Соборная церковь богоматери, брюгге. Церковь богоматери Церковь св. Вальбурги

  • Адрес: Mariastraat, 8000 Brugge, Бельгия
  • Телефон: +32 50 34 53 14
  • Высота: 116 м
  • Материал: кирпич
  • Архитектурный стиль: Готическая архитектура
  • Дата основания: 12-13 в.

Является своеобразной сокровищницей, в которой спрятаны удивительные и интересные архитектурные объекты. Несмотря на небольшие размеры, в этом городе буквально на каждом шагу открыты музеи, памятники архитектуры и истории. Прогуливаясь по Брюгге, невозможно не заметить одну из его главных – церковь Богоматери.

Архитектурный стиль

Храм представляет собой архитектурный комплекс, состоящий из нескольких сооружений. Перед тем как предстать перед публикой в своем нынешнем виде, церковь прошла долгое и мучительное строительство. Сегодня это самое высокое сооружение в . Ее 45-метровый шпиль будто вонзается в открытое фламандское небо. Это здание, высота которого составляет более 120 метров, не может не выделяться на фоне других исторических сооружений города.

При входе в Церковь Богоматери в Брюгге можно встретить двухметровые фигуры двенадцати апостолов, а также фигуру женщины, которая олицетворяет собой Веру и Благую Весть. Раннеготический центральный неф возвышается над боковыми нефами и венчается крестообразным сводом. Западная часть храма является точной копией церкви в . Она также выполнена из голубого камня. Пять арок и трехсторонняя апсида венчают собой основной алтарь, который украшен асимметричными пилястрами, колоннами и узорчатыми капителями.

Главные достопримечательности церкви

Церковь Богоматери в Брюгге уникальна не только тем, что сочетает в себе готический и романский стиль. Она, прежде всего, известна тем, что здесь хранится скульптура «Дева Мария с младенцем», которая была создана руками самого Микеланджело. Скульптура была сотворена в 1505 году и считается единственной работой, которая была вывезена из Италии еще при жизни Микеланджело. Изначально она создавалась для Сиенской церкви, но автор продал ее неизвестному купцу, который и подарил ее церкви Богоматери в Брюгге. Во времена Французской революции и немецкой оккупации статуя была похищена, но оба раза возвращалась назад.

Другой достопримечательностью, или можно сказать реликвией, Церкви Богоматери в Брюгге являются два саркофага с красивейшими надгробиями. В одном из них покоится последний бургундский правитель Карл Смелый, а во втором – его дочь Мария. Мария прожила короткую, но счастливую жизнь. Она была супругой Максимилиана I Габсбурга, который называл ее самой красивой женщиной в мире. Помимо этих реликвий, в храме хранятся останки известных священнослужителей:

  • епископа Майнца;
  • Хилариуса;
  • Киробальдуса.
Как добраться?

Церковь Богоматери находится на улице Mariastraat между двумя другими улицами Брюгге - O.-L.-Vrouwekerkhof-Zuid и Guido Gezelleplein. Рядом с ней открыт музей Пикассо. Всего 68 м от церкви расположена автобусная остановка Brugge O.L.V. Kerk, до которой можно доехать по маршруту № 1, 6, 11, 12 и 16.

Церковь Богоматери в Брюгге – это одна из самых внушительных готических церквей Бельгии, построенная в XIV – XVвв., с остроконечной кирпичной крышей, высотой 122 м, где находится смотровая площадка с видом на город.

Собор Богоматери за годы своего строительства вобрал в себя разные архитектурные стили, что характерно для фламандских церквей, возведенных до второй половины XVI в. Внешняя готика церкви гармонично сочетается с внутренним интерьером в стиле барокко с элементами рококо и романского стиля. Массивная дубовая кафедра с резной балюстрадой отделена от мраморных хоров изящными коваными воротами, под которыми возвышается орган. В центр находится распятие XVI в. В Соборе много произведений искусства, среди которых можно увидеть работу Микеланджело Буонаротти – “Мадонна с младенцем”, выполненная из мрамора – одно из самых красивых изваяний на земле. Только гений смог отразить в камне боль матери - изображение на прекрасном женском лице.

Церковный клирос украшают великолепие полотна Рубенса, а два саркофага, принадлежащие бургундскому королю Карлу Смелому и его дочери Марии являются самыми роскошными в Европе.

Сергей, ты самый ужасный тревел-блогер в мире. Почему ты не назвал свой рассказ о прогулке по Брюгге "Сказочный город", "Северная Венеция" или хотя бы "Залечь на дно"? Может, тебе еще и Брюгге не понравился?
- Уважаемый читатель, я уже успел побывать в Венеции, Эльзасе и Порту. Я люблю эти места. Если бы я вырос на ферме, Брюгге мог бы произвести на меня впечатление, но так как этого не произошло, то и у Брюгге ни черта не получается.

Конечно, конечно, в моей вольной цитате из популярного фильма о Брюгге я сильно утрирую. Брюгге прекрасен и готичен, гулять по нему - сплошное удовольствие и восторг. Но доля правды в этом воображаемом диалоге все-таки есть. Видимо, я, действительно, слегка очерствел за время своих поездок по Европе, поэтому, сразу предупреждаю, в моих рассказах не будет пышных эпитетов, розовых соплей и сказочных единорогов. В общем, давайте просто спокойно и без истерик прогуляемся по Брюгге и посмотрим на его основные достопримечательности.

В первой части пройдемся от вокзала до Рыночной площади. Маршрут прогулки я изобразил на своей карте достопримечательностей Брюгге.

Напомню, что своей базой для поездок по Бельгии мы выбрали . В Брюгге выбрались на один день, и сразу скажу, что этого времени будет на город недостаточно. Да, мы успели обойти практически весь исторический центр, но вот на музеи времени уже не хватило, а они тут более чем достойные. К тому же допускаю, что если я переночевал бы и больше пил пива в Брюгге, то и впечатление от города было бы гораздо сильнее. Поэтому рекомендую остаться тут на пару дней, скучно не будет.

Итак, мы приехали в Брюгге на поезде из , дорога у меня не отложилась, добраться сюда из Гента или Брюсселя элементарно. Здание вокзала Брюгге показалось очень скромным, в Генте круче, а тем более не сравнить с фантастическим вокзалом Антверпена.

Семь (!) светофоров на маленьком пятачке у вокзала. Пожалуй, я такой концентрации еще нигде не видел.

Первой достопримечательностью стала Пороховая башня 15-го века. Мост, который оккупировали туристы, кстати, тоже исторический.

А вот и разгадка откуда на мосту столько туристов. От него открывается живописный вид на озеро Любви (Minnewater) . Зная мрачный нрав народов северной части Европы, я решил, что тут кто-то наверняка утопился, и был почти прав.

Девушка Минна была влюблена в воина Стромберга, по какой-то неведомой причине она скрывала свой выбор от отца. К несчастью началась война, и Стромберг отправился воевать. Отец Минны старый моряк, чувствовал, что скоро отправиться в могилу и решил устроить будущее дочери. Надеясь, что со временем она сможет переубедить отца, Минна тянула время, не соглашаясь на брак. Но терпению старого моряка пришел конец, и он заявил, что после третьего восхода солнца брак будет заключен.

Минна решила сбежать из дома, чтобы дождаться Стромберга и все это время шлялась по лесам. Когда воин вернулся и нашел девушку в лесу (видимо, не слишком тщательно пряталась), она уже была на последнем издыхании и умерла на руках Стромберга. Все это произошло на том самом месте, где сейчас стоит Пороховая башня. Воин решил устроить для своей возлюбленной оригинальную могилу, он перегородил речку, положил в могилу в пересохшем русле тело Минны и снова пустил воду. Так образовалось озеро Любви.

Дальше путеводитель рекомендует поклясться своей избраннице в любви на мосту у озера Минневотер, якобы такая клятва будет вечной и нерушимой. Не уверен, что мост у Пороховой башни тот самый, где надо это делать, но мне было все равно не актуально, т.к. я путешествовал со своим товарищем.

На берега озера выходят несколько интересных зданий. Например, неоготический замок de la Faille, принадлежавший богатому голландскому семейству.

Озеро Любви имеет искусственное происхождение, по сути это запруда. Плотина, регулирующая уровень воды находится на месте этого домика Sashuis .

Sashuis - буквально в переводе с голландского запорный дом.

Рядом с озером разбит одноименный Minnewater парк .

К паркам я равнодушен, поэтому пошел по противоположному берегу, откуда выглядывали внушительные кирпичные строения.

Моей следующей целью был Бегинаж Брюгге. Пару минут по прекрасной аллее на берегу озера Любви.

И вот уже из-за стены начинают выглядывать домики Бегинажа.

Бегинаж в Брюгге относится к 13-му веку, хотя из строений этого времени уцелел только портал церкви. Территория Бегинажа окружена стенами и рвом из воды, что делает это место обособленным от мира. Бегинок часто ошибочно принимают за монахинь. Это не совсем так. Они - уединенные женщины, которые являются членами свободной общины. В отличие от настоящих монахинь, бегинки не дают монашеских обетов: могут в любой момент покинуть общину, возвратиться к мирской жизни и выйти замуж, могут иметь собственные доходы и недвижимость. Сегодня на территории Бегинажа живут бенидиктинские монахини и одинокие женщины.

На мосту перед входом в Бегинаж Брюгге находится ориентир, отмечающий границу между городом и Бегинажем. Это наглядно иллюстрирует его автономию. Надпись Sauve Garde над входными воротами говорит о праве убежища на этой территории. Название бегинажа “Ten Wijngaerde” переводится как "В Винограднике" и указывает на Виноградник Господень.

Бегинаж не слишком популярен у туристов, все сразу бегут с вокзала на Рыночную площадь, поэтому тут довольно спокойно и расслабленно.

Как это я умудрился еше не написать про лебедей Брюгге? Тоже своего рода достопримечательность города. Про них даже есть своя (псевдо?) историческая легенда. Когда в 15-м веке Максимилиан Австрийский прибыл в Брюгге с целью подавить бунт, он был взят в плен, а его советник, Питер Ланхалс, обезглавлен. Максимилиан после своего освобождения и возвращения к власти решил наказать людей Брюгге и увековечить память о своем советнике. А так как Ланхалс переводится как длинношеий , то остроумный Максимилиан, обязал жителей Брюгге вечно разводить длинные шеи , т.е. лебедей на каналах города.

Что-же, Бегинаж хорошо, но пора двигать к следующей достопримечательности шпиль, которой торчит из-за деревьев и крыш домов. Пока мы на самом юге Брюгге и до центра надо еще изрядно пройтись пешком.

В соседних с Бегинажем кафе с различной степенью фривольности обыгрывается тема монашек.

Фонтан-поилка для лошадей имеет форму... лошади.

В Брюгге я снова включил свой . Многие улицы прекрасны сами по себе, поэтому хочется представить себя машинкой гугл, которая катается по улицам и каждый метр делает снимок.

По дороге к центру попалась красивая площадь Walplein . Когда-то здесь проходила городская стена, но со времен 12-го века город значительно вырос. на площади много кафешек и баров с крафтовым пивом. Если я не ошибаюсь, тут даже есть несколько известных среди любителей пива заведений с собственными пивоварнями, De Halve Maan, например. Но время еще было раннее, и я пока не был готов употреблять.

На площади находится одна из самых дурацких скульптур Брюгге. Скульптура назвается Зевс, Леда, Прометей и Пегас посещают Брюгге . Зевс изображен в виде лебедя (вспоминаем легенды про Зевса и про ледебей Брюгге), правда, на моем фото его заслонила голая ляжка Леды.

И, снова немного "гугл-панорам".

На снимке ниже вполне себе нормальная улица, а не какой-то проход или тупик. Такой Брюгге мне нравится!

На канал выходит внушительное здание госпиталя Синт Ян . Построенный для немощных горожан и паломников, госпиталь до сих пор служит своей цели и управляется сестрами Августинками, большинство из которых получили образование сестер милосердия. Внутренний двор * оставляет приятное и умиротворяющее впечатление, также как и интерьер здания, с его длинными выбеленными коридорами и великолепной дубовой мебелью. Внутри находится мощный музей с экспозицией лучших картин Ханса Мемлинга, великого художника родившегося году и жившего в Брюгге в 15-м веке. Увы, с музеями в этот раз не сложилось, в первую очередь хотелось успеть погулять по городу.

В паре шагов от госпиталя находится еще более эффектное здание - церковь Богоматери . Колокольня церкви - одна из главный доминант Брюгге, его высота 122 метра, это второе по высоте кирпичное здание в мире. Ну, офигеть просто, особенно с учетом, что это чуть ли не 12-й век.

При первой же возможности, после обязательной экскурсионной программы в бельгийском городе Брюгге , мы направились именно сюда, в церковь Богоматери, где находится самая главная достопримечательность этого удивительного города, самого по себе похожего на шкатулку с драгоценностями. Вот внутри одного из главных отделений этой шкатулки мы и оказались…

Церковь Богоматери в Брюгге (или Собор Нотр-Дам) - одно из самых романтических и привлекательных зданий города. Кирпичная башня высотой 122,3 метра была построена между 1250 и 1440 годами. Высокие кирпичные ниши и слепые окна сглаживают ее огромные размеры и делают элегантной. Квадратное основание башни построено на врытых глубоко в землю сваях, а ее восемь контрфорсов поддерживают увенчанный золотой короной 45 метровый шпиль. Это одна из самых высоких башен в городе, вместе с башней собора Спасителя (80 м) и Белфортом (83 м).

Многие из горожан принадлежали к приходу церкви Святого Мартина, поместья Sijsele, находившейся под патронажем собрания каноников голландского города Утрехт, поместье Sijsele находилось слишком далеко, и было принято решение о строительстве новой церкви, которая и стала нынешней Церковью Богоматери. Первая церковь, построенная на месте современной, датируется второй половиной девятого века. Об этом свидетельствует булла папы Григория VII 1075 года, в которой отмечено, что церковь Богоматери 200 лет находилась под управлением собрания каноников Святого Мартина в Брюгге.

Археологические исследования, проведенные в 1979 году, подтвердили существование дома молитв на месте алтаря церкви. Строительство романской церкви с тремя нефами было начато при поддержке графа Фландрии Карла Доброго (1085-1127) примерно в 1100 году. В 1091 году церковь становится соборной, со своим собственным собранием каноников.

По бокам на колоннах вдоль главного прохода нефа стоят двухметровые статуи Двенадцати Апостолов. Женская фигура, сидящая на глобусе великолепной резной кафедры, символизирует веру и возвещает Благую Весть миру.

Церковь является своего рода музеем, в ней собрана великолепная коллекция сакральной живописи (полотна Зегерса (Zegers), де Крайера (de Crayer), ван Оста (van Oost), Э. Квеллина (E. Quellyn)), скульптуры и многочисленные реликвии.

Престиж церкви вырос благодаря приобретению реликвий высоко почитаемых святых . Среди них останки Святого Бонифация, епископа Майнца, убитого вместе со своими спутниками в июне 754 года у фрисландского города Доккум. Церковь Богоматери также получила реликвии двух его товарищей: Хилариуса и Киробальдуса.

Но сюда, в этот Собор мы пришли не для того, чтобы походить и полюбоваться на все эти реликвии, а ради той, равной которой нет нигде в мире…

За мощными стенами церкви Богоматери хранится одна из самых красивых скульптур на земле – знаменитая «Дева Мария с младенцем», созданная великим Микеланджело в 1505 году и ставшая единственной работой автора, покинувшей Италию при жизни творца. Высота мраморной скульптуры 128 см. Необыкновенно красивая женщина, на лице которой читается боль матери. Матери, знающей о том, что её любимому сыну через несколько лет предстоит в страшных муках искупить грехи человечества. Воистину, только гений способен создать столько эмоций на глыбе ледяного мрамора.

Я, вообще очень далёкая от религии и посещающая церкви и соборы как здания и источники вдохновения, была поражена той силой духа, которая исходила от этой скульптуры , казалось, место настолько намолено, что достаточно прикоснуться к ней - и она оживёт, встряхнётся от векового сна, прижмёт к себе покрепче сына…

В 1116 году церковь была повреждена огнем, который опустошил большую часть города.
В 1210-30 гг. на месте старой романской церкви начались работы по строительству новой церкви в стиле ”шельдская готика”.
На протяжении веков церковь многократно достраивалась и перестраивалась.
Шторм 1711 года оторвал крест и водостоки от главной башни.
После Французской революции в 1789 году, здание было выставлено на торги и выкуплено своими собственными прихoжанами.

Вторые по значимости реликвии церкви — два саркофага с великолепными надгробиями последним бургундским правителям из рода Валуа – Карлу Смелому и его дочери Марии, в правлении которой Брюгге достиг пика своего величия. Пышная чеканная бронза генеалогического древа, гербы, узоры на черном мраморе, сами фигуры, лежащие в нарочито традиционных позах готических надгробных скульптур, - это внушает пиетет и погружает в размышление.

Черный мрамор и золотистая бронза надгробия Марии , сделанного в конце XV столетия брюссельским ювелиром Пьером де Бакер, кажется реквиемом «золотому веку» бургундских герцогов. Великолепны эти надгробия, именно великолепны, более внушительны, нежели красивы.

Смерть Марии , дочери Карла Смелого, последней представительницы Бургундской династии, значила для Брюгге и для фламандцев гораздо больше, чем просто смерть государыни. Фламандцы не были великими приверженцами герцогской власти, но бургундская династия была символом относительной самостоятельности Фландрии, с ней связан был расцвет городов. Марии было 25 лет, она погибла на охоте, упав с лошади. Максимилиан вскоре женился вновь - на Бланке, дочери герцога миланского Сфорца; чужеземная власть совпала с упадком страны.

Надгробие герцогу сделано полувеком позже: по желанию Карла V, останки Карла Смелого (его прадеда) были перенесены из Нанси в Брюгге. Филипп II заказал антверпенскому скульптору Ионгхелинку надгробие, почти повторяющее гробницу Марии. Это просто откровенная стилизация, но удачная и, без сомнения, эффектная; и обе гробницы в полумраке капеллы-мавзолея кажутся скорбным и драгоценным памятником не людям, но эпохе.

Как обычно, под полом находятся захоронения , некоторые вскрыты и выставлены на обозрение камеры 14 века.

Грех жаловаться!

Церковь Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwekerk, она же - Нотр-Дам в Брюгге) - готический Храм со второй в Бельгии по высоте башней (122 метра; башня одноименной церкви в Антверпене выше на один метр) с острым навершием и четырьмя колоколенками вокруг него, которая видна почти повсюду в Брюгге, построен в XII-XIII веках.

Фотографировать Храм трудно - он «зажат» соседними зданиями:

Сегодня внутренняя конструкция Храма несколько необычна: есть, так сказать, «передняя» часть, открытая для всех посетителей, а за алтарём находится внушительных размеров «задняя» часть, в которой находятся основные художественные и исторические ценности, и в которую вход - платный.
Вот так мы увидели интерьер церкви в «передней» её части:

общий вид (внимание: вверху - распятие, датируемое 1594 годом!):

Традиционная предалтарная перегородка:

Очень необычная композиция: маленький Иисус с … папой:

а здесь он же с «представителем истинного Отца»:

Естественно, что мама Иисуса представлена в посвящённом ей Храме многообразно:

Относительно следующего художественного объекта позволим себе привести выдержку из сопровождающего его текста:
«Этот вариант изображения яслей младенца Иисуса высечен из ствола тысячелетнего вяза, который был срублен в бельгийском местечке Knesselare. Умершее дерево собирались выбросить, как бесполезное, однако священник и самодеятельный скульптор Omer Gilliet из маленького портового городка Breskens создал из него нечто новое, ценное и живое. Как родители зачастую говорят о своих детях, как о Б-жьих дарах, так и в этом своём творении автор увидел дар Небес. В том, что эта скульптура принадлежит Брюгге, общепризнанному «городу мостов», содержится особый смысл: сам Иисус являл собой некий мост между Б-гом и людьми.»

Пожалуй, главная художественная ценность церкви, привлекающая в неё десятки тысяч туристов ежегодно, находится в одном из четырёх боковых приделов (датируемых концом 12-го века) общедоступной части; здесь можно увидеть проход к этому приделу:

В центре композиции находится единственное скульптурное произведение великого Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni) «Мадонна с младенцем» (её часто называют «Мадонна Брюгге»), покинувшее (в 1506 году) пределы Италии при жизни автора:

Эта небольшая (всего-то 127 см) работа изваяна из каррарского мрамора (marmor lunensis), как и микеланджеловский же Давид во Флоренции. Вот что писал об этой Мадонне знаменитый автор биографических романов Ирвинг Стоун (Тенненбаум) (Irving Stone) : «Она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку, - вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таится в глазах печаль. Он полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один»

Прежде, чем перейти в «заднюю», платную часть Храма, покажем фрагменты двух других боковых приделов:

В «задней», точнее - заалтарной части находится ещё одно сокровище церкви – гробницы герцога Бургундского Карла Смелого, погибшего в битве при Нанси в 1477 году, и его дочери, Марии Бургундской, матери императора Карла V, скончавшейся в возрасте 25 лет в 1482 году от несчастного случая при падении с лошади. Ее выбор – брак с наследником габсбурской короны Максимилианом – оказал решающее воздействие на судьбы Европы. Будь выбор Марии иным, предпочти она французского дофина – и не быть бы великой империи Габсбургов, и нынешняя карта Европы могла бы быть совершенно иной…

Там рядом ещё находятся два могильных углубления, история которых осталась нам неизвестной, но они представляют несомненный интерес с точки зрения оформления:

Ещё там можно увидеть несколько произведений сакрального ювелирного искусства:

В церкви находится много произведений живописи. Вот несколько, показавшихся нам интересными и одновременно удобными для фотографирования:

очень интересный настенный образец смешения скульптуры и живописи:

Adriaen Isenbrandt: «Onze Lieve Vrouw van Zeven Smarten (Богоматерь Семи скорбей)»:

Это лишь одно из многих полотен, вдохновлённых евангельским сюжетом. Для информации – другое творение на эту тему, созданное великим Альбрехтом Дюрером (Albrecht Dürer):

Pieter Pourbus: «Het laatste avondmaal (Тайная вечеря)»:

Michelangelo Merisi da Caravaggio (Караваджо): «Cena in Emmaus (Ужин в Еммаусе)»:

Это - одно из нескольких полотен, написанных Караваджо на эту библейскую тему. Наиболее известное из них находится в Национальной Галерее в Лондоне (обратите внимание на то, насколько здесь необычен облик Иисуса):

Эта тема вдохновляла многих живописцев. Вот экспонирующееся в Лувре полотно великого Рембрандта:

Hendrik Van Minderhout: «Binnenzicht van de Onze-Lieve-Vrouwkerk (Интерьер Церкви Богоматери)» (2-я половина 17-го века):

Групповой портрет городской элиты:

Образцы деревянной скульптуры - элементы оформления исповедальных кабинок:

Конечно же, не могли мы спокойно пройти мимо витражей:

Ну, и напоследок, уже по выходу из Храма мы увидели на стене близстоящего дома вот такую скульптуру: