Законы диалектики. Всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов Метафизика как модель развития абсолютизирует …

«Но здесь мы подходим к центральному пункту в анализе Ясперсом диалектики разума - к проблеме противоречия и его разрешения, преодоления.

Анализируя закон противоречия формальной логики, философ видит в нём форму вневременного, неприменимую к развивающемуся знанию.

Соответствующее ему рассудочное понятие, будучи необходимым средством мышления, не может быть его целью: оно останавливает процесс познания, лишает его открытости, поступательности, перспективы. Наоборот, противоречие представляет собой стимул и движущую силу познания, так что «прекращение противоречия было бы, правда, покоем, но также и смертью». Более того, противоречие есть специфический способ познания, раскрывающий свой «объект» не как неподвижный и завершенный факт, а как «процесс осуществления». Мышление в противоречиях и с помощью противоречия состоит в том, что «в мире духовных содержаний противоречие преодолевается таким образом, что в этом разрешении творчески выступает новая целостность... В таких движениях мысли противоречие снимается не благодаря тому, что одна сторона альтернативно отрицается в пользу другой, но в истине, которая делает противоречие, как первый план и первую ступень, прозрачным». Преодоление противоречия - всегда скачок, «пролом» (Durchbruch). (Кarl Jaspers, Existcnzphilosophie, Berlin, 1964, s. 301).

В этом абстрактном изложении противоречивости человеческого познания, его диалектики, вновь и вновь выражается неуничтожимость диалектического понимания философского мышления, необходимость диалектики для понимания человеческого мышления и деятельности. Однако диалектика по-прежнему противопоставляется рациональному мышлению. Вслед за Гегелем Ясперс говорит о диалектике как синониме «мистики». Это «путь мистики в мышлении», - говорит он.

Однако если Гегель поднимает мистику до уровня спекулятивного мышления, осознавая её диалектическое содержание, то Ясперс вновь низводит диалектику на уровень мистического. Она превращается в «прорыв» к трансценденции (т. е. к Богу), осуществляемый экзистенциальным мышлением.

«Прорыву» или даже «пролому» к трансцендентальному отвечает в рациональной, научной, диалектике понятие качественного скачка в познании. Это выработка нового понятия (новой системы знания), в котором разрешено и «снято» противоречие исходной теории; применительно к объективному процессу или процессу практической деятельности - это образование новой объективной целостности, результирующей из разрешения объективного противоречия природной или социальной реальности. Это тот случай, когда возникает новое целое как результат развития, резюмирующего предшествующие ступени познания или реального процесса.

Для Ясперса же он остаётся непостижимым и таинственным скачком из области «повседневного» в сферу «трансценденции». Таким образом сфера диалектики предельно сужается, она не только ограничивается сферой философского мышления, но и здесь ограничивается лишь областью религиозного мышления.

Ясперс прав, когда он в абстрактной форме говорит о том, что разум есть высшая ступень человеческого познания, постигающего на этом уровне противоречия действительности, или, как он выражается, наличного (обыденного) бытия человека, его сознания и духа; он прав, говоря, что «разум привносит сюда бесконечную диалектику, которая не успокаивается ни на альтернативах, ни на «как, так и», ни на «или - или», не состоит ни в примирении, ни в прекращении, но привлекает всё это и, беспокойная в своем покое, движет дальше». Он прав и тогда, когда, отвечая на вопрос о том, что же прорывается, говорит: «Прорывается всеобщее, всеобщее как распространённое, посредственное, как конвенционально значимое и обусловливающее жизнь в рамках государства; как общезначимое сознания вообще; как общий закон нравственности. Прорывается единство, которое построило себя во в себе замкнутой форме, единство государства, общественного учреждения, профессии и брака, всякое историческое единство порядка».

Абстрактно Ясперс прав. Однако диалектика конкретна, конкретна истина. Когда прорывается «общезначимое сознания вообще», т. е. система знания? Когда прорывается «конвенционально значимое», жесткие формы нравственности и государства, профессий и брака? Тогда, когда они исчерпали возможности своего развёртывания, когда назрели разрушающие их противоречия, назрела революция. Но ведь Ясперса интересует не это. Прорыв куда и к чему - вот вопрос вопросов.

Для диалектика-материалиста ответ ясен: на новый уровень развития познания, нравственности, общественного бытия вообще. Для Ясперса - из мира к Богу и от сознания к экзистенции».

Критика немарксистских концепций диалектики XX века. Диалектика и проблема иррационального / Под ред. Ю.Н. Давыдова, Изд-во МГУ, 1988 г., с. 279-281.

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

Его формулировка гласит: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов.

Под диалектическим противоречием при этом понимают отношение одновременного взаимополагания и взаимоисключения различных сторон развивающегося объекта. Таковы, в частности, взаимоотношения хаоса и порядка в неживой природе, наследственности и изменчивости в живой природе, эксплуататоров и эксплуатируемых, добра и зла, истины и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности (стороны противоречия) полностью отвечают диалектическим требованиям: 1) они не существуют одна без другой (нет добра без зла, а истины без заблуждения); 2) именно их "борьба", т.е. противоречивое взаимодействие, и дает импульс развитию (порядок рождается из хаоса, добро крепнет только в преодолении зла и т.д.).

Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, прерывов постепенности, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество.

2. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений.

Механизм такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон) - взаимосвязи количественных и качественных изменений. Его формулировка такова:

количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме.

Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Единство же количественных и качественных характеристик вещи схватывается категорией меры. Другими словами, мера - это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У всякого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера. Но чтобы ее увидеть, нужно заставить предмет изменяться. Если, допустим, размеры данной книги уменьшить в пару раз, ее основное качество сохранится - ее все еще можно будет читать. А вот если уменьшить ее раз в сто, то пригодной для чтения она быть перестанет и, следовательно, свое главное качество потеряет. То же верно и при увеличении количественных параметров данного предмета. Границы же, или пределы количественных изменений, где книга будет оставаться книгой, и являются ее мерой.

Нарушение границы меры означает смену качества (чрезмерная осторожность превращается в трусость, бережливость - в скупость, щедрость - в мотовство и т.д.). Для ее обозначения используется понятие скачок, которым подчеркивается резкость, катастрофичность происшедшей перемены. Что, впрочем, не следует понимать слишком буквально. Появление, например, новой биологической группы надвидового ранга (типа, класса, отряда) может занимать миллионы лет. Хотя это тоже, несомненно, макроэволюционный скачок. Его растянутость во времени не должна вводить в заблуждение: это для человека миллион лет - почти что вечность, а для биосферы в целом - лишь мгновение.

Диалектика количественных и качественных изменений подразумевает причинно-следственный характер их взаимосвязи. Определенный объем количественных изменений выступает причиной смены качества развивающегося объекта. Вместе с тем и качество существенно влияет на количественные характеристики. Так, постепенное накопление студентом знаний приводит в конечном счете к появлению нового качества его личности - он становится специалистом, профессионалом. А это, в свою очередь, предполагает, что продолжающийся процесс накопления знаний будет далее протекать более умело и рационально.

3. Закон отрицания отрицания.

Сброс развивающейся системой старого качества можно квалифицировать как его отрицание. Но поскольку оно должно обеспечивать продолжение развития, диалектическое отрицание не может быть простым отвержением или уничтожением прежних форм. Оно непременно должно сохранить единство, преемственность в развитии объекта. Поэтому категория отрицания в диалектике определяется как такое отношение последовательных стадий развития объекта, при котором каждая последующая стадия не просто отбрасывает, отвергает предыдущую, но одновременно и сохраняет, вбирает в себя ее существенные моменты.

Так, например, теория относительности А. Эйнштейна не зачеркивает физику И. Ньютона как заблуждение, а включает ее в себя на правах частного случая. Как бы радикально ни менялись со временем исторические типы экономики, политики или морали, их главные достижения не уходят безвозвратно в прошлое, но сохраняются на всех последующих этапах исторического развития, пусть и в существенно измененном виде.

Развитие любого объекта распадается на ряд фаз или стадий, каждая из которых характеризуется обретением нового качества и, следовательно, может рассматриваться как отрицание предыдущего состояния. Таких отрицаний у развивающегося объекта иногда набирается довольно много. Однако в цепи диалектических отрицаний особое значение получают два следующих друг за другом отрицания, формирующих относительно законченный цикл развития объекта. Специфичность именно двойного отрицания легче всего увидеть в чисто формальных преобразованиях: если мы имеем некое состояние объекта (а), то первое отрицание превратит его в свою противоположность (-а), а второе (-а) - вернет на исходную позицию (а). В реальных процессах развития такой безусловный возврат к начальной ступени, конечно же, невозможен в силу их необратимости. Однако частичный повтор на высших стадиях развития существенных характеристик первых его фаз обязательно имеет место. Эта особенность развития выражается в диалектическом принципе (законе) отрицания отрицания. Сформулируем его так: развитие осуществляется таким образом, что на высших его стадиях происходит как бы возврат к прошлому, повторение некоторых черт, свойств, моментов, имевших место на предшествующих стадиях, впоследствии утрачиваемых и вновь восстанавливаемых, но уже в измененном виде.

Принцип двойного отрицания является констатацией определенного ритма, или цикличности процессов развития. Лучше других нам знакомы циклы биологические (семя - растение - семя, детство - зрелость - старость) и социальные (чередование спадов и подъемов экономики, состояний войны и мира в политике, эпох ренессанса и декаданса в искусстве и т.д.). В них совершенно очевидно просматривается не просто механическое повторение одних и тех же состояний, но именно развитие, т.е. нарастание (пусть и небольшое в каждом отдельном цикле) высоты организации и порядка развивающихся систем.

Например, состояние социального мира - это не просто отсутствие конфликтов. Это состояние разрешенного конфликта, из которого стороны выходят обогащенные по крайней мере полученным опытом. Восстановившееся после болезни здоровье - это не буквальный возврат к прежнему, ведь организм хотя бы на некоторое время получает иммунитет к данной болезни.

Иными словами, в завершенном цикле развития происходит как бы возврат к старому, но уже на иной качественной основе. В детстве мы вынуждены слушаться своих родителей. В юности мы начинаем против них бунтовать. В зрелом же возрасте приходит понимание, что бунтовали-то мы во многом зря, что в требованиях старших была своя логика и правда. (Сей феномен называется в психологии "поздним послушанием") Мы снова, как и в детстве, "слушаемся" родителей, но совсем по-другому - уважительно, но критично. То есть налицо своеобразный диалектический синтез предшествующих противоположных (отрицающих друг друга) стадий развития.

Все упомянутые выше законы диалектики теснейшим образом связаны друг с другом, ведь они отражают разные стороны единого процесса развития. Но взаимосвязь эта иерархична: базовым, фундаментальным законом является единство и борьба противоположностей. Его содержание "просвечивает" в действии двух других: взаимодействие количества и качества или отрицающих друг друга стадий развития объекта суть не что иное, как проявление исходного принципа противоречивости. Противоположности же в определенных условиях "сходятся", т.е. переходят, "переливаются" друг в друга. И во взаимоотношениях количества с качеством и последовательных отрицаний наблюдается та же картина: количественные изменения служат причиной изменений качественных, и наоборот; отрицающие друг друга стадии развития объекта "сливаются" в синтезе на следующей ступени и т.д.


К. Марксом

Платоном

Конфуцием

Основные законы диалектики были сформулированы Г. Гегелем. В работе «Феноменология духа» он формулирует три закона диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон перехода количественных изменений в качественные; 3) закон отрицания отрицания.

ЗАДАНИЕ N 11 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

синтезом

анализом

ЗАДАНИЕ N 17 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

изменением

устойчивостью

метафизикой

константностью

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется изменением. Любые изменения коррелятивно связаны с чем-то устойчивым.

ЗАДАНИЕ N 9 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

противоречие

развитие

ЗАДАНИЕ N 3 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

самодвижением

трансформацией

моделированием

абстракцией

ЗАДАНИЕ N 7 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется …

самодвижением

трансформацией

моделированием

абстракцией

Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется самодвижением. Идея самодвижения, зародившись в античности, особенно важную роль приобрела в философии Г. Гегеля, рассматривавшего эволюцию сущего через призму учения о самопротиворечивости и саморазвитии духа.

Тема: Диалектика бытия

эволюцией

онтологией

движением

трансляцией

ЗАДАНИЕ N 29 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

Процесс развития, обусловленный определенными детерминирующими факторами и подчиняющийся определенным законам, называется …

эволюцией

онтологией

движением

трансляцией

Процесс развития, обусловленный определенными детерминирующими факторами и подчиняющийся определенным законам, называется эволюцией. Наиболее известной теорией эволюции является концепция Ч. Дарвина.

Тема: Диалектика бытия

Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется …

самодвижением

Тема: Диалектика бытия

качеством

Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется качеством. В настоящее время категорию качества определяют с помощью понятия свойства. Есть существенные и несущественные свойства. Совокупность существенных свойств предмета и есть его качество.

Диалектика бытия

вероятностью

ЗАДАНИЕ N 20 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

Количественная мера возможности называется …

вероятностью

Количественная мера возможности называется вероятностью. Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность; она указывает на величину основания возможности в реальности.

Тема: Диалектика бытия

противоречие

Тема: Диалектика бытия

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …

изменением

Тема: Диалектика бытия

Важной характеристикой развития является …

необратимость изменений

Тема: Диалектика бытия

Количественная мера возможности называется …

вероятностью

Тема: Диалектика бытия

С позиций диалектического материализма источником движения является …

противоречие

С позиций диалектического материализма источником движения является противоречие. Не всякие противоположности, находящиеся в единстве, составляют противоречие, для этого они должны взаимодействовать друг с другом.

Тема: Диалектика бытия

С позиций диалектического материализма источником движения является …

противоречие

Тема: Диалектика бытия

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …

изменением

Тема: Диалектика бытия

Направление развития от низшего к высшему называется …

прогрессом

Тема: Диалектика бытия

диалектикой

Тема: Диалектика бытия

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …

изменением

Тема: Диалектика бытия

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …

изменением

Тема: Диалектика бытия

Отношение между объектами, проявляющееся в том, что состояния или свойства любого из них меняются при изменении состояния и свойств других, называются …

Тема: Диалектика бытия

Материалистическая диалектика была разработана и обоснована …

Ф. Энгельсом

Материалистическая диалектика была разработана и обоснована Ф. Энгельсом. В работе «Диалектика природы» Ф. Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления.

Тема: Диалектика бытия

Основными принципами диалектики, с позиций диалектического материализма, являются …

всеобщая связь и развитие

Тема: Диалектика бытия

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …

изменением

Тема: Диалектика бытия

С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется …

диалектикой

С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется диалектикой. Диалектика представлялась как основа любого научного изыскания.

Тема: Диалектика бытия

Новый этап развития в диалектике называется …

синтезом

Тема: Диалектика бытия

Реализация единственной возможности в определенных условиях называется …

необходимостью

Реализация единственной возможности, в определенных условиях есть необходимость. Если в объекте при данных условиях в определенном отношении имеется лишь одна возможность, которая может превратиться в действительность (например, падает предмет, лишенный опоры, живое существо смертно и т.д.), то в этом варианте мы имеет дело с необходимостью. Если же в объекте при данных условиях имеется несколько различных возможностей, любая из которых может превратиться в действительность (например, при бросании монеты существует возможность выпадения той или другой стороны), то мы имеем дело со случайностью. Необходимость и случайность определяются как различие способов превращения возможности в действительность.

Тема: Диалектика бытия

Новый этап развития в диалектике называется …

синтезом

Новый этап развития в диалектике называется синтезом. Синтез есть объединение всего того, что было на предыдущих этапах, и повтор на высшей ступени характерных черт, структуры исходной ступени.

Тема: Диалектика бытия

Диалектика появилась как оппозиция …

метафизике

Диалектика появилась как оппозиция метафизике. Исторически между этими методами мышления и моделями развития шло противостояние. Метафизика абсолютизировала устойчивость и цикличность, а диалектика считала основой развития противоречие.

Тема: Диалектика бытия

Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является …

противоречие

Тема: Диалектика бытия

Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется …

качеством

Тема: Диалектика бытия

Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется …

качеством

Тема: Диалектика бытия

Количественная мера возможности называется …

    «Весь мир есть текст», – утверждает философская школа … герменевтики

    «Истина – это соглашение», – считали представители … конвенционализма

    C точки зрения конвенционализма основным критерием истины является … соглашение между учеными

    C точки зрения прагматизма основным критерием истины является … успех

    Анализ динамики научного знания становится одной из центральных проблем в философской школе … постпозитивизма

    Атрибуты материи являются … всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов

    Б. Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, которая является причиной самой себя – это … природа

    Базовым понятием материалистического подхода к истории является … общественно-экономическая формация

    Бытие определенного класса природных объектов (микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека) называется … жизнью

    В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан … Т. Кампанеллой

    В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является … диалектика

    В мышлении выделяются следующие уровни: разум рассудок

    В новоевропейской философии вопрос о первооснове мира решается с помощью понятия … субстанция

    В основе современной биологической картины мира лежит принцип … эволюции

    В основе современной научной картины мира лежит … теория относительности

    В основе философской картины мира лежит решение проблемы … бытия

    В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как … субъективный образ объективной реальности

    В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал (У-син), такая позиция в философии получила название … плюрализма

    В средневековой философии источником и высшей формой бытия считался(-ась, -ось) … Бог

    В средневековой философии особенный статус человека в системе мироустройства определяется тем, что он создан … по образу и подобию Бога

    В философии постмодернизма было введено понятие «симулякра», обозначающее копию несуществующего оригинала

    В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) … разум

    В философии различные исторические теории, определенная «философия истории» обозначаются термином … историцизм

    В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является … абсолютная идея

    В ХХ столетии противопоставление двух социальных систем – социализма и капитализма, обозначалось термином … «биполярный мир»

    В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название … категорического императива

    Важнейшей социальной ценностью является … человек

    Важнейшей сущностной характеристикой бытия А. Камю считает … абсурд

    Важнейшим компонентом материально-производственной сферы является … труд

    Важной характеристикой развития является … необратимость изменений

    Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для _ познания. Религиозного

    Взаимосвязь проблемы истины с анализом логической структуры языка является предметом исследования в философской школе … неопозитивизма

    Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется … сущностью

    Внутренняя расчлененность материального бытия называется … структурностью

    Воздерживаться от суждений призывала античная школа … скептицизма

    Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина? – относятся к ___________ проблемам философии. Гносеологическим

    Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к _____________ проблемам философии. Онтологическим

    Вопросы – что такое добро и зло? что такое мораль, нравственность, достоинство? – относятся к __________ проблемам философии. Этическим

    Воспитание и образование относятся к __________ культуре. духовной

    Восприятие представляет собой форму отражения действительности на _ ступени познания. Чувственной

    Всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни, нескончаемая длительность называется … вечностью

    Всякая неживая система стремится к наиболее вероятному для нее состоянию, то есть к хаосу, – гласит закон … энтропии

    Выдвигая теорию о наличии множества духовных сущностей – «монад», составляющих первооснову мира, Г. В. Лейбниц становится представителем онтологического … плюрализма

    Выполняя идеологическую функцию, философия формулирует … систему определенных ценностей

    Выражение «Человек человеку волк» принадлежит … Т. Гоббсу

    Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит … Протагору

    Высшая степень ценного, или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, называется … идеалом

    Высшая форма психической деятельности, присущая человеческому способу жизни, называется … сознанием

    Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является … мышление

    Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, является … удовольствие, счастье

    Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития … абсолютной идеи

    Главное препятствие к счастью Л. Фейербах усматривает в … отчуждении человеческой сущности

    Главным отличием веры от знания является … субъективная значимость

    Глобальные проблемы, связанные с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации, загрязнением окружающей среды, изменением климата, носят название … экологических

    Глобальные проблемы, связанные с чрезмерным увеличением численности народонаселения Земли, ухудшением здоровья населения, старением населения в развитых странах, высокой рождаемостью в слаборазвитых странах, носят название … демографических

    Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется … скептицизмом

    Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является … противоречие

    Девиз «Познай самого себя» связан в истории философии с именем … Сократа

    Деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов называется … познанием

    Деятельность философов эпохи Просвещения, направленная на критику пороков общества и государства, существующих на основе церковных установлений, может быть обозначена как … антиклерикализм

    Диалектика появилась как оппозиция … метафизике

    Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет … практическую деятельность

    Длительность и последовательность сменяющих друг друга событий называется … временем

    Для разграничения научного и ненаучного знания К. Поппер предложил принцип … фальсификации

    Для средневековой философии, связанной с христианской религией, характерен … монотеизм

    Достаточным условием нравственного действия, по Сократу, является … знание добра

    Духовную ценность человеческой личности в контексте реалий ХХ века отстаивает религиозно-идеалистическое течение … персонализма

    Естественный конец единичного живого существа, который только для человека выступает как определяющий момент его жизни и мировоззрения, называется … смертью

    Защита христианских истин от критики со стороны поздних античных школ получила название … апологетики

    Знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью, называется … опытом

    Знание, сознательно искажающее представление о действительности, называется … антинаучным

    Игра как всеобщий принцип становления человеческой культуры была предложена … Й. Хейзингой

    Идеи марксистской философии на русской почве развивал … А. А. Богданов

    Идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества, получила название … этатизм

    Идею «конца истории» в современном глобальном мире предложил … Ф. Фукуяма

    Идею в качестве первоосновы мира предлагал … Платон

    Идею регресса исторического развития предложил … Гесиод

    Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется … самодвижением

    Исторически развивающаяся совокупность создаваемых человеком средств, которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей, называется … техникой

    Исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, материальной и духовной культуры, называется … нацией

    История – это линейное поступательное движение, логика которого выражается в смене общественно-экономических формаций, считают представители ____________ подхода. Формационного

    История культуры человечества, в которой существовало множество самобытных культурных традиций, называется … мировой культурой

    К глобальным проблемам межгосударственных связей относится проблема … войны и мира

    К естественным наукам относятся … физика химия биология

    К идеальным объектам научного познания относятся … геометрическая точка, идеал справедливости

    К общенаучным методам относятся … абстрагирование, анализ, индукция

    К основным формам теоретического знания относятся … проблема, гипотеза, закон

    К особенностям личностного познания относится … зависимость от способностей субъекта

    К формально-логическим критериям истины относится принцип … непротиворечивости

    К числу сократических школ относится школа …киников

    К. Ясперс считает, что особенность современной технической цивилизации состоит в том, что … техника лишь орудие в руках человека

    Картина мира, возникшая в XVII веке, основанная на принципах деизма, называется … механистической

    Классическая наука основана на принципе … объективности

    Классическое определение личности в западноевропейской философии было дано … Боэцием

    Количественная мера возможности называется … вероятностью

    Концепция современной науки и философии, считающая необходимым рассматривать эволюцию человеческого общества и биосферы в единой научной системе, получила название … коэволюции

    Концепция, согласно которой личность рассматривается в качестве высшей ценности, смыслом земной цивилизации, называется … персонализмом

    Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется … креационизмом

    Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является … очевидность, ясность

    Культурная общность со своим ограниченным кругом приверженцев, со своими ценностями и представлениями, стилем одежды, языком, нормами поведения, называется … субкультурой

    Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период Средневековья

    Личность как субъект социальных отношений характеризуется …активностью

    Материалистическая диалектика была разработана и обоснована … Ф. Энгельсом

    Междисциплинарное направление, изучающее процесс эволюции и самоорганизации сложных систем, называется … синергетикой

    Международная общественная организация, занимающаяся научным исследованием глобальных проблем, называется ___________ клубом. Римским

    Метафизика как модель развития абсолютизирует … устойчивость

    Мировоззренческая позиция, ограничивающая роль Бога актом творения мира и приведения его в движение, получила название … деизма

    Многообразие производимых человеком предметов, а также природные вещи и явления, измененные воздействием человека, называются … материальной культурой

    Мыслителем, введшим в научный оборот понятие «всемирно-исторический дух», был … Г. Гегель

    Мыслителем, обосновавшим концепцию «постиндустриализма», является … Д. Белл

    Мыслителем, отстаивающим приоритетность географических факторов в общественном развитии, был … Ш. Монтескье

    Мыслителем, отстаивающим приоритетность демографического фактора в общественном развитии, был …Т. Мальтус

    Мыслителем, развивающим теорию общественного договора происхождения государства, является … Т. Гоббс

    Мыслителем, рассматривающим культуру как продукт сублимации бессознательных психических процессов, является … З. Фрейд

    Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является … Д. Белл

    Мыслителем, рассматривающим ход развития цивилизаций через схему «вызов – и – ответ», является … А. Тойнби

    Мыслителем, считавшим, что «в современном общественной жизни Европы… вся власть в обществе перешла к массам», является … Х. Ортега-и-Гассет

    Мыслителем, утверждавшим, что выдающаяся личность должна обладать тремя решающими качествами: страстью, чувством ответственности и глазомером, был … М. Вебер

    Наиболее общие законы и ценности общественного бытия изучает … социальная философия

    Наиболее существенные достижения философии Фомы Аквинского были развиты школой …томизма

    Направление в средневековой схоластике, утверждавшее реальное (физическое) существование вещей и признававшее общие понятия лишь именами вещей, называется … номинализмом

    Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется … эмпиризмом

    Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется … идеализмом

    Направление развития от низшего к высшему называется … прогрессом

    Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технических прогресс и критикующее их, называется … антисциентизмом

    Направленность на избранного потребителя, обладающего художественной восприимчивостью и материальными средствами, характерна для ___________ культуры. Элитарной

    Направленные, необратимые качественные изменения системы называются … развитием

    Наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии, называется … социобиологией

    науки в системе культуры, духовной жизни общества, называется … сциентизмом

    Наукой о формах и приемах рационального мышления является … логика

    Начало спору между славянофилами и западниками положила публикация «Философических писем» … П. Я. Чаадаева

    Неделимое, несоставное единство, начало бытия, мера и прообраз числа называется … монадой

    Необходимость отстаивать состоятельность религиозных истин в контексте господствующей научной картины мира становится предпосылкой формирования философской школы … неотомизма

    Непосредственным предшественником экзистенциализма считается датский философ … С. Кьеркегор

    Область знания о системной организации общества, изучающая структурный аспект общественной жизни, называется … социологией

    Область знания, в которой описываются и изучаются закономерности «второй природы», называется ___________ науками. Техническими

    Область исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее влияния на общество, культуру и человека, называется … философией техники

    Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется … натурфилософией

    Областью знания, исторически первой совершившей переход к собственно научному познанию мира, является … математика

    Образ человека как совокупность инстинктов, влечений, конфликтов возникает в … психоанализе

    Общественное бытие определяет общественное сознание, считают представители _ подхода. Марксистского

    Общественное бытие определяет общественное сознание, считают представители _______________ подхода. марксистского

    Общество, достигшее партнерских отношений с государством, способное поставить государство под свой контроль, при этом обеспечить безопасность своих граждан, называется … гражданским

    Общество, его структура и историческое развитие определяются законами природы, считают представители ____________ подхода. Натуралистического

    Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им, называется … материей

    Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в категории « _____ ». Относительная истина

    Одним из виднейших представителей древнегреческого атомизма был … Демокрит

    Одним из виднейших представителей римского стоицизма является … Марк Аврелий

    Одним из наиболее ярких представителей «философии жизни» является … Ф. Ницше

    Одним из признаков псевдонаучных теорий является … некритическое использование фактов

    Одним из принципов неклассической науки является … иррационализм

    Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является ______________ принцип. Антропный

    Одним из ярчайших представителей русского Просвещения является … А. Н. Радищев

    Одной из величайших заслуг немецкой классической философии является выработка законов объективной … диалектики

    Одной из естественнонаучных предпосылок формирования марксистской философии является … теория эволюции Ч. Дарвина

    Одной из первых научных картин мира была ___________ картина мира. Математическая

    Одной из существенных характеристик гегелевской философской системы является … панлогизм

    Одной из теорий, оказавших влияние на распространение понятия «система» во всех сферах научного знания, была … эволюционная

    Одной из характеристик истины является … конкретность

    Онтологическая позиция Б. Спинозы, утверждавшего наличие единственной субстанции, лежащей в основе мира, может быть охарактеризована как … монизм

    Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит … Аристотелю

    Основа существования, выступающая в качестве неизменных первоначал и принципов, называется … субстратом

    Основателем объективного идеализма является … Платон

    Основателем первой в античной традиции системы объективного идеализма становится философ … Платон

    Основной чертой сциентистского направления в философии является … вера в безграничные возможности науки

    Основными методами эмпирического исследования являются … научное наблюдение, эксперимент, описание объекта

    Основными принципами диалектики, с позиций диалектического материализма, являются … всеобщая связь и развитие

    Основными характеристиками пространства являются … трехмерная структура и обратимость

    Основой каждой ценности является … идеал

    Основой самосознания является … рефлексия

    Основоположник русского космизма Н. Ф. Федоров под философией общего дела понимал … проект воскрешения мертвых

    Основоположником рационалистического метода в новоевропейской философии становится философ … Р. Декарт

    Основоположником теории общественного договора является философ … Т. Гоббс

    Основоположником философской школы неоплатонизма является … Плотин

    Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, называется … наукой

    Отношение к кому-либо или чему-либо как к безусловно ценному, объединение и соединение с кем (чем) воспринимается как благо, называется … любовью

    Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для … экзистенциализма

    Отстаивая идею об особом статусе главы государства, стоящего вне системы обывательской морали, Н. Макиавелли становится родоначальником такого социально-политического течения, как … реальная политика

    Первая научная картина мира (ХVII–XIX вв.) получила название … механической

    Передача культуры происходит по принципу … «социальных эстафет»

    Передача ложного знания как истинного или истинного знания как ложного называется … дезинформацией

    Период «Большой» науки начинается с … конца XIX – начала XX вв.

    Период средневековой философии, ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг университетов и доминирующим стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, получил название … схоластики

    По выражению М. Хайдеггера, _________ – дом бытия. Язык

    По мнению Декарта, критерием истинности научного познания является правильная … дедукция

    По мнению Ж.-П. Сартра, специфика человеческого бытия заключается в том, что … существование предшествует сущности

    По мнению И. Канта, основой личности является … моральный закон

    По мнению К. Г. Юнга, бессознательные компоненты фундаментальных ценностей культуры называются … архетипами

    По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать … благородным мужем

    По мнению Н. Я. Данилевского, самобытная цивилизация, замкнутое самодостаточное образование называется … культурно-историческим типом

    По мнению Пифагора, гармонию Космоса можно постигать с помощью … чисел

    По мнению Т. Гоббса, до возникновения государства естественным состоянием общества была … война всех против всех

    Под активностью сознания понимается его … избирательность и целенаправленность

    Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий принцип несоизмеримости научных теорий, называется … антикумулятивизмом

    Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий, что основные движущие силы развития науки находятся во внутренних факторах научного знания (внутренняя логика развития науки и т.д.), называется … интернализмом

    Подход, согласно которому абсолютизируется роль науки в системе культуры, духовной жизни общества, называется … сциентизмом

    Подход, согласно которому культура – это система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации, называется … семиотическим

    Подход, согласно которому человек – это природное существо, животное, называется … натурализаторским

    Позиция в гносеологии, согласно которой основой познания является опыт, характерна для … эмпиризма

    Позиция, исходящая из признания равноправности и несводимости друг к другу двух первоначал бытия (духа и материи), называется … дуализмом

    Позиция, согласно которой материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, называлась … физикалистской

    Позиция, согласно которой мир по отношению к человеку имеет две испостаси – волю и представление, принадлежит … А. Шопенгауэру

    Позиция, согласно которой опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания, характерна для … рационализма

    Позиция, согласно которой существуют два мира – ноуменальный («вещей в себе») и феноменальный (представлений о вещах), принадлежит … И. Канту

    Позиция, согласно которой только нравственная ценность определяет ценность человеческой индивидуальности, принадлежит … И. Канту

    Познание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для_ познания. Художественного

    Познание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для ______________ познания. художественного

    Полное исчерпывающее знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как _____________ истина. Абсолютная

    Понятие «научное сообщество» вводит …Т. Кун

    Понятие «ценность» появляется в трудах … И. Канта

    Понятие представляет собой форму отражения действительности на ______________ ступени познания. рациональной

    Попытка разграничения научного и ненаучного знания, определения границ области научного знания называется проблемой … демаркации

    Попытка синтеза философии и искусства была предпринята представителем немецкой классической философии … Ф. Шеллингом

    Потенциальная форма бытия называется … возможностью

    Появление первых оригинальных философских текстов на Руси относят к … XI–XII векам

    Предметом философии науки на современном постпозитивистском этапе развития является … динамика знания

    Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину называется … ложью

    Представителем английского Просвещения, обосновавшим принцип разделения властей, был философ … Дж. Локк

    Представителем герменевтической традиции в философии является … В. Дильтей

    Представителем современной философии, считавшим, что рост научного знания происходит в результате выдвижения смелых гипотез и осуществления их опровержения, является … К. Поппер

    Представление о бытии как о природе-механизме, противостоящей человеку, возникло в философии … Нового времени

    Представление о том, что бытие образуется как единство материи и формы, принадлежит … Аристотелю

    Представление о том, что мир существует только в сознании одного воспринимающего субъекта, называется … солипсизмом

    Преимущества эмпиризма как универсального метода научного познания отстаивал английский философ … Ф. Бэкон

    Признание наличия единственного начала бытия называется … монизмом

    Принимать свою судьбу как проявление благого промысла, следовать долгу и добродетели вопреки желаниям и страстям призывает античная философская школа … стоицизма

    Принцип верификации был предложен … Л. Витгенштейном

    Принцип определения значимости знания его практическими последствиями был сформулирован в философской школе … прагматизма

    Принципами диалектики как всеобщего метода познания являются … принцип объективности, принцип системности

    Проблемы, связанные с проблемой ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды, классифицируются как _____________ проблемы. природно-социальные

    Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как ___ проблемы. интерсоциальные

    Процесс возникновения и развития человека как биологического вида называется … антропогенезом

    Псевдонаучная теория, связанная с попытками получить совершенный металл (золото, серебро) из несовершенных металлов, называется … алхимией

    Психологическая установка, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-либо, есть …вера

    Равноправность всех возможных направлений пространства называется … изотропностью

    Развитие – это процесс, характеризующийся изменением … качества

    Развитие – это процесс, характеризующийся изменением … качества

    Развитие антропологической проблематики в средневековой философии было связано, в первую очередь, с решением вопроса о … свободе воли

    Раздел философии, занимающийся исследованием проблем человека, человеческого существования, называется … антропологией

    Раздел философии, изучающий сознание и познание, называется … гносеологией

    Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является … гносеология

    Распространение принципов материалистической диалектики на объяснение закономерностей живой и неживой природы было осуществлено … Ф. Энгельсом

    Распространенность и общедоступность являются признаками ______ культуры. массовой

    Реализация единственной возможности в определенных условиях называется … необходимостью

    Реальная протяженность территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая система или осуществляется ее политическое влияние, называется … политическим пространством

    Результатом процесса познания является … знание

    Результаты конкретных наук, неполное знание о предмете понимаются как _ истина. Относительная

    Религиозное мировоззрение утверждает в качестве смысла человеческой жизни … спасение души

    Решающую роль в становлении человека, согласно теории антропосоциогенеза, сыграл … труд

    С позиций диалектического материализма источником движения является … противоречие

    С позиций креационизма источником движения является … Бог

    С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется …диалектикой

    С точки зрения аксиологического подхода, культура – это … система ценностей

    С точки зрения Д. Белла, в постиндустриальном обществе основной профессиональной группой станут специалисты ______________ наук. Технических

    С точки зрения деятельностного подхода, культура – это … способ жизнедеятельности человека

    С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются … абсолютная и относительная

    С точки зрения Ж.-Ж. Руссо, индивид, не испорченный условностями и предрассудками культуры, называется … естественным человеком

    С точки зрения Л. Мамфорда, строгая иерархическая социальная организация, приводящая к увеличению количества материальных благ ценой ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности, называется … мегамашиной

    С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено … опытом

    С точки зрения цивилизационного подхода, понятия культура и цивилизация … противопоставляются друг другу

    Свойство истины, которое предполагает зависимость знания от связей и взаимодействий, места и времени, в которых они существуют и развиваются, называется … конкретностью

    Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства социальной жизни, называется … культурой

    Система существенных, с точки зрения конкретного научного исследования, свойств и признаков объекта, называется … предметом исследования

    Система философских воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса называется … диалектическим материализмом

    Системность, обоснованность, логичность характерны для __________ познания. Научного

    Смысл жизни пантеизм и материализм усматривают в … самой жизни, экзистенции

    Смыслом исторического развития общества, по мнению П. Тейяра де Шардена, является … соединение душ людей в космическом Христе

    Совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве, называется … добродетелью

    Совокупность всех форм существования материи, Вселенная во всем ее многообразии называются … миром

    Совокупность материальных, духовных и художественных ценностей, выработанных человечеством в процессе эволюции, называется … культурой

    Совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем, проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления, называется … глобалистикой

    Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение ее основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, называется … структурой

    Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, называется … системой

    Современные социологи и философы для характеристики специфических черт современного общества употребляют понятие … «массовое общество»

    Современный западный философ Й. Хейзинга считает, что сущностной характеристикой человека является … игра

    Согласно концепции В. С. Соловьева, идеально совершенный человек является высшим проявлением … Софии

    Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на свой внутренний мир, замкнутый, застенчивый, называется … интровертом

    Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на внешний мир, общительный, активный, называется … экстравертом

    Согласно позиции Аристотеля, возможность быть чем угодно называется … материей

    Согласно фундаментальному принципу христианской антропологии, каждый человек является … личностью

    Созидательное воздействие философских принципов и понятий на формирование естественно-научных теорий показывает _ роль философии. Конституирующую

    Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению _ проблем. Мировоззренческих

    Специфическим свойством времени является … необратимость

    Способ определения и метод философии называется … рефлексией

    Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам называется … интуицией

    Способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся, называется … воображением

    Средневековые представления о создании всего живого и неживого Богом характеризуются как … креационизм

    Средневековым мыслителем, выдвинувшим тезис о «гармонии между верой и разумом», был … Ф. Аквинский

    Стандартизация и унификация производства культурных образов характерны для ___________ культуры. массовой

    Становление антропологической проблематики в античной философии связано со школой … софистов

    Становление классической логики как науки осуществляется в творчестве древнегреческого философа … Аристотеля

    Столкновение цивилизаций как сценарий ближайшего будущего мировой истории описывает философ … С. Хантингтон

    Структурным компонентом сознания, выполняющим управляющую функцию, является … воля

    Субстратно-субстанциональная концепция рассматривает материю как … носитель свойств, отличный от них

    Субъект, представляющий собой уникальную духовно-телесную целостность, «автор» жизни, определяющий ее смысл и цели, называется … личностью

    Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется … качеством

    Существенной особенностью развития русской философии ХХ века является ее раскол на …советскую и русскую зарубежную

    Существенной чертой философии периода средневековья становится … теоцентризм

    Существенным отличием Античности от последующих этапов развития западноевропейской философии является ее … синкретизм

    Существование человека предшествует его сущности с точки зрения … Ж.-П. Сартра

    Сущность в ее существовании называется … явлением

    Сущность христианской религии, с точки зрения Л. Фейербаха, заключается в том, что … человек создает Бога по своему образу и подобию

    Тезис «познай самого себя» становится ведущим в философии … Сократа

    Теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания, называется … сенсуализмом

    Теоретическим ядром мировоззрения является … философия

    Теория, которая показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, называется теорией … относительности

    Течение русской общественно-политической мысли 40-х гг. XIX в., выступавшее за преодоление исторической отсталости России от стран Западной Европы, получило название … западничества

    Тип культуры, характеризующийся организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств коммуникации, называется ____________ культурой. Массовой

    Тип научной рациональности, учитывающий межсубъектные связи между учеными, внелогические методы и процедуры познавательной деятельности, социальную природу научного познания, называется … постнеклассическим

    Точность и однозначность являются характерной особенностью _____ знания. Научного

    Трудовая концепция происхождения человека была предложена … Ф. Энгельсом

    Универсальными свойствами материи, выражающими ее системность (единство и взаимосвязь) являются … вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

    Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами. 1. Объективность, рациональность 2. Рефлексивность, критичность 3. Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам 4. Опора на здравый смысл, бесписьменный характер 1 научное знание 2 философское знание 3 религиозное знание 4 обыденное знание

    Установите соответствие между исторической эпохой и характерным для нее пониманием предмета философии. 1. Философия – «служанка богословия». 2. Главная цель философии – поиск универсального метода познания мира. 3. Распространение света разума есть главное дело философии. 1 Средневековье 2 Новое время 3 Просвещение

    Установите соответствие между мыслителем и характерным для его философии представлением о сущности мира. 1. Существует два мира: «мир идей» и «мир вещей». Платон 2. Мир состоит из бесконечного множества монад. Г. Лейбниц 3. Бог создал мир из ничего. Августин 4. Существуют два рода субстанций: материальная и духовная. Р. Декарт

    Установите соответствие между различными подходами к решению проблемы бытия и их характеристиками: 1. Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы. 2. Бог и природа отождествляются. 3. Материя и дух – две независимые друг от друга субстанции. 4. Все в этом мире материально. 1 гилозоизм 2 пантеизм 3 дуализм 4 материализм

    Установите соответствие между типом мировоззрения и его характеристиками. 1. Изучает всеобщие законы развития мира 2. Основано на вере в сверхъестественное 3. Знания отражены в виде художественных образов 1 философия 2 религия 3 искусство

    Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира. 1. Все в мире имеет материальное начало. 2. Внешний мир, действительность существуют только благодаря нашему сознанию, являются продуктами его деятельности. 3. Дух и материя есть две разные и независимые друг от друга субстанции. 4. И внешний мир, и наше сознание являются порождением или проявлением высшего первоначала, имеющего духовную природу. 1 материализм 2 субъективный идеализм 3 дуализм 4 объективный идеализм

    Утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость», Б. Спиноза становится на позицию … детерминизма

    Утверждение, принимаемое на веру без доказательства, называется … догмой

    Утверждение, что «в практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления», принадлежит философу … К. Марксу

    Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется … агностицизмом

    Учение о будущем применительно к историческому и социальному времени называется … футурологией

    Учение о бытии называется … онтологией

    Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется … детерминизмом

    Учение об идеальном государстве было создано древнегреческим философом … Платоном

    Феномен техники с точки зрения религиозного смысла впервые был рассмотрен … Н. Бердяевым

    Философия науки как особое философское направление сложилось … во второй половине XIX в.

    Философия техники возникает в (во) … второй половине XIX в.

    Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет _______ функцию. Гуманистическую

    Философом, обосновавшим идеал жизни по принципу «Человек человеку Бог», был … Л. Фейербах

    Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был … З. Фрейд

    Философом, считавшим личность «связкой или пучком восприятий», был … Д. Юм

    Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был … К. Маркс

    Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был … Ф. Ницше

    Философом, считавшим, что мир состоит из атомов единых и неделимых, различных по величине, был … Демокрит

    Философом, утверждавшим, что бытие не возникает и не исчезает, что оно неделимо, целокупно, неподвижно и похоже на шар, был … Парменид

    Философская позиция П. Гольбаха, утверждавшего, что «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение», может быть охарактеризована как … материализм

    Философская система К. Маркса может быть определена как … диалектический материализм

    Философское направление, представители которого рассматривают понимание и истолкование как основные способы познания, называется … герменевтикой

    Философское направление, признающее субстанциальность бессознательного, называется … иррационализмом

    Философское понятие, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования, есть … мораль

    Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется … эсхатологией

    Философское учение о нравственности и морали называется … этикой

    Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется … иррационализмом

    Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется … дуализмом

    Философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, называется … Априоризмом

    Философскую позицию Л. Фейерабаха можно определить как … антропологический материализм

    Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции … неоплатонизма

    Философы и ученые, участвовавшие в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», объединенные целью распространения знаний и пропаганды просветительских идеалов, были названы … энциклопедистами

    Формой вненаучного знания, для которого характерны мистика и спиритизм, является ________ знание. Паранаучное

    Формой рационального познания является … суждение

    Формой чувственного познания является … ощущение

    Фундаментальная физическая теория, созданная в начале XX в. для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется … квантовой механикой

    Функция философии, предполагающая поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, называется … мировоззренческой

    Функция философии, раскрывающая закономерности мыслительного процесса и познания мира, называется … гносеологической

    Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется … координирующей

    Функция философии, реализующаяся в образовании целостной системы знаний, называется … интегрирующей

    Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется … гуманистической

    Функция философии, связанная с объяснением не только прошлого и настоящего, но и будущего называется … прогностической

    Функция философии, связанная с разработкой наиболее общих принципов и способов научного познания мира, называется … методологической

    Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется … культурно-воспитательной

    Функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий, называется … эвристической

    Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется … социально-аксиологической.

    Характерное для русской философии пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории принято называть … историософичностью

    Характерной чертой научного знания является … рациональность

    Характерными для научной картины мира являются принципы … объективности и материальности мира

    Христианские представления об истории представлены в сочинении Августина Аврелия … «О Граде Божьем»

    Художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности называется … искусством

    Ценности, связанные с духовной сферой жизни общества, во многом определяющие образ жизни человека, называются … идеологическими

    Ценности, содержащие в себе общественные установления, запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре, справедливости и т.д.), называются … субъектными

    Центральным понятием философии В. И. Вернадского является … ноосфера

    Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств, называется … представлением

    Э. Тоффлер разрабатывает концепцию … «электронного коттеджа»

    Экзистенциализм акцентирует внимание, прежде всего, на проблеме … существования

    Электромагнитные взаимодействия представляют собой _______ форму движения. Физическую

    Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином «__________». Эвдемонизм

    Ю. А. Лотман разработал ____________ подход к рассмотрению культуры. Семиотический

    Ядром политической сферы общества является (-ются) … государство

    Ярчайшим представителем агностицизма является … И. Кант

    Ярым противником русского революционного радикализма становится мыслитель … Ф. М. Достоевский

§ 3. Законы диалектики

Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. “Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить”, - писал в свое время Гегель.

В материалистической диалектике противоречие представляет собой динамическую систему (процесс), которая в своем развитии проходит три этапа: 1) возникновение, 2) собственно развитие, 3) разрешение.

Первый этап - возникновение противоречия. Процесс возникновения противоречия описывается с помощью категорий: тождество, различие, противоположность. С появлением противоположностей оформляется структура противоречия и завершается этап его возникновения.

Тождество - это понятие, в содержании которого запечатлены, если речь идет о разных предметах - их совпадение, равенство; если речь идет об одном предмете - его тождественность самому себе. Тождество всегда относительно. Это означает, что между предметами всегда существует разность, под которой подразумевается все, выходящее за рамки схожести предметов.

Разность предметов, рассматриваемая в динамике их отношений как изменяющаяся величина, отражается в категории “различие”. Категорией “различие” характеризуется не столько несовпадение предметов, сколько тенденция нарастания их разности в процессе развития.

При подобном понимании различий можно выделить две их группы: 1) различия еще несущественные для возникновения противоречия, (эти различия отражают начальную стадию появления тенденции к нарастанию разности предметов, ее пока ещё несущественность); 2) различия, уже существенные для появления противоречия. Данные различия отражают такую степень развития тенденции к увеличению разности предметов, что они приобретают статус противоположностей.

Противоположности - это различия между предметами, выросшие до предельных размеров в том смысле, что они оформились в определенный субстрат (сторону явления, элемент системы, часть целого), который “принуждает” своей активностью (своим существованием) предметы, находящиеся в единстве (то есть в системе), развиваться в противоположных направлениях.

Противоречие - это взаимодействие противоположностей. (Развернутое определение противоречия приведено при рассмотрении принципов диалектики).

Для иллюстрации сказанного относительно этапа возникновения противоречия рассмотрим следующий пример. Самолет как технически овеществленная человеческая мысль предназначен определенным образом преодолевать силу притяжения Земли. Но когда он находится на стоянке, потенциальность его назначения несущественна для его положения, а существенно то, что он так же, как и другие материальные объекты, находящиеся на земле, испытывает на себе господствующее действие силы притяжения Земли и в этом отношении тождествен с ними. Но в данном тождестве есть разность, которая при эксплуатации самолета может сначала перерасти в несущественное различие (прогрев двигателя), а затем и в существенное различие (когда при разбеге самолета сила тяги двигателя приводит к увеличению скорости относительно набегающего потока воздуха и к возникновению подъемной силы, противоположной по направленности силе притяжения Земли). Таким образом, возникает противоречие, которое со стороны физических сил, действующих в системе “самолёт - земля”, может быть охарактеризовано как противоречие между подъемной силой и силой притяжения Земли.

На примере, связанным летательным аппаратом в полете, рассмотрим второй этап действия противоречия - его развитие.

Для характеристики развития противоречия обычно используется два ряда понятий: 1) “единство противоположностей” и “борьба противоположностей” (данные понятия используются для раскрытия механизма развития противоречия); 2) ”гармония”, “дисгармония”, “конфликт” (эти понятия обозначают как то, в какой форме может происходить развитие противоречия, так и состояния этого развития).

Единство и борьба - это две стороны процесса взаимодействия противоположностей. Единство противоположностей может быть понято трояко. Во-первых так, что две противоположности (самолет и Земля) находятся в единой системе. Особенностью существования данной системы является то, что, будучи искусственно созданной людьми, она предполагает преобладание одной противоположности (силы тяги, поддерживающей самолет в полете) над другой (силой притяжения Земли). Это целенаправленная система, в которой экипаж посредством управления силовым противодействием осуществляет задачу безопасного полета. Во-вторых так, что единство противоположностей - это их взаимодополняемость и взаимопроникновение в функционировании системы. При полете на самолет не перестает действовать сила земного притяжения, он не выходит из-под ее влияния; каждый его элемент, экипаж, пассажиры подвержены этому воздействию внутри самолета, то есть эта сила “проникла” в самолет и действует внутри него. В-третьих, единство противоположностей может быть понято и как результат “снятия” их борьбы, происходящей в процессе развития противоречия. (С одной стороны, люди преодолели притяжение Земли, поскольку они находятся в летящем самолете, с другой, - сила земного притяжения не перестает на них действовать и при полете самолета). Борьба противоположностей - это их постоянное противодействие (в данном примере - противодействие вышеназванных сил).

Важной характеристикой развития противоречия являются состояния, в которых оно протекает. Как правило, выделяют три таких состояния - гармонию, дисгармонию, конфликт. Развитие противоречия может осуществляться как в одном из данных состояний, так и с их чередованием чаще всего либо в сторону конфликта (гармония a дисгармония a конфликт), либо в сторону гармонии (конфликт a дисгармония a гармония).

Гармония - это такое состояние развития противоречия, при котором существует (обеспечивается) порядок взаимодействия противоположностей, основанный на существенной связи между ними и позволяющий системам развиваться: а) естественным образом (естественная гармония природы); б) в соответствии с установленными закономерностями и целями (благополучный полет самолета). Гармония есть характеристика того, что система нормально функционирует и развивается в соответствии с естественным ходом вещей и/или их культурным назначением.

Дисгармония отражает наличие определенных деформаций в развитии противоречия, которые приводят к некоторым нарушениям в функционировании системы, но не затрагивают основ ее развития в соответствии с назначением. Дисгармония как состояние в развитии противоречия имеет две противоположные тенденции изменений: к уменьшению деформаций существующего порядка взаимодействия противоположностей - тогда она стремится к переходу в состояние гармонии; к увеличению данных деформаций - тогда она выступает в качестве основы коллизии в развитии системы и подготавливает конфликт.

Конфликт - это такое состояние развития противоречия, когда столкновение противоположностей достигает предела, за которым происходит разрушение существенных связей и соответственно - сокрушение системы путем отрицания, как правило, одной из противоположностей. (Конфликтное развитие противоречия в системе “самолет - Земля” может привести к катастрофе самолета, если не удается перевести конфликт в дисгармонию).

Третий этап - процесс разрешения противоречия. Он происходит путем отрицания: а) состояния, в котором оно находилось прежде (например, переход из состояния дисгармонии в состояние гармонии при сохранении противоположностей); б) одной из противоположностей; в) обеих противоположностей, их уничтожение, сопровождающееся коренным преобразованием системы (примером может служить всеобщее социальное разрушение как предполагаемый итог глобальной ядерной войны).

Такова сущность диалектического противоречия и закона единства и борьбы противоположностей.

Основываясь на содержании данного закона, можно определить ряд методологических умений, которые целесообразно сформировать у субъекта управления любым конкретным процессом развития.

• Умение осознавать противоречия в развитии соответствующей предметной области. Это умение тождественно умению видения проблем, поскольку любая проблема - это осознанное и требующее решения противоречие. Сколь многообразна область, нуждающаяся в управлении, столь она и противоречива. В связи с этим субъекту управления следует уметь выделять: а) основное противоречие, которое определяет все другие противоречия данной области; б) главные противоречия, отличающиеся от постоянно существующего в своем статусе основного противоречия тем, что выходят на первый план лишь на определенных этапах развития и требуют первоочередного решения; внутренние противоречия (между компонентами, составляющими данную область) и внешние,- вытекающие из ее отношений с внешней средой.

• Умение адекватно определять этапы развития противоречия, то есть то, в какой стадии своего существования оно находится. Здесь важно точное определение противоположностей, составляющих структуру противоречия, а также то, на каком уровне сформировалась их противоположность (на уровне противоположных потребностей, на уровне противоположности интересов, и т.д.). Это позволяет прогнозировать возможные состояния, которые будут преобладающими при развитии противоречия (гармония, дисгармония, конфликт).

• Умение определить, какая из противоположных сторон полнее выражает в тенденции своего развития существо дела, ради которого создана данная система.

• Умение разрешать противоречие, сообразуясь с этапом его развития, с состоянием, в котором оно пребывает, а главное - с целью, ради которой данная система создана.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью категорий “качество”, “количество”, “свойство”, “количественное изменение”, “качественное изменение”, “мера”, “скачок” и посредством выяснения отношений между ними.

Прежде чем ответить на вопрос, что такое качество, отметим, что, выделяя из окружающего мира какой-либо предмет, мы основываемся на знании его определенности. Каждый предмет имеет свою определенность, которая в свою очередь имеет две стороны - внешнюю и внутреннюю.

Качество - это внутренняя определенность предмета, в которой выражается его специфика, своеобразие, отличие от других предметов. Изменяя качество предмета, мы получаем другой предмет, у которого уже будет иная внутренняя определенность, иное качество. Как правило, качество представляется через свойства. Качество - это совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие (или общность) с другими предметами. В данном отношении качество предмета сближается с его сущностью, но в отличие от последней характеризует предмет с точки зрения того, что он представляет собой в отличие от других предметов, указывает на то, чем он является. В выполнении этой функции качеству “помогает” свойство.

Предмет однокачественен и многосвойственен. Предмет можно считать однокачественным, поскольку «основное его качество, связанное с сущностью, выражается совокупностью свойств, присущих предмету от возникновения до гибели» (См.: Сабуров Э.А. Взаимосвязь категорий диалектики. - М., 1987. – С. 64). Свойства, характеризующие предметы не со стороны их сущностного отличия (сходства), а со стороны общности (различия) стадий, состояний в их развитии, называются несущественными, поскольку они в процессе существования предмета могут как появляться, так и исчезать. Известно, что есть и другая точка зрения, согласно которой предмет многокачественен и многосвойственен. Как бы ни относиться к оценкам этих различных позиций, принципиально важным для анализа рассматриваемого закона является то, что в обоих случаях признается связь качества со свойством, проявление качества через свойства.

Количество , определяя степень развития свойств предмета, становится внешней, более доступной восприятию, характеристикой его качества, определенностью пространственно-временных границ предмета и возможностей его изменений.

Характеристика предмета в его качественной и количественной определенности выражается мерой. Мера определяет те количественные границы, в которых качество предмета сохраняется.

Количественные изменения предмета, то есть прибавление к нему или убавление от него вещества, энергии, информации, непрерывны до тех пор, пока они не перейдут меру предмета. Качественные изменения представляют собой коренное преобразование существенных свойств предмета. Они происходят в форме скачка. Скачок - это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству. В окружающем нас мире существуют различные скачки: скоротечные и длительные, прогрессивные и регрессивные и т.д. Скачок, о котором идет речь в данном законе, может быть и “взрывным”, и постепенным, и прогрессивным, и регрессивным. Однако при всех своих видоизменениях он обязательно должен коренным образом преобразовать существенные свойства предмета.

Итак, в процессе развития качественные изменения обусловлены количественными и наоборот. Единство количественно-качественной определенности предмета, рассматриваемого в развитии, выражает категория меры. Необходимость знания мерной определенности предмета является важнейшим методологическим требованием к управлению развитием, вытекающим из содержания данного закона. Хотя это требование было осмыслено еще в античности (в виде призывов древних мудрецов “знай меру”, “блюди меру”, “ничего сверх меры” и даже “мерного подхода” к определению человека: ”человек - мера всех вещей”), однако лишь только с открытием рассматриваемого закона мера получила осмысление в виде системного свойства развития, проявляющегося посредством взаимосвязи качества и количества.

• умение оценивать качественное состояние управляемой системы;

• умение поддерживать систему в необходимом качественном состоянии;

• умение преобразовывать систему, переводя ее в новое качество, то есть создавать новую систему.

Закон отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона - отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.

По глубине преобразования объекта выделяются два вида отрицаний: отрицание-снятие и отрицание-трансформация. Они отличаются главным образом тем, что при отрицании-снятии коренному преобразованию подвергается интегрирующая основа, благодаря которой объект существует в данном качественном состоянии. Старая основа устраняется в качестве определяющей бытие объекта, а в процессе созидания появляется новая основа. В то время как при отрицании-трансформации прежняя основа сохраняется. Примером социального отрицания-снятия является социальная революция, в ходе которой происходит существенное преобразование социально-экономического основания бытия общества и создание принципиально новой формы данного основания.

Итак, исходным условием действия данного закона является представление развития как отрицания. Давая характеристику этой стороне развития, К. Маркс писал: “Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих форм существования” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.4. - С.297.).

Однако следует иметь в виду, что действие закона отрицания отрицания обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) результат.

Устанавливаемое на основе данного закона направление развития оказывается зависимым от цикличности как способа закономерной связи в цепи отрицаний. Каждый цикл отрицаний состоит из трех стадий: 1) исходное состояние объекта; 2) его превращение в свою противоположность путем отрицания-снятия; 3) превращение этой противоположности в свою противоположность.

Исторически отрицанию-снятию может предшествовать ряд отрицаний-трансформаций, которые как бы подготавливают отрицание-снятие, но цикл развития завершается только со вторым отрицанием-снятием, то есть когда происходит отрицание отрицания.

В состоянии объекта после двух отрицаний-снятия появляются черты, которые в известной мере можно оценить как повторяющиеся, т.е. имевшиеся в исходном состоянии объекта, с которого начинался данный цикл. Так возникает определенная преемственность в развитии. (В обществе, возникшем после двух отрицаний-снятий, то есть находящемся уже на другом уровне развития, в известном смысле повторяются черты исходного состояния, и тем самым наблюдается преемственность социального развития).

Таким образом, при втором отрицании-снятии завершается цикл развития, который по форме напоминает виток спирали. Продолжение цикличного развития адекватно передается образом спирали, символизирующим в диалектике не только направление развития, но и его поступательный характер. Закон действует при поступательном развитии.

Завершая характеристику закона, еще раз отметим, что условием его действия является рассмотрение прогрессивного развития в аспекте отрицания, а признаком его действия является завершение цикла отрицания, когда обнаруживается преемственность между исходным состоянием объекта и его существованием после второго отрицания-снятия.

Современная отечественная общественная практика с особой остротой выявила проблему подготовки субъекта управления к проведению диалектического социального отрицания. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что степень диалектичности отрицания определяется: 1) наличием в отрицающем действии всех четырех процессов, имеющихся в структуре диалектического отрицания (устранение, преобразование, сохранение, создание нового); 2) правильным выбором того, что в отрицаемом объекте необходимо устранить, что преобразовать, что сохранить, что создать нового и в зависимости от этого; 3) правильным определением необходимого вида отрицания (отрицания-снятия или отрицания-трансформации); 4) своевременностью отрицающего действия; 5) соответствием характера отрицающего действия, средств, используемых в акте отрицания, природе отрицаемого объекта.