в самом суровом благочестии - хотя и это ни на йоту не изменит их участь.

Что, помимо его воли, так привлекало в нем? Почему за ним шли люди, в большинстве своем не жаловавшиеся на деспотизм? Почему его учение с энтузиазмом принимали города, области и королевства?


Отчасти - порыв праведного и отчаянного противостояния миру, сознание причастности к великой борьбе избранных и проклятых. То, что такое в принципе действует, современная хроника происшествий, увы, свидетельствует куда как уверенно. Как писал Жюль Мишле: «Предопределение Кальвина сделалось машиной для фабрикации мучеников... Если где-нибудь в Европе требовалась кровь и мучения, если нужен был человек для сожжения или колесования, этот человек стоял уже наготове в Женеве - он поднимался и шел на смерть, прославляя Бога и распевая псалмы».

Отчасти - проповедь бытовой умеренности, самодисциплины, «мирской аскезы». Да, все люди изначально рождаются неравными. Но это умеряется тем, что вести-то себя все должны одинаково, совершенно одинаково. Всяк делай то, к чему призван, не трудящийся да не ест. Роскошь проклята, но финансовое преуспеяние хоть в сапожном деле, хоть в книготорговле, хоть в банковских операциях - благословение Вседержителя, умножавшего некогда стада Авраама, Исаака и Иакова. Только капитал нельзя ни запирать в сундуках, ни бездумно тратить: в дело, в дело его.

Ну или в благотворительность. В отличие от Лютера, Кальвин без восторга относился к монархии, республику (хотя и аристократическую) он считал более совершенной формой правления и подкреплял это ссылками не только на Аристотеля, но и на Ветхий Завет (1 Цар. 8). Люди должны самоорганизовываться, люди должны иметь право голоса (формально и его Женева была демократией почище Афин), люди должны помогать друг другу - и нищеты в кальвинистских обществах в самом деле стало бесконечно меньше.

Традиционную структуру средневекового общества все это окончательно разрушило, дав и некоторые начертания для новых социальных форм. Но занятно, что при всем том в глубине своей кальвинизм, как верно подметил однажды Макс Вебер,- он ведь совершенно не про социальность.

Принято считать, что человек Нового времени с определенного момента мучительно ощущал заново открывшееся ему вселенское одиночество и крушение всех привычных мировоззренческих структур. Принято также видеть отражение этого самого ощущения в основном в искусстве, в разнообразных «кризисах гуманизма» - Марло и Шекспир, Микеланджело и маньеризм. Но и здесь, в изначальной реформатской психологии, ведь то же самое - и с какой силой явленное. Нет никого - ни духовника с его советами и требами на все случаи жизни, ни римского папы с его таинственной «сокровищницей сверхдолжных заслуг», ни добрых святых, помогающих кто от зубной боли, кто от грыжи. И даже сам Бог насчет тебя, собственно, все и так решил мириады тысячелетий назад - и ничего тут уже не изменишь. Ты один. Как хочешь, как можешь, так и справляйся.

1541 году Жан Кальвин возвращается в Женеву, где - после долгих споров был принят, хотя и с ограничениями, его проект о церковном переустройстве, но фактически реформы были произведены во многих областях городского устройства…

«По этому проекту устанавливались четыре церковных чина: пасторы, доктора для преподавания в школе; старейшины для нравственного надзора за гражданам и диаконы для различных благотворительных дел.

По требованию Кальвина была создана консистория - нечто среднее между трибуналом инквизиции и светским судом. Консистория разбирала особо важные проступки против нравственности и отступлением от истинной веры. В менее серьёзных случаях пасторы и старейшин ограничивались частным внушением.

Дома горожан стали часто подвергаться обыскам, и горе было тем, у кого находили вышитый чепчик, кружевной воротничок, украшения или книги сомнительного содержания. После девяти часов вечера никто не имел права выйти на улицу без специального разрешения городских властей, - надо было ложиться спать, чтобы с раннего утра заняться работой.

Из церковного обихода были устранены всякие украшения, символы и церемонии. Были отменены такие церковные праздники, как Рождество, Обрезание, Благовещение, Вознесение, оставлялся единственный - Пасха (Воскресение Христово). Для отдыха был оставлен только один день в неделе - воскресенье, но этот весь день горожане должны были проводить только в церкви.

В 1543 году вышло третье издание «Наставления в христианской вере», где была записана подробная программа кальвиновского реформирования - церковного и жизненного уклада горожан.

В нём Кальвин приравнял пасторов церкви к пророкам и апостолам: пасторы должны были «возвещать слово Божье, учить, увещевать народ, раздавать причастие и вместе со старейшинами налагать церковные наказания». Снисходительность к грешнику пастору категорически запрещалась, ибо он не только провозвестник истины, но и её защитник, «мститель» за обиды, нанесённые имени Божьему.

О материальном содержании пасторов должна заботиться община. Кальвин не требовал от пасторов евангельской бедности и не запрещал им заботиться о приумножении своих богатств, если это не противоречило строгой нравственности. В своих проповедях и на заседаниях совета магистрата Кальвин даже настаивал на возвращении пасторам церковного имущества, отобранного у католиков.

Несмотря на то, что в Женеве Кальвин занимал скромный пост советника правительства, его влияние на повседневные дела города было исключительным. Принимаемые по его настоянию законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего», цитадель протестантизма. На протяжении 1541-1564 годов Кальвин фактически единолично правил городом. Недаром его называли «женевским папой», да и сама Женева со временем, по мнению сторонников Кальвина, должна была стать «протестантским Римом».

Здесь Кальвин занимался дипломатической перепиской, редактированием политического, судебного и полицейского законодательства и, естественно, каждое воскресенье проповедовал в церкви. В начале 1543 года комиссия под руководством Кальвина провела в городе большой ряд мероприятий: были установлены определённые рамки для деятельности различных государственных органов, четко обозначены обязанности должностных лиц. Под его руководством до мельчайших подробностей было разработано судебное делопроизводство. Кальвин писал подробнейшие инструкции для смотрителей за постройками, для пожарной команды и даже правила для ночных сторожей. Почти каждый день он появлялся перед городским советом со своими бесчисленными докладами, донесениями и извещениями.

Реформы магистрата запрещали в городе танцы, театральные представления, азартные игры. В 1546 году за участие в танцах был осужден целый ряд высших должностных лиц города, в том числе генеральный капитан и первый синдик. Несчастные ещё легко отделались, они выслушали суровое внушение и принесли публичное покаяние за грех. За произнесение кощунств, проклятий и за иное сквернословие налагалось длительное тюремное заключение. Строго запрещались не только любые развлечения, но «неподобающе яркие» одежды и громкий смех. Как писал один из почитателей Кальвина, законы его «были писаны кровью и огнём».

Вряд ли можно найти в тот период иное государство, где бы в столь короткий промежуток времени (с 1542 по 1546 год) было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании.

Совершенно ужасающей была жестокость, которой при Кальвине отличалось судопроизводство. Пытка являлась необходимой принадлежностью всякого допроса. Причём обвиняемого пытали до тех пор, пока он не признавал обвинения, зачастую в несовершенном им преступлении. За несколько месяцев только одного 1545 года от пыток во время следствия погибло 34 человека, так и не дожив до решения суда. Детей заставляли свидетельствовать против родителей. Простого подозрения соседа было достаточно не только для ареста, но и для осуждения.

Неутомимый Кальвин, сам работавший с утра до поздней ночи, того же требовал и от других. Никто в Женеве не имел права бездельничать. Из города изгнали всех нищих. При этом Кальвин выступал против излишнего обогащения. Однажды он сказал, что народ надо держать в бедности, иначе он перестанет быть покорным воле Божьей.

Подобный аскетизм, когда у горожан оставалось только два права - работать и молиться - не мог не вызвать сопротивления. Стали расти оппозиционные настроения, и не только среди горожан, но и в городском магистрате. В 1547 году образовалась сильная партия недовольных реформами Кальвина («перринисты»), которая стремилась ограничить его влияние и подчинить консисторию и коллегию пасторов городскому магистрату Особым нападкам со стороны перринистов подвергалось церковное отлучение, которое в то время воспринималось, как отлучение человека от Бога. Пасторов стали часто оскорблять на улицах, многие запреты демонстративно нарушались. Но вскоре произошёл случай, который помог Кальвину победить растущее влияние перринистов.

В 1553 году по приговору женевской консистории был казнён за еретические взгляды испанский богослов, философ и учёный Мигель Сервет . Дело Сервета рассматривается многими историками как «моральный тупик Реформации» - впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие. Публичное сожжение Сервета заставило «перринистов» утихнуть. Вскоре после этого был произведён полный разгром идейной оппозиции. Сторонники Кальвина провели несколько крайне пристрастных религиозно-политических процессов, стоивших жизни многим непримиримым его противникам. К 1555 году оппозиция была окончательно разгромлена. - С годами Женева стала одним из крупнейших центров протестантизма и европейской культуры. В городе открылось много типографий и книжных лавок. В 1559 году по инициативе Кальвина женевский христианский колледж был преобразован в академию, главной целью которой была подготовка образованного протестантского духовенства (естественно, по программе Кальвина). Женева стала центром миссионерского движения и стала приобретать репутацию «святого города» и «евангелического Рима».

В 1559 году Кальвин принял женевское гражданство. Он передал внутренние дела города своим единомышленникам и, мечтая распространить свои идеи по всей Европе, вышел на международную арену. Кальвин вёл обширнейшую переписку с теологами, королевскими особами многих европейских стран и со временем стал одним из крупнейших европейских деятелей.

Более 20 лет он регулярно читал богословские лекции, комментировал отдельные книги Библии и выступал с проповедями. В женевской и цюрихской библиотеках хранится около 3 тысяч его рукописных проповедей и лекций. Трудолюбие Кальвина было просто невероятным. В одном из писем Фарелю он описывает один из своих рабочих дней: «Право, я давно уже не запомню такого тяжелого труда - 20 страниц корректуры, мои лекции, проповедь, 4 послания, примирение враждующих сторон. Надеюсь, ты простишь мне, если я буду краток…»

Непрерывная напряжённая работа подорвала его здоровье. В последние годы он часто болел - лихорадка, мигрень, одышка, подагра... Умер Кальвин в 8 часов вечера 27 мая 1564 года. Похоронен он был, по его собственному желанию, «обыкновенным образом», без всяких церемоний, без памятника, даже без надписи на могиле. Очень скоро местонахождение могилы великого женевского реформатора было забыто».

Истина Н.А., Сто великих мятежников и бунтарей, М., «Вече», 2006 г., с. 98-101.

Итоговая контрольная работа по всеобщей истории в 7 классе

Тема: «Мир в Новое время. 1500 – 1800 гг.»

Вариант 1.

Уровень «3»

I . :

    Прозвище «Женевский папа» получил

А) М. Лютер Б) И. Лойола В) Т. Мюнцер Г) Ж. Кальвин

3. название «переворот 9 термидора» означает:

А) принятие нового революционного календаря Б) установление власти Наполеона Бонопарта И) свержение якобинской диктатуры Г) реставрация абсолютизма

II .

III .

«Конституционная монархия – система власти, при которой власть ___________ограничена __________. Законодательная власть принадлежит ________________, а исполнительная – совету министров, то есть «король царствует, но не правит»».

Уровень «4»

I .

    Эпоха Просвещения или эпоха Возрождения?

    Великая Французская революция или открытие Нового Света Христофором Колумбом?

    Тридцатилетняя война или начало промышленного переворота в Англии?

II .

    Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн, Альбрехт Дюрер;

    Бомбарда, пушка, мушкет, карабин;

    Лютеране, кальвинисты, пуритане, гугеноты;

    Дантон, Марат, Робеспьер.

III

1) Этико-правовые основы китайского общества сформировались на основе учения____________.

2) Форма управления Японией крупными феодалами, при которой император бы лишен реальной власти, получила название_________.

IV

Реформация –

Абсолютизм –

Проышленный переворот –

Уровень «5»

I

    Крестовые походы

    Открытие Америки

    Борьба за переустройство церкви

    Отделение ремесла от сельского хозяйства

    Возникновение мануфактур

    Столетняя война

II

    А) англикане Б) иезуиты В) кальвинисты Г) лютеране

    А) Колумб Б) Магеллан В) Джеймс Уатт Г) Васко да Гама

    А) якобинцы Б) термидорианцы В) гёзы Г) жирондисты

    А) буржуазия Б) гугеноты В) наемные рабочие Г) дворяне

III

1) СОБЫТИЯ ДАТЫ

А) Реформация 1) XV-XVI вв.

Б) Высокое Возрождение 2) XVI в.

В) Промышленный переворот 3) XVII в.

Г) Расцвет абсолютизма 4) XVIII в.

2) ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А) пуритане 1) защитники интересов англиканской церкви

Б) самураи 2) сторонники Реформации в Англии

В) луддиты 3) военное сословие

4) «разрушители машин»

IV

Выделите общие причины революций в странах Европы в конце XVI – начале XVIII вв.

Вариант 2.

I . Решите тест (1 балл за каждый правильный ответ) :

1. Основателем государства Великих Моголов был шах (1балл): А) Бабур Б) Акбар В) Джахан В) Аурангзеб

2. Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике

А) реформация Б) промышленный переворот В) неолитическая революция Г) славная революция

3 Сторонников Реформации во Франции называли :

1)пуританами 3)папистами

2)гугенотами 4)иезуитами

II . Установите соответствие (4 балла)

Д) испанский путешественник, уничтоживший государство инков

III . Вставьте пропущенные слова (3 балла)

«Утопический социализм -- учение об идеальном____________, основывающемся на общности имущества, обязательном труде и справедливом распределении его результатов

Слово___________происходит от названия выдуманного острова из произведения_________»

Уровень «4»

I . Что было раньше, ответ запишите (1 балл за каждый правильный ответ):

    Революция в английских колониях в Северной Америке или начало Реформации?

    Революция в Нидерландах или во Франции?

    Декларация прав человека и гражданина или Декларация независимости США?

II . По какому принципу образован ряд, ответ запишите (1 балл за каждый правильный ответ):

    Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Франсуа Рабле;

    Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер;

    Фернан Магеллан, Васко да Гама, Христофор Колумб;

    Единые законы, административное устройство, налоговая система, религия и церковь, системы мера и веса, управление.

III . Закончите предложение (2 балла за каждый правильный ответ)

1) Континент, открытый в результате ошибки – это____________.

2) Реформы под лозунгом «Мир для всех» проводил ______________.

IV . Дайте определение понятиям (2 балла за каждый правильный ответ)

Контреформация –

Аграрная революция –

Парламентская монархия –

Уровень «5»

I . Какие события/процессы происходили в период Нового времени. Укажите несколько верных ответов (1 балл за правильный ответ)

    Начало феодальной раздробленности

    Великие Географические открытия

    Возникновение христианства

    Начало религиозных войн

    Обмирщение сознания

    Война Алой и Белой розы

II Определите лишнее слово и объясните почему вы так считаете (2 балла за каждый правильный ответ)

1. А) биржа Б) банк В) натуральное хозяйство Г) капитал

2. А) Ватто Б) Шиллер В) Шарден Г) У. Хогарт

3. А) Вашингтон Б) Джефферсон В) Робеспьер Г) Франклин

4. А) буддист Б) синтоист В) санкюлот Г) индус

III . Установите соответствие дат и понятий (1 балл за каждый)

1) СОБЫТИЯ ДАТЫ

А) Промышленный переворот 1) XV-XVI вв.

Б) Великие Географические открытия 2) XVI в.

В) Тридцатилетняя война 3) XVII в.

Г) Начало революции в Нидерландах 4) XVIII в.

2) ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А) гугеноты 1) сторонники всеобщего избирательного права

Б) гёзы 2) противники испанского владычества в Нидерландах

В) левеллеры 3) сторонники реформации во Франции

4) наемные солдаты

IV . Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос (6 баллов):

Выделите общие последствия революций в странах Европы в конце XVI – начале XVIII вв.

Критерии оценивания:

«2» - 1- 9 баллов

«3» - 10 -16 баллов

«4» - 17 - 19 баллов

«5» - 20-22 балла

Ответы:

Вариант 1

Уровень 3

I . 1-г,2-б,3-в

II . 1-д,2-а,3-б,4-в

III . Монарха, конституцией, парламент

Уровень 4

I . 1.Возрождение 2. открытие Нового света 3. Тридцатилетняя война

II .1. Художники эпохи возрождения 2. образцы вооружения 3. Протестанты 4. Якобинцы

III 1. Конфуция 2. Сёгунат

Уровень 5

I 2, 3,4,6

II 1. б, 2 в, 3 в, 4 б

III 1) А- 2, Б- 3 В – 4, Г – 1 2) А- 1, Б- 3, В- 4

После военного поражения Цюриха центр реформаторского движе-ния в Швейцарии переместился в юго-западную часть страны, в город Женеву. В начале XVI века у власти в Женеве находились прогрессивные бюргерские круги. Женева занимала особое положение в Швейцарском союзе:
1) это город французский, здесь жило много переселенцев из Франции;
2) на протяжении нескольких веков Женева была имперским городом;
3) в XVI веке имперские свободы сокращаются – Женева попала под влияние епископа;
4) во второй трети XVI столетия она стала центром кальвинизма.
Кто же такой Жан Кальвин (1509- 1564)?
Жан Кальвин латинизированное имя от французской фамилии Ковен. Он родился в Пикардии (Северная Франция) в семье юриста. Отец служил юристом у местного епископа в Нуайоне. Будущий реформатор окончил университет в Бурже, знал многие языки (в том числе латынь и греческий). Т.Н.Грановский полагал, что из Пикардии вышло немного людей «строгой, неумолимой диалектики» (в том числе лидеры французской буржуазной революции конца XVIII столетия). Национальный характер пикардийца хорошо показан в романе А. Дюма «Три мушкетера», хитрый Планше, слуга де Артаньяна был из Пикардии.
Исследователи считают, что в протестантизм Кальвин перешёл в 1534 году, хотя эта дата в известном смысле условна. Дело в том, что уже в 1529 году, слушая в Париже лекции по истории права и богословия, он обратил на себя внимание неосторожной смелостью, с какой проповедовал в Париже протестантское учение (в университете он получил прозвище accusatives – «обвинительный» падеж). Через некоторое время Кальвин вынужден был бежать из Парижа, побывал во многих местах. Некоторое время провел в Ферраре (Северной Италии), позднее встречался со многими представителями французского правящего дома. Даже «сестра короля (Франца I) Маргарита Наваррская не отказала ему в своем участии», – читаем в лекциях Грановского.
В 1536 году Жан Кальвин прибыл в Швейцарию, в Базеле вышел его основной теолого-философский труд «Наставление в христианской вере». В этом же году, поехав погостить по предложению своего друга Фареля в Женеву на один день, Кальвин остается там на всю жизнь, хотя были перерывы.
В первые годы (1536-1537) в городе Женеве было неспокойно. У власти в Женеве в это время находились реформаторы, однако Женева стала ареной политической борьбы между сторонниками умеренной бюргерской реформы, смешанного лютеранско-цвинглианского толка, с одной стороны, и анабаптистами – с другой. Кальвин в должности «лектора Священного Писания» вмешался в борьбу на стороне первых. Но, был не понят!
Женевские бюргеры были недовольны теократическими идеями Кальвина и выгнали непоседливого француза. В 1538-41гг. Жан Кальвин провел в изгнании в Страсбурге, в 1541 с триумфом был возвращен в Женеву и окончательно возглавил новое протестантское вероучение – кальвинизм. Под давлением Кальвина женевский магистрат утвердил новую церковную организацию. Методы, которыми насаждался кальвинизм, были в духе инквизиции, главным методом «женевского папы» (такое прозвище имел Кальвин) стало насилие. Кальвин добился мелочного и придирчивого надзора за гражданами. Все противники его учения подвергались изгнанию, наказанию, даже смертной казни. В 1547 году протестанты подали католикам дурной пример, за ересь был казнен Ж. Грюэ, (он назвал Кальвина комедиантом, который хочет занять место папы). Через 6 лет, в 1553 году был сожжен на костре испанский врач Мигель Сервет. Этот поступок Кальвина не подлежит оправданию. В 1559 году для экспорта своего учения за границу Кальвин создает в Женеве специальную академию для подготовки кальвинистских священников.
В целом деятельность Кальвина и его сторонников способствовала распространению кальвинизма во Франции, Англии, Нидерландах, части Германии, Венгрии, Польши. Впоследствии кальвинизм стал знаменем ранних буржуазных революций в Нидерландах и Англии.
Что собой представляло новое вероучение? Выше уже отмечалось, что Лютер в первую очередь теолог, Цвингли – гуманист. Кальвин соединяет теологию с политикой. Некоторые отечественные историки полагают, что Кальвин – теократ, и в своем основном труде «Наставление в христианской вере» он не выдвинул принципиально новых идей, а лишь систематизировал идеи Лютера, Цвингли и других реформаторов.
Можно согласиться с общепринятым положением отечественной историографии, что кальвинизм с момента своего возникновения наиболее полно выражал потребности бюргерства в дешёвой церкви. Вместе с тем он был лишён родимых пятен лютеранства – умеренности и компромисса, а также терпимости и общей гуманистической направленности Цвингли. Общины кальвинистов – это не только молельные дома, но и политические клубы, где молодая, энергичная буржуазия вырабатывала свои требования политического характера. В дальнейшем они будут написаны на знаменах первых буржуазных революций.
В основе кальвинизма лежат два догмата: догмат об абсолютном предопределение и догмат о Божественном невмешательстве в закономерности мира. «Абсолютное предопределение» Кальвина опиралось на лютеровский тезис «об оправдании верой» и цвинглианский «верю, чтобы знать». И знаменитый саксонец, и житель Цюриха разрабатывали концепцию Божественного провидения. На базе этой концепции и строится абсолютное предопределение Жана Кальвина. Что представлял собой этот догмат? Согласно абсолютному предопределению, Бог еще до сотворения мира предопределил людей: одних к спасению, других – к гибели; одних – к райскому блаженству, других – к вечным мукам ада. И этот приговор Бога абсолютно неизменим. Но! Самое интересное! Люди не знают волю Бога. Так как никто не знает, куда он попадет после смерти, то все обязаны терпеливо трудиться, чтобы ока-заться достойными своего возможного спасения, если оно произойдет.
Однако здесь Кальвин делает первую оговорку: хотя человек и не знает о своей судьбе после смерти, но по отдельным признакам, он может догадаться о ней. Кальвин говорит, что удача в жизни – это верный признак того, что человек предопределен Богом к спасению. Неудачник же – это человек, от которого Бог отступился. Таким образом, догматом о предопределении Кальвин заключает: «Всякое богатство есть благо. Для Бога должны вы работать, чтобы разбогатеть». Так молодая религия освящала дела и чаяния не менее молодой буржуазии.
По Библии веками проповедовалась неоспоримая истина, устраиваю-щая простых людей: «легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное». Из-за нее средневековые тол-стосумы, страшась смерти, завещали церкви все, что накопили за жизнь. Но! Это было ранее. Кальвину своим первым тезисом удалось протащить верблюда через игольное ушко, а богача – в царствие небесное, т.е. рай. Предприниматели и купцы охотно верили Кальвину, ибо чувствовали себя избранниками Бога. Однако это учение могло не понравиться бедным и несчастным. Здесь женевский реформатор делает вторую оговорку: и для бедного человека открыта та же дорога, по которой идут богачи. Если бедняк будет работать не за страх, а за совесть, то он сам будет преуспевать и станет богатым. Если не сможет стать богатым и Бог не отметит его в мирской жизни, то уже хоть чуть-чуть вознаградит в загробной. Эта оговорка должна была увеличить усердие и послушание страждущих. И она оказалась намного долговечнее самого Кальвина.

В духе первого догмата Кальвин проповедовал «мирской аскетизм», крайнюю бережливость на грани со скопидомством, сокращение числа религиозных праздников и выходных дней. Католикам запрещалось работать 120 дней в году, именно столько занимали религиозные праздники и воскресенья. У Кальвина, кроме воскресных дней, всего шесть праздников в году. В период первоначального накопления, когда размеры капиталов были относительно невелики, а главный доход зависел от скорости оборота прибыли, до праздников ли было? Максимальная капитализация прибавочной стоимости и минимальные личные расходы в духе раннего капитализма. А пословица «живи бедно, но умри богатым» в духе Кальвина и кальвинизма.
Второй тезис о «божественном невмешательстве в закономерность мира», т.е. в земную жизнь. Что это значит? Это означало, что жизнь общества идет по земные законам и Бог прямо и непосредственно в эту жизнь не вмешивается, поэтому человек многое может решить, сделать, создать сам. Человек – творец, хотя и не свободен об божественного предопределения. Как видим, это положение весьма противоречиво. Второй тезис скорее дополнял и разъяснял первый, чем был самостоятельным. Так, Кальвин писал, купец, его жизнь, его труд – это мирское призвание (а не божественное), это мирской долг. Но если он от своего мирского долга отказывается, не использует свои возможности разбогатеть, то он совершает грех. (Тут уже пошли оговорки). В свете установок кальвинизма благородство происхождения, знатность, титулы – все теряло свое значение. Главным оставалось одно богатство человека – его действия, его труд по умножению своего состояния, а князь он, или раб – это не имеет значения.
Таким образом, молодая буржуазия получила обоснование своих прав на руководящее экономическое и политическое положение в обществе. И не только буржуазия. Не будем следовать жесткой марксистской схеме. Богу угоден любой человек труда. Нужно относиться к труду, к профессии, как к призванию. Макс Вебер считал, что это положение протестантской трудовой этики встречается уже у Лютера, Кальвин же его дополняет и уточняет.
Кальвин не только идеолог, но и политик. С 1541 года в Женеве под его руководством перестраивается вся жизнь и быт горожан. Правилом жизни женевцев стал призыв: «молись и работай». Последователи Кальвина объявили войну театру, праздникам, художественной литературе, искусству. Они носили темные одежды, избегали украшений. Один из английских пуритан-кальвинистов писал, что «пение и танцы – это шаг на пути к адской бездне».
За всеми предписаниями кальвинизма зорко следила созданная реформатором церковь. Какая же церковь Жана Кальвина? Сначала женевский реформатор не хотел создавать специальную церковную организацию, но борьба с католической оппозицией, а также боязнь анабаптистов заставила Кальвина пойти на создание церкви. При этом великий реформатор стремился лишить простого обывателя, рядового человека всякого права на собственное мнение. «Лучше невежество верующего, чем дерзость мудрствующего», считал великий реформатор.
Формально церковь, созданная Кальвином, строилась по республиканскому принципу и имела определенные черты «демократического централизма». Давайте посмотрим, как выглядела ее структура?
Согласно «Церковным установлениям» управлять церковными делами должны были проповедники, учителя, пресвитеры (старшины) и дьяконы. Дьяконы заведовали благотворительной частью. Главная роль в церковном управлении принадлежала проповедникам. Они должны были «возвещать слово Божье, учить, увещевать народ, раздавать причастие и вместе со старшинами налагать церковные наказания». Проповедник представлялся городскому совету коллегией проповедников (конгрегацией) и был лицом духовного звания. Совет имел право одобрить выбор духовенства или отвергнуть его. Далее церковная община могла (в теории) не согласиться с той или иной кандидатурой, однако на практике все сводилось к простому одобрению. Другого положения Кальвин просто не допустил бы.
Важнейшим звеном учреждений Кальвина была консистория, или коллегия старшин. Это было учреждение и светское и духовное, нечто среднее между инквизиционным трибуналом и судебной инстанцией, ярко воплотившее в себя теорию Кальвина о тесной связи между церковью и государством. В нее входили проповедники и старшины (12 человек). Старшины были людьми светскими и избирались из среды членов малого городского совета. Если возникали какие-либо недоразумения по догмам кальвинизма, тогда собирались на свои съезды-собрания проповедники. Эти съезды назывались сначала конгрегациями, позднее синодами, здесь проводились консультации по догматике кальвинизма. У такой церковной организации было одно преимущество – она действительно была дешёвой. «Республиканский принцип» и так называемый «демократический централизм» эволюционировали в формальное право свободного выбора пастора и жесточайшую дисциплину, и беспрекословность подчинения низших церковных структур высшим. Об этом с насмешкой говорил великий Вольтер: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а для того, чтобы вогнать туда весь мир». Женева времен Кальвина действительно напоминала монастырь, где властвовал деспотичный реформатор. Французы не зря прозвали Кальвина «женевским папой». Так же как и римский папа, Кальвин не признавал чужих взглядов, был нетерпим к инакомыслию. Отсюда его реформаторское учение имело немало контрреформаторских последствий.
Это отразилось на политических взглядах женевского . Как же он мыслил себе оптимальный государственный строй? Кальвин считал, что «государство также необходимо человеку, как воздух». Какие формы государства знала Западная Европа времен Реформации? Их немного: монархия и республика. Долгое время Кальвин, француз по национальности, надеялся на то, что французский король поддержит гугенотов (французских кальвинистов) против католиков. Когда же его надежды не оправдались, Кальвин порицает монархию, называя ее тиранией. Он даже полагал, что тиран и его правительство понесут наказание от Бога, что противоречило его второму тезису о божественном невмешательстве в земные дела. Выбор невелик, остается республиканский строй. Но республика предполагает наличие демократических органов. Жан Кальвин отрицательно относился к демократии: невежественная толпа не способна разумно управлять государством. А поэтому лучше всего доверить управление небольшой группе избранных и просвещенных людей. Кем они избраны? Вероятно, аристократией. Значит, Кальвин отдает предпочтение республике, республике аристократической. Собственно на этих принципах и строилась политическая власть в Женеве.