Что такое рефлексия, что говорит об этом психология и как рефлексировать с пользой. Ударение в слове «рефлексия» (9 букв) Как правильно произносить слово рефлексия ударение

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Примечательно, что именно рефлексия отличает людей от других живых организмов. Этот феномен заключается в способности человека знать о себе , своих чувствах и переживаниях.

В ее основе лежит понимание «Я есть». зависит от того, насколько вы знакомы со своим внутренним миром. Самопознание происходит через самонаблюдение. Ну, а о том, что же такое рефлексия и как ее развить – читайте ниже.

Что это такое

Данный термин произошел от латинского слова reflecto, что значит обращение назад . Правильно говорить «рефлЕксия» – ударение на букву Е.

Рефлексия – это навык концентрировать внимание и собственные мысли вовнутрь: оценивать свои поступки, принимать решения, осознавать свои чувства, эмоции и ощущения.

Это осмысление собственного «Я», конструктивная критика своих действий, сравнение себя с другими на предмет соответствия установленным нормам и правилам. Рефлексирующий человек становится сторонним наблюдателем за собой же.

Прародителем данного термина считается наука философия. Она трактует рефлексию, как инструмент для размышлений о человеческом бытие. Сократ писал, что это явление – единственный способ для внутреннего совершенствования и духовного прогресса через освобождение от навязчивых мыслей, стереотипов и предрассудков.

Пьep дe Шapдeн писал в своих научных работах, что рефлексия – это не только знания, но и возможность осознавать эти знания . Он также отмечал, что данное свойство доступно лишь человеку (), который считается самой развитой формой жизни из всех имеющихся на планете.

Рефлексию изучали многие философы: их взгляды схожи, поэтому нет смысла писать о них отдельно.

Рефлексия в психологии - это основа самоанализа

Кстати, именно рефлексировать нас хотят заставить буржуины, окуная лицом в темные пятна нашей истории (сталинизм, репрессии). Именно формирования чувства вины хотят добиться. Темные пятна есть у всех, но выгодно чтобы зацикливались на этом только мы, а не жители их стран.

Рефлексировать можно по-разному

На сегодняшний момент было выявлено 7 видов рефлексии:

  1. Коммуникативная – позволяет решать проблемы, возникающие при взаимодействии с социумом.
  2. Личностная – используется при необходимости собственного познания, коррекции сознания.
  3. Интеллектуальная – необходима для поиска различных решений одной и той же задачи. Это способность вариативно мыслить.
  4. Философская рефлексия – инструмент для размышлений о смысле жизни.
  5. Социальная – размышления на тему «что думают обо мне другие люди». Способность увидеть себя чужими глазами.
  6. Научная – направлена на исследование научных методов, способов, теоретических обоснований.
  7. В психологии общения рефлексия – и анализ взаимодействия индивидов в социуме.

Формы рефлексии

Также выделяют три формы рефлексии, которые зависят от своей направленности:

  1. ситуативная – анализ происходящего в настоящем времени (прямо сейчас я сижу на диване и пишу этот текст);
  2. ретроспективная – оценка прошлого опыта. Эта форма полезна тем, что мы можем делать для себя полезные выводы, основываясь на умозаключениях о прошлых событиях (вчера я писала текст на этом же диване и мне мешал включенный телевизор. Поэтому сегодня я работаю в тишине);
  3. перспективная – обдумывание, планирование будущего. Подготовка себя к будущим событиям (пожалуй, завтра я устрою себе выходной и буду только лежать на этом диване).

Как научить правильно рефлексировать

Если вы хотите повысить свой уровень рефлексии, то воспользуйтесь ниже предложенными советами. Чтобы получить реальный результат, необходимо два важных условия – собственно упражнения и их регулярное выполнение .

Итак, что нужно делать? Давайте по порядку.

Анализируйте свои действия и принятые решения.

Важно делать это адекватно: постарайтесь смотреть на себя со стороны , не оценивая себя и свои поступки как ужасные или, наоборот, идеальные. Первое порождает страх пробовать что-то новое, второе лишает возможности видеть реальные промахи.

Приведу личный пример как я рефлексирую . Итак, для начала визуализирую собственный образ, но представляю, что он – это кто-то другой (так легче избежать чувств, которые я мог бы испытать к себе).

Я смотрю взглядом стороннего наблюдателя и задаю себе следующие вопросы:

  1. как он (образ) мог поступить еще (придумайте 3-4 варианта);
  2. каких ошибок можно было избежать;
  3. чего можно было не делать совсем;
  4. что можно дополнить и т.д.

Вашей задачей является рассмотрение произошедшего во всевозможных вариантах, тем самым вы расширяете границы будущего опыта и повышаете эффективность своих действий в перспективе.

Общайтесь с людьми как можно больше: вы улучшите свой коммуникативный навык, станете лучше понимать других, большего достигать в разговоре.

Задавайте больше вопросов, проверяйте свои фантазии. Например, вам показалось, что молчащий человек находится в грусти. Спросите у него, так ли это? Возможно, он просто задумался над тем, как будет праздновать свой предстоящий юбилей.

Желательно знакомиться с новыми людьми, которые , отличное от вашего. Воспринимая что-то новое, мы становимся гибче и расширяем свое восприятие мира, что позволяет легче справляться с жизненными трудностями.

Каждый вечер «прокручивайте» свой прожитый день .

Какими событиями он был наполнен? Что было хорошего, а что не очень получалось. Вспоминайте все до мелочей. Такая привычка научит вас видеть причинно-следственные связи между вашими действиями и результатами. Люди, использующие этот совет, редко задаются вопросами типа «Как это случилось?», « За что мне это?», «Кто виноват в произошедшем?».

Ну, а живущие на автомате, однажды приходя в себя, ужасаются тому, в какой жизненной ситуации оказались. За этим следует разочарование, вина и депрессии. Чтобы этого не случилось, держите руку на пульсе (привыкните рефлексировать). Да поможет вам рефлексия!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое сознание - просто о сложном Социофоб - это человек, который любит уединение или больной человек, страдающий социофобией Что такое новелла Перфекционист - кто это (значение слова - человек, который подвержен перфекционизму) и насколько легко ему живется Что такое великодушие и как развить в себе это качество ИМХО - что это такое (расшифровка) и какого значение слова IMHO в рунете Сила воли - что это, понятие воли в психологии и как ее развить Что такое жестокость - причины возникновения, можно ли ее оправдать и как защитить себя от жестокости Что такое милосердие и как развить в себе это качество Что такое эгоизм и эгоцентризм - в чём между ними разница

Постановка ударения в словах, включая слово «рефлексия», проходится в ходе школьного, студенческого образования. Как правильно поставить ударение в слове «рефлексия»?

рефле ксия , -и

Данное слово состоит из 9 букв. Ударение в слове «рефлексия» падает на пятую букву - е. Постарайтесь запомнить это, чтобы избавиться от неправильного произношения и обогатить тем самым свою устную речь.

Вы находитесь на странице слова «рефлексия». На данной странице вы получите ответ на вопрос - как правильно поставить ударение в слове «рефлексия»? То есть, вы узнаете правильное произношение слова «рефлексия» согласно орфоэпическим нормам культуры речи. Вы можете получить больше информации о слове «рефлексия», воспользовавшись кнопками перехода на другие наши словари. Мы очень рады, что вы посетили наш орфоэпический словарь, надеемся, что полученная вами информация о постановке ударения в словах, включая слово «рефлексия», оказалась для вас полезной. Будем с нетерпением ждать ваших новых посещений на наши ресурсы.

1) Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер - классе по теме: «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе».

2) Актуализация мастер - класс

Уважаемые коллеги, настуила весна, греет солнышко, появились красивые, маленькие, нежные бабочки. У вас их у каждого по три. Выберите, одну, посадите, пожалуйста, на свою ладонь . А я расскажу вам одну легенду.

Жил мудрец на свете, который знал всё . Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

Как вы считаете, что ответил мудрец?

3) “Всё в твоих руках”. Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя

любимым, красивым, нужным, а главное - успешным .

Сегодня и я вваших руках, как эта бабочка, если вам понравится мой мастер- класс и вам пригодятся знания о методах, приёмах, способах проведения рефлексии среди учащихся на уроках в начальной школе - это для меня будет значить, что мои труды не напрасны.

4 )Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад

В словаре С.И Ожегова указано, что в слове рефлексия ударение нужно ставить на слог ле.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

5)6) Цель: Сегодня я вас познакомлю с конкретными вариантами проведения рефлексии на уроках в начальной школе.

7) Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни ребенка связано, прежде всего, с рефлексией.

8) Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии: Коммуникативная, Личностная, Интеллектуальная.

9) При взаимодействии с учащимся я использую, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1.физическую (успел - не успел);

2.сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3.интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения
испытывал);

4.духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).

Основные способы обучения рефлексии:

Устное обсуждение

Письменное анкетирование

Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока

10) Рефлексия бывает: индивидуальная, групповая

В моём классе проведение рефлексии позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия “образование” как формированию образа собственного “Я”.

11 . Звонок. Сегодня мы будем работать в 4 группах.

Я предлагаю поздороваться всем тем,

кто родился зимой, летом, весной, осенью.

Кто пришел с хорошим настроением.

12) Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом -

Станет радостно кругом!

13) Сейчас я вас научу таблице умножения 9 на число.

14) Коллективная рефлексия. Фразы из рефлексивного экрана:

Вы сегодня придёте домой, родители зададут вам вопросы: подумайте, что вы им ответите

15 . Возьмите, пожалуйста, памятки. Поработайте с ними.

----«Плюс- минус-интересно», каждый ответьте на вопросы.

(я написала на букву П - , что мне понравилось, умножать 9,на число, я думала, что никогда в жизни не выучу, М - мне вот не понятно, почему у нас так мало пальцев, я бы еще дальше умножал и умножал, И- А можно я сесру научу так же умножать?

16) Оценивание своей активности и качества своей работы на уроке.

Я ответила на анкету, можно вам отдать.

17) если …(на слайдах смотреть)

18) На какую ступеньку постала себя Юля?

19) Я предлагаю оценить мою сегодня работу. Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек.

Понравился Мастер - класс. Буду применять рефлексию в своей работе пусть прилетят бабочки цвета.

Неплохо было. Но о том, буду ли я применять рефлексию среди учащихся не знаю, пусть прилетят бабочки… цвета

Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки…. Цвета (Музыка от улыбки)

20)Пока приклеивают бабочек

21) Спасибо