Миф о исиде и горе. Исида – одна из величайших богинь древности. Осирис и Сет

После того, как мудрый Тот выиграл у Луны пять дней и присоединил их к солнечному году, богиня Нут обрела возможность рожать по одному ребёнку в каждый из пяти предновогодних дней.

В первый день она родила Осириса. Когда младенец появился на свет, он так громко заплакал, что это могло означать только одно: в мир явился величайший из богов! В то же мгновение голос свыше возвестил:

Люди и боги! В мир пришёл Властелин Всего!

Во второй день родился Хор Бехдетский. Хор и Осирис были сыновьями Ра.

В третий день родился Сет (сын Геба), бог в виде человека со звериной мордой, с красными глазами и красными волосами (цвет песка), повелитель стихийных бедствий и войн, бог мёртвой пустыни. Он появился из бока матери Нут раньше положенного срока.

В четвёртый день родилась Исида (егип. Исет), дочь Тота, богиня супружеской верности, материнства и любви, защитница умерших на Загробном Суде. Своего брата и мужа Осириса Исида любила ещё до рождения, когда пребывала во чреве богини Нут.

В пятый день родилась дочь Геба, сестра и жена Сета Нефтида (егип. Небтот), которой суждено было стать, как и Исиде, покровительницей умерших.

Когда Осирис повзрослел, он унаследовал трон Геба и стал земным владыкой. Египтяне в те времена были ещё варварами и людоедами, поэтому Осирис занялся их обучением. Он разъяснил им, что можно есть и что нельзя, с помощью Тота установил законы, научил строить ирригационные каналы, орошать поля, выращивать урожай и поклоняться богам.

Мудрый Тот помогал Осирису в этой благородной деятельности: он дал людям язык и письменность, придумал для них имена, а для вещей - названия; обучил египтян ремёслам, зодчеству и искусствам.

Осирис и Тот правили в Египте без всякого насилия в отношении людей и ни разу не допустили кровопролития. Это были лучшие времена Золотого века!

Когда все жители Египта стали грамотными и по всей стране установился угодный богам порядок, Осирис решил отправиться в миссионерское путешествие по соседним странам, поскольку остальные народы всё ещё пребывали в состоянии варварства. Оставив трон на попечение своей жены и сестры Исиды, он в сопровождении певцов, музыкантов и свиты младших божеств отправился в путь.

Бог и его свита ходили по земле, распевая гимны, и после долгих странствий преобразовали весь мир так же, как некогда преобразовали Египет. Ни разу не применив силу, покоряя людей только красноречием и благородными делами, Осирис вскоре подчинил себе все соседние народы и племена.

Покуда бог путешествовал, Исида оставалась в Египте и правила страной. Поэтому Исида считается воплощением трона Осириса.

Исида и Тот обучили людей магии, медицине, священным заклинаниям, научили собирать лекарственные травы. Богиня передала женщинам своё умение вести домашнее хозяйство и заботиться о семье.

После того, как Осирис возвратился из миссионерского путешествия, Сет, тайно влюблённый в Исиду, задумал убить Осириса и захватить земной престол. Он вошёл в сговор с царицей Эфиопии Асо, поддержавшей его умысел, и к ним присоединились ещё 72 демона, недовольных правлением Осириса.

Сет тайком измерил рост Осириса и по снятой мерке изготовил сундук, украшенный золотом и узорами из поделочных камней. Когда сундук был готов, Сет и остальные заговорщики устроили званый пир, на который пригласили и Осириса.

В разгар празднества Сет принёс сундук в зал. Гости наперебой стали выражать восхищение великолепным изделием. Тогда Сет, как бы в шутку, сказал:

Ложитесь по очереди в сундук! Кому он придётся впору, тот и получит его в подарок.

Пьяные гости стали забираться в сундук, но для одних он оказывался слишком велик, для других - чересчур мал, для третьих - слишком широк или слишком узок. Наконец подошла очередь Осириса. Ни о чём не подозревая, бог улёгся в сундук. В тот же миг заговорщики захлопнули крышку, обвязали сундук ремнями, отнесли его к Реке и бросили в воды Танисского устья. С тех пор это устье считалось у египтян ненавистным и проклятым.

Произошло это на двадцать восьмом году правления Осириса в семнадцатый день месяца Атир.

Узнав о том, что произошло, Исида остригла волосы, облачилась в траурные одежды и отправилась искать сундук с телом Осириса. Вне себя от горя, богиня причитала.

Плача, Исида ходила из края в край и спрашивала каждого встречного, не видел ли он сундук. Но никто не мог сказать убитой горем богине ничего утешительного. Много дорог исходила Исида, много обошла селений и городов, многих расспросила людей, прежде чем встретила тех, кто помог ей, - шумную ватагу ребятишек, которые видели как сундук плыл по реке к морю.

Поблагодарив детишек, Исида произнесла волшебное заклинание, которому её научил отец, мудрый бог Тот, и сразу догадалась, что сундук надо искать на побережье Уадж-Ур, в финикийском городе Гебале (Библ), куда его прибило течением.

Речные волны вынесли сундук с трупом Осириса к берегам Гебала, выбросили его на сушу, и сундук остался лежать на молодом ростке вереска. Покуда Исида странствовала, вереск успел разрастись, стал высоким, окружил сундук и сокрыл его внутри своего ствола. А через некоторое время царь Гебала Малакавдр, прогуливаясь, увидел прекрасное дерево и повелел его срубить и сделать из него колонну для своего дворца.

Когда Исида, придя в Гебал, узнала об этом, она в изнеможении села у родника и заплакала от безысходного отчаяния.

В это время к источнику пришли служанки Астарты, царицы Гебала. Они услышали плач богини, подошли к ней и спросили, почему она плачет. Исида вступила с ними в разговор. Девушки оказались добрыми и отзывчивыми, они понравились богине, и она, желая сделать для них что-нибудь приятное, заплела им волосы и пропитала их кожу божественным ароматом.

Когда девушки вернулись во дворец и рассказали обо всём Астарте, царица загорелась желанием увидеть чужестранку, чьи волосы и кожа благоухают как амброзия. Послали за Исидой, и богиня в сопровождении царских слуг вскоре пришла во дворец.

Она очень понравилась Астарте, и царица Гебала назначила её главной нянькой и кормилицей своего недавно родившегося сына.

Исида полюбила царского сынах и решила даровать младенцу бессмертие. Она кормила его не грудью, а давала сосать палец своей божественной руки; по ночам же она опускала маленького царевича в волшебное пламя, которое разводила в очаге, и огонь сжигал смертные части его тела. Пока ребёнок лежал в огне, Исида, превратившись в ласточку, с плачем летала вокруг вересковой колонны.

Так продолжалось много ночей подряд. Но однажды царице Астарте захотелось посмотреть, как чужестранка ухаживает за её ребёнком. Подкравшись к покоям, где находился маленький царевич, Астарта приоткрыла дверь, осторожно заглянула внутрь и, увидав, что её любимое дитя объято пламенем, издала душераздирающий крик. Этот крик разрушил волшебные чары Исиды, и возможность даровать ребёнку бессмертие была утрачена навсегда.

Разгневанная царица потребовала от Исиды немедленных объяснений, и богине ничего не оставалось делать, как открыться Астарте.

Несчастная! - воскликнула Исида. - Зачем ты помешала мне? Знай: я - Исида, великая богиня магии, чар и колдовства. Я хотела сделать твоего сына бессмертным; горе тебе! Из-за тебя мои чары потеряли силу, и твой сын, как все люди, состарится и умрёт.

А теперь отдай мне колонну, что украшает твой дворец, и я покину Гебал.

Насмерть перепуганная царица пала ниц перед богиней. Исида без труда вырвала вересковую колонну из земли, разрубила древесину и извлекла сундук. Она припала к нему лицом и так пронзительно закричала, что младший царский сын не вынес её крика и тут же умер.

Так Астарта была наказана за то, что помешала богине.

Разрубленный вересковый ствол Исида полила сладким маслом, покрыла льном и отдала Малакандру и Астарте. С тех пор деревянный столб Джед является символом Осириса.

Царь Малакандр снарядил для Исиды корабль и послал своего старшего сына сопровождать богиню в плавании. Когда корабль отчалил от берега, Исида открыла сундук и, увидев мёртвого Осириса, разрыдалась. Сын Малакандра из любопытства приблизился к богине: он хотел посмотреть, что лежит в сундуке. Исида повернулась к царевичу и устремил на него такой гневный взгляд, что юноша тут же рухнул замертво.

По возвращении в Египет Исида спрятала сундук с телом Осириса в Дельте Нила, в зарослях камыша.

Ещё до того, как Сет убил своего брата, жена Сета, Нефтида, полюбила Осириса. Приняв облик Исиды, она пришла ночью на его ложе, и от этой связи родился великий бог Дуата Анубис (егип. Инпу).

Опасаясь, что Сет отомстит ей за измену и убьёт малыша Анубиса, Нефтида обманула мужа, уверив его, что отцом Анубиса является он, Сет.

Когда Сет убил Осириса, Нефтида бежала от него и присоединилась к Исиде.

Однажды Сет отправился на ночную охоту в Дельту Нила и там, бродя по камышам, случайно наткнулся на сундук, спрятанный Исидой. Он развязал ремни, откинул крышку и, увидев мёртвого Осириса, пришёл в ярость. Изрыгая проклятия, злодей выхватил меч, разрубил тело брата на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту.

Узнав о новой беде, Исида отправилась на поиски останков любимого супруга. Она смастерила папирусную ладью и поплыла в ней по рекам и болотам. Исиде во всем помогала Нефтида, бежавшая от Сета.

Поиски частей тела Осириса продолжались двенадцать дней. На каждом месте, где Исида находила какую-либо из частей, она ставила надгробную стелу, чтобы Сет думал, будто Осирис похоронен, и чтобы культ Осириса распространился по всему Египту.

Единственной частью тела, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы - лепидот, оксиринх и фраг. С тех пор египтяне презирают этих рыб и брезгуют ими.

Исида вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному телу Осириса.
Затем Исида смазала труп Осириса божественными маслами, тем самым предохранив его от тления. В создании этой первой на земле мумии Исиде помогали Нефтида, Тот и Анубис - знаток секретов бальзамирования.

Через 70 дней мумия была изготовлена. Исида и Нефтида стали оплакивать любимого супруга и брата.

Исида очень горевала из-за того, что при жизни Осириса не успела родить ему сына. Но, зная магию и тайны колдовства, она смогла зачать ребёнка и от мёртвого мужа. Превратившись в самку коршуна - птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела.

Узнав, что Исида предала останки Осириса погребению, Сет пришёл в неистовство и приказал заточить её в темницу. Даже сама мысль, что Осирису оказали погребальные почести, была невыносима для злодея, но он и не подозревал, что тело Осириса восстановлено.

С помощью Тота Исиде удалось бежать из-под стражи. Она спряталась в болотах Дельты Великой Реки и там вынашивала Хора, законного наследника трона Осириса.

Литература: Рак И.В. "Мифы Древнего Египта", СПб.: Издательство "Петро-РИФ", 1993. Переводы фрагментов древнеегипетских текстов - Матье М.Э. и Павлова О.И.

Богиня Исида - самая известная богиня древности, про которую говорили, что у нее тысяча имен. Она почиталась в Древнем Египте как покровительница плодородия и мореплавания, повелительница ветра, воды. Пред ней преклонялись как перед символом женственности и самозабвенной верности мужу.

Исида - самая почитаемая дохристианская богиня

Огромной любовью и уважением пользовалась в Древнем Египте богиня Исида, чего не скажешь о других прекрасных богинях. Она единственный из культов Египта, который вышел за пределы этой цивилизации. В период эллинизма, а позже и в Риме, ей поклонялись во всем Средиземноморье. Кроме этого, культ богини Исиды соперничал с ранним христианством. Она была внесена в пантеон богов - покровителей медицины.

В ранней мифологии Исида выступает как повелительница скорпионов. Древние веровали, что она подарила человечеству пчел и свадебные наряды. Дала женщинам умение прясть пряжу, ткать ткани, жать хлеб. Исида покровительствовала роженицам и предсказывала судьбу родившихся фараонов.

Интересно, что имя ее переводится как «трон». Исида, благодаря своему сыну, одухотворяла власть царя и почиталась в качестве небесной матери любого фараона, давшей ему трон.

Как и вавилонская Иштар, египетская богиня Исида вначале была злой и воевала даже со своим сыном. Но с течением времени она становится благодетельной правительницей, полной любви матерью и женой.

Рождение Исиды: миф

В мифологии Исида - дочь Геба и Нут, правнучка Ра, сестра-близнец Осириса и его любимая жена. Практически все мифы и сказания о ней тесно сплетаются со сказаниями об Осирисе. В мифологии различных народностей брак богов - братьев и сестер - был одним из показателей их божественной сущности.

Удивительно, но «владычица жизни», которой поклонялись древние египтяне, могла не родиться, из-за события, случившегося на самой заре времен. В то время, когда Ра образовывал мир, его дети - бог Шу (воздух) и (вода) - полюбили друг друга, и от этой прекрасной любви родились два бога - Геб (земля) и Нут (небо), которые также полюбили дуг друга.

Любовь была такой крепкой, что небо и Земля соединились! Солнце, воздух, вода застыли, их движение прекратилось. Ярости Ра не было предела, он повелел сыну Шу наказать непокорных влюбленных, из-за этого произошло несколько катастрофических землетрясений. Но было поздно, Нут уже вынашивала в чреве пятерых богов.

В их числе были богиня Египта Исида и Осирис. Взбешенный Ра определил, что эти дети не смогут появиться на свет ни в один из 12 месяцев года. На помощь пришел он выменял у Луны пять добавочных суток. Они были расположены после двенадцати месяцев. Нут родила Исиду в четвертый из дней.

Миф об Исиде и Осирисе

После убийства Сет скинул тело ненавистного брата в Нил, а древнеегипетская богиня Исида приложила немало сил, чтобы найти останки. В этом несчастной помогала ее сестра Нефтида. Две прекрасные богини, нашли Осириса и перепрятали его в болотистых местах Хеммиса.

Но Сет не прекратил своих попыток покончить с братом, отыскал тайник и разделил его останки на 14 частей, после чего разметал по всему Египту. И все-таки богиня не сдавалась. Собрав все части Осириса, она с помощью Анубиса создала из них самую первую мумию.

Исида изваяла из глины фаллос, который не смогли найти, так как, по легенде, его съели рыбы. После этого, она освятила его. И при помощи магических заклинаний прирастила к телу мужа. С помощью магии превратившаяся в самку коршуна, именуемую Хат, Исида, раскинула свои крылья на мумии мужа, прошептала магические слова и забеременела.

Культовые сооружения с изображением Исиды и Осириса

В храмах Хатхор в Дендре и Осириса в Абидосе до наших дней сохранились древнейшие рельефные композиции. В них изображен божественный акт, при котором был зачат сын богини, когда она приняла образ самки сокола, распластанной над мумией. По мифу, Осирис стал царем в загробном мире, а Исида родила сына - Гора. Это произошло в болотистых тростниках Хеммиса (Дельта).

И сейчас в Египте можно видеть бесчисленные статуи и барельефы, показывающие Исиду, кормящую грудью сына, который принял вид фараона. Вместе с сестрами Нут, Тефнут и Нефтидой, богиня Исида получила эпитет «прекрасная». Она всегда находилась рядом при появлении на свет фараонов.

Великий Ра и Исида: миф

В древних текстах об Исиде говорится, что у нее сердце более непокорное, чем у всех людей, и более умное, чем у всех богов. Исида считалась людьми колдуньей. Она опробовала свои умения на богах.

Так, с неукротимым желанием богиня хотела познать тайное имя бога Ра, сотворившего мир, а также небо и свет. Это дало бы ей власть над самым могущественным богом, а впоследствии - и над всеми богами. Для того чтобы узнать секрет главы пантеона богов Египта, богиня Исида применила хитрость. Она знала, что Ра стар и что когда он почивает, то с уголков его губ течет слюна и каплет под ноги.

Она соскребла эти капельки, перемешала их с дорожной пылью и вылепила змею. При помощи своих заклятий оживила и подбросила ее на дорогу, по которой должен был проходить Ра. Через некоторое время верховный бог был укушен змеей. Испугавшись, он кликнул на помощь детей и объяснил им, что его укусило что-то неизвестное, и сердце его трепещет, а члены исполнены холодом.

Исида, покорная его воле, тоже пришла к отцу и произнесла: «Открой мне имя свое, отец, ведь останется жить тот, чье имя будет упомянуто в заклинании!» Ра пришел в смятение - он знал об этом, но боялся. Он, притворяясь, что уступил дочери, зачитывал перечень случайных имен. Но Исиду не провести, и она настояла, чтобы отец произнес свое настоящее имя.

Ра, не в силах перенести жуткую боль, посвятил ее в ужасную тайну. После чего был исцелен дочерью. Интересно, что ни в одном из текстов, известных в настоящее время, это имя не было указано. В христианстве имя Бога также не знает никто.

Культ Исиды, центры почитания и символы

Культ богини плодородия Исиды с течением времени становится повсеместным. Ее почитали везде: от всех земель Древнего Египта до отдаленных римских провинций. У греков и римлян богиня Египта Исида, фото изображений которой вы можете видеть в статье, тоже была символом и пользовалась всеобщим вниманием. Птолемеи Египетские построили в ее честь много храмов. Так, на юге от Асуана было возведено святилище Дебод. А с закатом эпохи фараонов и с расцветом эпохи Рима храмы были построены и в Нубии. Примером может служить храм Калабша (античное - Талмис). Но больше всего известен храм Исиды, расположенный на о. Филе (Пилак).

Фараон Нектанеб I из ХХХ династии принял решение возвести величественный храм богини Исиды, который стал самым крупным культовым центром богини. Следующие фараоны и императоры Рима всячески содействовали поддержанию этого культа. Храм был закрыт в период распространения христианства в 537 году, по приказу императора Юстиниана. Все статуи были переправлены в Константинополь, а Гипостильный зал был переоборудован в церковь христиан, что еще раз подтвердило связь ее с Богородицей.

Символы Исиды

Главный символ описываемой богини - это царский трон. Его знак довольно часто располагается на ее голове. Исиды почиталась великая белая корова Гелиополя, которая была матерью священного Аписа.

Широко распространенным символом Исиды считается амулет Тет, носящий название «узел Исиды». Он изготавливается из красных минералов - яшмы и сердолика.

Небесный символ богини - это Сириус. С восходом этой звезды от слез богини, оплакивающей любимого мужа, разливается Нил.

Начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.

Легенду об Осирисе и Исиде называют ядром египетской культуры. Существует несколько вариантов этой легенды. Один из самых распространенных гласит, что Осирис и Исида, брат и сестра, полюбили друг друга еще в чреве матери. Старший брат, Осирис, стал царем и заботился о своем народе, а Исида была его любимой женой. Именно Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил почитать богов. Он ввел обработку злаков, положил начало сбору плодов с деревьев и виноградарству. Он много путешествовал по миру, распространяя тайны земледелья, и восхищенные народы отвечали ему преданностью и любовью. Однако его родной брат, Сет, завидовавший Осирису, возглавил заговор против него. Он и 72 его единомышленника убили Осириса, тело положили в сундук, а затем выбросили его в море. Волны отнесли сундук на берег Финикии, и произошло чудо: из него выросло великолепное дерево. Прибывшая Исида освободила останки царя и, по одному варианту легенды, оживила Осириса и зачала от него сына, а по другому -- доставила тело в Египет и укрыла его в болотах. Но Сет добрался и туда, извлек тело и, расчленив его на 14 частей, разбросал по всей стране. Безутешная Исида разыскала все части тела и каждую похоронила отдельно -- отсюда множество захоронений Осириса. По другой версии, когда Исида нашла тело своего царя, она вместе с Нефтидой исполнила поминальный плач, который теперь является традиционной частью похорон в Египте. Они пели: «Приди в свой дом, о прекрасный юноша, чтобы увидеть меня. Я возлюбленная сестра твоя, ты навеки неотделим от меня. Я не вижу тебя, но мое сердце томится по тебе, и мои глаза желают тебя. Приди к возлюбленной своей, приди Уннефер (благостный)! Боги и люди обратили свои лица к тебе и вместе оплакивают тебя … Я зову тебя и плачу так, что меня слышат боги на небесах, но ты не слышишь голоса моего. Но я сестра твоя, я снова и снова скорблю о тебе и зову тебя! … ». Этот плач о прекрасном юноше (или девушке, если речь идет, например, о Персефоне) - неизменная часть календарного мифа, посвященного смене времен года, в основе которого рассказ об умирающем и воскресающем боге, где за трагической и безвременной смертью следует воскрешение. Слезы и стенания сестер были услышаны на небесах, и сам Ра послал на землю Анубиса, чтобы именно он (ему в этом помогали Исида, Нефтида, Хор и Тот) составил из кусков тело мертвого бога, спеленал его полотняными повязками и совершил все те обряды, которые впоследствии стали проводить египтяне во время похорон.

Анубис (греческий вариант имени, египетский - Инпу), согласно одной из версий, сын Нефтиды и Осириса. Новорожденного мать прятала на болотах дельты Нила от своего мужа Сета; там юного бога нашла Исида и воспитала его. Анубис изображался в образе черного шакала или дикой собаки Саб, а также человека с головой шакала или собаки. Анубис-Саб считался судьей богов, центром его культа был город Каса (греч. Кинополь - город собаки), однако его главной функцией долгое время был трон царства мертвых (там он считал сердца пришедших в его царство), в то время как Осирис олицетворял умершего фараона. Впоследствии функции царя мертвых переходят к Осирису, а Анубис становится богом, ответственным за проведение бальзамирование тела, и участвует в мистериях Осириса.

Итак, после мумифицирования тела с помощью Анубиса Исида взмахнула своими крыльями, и Осирис ожил. Как известно, оказавшись в царстве мертвых он со временем получил его трон и стал носить титулы Господина Подземного Мира и Хозяина Вечности. Миф об Осирисе лежит в основе неколебимой веры египтян в воскрешение после смерти. Итак, если провести все манипуляции, которые совершили над телом Осириса, а в первую очередь, уподобить тело мумии, как это было с Осирисом, любой человек воскреснет - получит новую жизнь в ином мире, где правит любимый бог египтян.

Описанные события - заговор против царя - произошли на 28 году его царствования. В легенде об Осирисе и Исиде значительная роль уделяется их сыну Хору. С ним связана еще одна версия воскрешения Осириса. Выросший и возмужавший Хор жаждал мести и восстановления справедливости. Когда он победил в поединке своего дядю Сета, то отобрал у него магический глаз («око Хора») и дал проглотить мертвому отцу. Осирис воскрес, но, не захотев царствовать на земле, оставил трон сыну, а сам вернулся на престол подземного мира. В Древнейшую эпоху, когда возник культ Осириса, он воспринимался как бог производительных сил природы. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой в руках. Считалось, что, подобно всему растительному миру, он ежегодно умирает и возрождается. Сначала Осирис отождествлялся только с умершим царем, но затем каждый умерший египтянин уподоблялся в молитвах Осирису. Называя Осириса богом земных глубин, египтяне считали, что на его плечах покоится вселенная. Как бог мертвых и царь загробного мира, он воспринимался великим судьей. Считалось, что когда перед ним предстает покойный, его сердце взвешивается на весах для оправдания или наказания. С конца Нового царства Осириса отождествляли с богом Ра и изображали с солнечным диском на голове. В эллинистический период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа, и новый бог получил имя Сераписа. В Греко-римскую эпоху культ Осириса получил распространение в Европе и западной Азии.

Исида -- богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания. Облик и функции любимой богини египтян на протяжении веков значительно менялся. В древнем варианте мифа об Осирисе, принадлежащем эпохе материнского права, Исида выступает против Хора, своего сына, защищая Сета, принадлежащего ее роду. В мифе о Ра Исида выступает как злая волшебница, которая сознательно насылает на верховного бога ядовитую змею, а затем спасает его после того, как он открывает ей свое настоящее имя. Знание его дает Исиде власть над верховным богом Ра. Однако постепенно Исида превращается в милосердную владычицу, любящую жену и мать. В древности Исида почиталась как богиня неба и ветра, поэтому часто изображалась женщиной с крыльями или птицей. Именно эта ипостась была необходима ей, когда пришлось разыскивать тело своего мужа: в виде коршуна она пролетала над его могилой и, согласно одной из версий, именно в этот момент осуществила зачатие своего сына Хора; в другой раз она обратилась в ласточку и парила, не узнанная Сетом; даже воскрешение Осириса связано с волшебным взмахом ее крыльев. Исида изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами. После создания Гелиопольского пантеона владычицей неба признается ее мать, богиня Нут, а сама Исида выступает в классическом образе супруги и помощницы Осириса.

Как царица и супруга Осириса Исида воспринимает и некоторые его функции: вместе с ним учит людей жать, растирать зерна; греки отождествляли ее с Деметрой. Наряду с представлением о том, что воды Нила вытекают из тела Осириса, существовала легенда о разливе великой реки, переполненной слезами Исиды, горюющей по своему супругу.

Указанные многочисленные функции Исиды далеко не исчерпывают полный перечень ее свойств. Может быть, именно эта многоликость обусловила широкую популярность культа Исиды в греко-римском мире, повлиявшем на христианскую догматику: образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Хором.

Нефтида -- богиня домашнего очага, младшая из детей Геба и Нут. Изображалась с иероглифом своего имени на голове и воплощала образ идеальной сестры, неизменный участник мистерий Осириса. Иногда Нефтида фигурирует как жена Сета и мать Анубиса, рожденного ей от Осириса.

Сет, или Сетх, -- бог чужих стран, олицетворение злого начала, убийца Осириса.

Гор, или Хор, -- божественный царь, сын Осириса и Исиды. Воплощением Хора на земле был фараон. Он был сыном Осириса, отомстившим за отца, его называли еще «сын Ра».Его представляли в образе сокола - властелина неба. В городе Летополисе, в восточной Дельте, существовал древний культ Гора, известного под именем Гор-мерти (Гор-глаза), глазами Гора были солце и Луна.

С культом Гора связано поклонение Хатхор - одной из главных богинь Египта. Изображалась она как женщина с головой рогатой коровы. В древнейший период она почиталась как небесная корова, родившая солнце. Хатхор, как и другие боги Египта, многофункциональна: ее считали доброй богиней, помогающей женщинам во время родов, называли кормилицей, а затем и женой Гора. Центр культа богини находился в городе Дендера, хотя посвященные ей храмы строились по всей стране, сам культ распространился в вНубии, Библе и Пунте. Семь Хатор олицетворяли семь египетских судеб, присутствовавших при рождении ребенка.

Осирис стал очень хорошим властелином. Египет достиг при Осирисе благоденствия. Годы его правления стали апогеем истории «Золотого века». Выросли города, разбогатели все люди, земля родила небывалые урожаи, а вот засухи и наводнений не бывало ни разу! Осирис внимательно прислушивался к советам окружающих и действовал мудро. Ему помогала править супруга Исида – богиня материнства. Иногда молодому царю давали мудрые наставления его отец Геб и великий бог мудрости Тот. Казалось, все любили Осириса и уважали его, но был один бог, который ненавидел царя Египта и завидовал ему. Это был родной брат Осириса – Сет.

Сет мечтал погубить брата и завладеть его троном. Однажды он устроил в своём дворце пир, на который пригласил Осириса. Царь Египта подумал, что брат его ищет пути к примирению, и с радостью принял приглашение Сета. Пиршество было великолепным, такого числа изысканных кушаний и сортов благородного вина не подавали даже самому Владыке мира богу Ра. Сет обнимал Осириса и клялся ему в дружбе и любви. Даже красные глаза Сета, казалось, более не излучали иступленного зла. На самом деле убийца очень волновался, ведь главная часть празднества была впереди. В зал внесли восхитительно отделанный сундук, украшенный золотом и драгоценными каменьями. Переодетые людьми демоны – гости Сета, стали шумно восхищаться богатством хозяина дома. Тогда щедрый Сет объявил, что подарит сундук тому, кто поместится в нем. Ни один из гостей не мог лечь в него в полный рост. Подошла очередь Осириса. Едва он лег в сундук, Сет радостно завопил «Отныне он твой, возлюбленный брат» и, захлопнув крышку, захохотал: «так и умри же в нем, пусть он будет тебе гробом!». Тщетно молил Осирис о помощи, лишь пьяный хохот демонов был ему ответом. Утром сундук оттащили к Нилу и бросили в воду. Осирис утонул.

Долго ждала Исида в царском дворце возвращения любимого брата и супруга, но вместо него в чертог явился Сет. Он объявил о смерти Осириса и выгнал сестру из дома, приказав никогда более не показываться ему на глаза. Дрожащими руками он взял корону Осириса и возложил её себе на голову.

Исида пошла по миру искать тело любимого мужа, дабы достойно похоронить его. Она горько плакала и причитала, обращаясь к Осирису:

Приди ко мне скорее!

Потому что я жажду узреть тебя

После того, как не видела лица твоего.

Тьма вокруг нас, хотя Ра в небесах.

Небо смешалось с землей. Тень легла на землю.

Сердце моё горит от злой разлуки.

Оба наши города разрушены, перепутались дороги.

Я ищу тебя, потому что жажду видеть тебя.

Я в городе, в котором нет защитной стены.

Я тоскую по твоей любви ко мне.

Приходи! Не оставайся там один!*

Наконец богиня нашла сундук с телом супруга и перенесла его в Египет. Она была очень осторожна, ведь повсюду рыскали шпионы Сета. Исиде помогали Нефтида со своим сыном Анубисом , богом с головой шакала, покровителем мертвых. Пока они готовили для Осириса гробницу, злобный бог красных песков пустыни, царь Та-Кемет и братоубийца Сет пошел на охоту и наткнулся на мертвое тело Осириса. С лютой ненавистью накинулся он на труп и разрубил его на части, раскидав по всей земле Египта. Вновь Исида стала искать тело супруга. Она обыскала Нил, Нефтида горы, а Анубис пустыню. Они собрали все части тела Осириса и колдовством соединили их. Анубис достал благовония и длинные полосы ткани. Семьдесят дней бальзамировал он тело Осириса. Затем с плачем сестры похоронили возлюбленного брата. Случилось то, чего опасался Сет – люди стали поклоняться гробнице доброго Осириса и проклинать жестокого царя.

Узнав об этом, Сет разъярился и пожелал убить Исиду, но другие боги помогли ей укрыться в болотах дельты. Здесь она родила сына Осириса – Гора, бога с головой сокола. Мальчик быстро рос и, возмужав, начал борьбу с Сетом, чтобы отомстить за своего отца. Много лет сражались они, и Гор наконец победил Сета и изгнал его прочь в пустыни, богом которых тот был. Гор вернул себе престол отца и стал править на земле. Великие боги помогли Гору оживить Осириса, и он стал царем в мире мертвых. Вечно умирающий и вечно воскресающий Осирис стал важнейшим богом Египта, все в природе умирает и возрождается, как умер и возродился Осирис, также умрет и возродится человек…

Гор стал последним царем Та-Кемет Золотого века. Пришло время, и он тоже сел в Солнечную Ладью Ра, а на земле стали править фараоны. С этого времени люди не могли уже просто так видеть богов в своих городах и селениях. Только фараон, земное воплощение небесного хранителя Египта Гора, был живым богом на земле.