Смерть николая угодника. Народный святой николай чудотворец. Почитание святого Николая Чудотворца

С вятитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и Чудотворец, глубоко чтим всем христианским миром и особенно у нас в России: почти в каждом русском городе есть Никольский храм и в каждом селе - благодатные иконы святителя Николая.

Святитель был уроженцем города Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова). Родился он около 280 года в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Нонны. Исполненный благодати Божией, новорожденный младенец без поддержки простоял в крещенской купели три часа, воздавая тем славу Пресвятой Троице. Ему было наречено имя Николай (греч.- «победитель народа»). Еще будучи грудным младенцем, он начал поститься: принимал молоко матери по средам и пятницам только после совершения родителями вечерних молитв.

Благодать Святого Духа укрепляла душу будущего святителя: он уклонялся от детских забав, праздности, хранил целомудрие, любил чтение Священного Писания, часто посещал церковные службы.

Дядя его, епископ Патарский Николай, видя благочестие отрока, посоветовал ему посвятить свою жизнь служению Церкви и возвел его в церковную степень чтеца. Через несколько лет он посвятил святого Николая в сан пресвитера, поручив ему благовествование Слова Божия. Ревностным служением Богу молодой пресвитер был подобен мудрому старцу и снискал за то глубокую любовь паствы.

После смерти родителей святой Николай раздал нуждающимся унаследованное имение. Имея великое милосердие к бедным, он благотворил и тем, кто обращался к нему за помощью, и тем, кто из ложного стыда не просил о ней. При этом он старался благотворить тайно.

Одному разорившемуся человеку такой тайной помощью он помог выдать замуж своих дочерей, которые от отчаяния готовы были встать на преступный путь блуда.

Однажды, когда будущий святитель совершал паломничество во Иерусалим, разразилась сильная буря. По молитве святого море утихло, а корабельщик, который упал с высокой мачты на палубу, встал невредимым. Со слезами молился святой Николай на Голгофе, где Господь наш Иисус Христос искупил грехи всех людей. Он поклонился и другим святыням в Иерусалиме. Двери единственной в то время церкви на Сионской горе сами отворились перед святым Николаем. Он решил уйти в пустыню для безмолвных подвигов, но Господь во сне открыл Свою волю - совершать предназначенное ему служение на родине. На обратном пути корабельщики задумали обмануть святого Николая и направили корабль в другую сторону. Но Господь не оставил Своего угодника: по молитве святого вдруг налетел сильный ветер и понес корабль в нужном направлении.

В Ликии угодник Божий, желая окончить свою жизнь в безвестности, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Но Господь вновь возвестил ему в видении, что ожидает от него не подвигов безмолвия, а пастырского служения людям в миру. Святой Николай, избегая человеческой славы, отправился не в Патары, где все его знали, а в Миры, главный город Ликийской области (ныне небольшое селение в Турции).

В то время в Мирах скончался архиепископ Иоанн, и епископы Ликии собрались для избрания нового архипастыря. Их мнения по этому вопросу разделились, и потому решено было совершить совместную молитву, чтобы Господь Сам указал Своего избранника. Молитва была услышана: старшему из них Господь открыл, что надо посвятить во епископа человека по имени Николай, который первым придет утром в храм. Так святой Николай, по воле Божией, стал первосвятителем Ликийской Церкви.

В новом служении укрепляло подвижника видение, в котором Господь Иисус Христос подавал ему Евангелие, а Пречистая Богоматерь возлагала на него омофор.

В сане епископа святитель Николай остался, как прежде, кротким, смиренным и милосердным, исполняя слово Евангелия: «...да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Одежды он носил простые, весь день проводил в трудах и только в конце дня вкушал постническую пищу. Для каждого человека - богатого и бедного, старого и юного, здорового и убогого - святитель Николай был неиссякаемым источником благодеяний. Оказывая помощь в житейских нуждах, он более всего заботился об исцелении греховных язв.

В период гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом (284-305), когда пострадали священномученики Анфим Никомидийский (память 3 сентября), Автоном Италийский (память 12 сентября), Петр Александрийский (память 25 ноября) и другие, святитель Николай вместе со многими христианами был заключен в темницу. Он стойко переносил голод и жажду, ободрял узников, убеждал их не страшиться мук и до конца исповедовать свою святую веру. Святитель готовился к мученической смерти, но Господь сохранил Своего избранника для пользы Церкви.

Новый император Константин Великий (324-337) прекратил гонение на христиан и освободил исповедников, даровав Церкви свободу и мир.

Святитель Николай вернулся к своей пастве. Он продолжал мудро управлять ею, а также старался просветить светом христианства язычников, уничтожал капища, сокрушал идолов.

В те годы возникла ересь лжеучителя Ария, дерзнувшего отрицать единосущие Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцом. Для осуждения лжемудрствования в 325 году был созван в городе Никее I Вселенский Собор. В числе более 300 участников Собора был и святитель Николай. Услышав богохульные речи Ария, святитель Николай, ревностный хранитель чистоты Православия, не стерпел такой дерзости и ударил еретика по щеке. За это отцы Собора сняли с него сан епископа и заключили под стражу. В ту же ночь некоторым участникам Собора было такое же видение, которого сподобился ранее сам святитель Николай: Господь Иисус Христос вручал ему Евангелие, а Пресвятая Богородица возлагала на него омофор. Тогда отцы поняли, что Господу было угодно дерзновение святителя Николая, и, воздав ему честь, возвратили знаки епископского сана.

Вернувшись в свою епархию, святитель Николай продолжал трудиться на благо Церкви: сеял слово истины, обличал еретиков, врачевал заблуждающихся. Святитель Христов прославился как избавитель от бед и заступник несправедливо обиженных. Некий корыстолюбивый градоначальник приговорил к смерти трех неповинных мужей. Но когда меч был занесен над головами осужденных, на месте казни вдруг появился святитель Николай. Отстранив стражу, он остановил руку палача. Никто не посмел воспрепятствовать святителю. Градоначальник, которого святитель Николай грозно обличил, сознался в своем грехе и просил принять его покаяние. При этом присутствовали императорские военачальники: Непотиан, Урс и Ерпилион. Их вскоре постигла подобная же участь: они были оклеветаны перед императором в измене и осуждены на казнь. В темнице они вспомнили о святителе Николае и со слезами молили его о помощи. Скорый заступник в бедах, великий Чудотворец в ту же ночь во сне явился императору Константину и повелел отпустить невинно осужденных, что и было исполнено.

Милосердную помощь святителя Николая не раз испытывали на себе жители города Миры Ликийские. По молитвам святителя город был спасен от голода. Он явился во сне одному итальянскому купцу и попросил его привезти в Миры пшеницу, дав в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец обнаружил в своей руке монеты и поспешил исполнить просьбу святого.

Много раз святитель Николай спасал бедствующих на море, выводил страждущих из плена и заточения.

Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости (+ ок. 345-351).

В 1087 году было торжественное перенесение его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари, где они почивают и доныне в мраморном саркофаге в крипте собора, возведенного в честь святителя в XII веке.

В 1953 году саркофаг этот был открыт. Тщательное исследование, произведенное учеными, позволило восстановить черты лица святителя Николая. Они совпадают с чертами его лика, изображаемого на русских иконах («Журнал Московской Патриархии», 1978, № 7, с. 59).

Нетленные мощи святителя Николая Чудотворца источают целебное миро, помогающее страждущим духовно и телесно.

29 июля Восточная Церковь издревле празднует рождество Святителя и Чудотворца Николая. Особое избранничество святого Николая, скорого помощника и преславного чудотворца, побудило верующих людей праздновать день его славного рождения наряду с рождеством Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

9/22 мая перенесение святых мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в город Бари.

Великий служитель и угодник Господа, Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений. Подавал милостыню нищим. Оберегал молитвами своими мореплавателей.

Рожден великий святой был в Ликийской области, в городе Патаре. Доподлинно дата его рождения неизвестна. Приблизительно, было это во 2-ой половине 3-го века.

Родители Николая были людьми верующими и благочестивыми. Однако же, Господь не дал им детей. И, они усердно молились о том, чтобы послал он им ребенка, обещав посвятить его службе божьей. Молитвы их были, наконец, услышаны.

Чудеса являл Николай еще с младенческого возраста. Во время своего крещения, сам он стоял на ногах. А таинство это проходило довольно долго.

Соблюдал он и посты, будучи еще малым ребенком. Довольно рано овладел грамотой и читал усердно священные писания. В юношеском возрасте принял сан священника. Отличался он мудростью. За помощью к нему приходили люди и из далека, так как слава о его дарованиях очень скоро вышла за пределы родного города.

Совершал Николай паломничество в Иерусалим. Поплыл он туда на корабле вместе с другими паломниками. Он был старшим в этом путешествии. Еще до отправления в путь, предсказал Николай страшный шторм и гибель корабля и людей. Но, молитвами своими он смог усмирить ненастье. Спокойно прибыли они в Священные земли. Там Николай посетил все места святые.

Во время этого паломничества хотел он уйти от мира, посвятив себя пустынной жизни. Но, Господь, явившись ему во сне, приказал возвратиться к людям. Не один раз потом хотел Николай уединиться, но другая судьба была уготована ему Господом, все время останавливающим его от этого.

После смерти епископа в Лирах, этот сан передали Николаю. Господь указал на него, как на своего избранника, одному из священнослужителей во сне.

Во времена императора Диоклитиана, 284 – 305 года ознаменовались христианскими гонениями. Был посажен в темницу и Николай вместе с другими праведниками. Он всячески утешал их и поддерживал, призывая к терпению.

При Константине был он освобожден и возвратился в свою епархию.

Характер был у Николая кроткий, был он милостив и терпелив. Однако, это не мешало ему ревностно защищать веру, круша языческие капища и обличая еретиков. Раз, даже лишали его сана, за слишком яростное поведение. После был восстановлен он в своих правах, так как Господь являл доказательства того, что действует Николай от его имени.

Дожил Николай до глубокой старости. Умер он в период между 345 – 351 годами. Мощи его оказались нетленны и источающими целебное миро.

Житие Николая Чудотворца

Святитель Николай родился в Ликийской области в религиозной семье. Родители долго не могли иметь детей, но однажды, когда Нонна забеременела, мать и отец дали обет, что посвятят своего единственного сына Богу. При рождении святой Николай смог излечить мать от страшной болезни. Своим появлением на свет мальчик нес радость и счастье окружающим. Во время крещения, отдавая честь Святой Троице, мальчик смог сам устоять больше 2 часов. С самого раннего детства Николай постился, пил молоко Нонны только 2 раза в неделю.

Когда он немного подрос, то стал посвящать всё время изучению Библии, Великих писаний, часто ходил в храм и молился. Им очень гордился его дядя, который был служителем церкви и через некоторое время Николай становится чтецом, а ещё позже ему присваивают сан священника. В себе он сочетал и дух юности, и мудрость старца. Прихожане уважали его, любили с ним разговаривать и слушать его чтение. Он постоянно находился в храме и был готово помочь любому, кто в этом нуждается. Также, Николай всегда старался отдать свое имение бедным.

Однажды он спас семью от бедности и позора. Один нищий, дабы выручить семью от голода, решился отдать дочерей на блудодеяние, но Николай узнал об этом и отдал ему несколько мешочков с золотом. Священник никогда не рассказывал о том, что кому-то помогает, предпочитал оставлять это в тайне.

Его дядя епископ Патарский должен был отправиться в Иерусалим и решил оставить на управление церковь своему племяннику Николаю. Когда епископ вернулся, молодой священник просил благословение на то, чтобы увидеть Святую Землю. Когда он со своими путниками был в пути, то Николай предсказал, что их ждёт беда и скоро настигнет буря. Но его попросили утихомирить стихию молитвами. Так святой Николай спас жизнь своим товарищам.

Добравшись до Иерусалима, Николай обошел все святые земли и прочитал молитвы. Когда он добрался до Сионской горы, обнаружил церковь. Закрытые двери отворились пред святым Николаем, и он вошел внутрь. Также прочитав молитвы, Николай Чудотворец хотел отправиться в пустыню и стать паломником, но чей-то голос его остановил и сказал, что нужно вернуться домой и там помогать нуждающимся.

Он вернулся в Ликию, и Господь обратился к нему, сказав, что ему надо идти в мир и прославлять имя святое. Так и случилось, когда умер почитаемый архиепископ Иоанн, и пришло время избирать нового архиепископа. Лик Николая пришёл в видении одному из священнослужителей и его избрали великим архиепископом.

Николай известен тем, что мог творить чудеса. Ему было известно многое и однажды, он спас от смерти трёх, ни в чем не повинных мужей. Архиепископ остановил меч над их головами, а того, кто их оклеветал раскусил во лжи. Также город Мира, который погибал от голода, был спасен именно молитвами Николая. Затем спас несколько утопающих, и пленников, которые сидели в темнице.

В 345 году Николай ушел к Господу и продолжал там служить ему. Но даже после смерти, святой помогал людям. Его мощи могли исцелять от самых страшных заболеваний. Его имя славилось во всём мире, вся Русь знала о святом Николае, и сегодня в каждом городе есть храм, построенный в его честь.

Церкви Николая Чудотворца находятся на разных землях: в Киеве, Смоленске, Владимире, Ярославле, Иванове, Москве. Раньше храмы строились купцами и торговцами на центральных площадях, в знак почтения Николая.

Родился в Немцове (г.Москва). Спустя несколько лет семья переехала в село Верхнее Аблязово Саратовского наместничества (г.Петербург).

  • Елена Исинбаева

    Елена Гаджиевна Исинбаева появилась на свет 3 июня 1982 года. Маленькой девочкой посещала спортивную секцию по спортивной гимнастике. Одновременно с физкультурной школой получает образование в лицее с техническим уклоном

  • Джонатан Свифт

    Свифт – англо-ирландский писатель, философ, поэт и общественный деятель. Он появился в семье английских колонизаторов

  • Изображение Николая Чудотворца на иконе имеет большое значение во всем христианском мире. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, который стал великим Божьим угодником, искренне любят и почитают католики, православные. Нет христианского храма или дома, где бы ни было образа Николая Чудотворца. Часто его фигуру изображают возле Господа Иисуса Христа. Православная церковь празднует дни Николая Чудотворца три раза каждый год:

    • День рождения святого – 11 августа (по старому стилю 29 июля).
    • Последний день его земной жизни – 19 декабря (по старому стилю 6 декабря).
    • Дату прибытия мощей святого в город Бари – 22 мая (по старому стилю 9 мая).

    Святой еще при жизни славился большим помощником людей во всех их проблемах, поэтому к нему с горячими молитвами идут, чтобы просить о содействии и защите. Российским народом святой уважаем и почитаем уже много веков. Почти каждый, даже небольшой, город имеет храм, посвященный Николаю Угоднику. Это и главный собор северной столицы России – Санкт-Петербурга, а также славная Никольская башня, венчающая Московский Кремль.

    Со знаменитой башней, возведенной в 1491 году, связано чудесное событие, в реальности которого нет сомнений. Сооружение было украшено ликом святого. 1917 года, когда на территории Москвы бесчинствовали солдаты армии Наполеона, враги предали огню и мечу весь город. Несмотря на сильные повреждения и разрушения, само изображение Николая Угодника сохранило целостность.

    Жизненный путь Николая Чудотворца

    Как свидетельствует жизнеописание Николая Чудотворца, он родился во второй половине третьего века (около 280 года) в городе Патары Ликийской области. Тогда эти территории южного побережья Малоазийского полуострова являлись греческой колонией.

    Детские годы

    Родители Николая были состоятельными благочестивыми людьми, поэтому мальчик получил начальное образование, рос достойным христианином. С юных лет его отличали от сверстников серьезность, спокойствие, любовь к мудрости книг Священного Писания, к церковной службе. Дни напролет он проводил в стенах храма, а когда приходила ночь, читал священные книги и молился.

    Служение

    Увидев благочестие и духовные устремления юного Николая, дядя, епископ Патарский, которого также звали Николаем, взял его в церковь чтецом. Немного позже он сделал молодого человека своим помощником, рукоположил в сан пресвитера, поручив поучать прихожан. Так, Патар стал местом, где начался христианский подвиг несения Слова Божия святого Николая Угодника.

    Существует еще одна версия жизнеописания, согласно которой совсем еще молодой священник сразу стал епископом Мирры по решению собора епископов Ликии. Такое быстрое восхождение в IV веке было возможным. После смерти отца и матери молодой священник стал наследником семейного состояния, всецело используя его для помощи нуждающимся людям. Причем всегда свершал добрые дела и пожертвования тайно, бескорыстно, избегая благодарности и славы. Первые годы служения церкви Николая Чудотворца совпали с годами правления императоров Диоклетиана и Максимиана (до 305 года), которые систематически преследовали христиан. Гонения на последователей Иисуса Христа в разных регионах Римской империи продолжались до 306-311 годов.

    После совершения паломничества к святыням Иерусалима Чудотворец хотел стать одним из палестинских отшельников, но по воле Господа изменил свое решение. Всевышний явился к священнику во сне и открыл, что его истинное предназначение – это служение Богу на родной земле. Удивительные происшествия случились уже во время следования к Святой Земле. Молодой путешественник дважды смог успокоить бурные морские воды, угрожающие кораблекрушением, и вернул к жизни матроса, который упал с мачты.

    По возвращении на Ликийскую землю святитель, желая избежать известности, славы от жителей родного города, направился в Мирру (центр Ликии). Как раз тогда епископский собор был занят вопросом избрания архипастыря. Божьей волей и решением собрания должность была отдана Николаю. Такое внезапное быстрое возвышение смутило священника и повергло в растерянность. Тогда для укрепления веры и силы к юноше пришел Господь вместе с Пресвятой Богородицей. Они передали Николаю Евангелие и омофор, сказав, что ожидают от священника не отшельнического служения, а прославления Божьего Имени. Это чудо часто изображают на образах Николая Чудотворца.

    Несмотря на высокое уважаемое положение, образ жизни архиепископа Николая почти не изменился. Он остался простым, скромным, трудолюбивым. Молитва и пост занимали много времени. А главной заботой Николая Чудотворца осталась помощь всем, кому она была нужна: бедным, богатым, здоровым, немощным, молодым, старым.

    Невзирая на скромность, чистоту, святитель, когда было нужно, становился ревностным и настойчивым защитником Христовой Церкви. Вместе с соратниками он находил храмы, места жертвоприношений язычников Мирры и пригородных земель, разрушал их, уничтожая идолов, активно привлекая заблудшие души к Истиной Вере. 325 года состоялся Первый Вселенский собор (который принял Символ Веры), среди его активных участников присутствовал святитель. Вместе со славными защитниками Веры – Спиридоном Тримифунтским, папой Римским, Александром Александрийским, святым Сильвестром (и еще 312 священниками) – противостояли агрессивным нападкам еретика Ария.

    Согласно с некоторыми источниками, Николай при всех дал богоборцу увесистую пощечину. За этот поступок священника на время лишили сана епископа, а затем взяли под стражу. Но Господь чудесным образом избавил защитника Веры от несправедливого наказания. Позже, будучи в сане архиепископа, он сам много раз освобождал христиан из заточения и даже сохранял жизнь тем, кого невинно приговорили к казни. После освобождения и восстановления в сане святитель Николай снова вернулся к своим обязанностям, продолжая сеять слово Истиной Церкви, борясь за чистоту Веры против лукаво мудрствующих, еретиков, сомневающихся. Священник искоренял семена неверия, сомнений, чтобы укрепить слабых, излечив их неспокойные души.

    Святитель Николай отошел в лучший мир в преклонном возрасте приблизительно в 345-351 году. Он прожил благочестивую, полную сострадания и помощи людям жизнь, священник был щедрым, добрым человеком. Служение Господу и Вере стало его смыслом и призванием не только во время земной жизни, но и поныне. Святого Николая почитают великим христианским помощником во многих странах мира. Множественные чудеса, творимые при жизни, и помощь, даруемая верующим, до сегодня сделали образ Николая поистине легендарным.

    Почитание святого Николая Чудотворца

    Николай Чудотворец – особо почитаемый Православной Церковью святой. Путешествующий по Руси итальянец А. Гваньини (XVI век) засвидетельствовал, что более других русские чтут Николая Угодника, воздавая ему почести, почти такие же, как и Богу. Конечно, иноземец слегка приукрасил действительность, но подметил верно – множество русских храмов посвящено святому, простые люди часто обращаются к его помощи и заступничеству. Многочисленные иконы, новые иконографические сюжеты, связанные с реальными чудесными случаями являются ярким подтверждением участия святого в разрешении проблем верующих.

    Мощи святого Николая в Италии

    Почитание Николая Чудотворца (архиепископа Мирликийского) на его родине берет начало в скорости после его кончины (во второй половине IV века). Византия пришла к этому позже – к VII веку. Так, Константинопольский Патриарх Симеона Метафраста, характеризуя святого Николая, писал, что это был старец с ангельским ликом, на нем каждый видел печать святости и Божией благодати. От образа исходило светлое сияние. Тот человек, который смотрел на него, сам совершенствовался, становился лучше. А опечаленные, страдающие души обретали утешение.

    Завладеть мощами святого угодника стремились многие. В том числе жители Бари. Таким образом они желали вернуть своему городу значение духовного центра. Барийцы явились к месту захоронения Чудотворца, предложили монахам за вознаграждение отдать реликвии. Когда иноки отказались, итальянцы связали их. Мощи святого угодника Николая покинули гробницу с наполненным миром саркофагом в Мирах Ликийских, после чего были переправлены на корабле в Бари (на юг Италии).

    Корабли пристали к берегу Бари 9 мая. Мощи торжественно перенесли в стоящий недалеко храм святого Стефана. Во время шествия происходили чудотворные исцеления, что усиливало радость и духовный подъем встречающих реликвии горожан. Спустя один год под руководством аббата бенедиктинской обители Илии специально для помещения святых реликвий возвели и освятили новую церковь – базилику святого Николая. Мощи святителя хранятся здесь до сегодняшнего дня.

    Иконография образа Николая Чудотворца

    Практически сразу после Крещения Руси (XI век) повсеместно распространяется почитание Николая Угодника. Самым ранним изображением святого является роспись храма Святой Софии в Киеве. Интерес вызывает фреска киевского Михайловского Златоверхого монастыря (находится в Третьяковской галерее). На изображении святой стоит в полный рост, благословляя всех правой рукой, а левой держа открытое Евангелие

    Другой древний способ изображения святителя Николая – по пояс. Святой держит левой рукой закрытое Евангелие. Подобные образы первыми стали писать Византийские иконографы, работающие с XI по XIII век. Российская икона Николая Чудотворца этого типа раньше принадлежала Новодевичьей обители (Смоленский собор). Старинный образ XII века попал в Москву из Новгорода благодаря Ивану Грозному. Сейчас святой лик хранится в Третьяковской галерее.

    Образы Николая Угодника Смоленского собора привлекают своими изображениями на полях. Центр верхней части демонстрирует Престол уготованный (символ второго пришествия); по обе стороны от Николая – находятся Дамиан, Косьма. Боковые поля, раскрашены тремя рядами святых: в полный рост святые Борис и Глеб с мученическими крестами, мечами в ножнах; мученики Лавр и Фрол; святые жены-мученицы, чтимые Новгородской земли, преподобная мученица Домна и Евдокия; Фотиния и Параскева (оплечно). В Государственном Русском музее сегодня хранится Новгородская икона Николая Чудотворца (из Свято-Духовой обители), образ написали около средины XIII века. Его композиция также включает изображения местночтимых святых города Новгород.

    Образцы икон Николая Чудотворца XI-XIV веков формируют традицию житийных икон святого. Широкое распространение в Италии, на Руси, Балканах получили образы со сценами из жизни святителя. Самыми древними житийными русскими иконами считают новгородский образ погоста Любони, датируемый XIV веком, а также коломенская икона святителя Николая в сокровищнице Третьяковской галереи.

    Если сравнить популярность образа Николая Чудотворца в разных странах христианского мира, то наибольшей она является именно в России. Поэтому часто можно услышать, что это истинно русский святой. Возможно потому, что его образ многогранен: святитель, опора Церкви, борец с ересью, покровитель властителей, путешественников и защитник бедных, заступник за всех несчастных.

    Обычно имя Святого Николая Чудотворца вызывает ассоциацию с полноватым весельчаком в красной шапке, который приносит подарки в утро Рождества. И это непросто мифический персонаж, живущий на северном полюсе, а реально существовавшая личность; он жил в Турции более полутора тысяч лет назад, служил в одной из католических церквей. Реальная фигура этого человека хранит собственные истории, которые могут расширить ваши знания о светлом празднике Рождества.

    Святого Николая считают покровителем девушек лёгкого поведения

    Покровительство проституток - одно из самых ярких пятен в биографии Святого Николая.

    История уходит в греческий город Миру, где в третьем веке жил мужчина, отец трёх прекрасных дочерей, но семья жила достаточно бедно. Девушки были уже достаточно взрослыми для замужества, но у отца не было денег на приданое, и он решил продать своих дочерей в сексуальное рабство.

    Святой Николай узнал об этом и решил помочь, но своё доброе дело сохранил в секрете. Однажды ночью он пробрался к ним в дом и подкинул мешочек с золотом, который приземлился на туфлю старшей дочери, это стало её приданым к свадьбе.

    Он возвращался в этот дом дважды - когда её младшие сёстры достигли совершеннолетнего возраста. На третий раз добродетель святого была раскрыта - отец увидел его, но наш герой попросил не выдавать его и его поступок сохранить в тайне.

    Свои первые чудеса Святой Николай сотворил ещё в утробе матери

    Будучи ещё в утробе матери, он уже мог творить чудеса

    Жизнь Святого Николая только зарождалась, а он уже начал творить чудеса, очередное волшебство не заставило долго ждать и пришло в мир вместе с его рождением.

    Его мать Нонна была уже немолода и бездетна (она не могла иметь детей). Непосредственно рождение Николая было чудом - его жизнь зародилась в бесплодном чреве, но на этом волшебство не закончилось.

    Нонна, будучи уже беременной, очень тяжело заболела, поэтому тот факт, что Николай всё-таки появился на свет, действительно чудо. Он излечил свою мать от тяжёлого недуга.

    Но Николай никогда не повторял чудес дважды: когда его родители заболели чумой, он позволил развиваться событиям своим чередом, и вскоре его родители покинули этот мир.

    Чудотворец начал поститься в недельном возрасте

    При обряде крещения он встал на ноги в купели и простоял так аж три часа

    Новорождённого Николая отнесли в крестильную купель, где и произошло третье чудо. Легенда говорит, что малыш встал на ноги и простоял около трёх часов.

    Он всегда был очень набожным, даже когда ещё не умел говорить. Будучи младенцем, он отказывался от еды каждую среду и пятницу, потому что это были святые дни поста, и не начинал трапезу, пока родители не заканчивали прочтение молитвы.

    История о том, как Николай ударил священнослужителя по лицу

    Однажды в споре Николай ударил епископа по лицу

    В 325 году н.э. Константин, правитель Римской Империи, входил в Совет города Никея. Он созвал 300 священнослужителей со всего света, чтобы устроить дебаты по вопросу Святой Троицы.

    Святой Николай объяснил, что считает Иисуса равным Богу. Епископ Арий возразил ему, сказав, что над всеми стоит лишь Всевышний. Остальные слушали в ожидании очереди высказаться. Через некоторое время Святой Николай встал со своего места, подошёл к Арию и, в знак протеста, ударил безбожника по лицу.

    Николая посадили в тюрьму, где ему явилась Дева Мария. На вопрос, почему он сидит в тюрьме, Николай ответил: «Из-за моей любви к тебе». Она ушла, оставив ему библию. Вскоре Николая отпустили, так как император и верховный епископ признали его правоту.

    Возвращал детей к жизни

    Легенда гласит, что однажды он воскресил троих мальчиков

    Святого Николая по праву считают покровителем детей, ведь он воскресил троих мальчиков из мёртвых.

    Согласно старинной французской песне, трое мальчишек постучали в дверь к мяснику и попросились остаться на ночь. Мясник приютил ребят и, пока они спали, разрубил их топором и замариновал. Он не любил детей и не мог вынести мысли о том, чтобы не находились в его доме.

    Святой Николай проходил мимо дома того самого мясника спустя семь лет после убийства и остановился, чтобы попросить еды. Увидев бочку с телами, Николай поинтересовался, откуда она и зачем.

    Мясник начал кричать, но Николай успокоил его, сказав: «Покайся и Господь простит тебя». После чего он опустил палец в бочку и воскресил детей.

    Его рост был всего 152 см

    Рост нашего героя был примерно «метр с кепкой»

    Могила Святого Николая была вскрыта в 1953 году для проведения анализа костей. Выяснилось, что он выглядел иначе, чем современный Санта Клаус.

    Он вовсе не был высоким, его рост был всего 152 см, но зато, в отличие от Санты, мог похвастаться стройной фиурой.

    И далеко не всегда пребывал в хорошем расположении духа. Последние годы его постоянно мучили боли - хронический артрит в позвоночных и тазовых костях и жуткие головные боли от утолщений в костях черепа.

    Похоже, что мало кто любил Николая при жизни: судя по экспертизе у него был перелом носа от удара.

    Его кости мироточат сладкой и липкой жидкостью

    Мощам Святого Николая приписывают лечебные свойства

    Через некоторое время после смерти Святого Николая, его захоронение стало источать сладковатый запах. Выяснилось, что его кости мироточат, жидкость немедля нарекли «Манной Святого Николая», приписав ей самые волшебные свойства.

    Даже если переместить останки в другое место, мощи продолжают выделять манну. Не понятно, чудо это и ли просто повышенная влажность, но церковнослужители собирают её в пузырьки, добавляют туда святую воду и продают в качестве целебного средства от всех недугов.

    Моцарт пил эту жидкость будучи при смерти, но лучше ему не стало и он решил, что вместо манны ему принесли яд. Могло ли это стать причиной его смерти? Возможно. Вообще это странно - пить жидкость из костей давно умершего турка и думать, что она излечит от болезни.

    Его тело было похищено

    Его останки были похищены и вывезены в Италию, где они и находятся по сей день

    Тело Святого Николай покоилось на родной земле в Турции вплоть до 1087 года когда группа христиан из Италии, решив продемонстрировать свою преданность Богу, отправила в Турцию моряков, которые разрушили могилу Святого Николая, забрали его скелет и вернулись домой, где выставили кости напоказ, и брали деньги с туристов за просмотр, ссылаясь на то, что такова была воля Божья.

    Сегодня турки пытаются вернуть Николая на родину.

    «Но они никогда не получает его! Ни-ко-гда!», - говорит настоятель церкви, в которой находятся мощи Святого Николая, Отец Матера аргументирует это тем, что в Турции преобладает мусульманство, а Николай был христианином и его мощи должны находиться на земле, где следуют заповедям Иисуса.

    Кроме того, они неплохо зарабатывают на продажах в божьем храме. Многие туристы приезжают, чтобы увидеть мощи Святого Николая. Желающие могут приобрести бутылки со смесью святой воды и Манны Николая всего за 160 фунтов. А что? Иисус поступил бы также.

    Его кости были разбросаны по миру

    Желая иметь частичку святого, церкви растащили его останки

    Основная часть скелета Святого Николая находится в городе Бари, в Италии, но не все. Небольшие фрагменты его костей хранятся в нескольких странах мира.

    К примеру, в одной из церквей Франции хранится часть пальца, в другой - зуб; ещё один зуб находится в одном из монастырей Германии. В Венеции есть небольшая коллекция косточек - то, что обронили расхитители могилы в Турции.

    В церквях по всей Европе стоят памятники Святому Николаю. Одна из них в Германии - золотая статуя Николая, держащего в руке зуб, который как будто бы только что вырвали.

    Дети кладут сено в ботинки для его ослика

    По легенде Святой Николай приносил подарки взамен на угощение для его осла

    В наши дни жители в Северной Америке развешивают дома чулки, чтобы Святой Николай мог положить в них свои дары.

    Многие даже не подозревают, что эта традиция восходит к раннему католическому обряду. Дети набивали в ботинки сено и морковь перед тем, как идти спать. Они ждали что придут Николай и его осёл, ослик съест угощение и взамен им оставят сладости или игрушки.

    В целом эта традиция не сильно отличается от сегодняшней, а ботинки возвращают нас к истории, когда Николай одарил женщин приданым.

    Когда мы ждём подарки от весельчака Николая, мы продолжаем надеяться, что он поможет и нам не придётся продавать детей в рабство.

    Вот такие интересные факты известны о хранителе духа Рождества, что из них правда, а что вымысел - решать вам. Одно мы знаем наверняка: чудесам место там, где в них верят.

    А. Вознесенский

    Николай Чудотворец: полная история жизни, чудес и святости

    «Благословите, братия, про чудо сказать,

    про чудо Святителя Миколы,

    про Святителя Миколу Чудотворца»

    Предисловие

    Величие чудесных явлений и знамений Угодника Божия Николая было причиной того, что уже с самых ранних пор (с V в.) появились жизнеописания его, число которых с течением времени увеличивалось. С XI века «Жития св. Николая» переходят к нам в Россию и появляются главным образом в двух редакциях: в рукописных списках и сборниках. В последнее время и в нашей агиографической литературе появились опыты критического отношения к существовавшим изложениям жизни Святителя Николая.

    Предлагаемое читателям «Житие Святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца», следуя «Житию» его по изложению св. Димитрия Ростовского, проверено и пополнено всеми, по возможности, сведениями, какие только возможно было собрать у церковных писателей. Кроме того, жизнь его представлена здесь в связи с теми великими событиями, при которых жил и действовал Святитель Николай. Эти события необходимо влияли на жизнь и деятельность Божия Угодника и отражались на ней более или менее заметно, и поэтому современные писания о них не только поверяют и поясняют, но отчасти и пополняют скудные сведения о той или иной поре жизни великого Чудотворца.

    Блаженная кончина Святителя Николая произошла в Мирах Ликийских. Но честные его мощи оставались здесь только до конца XI в., когда они, по воле Божией, были перенесены в италийский город Бари. Перенесение честных мощей Святителя Николая в Бар-град с непосредственно предшествовавшими и следовавшими за ним событиями составляет поэтому предмет второго раздела «Жития».

    Ввиду несомненного интереса, который представляют для христианина Мирликийская церковь, где первоначально были погребены мощи св. Николая, и Барградская церковь, в которой они находятся в настоящее время, мы поместили рассказы об этих дорогих для христиан достопримечательностях и наших русских путешественников к святым местам.

    По милости Божией пастырская деятельность св. Николая не закончилась праведным успением его в Мирах Ликийских, а чудесно прославилась по всем почти следовавшим векам на пространстве Православной Церкви.

    О. Гусев

    Вместо предисловия ко второй части настоящего труда, в качестве составителя ее, считаю нужным заметить со своей стороны следующее.

    Потребность в подобном предпринятом нами подробном сборнике сведений о Святителе Николае давно уже назрела в нашем обществе и требует удовлетворения. С разных сторон давно уже слышатся запросы о цельном и полном исследовании об Угоднике Божием, искони столь славном и почитаемом в нашем отечестве. Поэтому, когда я увидел, что располагаю уже довольно обширным запасом сведений о Чудотворце, хотя еще и не совершенно законченным, я решил на время остановиться и окончить свою работу, хотя и из того неполного, что я имел. Меня подкрепляла в моем решении мысль, что и в том, что даст моя работа в настоящем своем виде, она крайне своевременна, полезна и даже необходима. Я думал, что если и выйдет односторонне обработанным мое исследование, то – во-первых – этим оно не лишает меня возможности продолжать далее свои изыскания и впоследствии дополнить и обработать свой труд совершенно. Во-вторых – православные читатели, которым главным образом посвящается это исследование, легко извлекут из него и в таком виде все потребное для их души, ума и сердца. Религиозному сознанию русского народа и из предлагаемого будет видно все великое национальное, историческое значение славного Чудотворца для нашего отечества, и сердцу каждого благоговейного русского человека достаточно будет и сказанного для проникновения чувствами удивления, восторга, благодарности и любви к Святителю. Вместе с тем я надеялся, что и в таком виде мой труд представит во всей целостности если не всю сущность, то весь объем и путь исследования о великом Угоднике по отношению к его величайшему значению для нашей земли. Осмеливаюсь полагать, что, в соединении с первой половиной труда моего сотоварища, моя часть и в таком виде доставит почитателям Святителя если не все постоянное законченное здание литературного храма имени Чудотворца, то хотя весь план этого памятника, широко намеченный, и много материала.

    Итак, основываясь на всем вышесказанном, прошу моих будущих читателей благосклонно извинить мне многие недостатки моего труда, все, иногда столь очевидное, в нем несоответствие между величием взятой на себя задачи и несовершенством ее исполнения.

    В заключение считаю своим долгом выразить искреннюю свою признательность всем лицам, сочувственно отозвавшимся на мои запросы о их местных святынях имени Угодника и помогшим мне художественным и литературным материалом в моей работе, и особенно глубокочтимому профессору Н. В. Покровскому.

    А. Вознесенский

    Житие и чудеса Cвятителя Николая

    ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ХРИСТОВА НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, ЧУДОТВОРЦА

    Гонение на христиан Валериана. Рождение святого Николая до выступления на общественное служение

    Около 16 веков прошло с тех пор, как жил на земле Святитель и Угодник Божий Николай, великий чудотворец, архиепископ Мирликийский, которого теперь чтит и прославляет весь христианский мир за его ревность по вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые им и до сих пор всем, прибегающим к нему с верой в его помощь и милосердие Божие.

    Промыслу Божию угодно было послать на землю Святителя Николая в одно из самых трудных для христианства времен. Третий век по Рождеству Христову, во второй половине которого он родился, был временем решительной борьбы христианства и язычества, когда окончательно должен был решиться вопрос – Христова ли вера заменит язычество, или же последнее останется несокрушимым и навсегда подавит христианство? Христианство, несомненно, превосходило уже разлагавшееся язычество своей внутренней силой, основанной на божественном учении Иисуса Христа и Его святых апостолов. Но на стороне язычества находилась в то время внешняя сила, которая всеми доступными ей средствами старалась подавить ненавистное для нее христианство. Так, христианин считался преступником законов, врагом Римских богов и кесаря, язвой общества, которую всячески старались истребить. Ревностные язычники – римские императоры, – считая христианство погибелью для Римской империи, а христиан – самыми опасными ее врагами, устроили на них жестокие гонения, во время которых заставляли их отрекаться от Христа и поклоняться идолам и изображениям кесаря. Если же христиане не соглашались на это, их бросали в темницы и подвергали мучительнейшим пыткам – томили голодом и жаждой, били розгами, веревками и железными прутьями, жгли на огне. Если же и после всего этого они оставались непоколебимы в христианской вере, то их предавали не менее мучительной смерти – топили в реках, отдавали на растерзание диким зверям, сжигали в печах или на кострах. Невозможно перечислить все те жестокие мучения, которым подвергали раздраженные язычники ни в чем не повинных христиан! Одним из самых тяжелых гонений на христиан было гонение, предпринятое римским императором Валерианой. В 258 году по P. X. он издал эдикт, которым предписывались ужасные меры по отношению к христианам. По этому эдикту епископы, пресвитеры и диаконы умерщвлялись мечами; сенаторы и судьи лишались своих имуществ, а если и тогда оставались христианами, то также предавались казни; знатные женщины, по отобрании у них имущества, отправлялись в ссылку, все прочие христиане, закованные в цепи, осуждались на каторжные работы. Гонение это с особой силой пало на пастырей Церкви, и многие из них запечатлели свою веру мученической смертью. (Тогда святой Киприан в Карфагене пал под секирой, святой Лаврентий в Риме был испечен на железной решетке.)