Презентация на тему "рене декарт". Презентация на тему «Рене Декарт» по философии Презентация на тему рене декарт философия

Рене́ Дека́рт (фр. René Descartes; лат. Renatus Cartesius Картезий) французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.


Биография Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью.


Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш, где познакомился с Мареном Мерсенном (тогда учеником, позже священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое недоверие к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.


После окончания колледжа Декарт поступил на военную службу. Он участвовал в недолгой битве за Прагу. Затем ещё несколько лет участия в войне (осада Ларошели). По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известны иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где провёл 20 лет.


Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые различные науки от медицины до метеорологии. Наконец, в 1634 г. он закончил свою первую, программную книгу под названием «Мир». Но момент для издания был неудачным годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея. Теория Коперника, принятая и в книге Декарта, была официально запрещена. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд.




К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции.


Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены в Париж (позже он был погребён в Пантеоне). В 1819 году многострадальный прах Декарта был вновь потревожен, и ныне покоится в церкви Сен- Жермен де Пре. В честь учёного назван кратер на Луне.


Математика В 1637 году вышел в свет главный математический труд Декарта, «Рассуждение о методе» (полное название: «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках»). В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике (в том числе правильная формулировка закона преломления света) и многое другое.


Особо следует отметить переработанную им математическую символику Виета, с этого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a, b, c…, а неизвестные x, y, z. Натуральный показатель степени принял современный вид (дробные и отрицательные утвердились благодаря Ньютону). Появилась черта над подкоренным выражением. Уравнения приводятся в канонической форме (в правой части нуль).


Создание аналитической геометрии позволило перевести исследование геометрических свойств кривых и тел на алгебраический язык, то есть анализировать уравнение кривой в некоторой системе координат. Этот перевод имел тот недостаток, что теперь надо было аккуратно определять подлинные геометрические свойства, не зависящие от системы координат (инварианты). Однако достоинства нового метода были исключительно велики, и Декарт продемонстрировал их в той же книге, открыв множество положений, неизвестных древним и современным ему математикам.


В приложении «Геометрия» были даны методы решения алгебраических уравнений (в том числе геометрические и механические), классификация алгебраических кривых. Новый способ задания кривой с помощью уравнения был решающим шагом к понятию функции. Декарт формулирует точное «правило знаков» для определения числа положительных корней уравнения, хотя и не доказывает его. Декарт исследовал алгебраические функции (многочлены), а также ряд «механических» (спирали, циклоида). Для трансцендентных функций, по мнению Декарта, общего метода исследования не существует.


Мнимые числа ещё не рассматривались Декартом на равных правах с положительными, однако он сформулировал (хотя и не доказал) основную теорему алгебры: общее число вещественных и комплексных корней уравнения равно его степени. Отрицательные корни Декарт по традиции именовал ложными, однако объединял их с положительными термином действительные числа, отделяя от воображаемых (комплексных). Этот термин вошёл в математику. Впрочем, Декарт проявил некоторую непоследовательность: коэффициенты a, b, c… у него считались положительными, а случай неизвестного знака специально отмечался многоточием слева.


Все неотрицательные вещественные числа, не исключая иррациональные, рассматриваются Декартом как равноправные; они определяются как отношения длины некоторого отрезка к эталону длины. Позже аналогичное определение числа приняли Ньютон и Эйлер. Декарт пока ещё не отделяет алгебру от геометрии, хотя и меняет их приоритеты; решение уравнения он понимает как построение отрезка с длиной, равной корню уравнения. Этот анахронизм был вскоре отброшен его учениками, прежде всего английскими, для которых геометрические построения чисто вспомогательный приём.


Книга «Метод» сразу сделала Декарта признанным авторитетом в математике и оптике. Примечательно, что издана она была на французском, а не на латинском языке. Приложение «Геометрия» было, однако, тут же переведено на латинский и неоднократно издавалось отдельно, разрастаясь от комментариев и став настольной книгой европейских учёных. Труды математиков второй половины XVII века отражают сильнейшее влияние Декарта.

Cлайд 1

Cлайд 2

Рене Декарт - французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

Cлайд 3

Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился в городе Лаэ, ныне Декарт, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью. Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое недоверие к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов. Биография

Cлайд 4

В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, занимался математическими исследованиями. Затем он поступил на службу (1617) - сначала в Голландию, затем в Германию, где участвовал в недолгой битве за Прагу. В Париже, он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству. Затем - ещё несколько лет участия в войне. По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где провёл 20 лет. Он ведёт переписку с лучшими учёными Европы, изучает самые различные науки - от медицины до метеорологии. В 1634 г. он закончил свою первую, программную книгу под названием «Мир». Но момент для издания был неудачным - годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея. Теория Коперника, принятая и в книге Декарта, была официально запрещена. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд. Бюст Рене Декарта украшает библиотеку Университета Ла Флеш.

Cлайд 5

Появляются книги Декарта: «Рассуждение о методе…» (1637) «Размышления о первой философии…» (1641) «Начала философии» (1644) Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции. В 1635 году у Декарта родилась незаконная дочь Франсина (от служанки). Прожила она всего 5 лет (умерла от скарлатины), и смерть дочери он расценил как величайшее горе в своей жизни. В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует также гипотеза об его отравлении, поскольку симптомы болезни Декарта сходны с симптомами при остром отравлении мышьяком. Эту гипотезу выдвинул Айки Пиз, немецкий учёный, а затем поддержал Теодор Эберт. Поводом для отравления, по этой версии, послужило опасение католических агентов, что вольнодумство Декарта может помешать их усилиям по обращению королевы Кристины в католичество (это обращение действительно произошло в 1654 году). Королева Кристина беседует с Рене Декартом

Cлайд 6

К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции. Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены в Париж (позже он был погребён в Пантеоне). В 1819 году многострадальный прах Декарта был вновь потревожен, и ныне покоится в церкви Сен-Жермен де Пре. В честь учёного назван кратер на Луне.

Cлайд 7

Cлайд 8

Математика - мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук. Научная деятельность 1637 - главный математический труд, «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках» В книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях - многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике. Особо следует отметить переработанную им математическую символику Виета, с этого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a, b, c…, а неизвестные - x, y, z. Натуральный показатель степени принял современный вид (дробные и отрицательные утвердились благодаря Ньютону). Появилась черта над подкоренным выражением. Уравнения приводятся к канонической форме (в правой части - нуль). Символическая алгебра - «Всеобщая математика», объясняющая «всё относящееся к порядку и мере».

Cлайд 9

Создание аналитической геометрии (перевод исследования геометрических свойств кривых и тел на алгебраический язык, анализирование уравнения кривой в некоторой системе координат) нужно аккуратно определять подлинные геометрические свойства, не зависящие от системы координат (инварианты). открытие множества положений, неизвестных древним и современным ему математикам. Приложение «Геометрия» методы решения алгебраических уравнений, классификация алгебраических кривых. новый способ задания кривой - с помощью уравнения. формулировка точного «правила знаков» для определения числа положительных корней уравнения.

Cлайд 10

Формулировка основной теоремы алгебры: общее число вещественных и комплексных корней уравнения равно его степени. Отрицательные корни Декарт по традиции именовал ложными, однако объединял их с положительными термином действительные числа, отделяя от мнимых (комплексных). Этот термин вошёл в математику. Все неотрицательные вещественные числа, не исключая иррациональные, рассматриваются Декартом как равноправные; они определяются как отношения длины некоторого отрезка к эталону длины. Декарт пока ещё не отделяет алгебру от геометрии, хотя и меняет их приоритеты; решение уравнения он понимает как построение отрезка с длиной, равной корню уравнения. Книга «Метод» сразу сделала Декарта признанным авторитетом в математике и оптике. Примечательно, что издана она была на французском, а не на латинском языке.

Cлайд 11

Физические исследования относятся главным образом к механике, оптике и строению Вселенной. Понятие «силы» (меры) движения (количества движения), подразумевая под ним произведение «величины» тела (массы) на абсолютное значение его скорости, формулировка закона сохранения движения (количества движения), однако толковал его неправильно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664). Исследование законов удара, чёткая формулировка закона инерции (1644). «Диоптрика» (1637), где содержались законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги. Первый математически вывел закон преломления света на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии). Механика и физика

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Презентацию на тему "Рене Декарт" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Философия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Рене Декарт

Слайд 2

Слайд 3

Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился в городе Лаэ, ныне Декарт, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью. Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое недоверие к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.

Биография

Слайд 4

В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, занимался математическими исследованиями. Затем он поступил на службу (1617) - сначала в Голландию, затем в Германию, где участвовал в недолгой битве за Прагу. В Париже, он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству. Затем - ещё несколько лет участия в войне. По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где провёл 20 лет. Он ведёт переписку с лучшими учёными Европы, изучает самые различные науки - от медицины до метеорологии. В 1634 г. он закончил свою первую, программную книгу под названием «Мир». Но момент для издания был неудачным - годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея. Теория Коперника, принятая и в книге Декарта, была официально запрещена. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд.

Бюст Рене Декарта украшает библиотеку Университета Ла Флеш.

Слайд 5

Появляются книги Декарта: «Рассуждение о методе…» (1637) «Размышления о первой философии…» (1641) «Начала философии» (1644)

Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции. В 1635 году у Декарта родилась незаконная дочь Франсина (от служанки). Прожила она всего 5 лет (умерла от скарлатины), и смерть дочери он расценил как величайшее горе в своей жизни. В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует также гипотеза об его отравлении, поскольку симптомы болезни Декарта сходны с симптомами при остром отравлении мышьяком. Эту гипотезу выдвинул Айки Пиз, немецкий учёный, а затем поддержал Теодор Эберт. Поводом для отравления, по этой версии, послужило опасение католических агентов, что вольнодумство Декарта может помешать их усилиям по обращению королевы Кристины в католичество (это обращение действительно произошло в 1654 году).

Королева Кристина беседует с Рене Декартом

Слайд 6

К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции. Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены в Париж (позже он был погребён в Пантеоне). В 1819 году многострадальный прах Декарта был вновь потревожен, и ныне покоится в церкви Сен-Жермен де Пре. В честь учёного назван кратер на Луне.

Слайд 8

Математика - мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.

Научная деятельность

1637 - главный математический труд, «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках» В книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях - многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике. Особо следует отметить переработанную им математическую символику Виета, с этого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a, b, c…, а неизвестные - x, y, z. Натуральный показатель степени принял современный вид (дробные и отрицательные утвердились благодаря Ньютону). Появилась черта над подкоренным выражением. Уравнения приводятся к канонической форме (в правой части - нуль).

Символическая алгебра - «Всеобщая математика», объясняющая «всё относящееся к порядку и мере».

Слайд 9

Создание аналитической геометрии (перевод исследования геометрических свойств кривых и тел на алгебраический язык, анализирование уравнения кривой в некоторой системе координат) нужно аккуратно определять подлинные геометрические свойства, не зависящие от системы координат (инварианты). открытие множества положений, неизвестных древним и современным ему математикам. Приложение «Геометрия» методы решения алгебраических уравнений, классификация алгебраических кривых. новый способ задания кривой - с помощью уравнения. формулировка точного «правила знаков» для определения числа положительных корней уравнения.

Слайд 10

Формулировка основной теоремы алгебры: общее число вещественных и комплексных корней уравнения равно его степени. Отрицательные корни Декарт по традиции именовал ложными, однако объединял их с положительными термином действительные числа, отделяя от мнимых (комплексных). Этот термин вошёл в математику. Все неотрицательные вещественные числа, не исключая иррациональные, рассматриваются Декартом как равноправные; они определяются как отношения длины некоторого отрезка к эталону длины. Декарт пока ещё не отделяет алгебру от геометрии, хотя и меняет их приоритеты; решение уравнения он понимает как построение отрезка с длиной, равной корню уравнения. Книга «Метод» сразу сделала Декарта признанным авторитетом в математике и оптике. Примечательно, что издана она была на французском, а не на латинском языке.

Слайд 11

Физические исследования относятся главным образом к механике, оптике и строению Вселенной. Понятие «силы» (меры) движения (количества движения), подразумевая под ним произведение «величины» тела (массы) на абсолютное значение его скорости, формулировка закона сохранения движения (количества движения), однако толковал его неправильно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664). Исследование законов удара, чёткая формулировка закона инерции (1644). «Диоптрика» (1637), где содержались законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги. Первый математически вывел закон преломления света на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии).

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Лидерами научной революции 17 веке становятся уже не столько философымыслители, сколько выдающиеся учёныеноваторы. Один из них - Рене Декарт (Descartes, латинизированное имя – Картезий; ; Renatus Cartesius) (1596 - 1650), французский философ, математик, физик, представитель классического рационализма, дуалист.

    ТРУДЫ ДЕКАРТА В 1629 -1649 жил в Голландии, где были созданы основные сочинения: «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии» (1644). Декарт – один из родоначальников «новой философии» и новой науки. Но в отличие от Бэкона, апеллировавшего к опыту, он обращается к разуму и самосознанию. В основе философского мышления – принцип очевидности, или непосредственной достоверности, что требует проверки всякого знания с помощью естественного света разума.

    ЕДИНСТВО НАУК Декарт считал, что «все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-нибудь одну из них в отдельности от всех прочих» . Единство наук Декарт отождествлял с философией. Основу, базис этой целостности Декарт находит во всеобщем методе.

    COGITO ERGO SUM Декарт считал, что в мире нет ничего, что нельзя подвергнуть сомнению. Можно сомневаться даже в бытии Бога. Нельзя, однако, сомневаться в том, что ты сомневаешься, в том, что ты мыслишь. «В момент, когда мы отвергаем все то, в чем можем усомниться мы не можем в равной мере предположить, что мы сами, сомневающиеся в истинности всего этого, не существуем» . Cogoto ergo sum (мыслю следовательно существую). Если все иллюзорно, то мышление реально. Мышление существует. Мышление есть первая реальность (первая субстанция), которая очевидна из нее самой.

    ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ ПРИРОДЫ Существование материальной субстанции (природы) следует доказать. У меня есть идеи, не зависящие ни от моей воли, ни от меня самого и не являющиеся «врожденными» . Эти идеи (благоприобретенные) происходят от материальных тел, от природы вне меня. Наши неразумные действия, желания, страсти не могут исходить ни от Бога, ни от мышления, следовательно они могут происходить только от природы. Поэтому природа должна существовать.

    ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА 1. Если у меня есть идея Бог, ясная и отчетливая, то должен существовать и сам Бог, как носитель этой идеи. 2. Мы либо должны признать наличие Бога, либо объявить себя критерием совершенства. 3. Бог как совершенная сущность должен обладать максимумом положительных признаков, в числе которых должен быть признак существования; а если что-то обладает признаком существования, то оно существует. 4. Только Бог мог соединить во едино (в человеке) две противоположные субстанции (душу и тело).

    ЧЕЛОВЕК Человек состоит из двух субстанций: телесной (протяжения)и духовной (мышления). Характеристики мыслящей субстанции – непротяжённость, неделимость, бессмернтность. Телесная субстанция имеет: протяжение в длину, ширину и глубину, делима на части, имеет фигуру (форму), движется или покоится, существует во времени (т. е. является смертной).

    ДУША Душа находится в голове человека, в шишковидной железе, откуда она управляет телом: посылает сигналы конечностям тела и получает сигналы от них. На основе этих представлений Декарт открыл рефлекторную дугу. Душе присущи три вида идей: Врожденные идеи (идея Бога, идея cogito ergo sum, идеи математики, идеи логики, идеи моральных норм, философские идеи). Благоприобретенные идеи, образованные в результате взаимодействия человека с миром (идея теплого, твердого, идея тела, идея движения и т. п.) Идеи придуманные мной самим или идеи фантазии (тысячиугольник, химера, домовой и т. п.)

    ДУАЛИЗМ Таким образом, существует две субстанции: мышление и природа, которые, существуют независимо друг от друга, не сводимы друг к другу и не выводимы друг из друга. Такая философская позиция получила название дуализма.

    РАЦИОНАЛИЗМ Декарт является основателем классического рационализма. Рационализм – это философское направление, согласно которому разум является основой нашего познания и поведения в обществе. Согласно Декарту, разум всесилен. Идеи разума ясны, просты, отчетливы и очевидны, чего нельзя сказать о вещах. Идеи необходимо истины. Логика нашего разума и логика мира, в котором мы живем, необходимо совпадают. Кредо рационализма было чуть позже сформулировано Б. Спинозой «Порядок и связь идей в разуме соответствуют порядку и связи вещей в мире, а потому мы можем равно вероятно идти в нашем познании либо от идей к вещам, либо от вещей к идеям» .

    МИР КАК МАШИНА Декарт – представитель классической механики. Весь мир он представлял как огромный механизм, а отдельные предметы как небольшие механизмы (части огромной механической системы). Растения, животные можно объяснить законами механики, это тоже механизмы. Человек – механизм, наделенный душой.

    ФИЗИКА Физика – это наука о телах. Судить о природе (телах) по чувственным данным невозможно, т. к. тела сложны, а наши чувства нас часто обманывают (пример с воском). Нужно начинать изучение тел с простого понятия – пространственного протяжения. По сути своей объекты (материя) есть просто протяжение (твердость, разряженность, форма, цвет, запах, вкус – иллюзорные характеристики).

    ФИЗИКА Протяжение бесконечно (пустоты нет) и бесконечно делимо. Другая важнейшая характеристика мира – движение, которое вносится в мир Богом. Движение относительно, оно может рассматриваться только относительно какого-либо тела отсчета (центра системы координат). Движения вообще не существует. Каждая точка Вселенной – это маленький вихрь. В первоначальных хаос материи Бог внес силу, вследствие чего в материи складывались различные типы движения, которые взаимодействовали друг с другом, образуя звезды, планеты, кометы и др. космические тела.

    МЕТОД Метод – это совокупность правил, следование которым приводит наш разум к истинному пониманию. Для построения своего философского метода Декарт берет дедукцию, то есть он идет в познании от общего – наиболее простого очевидного к частному, конкретному - наиболее сложному. Проблема состояла в выборе начального пункта рассуждения. Таким пунктом для Декарта является мышление, как простейшая субстанция, не требующая доказательства (в чем нельзя сомневаться).

    ПРАВИЛА МЕТОДА Первое правило (правило очевидности). Истинным мы будем считать то, что ясно и отчетливо и в чем нельзя сомневаться. Формой утверждения истины является интуиция. «Очевидность заключается в ясности и отчетливости. Очевидность достигается посредством интуиции» – Декарт «Рассуждения о методе» .

    ПРАВИЛА МЕТОДА Второе правило (правило анализа). Сложную проблему надо расчленить на части, которые были бы ясными и отчетливыми. «Для интуиции необходима простота, достижимая путем расчленения сложного на простое» Декарт. Третье правило (правило дедукции). Восходить к частному, сложному от простого, ясного, общего. Каждый шаг к сложному должен проверяться интуитивно.

    ПРАВИЛА МЕТОДА «Осознание движения имеет в качестве исходного пункта мысль о движении, а не его самого» Декарт. интуиция дедукция

    ПРАВИЛА МЕТОДА « Первое (анализ) – это грубый факт, второе (дедукция) – это знание как он сделан; между ними посредник – разум» Декарт. Четвертое правило (правило энумерации). Это выявление полноты условий решаемой проблемы. При восхождении от простого к сложному мы не должны пропустить ни одной ступени. «Познать нечто значит рассечь его на простые элементы, сделав объектом прямой интуиции, потом снова соединить при помощи связей, выявленных непосредственно интуитивно» Декарт.

    ИНТУИЦИИ РАЗУМА Истины, обладающие безусловной ясностью и отчётливостью – это интуиции разума; положения, которые разум непосредственно, без помощи вывода или доказательства, усматривает как достоверные. Рационализм и гуманизм Декарта – один из источников философии Просвещения.

    Декарт стал самым влиятельным мыслителем 17 века. Его учение получило широкое распространение во Франции, Нидерландах, а затем и во всей Европе, несмотря на то, что в 1663 году работы Декарта были запрещены Ватиканом, а в 1671 году Людовик XIV запретил преподавание картезианства по всей территории Франции. Влияние этой философии отразилось на многих философских школах и направлениях.

    Список терминов: ЭМПИРИЗМ (от греч. – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм близок сенсуализму.

    СПИСОК ТЕРМИНОВ: Материалистический сенсуализм утверждает, что чувственный опыт отражает в познании объективно существующие вещи (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк). В противоположность ему субъективноидеалистический эмпиризм признаёт единственной реальностью субъективный опыт (Беркли, Юм).

    СПИСОК ТЕРМИНОВ: СЕНСУАЛИЗМ (франц. sensualisme, от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. К стоикам и к Аристотелю восходит классическая формула сенсуализма: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» .

    СПИСОК ТЕРМИНОВ: Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств – отражение этого мира (Гассенди, Гоббс, Локк – ХVII век; Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах – ХVIII век; Фейербах – ХIХ век). Идеалистический сенсуализм (Беркли, Юм) видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания.

    СПИСОК ТЕРМИНОВ: Уже Протагор, провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные относительно только их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами. Дж. Беркли полностью отбросил внешний опыт и рассматривал ощущения («идеи») как достояние только человеческого сознания, т. е. интерпретировал сенсуализм идеалистически.

    СПИСОК ТЕРМИНОВ: РАЦИОНАЛИЗМ (франц. rationalisme, от лат. rationalis, ratio – разумный, разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Термин «рационализм» используется, начиная с Х 1 Х века. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё Парменид, различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал в разуме критерий истины.

    СПИСОК ТЕРМИНОВ: В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический рационализм ХVII-ХVIII вв. (Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир.

    СПИСОК ТЕРМИНОВ: Принципы рационализма разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц). Рационализм – один из источников идеологии Просвещения, утверждавшей определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей. Культ разума характерен и для французских материалистов ХVIII века, стоявших в целом на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений рационализма.

    СПИСОК ТЕРМИНОВ: ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio – наведение), вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В индукции данные опыта «наводят» на общее, или индуцируют общее, поэтому индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. По отношению к бесконечности охватываемых законом явлений фактический опыт всегда незакончен и неполон.

    СПИСОК ТЕРМИНОВ: Эта особенность опыта входит в содержание индукции, делая её проблематичной. Поэтому индукция есть предвосхищение основания, на которое идут ради обобщений, принимая индукцию как источник предположительных суждений – гипотез, которые затем проверяются или обосновываются в системе более «надёжных» принципов.

    СПИСОК ТЕРМИНОВ: ДЕДУКЦИЯ (от лат. deduction – выведение), переход от общего к частному. В более специальном смысле термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям).

    СПИСОК ТЕРМИНОВ: Науки, предложения которых преимущественно получаются как следствия некоторых общих принципов, постулатов, аксиом, принято называть дедуктивными (математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.), а аксиоматический метод, посредством которого производятся выводы этих частных предложений, часто называют аксиоматико-дедуктивным. Хотя термин «дедукция» впервые употреблён, по-видимому, Боэцием, понятие дедукции фигурирует уже у Аристотеля («Первая Аналитика»).

    СПИСОК ТЕРМИНОВ: Декарт противопоставлял дедукции интуиции, посредством которых человеческий разум «непосредственно усматривает» истину, в то время как дедукция доставляет разуму лишь «опосредованное» (полученное путём рассуждения) знание.

    СПИСОК ТЕРМИНОВ: ИНТУИЦИЯ (позднелат. intuitio – пристально смотрю), способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

    СПИСОК ТЕРМИНОВ: ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, в широком смысле – вопрос об отношении психических явлений к физическим, в более узком – о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами.

    СПИСОК ТЕРМИНОВ: Согласно Декарту, живое тело является своего рода машиной, тогда как сознание (мышление, воля), будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает его влияние (при ощущениях, аффектах и т. д.), с другой – способно воздействовать на него (например, при волевом усилии). Это учение (психофизическое взаимодействие) было отвергнуто сторонниками неразделённости сознания и мозга как с идеалистической (Лейбниц), так и материалистической (Гартли) позиций.

    СПИСОК ТЕРМИНОВ: ДУАЛИЗМ (от лат. dualis – двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Дуализм противостоит монизму (материалистическому или идеалистическому), исходящему из признания в качестве первоосновного лишь одного начала. Термин «дуализм» был введён немецким философом Х. Вольфом.

    Литература: Антология мировой философии. В 4 -х т. Т. 2. М. : Мысль, 1970. С. 192 -222, 231 -29 Субботин А. Л. Френсис Бэкон. – М. , 1974 («Мыслители прошлого). Асмус В. Ф. Декарт. – М. : Политиздат, 1956. Ляткер Я. А. Декарт. – М. , 1975. Чернов С. А. Начала философии. Ч. 1: Учебное пособие. – СПб. ГУТ – СПб. , 2002. С. 5864.

    Подготовила ученица 8 «А» класса Усова Таисия Руководитель: Гончаров О.Н. Рене Декарт


    Биография Рене Декарт родился 21 марта 1596 года в маленьком городке Ла-Гэ в Турени. Род Декартов принадлежал к незнатному чиновному дворянству. Детство Рене провел в Турени. В 1612 году Декарт закончил школу. Он провел в ней восемь с половиной лет. Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью. Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш, где познакомился с Мареном Мерсенном (тогда - учеником, позже - священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое недоверие к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.


    Биография В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военную службу (1617) - сначала в революционную Голландию (в те годы - союзника Франции), затем в Германию, где участвовал в недолгой битве за Прагу (Тридцатилетняя война). Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе. Помимо прочего, он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству. Затем - ещё несколько лет участия в войне (осада Ларошели). По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где проводит 20 лет Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые различные науки - от медицины до метеорологии. Наконец, в 1634 году он закончил свою первую, программную книгу под названием «Мир» (Le Monde) из двух частей: «Трактат о свете» и «Трактат о человеке». Но момент для издания был неудачным - годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд. Он писал Мерсенну об осуждении Галилея: Это меня так поразило, что я решил сжечь все мои бумаги, по крайней мере никому их не показывать; ибо я не в состоянии был вообразить себе, что он, итальянец, пользовавшийся расположением даже Папы, мог быть осужден за то, без сомнения, что хотел доказать движение Земли… Признаюсь, если движение Земли есть ложь, то ложь и все основания моей философии, так как они явно ведут к этому же заключению.


    Биография Вскоре, однако, одна за другой, появляются другие книги Декарта: «Рассуждение о методе…» (1637) «Размышления о первой философии…» (1641) «Начала философии» (1644) В «Началах философии» сформулированы главные тезисы Декарта: Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм. В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления. Математика - мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук. Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бы нелегко. В 1635 году у Декарта родилась незаконная дочь Франсина (от служанки). Прожила она всего 5 лет (умерла от скарлатины), и смерть дочери он расценил как величайшее горе в своей жизни.


    Биография В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует также гипотеза об его отравлении, поскольку симптомы болезни Декарта сходны с симптомами при остром отравлении мышьяком. Эту гипотезу выдвинул Айки Пиз, немецкий учёный, а затем поддержал Теодор Эберт. Поводом для отравления, по этой версии, послужило опасение католических агентов, что вольнодумство Декарта может помешать их усилиям по обращению королевы Кристины в католичество (это обращение действительно произошло в 1654 году). К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции. Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены в Париж (позже он был погребён в Пантеоне). В 1819 году многострадальный прах Декарта был вновь потревожен, и ныне покоится в церкви Сен-Жермен де Пре. В честь учёного назван кратер на Луне.


    Научная деятельность В 1637 году вышел в свет главный математический труд Декарта, «Рассуждение о методе» (полное название: «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках»). В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях - многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике (в том числе - правильная формулировка закона преломления света) и многое другое. Особо следует отметить переработанную им математическую символику Виета, с этого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a, b, c…, а неизвестные - x, y, z. Натуральный показатель степени принял современный вид (дробные и отрицательные утвердились благодаря Ньютону). Появилась черта над подкоренным выражением. Уравнения приводятся к канонической форме (в правой части - ноль). Символическую алгебру Декарт называл «Всеобщей математикой», и писал, что она должна объяснить «всё относящееся к порядку и мере». Создание аналитической геометрии позволило перевести исследование геометрических свойств кривых и тел на алгебраический язык, то есть анализировать уравнение кривой в некоторой системе координат. Этот перевод имел тот недостаток, что теперь надо было аккуратно определять подлинные геометрические свойства, не зависящие от системы координат (инварианты). Однако достоинства нового метода были исключительно велики, и Декарт продемонстрировал их в той же книге, открыв множество положений, неизвестных древним и современным ему математика м. В приложении «Геометрия» были даны методы решения алгебраических уравнений (в том числе геометрические и механические), классификация алгебраических кривых. Новый способ задания кривой - с помощью уравнения - был решающим шагом к понятию функции. Декарт формулирует точное «правило знаков» для определения числа положительных корней уравнения, хотя и не доказывает его.


    Научная деятельность Декарт исследовал алгебраические функции (многочлены), а также ряд «механических» (спирали, циклоида). Для трансцендентных функций, по мнению Декарта, общего метода исследования не существует. Комплексные числа ещё не рассматривались Декартом на равных правах с положительными, однако он сформулировал (хотя и не доказал) основную теорему алгебры: общее число вещественных и комплексных корней уравнения равно его степени. Отрицательные корни Декарт по традиции именовал ложными, однако объединял их с положительными термином действительные числа, отделяя от мнимых (комплексных). Этот термин вошёл в математику. Впрочем, Декарт проявил некоторую непоследовательность: коэффициенты a, b, c… у него считались положительными, а случай неизвестного знака специально отмечался многоточием слева. Все неотрицательные вещественные числа, не исключая иррациональные, рассматриваются Декартом как равноправные; они определяются как отношения длины некоторого отрезка к эталону длины. Позже аналогичное определение числа приняли Ньютон и Эйлер. Декарт пока ещё не отделяет алгебру от геометрии, хотя и меняет их приоритеты; решение уравнения он понимает как построение отрезка с длиной, равной корню уравнения. Этот анахронизм был вскоре отброшен его учениками, прежде всего - английскими, для которых геометрические построения - чисто вспомогательный приём. Книга «Метод» сразу сделала Декарта признанным авторитетом в математике и оптике. Примечательно, что издана она была на французском, а не на латинском языке. Приложение «Геометрия» было, однако, тут же переведено на латинский и неоднократно издавалось отдельно, разрастаясь от комментариев и став настольной книгой европейских учёных. Труды математиков второй половины XVII века отражают сильнейшее влияние Декарта.


    Механика и физика Физические исследования Декарта относятся главным образом к механике, оптике и общему строению Вселенной. Физика Декарта, в отличие от его метафизики, была материалистической: Вселенная целиком заполнена движущейся материей и в своих проявлениях самодостаточна. Неделимых атомов и пустоты Декарт не признавал и в своих трудах резко критиковал атомистов, как античных, так и современных ему. Кроме обычной материи, Декарт выделил обширный класс невидимых тонких материй, с помощью которых пытался объяснить действие теплоты, тяготения, электричества и магнетизма. Основными видами движения Декарт считал движение по инерции, которое сформулировал (1644) так же, как позднее Ньютон, и материальные вихри, возникающие при взаимодействии одной материи с другой. Взаимодействие он рассматривал чисто механически, как соударение. Декарт ввёл понятие количества движения, сформулировал (в нестрогой формулировке) закон сохранения движения (количества движения), однако толковал его неточно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664). В 1637 году вышла в свет «Диоптрика», где содержались законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги. Декарт первый математически вывел закон преломления света (независимо от В. Снеллиуса) на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии). Исследовал законы удара. Высказал предположение, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается. Теплоту и теплопередачу Декарт совершенно правильно рассматривал как происходящую от движения мелких частиц вещества


    Другие научные достижения Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов». Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния.


    Философия Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума. Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм, критика предшествующей схоластической философской традиции. Самодостоверность сознания, cogito (декартовское «мыслю, следовательно, существую, равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия «вихрь»; физика картезианства впоследствии нашла своё выражение в теории близкодействия. В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции:


    Доказательство существования Бога Найдя критерий достоверности в отчётливых, ясных идеях (ideae clarae et distinctae), Декарт берется затем доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира. Так как убеждение в существовании телесного мира основывается на данных нашего чувственного восприятия, а о последнем мы ещё не знаем, не обманывает ли оно нас безусловно, то надо прежде найти гарантию хотя бы относительной достоверности чувственных восприятий. Такой гарантией может быть только сотворившее нас, с нашими чувствами, совершенное существо, идея о котором несовместима была бы с идеей обмана. Ясная и отчётливая идея такого существа в нас есть, а между тем, откуда же она взялась? Мы сами сознаем себя несовершенными лишь потому, что измеряем своё существо идеей всесовершенного существа. Значит, эта последняя не есть наша выдумка, не есть и вывод из опыта. Она могла быть внушена нам, вложена в нас только самим всесовершенным существом. С другой стороны, эта идея настолько реальна, что мы можем расчленить её на логически ясные элементы: полное совершенство мыслимо лишь под условием обладания всеми свойствами в высшей степени, а следовательно и полной реальностью, бесконечно превосходящей нашу собственную реальность. Таким образом из ясной идеи всесовершенного существа двояким путём выводится реальность бытия Бога: во-первых, как источника самой идеи о нём - это доказательство, так сказать, психологическое; во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, - это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого. Всё же вместе Декартово доказательство бытия Божия должно быть признано, по выражению Виндельбанда, «соединением антропологической (психологической) и онтологической точек зрения».


    Доказательство существования Бога Установив бытие всесовершенного Творца, Декарт уже без труда приходит к признанию относительной достоверности наших ощущений телесного мира, причём строит идею материи как субстанции или сущности, противоположной духу. Наши ощущения материальных явлений далеко не во всем своём составе годны для определения природы вещества. Ощущения цветов, звуков и проч. - субъективны; истинный, объективный атрибут телесных субстанций заключается только в их протяжённости, так как только сознание протяжённости тел сопровождает все разнообразные чувственные восприятия наши и только это одно свойство может быть предметом ясной, отчётливой мысли. Таким образом, в понимании свойств материальности сказывается у Декарта все тот же математический или геометрический строй представлений: тела суть протяженные величины. Геометрическая односторонность Декартова определения материи сама собой бросается в глаза и достаточно выяснена новейшей критикой; но нельзя отрицать, что Декарт верно указал на самый существенный и основной признак идеи «материальности». Выясняя противоположные свойства той реальности, которую мы находим в самосознании своем, в сознании своего мыслящего субъекта, Декарт, как мы видим, признает мышление главным атрибутом духовной субстанции. Обе эти субстанции - дух и материя - для Декарта с его учением о всесовершенном существе являются субстанциями конечными, созданными; бесконечной же и основной является только субстанция Бога.



    Спасибо за внимание!