Меч кладенец почему. Меч-кладенец. В современной культуре

У исследователей и читателей всегда вызывало оружие героев и богатырей. При помощи данных приспособлений народные защитники совершали некоторые из своих известных подвигов, борясь с различного вида врагами и освобождая невинных заложников. К подобным видам богатырского вооружения относится и меч-кладенец, поистине геройское оружие, обладающее магической силой.

Назначение

Обычно данное оружие попадало в хозяйские руки из какого-нибудь тайника и придавало, как правило, его владельцу свойство непобедимости. Так как меч-кладенец присутствует сразу в нескольких русских былинах и позволяет говорить о нем не как о чьем-то персональном оружии, а, скорее, как о некотором типе клинков, их категории.

Происхождение и значение слова

По свидетельству некоторых ученых, сам эпитет в русском языке происходит от слова «клад», связанного с глаголом «класть» (существует еще версия: меч, который кладет вражеское войско). Тогда становится понятным, почему меч - кладенец. Другие исследователи ведут происхождение от слова «укладный», то есть «стальной» (возможно, в незапамятные времена стальные мечи были редкостью, а значит, им приписывали магические свойства). Третья версия: связь с технологией производства оружия. В давнюю пору брусок железа закапывали в землю на некоторое время. Некачественные куски разъедала ржавчина. Затем будущий меч выкапывали, очищали от ржи и оставался качественный метал, из которого и ковали оружие. Существуют и иные версии происхождения самого слова. Но в любом случае суть остается одна: меч-кладенец представлял собой довольно грозное и эффективно разящее оружие для воина.

Как доставался

Само грозное оружие может достаться только достойному герою. Оно обыкновенно скрыто в земле или стене (замуровано), бывает спрятано под плитой (в одной из сказок - под печью). Для того чтобы добыть меч-кладенец, герой или богатырь должен доказать свои силы и способности (поднять печь, плиту, размуровать стену). Кстати, подобные мечи и истории о них характерны не только для восточнославянского фольклора. Сравните фрагмент древнегреческого мифа о Тесее, которому его мать показывает место под камнем, где спрятан меч отца. В некоторых случаях богатырь должен выкопать меч-кладенец из кургана или могилы. Это связано с поверьем, бытовавшим в давнюю пору, что оружие, которое принадлежит мертвым, имеет особую волшебную силу. Прикоснувшись к «тому свету», оно становилось и само по себе носителем смерти, смертоносным. В некоторых былинах меч достается более младшему богатырю в дар от более старшего, уходящего в мир мертвых (древнерусская былина «Святогор и Илья Муромец»).

В другой былине меч находится под обезглавленным туловищем богатыря-великана на бранном поле. Еруслан Лазаревич, беседуя с огромной отрубленной головой древнего воина, узнает об этом и добывает магическое оружие (сравните сказку в стихах «Руслан и Людмила», написанную Пушкиным, - там также разрабатывается подобная тема добычи артефакта богатырем).

А князь Муромский в произведении «Повесть о Петре и Февронии» находит разящий меч спрятанным в стене монастыря.

Владельцы меча

В более поздних фольклорных и литературных авторских произведениях подобное оружие является чуть ли не обязательным атрибутом, присущим главному герою. А владели такими мечами в разные времена и Святогор, и Муромец, и и Добрыня Никитич, и Еруслан, и Руслан, и Бова Королевич, и Иван Царевич. Что, безусловно, еще раз свидетельствует о том, что это были разные мечи.

«Меч-кладенец». Сказка об оружии

Собственно, меч-кладенец упоминается, как уже было сказано, во многих народных сказках, былинах, литературных произведениях. Например, в «Сказе о Иван-царевиче и мече-кладенце» главный герой идет целенаправленно добывать магическое оружие для борьбы со Змеем, который традиционно жжет церкви и поля, берет заложников и дань, всячески свирепствует. В результате враг повержен, народ отпущен, земли освобождены. И все при помощи магической силы данного острого инструмента. Кстати, устойчивое выражение «затупился меч-кладенец» означает в переносном смысле, что силы покинули человека (богатыря) и нет уже возможностей для продолжения битвы.

Меч–кладенец, помощник мужественных героев многих русских сказок, мечта любого воина. Если верить старинным легендам это оружие помогает победить в любом бою. Его использовали многие знаменитые богатыри из русских былин. Только таким мечом можно победить большинство сказочных чудовищ и злодеев, которые для других видов оружия остаются неуязвимыми. Историки и исследователи русского языка так и не могут сойтись во мнениях, почему этот клинок имеет такое название. По одной из официальных версий его имя происходит от слова «клад» и означает спрятанное сокровище. Во многих сказаниях его действительно требуется разыскать в каком-либо укромном месте или незнакомой стране, причем заполучить его могли не все, а только тот богатырь, которого признает это разумное оружие и который может справиться с ним

Другие исследователи утверждают, что «кладенец» от слова «класть», то есть такой меч это мощное оружие, способное положить одним только взмахом все несметное войско врага. В одном из словарей русского фольклора говорится, что такое имя мечу дали за особенность его изготовления, при которой материал, дешевое железо на несколько лет закапывалось в землю. Некачественный металл съедала ржавчина, оставляя только износостойкую и нестареющую сталь, которая затем использовалась для изготовления дорогого клинка. Возможно, слово произошло от древнерусского «укладный», что означает стальной и просто указывает на редкий по тем временам материал, из которого он выкован.

Для древнего воина меч, который мог разрубить стальные доспехи, действительно являлся очень хорошим помощником, который мог спасти жизнь и решить исход битвы. Еще один вариант происхождения названия этого меча связан со словом «складывать» и указывает на специальную технологию, по которой он был выкован. Она похожа на древние способы изготовления булата и дамасской стали. Кузнец многократно тонко расплющивал, а затем сгибал пополам металлическую заготовку клинка. Получалась особо прочная, красивая и острая сталь с замысловатым узором, мечом из которой на лету можно было запросто разрубить волосок.

Также происхождение названия « кладенец» может быть связано с древнеирландским словом claided и латинским gladius, в переводе на русский означающие меч. В некоторых легендах он называется Самосек, потому что мог самостоятельно бороться с врагом и убивать даже без помощи своего хозяина. В одном из сказаний, о Вавилоне был клинок с названием Аспид-змей, который превращался в это ядовитое животное. Богатырский меч это символ доблести и воинской славы. В древние времена был самым распространенным видом оружия. Он не мог достаться просто так, такой клинок было необходимо заслужить. Во всех былинах путь обретения такого оружия был очень трудным. Иногда это были очень длительные поиски и действительно, чтобы найти свой путь, настоящему воину нужно очень большое количество времени, сил и благоразумия. В других сказаниях, чтобы обрести Меч Кладенец, дающий непобедимость, его необходимо было достать из могилы или подземного царства, иначе говоря, победить смерть.


Таким образом, этот клинок являлся чем-то вроде моста, связывающего два мира, мир живых и мир мертвых, сам мог сеять смерть и давал своему владельцу сверхъестественную власть. Еруслан Лазаревич, сказочный герой, нашел этот меч под телом убитого воина Росланея. Где искать его, рассказала голова огромного богатыря на поле брани. Это символ обретения знаний в воинском деле от мертвых к живым. Где искать его, рассказала голова огромного богатыря Чтобы справиться с такими задачами требовалась недюжинная сила и огромная мудрость, во время поисков сам воин обретал отвагу и бесценный опыт. Пройдя через такую инициацию можно действительно стать непобедимым. Испытания прибавляют мудрости, без которой любая мощь теряет смысл, а благоразумие может победить любого врага. В некоторых былинах главный герой получал его в наследство от отца, доблестного богатыря, но с одним условием.


Получить оружие возможно было только, когда силы у юноши окрепнут настолько, чтобы поднять огромный валун, под который мудрый воин положил клинок. Это означает, что каждый мужчина, обучаясь боевому искусству, должен иметь терпение и стараться не опережать события, дожидаясь, пока его знания станут совершенными. Существует предание об Агриковом мече, утерянном артефакте древности. По легенде его изготовил Агрик, сын царя Ирода, известного своей жестокостью царя. Этот клинок мог как масло рубить стальные доспехи, светился в темноте ярким синеватым светом и давал в бою такое преимущество, что одним своим видом мог обратить в бегство абсолютно любое войско. Князь Андрей Боголюбский, окруженный врагами в 1149 году, смог спастись от смерти или плена, просто высоко подняв меч над головой. Упоминался этот артефакт и в легенде о Петре и Февронии.

Непобедимый клинок пытался разыскать Адольф Гитлер, на побережье реки Ока он даже послал специальную экспедицию. Как и следовало ожидать, никаких результатов это не принесло. Преданий о непобедимом мече на Руси существовало огромное количество. Сейчас никто не может точно знать был ли этот образ собирательным или действительно существовал великий магический артефакт невиданной силы, способный подарить неограниченную власть. Исторические мечи Европы Грус - меч Болеслава III Кривоустого. Драгоценный Жертвенный Меч (Jewelled Sword of Offering) - коронационный меч английских королей, изготовлен в 1820 г. Куртана (Curtana, «Меч Милосердия») - тупой меч Эдуарда Исповедника, символ милосердия, который и сегодня торжественно носят в процессиях во время коронации британских королей. Ликорн (Licorne) - исторический меч бургундских принцев. Шойс - меч Вильгельма Оранского. Щербец, коронационный меч королей польских. (Меч короля Болеслава, о котором речь шла выше, был дан ему ангелом и получил название «щербец» , так как он, Болеслав, прийдя на Русь по внушению ангела, первый ударил им в Золотые ворота, запиравшие город Киев на Руси, и при этом меч получил небольшое повреждение; повреждение же по-польски означает «щербина» , и поэтому и меч стал называться «Щербец») .


Легендарные и вымышленные мечи европейского эпоса Аскалон (Ascalon) -меч Св. Георгия (по средневековым легендам) . Иштен Кардъя (Az Isten Kardja, «Меч Бога Войны (Марса)») - оружие Атиллы (по Иордану, средневековым легендам) . Азот (Azoth) - магический меч Парацельса (по средневековым легендам) . Ворпэйл (Vorpale) - меч безголового всадника из голландско-американской легенды о Сонной Лощине (в американском фольклоре) . Дамоклов меч Меч-кладенец- меч Святогора и Ильи Муромца (в русском фольклоре) . Огненный меч - принадлежит ангелу (херувиму) , поставленному сторожить Эдем после изгнания оттуда Адама и Евы (в Книге Бытия) . Тизона, Тисона (Tizona) - меч Эль Сида, национальное сокровище Испании. Отнят им у короля Букара (в испанском эпосе) .

Его второй меч: Колада - менее знаменитый клинок. Добыт Сидом у графа Раймонда Беренгария Братоубийцы (в испанском эпосе) . Хрисаор - золотой меч королевы феи, символ высшего одухотворения, принадлежала Артегалу (Artegal). Другой меч из «Королевы Фей» - Сангламор (Sanglamore) принадлежал Браггадоккио (Braggadochio). (Эдмунд Спенсер, «Королева Фей») . Кельтские мечи Каладболг - призрачный спиральный меч Фергуса. В первоначальных версиях мифа использовался Кухулином. Отождествляется с Экскалибуром более позднего времени. Обладал достаточной силой, чтобы срезать три холма. Другой меч Фергуса назывался Леохайн (Leochain). Бальмунг - меч Зигфрида (по «Песне о Нибелунгах») . В «Эдде» он называется Грам, в вагнеровском цикле - Нортунг (Nothung), также называется Мимунг (Mimung). Бальмунг был выкован Велундом для Одина, сломан и перекован Регином.

А почему меч называли КЛАДЕНЕЦ?

    Хороший вопрос. Но на него ни кто Вам не даст ТОЧНОГО ответа.

    Меч-кладенец оружие нескольких русских богатырей. Мог быть волшебным и
    придавать владельцу непобедимость.
    Дается в руки лишь такому герою, который может им владеть.

    Есть несколько версий, почему МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ так называется.

    Частое упоминание меча-кладенца в сказках и былинах, с разными персонажами, указывает,
    что кладенец не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, а всего
    лишь определением некоторой категории клинков.

    Корень клад обычно связывают со словом класть, то есть с идеей чего-то спрятанного.
    Меч мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой.
    Меч, принадлежавший мертвым, имеет особые силы.

    Прикоснувшись к миру мертвых, богатырь приобретал сверхестественую силу, становясь сам
    носителем смерти.

    В былине Святогор и Илья Муромец два главных персонажа во время путешествия находят
    гроб, который оба решают примерить. Илье Муромцу гроб оказывается велик, а Святогору
    - впору.

    Он просит младшего товарища взять его меч-кладенец и ударить по крышке, отчего гроб
    опоясывает железная полоса.

    Оружие отходящий в мир иной богатырь оставляет Илье:

    А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом,
    А добра коня моего богатырскаго привяжи к моему гробу.

    Другой обладатель меча-кладенца Еруслан Лазаревич, в поисках оружия, которым он сможет сразить царя Огненного Щита, заезжает на бранное поле, посреди которого возвышается голова великана-богатыря. Голова рассказывает Еруслану, где спрятан меч:
    Ответила голова величиной с пивной котел, промеж глаз целая пядь:
    Я не жива, не мертва. Добрый человек, русский богатырь Еруслан Лазаревич, ты едешь к царю Огненный Щит Пламенные Копья, поедешь по бранному полю, увидишь мое туловище, под ним мой меч-кладенец, в нем секрет таится, он тебе пригодится

    Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова укладный, что попросту означает стальной возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. В связи с этим хочу привести мнение человека, который занимался этой проблемой:

    А так его ковали:

    Брали толстую полосу чистого железа, особым образом отделяли тонкие пластинки 2-3 мм толщиной, укладывали в железное корытце друг на друга. Края корытца загибались, пластинки нагревались в горне и подвергались многократной сварке под молотом, а потом этот пакет сваривался с железными пластинами. До XII в. особо славился суздальский уклад.

    Другие версии:

    В Сказании о Вавилоне-граде он носит прозвание Аспид-змей и может обращаться в змея. Также его называют Самоск так как он мог рубить сам.

    Есть и другие не менее интересные версии.

    А такое определение дает мифологический словарь:

    МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ, самосек - в русском фольклоре - чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне-граде меч носит название Аспид-змей, наделн чертами оборотня.

  1. меч - Кладенец, самоск в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне - граде меч - самосек носит название Аспид-змей и наделен чертами оборотня (превращается в змея) . Распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене и т. п. , связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря
  2. Того же корня слово что и КЛАД. Спрятан он то бишь
  3. Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру, а всего лишь определением некоторой категории клинков.

    Корень данного эпитета КЛАД обычно связывают со словом КЛАСТЬ, то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова УКЛАДНЫЙ, что попросту означает СТАЛЬНОЙ возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, некоторые ищут его истоки на западе: отмечают связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч) , и лат. gladius (меч) и, возможно, восходит к слову гладкий.

    В Сказании о Вавилоне-граде он носит прозвание Аспид-змей и может обращаться в змея.
    Также его называют Самоск так как он мог рубить сам.
    В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в меч-колунец.

    УКЛАД - это разновидность дамаска (и технология получения полуфабриката стали) . Это когда тонкие пластинки, отколотые от крицы, сортируются по виду (он разный в зависимости от содержания углерода) , укладывыаются в форме и проковываются.

    Качественную сталь называли УКЛАДОМ, потому что е наваривали на лезвие (укладывали) . Отсюда возникли такие названия как "укладной нож", "укладной топор".

    Уклад понимался как некий материал, а не изделие (по крайней мере в какой-то период времени) : есть много упоминаний о "печах для уклада", "молотах для уклада", о поставках как сырья уклада в ряду с железом, сталью и т. д.

    Есть версия, что словосочетание ведет историю от итал.
    chiarenza (блеск, сияние) благодаря Повести о Бове переработанному итальянскому роману тринадцатого века Buovo dAntone одну из вариаций темы о Ланселоте, главный герой которого владеет мечом по имени Chiarenza, Сlаrеnса (Точно также персонаж Пуликане оттуда стал Полканом) .
    "Добудь ты мне доброго коня и меч-кладенец, железную палицу и доспехи крепкие, и щит... "
    То есть, судя по контексту, речь не идет о чем-то необычном, речь идет просто о хорошем дорогом, но обычном оружии. Иначе и палица была бы какая-нибудь само-лупилка.

    А вот в послемонгольских сказаниях меч приобретает уже откровенно сказочное значение. В "Сказке о богатыре Еруслане Лазаревиче" это волшебный меч для борьбы с волшебниками же, да и сопровождается он Огненным щитом да Пламенным копьм.

    Однако, в толковых и этимологичеких словарях (в т. ч. Фасмера) "КЛАДЕНЕЦ" толкуют как слово, происходящее от слов "клад" или "класть". С прилагательным "укладен" никто его не связывает.

    Меч-кладенец дается в руки лишь такому герою, который может им владеть. Он мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой. В одной из былин мать прячет от сына подарок отца под печью и отдает лишь тогда, когда выросший ребенок в силах его поднять (ср. Тесей, которому мать указывает камень, под которым его отец, уходя, спрятал меч) .

    Стоит отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из могилы, кургана. Такое оружие, принадлежавшее мертвым, имеет особые силы. Прикоснувшись к миру мертвых, он приобретал сверхъестественную силу, становясь сам носителем смерти.

  4. кладенец - потому что клад. Сейчас много в огородах обрезов, наганов и прочих калашей закопано. А раньше мечи закапывали. Когда придумают супербластер сказки будут про калаш-кладенец.

Меч кладенец - волшебное оружие богатырей из русского фольклора. Это оружие придавало силы мужественным героям русских сказок и помогало победить в любом бою. Только таким мечом можно победить большинство сказочных чудовищ и злодеев, которые для других видов оружия остаются неуязвимыми. Меч-кладенец отличался от обычных мечей тем, что по всей его поверхности шла руновязь (на клинке, а иногда и на рукояти), т.е. определённые заклинания. Руновязь создавала особую энергетическую структуру, силу вокруг меча. То есть, меч-кладенец был оружием магического воздействия, или как сейчас сказали бы «волшебный меч». Самый известный меч-кладенец нашего недавнего прошлого – меч Богатыря Ильи Муромского, доставшийся ему из рук непобедимого великана Святогора. Но историки и исследователи русского языка до сих пор не сошлись во мнениях, почему этот клинок имеет такое название.

Самой распространенной версией является та, что это слово происходит от слова КЛАД и соответственно означает спрятанное сокровище. Во многих сказаниях его действительно требуется разыскать в укромном месте или незнакомой стране. А заполучить его могли не все, а только богатырь, которого признает это разумное оружие и который может справиться с ним.

Возможно, слово произошло от древнерусского «укладный», что означает "стальной" и просто указывает на редкий по тем временам материал, из которого он выкован. Для древнего воина меч, который мог разрубить стальные доспехи, действительно являлся очень хорошим помощником, который мог спасти жизнь и решить исход битвы.
УКЛАД - сырцовая сталь, которую получали из железной крицы. При нагреве крицы в раскалённом древесном угле происходило поверхностное науглероживание металла; в процессе охлаждения металла водой или снегом сталистый слой закаливался, становился хрупким и при ударе легко отделялся. Операцию повторяли до полного превращения крицы в листки. Наиболее крупные листки укладывали в раскалённые угли (отсюда название) и нагревали до сварки; раскалённая масса приобретала плотное строение. Из УКЛАДА изготовляли холодное оружие, шлемы, серпы и т.д. С появлением пудлингования (конец 18 в.) и разработкой массовых способов получения литой стали (2-я половина 19 в.) УКЛАД потерял значение.

Еще один вариант происхождения названия этого меча связан со словом «складывать» и указывает на специальную технологию, по которой он был выкован. Она похожа на древние способы изготовления булата и дамасской стали. Кузнец многократно тонко расплющивал, а затем сгибал пополам металлическую заготовку клинка. Получалась особо прочная, красивая и острая сталь с замысловатым узором, мечом из которой на лету можно было запросто разрубить волосок.

А вот еще одна версия. Дешевое железо на несколько лет закапывалось в землю. Некачественный металл съедала ржавчина, оставляя только износостойкую и нестареющую сталь, которая затем использовалась для изготовления дорогого клинка. Кузнец изготавливал из железа разной твёрдости пруты и сковывал их в "косу", затем он вытягивал эту заготовку и ещё раз скручивал (процесс мог быть очень длительным). Когда скруток по мнению мастера было достаточно он придавал заготовке слегка увеличенную, в отличие от желаемой, форму клинка. Затем в специальный день (тогда ведали такое) или ночь кузнец проводил обряд уклада этой заготовки(произносились заветные слова), для чего выбиралось место со специальными свойствами почвы и именно там закапывался будущий меч, а сверху обычно воздвигался огромный валун. Спустя 10 лет (по разным источникам даты варьируются от 5 до 100 и более лет) эта заготовка извлекалась и отковывалась окончательно. Самое сложное в изготовлении такого меча в том, что извлечённую заготовку надо было проковывать за один раз, иначе металл терял свои восхитительные свойства (во время 10-летнего погребения окисление избавляло заготовку от ненужных примесей и создавало новые химические элементы, которые наделяли во время однократного нагрева поразительными свойствами будущий клинок). Но и это ещё не всё, остывать только что прокованный клинок должен был тоже специально. Кузнец садился на коня и мчался во весь опор, а сам в это время очень громко кричал заветные слова и рисовал в воздухе магические руны, призывая душу клинка войти в него. Таким магическим обрядом меч-кладенец "отпускался" . Было не много кузнецов-волхвов и такие мечи были крайней редкостью, поэтому стоили запредельно дорого. Такими мечами легко рубилась любая сталь и булатные мечи.

Есть версии, что он получил такое название, благодаря тому, что УКЛАДЫВАЛ целое вражеское войско на своем пути.

Также происхождение названия КЛАДЕНЕЦ может быть связано с древнеирландским словом claided и латинским gladius.

GLADIUS -
1) меч (как рубящее и колющее оружие)
2) убийство (licentia gladiorum C);
3) сошник, лемех
4) лопаточка для поднятия нитей основы (в ткацком станке)
Отсюда же скорее всего произошло и слово ГЛАДИАТОР.
GLADIATOR -
1) гладиатор (раб, военнопленный или вольнонаёмный), цирковой боец
2) головорез, душегуб
3) сабельный мастер, оружейник

Но в латинском есть еще схожее по звучанию слово.
CLADES -
1) несчастье, бедствие, ущерб
2) увечье, утрата
3) бич, гроза, разрушитель
4) поражение

А вот еще версия!
К-ЛАД-ЕНЕЦ. Обладание этим мечом означало овладение своим телом в совершенстве. Правильно писали, что кладенец нельзя изготовить, его можно только добыть(найти). Но найти его можно лишь пойдя за мудростью народной, овладев знаниями и умениями предков, т.е. генетической памятью, сокрытой в костях (костном мозге). К-ладу - к гармонии, мудрости и родовой памяти стремился обладатель кладенца.

Существует женский оберег - амулет ЛАДИНЕЦ. Он посвящен богине Ладе. Символ состоит из из восьми лучей, направленных против хода солнца.
А также есть и мужской оберег - амулет КОЛЯДНИК. (Вполне возможно, он мог называться и КЛАДИНЕЦ)! Колядник нес в себе энергию солнца. Лучи свастики имели правостороннее движение. Известно, что колядник все мужчины носили с детства, так как этот знак даровал мудрость в быту и смекалку в бою. Колядник считается символом бога Коляды, основная задача этого бога – постоянное обновление мира, который могучий Велес однажды привел в движение. Коляда нередко изображался с мечом в руке, но меч его не поднят над головой, а опущен к ногам. Это символ мудрости, так как только мудрый человек способен примирительно сложить оружие, когда глупец изготовится к бою. Вот и колядник в первую очередь дает своему обладателю мудрость. Таким образом, колядник является аллегорией победы света над тьмой, ведь Коляда всегда меняет мир к лучшему, двигаясь посолонь, по священному солнечному кругу. При этом колядник разрешено было носить лишь мужчинам, ведь мужчина – носитель родовой памяти и сотворяющий импульс вселенной. Женщины могли носить подобный оберег лишь непродолжительный промежуток времени, чтобы усилить в себе типично мужские качества – уверенность и смелость. Ладинец и Колядник символизируют «небесную семью». Сочетание этих двух славянских оберегов образует Огненную колесницу. Сочетание правосторонних и левосторонних вихревых энергетических потоков образует мощное энергетическое поле, которое сметает на своем пути любое зло, любой негатив.

А теперь хотелось бы вернуться к первой версии, где мечь попадал в руки хозяина из какого-либо тайника. В древние времена меч был символом доблести и воинской славы. Он не мог достаться просто так, такой клинок было необходимо заслужить. И давался он только тому герою, который способен этим мечом хорошо владеть, попасть он мог только в руки воина. Во всех былинах путь обретения такого оружия был очень трудным. Иногда это были очень длительные поиски и действительно, чтобы найти свой путь, настоящему воину нужно очень большое количество времени, сил и благоразумия. В некоторых сказаниях, чтобы обрести Меч Кладенец, дающий непобедимость, его необходимо было достать из могилы или подземного царства, иначе говоря, победить смерть. Таким образом, этот клинок являлся чем-то вроде моста, связывающего два мира, мир живых и мир мертвых, сам мог сеять смерть и давал своему владельцу сверхъестественную власть. Еруслан Лазаревич, сказочный герой, нашел этот меч под телом убитого воина Росланея. Где искать его, рассказала голова огромного богатыря на поле брани. Это символ обретения знаний в воинском деле от мертвых к живым. Владелец меча получает от него уверенность в своих силах и непобедимость. Иногда даже волшебный меч-кладенец способен был оборачиваться в страшного змея. Чтобы справиться с такими задачами требовалась недюжинная сила и огромная мудрость, во время поисков сам воин обретал отвагу и бесценный опыт. Пройдя через такую инициацию можно действительно стать непобедимым. Испытания прибавляют мудрости, без которой любая мощь теряет смысл, а благоразумие может победить любого врага.В некоторых былинах главный герой получал его в наследство от отца, доблестного богатыря, но с одним условием. Получить оружие возможно было только, когда силы у юноши окрепнут настолько, чтобы поднять огромный валун, под который мудрый воин положил клинок. Это означает, что каждый мужчина, обучаясь боевому искусству, должен иметь терпение и стараться не опережать события, дожидаясь, пока его знания станут совершенными.

А не находится ли этот тайник-клад внутри нас?

В середине груди человека находится продолговатая кость, напоминающая кинжал. Состоит из 3 частей: рукоятки, тела и мечевидного отростка. Служит местом соединения верхних 7 пар ребер, внутри состоит из из губчатого костного вещества, богатого сосудами и содержащего красный костный мозг. Мечевидный отросток (лат. processus xiphoideus) - самая короткая и узкая часть грудины, образующая её нижний, свободный конец. Форма и величина отростка сильно варьируется. Обращенный книзу конец, прощупываемый через кожу, может быть притуплён или заострён, вилообразно расщеплён или иметь расположенное посередине отверстие.Он может более, чем тело кости, отступать назад, и тогда образует изменчивую по форме желудочную, или подложечную, ямку. Он может своим концом выступать вперед, и тогда обозначается на теле в виде выступа. Находится этот мечевидный отросток в районе солнечного сплетения.

Солнечное сплетение представляет собой место, где скоплено множество нервных окончаний, расположенных вне пределов центральной нервной системы. Врачи дали ему название «брюшной мозг». Тем самым они подчеркивают, что солнечное сплетение и мечевидный отросток - одни из наиболее важных центров нервных скоплений в организме человека. Именно через эти узлы осуществляется контроль и коррекция деятельности любого внутреннего органа. Также исследования показали, что во время сильных переживаний человек испытывает ноющую боль в передней стенке грудной клетки, как раз в районе солнечного сплетения. Таким образом ученые предположили, что в лимфатической системе есть определенный участок, который контролирует наши духовные качества. И именно поэтому во время сильных переживаний люди чувствуют сильную ноющую боль в области груди. Здесь же находится нервный центр (в радиусе 5-6 см вокруг мечевидного отростка), который при возбуждении, при сильном страхе дает команду к спазму, напряжению, сокращению целого ряда мышц, что и вызывает эмоции страха, тревоги и беспокойства. При спазме скапливаются продукты жизнедеятельности клеток и органов, так называемые шлаки и токсины, происходит самоотравление организма, нарушается обменный процесс.

В этой же области находится 3 чакра МАНИПУРА. Это хранилище энергии необходимой для жизни в этом мире. В плане судьбы чакра отвечает за волю, власть, успех, интеллект. Управляет работой органов желудочно-кишечного тракта, печенью, желчным пузырем, селезенкой, поджелудочной железой. Если чакра работает хорошо, то у человека сильная воля и высокий интеллект. Манипура отвечает за усвоение, накопление, трансформацию и распределение энергии по организму человека в целом. В общей энергосистеме человека эту чакру можно сравнить с турбиной электростанции, которая за счет своего вращения преобразует механическую энергию в энергию электрическую, поступающую далее в общую электросеть к конечным потребителям. Сила человека также кроется в чакре солнечного сплете­ния. Она формируется благодаря развитию уверенности че­ловека в том, что он знает кто он есть; создает сильный про­образ воина, крепко стоящего на ногах и уверенно отстаива­ющего свои права. Есть предположения, что именно в области солнечного сплетения находится душа человека.

А еще прямо перед мечевидным отростком на грудине расположена вилочковая железа. Свое имя вилочковая железа получила благодаря характерной форме, напоминающей трезубую вилку. Другое название этой железы - ТИМУС (thymus - греч. thymos = 1. тимьян; 2. душа, настроение, чувство), - центральный орган лимфоцитопоэза и иммуногенеза, в котором происходит созревание, дифференцировка и иммунологическое «обучение» T-клеток иммунной системы. Тимус является своеобразной "школой" ускоренного обучения клеток имунной системы, формирующихся из стволовых клеток костного мозга. Попав в вилочковую железу, новорожденные "солдаты" способны сражаться с вирусами, инфекциями и аутоимунными заболеваниями. Наиболее интенсивно обучение проходит в первые 2-3 года жизни, а ближе к пяти годам, когда защитников набирается на вполне приличную армию, функция вилочковой железы начинает угасать. К 30 годам она затухает практически полностью, а ближе к сорока от вилочковой железы, как правило, не остается и следа. Так как онатпростотрассасывается. Но у одних людей это происходит раньше, у других позже. Причины этой выборочной инволюции пока не ясны. Но медики уверены: чем позже это произойдет, тем лучше, так как вилочковая железа способна замедлять ход биологических часов организма..

Вилочковая железа совершенно не выносит стрессы (шум, температурные перепады, анестезия). Во время стресса железа сжимается, что приводит к снижению жизненной энергии. Стрессы требуют мобилизации всех Т-лимфоцитов, в результате чего вилочковой железе приходится в спешном порядке готовить новых защитников. Поэтому у человека, часто рискующего и нервничающего, вилочковая железа изнашивается и стареет быстрее..

Ослабленный тимус можно усилить посредством простейшего метода. Метод заключается в том, чтобы 10-20 раз легонько постучать рукой по месту расположения железы. Такое постукивание можно производить кончиками пальцев или легко сжатым кулаком, избирая приятный ритм. Таким способом можно за несколько секунд стабилизировать тело и наполнить его живительной энергией. Если каждое утро регулярно активизировать свой тимус и повторять эту процедуру несколько раз в течение дня, то уже через короткий промежуток времени почувствуете себя значительно более сильным. Вот только не рекомендуют пользоваться этим методом, если человек уже заболел.

Свое название ТИМУС получил благодаря растению ТИМЬЯН, благодаря схожести их форм. Но… я лично сомневаюсь, что именно форма была причиной названия этой железы. Может быть у древних было гораздо больше информации по поводу функциональных особенностей наших органов тела? Итак, давайте еще раз заглянем в этимологию уж самого ТИМЬЯНА. По одной – оно произошло от греческого «thymon» – сила, мужество. По другой его переводят как "дыхание жизни, дух". По третьей версии оно связано с греческим «thyo» - «совершать жертвоприношение».

В народной культуре тимьян является символом воинской доблести, мужской силы. Верили, что если носить при себе веточку тимьяна, он сделает человека смелее, наградит мужеством, решительностью, упорством и храбростью, принесет победу во всех начинаниях. Его использовали в качестве оберега, помещали в ладанки и носили на шее, чтобы уберечься от злых духов, от сглаза, от порчи, наведенной колдунами. В народе бытует поверье, что тимьян в подушке, дает здоровье и долголетие. Букетики тимьяна (чабреца) приносили в хаты и ставили в кувшины. Считалось, что пока в доме есть его запах – зла не будет. Особенно этот запах благоприятен для детей, он даёт им силу и добро. (Кстати, ЛАДАН по древне-русски звучал ТЕМЬЯН).

И еще одна интересная информация, которую я нашла в книге И.Брагиной и М.Брагина "Сверхвозможности воина". "Если очень быстро выполнять взмахи руками, имитируя движения крыльев (птиц или насекомых), то благодаря прямому воздействию на тимус (или, так называемую вилочковую железу) человек активизирует необыкновенную скорость реакции - настоящую сверхреакцию, и происходит это за счет выработки организмом особых гормонов, управляющих скоростью биохимических обменных процессов в организме. При этом одновременно происходит резкое повышение проводимости нервных путей для биоэлектрических сигналов, что определяет значительное возрастание скорости реакции на любые внешние воздействия, и это обусловлено психофизиологией человеческого организма."

P.S. Своеобразный языковой кульбит наблюдается со словом МЕЧ!

МЕЧ по-латински звучит GLADIUS.
GLADIUS напоминает русское слово КОЛОТЬ, что в свою очередь связано с функцией МЕЧА.
В латинском же языке есть слова:
METO - жать, косить, рубить, срезать, срубать
METUS - страх, боязнь, опасность, угроза; предмет страха
И эти переводы также связаны с функциями меча!

Этимология – удивительная наука, позволяющая на основе сравнительно-исторического языкознания легко и быстро определить происхождение того или иного слова. Однако в ее законы, как считают ученые, зачастую вмешиваются любители и пытаются установить связи по своему разумению. Даже специалистам, исследовавшим изменения морфологии слова, установить смысловую составляющую порой бывает непросто, а уж несведущим в этом деле и подавно. Отсюда и рождаются разного рода мифы.

Версии из области народной этимологии

.

Однако любая из версий имеет право на жизнь. Наиболее часто встречающаяся - сравнение слова «кладенец» с глаголом «класть» или кладом. Первая возникла из ассоциации с могуществом меча, который кладет (рубит) головы недругов налево и направо.
Версия про клад имеет несколько разъяснений:

Меч, украшенный драгоценными камнями, но на Руси драгоценности не называли кладом, да и украшений на нем никаких не было;
- меч, в сталь которого добавляли какие-нибудь примеси;
- сам меч настолько редкостный, что обладать им равносильно кладу, поскольку качественного стального оружия на Руси не знали.

Но все эти варианты ученые считают ничем иным, как этимологией, выдуманной народом. Хотя версия с добавками в сталь считается близкой к правде. Принимается наукой и то, что стальная заготовка для меча предварительно укладывалась кузнецом в землю. Но это как раз свидетельствует о том, что русские кузнецы умели делать оружие особенного качества.

Чтобы изготовить меч-кладенец, умелец брал стальные пруты разной прочности и скручивал их между собой. Затем заготовка растягивалась и расплющивалась, после чего скручивалась еще несколько раз. Когда мастер полагал, что сделал достаточное количество скруток, будущий меч погружался в почву с особым составом.

Закладывание меча представляло собой настоящий ритуал, а на поверхности земли воздвигался холм с валуном. По разным данным заготовка для меча могла храниться в земле от 5 лет до сотни, после чего меч подвергался окончательной ковке.

О чем свидетельствует древнерусский словарь

.

Если обратиться к древнерусскому словарю, то можно найти «уклад» - сталь. А «укладный» - соответственно стальной. Называли «Кладенец» на Руси не только меч воина, но и большой стальной нож для разделывания скотины. Некоторые специалисты языкознания стараются найти связь между появлением этого слова в древнерусском из других языков. Так, есть некоторое созвучие с древнеирландским claided и с латинским gladius, но эти версии достаточно спорны.

Специалисты уверены, что на Руси были кузнецы-оружейники, которые владели технологией изготовления особенных, прочных мечей из сварочного булата. Для этого чередовали укладывание стали на железо несколько раз, а затем ковали, многократно перекручивая. Если после обжига некоторые кусочки стали откалывались, то мастер укладывал их особым образом и проделывал операцию ковки еще и еще раз. На это уходило много времени и сил, но и меч-кладенец получался отменный.

Видео по теме

Источники:

  • Меч-кладенец
  • Русский язык: этимология слова "меч-кладенец"
  • Легендарный клинок непобедимости

Меч-кладенец - название грозного оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Как правило, это был древний меч правды и возмездия, который давался в руки не каждому, лишь тому, кто сможет с ним совладать. Частое упоминание меча-кладенца в сказках и былинах, где фигурируют разные персонажи, свидетельствует о том, что слово «кладенец» является не его собственным именем, а определением некоторой категории клинков. Существует несколько версий происхождения этого слова.

Инструкция

Корень «клад» имеет отношение к слову «класть» и идее чего-то надежно спрятанного, взятого из тайника или погребения. Меч мог быть закопан в земле, замурован в стене, скрыт от посторонних глаз под тяжелой плитой. Необходимо отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из или могилы. Оружие, принадлежавшее мертвым, обретало сверхъестественную силу и само становилось носителем смерти. Примером служит «Святогор и Илья Муромец». Желая ради шутки примерить гроб, богатырь Святогор лег в него, и не смог выйти на белый свет. Чувствуя приближение гибели, герой завещает Илье Муромцу свой меч.

Другой владелец меча-кладенца, богатырь по имени Еруслан Лазаревич, пребывал в поисках оружия, которым он мог бы сразить царя Огненного Щита. Заехав на поле брани, он обнаружил там говорящую голову исполинских размеров. Голова рассказала ему, что искомый меч находится под ней. Это событие также отражено в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Там голова настроена агрессивно и нападает на Еруслана (Руслана).

Князь Петр Муромский, соотечественник Ильи Муромца и муж Февронии, герой «Повести о Петре и Февронии», убил змея, пытавшегося совратить жену его брата Павла. Меч-кладенец Петр нашел спрятанным в монастыре. Ранее это оружие принадлежало Агрику - сыну и преемнику царя иудеев Ирода.