Оборотни - волки. Превращение в волка. Славянские оборотни. Оборотничество: тайна трансформации человека в зверя Способы превращения волкодлака

Вот уже многие века существует слово «зооантропия» . Это не предполагаемая возможность человеческого существа превращаться в животное посредством колдовского искусства, а патология. Со временем все больше людей считают себя животными, думают, что могут вести себя, как животные, получая все их способности. Если отставить в сторону патологии, возникает вопрос: происходило ли это когда-либо? Унаследовали ли люди-волки, или ликантропы, зооантропическую магию?

ЖИВОТНОЕ ВНУТРИ НАС

Похоже, человек-волк является идеальным синтезом превращения человека в животное. Но существуют не только люди-волки, есть факты, подтверждающие существование людей-койотов, гиен и даже медведей.

Когда впервые в истории появились так называемые люди-волки, неизвестно. Эксперты считают, что в действительности речь идет о тотемических формах проявления примитивной шаманской магии. Геродот говорил, что как греки, так и скифы считали магами жителей берегов Черного моря, которые обладали способностью превращения в волков в определенные дни в году, и по желанию приобретения человеческого облика. Существовали ли люди, которые действительно умели это делать?

ВОЛКИ И КОЛДУНЫ

Начиная с 15 века, ликантропия постепенно приобретала некоторую популярность в деревенской среде. Считается, что маги и колдуны обладали способностью заключать договора со злыми духами, и посредством этих сущностей им удавалось превращаться в людей-волков. Особенно часто такое получалось в полнолуние. По этому поводу демонолог Ланкре, один из самых известных в свое время, утверждал: «Дьявол с большим удовольствием превращается в волка, чем в другое животное, потому что волк – хищник и причиняет больше вреда, чем другие животные. А еще потому, что волк – смертельный враг барашка, в виде которого изображался Иисус».

При поддержке церкви на людей-волков стали охотиться так же, как на ведьм. Даже правители крупных европейских стран верили в существование тех, кто страдал от так называемой волчьей болезни. Не будем далеко ходить: король Венгрии Сигизмунд, в свое время правитель Римской империи, сделал все возможное и невозможное, чтобы церковь признала существование людей-волков. И на Вселенском соборе в 1414 году было признано, что ликантропы реально существуют. Благодаря этому признанию охотники церкви принялись за дело: только во Франции в 1520-1630 годах было зафиксировано более 30 тысяч случаев столкновений с людьми-волками. Стоит вспомнить некоторые жуткие случаи, относящиеся к тому времени.

ГАРНЬЕ-ПОЖИРАТЕЛЬ

В 1573 году группа крестьян схватила Жиля Гарнье, который сознался в том, что съел не один десяток детей. Он умер на костре после того, как рассказал, что в ночи с растущей луной, а также в полнолуние чувствовал внутри себя сильную ярость. Он ощущал, как его тело испытывало жажду крови, и единственным выходом была, по его словам, охота на людей.

РОЛЛЕ: НАЙДЕННЫЙ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ МЯСОМ

В 1598 году крестьяне нашли в засеянном поле труп юноши, который пожирали волки. Увидев крестьян, волки попытались убежать в ближайший лес. Крестьяне преследовали хищников и, в конце концов, нашли в листве голого мужчину, сидящего на корточках. Он был испачкан кровью, и в его руках были куски человеческого мяса. Убийцей был слабоумный Жак Ролле, который утверждал, что обладает способностью превращаться в волка. От смерти на костре его спасло лишь то, что он был признан сумасшедшим.

ГРЕНЬЕ – МОЛОДОЙ ВОЛК

В 1790 году умственно отсталому Жану Гренье было 13 лет. В его лице было явно нечто подозрительное: присутствовали ярко выраженные собачьи черты, скулы очень очерчены, клыки заострены и, кроме того, он считал себя человеком-волком. Однажды он предупредил нескольких девочек, что страстно хочет их крови и плоти и когда зайдет солнце, он придет, чтобы съесть их. К несчастью, он выполнил свое обещание и напал на одну из девочек, но ей удалось убежать, хотя она была тяжело ранена. Гренье схватили, и во время суда он сказал, что лишь освободил на волю волка, который находился внутри него. Он утверждал, что имел способность превращаться в волка благодаря встрече с дьяволом в лесу, где он подписал с ним договор и получил шкуру волка.

В суде молодой ликантроп сознался, что совершил много преступлений в личине волка.

Новость отредактировал VENDETTA - 27-07-2012, 13:13

Несомненно, все слышали рассказы и легенды о существе, которое при свете солнца выглядит, как обычный человек, а при полной луне обращается в чудовище. ликан, перевертыш - у него много имен. Но не важно, как называется человек-волк, вопрос в другом: существует ли он на самом деле или это все плод чьего-то больного воображения?

Животное внутри нас

У каждого народа существуют свои традиции, верования, а также люди-волки, койоты, гиены и даже люди-медведи. Некоторые поклонялись человеку-змее, другие почитали человека-льва, а кто-то боялся людей-леопардов. Еще на заре цивилизации воины переодевались в шкуры убитых животных, чтобы получить их силу. Однако похоже, что именно оборотень (человек-волк) стал идеальным синтезом человеческого превращения в животное. Почему волк?

Этот дикий зверь очень долго считался загадочным и непознанным существом. Волк опасен, прожорлив и необычайно силен. Человека всегда пугала способность зверя подкрасться тихо и незаметно. Кроме того, у волка есть невероятная способность оборачиваться на звук сразу всем корпусом, что добавляет ему устрашения.

Когда впервые появились люди-волки, история умалчивает. Эксперты приходят к выводу, что здесь речь идет о примитивной магии шаманов и тотемных ритуалах. Геродот упоминал, что скифы и греки считали жителей берегов Черного моря магами, способными превращаться в волков в определенные дни года. Но так ли это на самом деле?

Волки и колдуны

Ликантропия (так называют способность превращаться в волка) начала приобретать популярность с XV века. Люди верили, что деревенские шаманы заключали сделки с дьяволом и злыми духами во время полной луны и в обмен на проданную душу получали «волчью сущность».

Один из самых известных демонологов в мире Ланкре утверждал, что «человек, превратившийся в волка - это не кто иной, как сам дьявол, который в обличии свирепого зверя бродит по земле, чтобы причинять боль и страдания». Кроме того, волк - это заклятый враг ягненка, который символизировал и изображал Иисуса.

Церковь объявила на оборотней такую же охоту, как и на ведьм. И даже правители крупнейших стран Европы верили, что существует так называемая «волчья болезнь». К примеру, венгерский король Сигизмунд приложил немалые усилия, чтобы церковный в 1414 году признал, что люди-волки реально существуют. Данное признание положило начало самой настоящей травле оборотней по всей Европе. Только во Франции в период с 1520 по 1630 годы было зафиксировано более 30 тысяч случаев столкновения с ликантропами. Стоит вспомнить самые жуткие случаи того времени.

Гарнье-пожиратель

В 1573 году за многочисленные убийства детей был арестован Жиль Гарнье, который сознался, что он - человек-волк-одиночка. По его словам, однажды ночью во время охоты ему явился дух и предложил свою помощь. Призрак подарил Жилю чудодейственный бальзам, при помощи которого можно было превращаться в волка. Но делать это стоило только в полнолуние и в ночи с Только в это время ощущалась вся ярость и мощь зверя. Гарнье рассказал на суде, что совершил убийства четверых детей в возрасте до 14 лет. В шкуре волка он не просто убивал, но и поедал плоть своих жертв. Рассказ убийцы был полон самых жутких и мерзких подробностей.

Жиля Гарнье признали виновным в «преступных деяниях, которые он совершил после превращения в волка, а также в колдовстве». Убийца был сожжен на костре в январе 1573 года.

Гандильон - семейство оборотней

В 1584 году в небольшой горной деревне недалеко от города Сен-Клод оборотень напал на маленькую девочку. Ее шестнадцатилетний брат, бросившийся ей на помощь, был разорван на части. На крики детей прибежали селяне и закидали зверя камнями до смерти. Каково же было всеобщее изумление, когда мертвое чудовище превратилось в обнаженную юную девушку. Это была Перенетт Гандильон.

В результате под арестом оказалось все семейство Гандильон. Вероятно, они при помощи какой-то вводили себя в состояние психоза оборотня. Городской судья Боге, который рассматривал это дело, лично наблюдал за семейством в тюрьме и проводил дознание. В своем труде под названием «Рассказы ведьм» он написал, что семья Гандильон - самые настоящие люди-волки. Они ползали на руках и ногах, выли на луну и вообще потеряли человеческий вид: их глаза были налиты кровью, тела покрыты густой шерстью, а вместо ногтей - огрубевшие когти. Между прочим, юрист Боге был не из легковерных. И его наблюдения подтверждаются и другими официальными отчетами о ликантропах, заполонивших Францию.

Ролле - человек, превратившийся в волка

Этот случай произошел в 1598 году. На засеянном поле крестьяне нашли труп молодого мужчины, возле которого бродил волк. Люди погнались за зверем, пытавшимся удрать в чащу леса. Они преследовали его до огромных зарослей можжевельника. Охотники решили, что зверь в западне. Но вместо волка в кустах сидел абсолютно голый мужчина, весь перепачканный свежей кровью, с куском в руках. Это был Жак Ролле.

На допросе он заявил, что может превращаться в волка при помощи колдовского бальзама. Ролле также признался в многочисленных убийствах, которые он совершил вместе со своим братом и сестрой в обличии волков. От казни его спасло только то, что суд признал его сумасшедшим.

Человек с головой волка

Тринадцатилетний Жан Гренье был умственно отсталым. Но дело даже не в этом. А в его лице. В нем были ярко выражены собачьи черты: сильно очерченные скулы, заостренные клыки и налитые кровью глаза. Жан верил, что он самый настоящий человек-волк.

Однажды он признался девочкам, что больше всего на свете хочет их съесть, и когда зайдет солнце, он это сделает. Конечно, Жану не поверили и даже посмеялись над ним. Но, когда зашло солнце, мальчик свое обещание исполнил. Он напал на девочку и очень сильно искусал, но ей удалось сбежать. Гренье был арестован. Во время суда над ним мальчик заявил, что в нем живет волк, и он может освобождать его, когда заходит солнце. По словам молодого ликантропа, свои возможности он получил от самого дьявола.

Патология

Все эти случаи, несомненно, ужасны. Кровожадные убийства, растерзанные дети… Но если присмотреться внимательнее, то станет ясно, что все преступления совершались людьми, мягко говоря, эмоционально нестабильными.

Так, в психологии существует понятие «зоотропия». И это вовсе не возможность человека превращаться в животное при помощи магии, а самая настоящая патология. И заключается она в том, что люди считают себя животными и думают, что если будут вести себя так же, то получат их способности.

Существует даже отдельный вид этой патологии - психоз оборотня (ликантропия или люпиномания). Когда страдающий психическим расстройством человек действительно может верить в то, что во время полнолуния он превращается в оборотня. Больной на самом деле ощущает, как на нем растет шерсть, видит, как заостряются и удлиняются ногти, как его челюсти увеличиваются и вырастают клыки. Такой «человек-волк», сгорающий от нетерпения проливать кровь, бродит по улицам в поисках своей жертвы и может на самом деле серьезно покусать, поцарапать, покалечить и даже убить.

Сила мысли

Некоторые психологи считают, что психоз оборотня способен вызвать разительные перемены внешности у больных. Конечно, потери человеческих качеств не произойдет: хвост не вырастет, руки, хоть и с когтями, в лапы не превратятся, а лицо станет похожим, скорее, на обезьянью морду или неандертальца, но никак не на волка.

Ученые просто поражаются метаморфозам, которые могут происходить в в результате самовнушения и силы воли. Зарубцовываются раны, сдуваются ожоги. Так почему же нельзя путем интенсивного самовнушения уподобиться волку?

Кроме того, если послушать людей, превративших себя в волков, можно узнать об определенных ритуалах - прелюдии к метаморфозе. Например, выпить воды из волчьего следа, съесть мозг зверя или провести ночь в его норе.

У вас бледное лицо, вы спите мертвецким сном и у вас сросшиеся брови? Возможно, вы оборотень! В то, что человек превращается в волка, люди верили в глубокой древности и продолжают верить до сих пор…

Казалось бы, истории о волках-оборотнях с течением времени должны были уйти в небытие. Но это совершенно не так. Волколак присутствует и в современной культуре, он стал героем литературы и кино. Знаменитый фильм «Волк» 1994 года с Николсоном и по сей день будоражит воображение и порождает страх. Тем более что для многих людей это вовсе не фантастика!

Когда в 80-годы прошлого века в Тоскане провели опрос, оказалось, что почти все респонденты — вне зависимости от возраста и образования! — верят, что человек превращается в волка, и наоборот. Более того — многие из опрошенных заявили, что сами были свидетелями столь необычных метаморфоз.

Люди-волки, змеи, кони, лисы…

Убеждение в том, что человек может превращаться в разных живых тварей, в том числе волков, имеет глубокие корни. Мифы Древней Греции говорят о превращении Гармонии и Кадмоса в змей. Одиссей под воздействием волшебства становился лошадью, Ифигения — коровой, а Каллисто — медведем. В Абиссинии и по сей день народ верит, что кузнецы превращаются в гиен и высасывают из людей кровь. В Сибири и на Алтае, согласно народным верованиям, люди могут превращаться в лисиц и медведей, а в Малайзии — в тигров. Скандинавский бог войны и магии Один и его воины обладали даром превращения в волков.

Но самая известная история – эта история царя Навуходоносора. Было это результатом бреда больного воображения или колдовских чар, но легендарный правитель ощущал себя диким зверем, покидал дворец и бродил по лесу. Волосы покрывали его, как перья орла, а когти выросли, как у птиц, – примерно так говорилось об этом человеке-звере, облеченном властью, в библейской книге Даниила.

Что интересно, еще в первой половине 19 века в некоторых южных регионах Европы считалось, что оборотнем становится каждый, кто был зачат во время полнолуния. В Румынии некоторые верят и до сегодняшнего дня, что превращается в оборотня человек, зачатый в рождественскую или пасхальную ночь. И именно в эти дни церковь рекомендовала половое воздержание, так как считалось, что детей настигала «кара за грехи своих родителей».

Со времен Вергилия и по сегодняшний день в Италии сохранялось убеждение, что волки насылали на людей чары: на кого они смотрели, тот становился немым. Впрочем, для итальянцев волк и без того является магическим животным. Его зубам приписываются защитные свойства, их носят в качестве амулетов. Нередко измельченные в порошок кости волка добавляются в травяные снадобья, приготовленные для лечения разных заболеваний.

Но те же итальянцы демонстрируют и здравый смысл, потому что всегда считали, что люди-волки могли быть «не настоящими», а всего лишь жертвами ликантропии. Что это такое? При этом редком психическом расстройстве больной воображает, что он волк (или другой зверь), убегает из дома, бродит по лесам и дорогам, нападает на животных и людей.

Как лечат ликантропию? В народной копилке есть рецепт и на этот случай. Считается, что ликантроп до сих пор пребывает в роли человека-волка (другого зверя), пока не нырнет в воду. Поэтому перед домами несчастных, пораженных этой болезнью, всегда стояла бочка с водой, погружение в которую восстанавливало человеческую душу.

Как распознать волка-оборотня?

На славянских землях тоже охотно верили, что человек обладает способностью превращаться в волка или другого животного. Про так называемых волколаков сохранилось множество леденящих душу историй. Говорили, что такая метаморфоза могла случиться из-за заклинаний, произнесенных ведьмой, или надевания на себя волчьей шкуры. Жители Нижней Бретани до сих пор убеждены, что волколаки, надевая волчью шкуру, превращаются в зверей, жаждущих крови и бродящих по ночам в лесу, нападают на встречающихся им людей. С наступлением рассвета они снимают с себя волчью шкуру и возвращаются домой.

Итак, как распознать в человеке оборотня? У народных верований и на это есть ответ. Волколака выдает бледное лицо, сухая кожа и глубокий беспробудный сон. Узнают его и по тому, что после ночи, проведенной в лесу, весь следующий день он будет дрожать от холода даже в жару. В Дании считается, что дети, имеющие сросшиеся над носом брови, во взрослой жизни станут людьми-волками. Что ж, таким малышам можно только посочувствовать. К счастью, пинцет может решить эту проблему…

Можно сказать, что родиной оборотней стала Франция, поскольку именно в тех краях циркулировало больше всего историй о превращении человека в волка. Например, история о Бисклаврете, диком звере, пожирающем людей в Бретани. В летописях сохранилась история из Овернии от 1588 года. Во время охоты один из охотников во время ночной борьбы отрубил и забрал волчью лапу. Животное убежало. А утром лапа превратилась в женскую руку с кольцом на пальце. Ее тут же опознали, и группа заинтересованных лиц отправилась к знатной даме, которой она должна была принадлежать. На месте выяснилось, что у женщины не было правой руки. Она была обвинена в том, что являлась оборотнем, и сожжена на костре.

Любовь побеждает проклятие

Примечательно, что в народных историях фигурирует очень мало женщин, превращающихся в волчиц. Одна из таких историй (польского происхождения) сохранилась по сей день. Она повествует о юноше, который провел ночь на мельнице, чтобы поймать обитающего в нем оборотня. Когда тот снял шкуру, превратился в красивую девушку. Молодой человек в нее сразу же влюбился. Он спрятал ее шкуру и вскоре взял экс-волчицу в жены. Спустя несколько лет жена нашла волчью шкуру, надела ее и снова стала оборотнем-волком. Чтобы вернуть человеческую душу и облик, ее нужно было узнать в волчьей стае. У влюбленного мужа с этим проблем не возникло. И тогда жена навсегда перестала быть волком-оборотнем.

Когда люди превращаются в волков чаще всего?

Конечно, во время полнолуния, но есть и другие дни, обладающие исключительной силой. В некоторых районах Франции верят в то, что это специфическая трансформация происходит в магическое время — в ночь на Великую (Страстную) Пятницу, в ночь на 1 мая (в Вальпургиевую ночь), в ночь святого Иоанна (23-24 апреля), в ночь перед Днем всех святых, а также в каждую ночь с Рождества и до 2 февраля.

У оборотней есть свой праздник!

Он отмечался в Древнем Риме. Женщинам и животным эти обряды были призваны обеспечить фертильность, плодородие, а пастухов и стадо овец они должны были защитить от нападения волков. Торжества проходили в священной пещере на Палантинском холме. Жрецы, одетые в волчьи и овечьи шкуры, сначала ударяли женщин кожаными ремнями, а потом разыгрывали сценки в честь фавна Луперкуса, защищавшего овец от волков. Со временем этот праздник связали с убеждением в том, что человек может превращаться волка.

В конце концов «волчьи» ритуалы канули в Лету, но вера в эту странную трансформацию сохранилась во многих местах Европы и сегодня.

имя, данное в психоаналитической литературе пациенту, клинический случай которого описан З. Фрейдом в работе «Из истории одного детского невроза» (1918).

Для описания данного случая З. Фрейд использовал псевдоним Wolfsmann, перевод которого на русский язык осуществляется по-разному. Иногда Wolfsmann переводится как «человек с волками». Чаще всего, начиная с первого перевода соответствующей работы З. Фрейда на русский язык, осуществленного М. Вульфом и О. Фельцманом в 20-х годах, и кончая переводом в 1996 году англоязычного издания (1972), посвященного воспоминаниям вошедшего в историю пациента, Wolfsmann переводится как «человек-волк». В последнее время некоторые переводчики предпочитают использовать вместо «человека-волка» термин Вольфсманн, как более адекватный, приемлемый, не носящий негативно-окрашенный оттенок. О необходимости подобной терминологической коррекции говорилось, в частности, на Международной Российско-Австрийской конференции «Зигмунд Фрейд и психоанализ в контексте австрийской и русской культур», состоявшейся в Москве в апреле 2000 г.

Имя Wolfsmann было дано З. Фрейдом пациенту в связи с рассказанным им в курсе лечения сновидении о волках. Психоаналитическая интерпретация этого сновидения послужила ключом к пониманию детского невроза, связанного с преувеличенным страхом перед волками.

Пациентом З. Фрейда был молодой человек, сын богатого русского землевладельца С. Панкеев. Он проходил длительный курс психоаналитического лечения на протяжении четырех лет с 1909 по 1914 год и повторный краткий четырехмесячный анализ в период с 1919–1920 гг. Описанный З. Фрейдом клинический случай не был полным рассмотрением заболевания и лечения молодого человека. Содержание опубликованной работы З. Фрейда касалось только анализа детского невроза, возникшего у пациента на пятом году жизни в форме фобии, то есть истерии страха перед животными, в частности перед волками.

Сообщенный и рассмотренный основателем психоанализа клинический случай – исключительное явление в психоаналитической литературе. Его описание было одним из пяти историй болезни, опубликованных З. Фрейдом и дающих представление о теории и практике классического психоанализа.

На основе данного клинического случая З. Фрейд пришел к убеждению, что кратковременный анализ с благоприятным исходом лечения служит доказательством врачебного значения психоанализа, но ничего не дает для успехов научного познания. Новое можно узнать только из анализов трудных случаев, требующих много времени для лечения. Только при таком условии удается добраться, по словам З. Фрейда, до самых глубоких и примитивных слоев душевного развития и там найти разрешение проблем поздних душевных образований.

Психоаналитическая интерпретация сновидения пациента о белых волках, сидящих на ореховом дереве, позволила З. Фрейду выявить причину инфантильного невроза, что не удавалось сделать на протяжении первых лет лечения. В сновидении волк являлся заместителем отца, перед которым пациент в детстве испытывал страх. Этот страх был сильнейшим мотивом его заболевания, в основе которого лежали увиденная ребенком в возрасте полутора лет «первичная сцена» коитуса родителей, желание получить сексуальное удовлетворение и испуг перед его исполнением.

Более детальный анализ различных сцен, выявленных благодаря воспоминаниям пациента, и соответствующая их интерпретация привели З. Фрейда к утверждению, что влияние детства чувствуется уже в первоначальной ситуации образования невроза. Это влияние оказывается решающим для несостоятельности человека, сталкивающегося с реальными проблемами жизни.

Как подчеркивал З. Фрейд, описанный им клинический случай мог бы послужить поводом для дискуссии о всех проблемах и результатах психоанализа. Сам же он пришел к выводу, согласно которому стоящая перед психоанализом задача дать объяснение является ограниченной. Объяснить нужно бросающиеся в глаза симптомы заболевания путем вскрытия их происхождения. Психические же механизмы и влечения, к которым приходят таким путем, объяснять не приходится. Их можно только описать.

С. Панкеев находился на излечении у З. Фрейда длительное время. Несколько лет спустя после завершения курса лечения у основателя психоанализа в силу различного рода жизненных обстоятельств ему вновь пришлось обратиться к психоаналитику. Однако в 1926 г. З. Фрейд сократил количество своих пациентов и передал С. Панкеева другому специалисту. Его лечащим врачом стала Рут Мак Брунсвик, которая ранее была сама пациенткой З. Фрейда. Диагноз, поставленный ею С. Пан-кееву, гласил: ипохондрическая мания преследования и регрессия к нарциссизму, проявляющаяся в мании величия. Психоаналитическое лечение заняло пять месяцев и проходило в период 1926–1927 гг. История лечения была описана и опубликована Р. Брунсвик в работе «Дополнение к статье Фрейда «Из истории одного детского невроза» (1928).

Позднее другой психоаналитик М. Гардинер периодически встречалась с С. Панкеевым, помогала ему на протяжении долгого времени и считала его вполне нормальным человеком, психоанализ которого позволил ему «пережить шок за шоком и стресс за стрессом, правда, не безболезненно, но с большой стойкостью и гибкостью, чем можно было от него ожидать». В 1938 г. после того, как его жена покончила жизнь самоубийством, по рекомендации М. Гардинер на протяжении шести недель С. Панкеев вновь проходил анализ у Р. Брунсвик. В 50-е гг. он неоднократно находился в состоянии депрессии, обращался за помощью к различным психоаналитикам. В 1963 г. на вопрос о переживаемых им конфликтах С. Панкеев ответил, что «конфликты остались прежними, за исключением моей ипохондрии», а другие конфликты «имеют не столь острый характер, как прежде, но вместо этого приобрели более хроническую форму». Обобщая свои впечатления о встречах с С. Панкеевым, М. Гардинер заметила, что за сорок три года, на протяжении которых она знала знаменитого пациента З. Фрейда, она не наблюдала у него ни одного проявления психоза, а то, что он принимал обычно за депрессию, было реакцией на реальную утрату (самоубийство жены, смерть матери и другие неожиданные события). Как подчеркнула М. Гардинер, психоанализ З. Фрейда спас С. Панкеева от жалкого существования, а повторный анализ с Р. Брунсвик помог преодолеть серьезный кризис – оба позволили ему «прожить долгую и относительно здоровую жизнь».

В 1972 г. вышли в свет воспоминания С. Панкеева о своем детстве и о З. Фрейде. Имеется также публикация М. Гардинер о встрече и переписке со знаменитым пациентом. Все эти материалы дают наглядное представление не только о возможностях психоаналитического лечения, но и о судьбе пациента, оказавшегося способным к сотрудничеству с психоаналитиками.

По словам дочери основателя психоанализа, известного детского психоаналитика А. Фрейд, незаурядный ум одного из наиболее известных пациентов ее отца не только сослужил хорошую службу ему в жизни, но и принес значительную пользу всему психоаналитическому сообществу.

Оборотничество - особое умение, которым наделялись Ведающие люди. Чаще всего в славянской мифологии встречаются примеры превращения людей в волков и наоборот. Такой оборотень назывался волколак или волкодлак . Про них есть легенды и поверья, множество леденящих кровь историй.

Волколак - в славянской мифологии человек-оборотень, на определенное время принимающий образ волка.

Надо отметить, что наиболее часто люди, наделенные способностями к оборотничеству, превращались в диких животных: медведей, лисиц, диких кошек, но гораздо чаще - в волков. Объясняется такой «перекос» тем, что волк долгое время являлся священным животным славян, многие племена поклонялись ему как родоначальнику. Ходили легенды, что представители того или иного рода могут по своей воле превращаться в волков - обычно в бою, во время охоты, для того, чтобы дать отпор врагу или скрыться от его глаз.

В отличие от колдунов, умеющих оборачиваться в других животных, птиц или предметы, волкодлак - больше зверь, чем человек. Но среди других волков он выделяется мощью, умом, чутьем, часто является вожаком стаи. Даже в зверином облике волколак сохраняет человеческие навыки и знания.

Какие легенды сказывали о волколаках?

Если в западноевропейских мифах и поверьях «человек-волк» - однозначно негативный персонаж, которого опасались, боялись и героически побеждали, то у славян волколаками могли быть герои, боги, уважаемые люди, представители знатных родов. Был миф, что князь Олег, прозванный «Вещим», был Волколаком. Про князя Всеслава Полоцкого, обладавшего, судя по воспоминаниям современников, способностями Ведуна, «Слово о Полку Игореве» говорит прямо:

«Ночью волком рыскал… великому Солнцу путь перебегал»

Мифический герой Волх Всеславьевич, рожденный от связи земной женщины и Змея, способен оборачиваться в серого волка и превращать в волчью стаю своих соратников. Другой персонаж славянских сказаний, Змей Огненный Волк, обладает подобными способностями. Вспомним сказку о Иване-Царевиче и Сером Волке, где, судя по всему, зверь является волкодлаком, помогает главному герою совершать подвиги.Таким образом, можно представить, что волколак в славянской мифологии - персонаж либо нейтральный, либо даже положительный.

Чем отличается волколак от других волков и людей?

Людей-волколаков описывали по-разному. Считалось, что некоторые люди от природы имеют склонность к оборотничеству. Это связывалось с обстоятельствами их зачатия и рождения: например, если ребенок был зачат в «нечистый день», рожден в «сорочке», появился на свет с зубами, имеет две макушки, у человека срослись брови, обильная растительность на теле, то, скорее всего, он может стать волкодлаком.

Вот если жена переспит с мужем в ночь перед великим праздником, то дитя волколаком рождается. Такие волки уже в лесу не живут, они путаются по селу.

В большой праздник работать нельзя. Вот в одной семье работали. У них сын родился. А сын превратился в волка.

Однако истинную сущность такого оборотня может показать отражение в водной глади или зеркале. Если перед вами волколак, то зверь отразится человеком, а человек - зверем.

Волкодлак в зверином облике обладает очень разумным поведением, не характерным для обычного волка, его колени выгнуты, как у человека, вперед, он может с легкостью встать на задние лапы, иногда у него белая шерсть или полоса на шее, нет хвоста. Если такого волка убить, то под шкурой можно обнаружить человека. К тому же, раны, нанесенные волкодлаку в зверином облике, обязательно останутся и в облике человечьем. В быличках по этим травмам находят волколака.

Как становятся волколаками?

Есть три способа стать человеком-волком. Во-первых, есть волкодлаки урожденные: либо зачатые или родившиеся в особые дни, с особыми признаками. Они не могут противиться своей природе: рано или поздно она проявит себя.

Мне бабушка рассказывала. У одного деда был сын. Он женился. Вот его жена стала замечать, что он ночью выходит из хаты и пропадает до самого утра, а с утра до вечера может ничего не есть. Она рассказала своему отцу. А он, когда стемнело, начал следить за ним. Вот он пошел в огород, и ее отец пошел за ним. Три раза перекувырнулся в двенадцать часов и стал волколаком, здоровым, как теленок. Потом стал звать других волков и пошел с ними. И ее отец за ними. Пришли к лесу. А в это время там ехало три подводы. Две они пропустили, а людей на третьей подводе разорвали, коней и людей съели. И тогда он снова пошел домой. Три раза перекувырнулся и снова стал человеком. Утром ее отец стал расспрашивать его. Он объяснил, что превращается в волка, потому что он родился в такой день, когда родившийся ребенок становится волколаком.

Во-вторых, волколаки - часто колдуны, превращаются в волков по желанию, с помощью особых обрядов и заговоров. Приводятся примерные описания ритуалов обращения в зверя:

Зашел он за могилу, находившуюся около дороги, вынул из кармана два ножа, воткнул их в землю и перекувыркнулся между ними через голову.

И, наконец, последний способ - быть заколдованным Ведуном и обратиться в волка поневоле. Часто это случалось с молодоженами и гостями в день свадьбы, если они не почтили местного колдуна, как-то досадили ему либо в качестве порчи со стороны тех, кто не хочет, чтобы этот брак состоялся. Они бегают по лесам, часто в оборванной праздничной одежде (по которой их узнают), пока их кто-либо не расколдует или не пройдет установленный колдуном срок.

А бывало раньше, что свадьбы портили. Вот перебьют невесту, а бывшие сваты-то рассердятся. Ну, вот поедут венчаться, а обратно нет никого, все в волков превратятся и спрыгнут с повозки. А то такие бабки были. Вот едет поезд, а она какой-то клубок под лошадей бросит, все люди соскакивали и волками в лес убегут.

Такие «волки поневоле» старались держаться подальше от своих диких собратьев, не боялись людей и даже подходили к ним, иногда отказывались от охоты на дичь и поедания мяса, чтобы снова стать людьми.

Способы превращения волкодлака

Один из способов превращения - перекувыркнуться через определенное препятствие - нож, топор, нарисованную черту, пень, то есть, буквально оборотиться. Причем если черту стирали, заветный предмет уносили, то волкодлак обратно стать человеком не мог. Читали особые заговоры. Набрасывали на себя волчью шкуру. Прирожденные волкодлаки превращаются в волков в определенный час и день, часто в полнолуние или новолуние, и не могут контролировать превращение.

Когда колдуны превращали других людей в волков, они читали заговоры на определенные предметы и кидали их под копыта коней свадебного поезда. Часто для этой цели использовались пояса и платки. Чтобы превратить волкодлака обратно в человека, надо было накинуть на него любой предмет гардероба и прочитать особый заговор.

Защита от волкодлака

Волкодлак не всегда опасен, но если человек обратился в зверя с намерением удовлетворить свои кровожадные наклонности, следовало помнить, чего он боится. Перед походом в лес, на охоту надевали обереги, обычно из серебра. Волкодлака подчас очень сложно, практически невозможно уничтожить физически, так как он обладает сверхъестественной силой и быстротой. Однако если его ранить и пролить кровь либо громко назвать по настоящему имени, то можно нейтрализовать.

Чтобы защититься от превращения в волков на свадьбе, старший дружка, в роли которого часто выступал местный Ведун, предпринимал ряд особых ритуалов.

Волкодлак - особый персонаж славянской мифологии, один из самых древних. Он появился еще в те года, когда люди считали себя частью живой природы, а не отделяли себя от нее, как нынче. Изучая славянскую мифологию, не перестаешь поражаться, насколько мудры были наши предки. Их мудрость передана в известных мифологических сюжетах, которые мы можем изучить.

Подробнее о славянской мифологии.