Архиепископ дионисий. Святитель дионисий суздальский, митрополит киевский и всея руси. Каноны и Акафисты

Муромский период (детство)

Родился 4 мая (ст.ст.) 1879 года в семье потомственных священнослужителей, чья жизнь и деятельность были неразрывно связаны с г. Муромом и муромским уездом. Священнослужителями были предки митрополита как со стороны отца - протоиерея Николая Павловича Валединского, так и со стороны матери (в девичестве Спекторской Елизаветы Васильевны):

  • Дед митрополита (по материнской линии ) - протоиерей Василий Николаевич Спекторский в 1816 году окончил по II-му разряду Владимирскую духовную семинарию и был назначен священником к Смоленской (Косьмодемьянской) церкви г. Мурома, где служил до самой кончины. С 1816 по 1848 года преподавал в Муромском духовном училище, где, среди студентов был и Николаей Павлович Валединский - его будущий зять и отец митрополита Дионисия.
  • Дед (со стороны отца ) - протоиерей Павел Стефанович Валединский в 1822 году закончил по III-му разряду Владимирскую Духовную семинарию и был определен священником Свято-Троицкой церкви с. Чистухи, Владимирского уезда, а в 1836 году был переведен к Успенской церкви с. Климова, близ Мурома, где прослужил в священном сане 37 лет и упокоился в 1859 году.
  • Отец митрополита Дионисия - Николай Павлович Валединский - выпускник Муромского духовного училища 1853 года, священник Смоленской (Косьмодемьянской) церкви г. Мурома.

Второго сына в семье священника Николая Валединского в крещении назвали Константином (в честь св. благ. князя Константина Муромского (память 8/21 мая). С самого раннего возраста Константин помогал своему отцу в церкви: был пономарем, читал и пел на клиросе.

Обучение

В 1885 году он был зачислен в подготовительный класс Муромского духовного училища.

30 апреля 1888 года от скоротечной чахотки умирает его отец - протоиерей Николай Валединский. Вдова Елизавета Васильевна Валединская изыскала необходимые возможности для того, чтобы Константин продолжил учебу. В 1890 году Константин Валединский по I-му разряду заканчил полный курс Муромского духовного Училища, и, как «показавший отличные знания по всем предметам» , был удостоен права зачисления в I-й класс Владимирской духовной Семинарии без экзаменов.

С 1890 по 1895 года Константин Валединский был студентом Владимирской духовной семинарии. После произошедшей в семинарии попытки убийства инспектора вместе с другими студентами Константин был отчислен с правом поступления в другую семинарию. Последний год учёбы он провёл в Уфимскую Духовной Семинарии, которую закончил в 1896 году.

В 1896 году поступил в Казанскую Духовную Академию, где в 1897 году пострижен в монашество с именем Дионисий. Вскоре его рукоположили во иеродиакона, а в 1899 году - во иеромонаха. В 1900 году по окончании Казанской Духовной Академии со степенью кандидата богословия за диссертацию «Идеалы православно-русского инородческого миссионерства», иеромонах Дионисий (Валединский) был оставлен в Академии магистрантом и профессорским стипендиатом на кафедре калмыцкого языка.

Преподавательская деятельность

В 1901 году назначен преподавателем церковной истории в Таврическую духовную семинарию и по получении ученой степени магистра богословия, был переведен в Холмскую духовную семинарию на должность инспектора. В 1902 году он был возведен в сан архимандрита и назначен Ректором Холмской духовной семинарии. С 1911 года, служил в качестве настоятеля русской посольской церкви в Риме, где написал и издал книгу «Спутник русского православного богомольца в Риме. Описание Рима, священных мест и находящихся в них вселенских святынь».

Епископ, епархиальное служение

В 1913 году указом Святейшего Синода архимандриту Дионисию (Валединскому) было определено быть епископом Кременецким, викарием Волынской епархии. Архиерейская хиротония была совершена 21 апреля 1913 года, в Фомино воскресенье, в Великой церкви Почаевской Лавры сонмом иерархов во главе с Патриархом Антиохийским Григорием IV, пребывавшим в России с официальным визитом.

В августе 1918 года Указом Патриарха Тихона, ему была поручена организация новообразованной Полесской епархии с кафедрой в г. Пинске.

В 1918 году принимал участие во Всеукраинском церковном Соборе, где на него было оказано сильное давление, дабы принудить его объявить украинскую церковную автокефалию, но епископ Дионисий возвратился в Кременец, к месту своего служения, викарным архиереем Волынской епархии.

На территории независимой Польши

В 1919 году по Версальскому трактату было образовано суверенное Польское государство. В период войны 1914-1918 годов православное население привисленского и северо-западного краев в подавляющем большинстве вместе с духовенством было эвакуировано вглубь России. На местах оставались не более 10 священников и иеромонахов. Из епископов оставались лишь двое: Виленский архиепископ Тихон (Беллавин) с резиденцией в г. Дисне, на севере Виленской губернии и епископ Кременецкий Дионисий (Валединский). Когда в 1918 году началась реэвакуация, в Вильну прибыл епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский), до того проживавший в г. Дисне, прибыл также в свою епархию - г. Гродно епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий). В августе 1921 года в Варшаве планировось проведение Съезда представителей православных приходов в Польше. В повестку дня Съезда должны были войти такие вопросы как: правовое положение Православной Церкви в Польше, организация церковно-общественных органов, организация приходов и др. Съезд не состоялся. Против его созыва выступил епископ Дионисий, опубликовав в газете свой отклик. Вскоре Кременецкая епархия отошла к Польше и епископ Дионисий оказался в юрисдикции назначенного Патриархом Тихоном архиепископа Варшавского Георгия (Ярошевского), возведенного вслед за тем Патриархом в сан митрополита.

В 1922 году состоялся польский церковный Собор с участием епископов отошедших к Польше православных епархий. Вопреки воле Патриарха Тихона, Собор принял конкордат с правительством Польши, а епископ Дионисий (Валединский) был назначен правящим архиереем Волынской епархии с возведением в сан архиепископа Волынского и Кременецкого.

После трагической кончины митрополита Варшавского Георгия (Ярошевского), архиепископ Дионисий (Валединский) 27 февраля 1923 года был избран митрополитом Варшавским и Волынским и всея Православныя Церкви в Польше , а также священноархимандритом Свято-Успенской Почаевской лавры. Избрание митрополита Дионисия (Валединского) Первоиерархом Польской Православной Церкви было представлено на утверждение Константинопольского Патриарха. Утвердив его на этом посту, 13 марта 1923 года Патриарх Константинопольской сообщил, что он «препровождает ему все отличия, своевременно присвоенные нашим Братом Тихоном Вашему Предшественнику, как митрополиту Варшавскому и Волынскому и всей Православной Церкви в Польши». После переговоров с преемником Патриарха Константинопольского Мелетия IV (Метаксакиса) Патриархом Григорием VII, несмотря на несогласие Патриарха Тихона, в ноябре 1924 года было объявлено об автокефалии Польской Православной Церкви, которую сразу признали часть Православных Церквей.

В период оккупации Польши Германией, в 1939 году митрополит Дионисий был арестован Гестапо, но затем был освобожден немцами.

В период немецкой оккупации Украины явился учредителем украинской автокефальной православной церкви и сделался первым Украинским Патриархом (1944 год). Однако наступление советских войск вернуло Украину под управление Московской патриархии.

После окончания Второй мировой войны, в Варшаве была образована Православная Коллегия по управлению делами Польской Православной Церкви, которая направила делегацию в Москву к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому). Польская Православная Церковь признала неканонической и недействительной свою автокефалию, полученную в 1924 году и испрашивала благословение Матери-Русской Православной Церкви на получение автокефалии на канонических основаниях.

22 июня 1948 году последовало постановление Патриарха Алексия и Священного Синода о восстановлении канонического общения с Польской Православной Церковью и предоставлении ей самостоятельного управления. По утверждении этого Постановления Польская Православная Церковь обрела свою каноническую автокефалию. Определением от 9 ноября 1948 года Патриарх Алексия (Симанский) и Святейший Синод постановил «считать восстановленным каноническое общение митрополита Дионисия с Матерью-Русской Церковью, сохранив за ним сан митрополита, но без титула „Блаженнейший“, полученного им в период выхода из юрисдикции Московской Патриархии».

Пребывая на покое митрополит Дионисий поддерживал регулярную письменную связь с Патриархом Алексием (Симанским). Скончался митрополит Варшавский и всея Польши Дионисий (Валединский) 15 марта 1960 года в городе Лодзи и похоронен в Варшаве на Вольском православном кладбище.

Труды

  • Дионисий (Валединский), архимандрит. Речь при наречении во епископа Кременецкого 20 апреля 1913 года // Церковные ведомости. - 1913. - 18-19. - С.794-796.
  • Дионисий (Валединский), архимандрит. Святыня Барграда. - Холм. - 1912.
  • Дионисий (Валединский), иеромонах. Речь перед защитой магистерской диссертации. // Православный собеседник. - 1902. - июнь-август. - С.47-65.
  • Дионисий (Валединский), митрополит. Божественное Откровение, как источник истинного богопознания. - 1937.
  • Дионисий (Валединский), архимандрит. Спутник русского православного богомольца в Риме. Описание Рима, священных мест и находящихся в них вселенских святынь. - Холм. - 1912.
  • Дионисий (Валединский), иеромонах. Идеалы православно-русского инородческого миссионерства (магистерская диссертация). Казань. 1901. Отзывы: Антоний (Храповицкий), епископ и доцент Н. Ястребов // Православный собеседник. - 1902. - ноябрь. - С.1-9.

Православный святой.


Святитель Дионисий перед князем Дмитрием Донским (миниатюра Лицевого летописного свода)
1383 - 1385
Предшественник Пимен
Преемник Киприан
1374 - 1383
Предшественник Алексий (Бяконт)
Преемник Евфросин
Имя при рождении Давид
Рождение ок.
  • Киев , Киевское княжество
Смерть 15 октября (1385-10-15 )
Киев
Похоронен
  • Киево-Печерская лавра
День памяти 19 июля
Митрополит Дионисий на Викискладе

Биография

Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха в Киево-Печерском монастыре . Затем покинул монастырь и ушёл на Волгу , где поселился один в пещере, ископанной им самим на берегу реки недалеко от Нижнего Новгорода . В 1330 году на этом месте Дионисием была основана Печерская обитель с храмом во имя Вознесения Господня, где он был игуменом , а затем архимандритом . Эта обитель сделалась «училищем христианской веры и благочестия». В ней насчитывалось до 900 иноков .

После смерти святителя Алексия преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Димитрию избрать на митрополичью кафедру епископа Дионисия. Но великий князь Дмитрий пожелал иметь митрополитом своего духовника белого священника Митяя , спешно постриженного с именем Михаил и возведённого в сан Новоспасского архимандрита.

По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь . Последний озлобился на Дионисия и угрожал, что по своём возвращении из Византии не оставит Дионисия даже священником.

Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великим князем. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Византию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию .

В Константинополе Дионисий пробыл более года. За это время он прислал из Царьграда два списка с иконы Божией Матери Одигитрии , потом часть Животворящего древа и «страсти Христовы» (частицы орудий, которыми мучили Спасителя).

Константинопольский патриарх высоко оценил достоинства Дионисия, возвёл его в сан архиепископа и наградил многокрестной фелонью . В конце 1381 году Дионисий возвратился из Греции с патриаршим поручением заботиться об истреблении ереси стригольников в Новгороде и Пскове .

Убедившись в достоинствах Дионисия (после смены двух митрополитов), великий князь пожелал, видеть его на митрополичьей кафедре. В 1383 году Дионисий вместе с племянником преподобного Сергия Феодором Симоновским вторично отправился в Царьград и был возведён в сан митрополита. Соборный акт 1389 года сообщает, что русские послы привезли готовое осуждение Пимена . Одновременно на Русь для расследования деятельности Пимена отправились патриаршие послы. Возвращаясь в Москву через Киев , Дионисий был задержан литовским князем Владимиром Ольгердовичем , который объявил, что так как московский князь по своей воле изгнал митрополита Киприана, то и князь киевский, подражая ему, задерживает Дионисия.

Из своей второй поездки в Константинополь Дионисий привёз реликвии Страстей Христовых , которые поместили в ковчег , ставшего значимой реликвией московских великих князей.

Церковное почитание

Память празднуется 26 июня (9 июля), 15 октября (28 октября) в день преставления, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых , 28 сентября вместе с Собором преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих , и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех преподобных отцев Киево-Печерских .

(† не ранее 1604),митр. Московский и всея Руси. Можно предположить, что Д. был уроженцем Новгородской земли, поскольку монашеский постриг он принял в Варлаамиевом Хутынском мон-ре , где в 1577 г. стал настоятелем, в сан игумена возведен Новгородским и Псковским архиеп. Александром . Игуменство Д. отмечено упрочением связи Хутынского мон-ря с царским двором: в 1579 г. в мастерских Ирины Феодоровны был изготовлен шитый покров на раку прп. Варлаама Хутынского (Маясова Н . А . Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой // ГММК: [Сб. тр.]. М., 1976. Т. 2. С. 40, 41, 57). В 1580 г. Д. в Москве участвовал в Соборе, ограничившем рост земельных владений Церкви (его подпись имеется на соборном приговоре - Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. 1986. С. 59). В описи Хутынского мон-ря 1642 г. указано неск. жалованных грамот, относящихся к времени настоятельства Д.; даже из краткого изложения ясно, что речь идет о значительных привилегиях (см.: Макарий (Миролюбов), архиеп . Опись новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1642 г. // ЗРАО. 1857. Т. 10. С. 534).

В февр. 1581 г. вместо ушедшего на покой митр. Антония Д. «избранием царя и великого князя» был поставлен на первосвятительскую кафедру. В связи с хиротонией и возведением на митрополичий престол Д. 5 февр. 1581 г. был составлен новый чин интронизации, более детализированный и торжественный в сравнении с чином, составленным в 1564 г. в связи с поставлением митр. Афанасия (чин 1581 был использован в 1589 для разработки чинопоследования при возведении митр. св. Иова в сан патриарха). Одним из первых деяний Д. в качестве главы Церкви стало его ходатайство в 1581 г. с собором духовенства перед царем Иоанном IV Васильевичем за попавшего в опалу кн. И. Ф. Мстиславского.

В 1581 г. в Москву прибыл папский посол иезуит А. Поссевино , который должен был провести переговоры об унии Русской Церкви с Римом. Римская курия вынашивала планы привлечь польск. кор. Стефана Батория и царя Иоанна IV к союзу для борьбы с турками. Папский легат вручил царю книгу о Флорентийском Соборе и письмо папы Григория XIII . Собор Русской Церкви во главе с Д. рассмотрел предложения о соединении Церквей и ответил отрицательно. Ранее, когда Поссевино находился в Смоленске, местный еп. Сильвестр пригласил его в кафедральный собор. Узнав об этом, Д. написал послание Сильвестру с осуждением его действий. Однако из документов о приезде Поссевино следует, что Смоленский архиерей принимал рим. легата в соответствии с царскими указаниями. Согласно сообщению позднейшего летописца, папский посол, желавший осмотреть Успенский собор Московского Кремля, получил позволение государя, но «митрополит Дионисий пустить его не велел» (ПСРЛ. Т. 34. С. 228). По более ранним источникам, Поссевино получил приглашение царя посетить богослужение в Успенском соборе, но уклонился от этого.

По словам Поссевино, идея унии встретила сочувствие среди нек-рых рус. архиереев, ее поддержал Ростовский архиеп. Давид, из-за чего он в 1583 г. по инициативе Д. был лишен сана (Поссевино . 1983. С. 52, 241). Согласно рус. источникам, Ростовский архиерей был обличен царем в ереси. В нач. XVIII в. в архиве Приказа тайных дел хранился относящийся к делу архиеп. Давида «сыск» «о кресте и богохульных словах по доносительному писму симоновского архимандрита Исаии при великом князе Иоанне Васильевиче» (Опись делам Приказа тайных дел 1713 г. // ЗОРСА. 1861. Т. 2. С. 25). Ростовский владыка был «под началом» на Соловках, вернулся в Москву при митр. св. Иове в 1588 г. (Корецкий В . И . История рус. летописания 2-й пол. XVI - нач. XVII в. М., 1986. С. 119).

После окончания 5-месячной осады Пскова польск. войсками в кон. 1581 г. Д. по повелению царя служил в Москве «повседневъныя» благодарственные молебны, такие же богослужения совершались во всех епархиях Русской Церкви. С деятельностью Д. можно связывать распространение почитания чудотворного образа Божией Матери «Знамение», древней святыни Новгородской земли. В 1583 г. «государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси приговорили со отцем своим и богомольцем Деонисием, митрополитом всеа Руси, и со архиепископы и епископы, и со архимариты и игумены, и со всем Освященным Собором месяца ноября в 27 пети Знамению Пречистые Богородицы» (Горский, Невоструев . Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 367). Образ Божией Матери «Знамение» имеется на саккосе - вкладе Иоанна Грозного по царевиче Иоанне Иоанновиче 30 марта 1583 г. в Успенский собор «преосвященному Дионисию митрополиту и по нем прочим митрополитом» (Савва (Тихомиров), архиеп . Указатель для обозрения Моск. Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и б-ки. М., 18583. С. 42; Государственная Оружейная палата Московского Кремля. М., 1969. № 74). Среди утвари Успенского собора была звездица, изготовленная 8 нояб. 1584 г. повелением Д.

18 марта 1584 г. скончался Иоанн Грозный. Об участии Д. в пострижении царя перед смертью в монашество неизвестно. Очевидно, Д. оказался в царских палатах уже после кончины Иоанна IV. «И оградив его, государя, рукою крестообразно, изыде в митрополию и нача писати по всем градом, чтоб власти ехали на Собор» (ПСРЛ. Т. 34. С. 230). Митрополит отпевал царя при его погребении в диаконнике Архангельского собора Московского Кремля .

31 мая 1584 г. в Успенском соборе Д. совершил чин венчания на царство Феодора Иоанновича . В том же году под председательством митрополита в Москве прошел церковный Собор, созванный для преодоления экономических трудностей, переживаемых страной. Уложение Собора 1584 г., к к-рому Д. привесил свою печать, повторило решение Собора 1580 г. об ограничении земельных вкладов в мон-ри. Кроме того, было принято решение о временной («покаместа земля поустроитца») отмене с 1 сент. 1584 г. тарханов. Однако впосл. податные привилегии монастырям не были восстановлены. Собор 1584 г. подвел итог почти вековым усилиям гос-ва по ограничению недвижимых владений и налоговых льгот Церкви. В 1585 г. Д. во главе Освященного Собора принимал участие в предварительном обсуждении решения о военных действиях против шведов. В 1586 г. митрополит участвовал в переговорах рус. правительства с послом Речи Посполитой М. Гарабурдой об унии Московского и Польского гос-в, это предложение польск. короля не было принято.

При Д. продолжались контакты Русской Церкви с правосл. Востоком. В 1582-1583 гг. в Москве с просьбой «о милостыни» находился Вифлеемский митр. Иоаким. Прежде аудиенции у царя митр. Иоакима принял Д. Александрийский патриарх Сильвестр сообщал Д. о бедствиях, к-рые они терпят от иноверных (Муравьёв А . Н . Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 161). Деятельность Д. проходила в преддверии учреждения Патриаршества на Руси. В 1586 г. на Русь впервые прибыл в качестве просителя милостыни высший церковный иерарх - Антиохийский патриарх Иоаким V Дау. 25 июня он был принят в Москве царем, затем поклонился святыням в Успенском соборе. Здесь произошла его встреча с Московским митрополитом, причем Д. в нарушение обычая первым благословил патриарха. Во время визита Иоакима впервые рус. власти объявили о намерении учредить Патриаршество в России. Первосвятителя просили поставить этот вопрос перед вост. патриархами.

Д. возглавил ряд епископских хиротоний: в 1581 г.- св. Иова во епископа Коломенского и Каширского (в 1586 архиерей был перемещен на Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, затем сменил на кафедре Д., впосл. стал первым патриархом Московским и всея Руси), в 1583 г.- Варлаама во архиепископа Сарского и Подонского, 11 окт. 1586 г.- Антония во епископа Вологодского и Великопермского. При Д. была восстановлена территория Новгородской епархии. В 1584 г. Новгородской кафедре были возвращены «Двина, Колмогоры, Каргополь, Турчасово, Вага и с уезды», изъятые после опричного разгрома Вел. Новгорода в 1570 г. и переданные Вологодской кафедре. 15 авг. 1585 г. митрополит освятил в Троице-Сергиевом мон-ре Успенский собор и 2 его придела - во имя вмч. Феодора Стратилата и мц. Ирины - в присутствии царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны. В тот же день первосвятитель переложил мощи прп. Сергия Радонежского в новую, среброкованую, украшенную жемчугом, драгоценными камнями и золотым венцом у образа преподобного раку. Известны вклады Д. в Успенский собор священных сосудов. При Д., по мнению Е. Е. Голубинского (Канонизация святых. С. 117), была совершена канонизация прп. Ефрема Новоторжского.

В 1582 г. по благословению Д. митрополичий дворецкий купил для кремлевского Успенского собора имения в Московском у. (АФЗХ. Ч. 1. С. 66. № 55). В 1584 г. царь Феодор Иоаннович дал Д. жалованную грамоту на слободку Святославлю в Ростовском у. (АИ. Т. 1. С. 408-409. № 215; АФЗХ. Ч. 3. С. 36-37. № 18). Кроме того, Феодор Иоаннович подтверждал митрополиту жалованные грамоты, выданные прежними государями (АФЗХ. Ч. 3. С. 30. № 11; С. 31. № 12; С. 99. № 58; С. 362. № 2). Д. неоднократно выдавал жалованные грамоты мон-рям и подтверждал грамоты своих предшественников (см.: РИБ. Т. 32. Стб. 495. № 239; Стб. 500. № 242; Стб. 616-617. № 315; АФЗХ. Ч. 2. С. 458-459. № 407; Ч. 3. С. 363-364. № 3; ААЭ. Т. 1. С. 387. № 325; Акты феодального землевладения и хозяйства: Акты Моск. Симонова мон-ря (1506-1613 гг.) / Сост.: Л. И. Ивина. Л., 1983. С. 132. № 120). В 1586 г. Д. дал жалованную грамоту строителю Ипатиевского во имя Св. Троицы муж. мон-ря Гурию (Ступишину), благословляя построение в монастырских селах новых храмов (Антонов А . В . Костромские мон-ри в документах XVI - нач. XVII в. // РД. 2001. Вып. 7. С. 108. № 39).

Стремясь к прекращению вражды между фактическим правителем государства боярином Борисом Феодоровичем Годуновым (впосл. царь) и его противниками во главе с боярами Шуйскими, Д. добился формального примирения сторон. Однако в мае 1586 г., во время волнений среди посадского населения Москвы, Шуйские, заручившись поддержкой митрополита, обратились к Феодору Иоанновичу с челобитной, в к-рой просили царя развестись с бесплодной Ириной Феодоровной, сестрой Годунова, «царскаго ради чадородия» (РИБ. Т. 13. Стб. 1279). Следствием стало лишь то, что сторонники Шуйских из купечества были казнены или сосланы.

13 окт. 1586 г. Д. был сведен с кафедры и выслан в Хутынский мон-рь. При этом Годунов «и прочых чинов всякых митрополичьих… аки буря зельная, размета» (РИБ. Т. 13. Стб. 1279-1280), Крутицкий архиеп. Варлаам был сослан в новгородский Антония Римлянина мон-рь . По сообщению «Нового летописца» (30-е гг. XVII в.), Д. и архиеп. Варлаам протестовали против гонений Годунова по отношению к политическим противникам: «Видя изгнание бояром и видя многое убивство и кровопролитие неповинное и начаша обличати и говорити царю... Борисову неправду Годунова, многие его неправды» (ПСРЛ. Т. 14. С. 37). Впрочем, гонение на Шуйских началось уже после смещения Д.- видимо, весной 1587 г. (Зимин А . А . В канун грозных потрясений: Предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986. С. 138).

О дальнейшей судьбе Д. известно из послания Лжедмитрия I царю Борису Феодоровичу, написанного в 1604 г. из Речи Посполитой. Самозванец обвинял своего адресата, в частности, в том, что он «митрополита Дионисия сослал в монастырь, сказавши брату нашему Феодору, что он внезапно умер, а нам известно, что он и до сих пор жив и что ты облегчил его участь по смерти брата нашего» (цит. по: Соловьёв . История. Кн. 4. Т. 8. С. 401). Т. о., можно предположить, что после кончины царя Феодора в 1598 г. условия пребывания Д. в Хутынском мон-ре были смягчены и бывш. митрополит был жив в первые годы XVII в. В описи Хутынского мон-ря 1642 г. не упоминаются никакие погребения в обители, кроме раки прп. Варлаама Хутынского. Возможно, могила Д. была утрачена в Смутное время .

В Хронографе редакции 1617 г. о Д. говорится, что он был «премудрый грамотик» (РИБ. Т. 13. Стб. 1279), что, видимо, указывает на его начитанность, лит. труды Д. неизвестны. В 1586 г. по благословению Д. «многогрешный Стефан» переписал кн. «Мерило праведное» (Протасьева Т . Н . Описание рукописей Синодального собр., не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева. М., 1970. Ч. 1. С. 166). Позднее книга принадлежала хутынскому архим. Киприану (1612-1620) - это позволяет предположить, что Д. взял ее с собой, уезжая из Москвы. О Д. говорится в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Святый Дионисий митрополит скончася в изгнании от Москвы от Бориса Годунова в Новеграде в Хутыне Спасове монастыре в лето 7092 месяца октября в 15 день» (С. 69; ср.: Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 3. С. 557). Голубинский помещает Д. в список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена к-рых внесены в каталоги святых (Голубинский . Канонизация святых. С. 353).

Соч.: [Послание Д. Смоленскому еп. Сильвестру] // Дахнович С . Иезуит Антоний Поссевин. (ТКДА. 1865. №. 2. С. 239-240).

Ист.: СГГД. Т. 2. С. 69-71. № 50 [чин поставления Д.]; ААЭ. Т. 1. С. 386-387. № 325; Т. 3. С. 170. № 123; ПСРЛ. Т. 14; Т. 34 (по указ.); Лихачёв Н . П . Дело о приезде в Москву А. Поссевино. СПб., 1903. С. V-VIII; РИБ. 1876. Т. 3. Стб. 703; 19092. Т. 13. Стб. 1279-1280; Пг., 1915. Т. 32. Ч. 1; Шпаков А . Я . Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Моск. гос-ве: Царствование Феодора Ивановича: Учреждение Патриаршества в России. Од., 1912. Ч. 2. С. 152-157 [чин поставления Д.]; Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 263, 264; Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966. С. 362; Шумилов В . Н . Государственное древлехранилище хартий и рукописей: Опись докум. мат-лов фонда № 135. М., 1971. С. 120-121; Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1. С. 67, 107, 330; Поссевино А . Ист. сочинения о России XVI в. М., 1983; Соборный приговор от 20 июля 1584 г. о подтверждении соборного приговора 1580 г. и об отмене тарханов // Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. С. 61-63.

Лит.: Боголюбский М . С ., прот . Московская иерархия: Митрополиты // ЧОЛДП. 1894. Кн. 9. С. 481-482; Покровский И . М . Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Каз., 1897. Т. 1. С. 67; Петров В . А . Соборное уложение 1584 г. об отмене тарханов // Сб. ст. по рус. истории, посвящ. С. Ф. Платонову. Пг., 1922. С. 191-201; Черепнин Л . В . Земские соборы Рус. гос-ва в XVI-XVII вв. М., 1978. С. 130-132; Иеремия (Соловьёв), игум . Всероссийские митрополиты Кирилл, Антоний и Дионисий: Курс. соч. / МДА. Загорск, 1988. Ркп.; Павлов А . П . Государев двор и полит. борьба при Борисе Годунове (1584-1605 гг.). СПб., 1992; Макарий . История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 175-177; Успенский Б . А . Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998. С. 501; Шапошник В . В . Церковно-государственные отношения в России в 30-80-е гг. XVI в. СПб., 20062. С. 394-402.

Архим. Макарий (Веретенников)

Иконография

В иконописном подлиннике кон. XVIII в. приведено описание внешнего облика Д. без указания дня памяти: «Подобием рус, брада Сергиева, власы с ушей, в шапке, во амфоре [омофоре], с Евангелием, сак бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.). В рукописи 20-х гг. XIX в. под 15 окт. сказано, что Д. «рус, брада аки Сергиева, в шапке, сакос бакан, амфор и Евангелие» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 48 об.). Д. изображен на прориси ок. 1902 г. В. П. Гурьянова с иконы «Спас Смоленский с Московскими святыми» 2-й пол. XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве (местонахождение неизв.) - вверху, в правой группе, крайним справа, рядом со свт. Геронтием и др. Московскими митрополитами, оплечно, в митре и омофоре, с двуперстным сложением пальцев десницы, с вьющейся бородой средней величины, на нимбе надпись: «пр Дiонисiй» (Маркелов . Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341; Т. 2. С. 98, 616-617).

Краткое житие святителя Дионисия Суздальского

В ми-ру - Да-вид, ро-дил-ся на юге Рос-сии, в Ки-ев-ских пре-де-лах, в на-ча-ле XIV сто-ле-тия. Он с ран-них лет по-свя-тил се-бя по-дви-гам ино-че-ской жиз-ни в Ки-е-во-Пе-чер-ской Лав-ре.

Из люб-ви к уеди-не-нию с бла-го-сло-ве-ния на-сто-я-те-ля Ди-о-ни-сий уда-лил-ся на се-вер Рос-сии. На бе-ре-гу Вол-ги, ни-же Ниж-не-го Нов-го-ро-да, свя-той вы-ко-пал се-бе пе-ще-ру и по-се-лил-ся в ней. Сна-ча-ла он жил здесь один от-шель-ни-ком, а по-том, ко-гда со-бра-лись к нему ис-ка-те-ли без-мол-вия (око-ло 1335 г.), ос-но-вал мо-на-стырь Об-шир-ным зна-ни-ем пра-вил ве-ры и стро-гой по-движ-ни-че-ской жиз-нью св. Ди-о-ни-сий при-об-рел се-бе все-об-щее ува-же-ние. Совре-мен-ни-ки ви-де-ли в нем «му-жа крот-ко-го, рас-су-ди-тель-но-го, зна-ю-ще-го Свя-щен-ное Пи-са-ние, учи-тель-но-го, слав-но-го пост-ни-че-ством и ис-пол-нен-но-го люб-ви ко всем».

Под его ру-ко-вод-ством вос-пи-ты-ва-лись пре-по-доб-ный Ев-фи-мий Суз-даль-ский (па-мять 1/14 ап-ре-ля), пре-по-доб-ный Ма-ка-рий Жел-то-вод-ский (па-мять 25 июля/7 ав-гу-ста).

В 1352 г свя-той ста-рец по-сы-лал 12 че-ло-век из сво-ей бра-тии в «верх-ние гра-ды и стра-ны, иде-же Бог ко-го бла-го-сло-вит», для ду-хов-но-го про-све-ще-ния на-ро-да и ос-но-ва-ния но-вых оби-те-лей.

Ни-же-го-род-ские кня-зья до-ро-жи-ли его муд-ры-ми со-ве-та-ми и на-став-ле-ни-я-ми, пре-по-доб-ный Ди-о-ни-сий лич-но был из-ве-стен и все-рос-сий-ским мит-ро-по-ли-там.

В 1374 г. св. Ди-о-ни-сий был ру-ко-по-ло-жен мит-ро-по-ли-том во епи-ско-па Суз-даль-ско-го, а за-тем воз-ве-ден в сан ар-хи-епи-ско-па. Свя-ти-тель был рев-ност-ным бор-цом за чи-сто-ту пра-во-сла-вия. Он мно-го сде-лал в борь-бе про-тив ере-си стри-голь-ни-ков.

В 1377 г. по бла-го-сло-ве-нию и, воз-мож-но, под ре-дак-ци-ей свя-то-го бы-ла со-став-ле-на зна-ме-ни-тая Лав-рен-тьев-ская ле-то-пись, вдох-нов-ляв-шая Русь на осво-бо-ди-тель-ную борь-бу с та-та-ра-ми.

Впо-след-ствии, бу-дучи из-бран мит-ро-по-ли-том всея Рос-сии, св. Ди-о-ни-сий, воз-вра-ща-ясь из Ца-рь-гра-да, был за-дер-жан в Ки-е-ве кня-зем Ли-тов-ским. На-хо-дясь в за-клю-че-нии, он про-во-дил все вре-мя в мо-лит-ве и сер-деч-ном со-кру-ше-нии. Скон-чал-ся свя-ти-тель Ди-о-ни-сий 15 ок-тяб-ря 1385 го-да и был по-гре-бен в Ан-то-ни-е-вых пе-ще-рах Ки-е-во-Пе-чер-ской оби-те-ли.

Полное житие святителя Дионисия Суздальского

Свя-ти-тель Ди-о-ни-сий, ар-хи-епи-скоп Суз-даль-ский, в ми-ру Да-вид, был по-стри-же-ни-ком Ки-е-во-Пе-чер-ской оби-те-ли, от-ку-да с мест-ным бла-го-сло-ве-ни-ем - ико-ной Бо-жи-ей Ма-те-ри с пред-сто-я-щи-ми пре-по-доб-ны-ми Ан-то-ни-ем и Фе-о-до-си-ем - при-был на Вол-гу. Неда-ле-ко от Ниж-не-го Нов-го-ро-да свя-той Ди-о-ни-сий вы-ко-пал пе-ще-ру и под-ви-зал-ся в пол-ном без-мол-вии. К свя-то-му по-движ-ни-ку по-сте-пен-но сте-ка-лась бра-тия, и он око-ло 1335 го-да ос-но-вал мо-на-стырь в честь Воз-не-се-ния Гос-под-ня. Уче-ни-ка-ми свя-то-го Ди-о-ни-сия бы-ли пре-по-доб-ные Ев-фи-мий Суз-даль-ский (па-мять 1 ап-ре-ля) и Ма-ка-рий Жел-то-вод-ский, Ун-жен-ский (па-мять 25 июля). В 1352 го-ду свя-той ста-рец по-слал две-на-дцать че-ло-век из сво-ей бра-тии в "верх-ние гра-ды и стра-ны, иде-же Бог ко-го бла-го-сло-вит", для ду-хов-но-го про-све-ще-ния на-ро-да и ос-но-ва-ния но-вых оби-те-лей. Вы-со-кое бла-го-твор-ное вли-я-ние ока-зы-ва-ла оби-тель свя-то-го Ди-о-ни-сия на жи-те-лей Ниж-не-го Нов-го-ро-да. В 1371 го-ду свя-той по-стриг в мо-на-ше-ство со-ро-ка-лет-нюю вдо-ву кня-зя Ан-дрея Кон-стан-ти-но-ви-ча, по при-ме-ру ко-то-рой при-ня-ли мо-на-ше-ство мно-гие "бо-ля-ри-ны: же-ны, и вдо-ви-цы, и де-ви-цы".

В 1374 го-ду свя-той Ди-о-ни-сий был удо-сто-ен епи-скоп-ско-го са-на. Го-ды его свя-ти-тель-ско-го слу-же-ния па-да-ют на зна-ме-на-тель-ное вре-мя - Русь под-ни-ма-лась сбро-сить та-тар-ское иго. 31 мар-та 1375 го-да пле-нен-ный жи-те-ля-ми Ниж-не-го Нов-го-ро-да та-тар-ский во-е-на-чаль-ник, ока-зав-шись на епи-скоп-ском дво-ре, вы-стре-лил из лу-ка в свя-ти-те-ля Ди-о-ни-сия. Но Гос-подь хра-нил Сво-е-го из-бран-ни-ка - стре-ла за-де-ла лишь епи-скоп-скую ман-тию. В 1377 го-ду по бла-го-сло-ве-нию и, воз-мож-но, под ре-дак-ци-ей свя-ти-те-ля Ди-о-ни-сия ино-ком Лав-рен-ти-ем бы-ла со-став-ле-на зна-ме-ни-тая Лав-рен-тьев-ская ле-то-пись, вдох-нов-ляв-шая Русь. на осво-бо-ди-тель-ную борь-бу.

В 1379 го-ду, обе-ре-гая честь пер-во-свя-ти-тель-ской ка-фед-ры, свя-ти-тель Ди-о-ни-сий, один из всех епи-ско-пов, со-бран-ных в Москве по по-ве-ле-нию кня-зя, вы-сту-пил про-тив из-бра-ния в мит-ро-по-ли-ты кня-же-ско-го став-лен-ни-ка - пе-чаль-но из-вест-но-го ар-хи-манд-ри-та Ми-тяя.

В том же 1379 го-ду свя-ти-тель Ди-о-ни-сий уехал в Кон-стан-ти-но-поль с про-те-стом по по-во-ду на-ме-ре-ния из-брать Ми-тяя и по де-лу ере-ти-ков-стри-голь-ни-ков. На гре-ков свя-ти-тель про-из-вел силь-ное впе-чат-ле-ние сво-ей вы-со-кой ду-хов-ной на-стро-ен-но-стью и глу-бо-ким зна-ни-ем Свя-щен-но-го Пи-са-ния. Пат-ри-арх Нил, на-зы-вая свя-ти-те-ля "во-ис-ти-ну Бо-жи-им и ду-хов-ным че-ло-ве-ком", пи-сал, что сам ви-дел его "пост и ми-ло-сты-ни, и бде-ние, и мо-лит-вы, и сле-зы, и вся бла-гая ина". Из Кон-стан-ти-но-по-ля свя-ти-тель Ди-о-ни-сий при-слал для со-бо-ров Суз-да-ля и Ниж-не-го Нов-го-ро-да два спис-ка с ико-ны Бо-го-ма-те-ри Оди-гит-рии. В 1382 го-ду свя-ти-тель по-лу-чил от пат-ри-ар-ха ти-тул ар-хи-епи-ско-па. Вер-нув-шись на Русь, свя-ти-тель ез-дил в Псков и Нов-го-род для борь-бы с ере-сью стри-голь-ни-ков. Вто-рич-но он по-се-тил Кон-стан-ти-но-поль в 1383 го-ду для об-суж-де-ния с пат-ри-ар-хом во-про-са об управ-ле-нии рус-ской мит-ро-по-ли-ей. В 1384 го-ду свя-ти-тель Ди-о-ни-сий был по-став-лен пат-ри-ар-хом Ни-лом "мит-ро-по-ли-том на Русь". Но по воз-вра-ще-нии в Ки-ев свя-ти-тель был схва-чен по при-ка-за-нию ки-ев-ско-го кня-зя Вла-ди-ми-ра Оль-гер-до-ви-ча и под-верг-нут за-клю-че-нию, в ко-то-ром скон-чал-ся 15 ок-тяб-ря 1385 го-да. По-гре-бен свя-ти-тель в "ки-ев-ской пе-че-ре ве-ли-ко-го Ан-то-ния". 26 июня па-мять свя-ти-те-ля Ди-о-ни-сия празд-ну-ет-ся ра-ди те-зо-име-нит-ства с пре-по-доб-ным Да-ви-дом Со-лун-ским, имя ко-то-ро-го он но-сил в ми-ру. В Си-но-ди-ке 1552 го-да Ни-же-го-род-ско-го Пе-чер-ско-го мо-на-сты-ря свя-ти-тель Ди-о-ни-сий на-зван "пре-по-доб-ным чу-до-твор-цем".

Молитвы

Тропарь святителю Дионисию, архиепископу Суздальскому

Правосла́вия ревни́телю, благоче́стия наста́вниче,/ и́щущим спасе́ния до́брый ко́рмчий,/ мона́шествующих Богодухнове́нное украше́ние,/ Богоно́снаго Евфи́мия собесе́дниче, святи́телю Диони́сие,/ уче́ньми и доброде́тельми оте́чество твое́ просвети́л еси́,/ не забу́ди нас, чту́щих тя,// но в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Перевод: Православия ревнитель, наставник, ищущим спасения хороший руководитель, монашествующих украшение, Евфимия собеседник, святитель Дионисий, учением и добродетелями Отечество твое просветил ты, не забывай нас, почитающих тебя, но жизнью нашей мирно управляй.

Кондак святителю Дионисию, архиепископу Суздальскому

Звезду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую/ чрез Ни́жний Но́вград в Су́ждаль дости́гшую,/ и всю страну́ сию́ уче́нием озари́вшую,/ ублажи́м Богому́драго Диони́сия,// той бо мо́лится Го́споду спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Звезду Российскую в Киеве воссиявшую, через Нижний Новгород в Суздаль дошедшую и всю страну эту учением озарившую, прославим Богомудрого Дионисия, ибо он молится Господу о спасении наших душ.

Молитва святителю Дионисию, архиепископу Суздальскому

О, святи́телю о́тче Диони́сие, ты́ ве́си не́мощь естества́ на́шего и ско́рбь време́н настоя́щих, проле́й о на́с твоя́ те́плыя моли́твы и умоли́ Человеколю́бца Го́спода, да не погуби́т на́с со беззако́нии на́шими, но обрати́т к покая́нию и исправле́нию, да про́чее вре́мя жития́ на́шего земна́го не в рабо́те греху́ и страсте́м, но в де́лании за́поведей Его́ святы́х и во благоче́стии провожда́ем. Не пре́зри и не посрами́ упова́ния на́шего, но бу́ди о на́с предста́тель немо́лчный к Бо́гу, да сохрани́т на́с от мирски́х искуше́ний, от диа́вольских сете́й и от плотски́х похоте́й, да да́рует на́м во бра́нех терпе́ние неосла́бное. В ча́с же сме́ртный яви́ся на́м, о́тче, засту́пник необори́мый, ускори́ тогда́ на моли́тву о на́с, безпомо́щных, и помози́ на́м ми́рную и благу́ю кончи́ну улучи́ти, гро́зная мыта́рства возду́шная без препя́тия мину́ти и в Небе́сный Го́рний Иерусали́м вни́ти. О, всеблаже́нне о́тче на́ш Диони́сие, сподо́би ны́ после́довати, по си́ле на́шей, свято́му твоему́ житию́! Я́ко да всеми́лостивым предста́тельством Преблагослове́нныя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и и твои́ми святы́ми моли́твами сподо́бит на́с Преблаги́й Христо́с Бо́г на́ш насле́дники бы́ти Ца́рствия Своего́ Небе́снаго, сла́вящих и велича́ющих Его́ ку́пно со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святителю Дионисию, архиепископу Суздальскому

Кондак 1

Возбранный чудотворче и предивный иерарше, великий угодниче Христов, святителю отче Дионисие, граду и стране нашей источаяй щедроты и милости, восхваляем тя с любовию, чада твоя, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свобода, да зовем ти:

Икос 1

Ангелов Творец и всея твари Создатель яви тя Церкви Своей святителя, и учителя, и заступника Руси Святей, имущаго к Нему дерзновение молитися об избавлении нас от всяких зол, бед и скорбей. Мы же, вернии, научившеся, поем ти сице:
Радуйся, сыновнею любовию ко Господу сердце исполнивый; радуйся, совершенну любовь ко Христу показавый. Радуйся, талант, от Бога ти данный, в земли не сокрывый; радуйся, на спасение душ людских его источивый. Радуйся, на небесех духовныма очима выну Господа созерцавый; радуйся, крест на рамена вземый и Христу последовавый. Радуйся, мзду на небесех от Бога восприявый; радуйся, молитвы и пения к тебе взывающих не презревый.
Радуйся, святителю отче Дионисие, земли Российския пресветлое украшение.

Кондак 2

Видяще, яко дана тебе бысть от Господа, преподобне отче наш Дионисие, благодать подавати скорое вспоможение и утешение всем с верою к тебе притекающим, имамы убо таковаго милостиваго и скораго помощника, прославляем Всесильнаго Бога, поюще Ему: Аллилуиа!

Икос 2

Разум богомудрый стяжав и усмотрев суету мира сего, преподобне отче Дионисие, помышляяй о небеснем и жития постническаго ища, потщался еси тесным и прискорбным путем течение жизни сея совершити. Мы же, любовию побеждаеми, вопием ти сице:
Радуйся, винограда Христова неувядаемая розго; радуйся, цветов смирения прекрасное село. Радуйся, монашествующих предивное похвало; радуйся, постников путеводительная звезда. Радуйся, иноков пресветлая красото; радуйся, веры благочестивыя правило. Радуйся, святителей преславная высото; радуйся, елея премудрости неугасимая лампадо.
Радуйся, святителю отче Дионисие, земли Российския пресветлое украшение.

Кондак 3

Смирением и постом и непрестанною молитвою на страсти плотския крепко ополчився, святителю Дионисие, плоть твою духови поработил еси, и сего ради ныне предстоиши с ликами Ангелов Престолу Пресвятыя Троицы, выну поя: Аллилуиа!

Икос 3

В пустыни, в нюже вселился еси, преподобне отче Дионисие, обитель устроися Божиим произволением, в нейже в преподобии и правде денно и нощно Богу работал еси. Мы же, прославляюще Господа Бога, вопием ти:
Радуйся, на брегах Волги обитель чудную основавый; радуйся, множество иноков в ней собравый. Радуйся, преподобных Евфимия и Макария духовно возрастивый; радуйся, образ монашескаго жития им показавый. Радуйся, дванадесять иноков на проповедь Евангелия пославый; радуйся, во страны и грады верхния их направивый. Радуйся, княгиню Василиссу во ангельский образ посвятивый; радуйся, уставу иноческаго общежития ю наставивый.
Радуйся, святителю отче Дионисие, земли Российския пресветлое украшение.

Кондак 4

Боготечная звезда всея страны явился еси, преподобне отче Дионисие, всем быв образ словом, житием, любовию, тихостию, кротостию и смирением; темже и мы, видяще добродетели твоя, воспеваем Богу: Аллилуиа!

Икос 4

Возсия в тебе обильно благодать Божия, святителю отче Дионисие, яви тя светильника земли Российския: пребывая игуменом обители Печерския, о словесных овцах твоих, тебе Богом врученных, денно и нощно имел еси попечение. Мы же, взирающе на преподобническия труды твоя, вопием ти:
Радуйся, древних отец неленостный подражателю; радуйся, печальми обуреваемых смиренный утешителю. Радуйся, скорбящих скорый услышателю; радуйся, ран сердечных милостивый целитетелю. Радуйся, благочиния монастырскаго премудрый устроителю; радуйся, братии сострадательный и терпеливый учителю. Радуйся, строптивых и нерадивых строгий обличителю; радуйся, кающихся пред Богом добрый предстателю.
Радуйся, святителю отче Дионисие, земли Российския пресветлое украшение.

Кондак 5

Видя тя воистину, отче Дионисие, подвижника крепкаго и молитвенника неусыпнаго, святитель Алексий почти тя саном епископским, граду Суздалю и Нижнему Новуграду архипастыря постави; мы же, мысленно взирающе на досточудныя твоя подвиги и труды, избравшему тя Богу вопием: Аллилуиа!

Икос 5

Видя Человеколюбец Господь твое добродетельное житие, да не сокрыт будет светильник под спудом, но да светит всем верху горы, да прославят Отца Небеснаго вси человецы, изведе тя из обители пустынныя и постави тя во епископа Нижегородскаго и Суздальскаго. Мы же, чтуще труды твоя, умиленно вопием ти:
Радуйся, истины Христовы ревностный исповедниче; радуйся, от ереси стригольников мужественный защитниче. Радуйся, иноческаго общежития наставниче; радуйся, пасомых овец мудрый начальниче. Радуйся, словесе Божия усердный проповедниче; радуйся, правил церковных непреодолимый поборниче. Радуйся, преподобному Сергию спостниче и собеседниче; радуйся, взывающих пред Богом надежный заступниче.
Радуйся, святителю отче Дионисие, земли Российския пресветлое украшение.

Кондак 6

Илииною ревностию распалаяся, неправо ходящим противостал еси, никакоже соизволяяй недостойнаго на престол митрополичий поставити и нечестно дати волка в пастыря овцам, благочестно Христа славящим, поющим Ему: Аллилуиа!

Икос 6

Во град первопрестольный на собор призван был еси и тамо един от всех епископов княжескому повелению противостал еси, честь Митрополии Московския оберегая, противу ставленника князя возставая и на кафедру первосвятительскую взыти ему возбраняя. Мы же, видяще ревность твою, взываем ти:
Радуйся, яко древним каноном ревностный исполнитель был еси; радуйся, честь бо Митрополии ревностно оберегал еси. Радуйся, ты же мудростию словес твоих князя обличил еси; радуйся, яко мудрования человеча в Церковь не допустил еси. Радуйся, гнева бо князева не устрашен пребыл еси; радуйся, яко един от всех безстрашно противостал еси. Радуйся, ты же ревность в послушании церковнем показал еси; радуйся, худаго бо намерения диавола посрамитель был еси.
Радуйся, святителю отче Дионисие, земли Российския пресветлое украшение.

Кондак 7

Днесь восхвалим вси великаго святителя Дионисия и почтим заступника и утверждение земли Российския, края Суздальскаго хранителя, Пскову и Новуграду от лжеучения оградителя, ереси стригольников ревностнаго искоренителя, и тако возопиим Богу: Аллилуиа!

Икос 7

Слыша премногую твою добродетель, видя искусна познателя Священных Писаний и Преданием прилежна исполнителя, уготова тя Патриарх Нил быти ереси стригольников искоренителя. Мы же, дивящеся явленней в тебе силе Божии, благодарне вопием:
Радуйся, Пскова и Новаграда от лжеучения охранителю; радуйся, ереси стригольников неустрашимый искоренителю. Радуйся, в непрестанных трудех святительских рачителю; радуйся, паствы Христовы от ереси добрый хранителю. Радуйся, нелицеприемный истины ревнителю; радуйся, в подвизе учительства неутомимый служителю. Радуйся, безбожных и нечестивых уст заградителю; радуйся, кающихся в лжеименнем мудровании наставниче и учителю.
Радуйся, святителю отче Дионисие, земли Российския пресветлое украшение.

Кондак 8

Видя Господь твое добродетельное житие, любовь к Писанию и Священному Преданию, апостольскую ревность о Христе, молитвы многия, пост нелицемерный и милостыню всещедрую, любовь к ближним всесовершенную, возвыси тя, яко кедр ливанский; мы же, славу твою зряще, поем Богу: Аллилуиа!

Икос 8

Видя тя Патриарх града Константина в Священнем Писании прилежна познателя, трудов поста, молитвы и милостыни исполнителя, возложи крещатыя ризы на тя и возведе в сан архиепископский. Мы же, дивящеся житию твоему, умиленно вопием ти:
Радуйся, на скрижалех сердца закон Божий начертавый; радуйся, слезами житие свое украсивый. Радуйся, милостынями Богу угодивый; радуйся, пост нелицемерный стяжавый. Радуйся, молитвы непрестанныя от Бога удостоивыйся; радуйся, в Писании Священнем искусен познавыйся. Радуйся, своим бдением Ангелом уподобивыйся; радуйся, и благих иных от Бога сподобивыйся.
Радуйся, святителю отче Дионисие, земли Российския пресветлое украшение.

Кондак 9

Проповедник не словом точию, но и делом явился еси Христова учения, святителю отче Дионисие яко пастырь добрый, душу твою полагал еси за овцы Христовы и вся с любовию наставлял еси ко спасению, всем образ жития по Бозе подавая и вся поучая взывати присно Богу: Аллилуиа!

Икос 9

Егда пастырски подвизался еси, святителю Дионисие, о просвещении верою Христовою людей суздальских и нижегородских, благодать Господня излияся во мнозех делех твоих, приводящи овцы заблуждшия к познанию Христову. Мы же, поминая труды и подвиги твоя, зовем ти:
Радуйся, времена и лета достопамятных деяний списати благоволивый; радуйся, на писание летописи инока Лаврентия благословивый. Радуйся, иконы Божия Матере Одигитрии списати наказавый; радуйся, ихже в Суздаль и Нижний Новград доставите повелевый. Радуйся, кивот со Страстьми Христовыми с Царьграда принести изволивый; радуйся, имиже землю Нижегородскую духовно украсивый. Радуйся, Малахию Философа для просвещения на Русь пославый; радуйся, тьму суемудрия стригольническаго изобличивый.
Радуйся, святителю отче Дионисие, земли Российския пресветлое украшение.

Кондак 10

Православныя каноны утверждая, пришел еси в Царьград со святым Феодором и тамо вся своими добродетельми удивил еси. Патриархом Нилом митрополитом Российския земли поставлен был еси и в Киеве многия скорби и заточения претерпел еси; мы же, Бога прославляя, поем Ему: Аллилуиа!

Икос 10

В Константине граде на Митрополию Российскую поставлен был еси, великаго града Киева вскоре достигл еси и, от князя тамо заточение смиренно прием, в темнице святую душу свою честно Господеви предал еси. Мы же, на тя взирающе и тобою просвещаеми, дерзаем глаголати сице:
Радуйся, яко от Патриарха Нила митрополитом на Русь поставлен был еси; радуйся, якоже сана первосвятительскаго удостоился еси. Радуйся, от князя бо заточение претерпел еси; радуйся, ты же вся скорби, яко от Бога, приял еси. Радуйся, яко мирно и радостно час смертный сретил еси; радуйся, душу бо твою во смирении предал еси. Радуйся, якоже в пещере великаго Антония погребен был еси; радуйся, ты же и по смерти твоей нас не оставил еси.
Радуйся, святителю отче Дионисие, земли Российския пресветлое украшение.

Кондак 11

Благодать от Бога стяжавшаго, дивнаго во святых Дионисия почтим сердцем и усты: кто исчислит твоя труды, молитвы и посты, о святителю? Мы же потщимся тебе всемерно подражати и благоприятно Богу вопияти: Аллилуиа!

Икос 11

Светоподательными лучи блистает житие твое, святителю отче Дионисие; евангельския заветы исполняя, крест на раменех своих за Христом безропотно понесл еси. Темже и мы глаголем ти:
Радуйся, Пресвятыя Троицы верный служителю; радуйся, Матере Божия усердный почитателю. Радуйся, Ангелов Божиих сослужителю; радуйся, пророков святых ревнователю. Радуйся, апостолов Господних подражателю; радуйся, мучеников Христовых соревнователю. Радуйся, святителей ревностных равностоятелю; радуйся, преподобных отец сопредстателю.
Радуйся, святителю отче Дионисие, земли Российския пресветлое украшение.

Кондак 12

Благодать, данную ти от Бога, ведуще, притекаем к твоему заступлению, святителю отче Дионисие, усердно моляще тя. Не остави нас, чад твоих, в святых твоих молитвах, да и мы по скончании нашего земнаго жительства с тобою воспоем Богу: Аллилуиа!

Икос 12

Светоприемный светильник истиннаго света сущим на земли являешися, святителю Дионисие, просвещаеши бо верных сердца и к разуму Божественному вся наставляеши, поучая и нас радостно взывати ти:
Радуйся, свеще светозарная, Церковь озаряющая; радуйся, звездо, землю Российскую просвещающая. Радуйся, заре, мрак страстей и грехов разгоняющая; радуйся, молние, еретичествующих устрашающая. Радуйся, лучу, в иночестве подвизающихся укрепляющий; радуйся, свете, в подвизех благочестия наставляющий. Радуйся, светильниче, Нижегородский удел просветляющий; радуйся, светило, Суздальский край освещающее.
Радуйся, святителю отче Дионисие, земли Российския пресветлое украшение.

Кондак 13

О предивный и преславный святителю отче Дионисие, приими от нас, недостойных, хвалебное пение сие, пролей о нас твоя теплыя молитвы и умоли Человеколюбца Господа, да не погубит нас со беззаконии нашими, но обратит к покаянию и исправлению, да прочее время жития нашего земнаго не в работе греху и страстем, но в делании заповедей Его святых и во благочестии провождаем; мы же с тобою вопием Ему: Аллилуиа!

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О святителю отче Дионисие, ты веси немощь естества нашего и скорбь времен настоящих, пролей о нас твоя теплыя молитвы и умоли Человеколюбца Господа, да не погубит нас со беззаконии нашими, но обратит к покаянию и исправлению, да прочее время жития нашего земнаго не в работе греху и страстем, но в делании заповедей Его святых и во благочестии провождаем. Не презри и не посрами упования нашего, но буди о нас предстатель немолчный к Богу, да сохранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да дарует нам во бранех терпение неослабное. В час же смертный явися нам, отче, заступник необоримый, ускори тогда на молитву о нас, безпомощных, и помози нам мирную и благую кончину улучити, грозная мытарства воздушная без препятия минути и в Небесный Горний Иерусалим внити. О всеблаженне отче наш Дионисие, сподоби ны последовати, по силе нашей, святому твоему житию! Яко да всемилостивым предстательством Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и твоими святыми молитвами сподобит нас Преблагий Христос Бог наш наследники быти Царствия Своего Небеснаго, славящих и величающих Его купно со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Архиерей в период распада империи

Вступил во временное управление Варшавской епархией 8 февраля года, в день убийства митрополита Георгия. С поддержкой светских властей, требовавших введения автокефалии, 27 февраля года Собором православных епископов Польши был избран митрополитом Варшавским и Холмским, первоиерархом Православной Церкви в Польше , а 13 марта того же года в нарушение канонов утвержден в этой должности Константинопольским патриархом Мелетием IV с титулом "Варшавский и Волынский и всей Православной Церкви в Польше и священноархимандрит Почаевской Успенской Лавры ". 23 апреля года в Кременце , на Волыни, состоялась его интронизация .

В межвоенный период основной задачей, стоявшей перед Дионисием, было выстраивание отношений с польским правительством и местными властями, которые требовали от православных лояльности и польского патриотизма, а сами зачастую враждебно относились к непольскому и некатолическому населению. Неменьшую трудность представляло окормление многонациональной паствы (белорусы, украинцы, русские, карпаторосы) в условиях становления польского национального государства. Юридическая ситуация в Польской Церкви была неопределенной, что усложняло защиту храмов и церковного имущества от ревиндикации или просто явного насилия со стороны католиков. К тому же польская католическая иерархия прилагала особенные усилия к реанимации унии .

Во Второй мировой войне

2 октября немецкие войска вступили в Варшаву, образовав в западной половине Польши одноименное генерал-губернаторство и среди церковного народа возникло движение за присоединение к Берлинской епархии Русской Зарубежной Церкви , тогда как восточная половина Польши отошла к СССР и стала входить в юрисдикцию Московского Патриархата . За обращение к народу оккупационные власти отстранили Дионисия от управления Церковью и поместили под домашний арест в Отвоцке (под Варшавой).

10 ноября архиепископ Берлинский Серафим (Лядэ) прибыл в Варшаву и был встречен населением города, но митрополит Дионисий не пожелал отказаться от автокефалии и от своих прав на управление Варшавской епархией. Наоборот, он предложил архиепископу Серафиму присоединить свою Германскую епархию к Польской Церкви, на что тот не пошёл и отбыл обратно в Берлин. Тогда церковно-общественные круги Польши нажали на митрополита Дионисия и принудили его отказаться от автокефалии и от управления Церковью. 23 декабря он отправил письмо архиепископу Серафиму, в котором писал:

"Распад независимого Польского государства, существованием которого была обусловлена независимость и автокефалия православной Церкви в Польше, лишает Церковь возможности автокефального существования в дальнейшем. Новый государственный порядок, установленный на бывшей польской территории, которая ныне принадлежит к области германских имперских интересов, вызывает необходимость объединения бывшей Автокефальной Православной Церкви в Польше с церковными организациями, которые представляете Вы, Ваше Высокопреосвященство. Вследствие этого я прошу Ваше Высокопреосвященство в ближайшее время прибыть в Варшаву и взять на себя управление этой части бывшей Автокефальной Церкви в Польше, которая вошла в область германских имперских интересов. В связи с вышеизложенными основаниями я сообщаю Вам, что со дня принятия Вами на себя церковного управления отказываюсь от дальнейшего окормления вышеназванной Церкви " .

Отправив это письмо, митрополит Дионисий покинул Варшаву и выехал на свою дачу в Отвоцк . Получив от митрополита Дионисия указанное письмо, архиепископ Серафим вторично прибыл в Варшаву и вступил в управление Варшавской епархией . Однако, официальной отмены автокефалии не последовало, митрополит Дионисий по-прежнему почитался главой Церкви, а имя его возносилось за всеми богослужениями .

Митрополит Серафим показал себя традиционалистом и русофилом, тогда как немецкие власти желали сделать из Польской Церкви подспорье для создания антирусской Украинской Церкви для раздробления СССР , поэтому вскорости митрополит Дионисий был снова привелечён к управлению. 23 сентября года в Кракове польский Генерал-Губернатор д-р Франк принял митрополита Дионисия в торжественной аудиенции и заявил что тот возвращается к управлению Православной Церковью на территории генерал-губернаторства. Митрополит Дионисий, принимая это утверждение, с своей стороны заявил, что он установит каноническую иерархию, возведет в епископский сан ведущего украинского националиста профессора И. Огиенко , и окажет верность и послушание генерал-губернатору. 24 сентября митрополит Дионисий прибыл в Варшаву и принял от архиепископа Серафима управление Варшавско-Холмской епархией. Очень быстро во многих сторонах жизни Польской Церкви выявился новый подчёркнуто украинский характер, и сам митрополит Дионисий стал порой служить по-украински .

В связи со вторжением немцев в СССР по приказу митрополита в польской синодальной типографии были отпечатаны бланки с титулом "Смиренный Дионисий, патриарх Московский и всея Руси ", которые до осени года хранились запечатанными, но позднее были уничтожены . 30 сентября Собор епископов под председательством митрополита Дионисия произвел новое административное деление Церкви: были созданы 3 епархии (Варшавско-Радомская , Холмско-Подляшская и Краковско-Лемковская (с года в связи с включением в состав генерал-губернаторства Галиции Краковско-Лемковско-Львовская)).

В конце сентября "Всеукраинская Православная Церковная Рада" пригласила его стать во главе восстанавливаемой "Украинской автокефальной Церкви " и он был готов принять приглашение. Однако, немецкие власти запретили ему въезд на территорию оккупированной Украины . 24 декабря года, "внимая просьбам украинских политических и церковно-общественных деятелей", митрополит Дионисий назначил архиепископа Поликарпа (Сикорского) "временным администратором Православной Автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины." В ходе борьбы раскольников-"автокефалистов" с канонической Церковью в пределах оккупированной Украины они порой ссылались на авторитет митрополита Дионисия, который в свою очередь успешно ходатайствовал о них перед министерством иностранных дел Германии. После эвакуации "автокефалистских" архиереев перед наступающими советскими войсками в Варшаву , в Вербное воскресенье года они поднесли митрополиту Дионисию титул "патриарха всея Украины ". Принимая грамоту и новый титул, митрополит Дионисий произнес на украинском языке благодарственную речь и с тех пор имя митрополита Дионисия как "патриарха всея Украины" иногда возносилось за службами в украинских автокефальных храмах.

С наступлением советских войск в июле г. немецкие власти приказали Дионисию эвакуироваться вместе с архиепископами Иларионом и Палладием в Словакию, Варшаву они покинули в последних числах июля . Затем иерархи пребывали некоторое время в Закопане.