Что такое экзистенциализм? (кратко и понятно). Экзистенциализм: Н. А. Бердяев и Л. И. Шестов Русские философы экзистенциалисты

Выступивший с идеями экзистенциализма еще во время 1-й мировой войны, Мерло-Понти , Камю , С. де Бовуар ). В 1940–50-х гг. экзистенциализм получил распространение в других европейских странах, в 1960-х гг. также и в США. Представители этого направления в Италии – Н.Аббаньяно, Э.Пачи, в Испании к нему был близок X.Ортега-и-Гассет; в США идеи экзистенциализма популяризировали У.Лоури, У.Баррет, Дж.Эди. К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: французский персонализм (Мунье, Недонсель, Лакруа) и немецкая диалектическая теология (Барт, Тиллих, Бультман). Экзистенциализм как философское направление носит неоднородный характер. Различают экзистенциализм религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). Однако определение «атеистический» по отношению к экзистенциализму несколько условно, т.к. признание того, что Бог умер, сопровождается (в частности, у Хайдеггера и Камю) утверждением невозможности и абсурдности жизни без Бога. Своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Кьеркегора, Унамуно, Достоевского и Ницше. На экзистенциализм оказали влияние философия жизни и феноменология Гуссерля.

Экзистенциализм пытается возродить онтологию, в противоположность методологизму и гносеологизму, распространенным в философии нач. 20 в. Как и философия жизни, экзистенциализм хочет понять бытие как нечто непосредственное и преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистической философии, так и науки. Бытие, согласно экзистенциализму, не есть ни эмпирическая реальность, данная нам во внешнем восприятии, ни рациональная конструкция, предлагаемая научным мышлением, ни «умопостигаемая сущность» идеалистической философии. Бытие должно быть постигнуто интуитивно. Но в отличие от философии жизни, выделившей в качестве исходной реальности переживание, экзистенциализм стремится преодолеть психологизм и раскрыть онтологический смысл переживания, который выступает как направленность на нечто трансцендентное самому переживанию (см. Интенциональность ). Главное определение бытия, как оно открыто нам, т.е. нашего собственного бытия, именуемого экзистенцией , есть его незамкнутость, открытость трансценденции.

Онтологической предпосылкой трансцендирования является конечность экзистенции, ее смертность. В силу своей конечности экзистенция является временной, и ее временность существенно отличается от объективного времени как чистого количества, безразличного по отношению к заполняющему его содержанию. Экзистенциализм отличает подлинную, т.е. экзистенциальную, временность (она же историчность), от физического времени, которое производно от первой. Экзистенциалисты подчеркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими экзистенциалами, как «решимость», «проект», «надежда», отмечая тем самым личностно-исторический (а не безлично-космический) характер времени и утверждая его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Историчность человеческого существования выражается, согласно экзистенциализму, в том, что оно всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Принадлежность к определенному народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических и других качеств – все это эмпирическое выражение изначально-ситуационного характера экзистенции, того, что она есть «бытие-в-мире». Временность, историчность и «ситуационность» экзистенции – модусы ее конечности.

Другим важнейшим определением экзистенции является трансцендирование, т.е. выход за свои пределы. Трансцендентное и сам акт трансцендирования понимаются различными представителями экзистенциализма неодинаково. С точки зрения религиозного экзистенциализма трансцендентное – это Бог. Согласно Сартру и Камю, трансценденция есть ничто, выступающее как глубочайшая тайна экзистенции. Если у Ясперса, Марселя, позднего Хайдеггера, признающих реальность трансцендентного, преобладает момент символический и даже мифопоэтический (у Хайдеггера), поскольку трансцендентное невозможно рационально познать, а можно лишь «намекнуть» на него, то учение Сартра и Камю, ставящих своей задачей раскрыть иллюзорность трансценденции, носит критический и даже нигилистический характер.

Во французском и русском экзистенциализме, а также у Ясперса в центре внимания стоит проблема человеческой свободы. Экзистенциализм отвергает как рационалистическую просветительскую традицию, сводящую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, для которой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскрепощении его «сущностных» сил. Свобода, согласно экзистенциализму, должна быть понята исходя из экзистенции. Поскольку же структура экзистенции выражается в «направленности-на», в трансцендировании, то понимание свободы различными представителями экзистенциализма определяется их трактовкой трансценденции. Согласно Марселю и Ясперсу, свободу можно обрести лишь в Боге. Согласно Сартру, у которого трансценденция – это ничто, понятое нигилистически, свобода есть отрицательность по отношению к бытию, которое он трактует как эмпирически сущее. Человек свободен в том смысле, что он сам «проектирует», создает себя, выбирает себя, не определяясь ничем, кроме собственной субъективности, сущность которой – в полной независимости от чего бы то ни было. Человек одинок и лишен всякого онтологического «основания». Учение Сартра о свободе служит выражением позиции крайнего индивидуализма. Свобода предстает в экзистенциализме как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в который при этом погружается человек, носит у Хайдеггера название «man»: это безличный мир, в котором все анонимно, в котором нет субъектов действия, в котором все – «другие», и человек даже по отношению к самому себе является «другим»; это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несет ни за что ответственности. У Бердяева этот мир носит название «мира объективации», признаки которого – поглощение индивидуального, личного общим, безличным, господство необходимости.

Общение индивидов, осуществляемое в сфере объективации, не является подлинным, оно лишь подчеркивает одиночество каждого. Согласно Камю, перед лицом ничто, которое делает человеческую жизнь бессмысленной, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. И Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов, освященных традиционной религией и нравственностью: в любви, дружбе и пр. Характерное для Сартра стремление разоблачения искаженных, превращенных форм сознания («дурной веры») оборачивается требованием принять реальность сознания, разобщенного с другими и с самим собой. Единственный способ подлинного общения, который признает Камю, – это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира, против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеческого бытия. Экстаз может объединить человека с другим, но это в сущности экстаз разрушения, мятежа, рожденного отчаянием «абсурдного» человека.

Иное решение проблемы общения дает Марсель. Согласно ему, разобщенность индивидов порождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное. Но подлинное бытие – трансценденция – является не предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию – это диалог. Бытие, по Марселю, не «Оно», а «Ты». Поэтому прообразом отношения человека к бытию является личное отношение к другому человеку, осуществляемое перед лицом Бога. Любовь, согласно Марселю, есть трансцендирование, прорыв к другому, будь то личность человеческая или божественная. Поскольку такой прорыв с помощью рассудка понять нельзя, Марсель относит его к сфере «таинства».

Прорывом объективированного мира, мира «man», является, согласно экзистенциализму, не только подлинное человеческое общение, но и сфера художественного, философского, религиозного творчества. Однако истинная коммуникация, как и творчество, несут в себе трагический надлом: мир объективности непрестанно грозит разрушить экзистенциальную коммуникацию. Сознание этого приводит Ясперса к утверждению, что все в мире в конце концов терпит крушение в силу самой конечности экзистенции и потому человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости всего, что он любит, незащищенности самой любви. Но глубоко скрытая боль, причиняемая этим сознанием, придает его привязанности особую чистоту и одухотворенность. У Бердяева сознание хрупкости всякого подлинного бытия оформляется в эсхатологическое учение.

Социально-политические позиции у разных представителей экзистенциализма неодинаковы. Так, Сартр и Камю участвовали в движении Сопротивления; с конца 1960-х гг. позиция Сартра отличалась крайним левым радикализмом и экстремизмом. Концепции Сартра и Камю оказали известное влияние на социально-политическую программу движения «новых левых» (культ насилия, свободы, перерастающей в произвол). Политическая ориентация Ясперса и Марселя носила либеральный характер, а социально-политическим воззрениям Хайдеггера была присуща консервативная тенденция.

Литература:

  1. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М., 1963;
  2. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хайдеггеру. М., 1964;
  3. Современный экзистенциализм. М., 1966;
  4. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм. – «ВФ», 1966, № 12, 1967, № 1;
  5. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. М., 1985.
  6. Foulguié P. L"existentialisme. P., 1947;
  7. Gastelli E. Existentialisme théologique. P., 1948;
  8. Siebers G. Die Krisis des Existentialismus. Hamb.–Bergedorf, 1949;
  9. Müller M. Existenzphilosophie im geistigen Leben der Gegenwart. Hdlb., 1949;
  10. Lenz J. Der moderne deutsche und französische Existenzialismus. Trier, 1951;
  11. Möller J. Existenzphilosophie und Katholische Theologie. Baden-Baden, 1952;
  12. Allen E.L. Existentialism from Within. L., 1953;
  13. Wahl J. Les philosophies de l"existence. P., 1955;
  14. Heinemann Fr. Jenseits des Existentialismus. Stuttg., 1957;
  15. Bollnow O.F. Existenzphilosophie. Stuttg., 1960;
  16. Lukacs G. Existentialisme ou marxisme? P., 1961;
  17. Abbagnano N. Introduzione all"esistenzialismo. Mil., 1967;
  18. Existentialism and Phenomenology. A Guide for Research, compю by L.Orr. N. Y., 1978;
  19. Hanly Ch. Existentialism and Psychoanalysis. N. Y., 1979;
  20. Salamun K. (Hrsg.) Karl Jaspers: Zur Aktualität seines Denkens. Münch., 1991;
  21. Heidegger M. Sein und Wissen. Eine Einführung in sein Denken. W., 1993.

Экзистенциализм – философское направление в современной философии, основным понятием которого является экзистенция, то есть индивидуальное, единичное, неповторимое человеческое существование. С помощью каких категорий (экзистенциалов) философы описывали бытие человека? На становление экзистенциализма повлияли идеи таких мыслителей, как Б. Паскаль, С. Кьеркегор, М. де Унамуно, Ф.М. Достоевский, Фр. Ницше. Представителями этого философского течения являются Н.А. Бердяев и Л. Шестов в России, М. Хайдеггер, К. Ясперс в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель во Франции. Философия экзистенциалистов носила как религиозный, так и атеистический характер. Определите, какую направленность (религиозную или атеистическую) имела философия экзистенциалистов в России. Какими отличительными чертами обладает русская философия (например, согласно утверждениям В.В. Зеньковского)?

Рассмотрите русские истоки экзистенциализма – философские идеи в произведениях Федора Михайловича Достоевского. Повесть писателя «Записки из подполья» посвящена проблеме человека. Опишите образы нормального человека и его противоположности - «подпольного» человека. Почему именно с фигурой неприглядного «подпольного» человека Достоевский связывает понятие человеческого? Как вы думаете, в чем, с точки зрения Достоевского, заключается сущность человека? В главе последнего романа писателя «Братья Карамазовы» «Великий инквизитор» раскрывается проблема свободы человека. Проанализируйте этот отрывок. Как вы думаете, какие мотивы из этого сюжета оказались особенно близки западным экзистенциалистам?

Концепция Николая Александровича Бердяева имеет свои особенности. Обратите внимание на понятие творчества в его философии. Что такое творчество и в чем его трагедия? Ответ на этот вопрос связан с понятием объективации. В чем видит Бердяев истоки свободы человека? Философ выделяет три типа этики: этика закона, этика благодати и этика творчества. Охарактеризуйте их.

Рассмотрите экзистенциальный иррационализм Льва Шестова. Философия Шестова основана на ряде оппозиций: грех, разум и мораль противопоставляются свободе и вере; общее – единичному и индивидуальному; обыденность и усредненность – трагедии и исключению из общего порядка, общего хода вещей; Бог философов – живому Богу библейских пророков; Афины - Иерусалиму. Как понимает свободу, в отличие от Бердяева, Шестов? Как философ объясняет происхождение этики, морали? В чем Шестов видит цель человеческих стремлений?



Найдите общее и различное в идеях русских экзистенциальных мыслителей. Понятия Бога, свободы, человека является общими для философов, однако смысл, вкладываемый в них различен. Как представлен образ Бога в философии Бердяева и Шестова? Обратите внимание на различие характера религиозности мыслителей. В чем сущностное отличие взглядов Бердяева на проблему человеческой свободы от позиции Шестова? В чем видит Лев Шестов источник зла и что является следствием наличия зла в мире? Рассмотрите проблему познания в концепциях философов. Обратите внимание на историософию в творчестве Бердяева и на ее отсутствие у Шестова.

Как представлена живая природа в религиозной философии Бердяева и Шестова? Почему, с точки зрения мыслителей, человек ответственен за ее состояние?

Для более глубокого изучения данной темы рекомендуется написание реферата.

Примерные вопросы по теме:

1. Экзистенциализм: основные идеи и представители.

2. Ф.М. Достоевский как предтеча экзистенциализма.

3. Экзистенциализм Н.А. Бердяева.

4. Л. Шестов – экзистенциальный мыслитель.

5. Философия Н.А. Бердяева и Л. Шестова (сравнительный анализ).

6. Н. А. Бердяев и Л. Шестов о живой природе.

Литература

1. Достоевский Ф.М. Записки из подполья. М.: Азбука-классика, 2010. – 256 с.

2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М.: Правда, 1991. – 529 с. - С. 318- 340

3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: АСТ, 2006. - 480с.

4. Бердяев Н.А. Основная идея философии Льва Шестова// Бердяев Н.А. Собрание сочинений. Т. III . Типы религиозной мысли в России. Париж: YMCA-Press, 1989. - 714 с

5. Шестов Л. Афины и Иерусалим. М.: АСТ, 2007. – 413с.

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с. - С. 189-195

7. 1(075)
И 907

История русской философии / Ред. М.А. Маслин - М.: Республика, 2001. - 638 с. С. 262-271; 435-456

8. 1Ф
З-567

Зеньковский В.В. В 2-х т. Т.2. М.: АСТ, 1999; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 544 с.- Т.1. С. 13-24. Т. 2. С. 341-378



9. Кувакин В.А. Мыслители России: Избранные лекции по истории русской философии. М., 2006. -480 с. - С. 41-74; С. 394- 470.

10. Ворожихина К.В. Концепции природы в русской философии//Вопросы ветеринарии и ветеринарной биологии. Сборник трудов молодых ученых. Выпуск 8. М., 2012. С.274-278

11. 1(075)
Ф561

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с. - С. 219-221

12. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. - М.: Мысль, 2000 - 2001.

Взлет и трагедия марксизма

Диалектический характер марксистской философии противоположен, с одной стороны, гегелевской идеалистической диалектике, с другой, предшествующему материализму как не включающего в себя понятие развития. С точки зрения марксизма диалектика представляет собой не специфический философский, а общенаучный метод. Законы диалектики предстают как универсальные, описывающие все процессы, происходящие в природе и в обществе.

История человечества истолковывается Марксом как последовательность трех основных эпох. Представление Гегеля о том, что сознание человечества прошло ряд этапов, соответствовавшим конкретным формам социальной организации, таким как родоплеменная, рабовладельческая, теократическая и демократически-эгалитарная оказало значительное влияние на К. Маркса. Однако если для Гегеля сфера сознания с необходимостью воплощается в материальном мире, творит этот материальный мир по своему образу и подобию (для философа-идеалиста сознание – причина, а не следствие), то для К. Маркса идеи не обладают самостоятельной силой. Он перевернул отношение между реальным и идеальным, «надстройка» - религия, искусство, философия – детерминирована преобладающим материальным способом производства.

Первая эпоха – это период господства отношений «личной зависимости» на ранних фазах истории, когда народы и цивилизации оторваны друг от друга, а индивид прочно «вписан» в пределы социальных организаций: общины, касты, сословия и т.п. Вторая ступень соответствует индустриальному обществу с единым мировым финансовым рынком, господством наемного труда и правовым обеспечением личной свободы индивида. Господство социального отчуждения на этой стадии принимает уже не личную, а вещную форму и наиболее наглядно выражено в деньгах. Личная независимость в сочетании с вещной зависимостью, «овеществлением» определяет эту стадию общественного развития. Социальный (классовый) конфликт – не аномалия, а повседневная норма существования общества с классовой структурой. Общество, основную социальную структуру которого составляют наемные работники и капиталисты, Маркс называет капиталистическим. Фундаментальные интересы этих классов полярно противоположны – прежде всего в сфере производства и распределения: один класс только производит, второй – только владеет. Управление, надзор, принуждение к наиболее эффективному и дешевому труду – одна из наиболее важных сфер деятельности капиталиста.

Переход к третьей ступени, к стадии «освоения», означает ликвидацию господства отчужденных и овеществленных сил, подчинение их личностному развитию индивидов. На этой стадии должна господствовать «...свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и превращении их коллективной, общественной производительности в общественное достояние». Становление этой новой исторической формы, которую Маркс связывает с закатом эры наемного труда, неуклонным возрастанием «свободного времени» как пространства свободного развития личности.

Современные теоретики либеральной демократии утверждают, что триумф Запада и западной идеи очевиден, прежде всего, потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив. Однако либерализм победил пока только в сфере идей, сознания; в реальном, материальном мире до победы еще далеко.

В концепции К. Маркса заложена идея о конце истории. Историческое развитие, определяемое взаимодействием материальных сил, имеет целенаправленный характер и закончится, лишь достигнув коммунистической утопии, которая и разрешит все противоречия. И Гегель, и Маркс верили, что эволюция человеческих обществ не бесконечна; она остановится, когда человечество воплотит ту форму общественного устройства, которая удовлетворит его самые глубокие и фундаментальные нужды – это и будет «концом истории», но для Гегеля это – либеральное государство, для Маркса – коммунизм.

По мнению теоретиков либерализма, идеологическая эволюция человечества завершилась на идеалах Французской и Американской революций; теоретическая истинность самих идеалов абсолютна и их улучшить нельзя. Если идеологическое развитие действительно завершилось, то общечеловеческое государство рано или поздно все равно должно победить.

Коммунизм оказался одним из важнейших вызовов, брошенных либерализму в XX веке. Классовый вопрос, поставленный Марксом, был успешно решен Западом. Как отмечал А. Кожев, современный американский эгалитаризм и представляет собой то бесклассовое общество, которое предвидел Маркс. Экономическое неравенство есть, но его корни не в правовой и социальной структуре, дело скорее в культурных и социальных характеристиках составляющих его групп, доставшихся по наследству от прошлого. Поскольку классовый вопрос отошел на второй план, коммунизм отчасти потерял свою привлекательность.

Однако одним из дефектов либерализма оказался нравственный, мировоззренческий вакуум, нравственная пустота. Отчасти этим можно объяснить возрождение религии в либеральных потребительских обществах.

Если либерализм и есть конечная цель, телос истории, конец ее печален: экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей исторической истории.

Как указывает современный французский философ-постмодернист Ж. Деррида, марксизм необходим современному обществу, и в тоже время структурно недостаточен: по-прежнему необходим, но при условии его трансформации, адаптации к новым условиям и к другому пониманию идеологии. Марксизм содержит в себе идею справедливости, которую мы всегда отличаем от права и от прав человека, и идею демократии, которую мы отличаем от ее современного понимания.

И марксизм, и либеральная демократия являются лишь регулятивами, надисторическими идеалами, которые с одной стороны, оказывали влияние на ход исторических событий, с другой, никогда не воплощалась в истории. И идеалы марксизма, и идеалы либерализма всегда будут притягательны для человечества; коммунизм всегда был и остается призрачным: он всегда остается грядущим и, подобно самой демократии, отличается от всякой настоящей жизни. Поэтому призрак коммунизма все еще бродит по Европе.

К. Маркс занимался социально-философской проблематикой (исторический материализм), онтологическое основание марксизма было разработано Ф. Энгельсом (диалектический материализм). Рассмотрите основные положения диалектического материализма. Проанализируйте учение Энгельса о формах движения материи, обратите внимание на биологический уровень организации материи. Как вы понимаете это учение? Как определяет философ сущность живого?

Проведите творческое исследование по данной теме, его результаты отразите в реферате.

Примерные вопросы

Если нам понадобится отразить настроение XX века, то лучшим зеркалом будет именно экзистенциализм. Это направление в философии оставило четкий след в истории и литературе, и, тщательно изучив его, мы можем определиться, насколько он близок для каждого из нас. Это не обязательно мрачное жизнеощущение, тут много нюансов, поэтому не спешите расстраиваться от осознания бессмысленности бытия (о чем и говорят нам экзистенциалисты). Может, то, для чего вы живете, вас уже окружает, осталось лишь придать жизни более великое значение.

Для того чтобы углубиться в суть философии существования, можно оценить контраст эпох, к примеру, XVI и XX века. Вспоминая такие направления в искусстве, как барокко, классицизм, сентиментализм и так далее, мы еще сильнее будем впечатлены тем, что после затемненного Средневековья люди улыбались жизни, а в 1920-ые годы то самое ренессансное величие человека практически полностью обесценилось. Конечно, история подготавливала людей к этому, и не стоит быть столь категоричными, ведь поводов для возникновения экзистенциализма за четыре столетия было предостаточно: войны и революции, экономическая нестабильность, неизлечимые болезни, бессилие человека перед природной стихией. Все это объясняет наше разочарование в монументальности отдельно взятого индивида и толкает нас на искания своего места в мире.

Экзистенциалисты впервые заявили об отсутствии смысла жизни. Раньше человек находил истину в вере, в любви, в богатстве, в просвещении и саморазвитии, но жестокая правда вылезает наружу: смертного приговора никому не избежать. Таким образом, люди стали терять себя как личность и медленно, но верно приходить к выводу, что смысла нет. Экзистенциализм является философией, утверждающей о том, что в мире становится трудно не потерять себя. Сущность философии жизни и заключается в поиске своего предназначения, своего «я». Каждый должен обрести себя.

Философия экзистенциализма

Философия экзистенциализма насыщена основными понятиями, например, экзистенция (существование) и эссенция (сущность). Остановимся немного подробнее на главных определениях экзистенциализма, объясним их суть, и тогда будет легче пропустить через себя эту своеобразную философию.

  • Пограничное состояние – это ситуация, в которой человек почти смотрит смерти в лицо. Почему оно актуально для философии? Ведь именно в такие моменты личность прорывается наружу, и после острых, тяжело переносимых моментов, скрыться за повседневностью оказывается довольно трудным. Это сейчас, читая статью, мы можем задуматься о том, как бы поступили, испытывая трудности, а, окажись мы в ситуации, где остается время только на действия – тут мы и проявим себя. Было бы хорошо не оказываться в подобных пограничных ситуациях, ведь для примера таковых отлично подходит война или голодный обморок, способный разорвать существование человека с бытием. Однако жизнь преподносит людям неприятные сюрпризы под видом тех же аварий или терактов, и тогда большинство людей и проявляют себя – кто-то боится за свою жизнь и убегает, а кто-то может оказаться героем. Никто не знает наверняка, зато именно благодаря такому нелицеприятному состоянию, человек может отыскать свою ту самую эссенцию.
  • Эссенция – это, иными словами, сущность человека. Смысл есть у любого творения, хоть те же экзистенциалисты утверждают, что истина не дана человеку изначально. Это действительно так, не каждый из нас рожден с идентичной целью. У одного представителя, может, миссия — проявить себя в определенном миге, когда для другого истинным достижением будет являться совершенно противоположное. Себя человек и свою роль в мире может искать всю жизнь, и сущность свою проявить в абсолютно неожиданное время. Философия существования подчеркивает необходимость человека скорее познать свою эссенцию, ведь в предметах уже заложена своя сущность. Ручка была создана, чтобы ею писали, телефон – чтобы по нему звонить, а человек – зачем? Ответа нет, человек ищет его сам и найдет при проявлении своей сущности. Об этом мы поговорим немного подробнее, сначала разобравшись с остальными важными философскими определениями.
  • Экзистенция – это непосредственное существование человека. У человека первична экзистенция, то есть он уже существует, а зачем – ищет ответ для себя. Вся философия построена на обосновании существования людей, ведь, раз человек находится в этом мире, значит это для чего-то необходимо. Собственно, для эссенции, которую человек проявляет во время жизни, своего существования, своей экзистенции.
  • Абсурд – это не менее важный термин в философии экзистенциализма. Это слово уже не звучит в негативе, напротив, приобретает яркую окраску. Абсурд в искусстве приводит к изобилию смыслов, а в экзистенциализме, напротив, подчеркивает бессмыслицу в жизни. В том же «мифе о Сизифе» абсурдность существования встает на первый план, но к этому мы еще вернемся. Именно благодаря абсурду осуществляется разлад человеческого существования с окружающей действительностью.
  • Как отдельный термин вполне можно упомянуть экзистенциальную « тошноту ». Одноименный роман Сартра заинтриговывает таким странным названием. Прочитав его, мы уже понимаем, то самое непонятное чувство, испытываемое главным героем, это усиление ощущений с осознанием бытия. мы написали в отдельной статье.
  • Итак, центральная идея философии экзистенциализма становится понятной на примере обычного предмета, скажем, чашки. Ее создали специально для того, чтобы из нее пить, то есть ее существование оправдано и наполнено смыслом. Так можно сказать о любом предмете, поэтому главный герой романа Сартра «Тошнота» Антуан нервно реагирует на материальные вещи, в этом нам дается намек, что в каждом окружающем нас изделии уже заложена своя сущность. Возьмите в руки любую поделку и убедитесь в смысле ее существования, это работает со всем, кроме Божьего творения, – человека. Человек не был рожден со своей миссией сразу, он ищет свою сущность на протяжении жизни. Весь смысл экзистенциализма заложен в поисках истины. Характерная черта философии состоит в убеждении, что первоначального, заложенного кем-то смысла в бытие нет, но в то же время его можно найти самому в каждой мелочи. Это не обязательно вера, любовь, и что там еще провозглашали предыдущие эпохи? Предназначение человека может появиться в выборе рода деятельности, творчестве или в незначительном, на первый взгляд, мгновенье. Каждый из нас способен найти свой смысл существования, какая разница, какой, если конец в итоге один?

    Идея экзистенциализма заключается в том, что человек уникален, и его положение в мире важно и самоценно даже при столкновении с очевидностью смертельного исхода. Учения философии существования выдвигает жизнь человека с его проблемами и волнениями на первую позицию.

    Направления

    Жан-Поль Сартр, французский философ, разделил экзистенциализм на религиозный и атеистический . Если с религиозным экзистенциализмом выход кажется очевиднее: за всеми сущими явлениями стоит Бог, то атеистический загоняет человека в рамки. Дело уже явно не в вере, но в чем же тогда?

    Категории направления в философии можно распознать в выборе дальнейших действий человека после столкновения с абсурдностью существования. Философы XX века утвердили, что смысла нет, и это давит настолько, что многие решают покончить с экзистенцией – проще говоря, предпочитают найти выход в самоубийстве. Этот отчаянный шаг преподносится как признание бессмысленности бытия, однако философия не настолько мрачна, чтобы не предоставить другое решение.

    Отступление от правды – один из вероятных путей. Невозможность жить с осознанием бессмысленности может развить способность найти толк, например, в творчестве или в отдельно взятом мгновении. Почему смысл жизни не может быть в наслаждении летним днем или прочтении достойной книги? Может. Все может стать смыслом, это все индивидуально, нужно лишь проникнуться каждым моментом бесценной жизни.

    Характеристика экзистенциализма допускает еще один способ: принятие. Да, это сложно, жить и при этом понимать, что все идут к одному, но, несмотря на это, можно с этим смириться и более того, стать счастливым.

    Проблемы

  1. Проблема смысла жизни . Экзистенциализм нахлынул волной на Западную Европу и подтолкнул людей к размышлению о новом смысле жизни. Проблематика философии достаточно остра, ведь примириться с положением в обществе, когда окружает лишь безысходность, довольно непросто. Наилучший пример разъяснения философии существования – «миф о Сизифе» Альбера Камю, где в центре произведения находится герой, который обречен на вечное таскание камней на скалу снова и снова. Автор поднимает тему абсурда жизни, и так мы задаемся вопросом о ее бессмысленности в целом. Возвращаясь к выходам из затруднительного положения, читатель догадывается, что можно смириться и наслаждаться существованием назло однообразной реальности. После очередного подъема Сизиф вновь поднимает камень в гору, однако при этом он же может смотреть по сторонам и разглядеть что-то новое для самого себя – даже в этой цикличности есть смысл, неужели не найдется счастья для нас? Смысл жизни в самом процессе, в самом существовании человека. Герой Камю, например, счастлив тем, что сохранил свою гордость, за которую боги наказали его. Он хоть и терпит кару за дерзость по отношению к ним, но осознает, что остался верным своим убеждениям.
  2. Проблема выбора. Важнейшая особенность экзистенциализма в том, что человек ответственен за свой выбор. В пограничной ситуации он может проявить свою сущность. Как правило, такие ситуации – миг перед возможной смертью, к примеру, сражение на войне. В обычной жизни человек может лишь предполагать, как бы он поступил при какой-либо катастрофе, но все эти миражи разбиваются об жестокую реальность. Попав в беду, субъект не найдет времени размышлять, а сразу начнет действовать. Как – уже зависит от ответственности человека за все происходящее. Основная проблема экзистенциализма – выход личности из пограничной ситуации, так люди и проявляют свое геройство либо же, напротив, страх и трусость. Это момент истины, момент феноменального прозрения, когда личность выходит за рамки себя и своего рутинного опыта, открывая новые грани реальности.
  3. Проблемы философии экзистенциализма ярко отразились в литературе, но для понимания не обязательно браться за философское эссе. Такое художественное произведение, как « » Сартра, демонстрирует ступор личности перед ощущением своей ненужности в мире. Сейчас, конечно, психология на высоком уровне, и первый совет, настырно лезущий в голову — обратиться к специалисту, чтобы тот подсказал решение тоскующему персонажу, однако читатель столкнется еще и с противоречивой тягой к одиночеству, отгораживающей героя от общества. Антуан страдает от бессмысленности жизни и не хочет с ней примириться, поэтому для себя он видит выход в творчестве.
  4. Экзистенциализм также выдвигает проблему одиночества человека и проблему внутреннего выбора . Кроме того, в направлении философии значительное место занимает свобода, как способ самореализации. Путем воплощения своих возможностей можно справиться с существованием, и при этом каждый человек должен подлинно обрести себя. А именно – стать хозяином своей судьбы, быть свободным в первую очередь от окружающего социума.

Основные представители

  • Идейные истоки – Кьеркегор, Ницше, Шеллинг
  • Религиозный экзистенциализм – Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Мартин Бубер, Лев Шестов
  • Атеистический экзистенциализм – Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю

Основоположник экзистенциальной философии — датский писатель Сёрен Кьеркегор. Так же статус отца философии существования приписывают Фридриху Ницше, однако ни датский философ, ни автор теории о сверхчеловеке не употребляли сам термин «экзистенциализм», в отличие от представителя религиозного направления Карла Ясперса. Именно он первый вводит специальный научный термин для философии в своих работах.

Представители атеистического экзистенциализма, такие, как Жан-Поль Сартр и Мартин Хайдеггер, предполагали, даже, вернее сказать, настаивали на том, что смысл жизни человека состоит не в вере. Эта идея подчеркивается в произведении Альбера Камю « », когда главный герой повести Мерсо яростно выталкивает за двери священника, призывавшего довериться божественному промыслу. К слову, позиция персонажа совпадает с мировоззрением его создателя, французского писателя. Камю считает, что смысл бытия именно в принятии той самой бессмыслицы, поэтому его герой Мерсо принимает и смиряется с обстоятельствами, которые нельзя изменить. Конечно, в жизни вряд ли мы встретим такого правдивого и в то же время равнодушного человека, как Мерсо, но это лишь подтверждает мысль Камю о том, что он – не герой, а философская идея.

Симону де Бовуар, супругу разделившего философию на религиозный и атеистический экзистенциализм Сартра, правильно будет отнести к представителям атеистической философии существования. Из религиозных писателей-экзистенциалистов можно выделить отечественных представителей, например, Бердяева и Достоевского.

Экзистенциализм в литературе

Классикой экзистенциальной литературы являются произведения французских писателей, наиболее ярко отразивших себя в атеистическом направлении: и . Впрочем, в России так же найдутся книги, наполненные философскими рассуждениями. Пример вы можете найти в нашей статье ««.

Из Западной Европы экзистенциализм перебежал и в русскую культуру. Так называемый «философ свободы» Николай Александрович Бердяев исследовал направление в философии и анализировал состояние личности во время экзистенциального прозрения. Как и человек, так и вся Россия может оказаться в пограничной ситуации и переродиться благодаря тем же социальным катастрофам. Бердяев так же говорит об актуальности творчества и надежде человека на спасение в вере в Бога. Помощь благодаря религии воспевается и в творчестве Достоевского, ведь, если мы вспомним тех же «одного поля ягод» — Раскольникова и Свидригайлова, то вывод напрашивается сам собой: потеряв веру во Всевышнего, человек может потерять и самого себя. .

Экзистенциальные персонажи — это не только противоречивый Мерсо Камю и тоскующий Антуан Сартра, ведь даже покопавшись в русской классике, мы попадем в точку, обратив свое внимание на того же Евгения Онегина. Героя одноименного романа так же можно назвать экзистенциалистом: ему скучно, ему все надоело, он ищет свое место в жизни, но не находит его. Примеры экзистенциальной литературы вы можете найти на нашем сайте в статьях: , .

Современный экзистенциализм

Несмотря на свое уже относительно давнее появление, экзистенциализм актуален и в нынешнее время. Люди задумывались, и будут задумываться о смысле бытия, именно поэтому они ищут варианты, порой опираясь на новые версии. Если вспомнить причины возникновения экзистенциализма, то можно понять, почему развитие направления в философии вполне объяснимо. Человек стал бессилен перед техническим прогрессом. Живя в «продвинутом», постоянно изменяющемся мире, волей-неволей будешь задумываться, в чем же твое предназначение, ведь новые гаджеты шаг за шагом обгоняют тебя в развитии. К сожалению, нет никаких гарантий, что каждый из нас будет находиться вне конфликтных психологических ситуаций. Было бы отлично, если бы обстоятельства, пробуждающие метафизическую «тошноту», приводили нас сразу к ответу на извечный вопрос, однако, возможно, каждый человек должен пройти свой путь становления личности. Именно поэтому экзистенциализм можно назвать современной философией, возникшей в начале XX века.

Представители современного экзистенциализма:

  • А.Глюксман,
  • Л.Альтюссер,
  • М.Герен,
  • Ж.Деррида,
  • М.Фуко
  • Р.Барт,
  • Ж.Делез,
  • Ж.-Ф.Льотар
  • У. Эко
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Другим важным направлением русской философии зарубежья был экзистенциализм. У истоков этого направления находится Николай Александрович Бердяев (1874-1950) - профессор философии Московского университета. Его первая книга «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском» 1901 г. отразила увлечение марксизмом как методологией социального анализа, которую он пытался соединить с неокантианской этикой. В 1905-1906 гг. он принимает активное участие в организации Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева. В 1922 г. вместе с большой группой выдающихся философов, писателей, ученых он был выслан из страны. За рубежом вышли лучшие книги Бердяева, создавшие ему славу: «Философия свободного духа», «О назначении человека», «Русская идея», «Философия неравенства». В своей философии Бердяев не стремится к точной фактологии, но обладает способностью интеллектуально вдохновлить своих читателей. Главные философские проблемы, которые всегда его волновали, - свобода человека, смысл его существования и творчества.

Согласно Бердяеву, личность - есть реальность духовная. Проблема смысла существования человека заключается в том, что он находится на пересечении двух миров и сознает себя одновременно принадлежащим миру Божественному и природному. Природа есть иерархия живых существ, и судьба человека во многом зависит от судьбы природы, космоса. Задача религиозного сознания в том, чтобы раскрыть христологическое сознание человека. Личность, по Бердяеву, есть не субстанция, а творческий акт, она есть сопротивление, борьба над «тяжестью мира, торжество свободы над рабством». Личность уникальна, поэтому любое всеобщее - государство, наука, культура и даже общий нравственный закон - могут стать препятствием для формирования личностного сознания. Только преодолевая эти формы бытия, человек может обрести свое уникальное бытие. Важнейшей характеристикой подлинного бытия человека является свобода как «безосновная» реальность. Конкретизируя, он разделяет свободу на негативную и позитивную. Первая свобода - свобода в грехе, это дьявольская свобода отрицания. Вторая - свобода божественная, которая проявляется в творчестве. Содержанием положительной свободы являются любовь и истина, воплощенные в образе Христа. Человек рассматривается Бердяевым не только как творец мира, но в известном смысле и как творец самого себя. В этом состоит внутреннее единство Бога и человека. Задача творчества - потрясение и подъем всего человеческого чувства, одухотворение самой жизни. Идеалом подлинного общества является духовный союз людей, где присутствуют индивидуализм и свобода, они утверждаются, по словам философа, в коммунитаризме, преодолевающем принудительно-тоталитарные режимы.

Бердяев предлагает свое понимание Русской идеи. Он убежден в том, что Россия предрасположена к решению эсхатологических задач, и она поставлена в мире как великий «Восток-Запад», составляющий узел всемирной истории, заключающий в себе возможность решения всех мировых проблем. Культура, по его мнению, перестает быть европейской и становится всемирной. Европа вынуждена отказаться от монополии своей культурной роли. Поэтому Россия получает свой шанс стать центром мировой культуры. Главной отличительной чертой Русской идеи, по Бердяеву, является религиозный мессианизм, наполняющий глубоким содержанием все стороны жизни общества, его историю, сознание, культуру. Русская душа, пишет он, представляет собой сочетание разнородных сущностных начал: «неисчислимого количества тезисов и антитезисов» - свободы и порабо- щенности, революционности и консерватизма, новаторства и инертности, предприимчивости и лени.

Ярким представителем философии экзистенциализма был Лев Исаакович Шестов (1866-1938). Завершил он высшее образование в Киеве. В 1920 г. Шестов эмигрирует из России и поселяется в Париже. Сочинения: «Добро и зло в учении гр. Толстого и Фр. Ницше», «Достоевский и Ницше. Философия трагедии» и «Апофеоз беспочвенности». Предмет его философии - поиск реальности, основанный на экзистенциальном прочтении Библии. Реальное для Шестова - бездонное, тайное, неведомое, неслыханное, неожиданное, всевозможное, всегда иное, обитающее скорее уж во временном, единичном, случайном, не принятом в расчет с точки зрения вечности. По его мнению, бытие не может быть познано рациональной философией и раскрывается только верой - «вторым измерением мышления». Если вера предполагает личную свободу и отвагу, то истины разума требуют слепого повиновения безличной необходимости. Шестов продолжает экзистенциальные исследования Плотина, Б. Паскаля, С. Кьеркегора в своем отрицании духа рационализма и приходит к тезису о том, что экзистенциальная философия устремлена к Богу, для которого все возможно. Эта философии открывает, что Бог ни к чему не принуждает, что его истина ни на кого не нападает и сама ничем не защищена, что Бог сам свободен и сотворил человека таким же свободным, как и он. Но непобедимое вожделение падшего человека больше всего боится божественной свободы и стремится к всеобщим и необходимым истинам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "санкт-петербургский государственный экономический университет"

Кафедра экономической теории и мировой экономики

Р еферат

" Экзистенциализм в России "

Выполнил: студент Давыдов Максим Сергеевич

Научный руководитель: Веричева Ксения Валерьевна

Санкт-Петербург 2015

Определение экзистенциализма.

Стоит начать с определения такого, казалось бы, сложного на первый взгляд философского течения, как экзистенциализм. Экзистенциализм, или "философия существования" сформировался в XIX веке. Стал наиболее выраженным в Европе, в годы первой мировой войны, когда человеческое существование подверглось трагедии и катастрофе, которое и отразилось на идеях о дальнейшем существовании общества и человека в целом. Особенность экзистенциализма в том, что он концентрирует свое внимание на уникальности бытия человека, и делает акцент на преодоление человеком собственной сущности. В начале I мировой войны экзистенциализм появился в России, немногим позже и в Европе.

Виднейшие представители в России.

Данное философское направление занимало немаловажную часть в Российской философии. Я хочу отметить двух "гигантов" русского экзистенциализма: Николая Бердяева и Льва Шестова. Скажу сразу, что их идеи хотя и подлежали одному течению, но общего в них было мало. Более того, каждый из них шел своим философским путем, часто критически относясь к философскому творчеству собрата по лагерю экзистенциализма.

Бердяев характеризует свое творчество как "борьбу за личность". Он призывает каждого раскрыться не в мире объективации, т. е. общества, которое накладывает на человека узы несвободы, а реализовать себя в трансцендировании. Ведь "этот путь лежит в глубине существования, на этом пути происходят экзистенциальные встречи с Богом, с другим человеком, с внутренним существованием мира". Этот путь труден, но необходим. Ведь только так рождается подлинно ценная личность. В этом подчеркивании ценности личности Бердяев раскрывает глубину христианского персонализма, и в этой глубине видно разительное отличие христианского отношения к человеку от восточного и, особенно, буддийского. В буддизме жизнь рассматривается как страдание, источником этого страдания является иллюзия человеческой личности, понятой как эгоистическое стремление жить, самоутверждаясь за счет других. "Жизнь - это страдание", - утверждает восточное мировоззрение. Кажется, что и Бердяев пишет то же самое. Он утверждает, что личность есть боль, потому что борьба за личность всегда приносит страдание: "Самоосуществление личности предполагает сопротивление, требует борьбы против порабощающей власти мира, несогласия на конформизм с миром". Но этого страдания не нужно избегать, так как только через него может произойти прорыв к подлинной жизни, жизни в Духе. Всякий путь к свободе труден: "Боль в человеческом мире есть порождение личности, ее борьбы за свой образ". Ведь, как подчеркивает философ, "свобода порождает страдание", а "согласие на рабство уменьшает боль". Если буддизм в личном начале видит только источник бессмысленных и бесконечных страданий, то в философии Бердяева раскрытие личного начала человека ведет из мира объективации (мира вещей) через страдание к подлинному бытию в Боге. Не абстрактные идеи и отвлеченные ценности составляют существо духовного мира, а живые личности в их конкретности и неповторимости. "Торжество духовного начала, - пишет философ - означает не подчинение человека универсуму, а раскрытие универсума в личности". Бердяев последовательно отвергает механическую подчиненность личности закону причинности. Подлинный духовный мир - это мир свободы.

Лев Шестов был удивительно одинок в своих философских исканиях. И хотя религиозно-философские темы были определяющими в его творчестве философа-эссеиста, он не причислял себя к какой-либо определенной конфессии и не стремился продолжить какое-либо философское направление. Его вдохновляла Библия, как Ветхий, так и Новый Завет. Как философ он иронически относился ко всем предшественниками. Он стремился к свободе духа настолько сильно, что даже Бердяев казался ему слишком умозрительным. Шестов критиковал любые попытки рационального отношения к Богу. Им философ противопоставлял личностный, жизненный, экзистенциальный путь веры. Он отвергает обыденную схему внешнего мирового бытия, навязанную человеческой личности наукой, рационалистической философией и здравым смыслом. Шестов бросает вызов абсолютизации разума, который, по его мнению, ведет к абсолютной глупости. Во имя разума, как считает Шестов, люди отвергают свободу, во имя спокойствия - отвергают Бога. Но тогда мир скатывается в рациональную глупость и, что хуже того, в царство судьбы-необходимости. В этом и состоит, по Шестову, грехопадение человека: человек предпочел рабство разуму и отверг свободу в Боге. Сократ, Аристотель, Гегель, Маркс и другие мыслители лишь выразители этой победы разума. Шестов говорит о бесплодности подобной философии для религии. Попытки рационализировать религию обречены на неудачу: связав свою судьбу с этой философией, человек неминуемо теряет Бога. Когда философ пытается логически осмыслить предельные вопросы бытия, он замыкает себя в тесной клетке собственного со - знания. Шестов пишет: "Можно спросить (иной раз, как у Иова, необходимо спросить): откуда зло? Но отвечать на этот вопрос нельзя. И лишь тогда, когда философы поймут, что ни на тот вопрос, ни на многие другие вопросы нельзя отвечать, они узнают, что не всегда вопросы ставятся затем, чтобы на них давались ответы, что есть вопросы, весь смысл которых в том, что они не допускают ответов, ибо ответы их убивают". Именно такая иррациональная позиция позволила Шестову по-новому взглянуть на давние мировоззренческие проблемы.

Экзистенциализм Ф.М. Достоевского. (Рассмотрим на конкретном произведении).

Достоевский писатель, рассматривающий больные аспекты современного для него общества. Его взгляды ярко показываются в романе "Преступление и наказание", который был задуман Ф.М. Достоевским на каторге. Тогда он называл его "Пьяненькие", но постепенно смысл романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления". Ф.М. Достоевский в письме издателю М.Н. Каткову описывает сюжет будущего произведения так: "Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности, …поддавшись некоторым странным неоконченным идеям…, решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху…" В этом письме Ф.М. Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: "студент, живущий в крайней бедности" и "поддавшись некоторым странным неоконченным идеям". Именно эти два высказывания являются основополагающими для понимания причинно-следственной связи романа. Ф.М. Достоевский не описывает нравственного воскрешения героя, потому что этот роман не о том. Задача была в тот, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея даже если она преступная. Идея главного героя о праве сильного человека на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию. За многолетнюю историю исследования Ф.М. Достоевского многие называли его творчество "прелюдией" к экзистенциализму. Кто-то считал его работы экзистенциальными, но самого Ф.М. Достоевского не экзистенциалистом. Мы согласимся в том, что ни одну идею, имеющуюся у Ф.М. Достоевского, нельзя рассматривать как окончательную. Ф.М. Достоевский - диалектик, он показывает взаимодействие различных идей. Каждому высказыванию у писателя имеется свой антитезис. философский экзистенциализм бытие

Проблемы, которые поднимает данное философское направление

Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзистенциализма имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию. Хотя бытие вещей совершенно непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существо. Но это существо нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: "существо есть то, что никогда не становится объектом", ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны. Экзистенциализм - это философия, единственный предмет которой - человеческое существование, точнее переживание существования. Среди всех способов бытия существования экзистенциалисты ищут такой, в котором существо раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете, это страх перед смертью.

"Современная философия, как и в прошлые времена, занята бытием"- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой логический анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него. Противопоставляя науку философии, говоря, что наука занимается сущим, а философия - бытием. Наука рассматривает человек как объект, и обезличивание его. Последнее постигается не опосредовано через рассудочное мышление, а непосредственно открываясь человеку через его экзистенцию.

Экзистенция представляет собой центральное ядро человеческого мозга, благодаря чему я выступает не как отдельный мыслящий индивид и не как мыслящее всеобщее, а как отдельная неповторимая личность. Экзистенция не сущность человека, а открытая возможность. Важнейшее определение экзистенциализма - ее необъективируемость. Можно объективировать способности и знания через материальный мир, рассматривать психические акты и деятельность, единственное, что неподвластно объектировани - экзистенциализм. В обыденной жизни человек не осознает экзистенциальность, для этого ему надо оказаться в пограничной ситуации. Обретая себя через экзистенциализм, человек обретает свободу.

Свобода. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Человек - это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода.

Однако свободу понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающееся выражению в понятиях, иррациональное. Это внутренне состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Такая свобода, противопоставленная необходимости и отрешенная от общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора отношения к окружающей действительности. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. "Человек осужден быть свободным" свобода есть мучительная необходимость.

Характерной чертой человеческого существа является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие, навязывая личности трафаретные вкусы, нравы и взгляды. Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем, он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое существование. Каждый умирает в одиночку.

Заключение

Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. Центральным понятием учения является экзистенция - человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире. Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный мир" личности. Если человек не свободен, если человек в своих действиях постоянно детерминирован, предопределен какими-либо духовными или материальными факторами, то он, по экзистенциализму, не отвечает за свои действия. Но если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит он в ответе и за последствия своих действий. Учение экзистенциализма носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. С уходом из жизни основных представителей этого течения влияние экзистенциализма ослабло. Но его основные идеи были освоены другими направлениями современной философии.

Список использованной ли тературы

1. Грицанов А.А. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

2. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание / Вступ. ст. Г. Фридлендера; Прим. Г. Коган. М.: Художественная литература, 1978. - 463 с.

3. Достоевский Ф.М. Статьи и заметки, 1862-1865. Полное собр.соч.: В 30ти т. Т. 20. Л., 1984.

4. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. - 639 с.

5. Религиозно-философская культура России - Д.В. Долгушин

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экзистенциализм как особое направление в философии, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека. Вклад в глубокое понимание духовной жизни человека Альбер Камю. Борьба человека за обретение свободы через несчастья и их преодоление.

    эссе , добавлен 27.05.2014

    Сущность и теоретические истоки экзистенциализма, предмет и особенности исследования данного философского течения, история его распространения и направления изучения ярких представителей. Пути разрешения глобальных проблем принципами экзистенциализма.

    реферат , добавлен 06.01.2014

    Уникальность человеческого бытия. Идейные истоки экзистенциализма. Религиозный и атеистический экзистенциализм. Философия Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера, Жана-Поля Сартра, Альбера Камю и Габриэля Марселя. Немецкий и французский экзистенциализм.

    реферат , добавлен 10.10.2011

    Экзистенциализм - крупнейшее направление философии XX века. Особенности возникновения и сущность, основные черты, понятия, концепции. Французский экзистенциализм как гуманистическое философское учение о противопоставлении человека и остального мира.

    реферат , добавлен 24.04.2009

    Размышление Паскаля о трагическом одиночестве человека во Вселенной. Экзистенциализм как философское направление, подчеркивающее неповторимость человеческой жизни, уникальность его существования. Осмысление существования человека в пограничных ситуациях.

    реферат , добавлен 10.03.2012

    Понятие и разновидности экзистенциализма: религиозный и атеистический, его гуманизм. Определение сущности человека экзистенциалистами, субъективная трактовка. Характеристика основных экзистенциалов Сартром: тревога, заброшенность, отчаяние человека.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Характеристика экзистенциализма. Социальное и индивидуальное бытие. Секулярный и трансцендентный экзистенциализм. Проблема свободы и ответственности. Представители философии экзистенциализма: Серен Кьеркегор, Хайдеггер Мартин, Ясперс Карл, Сартр Жан-Поль.

    реферат , добавлен 27.06.2008

    Экзистенциализм, или философия существования. Экзистенциализм о существовании человека в мире. Экзистенциальное понимание свободы в философии Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н.А. Бердяева, М. Бубера. Экзистенциализм о смысле жизни человека.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2008

    Основные направления развития философии XX-го века. Формирование экзистенциализма в первой половине XX века. Проблема поиска смысла жизни человека, постижения ее сущности. Свобода глазами экзистенциалистов. Религиозный и атеистический экзистенциализм.

    презентация , добавлен 19.12.2016

    Экзистенциалистская философия, её сущность и содержание. Идейные истоки экзистенциализма, причины возникновения. Экзистенциализм Жана Поля Сартра. Философия Карла Ясперса, С. Кьеркегора, А. Камю, Г. Марселя. Религиозный и атеистический экзистенциализм.