Сократ. Перед лицом смерти. Чем отравили Сократа? (Ядовитая цикута) Сократ как провозвестник абстрактной идеи

СМЕРТЬ СОКРАТА

«Цикута сделала Сократа великим… он выпил сок цикуты как способ стать бессмертным», – писал позднее Сенека. Сократ был известным в Афинах философом-софистом, который первым обратился к проблеме человека и разума. Он проповедовал свое учение в доме и на улицах, площадях, в общественных и частных заведениях. Используя изощренные доводы, он всегда выходил победителем в дискуссиях. Вокруг него постепенно образовался кружок молодежи, которая отвергала устоявшийся образ мышления и жизни старшего поколения. С годами деятельность и философские принципы, исповедуемые Сократом, несколько подзабылись, хотя о факте смерти философа потомки помнят. В 1968 году 13-летняя школьница из Швеции Карен Ларссон получила премию за свое короткое сочинение: «Сократ был греческий философ. Он ходил среди людей и давал им хорошие советы. За это они его отравили». Sic transit gloria mundi.

Большое волнение в февральские дни 399 года до н. э. вызвало в Афинах сообщение, что молодой, не очень известный писатель Мелет подал жалобу на семидесятилетнего философа, требуя его смерти. Текст обвинения гласил: «Это обвинение составил и подтвердил присягой, подал Мелет, сын Мелета из дема Питтос, против Сократа, сына Софроникса из дема Алопеки: Сократ повинен в отрицании богов, признанных городом, и во введении новых божественных существ; повинен он и в совращении молодежи. Предлагается смертная казнь».

550 судей приняли участие в процессе. Триста человек против двухсот пятидесяти приговорили Сократа к смерти. В основном на проголосовавших за казнь повлияло «высокомерие» философа. Это был первый приговор в Афинах, когда карали не за дела, а за отвлеченные понятия и идеи, хотя существует версия о гомосексуальных наклонностях Сократа, особенно его пристрастии к красавцу-ученику Алкивиаду, по которому вздыхали многие мужчины Афин, но, возможно, она выдумана его врагами, желавшими очернить память философа, хотя подобная страсть во времена Сократа и не считалось чем-то преступным.

Сократ не хотел просить о помиловании. Он сказал своим судьям: «… Не жизнь, а хорошая смерть является для смертного наибольшим благом». По ряду соображений его казнь была отложена на 30 дней. Его уговаривали бежать, но он остался в заключении и продолжал беседовать со своими друзьями, рассуждая о жизни и смерти. Сократ сказал им: «Я ведь, граждане, старый человек, и смерти мне бояться не пристало; что приносит людям смерть, я не знаю. Если загробного мира нет, то она избавит меня от тяжкой дряхлости, и это хорошо; если есть, то я смогу за гробом встретиться с умершими мудрецами и обратиться со своими расспросами к ним, и это будет еще лучше. Поэтому давайте разойдемся: я – чтобы умереть, вы – чтобы жить, а что из этого лучше, нам неизвестно».

Описание смерти философа дал Платон в диалоге «Федон». «Когда Сократ увидел тюремного служителя, то спросил его: «Ну, милый друг, что я должен делать с этим кубком?» Тот ответил: «Ты должен только испить его, затем ходить взад и вперед до тех пор, пока у тебя не отяжелеют бедра, а потом лечь, и тогда яд будет продолжать свое действие». Сократ очень бодро и без злобы опорожнил кубок. Он ходил взад и вперед, а когда заметил, что бедра отяжелели, то лег прямо на спину, как велел ему тюремный служитель. Затем этот последний стал дотрагиваться до него время от времени и исследовать его стопы и бедра… После этого служитель сильно сжал ему стопу и спросил, чувствует ли он что-либо при этом. Сократ ответил: «Нет». Служитель надавил сначала на колено, затем надавливал все выше и показал нам, что тело становится холодным и оцепенелым. После этого он прикоснулся к нему еще раз и сказал, что как только действие яда дойдет до сердца, то наступит смерть. Когда уже живот сделался совершенно холодным, Сократ раскрылся (он лежал прикрытый) и сказал: «Мы должны Асклепию принести в жертву петуха, сделайте это немедленно», – то были последние его слова. «Будет исполнено, – ответил Критон, – но подумай, не имеешь ли еще чего-нибудь нам сказать». Но Сократ ничего не ответил, вскоре после этого тело вздрогнуло. Когда служитель раскрыл его, то глаза были уже неподвижны. Увидя это, Критон закрыл ему рот и глаза».

Жертвоприношение петуха богу врачевания Асклепию полагалось обычно за выздоровление. Кого или что имел в виду Сократ, неизвестно, а может, это была его последняя шутка. Но смерть философа не принесла спокойствия эллинам. Сразу же после казни Сократа в сократовских школах (сократиках) разгорелась борьба за наследие учителя. Ее с ожесточением вели разные партии, отстаивая чистоту учения в их понимании.

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Смерть Смерть – может быть рассматриваема как прекращение жизнедеятельности организма и как прекращение жизнедеятельности клеток, его составляющих, и наконец, как исчезновение из современной фауны целого вида. Таким образом мы должны отличать: С. индивидуальную, С.

Из книги Большая книга афоризмов автора

Смерть См. также «Самоубийство» Смерть: мир за вычетом тебя. Стефан Наперский Смерть - это зачерненная сторона зеркала, без которой мы бы ничего не увидели. Сол Беллоу Смерть: полное затмение солнца и земли. Янина Ипохорская Смерть - неприятная формальность, зато

Из книги Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин автора Душенко Константин Васильевич

КСАНТИППА (V/IV в. до н. э.), жена Сократа Взгляд со стороны Алкивиад твердил Сократу, что ругань Ксантиппы непереносима. Сократ ответил: – А я к ней привык, как к вечному скрипу колеса. * * * Сократ говорил, что сварливая жена для него – то же, что норовистые кони для

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СМ) автора БСЭ

Смерть Смерть, прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого - гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и других биополимеров, являющихся основным материальным субстратом жизни. В основе современных

Из книги Родос. Путеводитель автора Фюрст Флориан

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

Смерть В мифологическом сознании смерть может олицетворяться в различных образах. Для традиционной культуры восточных славян характерно воплощение смерти в персонажах, наделенных женскими признаками. Чаще всего со смертью связывается образ старухи с костлявыми

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Смерть одного человека - это смерть, а смерть двух миллионов - только статистика Из романа (гл. 8) «Черный обелиск» (1956) немецкого писателя Эриха Марии Ремарка (1898-1970), автора многих антивоенных романов, в которых говорится о судьбах так называемого потерянного поколения,

Из книги Эти странные американцы автора Фол Стефани

Смерть Смерть, с точки зрения американцев, – очень некрасивый поступок, не говоря уж о том, что это настоящее свинство по отношению к любящим родственникам и друзьям. Американцы пытаются делать вид, что смерти вообще не существует, и уж во всяком случае ничего такого не

Из книги Словарь славянской мифологии автора Мудрова Ирина Анатольевна

Смерть Существо, которое считалось нечистой, злой силой, так же как и повальные болезни, быстро приближающие человека к его кончине. В солнечном свете и разливаемой им теплоте славяне видели источник всякой земной жизни; удаление этого света и теплоты и приближение

автора Автор неизвестен

Смерть Александр Савенков.Негуманоидными силами в человечество внедрена очень мощная и категоричная программа, направленная против жизни. Это - желание умереть, которое присуще практически каждому человеку на земле. Она заложена на генетическом уровне и является

Из книги Энциклопедия состояний и качеств. А–Я автора Автор неизвестен

Смерть Александр Савенков Негуманоидными силами в человечество внедрена очень мощная и категоричная программа, направленная против жизни. Это – желание умереть, которое присуще практически каждому человеку на земле. Она заложена на генетическом уровне и является

Из книги Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Смерть Смерть – в мифах олицетворение смерти. Она считалась нечистой силой, которая ведёт человека к его кончине.Изображалась, как правило, в образе страшной старухи. Она была бестелесной, с одними только костями, с косой. Приходила она прямо из

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

СМЕРТЬ - в науке - естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы. В философии смертность человека рассматривается не столько как природный, сколько как социальный феномен, требующий рационального восприятия и осмысления. Уже

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

5.13. Смерть СМЕРТЬ – пока она подвластна нам, мы никому не подвластны. «Одолевают нас проблемы Но у кого проблемы нет Не реагирует зрачками На свет». Это единственное, что у человека нельзя отобрать: конец и неизбежная остановка жизнедеятельности. Безболезненная,

Как известно, один из самых великих философов Древней Греции Сократ (ок.470-399) в конце жизни был приговорен к смертной казни. Его ученик Платон оставил описание последних минут жизни Сократа в форме диалогов, один из которых озаглавлен именем Критона - богатого человека, друга и ровесника Сократа.

“Какнам похоронить тебя?” - спросил Критон. “Как угодно, - отвечал Сократ, - если, конечно, сумеете меня схватить и я не убегу от вас”. Он тихозасмеялся и продолжал: “Никак мне, друзья, не убедить Критона, что я - это только тот Сократ, который сейчас беседует с вами и пока еще распоряжается своим словом. Он воображает, будто я - это тот, кого он вскорости увидит мертвым, и вот спрашивает, как меня хоронить! А весь этотдлинный разговор о том, что, выпив яду, я уже с вами не останусь, но отойду в счастливые края блаженных, кажется ему пустыми словами, которыми я хотел утешить вас, а заодно и себя... Запомни хорошенько, мой дорогой Критон: когда ты говоришь неправильно, это не только само по себе скверно, но и душе причиняет зло. Так не теряй мужества и говори, что хоронишь мое тело, а хорони, как тебе заблагорассудится и как, по твоему мнению, требует обычай.”

Давайте остановимся на мгновение, прежде чем продолжить чтение знаменитого диалога Платона. Какую ясность ума, силу духа и спокойную уверенность демонстрирует этот рассказ. Многие ли из нас способны так светло встретить смерть? Или мы утешим себя оговоркой, что жил Сократ слишком давно, был дремуч и невежественен, потому что у него не было ни телевизора, ни микроволновой печи, ни самолета? Наука не достигла нынешних высот и он, бедный, не подозревал о не научности своих суждений?

А скажите, сегодняшний ученый, не только подозревающий, но и “делающий эту науку”, всегда ли уходит из жизни достойно человека ? Те, кто бывал в больницах, где лежат тяжелобольные люди, знает, какие низкие страсти кипят там, как легко человек теряет человеческий облик. И это не зависит ни от профессии, ни от образования.

Нет, Сократ полон покоя и даже легкой иронии именно от того, что отчетливее и внятнее почти любого ученого понимает, знает, что с ним происходит: “не умрем, но изменимся”. Именно это убеждение и делает его уход настоящим потрясением не только свидетелей, но и нас, живущих многие сотни лет спустя.

Сократ сам просит, чтобы принесли чашу со стертым ядом, которую ему предстоит выпить (так исполнялся в те времена в Афинах смертный приговор суда).

Критон удивлен:

Но ведь солнце, по-моему, еще над горами, Сократ, еще не закатилось. А я знаю, что другие принимали отраву много спустя после того, как им прикажут, ужинали, пили вволю, а иные наслаждались любовью, с кем кто хотел. Так что не торопись, время еще терпит.

А Сократ -ему:

Вполне понятно, Критон, что они так поступают - те, о ком ты говоришь. Ведь они думают, будто этим что-то выгадают. И не менее понятно, что я так не поступлю. Я ведь не надеюсь выгадать ничего, если выпью яд чуть позже, и только сделаюсь смешон самому себе, цепляясь за жизнь идрожа над последними ее остатками...

Вошел человек, который держал в руке чашу со смертным ядом. И Сократ взял ее с полным спокойствием, не задрожал, не побледнел, не изменился в лице, но по всегдашней привычке взглянул на того чуть исподлобья и спросил:

Как, по-твоему, этим напитком можно сделать возлияние кому-нибудь из богов или нет?

Мы стираем ровно столько, Сократ, сколько надо выпить.

Понимаю, - сказал Сократ,- Но молиться богам и можно, и нужно - о том, чтобы переселение из этого мира в иной было удачным. Об этом я молю, и да будет так.

Договоривэтислова, он поднес чашу к губам и выпил до дна - спокойно и легко.

“До сих пор большинство из нас еще как-то удерживалось от слез, - пишет Платон, - но, увидев, как он пьет и как выпил яд, мы уже не могли сдержать себя. У меня самого, как я не крепился, слезы лились ручьем...”

А Сократ промолвил:

Ну что вы, что вы, чудаки! Я для тогоглавным образом и отослал отсюда женщин, чтобы они не устроили подобного бесчинства, - ведь меня учили, что умирать должно в благоговейном молчании. Тише, держите себя!

И мы застыдились и перестали плакать.

Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лег на спину, так велел тот человек. Когда Сократ лег, он ощупал ему ступни и голени и спустя немного - еще раз. Потом сильно стиснул ему ступню и спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голении, понемногу ведя рукой вверх, показал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец, прикоснулся в последний раз и сказал, что, когда холод подступит к сердцу, он отойдет.

Холод добрался уже до живота, и тут Сократ раскрылся - он лежал, закутавшись, - и сказал (это были его последние слова):

Критон, мы должны петуха. Так отдайте же, не забудьте...

“Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза”.

Какая удивительная, нечеловеческая, сказали бы мы, сила! И когда - в момент смерти. Когда уже все равно. Для него наступил один из самых важных моментов в жизни - торжество ухода, вернее - перехода. Отсюда его просьба не плакать, не устраивать “бесчинства”. Великое торжество должно происходить в “благоговейном молчании”.

Он умирает не сразу. Но окружающие его друзья видят не страшную картину распада, а величие таинства.

И последние слова - “мы должны петуха” - довершают событие самой пронзительной нотой: в последнее мгновение Сократ еще раз подчеркивает для тех, кто остался - перед ними не смерть, а выздоровление, освобождение душиот земного плена. Он выздоровел, ибо вернулся в подлинную жизнь.Ведь петуха приносили в жертву богу врачевания Асклепию только те, кто преодолел болезнь, кто стал здоровым человеком.

Академик РАМН С. ГОЛИКОВ и доктор медицинскихнаук Г. ГУРЬЯНОВ (Институт токсикологии Минздрава России, С.-Петербург).

Скульптор м. Антокольский изобразил Сократа в момент его трагической смерти. Русский музей.

Ученик Сократа философ Платон (427-347 годы до н. э.).

Афинский Акрополь с Парфеноном, слева - Пропилеи.

Кто не знает известное изречение Сократа, давно уже ставшее афоризмом, - "Познай самого себя". О нем вспоминаешь всякий раз, когда смотришь на изображение древнегреческого философа - будь то скульптура или картина: высокий лоб, умный, проницательный взгляд, во всем его облике - сила и простота мудрого человека. Но о чем думал Сократ в трагический момент своей жизни, когда в 399 году до н. э. по приговору суда в афинской тюрьме выпил кубок с ядом? Каких глубин самопознания достигло в эти минуты мышление великого философа? Известно, что его последними словами были: "Мы должны принести Асклепию в жертву петуха, сделайте это немедленно". В них явно звучит сократовская ирония: Асклепий, бог врачевания в Древней Греции, не должен быть причастен к отравлению.

Обстоятельства смерти Сократа описаны в нескольких исторических источниках. Все, как известно, началось с того, что Мелит, слывший в Афинах поэтом, предъявил обвинения Сократу, будто бы нарушившему закон, пытаясь исследовать то, что под землей, и то, что в небесах, "выдавая ложь за правду и научая тому же других". Обвинили его и в нарушении благочестия, и в отрицании признаваемых афинянами богов и введении новых, и даже в том, что он приемлет демонические знамения. Об этом было сказано во всеуслышание, скрытый же мотив обвинений заключался в ином: умные, резкие и ироничные высказывания Сократа подрывали афинскую рабовладельческую демократию.

Это доказывает и ход голосования в суде. Когда судьи в первый раз решали вопрос о виновности Сократа, то лишь незначительное число голосов было подано против него. Однако вторая речь Сократа - о мере наказания, полная насмешек над традициями афинского полиса (а Афины тогда были городом-государством) и не выражавшая раскаяния, привела судей в негодование, и подавляющим большинством голосов Сократа приговорили к смерти.

Философ встретил приговор с поразительным спокойствием. В тюрьме он держался мужественно, вел свои последние беседы с учениками. Через месяц после заключения он получил кубок с ядом, который должен был выпить. Смерть своего учителя философ Платон описывает следующим образом:

"Ну, милый друг, что я должен делать с этим кубком?" - спросил Сократ у тюремщика. Тот ответил: "Ты должен только испить его, затем ходить взад и вперед до тех пор, пока у тебя не отяжелеют бедра, а потом лечь и тогда яд будет продолжать свое действие..." Сократ опорожнил кубок и стал ходить, пока не почувствовал тяжесть в ногах, затем лег на спину. Служитель сжал ему стопу и спросил, чувствует ли он что-либо при этом. Сократ отвечал: "Нет". Служитель надавливал все выше и выше и показал, что тело становится холодным и оцепенелым. После этого он сказал, что как только действие яда дойдет до сердца, то наступит смерть. Когда живот сделался совершенно холодным, Сократ произнес свои последние слова о жертве богу врачевания Асклепию.

По свидетельству учеников Сократа, его отравили цикутой - довольно распространенным в Греции ядовитым растением (так говорится о смерти древнегреческого философа и в современных энциклопедиях и справочниках). Цикута в те далекие времена относилась к ядам, которым широко пользовались в злонамеренных целях. Жертва, принявшая этот яд, испытывала чувство смятения и страха. Но ею травились и нечаянно, от нее, случалось, погибал домашний скот.

Известны слова римского философа-стоика и политического деятеля Сенеки, жившего четыре века спустя: "Цикута сделала Сократа великим". Вряд ли это справедливо. Во всяком случае сегодня мы вспоминаем о цикуте лишь в связи с именем одного из величайших мыслителей античного мира. Не цикута сделала Сократа великим, а Сократ обессмертил "кубок с цикутой", которым, кстати, в Древней Греции пользовались и до, и после. По иронии судьбы и сам Сенека погиб от яда этого растения. О цикуте, как орудии мести, упоминают в своих сочинениях античные авторы - Гомер, Гораций, Аристофан. Аристофан сравнивает отравление цикутой с дорогой, "ведущей в ад через замерзание".

Итак, казалось бы, все исторические свидетельства указывают на цикуту. И тем не менее по поводу яда, который принял Сократ, у специалистов-токсикологов до сих пор есть большие сомнения. Ядовитый настой был приготовлен не из цикуты, считают они, а из болиголова (ботаники, относя и цикуту, и болиголов к одному семейству зонтичных, считают их самостоятельными видами растений). Такую точку зрения высказывают токсикологи, которые хорошо знают, каким действием обладает содержащийся в болиголове кониин (от латинского названия болиголова - кониум).

Об этом же говорят и симптомы отравления, о которых вспоминают современники Сократа, тот же Платон. Скорость развития интоксикации, потеря чувствительности, мышечные параличи - неоспоримо свидетельствуют: причиной смерти Сократа стал болиголов, точнее - содержащийся в нем алкалоид кониин. Цикутотоксин - действующее начало цикуты - проявляется по-иному, он вызывает сильные судороги. О них же никто не упоминает, говоря о последних минутах великого мыслителя.

Но почему тогда античные источники прямо указывают на цикуту, погубившую Сократа? По-видимому, в те далекие времена цикутой называли оба вида ядовитых растений. Это предположение подтверждает и тот факт, что в период возникновения токсикологии как науки, получившей наибольшее развитие в Германии, эти два растения были объединены общим названием - цикута, хотя болиголов был определен как пятнистая цикута, а вех ядовитый как водяная цикута. Это, кстати, привело к неточностям даже в специальной литературе. Так, например, Н. П. Кравков в своем широко известном "Курсе фармакологии", приводя правильное латинское название "цикута вироза", называет ее болиголовом. Во избежание путаницы в современных книгах по токсикологии сделаны соответствующие оговорки (например, в справочнике "Острые отравления" 1970 года при описании цикутотоксина, получаемого из водяной цикуты, сделано очень важное предупреждение: не путать с пятнистой цикутой, содержащей кониин).

Болиголов, как уже говорилось, относится к семейству зонтичных подкласса розидов. Активное токсическое начало в наибольшем количестве содержится в корнях - до пяти процентов. А поскольку время суда над Сократом - "Посейдон" - соответствует осенне-зимнему периоду, можно предположить, что для приготовления содержимого кубка пользовались либо засушенными плодами, либо корнями болиголова. Следовательно, концентрация яда в том количестве растения, которое было растерто в ступке, соответствовало примерно пяти процентам. Современная клиническая токсикология может сказать, сколько потребовалось растения и какого размера был кубок, предназначенный Сократу: для получения достаточно крепкого настоя было необходимо добавить не менее полулитра воды. "Кубок Сократа" был довольно внушительным.

Содержащийся в болиголове кониин обладает курареподобным действием, однако, в отличие от кураре, спектр токсических эффектов кониина значительно шире. Ему, например, присущи некоторые свойства никотина и кокаина. С никотиноподобным действием кониина связаны такие симптомы, как депрессия, сонливость, нарушение зрения и слуха, повышенное слюноотделение. Однако главная особенность кониина - сильное воздействие на нервно-мышечную передачу, ее блокировка. Об этом и писал Платон, рассказывая о смерти своего учителя. Кстати, кониин - первый в мире алкалоид, полученный синтетическим путем химиком Ладенбургом в 1886 году.

Что заинтересовало современных фармакологов и токсикологов в легенде о "кубке Сократа"? Прежде всего, стремление внести ясность в вопрос о том, чем же был на самом деле отравлен Сократ? И второе. В конце XIX - начале ХХ века кониин использовался в медицине как анестезирующее вещество местного действия. В настоящее время в целях терапии он уже не применяется. Почему же тем не менее кониин до сих пор представляет интерес для токсикологов? А дело в том, что самые ядовитые вещества - токсин ботулинуса, батрахиотоксин, ингибиторы холинэстераз - оказывают воздействие на области нервно-мышечного соединения, синапсы. Иначе говоря, у них та же точка приложения, что и у кониина. Но чем объяснить, что нервно-мышечный синапс оказался самой уязвимой мишенью для действия ядов - загадка для современной науки, хотя и ведет она свое начало с легендарного "кубка Сократа".

Сократ – древнегреческий философ, который совершил самую настоящую «революцию» в философии. Но великие умы той эпохи совершенно не желали понимать и принимать его новые взгляды на такую древнюю науку, как философия. Они обвинили Сократа в богохульстве, в растлении малолетних умов, в введении новых божеств и приговорили его к смертной казни. Но Сократ, как свободный гражданин своей страны, сам предпочёл выпить приготовленный для него яд. Так каким же ядом был отравлен великий древнегреческий философ?

Растёт на Алтае ничем не примечательное и самое обыкновенное растение цикута. С виду самая обычная трава. Если бы не одно но. Цикута – самое ядовитое растение во всём мире. И именно её ядом и был отравлен Сократ. У цикуты много и других, народных, названий. Это и кошачья петрушка, и водяная бешеница, и гориголова, и свиная вошь. Есть у цикуты и ещё одно научное название – вёх ядовитый.

Цикута - многолетнее растение, которое чаще всего растёт вблизи воды. Весной цикута растёт очень быстро и на фоне других растений, которые только начинают набирать силу, выглядит очень привлекательно как для животных, так и для человека. Корневая система у цикуты развита очень слабо, поэтому выдернуть растение из земли не представляет никаких проблем. Цветёт растение во второй половине лета, а во время цветения выделяет специфический запах, который немного напоминает аромат сельдерея. Опознать растение очень просто. Если разрезать его корень или сломать стебель, то на поверхность выделится желтоватое вещество.

Ядовитой основой цикуты является цикутоксин, который относится к нейротоксинам, то есть при употреблении в пищу в первую очередь поражает центральную нервную систему. Через несколько минут после попадания цикутоксина в организм, человек ощущает тошноту, рвоту и сильные боли в животе. После этого у человека начинается очень сильное головокружение и судороги. Судороги мышц сердца и дыхательной системы приводят к смерти. Смертельная доза цикутоксина для человека внутривенно 7 миллиграмм на килограмм массы тела и 50 миллиграмм на килограмм массы тела при приёме внутрь. А вот в малых дозах цикутоксин оказывает седативное, успокаивающее действие, снижает двигательную активность и артериальное давление.

Цикутоксин очень устойчивое вещество. Оно без остатка растворяется в эфире, кипящей воде, хлороформе и в щелочных растворах. Разрушается цикутоксин только под действием концентрированных кислот.

Ядовито всё растение, но особенно его корневище. Именно в корнях цикуты ранней весной и поздней осенью накапливается столько яда, что съев всего несколько растений, от отравления может умереть корова или лошадь. Из – за своих ядовитых свойств цикута практически не применяется в медицине. Однако именно это растение в народной медицине используется в борьбе с раковыми заболеваниями. А вот древние египтяне использовали мазь с добавлением сока цикуты для увеличения молочных желёз. Ещё цикута применяется в борьбе с глистными инвазиями и при эпилепсии. Но такое лечение должно проходить под строгим контролем врача.

* «Тогда Критон кивнул рабу, стоявшему неподалеку. Раб удалился, и его не было довольно долго; потом он вернулся, а вместе с ним вошел человек, который держал в руке чашу со стёртым ядом, чтобы поднести Сократу. Увидев этого человека, Сократ сказал: «Вот и прекрасно, любезный. Ты со всем этим знаком - что же мне надо делать?» «Да ничего», - отвечал тот, - «просто выпей и ходи до тех пор, пока не появится тяжесть в ногах, а тогда ляг. Оно подействует само». С этими словами он протянул Сократу чашу. И Сократ взял её с полным спокойствием, Эхекрат, - не дрожал, не побледнел, не изменился в лице; но, по всегдашней своей привычке, взглянул на того чуть исподлобья и спросил: «Как, по-твоему, этим напитком можно сделать возлияние кому-нибудь из богов или нет?» «Мы стираем ровно столько, Сократ, сколько надо выпить». «Понимаю», - сказал Сократ. - «Но молиться богам и можно и нужно - о том, чтобы переселение из этого мира в иной было удачным. Об этом я и молю, и да будет так». Договорив эти слова, он поднёс чашу к губам и выпил до дна - спокойно и легко» (Платон. «Федон»).

Пейрон. Смерть Сократа (Омаха, Небраска, Джослиновский художественный музей)

Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.

Эпикур

Антонио Канова. Смерть Сократа (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)

Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за "введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе", то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. В процессе над философом приняло участие около 600 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 250. Сократ должен был выпить "государственный яд" - цикуту (Conium maculatum, болиголов пятнистый). Ядовитым началом в нем является алкалоид конин. Этот яд вызывает паралич окончаний двигательных нервов, очевидно, мало затрагивающий полушария головного мозга. Смерть наступает из-за судорог, приводящих к удушью. Некоторые специалисты, правда, считают, что цикутой называли не болиголов, а вех ядовитый (Cicuta Virosa), в котором содержится ядовитый алкалоид цикутотоксин. Впрочем, сути дела это не меняет.

Антонио Канова. Сократ, защищающийся в суде (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)

По некоторым причинам казнь Сократа была отложена на 30 дней. Друзья уговаривали философа бежать, но он отказался.

Канова . Сократ, отсылающий жену и детей (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)

Как повествует ученик и друг Сократа Платон, последний день философа прошел в просветленных беседах о бессмертии души. Причем Сократ так оживленно обсуждал эту проблему с Федоном, Симмием, Кебетом, Критоном и Аполлодором, что тюремный прислужник несколько раз просил собеседников успокоиться: оживленный разговор, дескать, горячит, а всего, что горячит, Сократу следует избегать, иначе положенная порция яда не подействует и ему придется пить отраву дважды и даже трижды.

Собственно говоря, весь месяц со дня вынесения приговора до дня казни был для Сократа сплошным монологом в диалогах о сущности смерти. Зачин был дан на суде, когда после вынесения приговора Сократ сказал: "...Похоже, в самом деле, что все произошло к моему благу, и быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что смерть есть зло...

Умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой-то переход, переселение ее отсюда в другое место... И если бы это было отсутствием всякого ощущения, все равно что сон, когда спят так, что даже ничего не видят во сне, то смерть была бы удивительным приобретением. Мне думается, в самом деле, что если бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую он спал так, что даже не видел сна, сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то, я думаю, не только всякий простой человек, но и сам Великий царь нашел бы, что сосчитать такие дни и ночи сравнительно с остальными ничего не стоит. Так если смерть такова, я со своей стороны назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи".

Накануне казни-самоубийства Сократ признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды,- ведь умерших, как гласят старинные предания, ждет некое будущее. Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая подготовка к смерти, жизнь - трудное и мучительное дело.

"Те, кто подлинно предан философии,- говорил Сократ,- заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью. Люди, как правило, это не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся".

Сократовская версия жизни в ожидании смерти была не безразличием к жизни, но, скорее, сознательной установкой на ее достойное проведение и завершение. Ясно поэтому, как трудно приходилось его противникам, которые, столкнувшись с ним, видели, что обычные аргументы силы и приемы устрашения не действуют на их оппонента. Его готовность к смерти, придававшая невиданную прочность и стойкость его позиции, не могла не сбить с толку всех тех, с кем он сталкивался в опасных стычках по поводу полисных (городских, в смысле: государственных) и божественных дел. И смертный приговор, так логично завершивший жизненный путь Сократа, был в значительной мере желанным и спровоцированным им самим исходом. Смерть Сократа придала его словам и делам, всему, что с ним связано, ту монолитную гармоничную целостность, которая уже не подвержена коррозии времени...

Сократовский случай преступления позволяет проследить трудные перипетии истины, которая входит в мир как преступница, чтобы затем стать законодательницей. То, что в исторической ретроспективе очевидно для нас, было - в перспективе - видео и понятно самому Сократу: мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет судьей над несправедливостью. И, услышав от кого-то фразу: "Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти", - он спокойно ответил: "А их к смерти осудила природа".

Свой последний день философ провел так же спокойно, как и предшествующие. На закате, оставив друзей, Сократ удалился на предсмертное омовение. Согласно орфико-пифагорейским представлениям, омовений это имело ритуальный смысл и символизировало очищение тела от грехов земной жизни. Совершив омовение, Сократ вернулся к друзьям и родным. Наступил момент прощания. Родные получили от философа последние наставления, после чего он попросил их вернуться домой. Друзья остались с Сократом до конца. Когда принесли цикуту в кубке, философ спросил у тюремного служителя: - Ну, милый друг, что мне следует делать? Служитель сказал, что содержимое кубка надо испить, затем ходить, пока не возникнет чувства тяжести в бедрах. После этого нужно лечь. Мысленно совершив воздаяние богам за удачное переселение души в иной мир, Сократ спокойно и легко выпил чашу до дна. Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.

Он походил немного, как велел служитель, а когда отяжелели ноги, лег на тюремный топчан на спину и закутался. Тюремщик время от времени подходил к философу и трогал его ноги. Он сильно сжал стопу Сократа и спросил, чувствует ли тот боль? Сократ ответил отрицательно. Надавливая на ногу все выше и выше, служитель добрался до бедер. Он показал друзьям Сократа, что тело его холодеет и цепенеет, и сказал, что смерть наступит, когда яд дойдет до сердца. Внезапно Сократ откинул одеяние и сказал, обращаясь к одному из друзей: "Критон, мы должны Акслепию петуха. Так отдайте же, не забудьте". Это были последние слова философа. Критон спросил, не хочет ли он сказать еще что- нибудь, но Сократ промолчал, а вскоре тело его вздрогнуло в последний раз.

Критон, закрывающий глаза Сократа (фрагмент)

Любопытный комментарий к последним словам греческого мыслителя принадлежит Ницше: "Я восхищаюсь храбростью и мудростью Сократа во всем, что он делал, говорил - и не говорил. Этот насмешливый и влюбленный афинский урод и крысолов, заставлявший трепетать и заливаться слезами заносчивых юношей, был не только мудрейшим болтуном из когда-либо живших: он был столь же велик в молчании. Я хотел бы, чтобы он и в последнее мгновение жизни был молчаливый,- возможно, он принадлежал бы тогда к еще более высокому порядку умов. Было ли то смертью или ядом, благочестием или злобой - что-то такое развязало ему в это мгновение язык, и он сказал: "О, Критон, я должен Асклепию петуха".

Это смешное и страшное последнее слово значит для имеющего уши: "О, Критон, жизнь-это болезнь!" Возможно ли! Такой человек, как он, проживший неким солдатом весело и на глазах у всех,- был пессимист! Он только сделал жизни хорошую мину и всю жизнь скрывал свое последнее суждение, свое сокровеннейшее чувство! Сократ, Сократ страдал от жизни! И он отомстил еще ей за это - тем таинственным, ужасным, благочестивым и кощунственным словом!"

Сен-Кантен. Смерть Сократа (1762, Париж, Школа изящных искусств)

Пейрон. Смерть Сократа (1787, Копенгаген, Государственный художественный музей)

Сократ (Socrates) (470 - 399 до н.э.)
Афинский философ, сын камнереза (ваятеля) Софрониска и повивальной бабки Фенареты. Отличался большой кротостью в обыденной жизни и необычайным мужеством в борьбе за истину своих убеждений. В молодые годы служил в армии. На Олимпийских играх принимал участие в кулачных боях. Сам ничего не писал, учил обыкновенно на улицах и площадях. Считал, что философия не должна быть оторвана от человеческой жизни. Прямота суждений и обличение своих современников создали ему много врагов, обвинивших его в развращении юношества и в отрицании государственной религии. В конце жизни был привлечен к суду за "введение новых божеств и развращение юношества". Главным обвинителем Сократа был богатый и влиятельный демократ Анит. Речь перед судом сохранил Платон. Приговоренный к смерти, Сократ мужественно выпил чашу с ядом, отказавшись от бегства, предлагавшегося ему друзьями. Судить о нем можно по диалогам Платона и Ксенофонта. Выражение "платоническая любовь" относится к эпизоду из "Пира" Платона, когда Алкивиад рассказывает о своих невинных отношениях с Сократом.

Афоризмы, цитаты

Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить.

Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.

Я знаю только то, что я ничего не знаю.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

Женишься или не женишься - все равно раскаешься.

Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.

Голод - лучшая приправа к пище.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена - станешь исключением, если плохая - философом.

Одно из двух: смерть есть полное уничтожение и исчезновение сознания или же, согласно преданию, смерть только перемена и переселение души из одного места в другое. Если смерть есть полное уничтожение сознания и подобна глубокому сну без сновидений, то смерть - несомненное благо, потому что пускай каждый вспомнит проведенную им ночь в таком сне без сновидений и пусть сравнит с этой ночью те другие ночи и дни со всеми их страхами, тревогами и неудовлетворенными желаниями, которые он испытывал и наяву и в сновидениях, и я уверен, что всякий не много найдет дней и ночей счастливее ночи без сновидений. Так что если смерть - такой сон, то я, по крайней мере, считаю ее благом. Если же смерть есть переход из этого мира в другой и если правда то, что говорят, будто бы там находятся все прежде нас умершие мудрые и святые люди, то разве может быть благо больше того, чтобы жить там с этими существами? Я желал бы умереть не раз, а сто раз, только бы попасть в это место. Так что и вам, судьи, и всем людям, я думаю, следует не бояться смерти и помнить одно: для доброго человека нет никакого зла ни в жизни, ни в смерти. Из речи Сократа на суде