Деревня чихачева ивановская область старец иоанникий телефон. Схиархимандрит иоанникий. Поучение о любви

Свято-Никольский монастырь в селе Чихачево был основан еще в 17 веке. Это место является намоленным, возможно, поэтому, попадая сюда, чувствуешь себя словно в сказке. Последние два десятка лет в этом храме служит отец Иоанникий – добродушный старец, отличающийся статной фигурой, с большой седой бородой с окладом.

Батюшка происходит из старинного казачьего рода, основателем которого был атаман Платов – герой Отечественной войны 1812 года. Как напоминание о своем славном предке, старец Иоанникий в Чихачево в своей келье держит его портрет. Кстати, рядом расположились также портреты последнего императора российского и его супруги.

Примечательным является тот факт, что не так давно отца Иоанникия посетили казаки из Воронежа. Они просили его молиться за всех представителей казачества, поскольку знают и помнят о происхождении старца. Между прочим, воронежские казаки, считая схиархимандрита родовым казаком, вручили ему в подарок златоустовскую шашку.

Паломническая поездка в Чихачево к старцу Иоанникию

Приехав сюда, первым, что вы увидите, будет небольшая белая церковь, находящаяся поблизости от погоста. В этом храме свет горит и днем, и ночью. И так же сутки напролет звучат в его стенах слова молитвы о здравии живущих на этом свете и об упокоении души ушедших в мир иной. Традиционно верующие еженощно совершают Крестный ход вокруг церкви, освящая свой путь иконой Казанской Божьей Матери.

Паломнический визит в Свято-Никольский скит начинается тоже ночью – в 3 часа все приехавшие приходят на Божественную Литургию, включающую молебны о врачевании душ и тел. До и после службы можно подать записки о проведении сорокоуста за упокой и за здравие, вознесение Неусыпаемой Псалтыри. После панихиды звучит проповедь старца в стенах храма, и наступает время Крестного хода.

Встреча со схиархимандритом Иоанникием проходит во дворе его дома. Старец рассказывает паломникам о грехах их и путях искупления, отвечает на многочисленные вопросы и произносит общую проповедь – речь, каждое слово которой наполнено мудростью, а оттого бесценно.

После встречи со старцем паломники могут набрать святую воду из колодца, вырытого самим Преподобным Тихоном Лухским Чудотворцем.

Также поездка предполагает посещение часовни и Святого Источника в честь Иконы «Боголюбской Божией Матери» в Иваново, трапезу и омовения в мужской и женской купелях. Всем принявшим участие в паломничестве раздаются календари и акафисты во Славу Божию.

Чтобы записаться в поездку, пожалуйста, заполните форму на нашем сайте или позвоните в православную паломническую службу «Просвещение» по телефону.

Запись в поездку к старцу схиархимандриту Иоанникию

Фотографии публикуются по благословению о. Иоанникия. Фото Гучанов Игорь, паломники.

30 сентября 2016 г. Епископ Иларион совершил Божественную литургию в Никольском храме с.Чихачёво , в праздник мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии епископ Кинешемский и Палехский Иларион совершил Божественную литургию в Никольском храме с.Чихачёво.

Преосвященному епископу Илариону сослужили: благочинный г.Кинешма митрофорный протоиерей Димитрий Грудогло, настоятель храма схиархимандрит Иоанникий (Ефименко), благочинный Верхнеландеховского округа игумен Антоний (Мазурин), протоиерей Валерий Отрода, иерей Роман Посыпкин, иерей Николай Харченко, протодиакон Вячеслав Тумин, диакон Роман Вязов, иеродиакон Сергий (Варнашов). фотоальбом

За богослужением молился глава Верхнеландехского района Николай Васильевич Жуков.

В своем святительском слове по окончании богослужения владыка Иларион призвал молящихся следовать примеру стойкости в вере и жертвенному служению отроковицам-мученицам и их святой матери Софии. Затем епископ Иларион совершил молебное пение с освящением иконы образа Божией Матери "Иерусалимская" в Крестовоздвиженском кафедральном соборе п.Палех.

По материалам: Пресс-служба Кинешемской епархии

Если в чем нужду имеете – просите Господа, молитесь: «Господи, дай мне то, что на пользу». Разговаривайте с Господом, благодарите, славословьте.

Чем больше будете спрашивать, тем все у вас будет складно.

Молитесь: «Господи, дай мне то, что полезно для спасения души моей!».

«Господи, даруй мне молитву не только устами, но и сердцем».

Не знаешь как правильно поступить? – Проси Ангела-хранителя. Придет благая мысль и положит на сердце как поступить. На сердце станет легко, будет мир. Если страх и тревога – дела не предпринимай.

Начинаешь любое дело – стань на восток и помолись.

Как вымолить детей? – Покаяние, причастие, литургия и 150 «Богородиц». От усердия и покаяния будет польза.

Молитесь ночью. Когда? – Вставайте, когда Ангел-хранитель подымет от сна. Тогда в 40 раз сильнее молитва (чем днем)

Меньше старайтесь спать. Пребывайте больше в молитве. Сейчас все в спячке у телевизора и компьютера. Просите у Господа покаяния.

Все можно вымолить у Бога на литургии.

Бойтесь осудить священство. С каждого Господь спросит.

Жалейте о пройденных ошибках. Имейте твердое намерение исправиться.

Спешите на покаяние. Торопятся люди обогатить себя, но все блага отнимутся смертью. На них обращено все ваше внимание. Остановитесь, безумные! Осознайте и покайтесь в грехах своих. Пребывайте в постоянном покаянии. Жалейте о соделанных ошибках. Все оставите, а душой вступите в вечность.

День Господень – воскресенье. Причащайтесь, исправляйте себя. В этот день обязательно пойти в храм. Причащайтесь с искренней верой и не осужденной совестью. Положите начало более строгой жизни, подготовляйте себя к принятию будущих благ.

Причащаться женщинам (если очищение) на 8 день. Если больные (женские заболевания) – сказать духовнику (священнику) – как он благословит.

На войне, в других испытаниях, в критических ситуациях исповедывайтесь друг другу.

Господа ставьте впереди себя, и все у вас будет складно.

Вера, любовь, смирение – возьмите это за основу.

Будьте милосердны, даже словом, если не можете дать.

Кто первый скажет «прости», тот награды собирает.

Скрывайте свои добродетели. Будьте мудры, благоразумны. Оскорбят, унизят вас – смиритесь, отступите.

Все дела ваши, помыслы и т. д. если без любви, то все это не будет иметь значения.

Храните в домах мир. Богатейте на небе. От тления пожнете тление. Спешите делать добро!

Делайте добро на всяком месте и на всякое время. За зло воздавайте добром. Спешите делать добрые дела, покуда вы живы. Понуждай себя, как бы враг не препятствовал вам. Трудом, желанием, с Божьей помощью навыкает человек к добру, к Иисусовой молитве. Ангел-хранитель будет вас защищать на мытарствах, предъявлять ваши добрые дела. А когда очищается человек, Дух Святой вселяется в человека.

Гасите искру раздражения. Если к вам обращаются недоброжелательно, с раздражением, просите прощения и уходите.

Духи злобы не оставляют нас ни на один день. Ведется война. Попустил врагу войти в сердце – повели ему молчать, замереть. Богу поведай, что душа полна зла. Когда зло приходит – понуждай себя на шутку, веселость, и зло, словно дым, разсеется. Возненавидь врага, и он оставит тебя. Будешь языком, словами выражать злобу и она оболе тебя. Читай 150 «Богородиц». И молчи, молчи, молчи! Проси много раз прощения у обидевших тебя, и враг будет отступать.

Нам часто приходится сожалеть о необдуманно сказанном слове или деле. Все отдали бы, чтобы вернуть его, но поздно, вред нанесен. Это потому, что не поставили впереди себя Бога, не обратились к Нему, не спросили благословения, наставления и вразумления.

Все делайте ради Христа, без ропота и сомнения. С именем Господним будет все как Богу угодно. Если будете жить в Господе, будете сиять как светила.

Имейте страх Божий, в храме нельзя разговаривать. За каждое сказанное слово отчет будете держать. Шепотом – если на потребу. От того у вас скорби. На причастии, если не причащаетесь, стойте как свеча. Просите у Господа о своих нуждах, а вы шастаете. На ектениях молятся за тех, кто со страхом входит в храм Божий. Мало таких.

Имейте страх Божий. Каждый будет держать ответ. Молитесь, поститесь, кайтесь, причащайтесь. Если бы вы увидели, какие муки в аду, - спать бы не ложились и не ели. Страх и вечные муки под сознанием. Все будут в полном сознании. Тело и душа в аду.

Спешите, милые, на литургию. Не понимаете, какой драгоценностью вы обладаете. Здесь мы говорим с Господом лицом к лицу.

Не лгите, не обманывайте. Все записывается, каждое слово. Молчи, но не лги.

Удерживайте языки. Храните мир.

Если Господь захочет спасти, то и в огне сохранит.
- Никогда ничего не бойтесь. Господь сам сказал: «Не бойся, малое стадо!». Бойтесь Бога и суда Его.

Ежедневно читайте Евангелие, заставляйте себя, нудите. Злой дух отступает. Скучно, не хочется читать – читай! Незримым образом идет в нас преображение. Невидимо происходят в человеке изменения. Духом Святым просвещается все то, что нам полезно. Это труд. Навыкайте читать.

Когда с вами Господь – надейтесь на победу. Силен Господь превращать зло в добро. Будьте в Боге, и Господь будет с вами. Впереди Бога ставьте. Какое дело начинаете, в транспорт садитесь, порог работы переступили и т.д. – «Господи, благослови!».

Лукавый ослабевает причастием. Гнать его надо. Маловеры. Господь сказал – постом и молитвой.

Готовьтесь «домой». Делайте добро ради Христа, ради Господа. На суде всех увидите в Царствии Божьем, а себя изгоняемого вон.

Ждите Отца своего, грядущего на облаках со многою силою и славою. Вымаливайте себя, смиряйтесь. Призывайте святых своих, читайте тропари им.

Всегда будьте в Боге. Просите: «Укрепи нас, Господи, в вере православной». Имейте веру и не сомневайтесь. Петр усомнился, когда шел по водам и стал утопать.

Где безопасней спасаться? – На всяком месте владычества Его! Оставайтесь там, где живете и терпите.

Смиряйте души ваши. Смиренный человек всецело предает себя воле Божьей. Он надеется на Бога, а не на себя и на человека.

Держите пост в среду и пятницу. Тому, кто воздерживается и в понедельник. Ангел-хранитель сообщит час смерти, и встретишь этот час радостно, как праздник. Поститесь посильно. Когда ты грешил, врагу это нравилось, это записывалось в его хартии. А сейчас он будет делать все, чтобы сбить тебя. Будет наводить уныние, нерадение и т. д. понуждай себя, трудись. Но не думай, что я столько читаю, и то, и то. А Богу нужно только сердце сокрушенное. Стань на колени, молись с покаянием, с сокрушенным сердцем, хоть и очень мало молитв прочитал. Господь постепенно будет вразумлять и просвещать тебя. Через покаяние, если с сокрушенным сердцем и всей душой, будешь тянуться к Богу.

От московского патриарха – никуда. Еще рано в катакомбы.

Радуйтесь, что вы православные. Просите у Господа укрепления, и все приложится вам. Одна у вас вера. Славянские народы, их невозможно разсоединить. Мы переплетены: что Белая Русь, что Малая Русь, что Большая Русь, - все равно Русь. Господь сказал: «объединю их Духом Моим». Мы дальние, приехали сюда, друг друга не знаем, и мы говорим о Боге и утешаемся этим. Это называется «объединю их Духом святым, а дома их разсоединю». Будьте в Боге, будьте примером в домах.

Если спрашивают вас что-либо на духовную тему, знаете – отвечайте, сами не навязывайтесь.

Дети, слушайтесь родителей. Нужно у родителей брать благословение на любое дело. Не учитывая возраст. Во всем должно быть послушание.

Не говорите на детей плохих слов, когда бываете в гневе. Клятва матери разрушает до основания.

Наставляйте детей в Боге не словами, а делами своими. Чтобы они видели вас в святом углу утром и вечером. Если они сейчас не молятся, то когда Господь посетит их, вспомнят и то, что краем уха слышали....

Дата публикации или обновления 15.12.2017


В деревне Чихачево Верхнеландеховского района Ивановской области находится построенная в 1813 году Свято-Никольская церковь.

Территориально Никольский храм расположен в пределах Кинешемской Епархии Ивановской Митрополии.

Настоятель храма - схиархимандрит Иоанникий .


Чихачево, схиархимандрит Иоанникий , настоятель Свято-Никольского храма.

Бытует мнение, что в селе Чихачево существует Свято-Никольская обитель, или скит.

Согласно утверждениям протоиерея Андрея Ефанова, являющегося руководителем Информационного отдела Кинешемской епархии, "в Кинешемской епархии нет Никольской обители. В селе Чихачево, действительно, имеется приход при Никольском храме, настоятелем которого служит схиархимандрит Иоанникий. Вокруг этого священника организовалась община его духовных чад, также к батюшке приезжают его почитатели. Со стороны епархиального архиерея к отцу Иоанникию претензий не имеется, что же до того, ездить к нему или нет, то лучше предварительно получить благословение своего духовника и лишь тогда принимать решение о возможной поездке к этому священнику. Искать благодатных старцев в нашей епархии не стоит, что же до духовного совета, то лучший совет, по моему скромному мнению, может дать тот священник, который лично знаком с человеком и его жизнью. Обычно это духовник или же приходской священник."


В сентябре 2017 года протоиерей Андрей Ефанов, председатель ОВЦОиСМИ (Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ), руководитель пресс-службы Кинешемской епархии, следующим образом пояснил ситуацию, сложившуюся вокруг прихода Свято-Никольского храма в Чихачево :

Структура информационных ресурсов Кинешемской епархии такова, что информация о приходских храмах располагается, прежде всего, на сайтах благочиния. А на сайте Верхнеландеховского благочиния есть упоминание о Никольском храме с. Чихачево.

Почему нет исторической справки о приходе - вопрос к благочинному, а не к нам.

Что же до той ситуации, которая сложилась вокруг отца Иоанникия : в Чихачево приходской храм, а не монастырь или монашеская община. Приход окормляет прихожан с. Чихачево и близлежащих деревень. Приезжающие к отцу Иоанникию люди должны брать на этот приезд благословение своего духовника или же приходского священника.

Зная нездоровую обстановку, сложившуюся вокруг этого священника, думаю, что мало найдется пастырей, которые отправят в Чихачево своих прихожан или же духовных чад. А те, кто едут на свой страх и риск рискуют своим духовным, психическим, а порой и физическим здоровьем.

С точки зрения иерархии в православии не существует какого-то конкретного определения термина «старец». Но по своей сути под старчеством понимается особый род святости, и присущ он может быть абсолютно каждому. Старца не назначает высшее духовенство, его называет сам Господь Бог, одаряя способностью понимать волю Божью и видеть судьбы людей. Одним из главных даров является прозорливость – умение разглядеть, что происходит в душе человеческой, понять, какие битвы между тьмой и светом в ней творятся.

Посещая во время паломничества храм, православные верующие могут исповедаться у дежурного священника. А вот попасть на прием к старцу уже сложнее. Все дело в том, что прихожан много, а старец один, и, как правило, это достаточно пожилой человек, разменявший седьмой, а то и восьмой десяток лет. Потому, если вы хотите получить мудрые наставления, договариваться о встрече стоит предварительно.

Отец Иоанникий – схиархимандрит Свято-Никольского храма

Потребность получить духовное напутствие и помолиться может возникнуть у человека верующего в любой момент. Но Великий Пост – особенное время, предназначенное для покаяния и духовного очищения.

Именно поэтому в эти дни к отцу Иоанникию приезжает большое количество паломников. Батюшка с окладистой бородой, чем-то похожий на сказочного Деда Мороза, вызывает у верующих доверие, и многие почитают его за старца.

Свой род схиархимандрит ведет от казаков. Его пращуром был герой Отечественной войны 1812 года атаман Платов. Портрет своего знаменитого предка старец Иоанникий хранит у себя в келье как напоминание о собственном происхождении и славных казачьих подвигах. Кстати, батюшка, как родовой казак, получил в дар от воронежского казачества златоустовскую шашку.

Встретиться со старцем можно возле его дома, находящегося на территории Свято-Никольского скита в Ивановской области. В личной беседе отец Иоанникий ответит на вопросы прихожан и поведает о путях искупления грехов. С особым вниманием стоит выслушать проповедь схиархимандрита, посредством которой он делится с верующими своей мудростью и дает общие наставления.

На исповедь отец Иоанникий выходит с копием и рекомендует прихожанам читать ежедневно молитвы «Богородице Дево, радуйся», согласно заповедям Серафима Саровского.

Запись в поездку к старцу схиархимандриту Иоанникию

Паломничества

11 Ноября 11 Роман

Поездка к схиархимандриту Иоанникию в Чихачёво

Случайностей не бывает

В Чихачевскую обитель я попал неожиданно для себя. Случайностей не бывает - на все воля Божия! Знакомая женщина дала телефон старца Иоанникия моей жене с той целью, что бы я ему позвонил. Листочек с номером телефона я положил куда-то в шкаф.... Через 2-3 недели один знакомый алтарник из Кикнурского Благочиния повторил примерно ту же фразу: «Поезжай к старцу!» Сказал, как отрезал!

Глас народа - глас Божий

Долго я в руках мял листок бумаги с номером Чихачевского батюшки. Жена не выдержала и сказала: «Я сама позвоню!» Набирала номер трижды, на четвертый раз батюшка снял трубку.... Поговорила и засияла от счастья! Я воодушевленный примером моей второй половинки здесь же набрал заветный номер - занято. Опять занято. Я набирал номер телефона снова и снова, пока не услышал долгожданный, но неожиданно твердый, спокойный, приятный и не погодам молодой голос отца Иоанникия. «Бог тебя благословит! Как зовут?... Откуда звонишь?... Приезжай... числа. Служба у нас начинается с 3х часов (по Московскому времени - прим. РЗ). Ангела Хранителя тебе в дорогу!» Как гром среди ясного неба! Как поеду? На чем? С кем?

Господь управил! Машину дал тесть. Попутчики нашлись сами. В Чихачево они ехали уже раз десятый, и всю дорогу мы с ними проговорили о батюшке Иоанникие.

В монастырь мы приехали в половине девятого вечера. Приятно удивила отличная асфальтовая дорога, которая ведет от трассы к монастырю. Так же порадовала огромная заасфальтированная стоянка для транспорта. По нашем приезде на стоянке уже стояли несколько десятков автомобилей и три-четыре автобуса. География автомобильных регистрационных номеров была разнообразна: Москва и Московская область, Нижегородская, Кировская, Челябинская и Свердловская области, республика Башкортостан, Коми и Мари. И еще десяток номеров с незнакомыми мне регионами.

При входе на территорию монастыря огорчили таблички о запрещении фото и видеосъемки. Жаль. Но я сделал несколько снимков из-за ограды, а после приезда домой нашел несколько фотографий монастыря в Интернете.

Сразу набрали в бутылки святую воду (бочки со святой водой стоят в притворе). В 20.30 по монастырскому времени (от Московского времени минус 1 час) в трапезной начался ужин. Вечером паломников в монастыре было около пятисот человек, поэтому в трапезную заходили по очереди. Сначала мужчины (за стол справа), потом женщины (за стол слева). Ужин отличался простыми, но разнообразными блюдами: различные салаты, картофельное пюре, каши, супы. Вкусный чай с медом пьют из освободившихся тарелок. Кружки - только для святой воды, которая стоит на столах в литровых банках. Поужинали - соборная молитва о здравии схиархимандрита Иоанникия (это является нововведением в Чихачевской обители, которое братия ввела после недавней тяжелой болезни старца). После заходит в трапезную новая партия паломников.

Никольская церковь в селе Чихачево

Церковь построена на средства прихожан в 1813 г. и располагается за деревней в небольшой роще на кладбище. В 1856 г. у сооружения была расширена трапезная и добавлены два придела.

Церковь кирпичная, бесстолпная, совмещенная летняя и зимняя, одноапсидная одноглавая. Планировочная структура - четырехчастная осевая симметричная. Храм трехпрестольный: центральный - Никольский, левый - Григорьевский, правый - в честь Димитрия Солунского.

Перекрытие трапезной опирается на четыре арки. По ним идет широкий цилиндрический свод, располагающийся перпендикулярно относительно центральной оси церкви. Крайние нефы покрыты продольными цилиндрическими сводами, опирающимися на наружную стену. Сам храм покрыт высоким сомкнутым сводом, опирающимся на наружные стены.

Стены в интерьере покрыты штукатуркой, по которой нанесена масляная живопись. Снаружи они побелены по кирпичу. Кровля по деревянным стропилам, металлическая. Размер кирпича - 24х11х7 см.

Объемно-пространственная композиция церкви представляет собой две вертикали - колокольня и храм, объединенные горизонтально вытянутой трапезной. Дополнительные приделы придают вид большой устойчивости. Колокольня квадратная в плане, трехъярусная, заканчивающаяся шатриком с посаженной на барабан луковичной главкой. Рядом с церковью находится одноэтажный кирпичный дом священника с четырехскатной кровлей, покрытой железом.

Ужин закончился.

Все укладываются спать. Спят прямо в храме на полу, постилая привезенные с собой туристические коврики, пледы и одеяла. Кто приехал в первый раз, постилали на пол старую одежду, которая висит на внешней стене трапезной со стороны умывальников. В монастыре четко исполняют требования канонов Православной Церкви. В том числе: Мужчины одесную (справа), женщины ошуюю (слева); мужчины и мальчики к помазанию, причастию и ко кресту, а так же после службы под благословение к отцу Иоанникию подходят первыми, женщины и девочки - после; в трапезную, как уже говорилось выше, так же заходят сначала мужчины. Но это не дискриминация по половому признаку. Просто лишний раз напоминают женщинам, что, по слову блаженной Матроны Московской: «Жена за мужем должна быть, а не перед ним».

В общем, мужчины в храме на полу спят справа, женщины слева. Всю ночь читают неусыпаемую Псалтирь. Запись на чтение паломниками книги царя Давида производилась, видимо, накануне. Ведь некоторые паломники приехали до субботней службы за несколько дней. Почему до субботней? Каждую субботу любого поста батюшка проводит чин соборования. Поэтому и приглашает приезжать в обитель постом и именно в субботу.

Где-то минут за сорок до начала службы началось всеобщее оживление: приехали еще паломники, порядка семисот человек. Спавшие в храме начали вставать, убирать свою постель. Здесь же образовалась очередь в казну (или правильней сказать - регистратуру), что находится в храме справа. В казне можно подать заметки на проскомидию, молебен, панихиду, а так же заочную отчитку. Требы в монастыре не дешевые, на август 2011 года расценки были примерно такими: проскомидия 5 рублей имя, молебен (простой) - 100 рублей, отчитка - 10 рублей имя за один день (монахиня или послушница в регистратуре порекомендует заказать отчитку на 40 дней - непременно воспользуйтесь этим предложением, если у вас позволяют финансовые возможности). Иконы, книги и лампадное масло в храме не продают. Как и свечи. Ввиду великого множества молящегося люда (в небольшом сельском храме в тот день было около тысячи двухсот человек) подсвечников в церкви практически нет. Я их видел вечером, но перед службой их видимо убрали. Но каждый может подать на свечи в алтарь любую посильную сумму. А свечи на соборование раздают всем. И непосредственно перед соборованием. Но об этом позже.

Как батюшка прошел в храм, я не видел. Видимо тихо и незаметно. Монахиня начала читать псалмы из Утренней, а батюшка обходил храм с кадилом и громко восклицал: «С праздником!», на что собравшиеся хором отвечали: «Спаси вас Господи!». Перед отцом Иоанникием шел монах, и расчищал перед идущим священником путь. Того, кто стоял к образовавшемуся проходу поближе, батюшка благословлял, возлагая ладонь на голову со словами "исцели, Господи!". Служба началась.

Голос батюшки Иоанникия на службе я узнал не сразу. В отличие от своего обычного разговора, служебные возгласы и молитвы батюшка читает, как бы проглатывая слова. Его речь становится похожа на речь ветхозаветного гугнивого Моисея. И мне, немного разбирающемуся в Церковной Службе, понять, что читают в данный момент, было сложно. Но впечатление о службе и восприятие службы это не испортило. Утренняя прошла довольно быстро. После канона Святым (читается на Утренней во время помазания) начали читать Правило ко причастию (поэтому вычитывать Правило в монастыре с вечера не благословляют). К помазанию охранники пропускали сначала мужчин, потом женщин. Часть православных из храма вывели на улицу. Сделано это было для того, чтобы люди, стоявшие на улице, смогли подойти к помазанию. Плавно началась литургия с чтения Часов. В храме стало очень жарко и душно. Те, кто приехал не первый раз, привезли с собой раскладывающиеся стульчики. Кто-то стоял на коленях. Дети, в основном, спали на маминых руках, или на полу рядом со стеной. Вдруг раздался голос охранника: «Наклоните головы! Батюшка проводит общую исповедь!» Между словами молитвы стали слышны возгласы отца Иоанникия: «Назовите ваше имя». «Роман, Татьяна, Николая, Сергий, Ольга....» слышались хоровые ответы. Из-за многолюдства службу было слышно плохо, но она чувствовалась каждой клеткой, каждой молекулой. «Батюшка читает молитву о спасении душ убиенных во чреве детях. Женщины, делавшие аборт, и мужчины, побудившие своих женщин делать аборт, наклоните головы!» «Назовите свои имена». «Роман, Татьяна, Николая, Сергий, Ольга....» «Передайте за сугубую молитву об убиенных во чреве детях по 100 рублей в казну!» Здесь мы немного отвлечемся.

Началось причастие. Мужчины, а после и женщины, стали быстро подходить к Чаше. «Причащается раб Божий...» «Роман», - быстро произношу я, причащаюсь Святых Христовых Тайн, целую Чашу и быстро отхожу к столику, где раздают кусочки просфор и святую воду причастившимся.

Литургия заканчивается к 5 утра по местному времени. После Божественной литургии сразу Крестный ход вокруг церкви с иконой Казанской Божьей Матери, с пением тропаря, с воженными свечами...

После Крестного хода - раздают свечи, и начинается Соборование.
(Во все посты по субботам).
Монахиня читает поочередно семь Апостолов, батюшка - семь Евангелий. После каждого Евангелия слышен возглас священника: «Назовите свое имя!». «Роман, Татьяна, Николая, Сергий, Ольга....». Во время соборования я стоял на улице - в храм войти не смог. И вдруг посреди Соборования.... «Меня зовут....» раздался громкий звериный голос из притвора. Отрыжка, мат, и нечленораздельное рычание. Все люди, стоявшие вблизи рычащей женщины, начали креститься. Звуки беснования прекратились вместе с Соборованием. «Дайте дорогу!» Из храма вдоль стены вышел охранник, а вслед за ним схиархимандрит Иоанникий. Часть паломников поспешили в трапезную, а большинство - к домику старца. Батюшка поверх подрясника одел старый, поношенный пуловер, и вышел к паломникам.

Православные, приехавшие каждый со своим наболевшим, по одному подходили к батюшке и быстро излагая суть соей проблемы, получали духовное наставление и благословение от старца. Казалось бы, на одинаковые вопросы батюшка давал разные ответы. «Батюшка, внуку в садик бы пора...», - начинал вопрошать один мужчина. На этом батюшка его обрывал, говоря: «Нет. Справляйтесь собственными силами. В детский сад только в самом крайнем случае!». «Батюшка, внуку 7 лет. Отдать ли нам его в этом году в школу...», спрашивала женщина, приехавшая со мной. «У мальчика есть отец. Как он решит, так и будет». «А вот дочь моя в школе работает...» - «Пусть сменит работу на более высокооплачиваемую. Ей детей поднимать надо!» Когда очередь дошла до меня, я стоял и мямлил что-то нечленораздельное. Батюшка положил свою руку мне на голову и произнес: «И дай мне Господи то, что я сам попросить не умею!» И я уставший пошел в машину. Служба, в общей сложности, продолжалась более 5 часов.

А тем, кто все еще осуждает под благим предлогом «не сотвори себе кумира» и отца Иоанникия, и паломников, приезжающих в Чихачево, хочу процитировать слова самого отца Иоанникия: «Не меня искать надо, а Бога. Идите все в храм, молитесь, просите Господа о своём наболевшем. А ко мне потом подойдёте».