Золотая менора. Тайна ханукальной меноры Что означает минора

Библия говорит о меноре, или светильнике, на трех уровнях: в Торе, в Пророках и в Новом Завете. Моисей повелел построить золотой семисвечник и разместить его в Святом Скинии (Исход 25:31-40).

Священникам было необходимо заботиться о светильнике, но мы не видим конкретных учений о духовном значении меноры. И когда чему-то в Торе нет ясного объяснения — как Празднику Труб, например — часто так происходит по той причине, что это может быть понято лишь в свете Нового Завета.

В ханукальной истории евреи, руководимые Иегудой Маккаби и его небольшой армией, побеждают царя Сирии, Антиоха Епифана. Это действительно было чудо, что такая крохотная армия евреев смогла победить преобладающие сирийские войска.

Антиох Епифан, разграбивший Иерусалим в 168 г. до н.э., осквернил Храм, принеся в жертву свинью на алтаре, воздвиг алтарь богу Юпитеру, запретил Храмовое поклонение (жертвы), запретил обрезание под страхом смерти, продал тысячи евреев в рабство, уничтожил все копии Писаний, которые смог найти, убил всех, кто осмелился прятать у себя свитки Писаний, и прибегал ко всем мыслимым и немыслимым пыткам, чтобы заставить евреев отречься от своей веры.

Менора

После победы евреев, Храм, в том числе менора, был восстановлен маккавеями, празднующими новый праздник Ханука (что в переводе — «освящение»). Светильник для праздника Ханука называется на иврите Ханукия. У него девять свечей, что напоминают о восьми днях, которые менора в Храме продолжала гореть, несмотря на то, что масла хватало лишь на один день (согласно преданию), и одной дополнительной свече, названной шамаш, которая используется для зажигания остальных. Несмотря на то, что большинство американских евреев называют это «менора» — это не точная копия меноры в Скинии. Тем не менее, такой светильник должен ясно представлять храмовую менору в религиозной иудейской традиции, в память о чуде, произошедшем с семисвечной менорой во время освящения Храма.

Знак восстановления

На втором уровне, пророк Захария получил видение таинственной меноры с двумя оливковыми деревьями — каждое по свою сторону. Это символизировало, что Господь восстанавливает Сион и Храм силой Его милости и Духа (Захария 4:1-10). Это видение стало основой для официального символа и печати современного государства Израиль.

Тело Мессии

Третий уровень находится в книге Откровения, в которой Иоанн описывает сверхъестественное видение Иешуа в славе, стоящего посреди семи зажженных светильников. Вероятнее всего, если мы собираемся соответствовать Писанию, что менора, увиденная Иоанном, была семисвечной, или же это были семь менор с 49 свечами в целом. Слово, обозначающее «светильник» в Еврейских Писаниях — это почти всегда «менора», семисвечный светильник. В греческом переводе Ветхого Завета, то же самое греческое слово применяется для «меноры», что и для «светильника», в книге Откровения у Иоанна. В Еврейском Новом Завете, «светильник» переведен как «менора». Кроме того, менора (или меноры) в Откровении также сделаны из золота, соответственно тому, что говорил Всевышний Моисею (Исход 25 глава).

Каждая ветвь меноры (или каждая менора) представляет собой семь церквей или общин Малой Азии (Откровение 1:12, 20), которые символизируют все виды и направления, составляющие мировую Экклезию, или тело верующих. И давайте не забывать — все что было в Храме, было лишь тенью небесной реальности (Евреям 8:5). Менора представляет собой всемирное сообщество верующих.

Так же, как Моисеев светильник находит выражение в иудейской религиозной традиции, пророческое видение Захарии выражается в современном Сионизме, и видение Иоанна отображает людей из всех народов, языков и наций, прославляемых силой Божьей.


Единство приносит Божий огонь

Мы знаем, что менора в Храме должна была быть построена согласно инструкциям, данным Богом Моисею. («Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе.» (Книга Исход 25:40) . Так что, если семисвечная менора из видения Иоанна представляет собой объединенное тело верующих, тогда и огонь также должен иметь значение.

Без меноры не будет огня, уж точно не получится собранного, направленного и сфокусированного огня. Как только менора была построена, ее можно зажечь. Точно так, когда верующие собрались в Шавуот (Пятидесятницу) в единстве — с одной целью и задачей, ожидая Святого Духа — они стали этой духовной менорой, которую можно было зажечь, и Дух сошел в языках пламенных. В самом деле, образ 120-ти с языками пламенными над ними — это образ одной меноры со многими ветвями. Каждая ветвь зажжена, исполняя Божью волю.

Когда менора была на своем месте — как и говорил Иешуа («вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. «(Евангелие от Луки 24:49) — огонь Святого Духа смог не только сойти на нее, но и действовать через каждого верующего. Плодом стало то, что три тысячи мужчин, не считая женщин и детей, родились свыше в тот самый день.

Урок в том, что так же как и менора, Тело Мессии должно быть построено согласно небесному плану. Иешуа говорит нам в Евангелии от Иоанна 17 главе, о Своем глубоком желании единства среди верующих. Только когда тело в единстве, Дух может двигаться так, как Он хочет (Деяния 2 глава). Сплетни, злословие, разногласия, ревность — подобное может помешать подлинному огню Божьему.

Только слуга может зажечь свечи

Интересно, что согласно еврейской традиции есть одна особая свеча, шамаш, которая оставляет Свое особенное место выше прочих свечей, спускается и делится светом с еще пока не зажженными. Шамаш переводится как «слуга». И лишь когда шамаш поделится светом с другими свечами, Он возвращается на Свое место, тем самым, опять таки, находясь выше других свечей. Необъяснимо для большинства религиозных иудеев, но становится очень понятным после прочтения Послания Филиппийцам:

6. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

7. но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (слуги, шамаша!), сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8. смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

10. дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…

(Послание к Филиппийцам 2:6-10)

Свети своим светом!

Еще одно. Согласно еврейской традиции, мы берем зажженную Ханукию и ставим ее на окно, провозглашая Ханукальное чудо для всех, кто ее видит. Имел ли Иешуа это в виду (хотя традиция и появилась позже), когда Он говорил: «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Св. Евангелие от Матфея 5:14-16)?

Или: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» (Св. Евангелие от Иоанна 8:12)?

Подписывайтесь:

Возможно, вы также найдете интересным тот факт, что сам Иешуа праздновал Хануку. В Евангелии от Иоанна 10:22 говорится о том, что Он был в Иерусалиме на Празднике Обновления (Ханука). Каков же урок?

1. Стремиться к единству (Филиппийцам 1:7)
2. Ожидать Духа Святого (Деяния 2:1-4)
3. Давать светить своему свету (Матфея 5:14-16)

Центральный элемент ханукального дискурса - менора, храмовый светильник, который, согласно Талмуду, горел восемь дней, хотя масла в нем должно было хватить лишь на сутки. Поэтому предханукальные факты будут о меноре.

1. Заповедь изготовить для скинии особый золотой светильник приводится в книге Исход (Шмот): «И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями» (Исх 25:31-39).

Первосвященник Аарон зажигает менору. Средневековая миниатюра

По преданию, Бог показал Моисею образец, дабы мастера, изготавливая копию, ничего не напутали. А честь зажигать менору была доверена лично первосвященнику.

2. В еврейской литературе есть множество версий, объясняющих, что символизировала храмовая менора. Самую оригинальную трактовку предложил дон Ицхак Абрабанель , философ и политический деятель второй половины XV века. По его мнению, менора обозначает семь свободных искусств, входивших в программу европейских университетов: «Менора символизирует второй вид награды - награды духовной, ибо сказано: “Душа человека - светильник Господень…” (Мишлей 20:27) А ее семь свечей олицетворяли собой семь наук, коренящихся в Божественной Торе». Впрочем, об этом мы уже писали .

Менора. Мозаика из синагоги в Тверии, V век н.э.

3. Построив Храм в Иерусалиме, Соломон перенес туда менору Моисея, а рядом поставил еще десять золотых светильников. Там она простояла до вавилонского завоевания, а потом досталась одному из воевод царя Навуходоносора: «И блюда, и щипцы, и чаши, и котлы, и светильники, и фимиамники, и кружки, что было золотое - золотое, и что было серебряное - серебряное, взял начальник телохранителей» (Иер 52:19).
Через 70 лет, разрешив евреям возвратиться на родину и восстановить Храм, персидский царь Кир вернул им уцелевшие священные сосуды, однако меноры среди них не оказалось (I Езд 1:7-11) - видимо, она была разбита, переплавлена или утеряна. Впрочем, многие евреи утешают себя легендой, что незадолго до разрушения Храма пророк Иеремия укрыл менору в потайном месте, известном только ему, и в конце времен она непременно отыщется.

4. Пророк Захария, живший в эпоху возвращения евреев из Вавилона, в одном видении узрел «светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее», то есть менору. Поскольку Захария жил в эпоху упадка пророчествований, он не смог самостоятельно истолковать видение и обратился за разъяснением к ангелу. И услышал в ответ: «Это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Воинств» (Зах 4:2-3, 4:6). И действительно, несмотря на протесты и доносы окрестных племен, возвращение евреев в Сион прошло более или менее мирно.

Рукопись Рамбама с изображением меноры

5. С эпохи Второго Храма менора превратилась в национальный еврейский символ. Ее изображение археологи находят на монетах, солнечных часах, мозаичных полах и стенах домов и синагог, надгробных плитах. В последнем случае менору нередко изображали в виде цветущего растения с переплетенными ветвями. Возможно, это намек на мидраш, согласно которому храмовый семисвечник символизировал древо жизни.

6. Практически на всех дошедших до нас изображениях ветви у меноры изогнуты. Однако, по мнению некоторых правоверных иудеев (прежде всего любавических хасидов), храмовый семисвечник был совсем не таким, а с прямыми ветвями, как в одной из рукописей Рамбама. Что же до сохранившихся изображений, то, по их мнению, на них мы видим неправильных пчел какие-то другие светильники.

7. Золотая менора, изготовленная для Второго Храма, вместе с другой храмовой утварью была захвачена войсками Антиоха Епифана, отступавшими через Иерусалим после поражения в войне с Египтом:
«После поражения Египта Антиох возвратился в сто сорок третьем году и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением; вошел во святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его, и трапезу предложения, и возлияльники, и чаши, и кадильницы золотые, и завесу, и венцы, и золотое украшение, бывшее снаружи храма, и всё обобрал» (I Макк 1:20-22).

8. Поэтому после освобождения Иерусалима и Храма еврейским повстанцам пришлось изготовить новый светильник. По словам Иосифа Флавия , он был сделан из золота. Однако Талмуд утверждает, что первоначально новая менора была железной, и лишь впоследствии ее удалось заменить сначала серебряной, а затем золотой (Авода Зара 43-а).

9. Если речь заходит о меноре во Втором Храме, все, естественно, вспоминают «чудо с маслом»: изгнав греков из Иерусалима, Хасмонеи нашли только один маленькой кувшинчик неоскверненного масла, которого хватило бы всего на день, но которое, тем не менее, горело целых восемь дней. К сожалению, впервые об этом чуде упоминает только Вавилонский Талмуд. Ни в одном из более ранних источников - Маккавейских книгах, трудах Флавия и т.д. - об этом нет ни слова. Скептики делают вывод, что на самом деле никакого чуда и не было, а люди благочестивые - что у евреев просто не было повода о нем вспоминать.

10. Сегодня в Израиле есть несколько футбольных клубов «Маккаби», носящих имя главного героя Хануки. Однако изображение меноры почему-то красуется на эмблеме другого клуба - иерусалимского «Бейтара».

11. На знаменитой арке Тита в Риме изображены воины, несущие, среди прочих трофеев, огромный светильник. Большинство исследователей полагает, что это менора из Иерусалимского Храма.

Кстати, стоит заметить, что вопреки распространенному мнению эта арка вовсе не триумфальная, а поминальная: ее возвел император Домициан в память о дорогом брате Тите. А триумфальной арки самого Тита не сохранилось - ее разобрали на строительные материалы в XIII веке.

Арка Тита (фрагмент)

Как уже было сказано, некоторые раввины уверяли, что на арке изображена совсем не менора. Однако правительство Израиля к этому мнению не прислушалось, и светильник с арки стал государственным гербом.

12. Впрочем, менора стала официальной эмблемой еще до создания государства Израиль. В годы Первой мировой войны по инициативе Владимира Жаботинского в составе английской армии был сформирован Еврейский легион, принявший участие в боях в Палестине. В 1919 году Еврейский легион переименовали в Первый полк Иудеи (First Judeans), и у него появилась эмблема - семисвечник с надписью на иврите «Кадима» («Вперед»). Впрочем, вскоре полк был расформирован.

13. А еще раньше менору избрали своим символом масоны. Точнее сказать, жидомасоны - основанная в 1843 году первая еврейская ложа «Бнай Брит», членами которой, согласно уставу, могут быть только иудеи. По замыслу создателей ложи, менора символизировала свет, который еврейские масоны собирались нести людям.

14. Но вернемся к меноре эпохи Второго Храма. Если верить Прокопию Кесарийскому, менору вместе с другими римскими сокровищами захватил король вандалов Гейзерих, разграбивший Вечный город в 455 году. Разгромив вандалов в 534-м, византийский полководец Велизарий доставил в Константинополь «иудейские сокровища, которые наряду с многим другим после взятия Иерусалима привез в Рим Тит, сын Веспасиана». Возможно, среди них была и менора. Впрочем, в столице Византии эти сокровища не задержались:

Увидев их, какой-то иудей, обратившись к одному из родственников василевса, сказал: Мне кажется, не следует помещать эти вещи в царском дворце Византия. Не полагается им находиться ни в каком-либо ином месте, кроме того, куда много веков назад их поместил иудейский царь Соломон. Поэтому и Гизерих захватил царство римлян, и теперь римское войско овладело страной вандалов. Об этом было доложено василевсу; услышав об этом, он устрашился и спешно отправил все эти вещи в христианские храмы в Иерусалиме.
(Война с вандалами, 2:9)

Нашествие Гензериха на Рим. Эскиз Карла Брюлова

15. Есть и другие версии касательно местоположения храмового светильника. Когда папа Бенедикт XVI прибыл с визитом в Израиль, несколько правых активистов обратились в суд с требованием задержать понтифика, поскольку он якобы прячет в закромах Ватикана украденную у евреев менору. До суда, правда, дело не дошло. А жаль: адвокаты ответчика могли бы в опровержение таких обвинений предъявить книгу Стефана Цвейга «Погребенный светильник» - в ней говорится, что евреи еще в раннем Средневековье выкрали менору и закопали где-то в районе Иерусалима. Так что не сутяжничать надо, а взять лопату и копать, копать и копать.

16. И раз уж речь зашла о папе Бенедикте XVI - когда в 2008 году он побывал на Межрелигиозной встрече в Вашингтоне, представители всех конфессий вручили понтифику символические подарки. Мусульмане подарили миниатюрное изысканное издание Корана, буддисты - корейский колокольчик. Иудеи же преподнесли папе серебряную менору с семью лучами - символ вечной действенности завета Божьего мира.

17. А многие советские евреи, уезжавшие в Израиль в начале 90-х, узнали слово «менора» задолго до того, как впервые открыли Тору или услышали о Хануке. В те годы израильское страховое общество «Менора» открыло в Москве представительство и за небольшие деньги оформляло будущим израильтянам «льготную страховку». Правда, нам не доводилось слышать, чтобы кто-нибудь сумел этой страховкой воспользоваться, но поскольку страховой взнос был невелик, никто особо не обижался.

И другие объекты, полнящиеся смыслами:

(Исх. 25:9). Согласно Библии (Исх. 25:31–40; 37:17–24), менора была выкована цельной из таланта (вероятно, около 30 кг) золота и состояла из центрального ствола с основанием (согласно Талмуду , Мен. 28б, - в виде ножек высотой в три ладони при общей высоте меноры в 18 ладоней, то есть около 1,5 м; Раши в комментарии к Исх. 25:31 утверждает, что ножек было три) и шести отходящих от ствола ветвей (по три справа и слева). Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась третьим «бокальчиками» (гви‘им ), состоявшими из скульптурных изображений завязи миндалевидного плода и цветка, а на стволе «бокальчики» помещались под тремя разветвлениями и наверху. Горелки были съемными, но неясно, служили ли ими верхние «бокальчики» или особые лампадки (нерот ). В скинии менора помещалась в святилище перед южным краем завесы (парохет ), скрывавшей от глаз Святая Святых (см. Храм. Архитектура Первого храма), симметрично столу предложения (шулхан х а-паним ; Чис. 4:7), стоявшему перед северным краем завесы (Исх. 26:35; 40:24). Первосвященник зажигал менору в сумерки и очищал ее горелки утром (Исх. 30:7–8), она горела всю ночь (ср. Сам. 3:3), и в книге Исход (27:20; также Лев. 24:2–4) ее пламя названо нер тамид (буквально `постоянный светильник`).

Семисвечники обнаружены и при раскопках древних святилищ Сирии и Ханаана (главным образом - в слоях, относящихся к периодам средней и поздней бронзы, то есть к 18–15 вв. до н. э.; в лежащих выше слоях такие находки редки). Но это лишь глиняные светильники в форме мисочки с семью углублениями для фитилей, либо плошки с семью чашечками. Изредка эти светильники имеют ножки.

Древнейшие изображения меноры имеются на очень малых по размеру монетах хасмонейского царя Антигона II (37 г. до н. э.), на фрагменте штукатурки (20×12,5 см), обнаруженном при раскопках в Иерусалиме так называемого Верхнего города времен Ирода I (37–4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало 1 в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30–31 гг. н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70–130 гг. н. э.), и на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г. н. э.). Изображения разнятся в деталях, однако все они четко фиксируют три основные части меноры - ствол, шесть ветвей и основание. Бронзовая менора (высота 12,5 см), украшавшая, видимо, ковчег для свитков Торы, была обнаружена при раскопках синагоги римско-византийского периода (3–6 вв.) в Эйн-Геди .

Начиная со 2 в. распространяется обычай, особенно в диаспоре, украшать изображениями меноры стены гробниц, саркофаги и т. п., а в Эрец-Исраэль - вводить их в декор синагог и в их оснащение. В противовес кресту как символу христианства менора становится символом иудаизма. Римские катакомбы (конец 2–4 вв.) изобилуют изображениями как креста, так и меноры. В некрополе Бет-Ше‘арима (2–4 вв.), где были захоронены также евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры. Живя в христианском окружении, эти евреи, видимо, в большей мере ощущали потребность отмечать соответствующим символом свою религиозно-национальную принадлежность. Предполагают, что меноре придавалось также и мессианское значение и она символизировала веру в будущий приход Мессии . Мистическое значение приписывали меноре каббалисты (см. Каббала). Изображения меноры нередки, например, на стеклянных сосудах, печатках, камеях и т. п. Причем, как и в декоре синагог, на предметах, изготовленных в Эрец-Исраэль, по сторонам меноры обычно изображали шофар и совок, а на изготовленных в странах диаспоры - лулав и этрог . На относительно ранних изображениях ветви меноры завершают «бокальчики» (либо на одном уровне, либо образуя дуговую линию), на более поздних - ветви заканчиваются на одном уровне и их соединяет поперечная планка для установки лампад.

Наряду с семисвечником встречаются изображения меноры с четырьмя, шестью, девятью ветвями, что объясняется запретом Талмуда (например, Рх Ш. 24а) точно воспроизводить храмовую менору. Этот запрет, однако, не соблюдался строго. Порой форму девятиствольной меноры придают хануккие - светильнику для Ханукки .

В настоящее время менора (наряду с маген-Давидом) - наиболее распространенная национальная и религиозная еврейская эмблема. Она служит основным элементом герба Государства Израиль. Бронзовая декоративная менора работы английского скульптора Бенно Элкана , подаренная парламентом Великобритании, установлена в парке напротив Кнесета ; она украшена литыми рельефами, изображающими сцены из еврейской истории. Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнесета, выполненной

После объявления Израилем своей независимости в 1948 году, перед новыми государственными органами была поставлена задача о выборе символики, особенно гербового символа новоиспеченного государства. Государственный Совет Израиля едино проголосовал за выбор меноры – золотого семисвечника, а семисвечник в иудаизме, как и Маген Давид – изображение шестиконечной звезды, играет важную роль и является одним из основных символов веры иудеев.

Почему именно выбор пал на менору, очевидно. Некоторые историки сходятся во мнении, что менора является единственным символом иудаизма. По древнему преданию, менора, в период хождения еврейского народа по пустыне, находилась в Скинии Собрания, а после была передана в Иерусалимский храм. Как гласит легенда, именно еврейский семисвечник был показан Моисею во время его молитвы на горе Синай. Указания, данные Моисею, были настолько сложны, что Бог собственноручно создал семисвечник. На вид он имел шесть ветвей на основании, и выполнен был из чистого золота, общим весом 35 кг.

Прообразом семисвечника в иудаизме стала мория или марва – одна из разновидностей шалфея. Согласно другому преданию, менора это изображение дерева. Согласно древней легенде, таких семисвечников в иудаизме было всего шесть. Находились они в храме Соломона, но после его разрушения были перенесены в стены Второго Храма. В период возведения Второго Храма, пророку Захарию во сне пришло ведение, в котором он увидел ветки оливы по сторонам меноры. Так и появился современный вид меноры – в обрамлении оливковых веток, который впоследствии использовался в качестве герба.

Предания Талмуда рассказывают нам о Флавие Тите – римском полководце, который во время блокады римлянами Иерусалима смог похитить золотую менору, посланную затем в Рим в качестве победного трофея. Об этом говорит и триумфальная арка, которая была возведена после кончины Тита. Изображение на ней рассказывает, как побежденные евреи несут золотую менору. Такой образ семисвечника и лег в основу современного герба, хотя многие историки и раввины говорят, что настоящая менора имела другой вид. На сегодняшний день доподлинно неизвестно, какова была дальнейшая судьба меноры.

Второй век нашей веры – время, с которого еврейский семисвечник начал считаться полноценным символом иудаизме, как крест в христианской вере. Образ меноры встречается в древних захоронениях, и по наличию семисвечника можно безошибочно догадаться, что это еврейское захоронение.

Образ меноры повсеместно используется для оформления синагог, в иллюстрациях к различным древним писаниям. Еврейский золотой семисвечник – образ второго пришествия Мессии. Образ меноры в иудаизме многогранен. Он является символом света и слова Божьего, божественной защиты иудеев, символ мудрости, духовного возрождения, символ чуда рождения и жизни.

Несмотря на то, что остановить выбор на основном символе герба Израиля было делом быстрым и единогласным, то с выбором остальных художественных элементов герба страны, случились небольшие загвоздки. Один их художников – Итамар Давид, предложил использовать в качестве дополнительных изображений на гербе плоды граната или шофар. Но это предложение было отклонено. Еще один вариант израильского герба принадлежит Максиму и Габриэлю Шамирам. Под их художественным руководством на гербе появился золотой семисвечник на щите, в обрамлении оливковых веток, а основание украшала надпись «Израиль». Изображение на гербе Израиля веток оливы приписывают президенту Хаиму Вайцману.

Существует несколько версий про выбор оливковых ветвей. По одной из них, масло, отжатое из плодов оливы, используется для того, чтобы зажечь менору. По другой версии, ветви оливы имеют схожие черты с, изображенными на знамени СССР, колосьями. Официальная версия объясняет выбор оливковых ветвей как символа мира, и стремление Израиля к нему.

[древнееврейское] - у евреев: подсвечник для семи свечей. Первоначально служил для литургических целей.

Менора , или минора (еврейское - светильник) - один из наиболее древних символов иудаизма, металлический подсвечник с семью глиняными или стеклянными лампадами. Форма меноры восходит к описанному в Библии семисвечнику, олицетворяющему семь церквей Малой Азии и символизирующему семь планет и семь дней Творения. Например, иудейский философ Филон считал, что менора символизирует семь планет, являющихся наивысшими предметами, доступными человеческому восприятию. Он же утверждал, что золото, из которого сделана менора, и ее свет символизируют Божественный свет, или логос.

Кроме того, менора идентифицируется с храмом Соломона. После разрушения Второго храма императором Титом в 70 менора стала символом выживания и преемственности традиций еврейской нации. В настоящее время она является эмблемой Израиля, изображаемой на печатях и монетах. Большая скульптурная менора работы Бенно Элькана стоит перед зданием кнессета в Иерусалиме, символизируя возрождение еврейского народа после долгих лет изгнания и лишений.

Менору часто сравнивают с перевернутым деревом жизни, укоренившимся на небесах. Так, каббалисты считают ее символом дерева Сефирот - совокупности десяти божественных эманации мира, - где семь рожков представляют семь нижних сефирот, ствол - Сефиру Тиферет (еврейское "красота"), а масло - неистощимый источник благодати (Айн Соф), вечно изливающейся в нижние миры. В практической Каббале менора служит орудием против демонов. Если ветви меноры изогнуть, сверху она будет выглядеть как звезда Давида. Хасиды сравнивают менору с шестикрылым серафимом, чье имя произошло от еврейского слова, обозначающего огонь. Господь якобы продемонстрировал Моисею образ серафима и повелел воссоздать его земными средствами.

Правила изготовления и применения меноры подробно описаны в 29-й главе Исхода. Легендарная менора, дарованная Богом Моисею в годы странствий в пустыне, имела треножное основание, но Талмуд запрещает ее копировать во всех подробностях. После разрушения Иерусалимского храма она исчезла, и с тех пор в ритуале используются ее приблизительные копии, стоящие на круглых или шестиугольных подставках. Ботаники полагают, что форма меноры была навеяна растением, называемым "мория", которое произрастает в Израиле и в пустыне Синай и, высушенное на плоской поверхности, напоминает менору.

Как утверждает более поздняя традиция, в храме Соломона изначальную менору зажигал первосвященник, а десять остальных стояли рядом, исполняя декоративную функцию. Когда вавилоняне разрушили Первый храм, все золотые меноры были сломаны. Однако, по легенде, первоначальную менору спрятали и сохранили в изгнании. После разрушения Второго храма менора была увезена в Рим и установлена в построенном Веспасианом Храме мира. Позднее она была увезена в Константинополь или в Иерусалим, где и исчезла при невыясненных обстоятельствах.

В античные времена менора часто изображалась на мозаиках и фресках синагог, на могилах, сосудах, лампах, амулетах, печатях и перстнях. В Средние века менора становится популярным мотивом книжных иллюстраций и обложек. В наше время менора - важный элемент синагогального искусства: ее можно увидеть на витражах, ковчегах и футлярах для Торы, а также в качестве архитектурной детали.

Ханукальная менора с девятью рожками внешне напоминает храмовую, но имеет другое происхождение. Восемь рожков подсвечника символизируют чудо, произошедшее во времена Иуды Маккавея, когда дневного запаса священного масла, найденного в оскверненном храме, хватило на восемь дней непрерывного горения. Девятый огонек служит для зажигания восьми остальных. В старину ханукальная менора висела слева от входной двери, напротив мезузы, как знак публичного свидетельства о чуде. Когда же такие свидетельства стали небезопасными, иудейский закон предписал зажигать менору только внутри помещения.

В Средние века в синагогах появились копии семирожковой меноры, которую зажигали для блага бедняков и странников, не имеющих возможности зажечь собственную лампу в день Хануки. Именно эти стоячие меноры, дополненные двумя рожками, стали моделью для современных домашних менор. Сохранилось строго соблюдаемое требование, чтобы восемь боковых рожков находились на одной линии, но их огни не сливались.