Интересные факты о храме спас на крови. Восемь удивительных фактов о спасе на крови. Не только евангельская символика

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге. Православный мемориальный однопрестольный храм, выполненный в позднем варианте русского стиля, был построен в 1883-1907 годах по проекту А. А. Парланда и И. В. Малышева (архимандрита Игнатия). С 1970 года здание собора имеет статус филиала государственного музея «Исаакиевский собор».

Храм Спас-на-Крови был построен в память об императоре Александре II, который был в 1881 году смертельно ранен на этом самом месте — фраза «на крови» относится к крови государя. Постройка храма в течение 24 лет велась на средства, собранные по всей России.

Конкурс проектов для храма был объявлен уже в 1881 году, но так как ни один из поданных вариантов императору Александру III не понравился, был объявлен новый конкурс, в котором с условиями доработки победил проект А. А. Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Торжественная закладка собора произошла в 1883 году, а освящение готового храма — в 1907 году.

С внешней стороны храм Спас-на-Крови являет собой классический образец позднего этапа «русского стиля» — это собирательный образ русского православного храма XVI-XVII веков. Более всего внешний облик храма напоминает московский собор Василия Блаженного.

Площадка под строительство храма включила в себя часть русла канала Грибоедова и Михайловского парка, для этого набережную немного увеличили в сторону канала, а от сада отделили участок с помощью специального полукруглого ограждения. При возведении храма отказались от забивки традиционных свай под фундамент, заменив их бетонным основанием, что стало первым подобным опытом в петербургском строительстве. При отделке собора использовался разнообразный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь, породы итальянского мрамора и разные виды полудрагоценных камней. С внешней стороны храма установлены 20 памятных досок, рассказывающих о важнейших событиях царствования Александра II, а на колокольне изображены гербы губерний и областей России. Храм венчают 9 глав, расположенных в асимметричном порядке, часть куполов имеет позолоченное покрытие, часть — эмалевое. Окна храма имеют оформление в виде кокошников. Общая высота собора — 81 метр (символ года гибели императора).

Внутреннее убранство храма в своей основе выполнено из мозаики площадью 7065 квадратных метров. В качестве эскизов выступили работы на евангельскую тему таких художников как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Саму мозаику создавали в мастерской В. А. Фролова, эта мозаичная экспозиция сегодня является одной из крупнейших коллекций в Европе. Сложность создания такого произведения искусства подтверждается и сроками ее изготовления, из-за отделки храма мозаикой его строительство задержалось на 10 лет.

Об императоре Александре II в храме напоминает специально сохраненное место его смертельного ранения, где была оставлена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью царя.

Храм Спас-на-Крови получил и новые технологии при строительстве — в подвале установили 2 паровых котла и 8 калориферов, здание было полностью электрифицировано с помощью 1689 электроламп, также была установлена молниезащита.

Собор Воскресения Христова на Крови находился на государственном содержании и не имел прихода, в нем велись только редкие службы в память об императоре. Поэтому после революции 1917 года, когда государственная поддержка прекратилась, собор оказался в трудном положении. Из-за чего в течении нескольких последующих лет он принадлежал «обновленцам» и «иосифлянам», отойдя от классического православия. В 1930 году храм был окончательно закрыт.

После закрытия собор даже хотели снести, но этим планам помешала война. В годы блокады в Соборе Воскресения Христова на Крови размещался городской морг, после войны — склад декораций Малого оперного театра. Все это привело к обветшанию исторического здания, поэтому в 1968 году он был взят под государственную охрану, а в 1970 году — передан музею «Исаакиевский собор».

В годы Великой Отечественной войны в купол храма попал и не разорвался немецкий фугасный снаряд, его обнаружили только в 1961 году, и для его извлечения была организована цела спасательная операция.

В единый храмовый комплекс также входит часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, где предсавлены иконы, поднесенные в память о кончине императора Александра II.

Здание Собора Воскресения Христова на Крови включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2А.
Храм Спас-на-Крови на карте:

Спас на Крови - известный православный храм в Санкт-Петербурге, его узнаваемый символ и визитная карточка во всём мире, с красивым оформлением, благодаря которому его называют музеем мозаики, - был сооружён в память того, что на этом месте 13 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.

Выражение на крови указывает на кровь царя. Это мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; возвели как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Собор Спас на Крови является одной из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга. Построенный при драматических обстоятельствах, сам собор стал свидетелем не менее печальных событий.

Известные факты о Спасе на Крови

Инициатором возведения памятного строения стала Городская дума Санкт-Петербурга, предложившая построить часовню на месте ранения царя. Эту идею поддержал сын погибшего императора, Александр ІІІ, и уже 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра ІІ, была освящена деревянная часовня спроектированная Леонтием Николаевичем Бенуа.

В этой часовне ежедневно служили панихиду об упокоении души императора. На этом месте часовня просуществовала до начала возведения храма - 1883 года. Современный храм был возведён по указу императора Александра III в 1883-1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл.

Проект выполнен в "русском стиле", несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года, 19 августа 1907 года собор был освящён. При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп.

В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована. Храм Спас на Крови имеет статус музея, входит в музейный комплекс Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор".

Роковое предсказание и покушения на царя

Александр II Николаевич - Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855-1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.

Александру ІІ было предсказано, что именно 8-е покушение приведёт его к гибели. На жизнь Александра II было совершено 6 покушений, в один день, 13 марта (1 марта по старому стилю) 1881 года было совершено 7-е и 8-е покушение, последнее или 8-е стало причиной его смерти.

Самым первым покушением на жизнь императора стал выстрел дворянина Дмитрия Каракозова в Летнем саду 17 апреля (4 апреля по ст. ст.) апреля 1866 года. По счастливой случайности императора спас крестьянин Осип Комиссаров.

В 1867 году во время визита в Париж на императора покушался деятель польского освободительного движения Антон Березовский. В 1879 году революционер-народник Александр Соловьёв попытался застрелить императора несколькими револьверными выстрелами, но промахнулся.

Подпольная террористическая организация "Народная Воля" целенаправленно и систематически готовила цареубийство. Террористы произвели взрывы царского поезда под Александровском и Москвой, а потом в самом Зимнем дворце. Взрыв в Зимнем дворце заставил власти принять неординарные меры.

Для борьбы с революционерами была образована Верховная распорядительная комиссия во главе с популярным и авторитетным в то время генералом Михаилом Лорис-Меликовым, фактически получившим диктаторские полномочия. Он принял суровые меры для борьбы с революционно-террористическим движением.

В то же время проводил политику сближения правительства с "благонамеренными" кругами русского общества. Так, при нём в 1880 году было упразднено Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Полицейские функции были сосредоточены в департаменте полиции, образованном в составе министерства внутренних дел.

14 марта (1 марта по ст. ст.) 1881 года в результате нового нападения народовольцев Александр II получил смертельные ранения на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) в Санкт-Петербурге. Взрывом первой бомбы, брошенной Николаем Рысаковым, была повреждена царская карета, ранено несколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел.

Тогда другой метальщик, Игнатий Гриневицкий, подойдя вплотную к царю, бросил ему бомбу под ноги. Александр II скончался через несколько часов в Зимнем дворце и был погребён в родовой усыпальнице династии Романовых в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. На месте покушения Александра II в 1907 году был воздвигнут храм Спаса-на-Крови.

Разрыв набережной и заговор

Как известно, Санкт-Петербург строился по самым строгим архитектурным правилам и канонам, но и здесь храм не вписывается в общие правила. Его расположение, в буквальном смысле, "нависает" над каналом, разрывая набережную.

После освящения храма Спаса-на-Крови появились мистические легенды. Многие люди верили, что новый храм может уберечь от бед. В народе ходила такая молитва-заговор:

Спас, Спас-на-Крови!

Спаси нас, спаси!

От дождя, от ножа,

От волка, от дурака,

От ночной мороки,

От кривой дороги…

Некоторые горожане говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора.

В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас на Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошёл любопытный случай.

Прохожий, знавший легенду, подошёл к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно - ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.

Спас избежал сноса и бомб

Перед войной храм чудом избежал сноса, хоть все приготовления, включая закладку взрывчатки, были проведены. Во время блокады Ленинграда в храме был размещен морг, в котором находились тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов.

Однако снаряды и бомбы невероятным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговоренным. В1960-х годах, осматривая купола храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм. Попала, но не взорвалась. Пятисоткилограммовая бомба как бы лежала на руках Спасителя.

Спас на Крови и развал Союза

В хрущевские времена храм снова был под угрозой сноса - он мог разделить судьбу сотни взорванных церквей Петербурга. Однако, и здесь вмешалось провидение, которое спасло храм от разрушения. Слухи утверждают, что от сноса храм спасли души умерших ленинградцев. А некоторые утверждают, что от разрушения его охраняют таинственные знаки равносторонних крестов начертанные на кокошниках окон.

Для реставрации храма в 1970 году вокруг его стен были установлены строительные леса, но реставрация затянулась. К середине 1980-х стали ходить слухи, что советская власть продлится, пока не сняты леса с храма. В это можно верить или нет, но сняли их как раз накануне путча 1991 года.

Тайна чисел в Спасе на Крови

Последнее придание гласит о чудесной иконе, которая являет роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953. Согласно этому приданию, если внимательно присмотреться, то можно увидеть и следующие года, но их пока никто расшифровать не смог. Наверное это и к лучшему, так как тайна должна оставаться тайной.

Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это - например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а ещё одно число 63 - не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.

Мозаика - крупнейшая коллекция

Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы, Спас на Крови внутри представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

Мозаичные работы на 10 лет задержали освящение. Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. Освящение Спаса на Крови Митрополит Антоний (Вадковский) свершил 19 августа 1907 года, в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

Восстановление храма Воскресения продолжалось более 27 лет и завершилось в 1997 году. Кресты, купола, черепицу, фасады - все это долгие годы реставрировали ленинградские мастера-реставраторы. Работы по восстановлению мозаики на площади 7 тыс. м2 продолжались 14 лет. 19 августа 1997 года собор был открыт, как музей в составе музейного комплекса "Исаакиевский собор".

Спустя годы, 23 мая 2004 года храм был заново освящён и в нем состоялась первая за долгое время литургия. С сентября 2010 года в храме проходят постоянные богослужения.

  • Адрес: Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2
  • Ближайшее метро: "Невский проспект", "Гостиный двор", "Адмиралтейская"





Специалисты ремонтируют металлические конструкции шатра, сохраняют цветную керамическую черепицу и воссоздают утраченную эмаль.

До этого последняя реставрация была закончена в 1997 году, - рассказал заместитель директора по эксплуатации СПб ГБУК "Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" Борис Подольский. - С тех пор прошло 20 лет. За это время кровля оказалась в аварийном состоянии, возникла угроза намокания несущих конструкций шатра. Поэтому нам пришлось провести работы по разборке черепицы.

При обследовании выявлены дефекты медной кровли, коррозия и утрата элементов крепежа. После демонтажа стало ясно, что кокошники шатра и стальные решетки также находятся в аварийном состоянии.

Сейчас их укрепили. Реставраторы расчищают поверхность эмали от пыли и копоти.

По плану первый этап реставрации должен быть закончен к 8 марта этого года, - говорит Борис Подольский. - Но сроки продлят. И уже понятно, что к Чемпионату мира по футболу леса со "Спаса на Крови" не снимут.

Стоимость первого этапа работ составляет 78 миллионов рублей, финансируется реставрация за счет средств бюджета Санкт-Петербурга по программе Комитета Культуры.

Когда первый этап закончится, мы планируем продолжить реставрацию фасадов собора и крыши с куполами, - продолжает Борис Подольский. - По предварительным оценкам это обойдется нам в 250 миллионов рублей, работы продлятся до 2025 года. Мы сами будем финансировать дальнейшую реставрацию - уже за счет тех средств, которые заработает наш музей.

Я думаю все помнят песню Розенбаума, в которой он поет о том, что 25 лет мечтал снять леса со "Спаса на Крови", - говорит технический директор ООО "Возрождение Петербурга" Петр Щедрин. - Сейчас реставрация идет гораздо быстрее, чем в советские годы, нам не придется ждать четверть века.

Справка
Собор Воскресения Христова был сооружен как памятник царю Александру II на средства, собранные со всей России.
Строительство длилось 24 года, с 1883 по 1907 год. Высота храма - 81 метр.
В 1930 году храм был закрыт. Чуть позже Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о разборке Спаса на Крови. Сносу помешала Великая Отечественная война. В годы блокады Ленинграда в соборе размещался морг. После войны храм арендовал Малый оперный театр под склад декораций.
Только в 1968 году храм был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников.

Величественный, девятиглавый храм, построенный в самом сердце Петербурга, по праву считается одной из главных достопримечательностей нашего города. Однако горожане не знают, что под своими живописными сводами Спас-на-Крови хранит множество мистических тайн и загадок.

1. Крупнейшая коллекция мозаик в Европе

Мозаики - основной декор храма. Даже иконостас Спаса-на-Крови мозаичный. Под крышей храма собрана крупнейшая коллекция мозаик, над которой трудились известные отечественные мастера - Васнецов, Нестеров, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Любопытный факт: из-за того, что произведения искусства делали очень долго, открытие храма отложили более чем на десять лет.

2. Подводные кресты Спаса-на-Крови

По легенде, во времена революции, жители города сняли со Спаса кресты и опустили их на дно канала Грибоедова. Это было сделано для того, чтобы спасти убранство храма от большевиков. Когда опасность миновала, а Спас-на-Крови начали реставрировать, отыскать кресты никак не удавалось. Случайный прохожий подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать кресты в канале. Рабочие решили последовать совету. К всеобщему удивлению кресты нашлись именно там.

Спас-на-Крови десятилетиями стоял в строительных лесах. В самом начале 90-х среди горожан существовало поверье: как только со Спаса снимут леса, рухнет весь Советский союз. Кто-то посчитает это случайностью, но в 1991 году храм «освободили» от строительных лесов, и в августе того же года пришел конец Советской власти.

4. Блокадный морг и «Спас-на-картошке»

В военные времена и при советской власти в церквях и храмах зачастую размещали предприятия, коровники или склады. Во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг. Со всего города сюда свозились тела погибших ленинградцев, подтверждая историческое название храма. Кроме того в те нелегкие времена в храме хранили овощи. Горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке».

5. Магия чисел

Экскурсоводы, говоря о храме, зачастую рассказывают занимательную мистическую историю. Высота центрального сооружения составляет 81 метр, что соответствует году, когда погиб Александр II. Еще одно число 63 - не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.

6. Таинственная икона

Говорят, что под крышей Спаса-на-Крови есть икона, на которой проступили роковые для российской истории годы. Там значатся 1917, 1941 года и не только. Считается, что икона обладает силой и способна предрекать поворотные даты для страны.

7. Кровавая мостовая

Общеизвестный факт, что Спас-на-Крови построили на месте, где 1 марта 1881 произошло последнее покушение на императора Александра II. Сразу после трагических событий Городская дума предложила возвести здесь небольшую часовню. Однако новый император Александр III приказал построить на этом месте великолепный храм. Кроме того государь распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.

Собор Воскресенья Христова на Крови, или Храм Спаса-на_крови в Санкт-Петербурге был возведен по указу императора Александра III. Возвели его в память гибели императора Александра II произошедшей 1 марта 1881г. от рук народовольцев. И именно на том месте, где прогремел взрыв, убивший императора.

Перед строительством храма был объявлен конкурс на лучший проект. И ни один из восьми отобранных в результате конкурса проектов не понравился Александру III. Самодержец выразил желание, чтобы возводимый храм вобрал в себя те черты русской архитектуры, которые присущи церквам XVII веков, а место гибели его отца должно быть оформлено в храме отдельным приделом. Архимандрит Игнатий выполнил рисунок будущего храма, а архитектор Альфред Парланд сделал по рисунку проект. Закладка храма состоялась в октябре 1883г., и началось строительство, длившееся 24 года. Столь длительная задержка объясняется тем, что более 7000 квадратных метров внутреннего пространства храма украсили мозаичными фресками художников Нестерова и Васнецова, что на 10 лет задержало строительство. Сделали и придел на месте, где погиб император, оставив на месте брусчатку, на которой умер Александр II. Храм освещался 1689 электрическими лампами. Всего на строительство затратили 4,6 млн. рублей. Сумма по тем временам колоссальная. После освящения храма по городу стали ходить слухи, что многие, находясь внутри храма рядом с приделом, слышали стоны умершего самодержца. Простой народ свято верил, что возведенный храм способен уберечь от бед. Верили и в то, что храм этот нельзя разрушить. Как собор, храм Спаса-на-Крови просуществовал до 30 октября 1930г. Именно в этот год президиум ВЦИКа вынес постановление о его закрытии. А в ноябре 1931г. Областная комиссия по вопросам культа решила прекрасное творение искусства разобрать. К счастью для потомков, претворение этого решения в жизнь отодвинули на неопределенный срок. Вторично вопрос о сносе храма всплыл в 1938г. и было принято окончательное решение храм снести. В 1941г., определив храм, как «объект, который не имеет художественной и архитектурной ценности», Спас-на-Крови решили взорвать. Прибывшие саперы просверлили в стенах отверстия, в которые была заложена взрывчатка. Но закончить работы по закладке они не успели – началась Великая Отечественная война, и саперов в срочном порядке отправили на фронт. Во время блокады Ленинграда в помещениях храма устроили морг, свозя в него тела жителей города, которые погибли от голода, обстрелов, или замерзли. Позднее храм стали использовать как овощехранилище, а еще позже - как склад театральных декораций. В те времена была уничтожена большая часть интерьера. За все время блокады ни одна бомба и не один снаряд в храм не попали, будто он действительно был заговоренный от разрушения. Хотя нет, одна бомба все же попала в храм, но об этом позже. В 1956г. храм стал опять мешать городским властям. Предлог к сносу – строительство новой дорожной магистрали. Посчитали, что снести красивейший храм гораздо проще, чем делать дорогу в обход. И опять не судьба. Не снесли. В шестидесятых годах, осматривая купола храма, обнаружили ту единственную бомбу, которая попала в храм. Попала, но не взорвалась. Пятисоткилограммовая бомба как бы лежала на руках Спасителя. Точно на евангелистском тексте «Мир вам…». Историческую и культурную ценность храма Спаса-на-Крови в 1970г. сумел доказать директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. Только к тому времени храм был в ветхом, плачевном состоянии и требовал капитального ремонта. Была начата реставрация, которая затянулась на тридцать лет. Храм обнесли строительными лесами, к которым жители города настолько привыкли, что в восьмидесятых годах по городу стали ходить слухи о пророчестве. Якобы, советская власть просуществует ровно столько лет, сколько будут стоять леса вокруг храма Спаса-на-Крови. Эти леса стали одной из достопримечательностей города. Посмотреть на них привозили иностранных туристов, о лесах слагали песни и стихи. Их сняли в августе 1991г. Накануне путча ГКЧП. Многострадальный храм стоит и поныне, радуя своей красотой и величием и жителей города, и гостей Санкт-Петербурга. Существует поверье, что внутри храма находится необычная икона. Если долго и пристально смотреть на нее, то перед глазами начинают проходить все эпохальные и роковые даты России: 1917, 1941, 1953. И еще одна дата. Только разглядеть ее тяжело. Она как бы размыта. Вполне возможно, что это - дата события, которое еще не произошло.