Самое первое упоминание о роще хетага. Священная роща хетага. – Почему это важно

В Осетии отметили День святого Хетага

Источник: religio.ru

В Осетии накануне отмечался день святого Хетага. Симбиоз язычества и христианской традиции, этот праздник в настоящее время является предметом ожесточенных споров в республике, сообщает сегодня "Благовест-инфо" со ссылкой на информационно-аналитическое агентство "Маркетинг и консалтинг" .

Каждый год роща Святого Хетага - зеленый островок посреди открытого поля, на один день перестает быть тихим, уединенным местечком. В первое воскресенье июля тысячи паломников со всей Северной Осетии (в последние годы многие из ник приезжают и из Южной Осетии) стекаются в расположившуюся на берегу реки Ардон рощу, чтобы отдать дань древней традиции.

Первые паломники появляются здесь уже в 6 часов утра. От североосетинской столицы Владикавказа до рощи примерно полчаса езды на автомобиле, и скоро на дороге скапливается такое множество машин, что проехать туда становится возможным только по проселочной дороге, через кукурузные поля.

Первым делом верующие направляются к небольшой, увенчанной куполом, часовне посреди рощи. У каждого в руках три пирога треугольной формы с положенными поверх них тремя бараньими ребрами, и домашнее пиво.

Помолившись у импровизированного алтаря, они бросают пожертвования в тут же установленный металлический короб и ставят свечи.

Потом накрывают на стол - под открытым небом или в специально предназначенных для этих пиршеств длинных кирпичных ангарах.

День Святого Хетага отмечается с давних времен. В восьмидесятые годы прошлого века советские власти пытались мешать совершению празднества: вокруг рощи выстраивались кордоны милиции, не пропускавшие паломников внутрь. Затем предпринимались попытки сделать этот день народным светским праздником, лишенным религиозного содержания. С этой целью в роще устраивались представления музыкальных и танцевальных ансамблей, проводились спортивные соревнования.

После развала Советского Союза в 1991 году этот день вернул себе значение религиозного праздника.

"У осетинского народа в те годы появилась потребность в традиционной религии. В Южной и Северной Осетии происходили события, угрожающие осетинскому народу. Поэтому осетины попытались возродить национальную религию. Была потребность в святыне. Выбор пал на рощу Хетага, потому что она находится посередине Осетии", - рассказывает религиовед Тимур Дзеранов.

Праздник Святого Хетага сочетает в себе элементы разных религий.

"Традиционная осетинская религия сохранилась лишь отчасти. Единой целостной схемы не существует. Здесь и христианство не победило, и языческое влияние не стало полным", - поясняет ученый.

В отличие от других северокавказских республик, где сильны мусульманские традиции, Северная Осетия имеет многочисленное христианское население, хотя здесь также присутствует ислам . В то же самое время в республике подспудно сохраняются некоторые языческие обычаи.

"Религиозная ситуация в Осетии - это укрепление и Православной церкви, и мусульманской общины. Сегодня мечеть полна народу. Многие осетины вспоминают о своих мусульманских корнях. Параллельно развиваются и другие общины - протестанты, баптисты, пятидесятники, Свидетели Иеговы ", - отмечает Тимур Дзеранов. - Предпринимаются большие усилия для возрождения самостоятельной осетинской традиционной религии. Но у меня создалось такое впечатление, что организация христианской и мусульманской общин происходит более последовательно, тогда как в осетинской религии не сложилось единства".

Легенда гласит, что Хетаг был сыном исповедовавшего ислам кабардинского князя. Приняв христианство, он был вынужден обратиться в бегство, спасаясь от людей, пытавшихся силой вернуть его в ислам. Преследователи настигли Хетага в Осетии и попытались убить его. Хетаг стал молиться о помощи, и на открытое поле, где он находился, со склона горы перенеслась часть леса, спрятав его от врагов, которые, узрев это чудо, бежали.

Послушник Свято-Успенского мужского монастыря Сергий говорит, что этот праздник в его сегодняшней форме имеет мало отношения к христианству.

"Это место святое как свидетельство Божьего заступничества, - говорит он. - В христианской традиции принято чтить такие места, и на многих таких местах часто строились храмы. Но другое дело, как почитать святое место. До революции в роще стояла часовня святого Георгия Победоносца. В том, как это делается сейчас, христианского осталось мало".

В отличие от православных священников, которые терпимо относятся к празднику святого Хетага, мусульмане находят его абсолютно неприемлемым. Так, муфтий Северной Осетии Мурат Тавказахов осуждает "глупых политиков", позволяющих народу отмечать этот день.

"Мы осуждаем язычество. И глубоко жалеем язычников, тех, кто выдумывает других богов, помимо Всевышнего. Нам отвратителен День святого Хетага, этот языческий праздник! Как дерево, которое не может себя защитить, сможет защитить мою семью? Так зачем же молиться дереву? У Всевышнего нет посредников", - сказал муфтий, имея в виду обычаи, которые уходят корнями в языческие верования осетин, существовавшие еще до возникновения культа святого Хетага, до появления здесь христианства и ислама.

Между тем даже сторонники возрождения исконных осетинских традиций сетуют по поводу того, как отмечается праздник Святого Хетага. В частности, их недовольство вызывает то, что празднующие злоупотребляют спиртными напитками.

Возмущение поведением посетителей рощи выражает преподаватель Североосетинского государственного университета Залина Хаблиева.

"Считается, что святой Хетаг покровительствует всем людям: даже совершившие преступления могут молиться в роще. Главное не причинять при этом вред святому месту. Но люди, приносящие с собой еду, не убирают ее за собой, превращая святилище в свалку. В святых местах нельзя распивать крепкие алкогольные напитки. Но этого правила сейчас мало кто придерживается. Мне не нравится, что там устраивают концерты: приезжают ансамбли, и захмелевшая публика тоже пускается в пляс".

Общественное движение "Стыр Ныхас" из года в год призывает не распивать в роще напитков более крепких, чем пиво. В этом году люди, наконец, вняли увещеваниям старейшин быть сдержанными в употреблении спиртного и не мусорить в роще. Однако музыка и танцы все же имели место.

Старейшины не хотели начинать празднества до приезда в рощу руководства республики, чем навлекли на себя критику.

"Некоторые люди прибыли в рощу рано утром. Они помолились, отпраздновали и уехали обратно. Они не ждали разрешения руководства. Это не тот праздник, который руководство должно открывать и закрывать", - возмущался один из празднующих Михаил Сиукаев.

Например:

1) в одной из версий Хетага олицетворяют, как юношу из кабардинских или черкесских племен, принявшего христианство в тайне от своей семьи и своего народа, которые исповедовали ислам. Естественно, что в данной ситуации, дабы спасти свою жизнь и отстоять свою веру Хетаг вынужден бежать в христианскую соседнюю страну, коей является Осетия еще с древних времен. Но ему ни как не удается уйти от погони и в критический момент, когда преследователи вот-вот его настигнут, он взмолившись Уастырджи просит его о помощи. Происходит чудо, в поле где не было леса появляется достаточно большая роща из высоких деревьев, достаточная чтобы беглец смог скрыться от своих преследователей. Так по этой версии Хетаг избежал верной смерти.

2) Другая версия воспетая Коста Левановичем Хетагуровым, который кстати называл себя потомком Святого Хетага. Якобы Святой Хетаг является прародителем фамилии Хетагуровых и Коста не кто иной, как его потомок в десятом поколении. Выдержки из этнографического очерка К.Л.?Хетагурова «Особа» (1894 г.): «Сам Хетаг, по уверению его потомков, был младшим сыном князя Инала, жившего за Кубанью, на притоке последней - Большом Зеленчуке. Приняв христианство, Хетаг бежал от преследования своих братьев в горную Осетию. Старший брат Хетага Биаслан считается родоначальником кабардинских князей, а второй, Асланбег, остался бездетным. Место первоначального пребывания Хетага в теперешней Осетии до сих пор считается святыней. Это совершенно обособленная, великолепная роща с многовековыми гигантами в Куртатинской долине. Эта «куща Хетага», как гласит народное предание, по зову Хетага выделилась от леса и укрыла его от преследования шайки кабардинских разбойников. Несмотря, однако, на такую легендарность личности Хетага, потомки его поименно перечисляют всех членов идущих от него поколений. Я, например, являюсь одним из многочисленных членов десятого поколения и могу перечислить своих предков: 1. Хетаг. 2. Георгий (единственный сын). 3. Мами и брат его. 4. Гоци и три его брата. 5. Зида (Сида) и два его брата. 6. Амран и четыре его брата. 7. Аса и брат его. 8. Елизбар и три его брата. 9. Леуан (отец мой) и брат.
Хетаг, говорят, проник в Нарскую котловину через Куртатинский перевал, так как другой путь по Алагирско-Касарскому ущелью был менее доступен и из-за природных, и из-за искусственных преград. На это указывает и то, что осетины Куртатинского ущелья особенно свято чтут память Хетага. В Нарской котловине указывают и теперь в селении Слас на постройки, возведенные Хетагом. Указывают и место, где Хетаг убил оленя - это подножье той скалы, на которой теперь громоздится селение Нар. Здесь указывают также на воздвигнутую Хетагом постройку, где он поселился. В преданиях нет никакого намека на то, чтобы Хетаг отличался воинской доблестью или участвовал в походах и сражениях. Напротив, он славился своим незлобием. Однажды, взамен трех невольников, проданных им в Тифлисе, Хетаг получил, кроме платы, следующий совет: «Когда ты рассердишься, то левой рукой удерживай правую». Это наставление спасло жизнь его сыну, который настолько вырос за время его отсутствия, что Хетаг по возвращении домой ночью, застав его спящим в одной постели с матерью, хотел заколоть его, но, вспомнив совет, положил оружие в изголовии спящих, вышел и всю ночь провел на берегу реки. Утром все разъяснилось к общему счастью.

Участие нарских осетин в рядах грузинских войск по найму или волонтерами относится ко временам правнука Хетага - Гоци, который, будучи небольшого роста, сразил в единоборстве персидского великана и получил от грузинского царя серебряную чашу с соответствующей надписью и грамотой. Чаша цела и до сих пор переходит по наследству от отца к старшему сыну. Из грамот грузинских царей, уцелевших в фамилии Хетагуровых, самая ранняя - пожалованная царем карталинским Арчилом (1730-1736) «в знак нашей милости нарскому дворянину Хетагуру-Зидахану» (Зида)».

Эта попытка исследования легенды о Хетаге была не последней.

Уже в конце жизни, работая над своей исторической поэмой «Хетаг», поэт Коста Хетагуров проявил себя как ищущий этнограф, скрупулезно собирающий и проверяющий каждый сюжет из генеалогии своего рода. Интересно, что он уже тогда выдвинул гипотезу, согласно которой легендарный Хетаг происходил из военной аристократии прикубанских алан XIV века. В поэме поэт показывает героическую борьбу кавказских народов против монголо-татарских захватчиков. Старший брат Хетага Биаслан (в поэме - Бяслан) считался предком кабардинских князей, принявших ислам. Поэтому в основе произведения лежит глубокий религиозно-личностный конфликт.

В поэме автор повествует о следующем. Разбив войско Мамая, аланы возвращаются домой с богатой добычей. Их уже ждут старые князья Инал и Солтан, старшие на торжественном пиру. Возносятся бесчисленные тосты в честь храбрых воинов, и особенно за Хетага - самого доблестного героя. Но он не принимает участия во всеобщем веселье, сидя в глубокой печали. Солтан призывает его к себе, произносит в его честь речь и предлагает ему взять в жены любую из своих дочерей-красавиц. Хетаг желал бы руки старшей дочери, однако по обычаю требуется ее согласие. Оставшись наедине со старейшинами, она признается, что любит Хетага, но выйти за него не в силах - он изменил «отцовской религии», побывав в Крыму и приняв там христианство. Гости в смятении, но Инал и Солтан принимают решение - молодые сами должны сделать выбор - «ведь от счастья не бегут». Пир завершается, и благодарные гости расходятся по домам. На этом месте поэма была прервана. (Возможно следующее дальнейшее развитие событий: Хетаг крадет невесту и сбегает с ней в горную Осетию. По дороге, когда их почти настигла погоня, случается описанное в легенде чудо: лес по зову Хетага сошел с гор, и беглецы скрылись от преследователей. - Авт. А.С. Коцоев).

3) По третьей версии Святого Хетага отождествляют со Святым Георгием, римским полководцем, который был по своему происхождению потомком древнего хеттского народа (древние хетты жившие в центре Малой Азии по одной из теорий являются прародителями адыгского, абхазского, черкесского, кабардинского народов). Имя Хетаг- якобы расшифровывается, как Георгий из страны хеттов.

Опять-таки это все возможные перечисленные версии и теории происхождения данного большого праздника осетинского народа. Хочется еще отметить, что энергетическое поле возникшее в «Роще Святого Хетага» отчетливо показывется на приборах. Т.Е. данное место выбрано неспроста и имеет большую энергетику, влияющую на человека наиболее благоприятно, именно в период празднования «Дня Святого Хетага». В целом, для многострадального осетинского народа, этот праздник можно отождествить с главным праздником Ирландии — «День Святого Патрика». Подразумевая под собой праздник единения нации, почитания осетинских традиций, повествования младшим о доблестной истории наших предков и многих других аспектов, которые нас идентифицируют как осетин потомков аланов.

Роща Хетага (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Роща Хетага - это священное для осетинов место, появление которого связано с древней легендой. Она гласит, что отказавшийся принимать ислам кабардинец-христианин Хетаг бежал в Осетию, но у него не было сил, чтобы добраться до леса и скрыться там. И тогда лес сам пришел к беглецу, укрыв его от преследователей.

С тех пор сюда приезжают христиане из всех окрестных городов и сел, чтобы помолиться. Молитвы, прочитанные в роще, считаются особенно сильными. С 1994 г. здесь в июле отмечается праздник Хетага, на который собирается множество осетинов. Он приходится на второе воскресенье месяца.

Сейчас, как и раньше, роща Хетага имеет почти идеально круглую форму, за что ее часто называют «Круглой». Общая площадь реликтового лесного массива - 13 га. Здесь есть молитвенный дом, обустроены специальные места для приношений (традиционно это теплые пироги).

Если смотреть на юг, в верхней части склона горы видна поляна, совпадающая по форме и размерам с рощей. Создается впечатление, что деревья действительно переместились в нужное место в полном объеме.

Деревья в роще выше и ветвистее, чем во всех окрестных лесах. Возможно, это связано с тем, что выносить из леса что-либо, а тем более, ломать ветки - запрещено. Также здесь нельзя разводить огонь, пить спиртное, проливать кровь.

Практическая информация

Адрес: Северная Осетия, Алагирский район, пос. Суадаг. Координаты GPS: 43.057816; 44.301795.

На просторах Северной Осетии есть священное место под названием роща Хетага. Все осетины знают легенду о ней, так как она переходит от отцов к детям вот уже несколько сотен лет. Трудно сказать, насколько правдив этот рассказ, но услышать его должен каждый. Ведь столь дивного чуда уже давно не случалось на православной земле.

Роща Хетага: легенда о человеке непоколебимой веры

Давным-давно близ реки Большой Зеленчук жило племя аланов. Правил ими князь Инал, человек строгий, но справедливый. Было у него три сына: Беслан, Асланбег и Хетаг. Братья с детства соперничали друг с другом, ведь каждый хотел стать настоящим мужчиной в глазах отца. Но даже так они никогда не переходили черту, оставаясь настоящими братьями.

Увы, недолго было спокойствие в этой земле. С соседних земель пришла к ним религия новая - ислам. И быстро народ забыл о православной вере, избрав для себя путь иной. И лишь Хетаг остался верен прежним традициям, не желая признавать другого учения. Более того, он попытался образумить людей своих, но те лишь обозлились на него.

Увидев негодование народа, Инал прогнал сына с земли своей, приказавши больше не появляться перед ним. Что касается братьев, то они поддержали отца и вскоре забыли о существовании Хетага. После этого не смог юноша больше оставаться в родном краю и окончательно решил покинуть его.

Явление чуда Хетагу

Неспокойно было на сердце врагов его, и решили они убить самоотверженного христианина, дабы восславить Аллаха. Быстро догнали они Хетага, так как тот не подозревал о приближающейся угрозе. Но не так просто было остановить юного воина, особенно на верном коне.

Увидев превосходящих в силе врагов, Хетаг помчался к ближайшему лесу. Только там он смог бы совладать с ними, нападая на них поодиночке. Увы, далеко были еще деревья, а всадники уже подходили к нему вплотную. Еще немного - и он был бы окружен, и тогда даже мастерство воина не спасло бы его.

И тут из леса послышался голос: «Сюда, Хетаг, скорее иди сюда!». Юноша не видел, кто звал его, но почуял силу дивную в голосе том. Крикнул тогда Хетаг что есть мочи: «Коль не успею я к лесу, тогда пускай он сам придет ко мне!» Послушался его лес, и в один миг окружила роща Хетага непроходимой стеной из деревьев. Испугались враги чуда дивного, развернулись и убежали прочь.

Таинственный спаситель

Огляделся юноша по сторонам, понял, что нет больше погони, и начал искать своего спасителя. И тут взору его явился великий Уастырджи (более известный как святой Георгий), весь облаченный в яркий поток света. И молвил он тихим голосом: «Твое спасение - это награда за веру твою, так что помни об этом и продолжай нести слово Божье в народ».

Еще год прожил Хетаг в лесу, дабы постичь великую истину. Затем собрал вещи свои и отправился в деревню Нар. С годами юноша еще больше окреп и стал мужем достойным, и привел на свет потомство великое, известное как род Хетагуровых.

Память о великом герое

История рощи Хетага стала символом истинной веры осетинского народа. Именно поэтому ее издавна принято передавать от отца к сыну, дабы память о великом герое жила вечно. К тому же роща Хетага стала местом для паломничества, куда съезжаются верующие со всей Осетии.

Люди верят в то, что св. Уастырджи даже сегодня оберегает покой в этом лесу. Поэтому все паломники чтят те обычаи и законы, что хранит роща Хетага. Легенда гласит, что главным правилом является целостность всего массива. То есть в лесу нельзя ничего ломать, а уж тем более выносить за его пределы: будь то сухая ветка или маленький желудь.

Также долгое время роща Хетага была закрыта для женщин. Однако во время Второй мировой войны опечаленные жены пришли сюда, дабы просить святого Георгия о защите. С тех пор закон смягчился к ним. Теперь они могут приходить сюда во время праздников, дабы отблагодарить Уастырджи за его покровительство.

Что же представляет собой Роща Хетага в действительности?

Даже без легенд это место отличается особым шармом, присущим только ему. Больше всего удивляет то, что роща имеет практически идеальную круглую форму. Глядя на нее, невольно начинаешь верить в то, что она, и правда, появилась благодаря божественному влиянию.

Также не может не восхищать и то, как изменилась под влиянием времени роща Хетага. Северная Осетия сделала все возможное, дабы преобразить свою святыню, не нарушая ее покоя. Так, вековые ясени и буки гармонично сочетаются с каменными столами для священных трапез, а небольшие скамейки, расставленные вдоль тропинок, только украшают местный пейзаж.

И хотя территория рощи не входит в число заповедных зон Северной Осетии, люди со всем почтением относятся к ней. Здесь нет места браконьерству, вандализму и прочему бесчинству, что только подтверждает то, насколько духовным может быть осетинский народ.

Общенародный праздник святого Хетага — особо почитаемый у осетин праздник.Отмечается во второе воскресенье июля. Главное место торжества — роща Хетага, расположенная в Алагирском районе, в 30 километрах от Владикавказа. Со всех уголков республики съедутся туда десятки тысяч человек, чтобы попросить счастья, мира и благополучия. Согласно легенде, Хетаг был христианином, сыном кабардинского князя, отказавшимся принимать ислам. Родные обозлились на него за это, и тогда он решил скрыться в Осетии.

По пути в Куртатинское ущелье, у современного селения Суадаг, Хетага стали настигать преследователи. Тогда из леса Хетаг услышал зов: «Хетаг! В лес! В лес!». Но домчаться до леса беглец уже не успел бы. И тогда Хетаг произнес: «Пусть лес придет к Хетагу».Масса леса окружила Хетага. Преследователи повернули обратно, так как не смогли найти Хетага. Он прожил в роще около года, после чего перебрался в горное селение Нар, где дал начало известному роду Хетагуровых (осет. Хетæгкатæ).

Теперь, это - святое место. Молиться Всевышнему о помощи сюда приезжают люди со всех уголков Северной Осетии. Говорят, молитвы, произнесённые в святой Роще Хетага- Хетадже Къох, имеют особую силу. Считается, что Хетаг покровительствует всем людям: даже совершившие преступления могут молиться в роще. Главное не причинять ей при этом вред.

С этой рощей связано много запретов. Один из главных из них — из рощи ничего нельзя выносить. До сороковых годов прошлого столетия доступ в нее имели только мужчины. Но в годы Великой Отечественной войны туда стали приходить женщины и молиться за воюющих сыновей, братьев и мужей.
В 1994 году день Хетага приобрел статус республиканского общенародного праздника. Его отмечают не только осетины, но и многие представители других национальностей, придерживающиеся православной веры 
Мужчины и по сей день от трассы до рощи (1 км) ходят босиком.

Сначала в роще не было построек, потом были выстроены места для «трёх пирогов». Пироги, принесённые в рощу, должны быть тёплыми, так как при их приготовлении добрые намерения пища как будто впитывает в себя, а в тёплых пирогах, считается, эти намерения сохраняются. Сначала в рощу приносились только пироги без напитков. Позже стало разрешаться приносить молоко и мёд.

В наши дни Роща Хетага не имеет государственного статуса. То есть это не памятник природы или культуры - это общенациональная святыня. На территории Рощи построен кувандон (осет. кувæндон) - молитвенный дом.