Банник - банный домовой. Мифы и страшные истории о баннике За свирепой жены банника

Банник, банная нечисть, банные лешие, банный хозяин, жихарь, шишок.
В женском обличье: байниха, банница, обдериха

Дух особый, живущий в бане, ее «хозяин». Как и домовой, привязан к конкретному месту и семье. Банник любит тепло, обитает поэтому под полком или за печью, оттуда часто слышится шум, вой, хохот и даже стоны. Как правило, невидим, но может, будто оборотень, показываться в различном обличье, к примеру, кошки, лягушки, маленькой собачки или белого зайчика, а захочет, и веником представится. Если же увидеть его в человеческом образе, то это страшный лохматый мужик, с очень длинными волосами, железными когтями.

Банный хозяин — дух недобрый, опасный. Неугодных ему запаривает, замучивает до смерти. Во многих областях и губерниях после третьего пара мыться уже не ходят, оставляют для мытья баннику вместе с водой и веником. Считается также, что нельзя мыться после захода солнца или поздно ночью. При входе в баню приговаривают: «Крещеный на полок, некрещеный с полка!»- а уходя благодарят: «Спасибо тебе, байнушко, на парной баенке». Чтобы умилостивить его, в новую баню всегда несли хлеб-соль и оставляли на полке. Коли была нужда переночевать в бане, спрашивали разрешения у банного хозяина. Если пустит, то значит, можно спать спокойно, он никому в обиду не даст, будет охранять от чужой нечисти.

Баня являлась излюбленным местом гадания. По поверью, девушки могли увидеть своего суженого, если садились перед каменкой и смотрели в зеркало. Можно было узнать и каков будет будущий муж. «…Девушки… отправляются в полночь в баню, завернув подол на голову, обнажают ягодицы, пятясь, входят в баню и приговаривают: «Мужик богатый, ударь по ж… рукой мохнатой!» Если к телу прикоснется волосатая рука, жених будет богатым, если безволосая и жесткая, он будет бедным и лютым, если мягкая, у него будет мягкий характер».

Но любое гадание почиталось делом опасным, потому что банный хозяин мог погубить неосторожного гадающего.

Сама по себе баня считается местом нечистым, человек здесь очищается, смывает не только грязь, но и болезни, грехи. На банищах поэтому никогда ничего не строили. Банник, недовольный местом, где стоит баня, может наслать на людей недуги, которые тотчас проходят, если баню перенесли в другое место. Видеть банника или слышать его всегда было к несчастью. Козни его, зачастую немотивированные, всегда злы, а любое несчастье, произошедшее с человеком в бане, считалось его проделками.

Не случайно поэтому, как бы в противовес баннику, существует вера в банную матушку (бабушку).

Это добрый дух, обитающий в бане, лечащий от всех болезней и покровительствующий слабым и больным, а также роженицам и младенцам. Роды в крестьянских семьях происходили обычно в бане, где мать с новорожденным оставалась еще некоторое время. Тут же их омывали и даже парили. Омовение сопровождалось различными магическими действиями и обращениями к доброй банной матушке, которые должны были обезопасить роженицу с ребенком от всего недоброго.

К доброму духу бани-целительницы призывали и тогда, когда надо было «смыть», излечить хвори. В крестьянском быту невозможно было найти лучшего лекарства от «болезней горячечных, простудных и воспалительных», чем баня с хорошим паром. Лечебные ее свойства известны с давних пор и до сего времени остаются весьма популярными.

»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Ба?нник -дух, живущий в бане, в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему надо оставлять в бане после мытья. Часто Банника представляют в виде маленького, но очень сильного старика с лохматым телом.

Банника винят во всех неудачах в бане. Любимое занятие Банника - обжигать людей кипятком, кидаться камнями в печи-каменке, а также стучать в стену, пугая парящихся. Чаще всего банник был невидим и обнаруживал свое присутствие шумом. Его видимые обличья были очень разнообразны. Он появлялся в виде крохотного, но очень сильного нагого старичка с радужными глазами и с длинной, покрытой плесенью бородой. Иногда он представлялся черным мохнатым человеком огромного роста с длинными волосами, с железными руками и когтями, которыми душит или «запаривает» моющихся. Иногда он был сед и мохнат, иногда — наг и покрыт грязью или листьями от веников. Голос банника был скрипучим или похожим на голос знакомых людей. По поверьям жителей некоторых районов России, банник мог превращаться в кота, собаку, лягушку, белого зайца и даже в веник или уголь. Также банник мог обернуться каким-нибудь знакомым человеком.

В самой бане банник занимал место за каменкой, а когда сердился, перебирался под полок.

По народному поверью, банников в бане могло быть и несколько, а иногда банник обитал там с женой и детьми.

Откуда брался банник в каждой конкретной бане — неизвестно, но в ночь после ее постройки он становился там полновластным хозяином. Поэтому банника заранее задабривали: когда баню заканчивали, под порог закапывали черную курицу или черного петуха. При этом курицу полагалось не резать, а задушить и не ощипывать. Также было поверье, что банник появляется в бане после того, как там побывала роженица.

Вообще, банник женщин привечал лучше, чем мужчин, особенно он не любил пьяниц.

Список нарушений, из-за которых сердится банник, достаточно велик, но и разумен. В бане нельзя было громко говорить, шуметь, стучать или смеяться. Самый строгий запрет распространялся на брань. Добрая треть наказанных пострадали из-за своего пристрастия к ругани, ведь считалось, что произнесенное в бане проклятье обязательно сбудется. Также банник не любил, когда подгоняли того, кто парится в бане, или когда приходили в баню в пьяном состоянии.Существовало не так много средств защиты от банника. Несмотря на то, что христианские обереги (крест, молитва и упоминание Господа) считаются универсальными средствами против нечистой силы, против банника они действовали недостаточно эффективно. Самым надёжным средством являлось соблюдение правил поведения в бане и возле неё. Спугнуть банника мог также голос другого человека из-под окошка. По народному убеждению, если попал под руку баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу домового: «Батюшка, выручи!»

Однако банник иногда проявлял себя не только как дух бани, но и как дух-охранитель людей — хозяев бани. Он защищает их от «чужой» нечисти. На Руси рожали исключительно в бане. Как правило, будущая мать переселялась из дома в баню не менее чем за три дня до родов. Будучи самым лютым из всей «домашней» нечисти, банник лучше всех мог защитить мать и дитя, которые в это время находились на грани двух миров. Правда, при этом женщину ни на минуту не оставляли одну, люди все таки не до конца доверяли баннику.

Считалось также, что в лечении баннику нет равных. В древности любую хворь лечили, парясь в бане, и исцеление приписывалось не целебным свойствам пара, а лекарским умениям банника.

Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли.

Банник (Баенник, Баенный, Байник, Банной, Лазник) — один из домашних духов древних славян, который, по поверьям, обитает в бане. Дух бани или хозяин бани имеет свой характер и предъявляет к людям, которые пользуются его домом, особые требования. По своему характеру банник довольно близок к другим домовым духам — , овиннику, дворовому, кикиморе и даже лешему. Так, в частности, некоторые славянские мифы говорят о том, что все эти духи ходят мыться к хозяину бани. Отсюда следует поверие, что пользоваться баней можно только в три пара. На четвёртый пар со своими друзьями-духами идёт мыться сам банник, и человек, который окажется в это время в бане, может поплатиться за свою неосторожность, в частности — «угореть», «перепариться» и так далее. Также существует поверие, что нельзя мыться в бане после захода солнца.

Вера в банников является такой же древней, что и вера в домовых. Так, например, сохранились сведения, что славяне в определённые праздники, которые посвящались поминовению предков (осенние деды, солнечные праздники и т.д.), оставляли угощение для духов своих умерших родственников не только на праздничном столе и в различных частях дома, но и в бане и даже на крыше бани. Внутри бани на ночь рассыпали золу, а на утро ходили смотреть — приходили ли духи за угощением или нет. Если духи приходили, то на золе сохранялись следы, которые напоминали птичьи.

Банник, как и все другие духи, совершенно невидим для человека, покуда он сам не захочет явиться. В бане он живёт под полком или за печкой-каменкой. Часто в бане живёт не один банник, а целая семья — банник, жена и дети. Те, кто видел банника своими глазами, утверждают, что выглядит он как голый старик с длинными растрёпанными волосами и бородой. Славянские мифы говорят о том, что хозяин бани может обернуться котом, собакой, лягушкой, белым зайцем, веником или угольком. Его жена — банница , банниха, байница, баенная матушка или обдериха. Также супругу банника часто называют Шишигой. Банница выглядит как страшная, лохматая старуха, является в голом виде. Может обернуться хорошей знакомой или родственницей, чтобы завлечь в баню и запарить до смерти.

У банника довольно крутой нрав. Если его всё устраивает, то люди-хозяева бани могут только наслаждаться, мыться и париться в своё удовольствие. Но если дух чем-либо разгневан, то может стучать, кричать, щекотать людей. Может запарить человека до потери сознания, ободрать кожу и повестить её на печку и даже кидаться камнями из каменки. Чтобы не гневить хозяина бани, нужно содержать это место в чистоте. Принято оставлять банникам воду, мыло, веник и другие необходимые вещи. Если же всё-таки люди начинают чувствовать, что в бане что-то идёт не так, стоит задобрить духа. Для этого в первую очередь необходимо прибраться, затем принести в баню кусок ржаного хлеба, который посыпан солью. Горсть соли бросить на каменку. Кроме того, стоит благодарить банника каждый раз после того, как помылись и насладились его гостеприимством.

Существуют народные представления о подарках банника. Например, у банника можно получить настоящую шапку-невидимку, но для этого нужно знать определённый день и совершить при этом особый ритуал. Также считается, что у духа бани имеется беспереводной целковый, то есть монета, которая всегда возвращается назад к человеку после того, как тот её потратил. Для того чтобы получить целковый, нужно спеленать (как ребёнка) кошку чёрного цвета и ровно в полночь бросить её в баню, при этом потребовав: «На тебе ребенка — дай мне беспереводной целковый». К баннику обращаются и с целью получить предсказание. До нашего времени сохранились упоминания гадательных обрядов, которыми увлекались девушки в праздники. Девушки приходили к бане ночью и совали в открытую дверь какую-либо часть тела. Если банник прикоснётся голой рукой — жених будет бедным, если мохнатой — богатым.

В славянской мифологии множество духов. Добрые и злые, проказливые и строгие, они сопровождали каждый шаг наших предков в этом недружелюбном мире. Если попытаться классифицировать их, то удобнее всего будет использовать принцип места. Существовали духи лесов и полей: лешие, лесавки, полевики. Водяные духи: водяной, болотник и духи человеческого жилья: домовой, овинник и, наконец, банник.

Кто такой банник?

Это существо имеет много имён. Дедушка банный, жихарь, банный апостол - это тоже всё он. Банник - это один из представителей домашней нечисти, живущий в бане и привязанный не только к месту, но и к семье, владеющей им. В отличие от проказливого, но хорошо относящегося к людям домового, банник - однозначно злой дух. Его любимое развлечение - содрать кожу с человека. Существует множество преданий о том, как дух наказывал неугодивших ему.

Существует ли банник?

Однозначного ответа на вопрос, существуют ли банники и , дать невозможно. В современную рационалистическую модель мироздания их существование не укладывается, но схожесть ритуалов, призванных задобрить банника, в разных регионах Руси и Российской империи может являться аргументом в пользу существования таких духов. Единственное, в чём расходится мнение крестьян - это облик банника.

Как выглядит банник?

Народная фантазия не дала баннику единого облика.

  1. В Калужской области его представляли уродливым гигантом, появляющимся с грязным веником под мышкой.
  2. В Олонецкой губернии считали, что он невелик ростом, всегда босой, волосы его всклокочены, а глаза горят огнём.
  3. В Новгородской губернии банник появлялся в виде чёрного человека с длинными волосами.
  4. В большинстве же мест банного апостола считали оборотнем, превращающимся как правило в кошку, собаку, белого зайца или человека.

Ещё одно категорично утверждает мифология - банник дух бани, всегда вонюч. Когда заходят в баню утром и чувствуют, что псиной пахнет - значит дедушка банный мылся ночью. Также проявляет себя этот дух воем, стуком и хохотом из-под полок. Известна история о том, как превратившийся в белую корову банник до полусмерти напугал резвившихся девок, зовущих жихаря. В тоже время в бане, стоявшей неподалёку, насмерть угорела девка.


Как вызвать банника?

В обычное время с банным дедушкой предпочитали не связываться. Рассказывают и о том, как он сковал железными кольцами пальцы девушки, неосмотрительно попросившей колечко, но в Святки банник в славянской мифологии становился духом, способным предсказывать будущее. Для этого нужно было зайти в баню ночью, лучше после полуночи, и нагнувшись, задрать подол.

  1. Если банник гладит по заду мягкой лапой - замужество будет хорошим, да и жизнь в целом удастся.
  2. Если же лапа сухая и когтистая - жить гадающему в бедности и постылом браке.

Согласно некоторым поверьям, банник появляется в бане, в которой хоть раз произошли роды, но сейчас в этом месте рожать не принято. Поэтому, если вы построили баню, и хотите, чтобы там поселился банный дедушка, самым лучшим вариантом будет заняться там любовью, чтобы выброс энергии привлёк духа. Не забывайте и о ритуалах, призванных задобрить банника.

Как задобрить банника?

Все представители нечистой силы боятся креста и молитвы, но в баню заходить с нательным крестом запрещено. Чтение молитв там тоже не одобряется, поэтому, чтобы не сердился банник мифология предлагает следующие способы подружиться с опасным духом:

  1. Банный домовой не переносит, когда кто-то моется в его время, поэтому в третий пар баню оставляли пустой. Сейчас почему-то считается, что мыться нельзя в четвёртый пар.
  2. Обязательно нужно оставлять кусок мыла, чтобы банный дедушка тоже мог помыться.
  3. Когда в новой бане моются впервые, для банника берут хлеб-соль. Оставляют их на полке.
  4. Ночевать в банях считалось делом опасным. Но если есть такая необходимость, надо вежливо попросить у него разрешения: «Хозяинушко-батюшко! Пусти ночевать!»

Как известно, пантеон богов той или иной нации представляет собой отражение ее религиозных воззрений, отношений родовых и общинных, между окружающим миром и любой отдельно взятой личностью.

Древние славяне считали себя потомками своих богов и стремились следовать их законам на протяжении всей жизни. Славянский бог и банник был не просто карающей дланью или Творцом. Это был союзник, способный помочь, указать верный путь, а также прощать.

Все славянские боги — Сварог, Перун, Ярила — принадлежали к одному «клану», и у каждого из них была своя сфера, за которую отвечал тот или иной бог. Но помимо непосредственно богов, высших существ, в старославянской картине мира присутствовали и другие персонажи, которые являлись мифическими созданиями, но при этом не были вхожи в пантеон.

Они не являли собой высшую силу, и в их «компетенцию» не входили такие масштабные вопросы, как, к примеру, природа или богатый урожай. Эти существа соседствовали рядом с человеком и оказывали влияние на его повседневную жизнь, как позитивное, так и, разумеется, негативное. О них до сих пор рассказывают сказки -это домовой, леший, водяной, кикимора и прочие узнаваемые персонажи.

Отдельного внимания среди этих существ заслуживает такой персонаж, как банник . Персонаж не столь известный, как, допустим, водяной, но тоже весьма интересный.

Как нетрудно догадаться, банник обитал в бане. Нашим предкам он представлялся в виде маленького полуголого старичка, облепленного листьями от банного веника, с длинными волосами и бородой.

По славянским поверьям, банник обычно жил за печкой и в основном занимался тем, что пугал посетителей бани и обжигал их кипятком. Считалось, что банник также был способен запарить человека до смерти, ободрать ему кожу или задушить.

Банные ритуалы

Банник никогда не пользовался особой милостью у наших предков. Издревле, несмотря на свои целебные свойства, баня считалась зловещим местом. Никто не отваживался заходить в баню после наступления темноты, и даже после Крещения Руси люди суеверные никогда не снимали в ней свои нательные крестики. При строительстве бани также нередко руководствовались суеверными соображениями — предпочитали строить ее как можно дальше от избы.

Также существовали определенные правила похода в баню. К примеру, по правилам парились сначала мужчины, потом женщины. А беременным женщинам ни в коем случае нельзя было ходить в баню без присмотра мужей.

Категорически запрещалось париться в чужом пару — каждый должен был самостоятельно растопить для себя печь. И, разумеется, чтобы не прогневать банника, в конце всех водных процедур необходимо было оставить для банника подарок (как блюдечко с молоком для домового) — маленький березовый веник и чашу с теплой водой либо кусок ржаного хлеба с солью.

Место для ворожбы

Любопытно, что главным врагом банника является как раз домовой. Считается, что если банник напал на вас, то на помощь следует звать именно его — выбежать из бани спиной вперед и закричать: «Батюшка, выручи!» При этом банник охотно дружит с другими враждебными человеку духами и часто приглашает их к себе попариться и искупаться.

Впрочем, не исключено, что образ банника просто изменился со временем в отрицательную сторону. После принятия христианства на Руси восприятие языческих божеств практически полностью изменилось. Такие персонажи, как домовой или банник, стали олицетворением демонических и враждебных сил.

За счет того что баня считалась таинственным местом, где обитают духи и банник, зачастую она использовалась для гаданий и ворожбы. Одно из самых старинных «банных» гаданий заключалось в том, что девушка должна встать в дверях бани и приподнять юбку.

Затем необходимо позвать суженого и попросить его прикоснуться к себе. Если девушка почувствует прикосновение мохнатой лапы, то считается, что ее будущий муж будет богатым, если голой руки — то бедным, если мокрой — то муж будет пьяницей, а если шершавой — то это означает, что у ее мужа будет суровый характер.

Не ходите мыться после полуночи

Разумеется, существует огромное количество преданий и страшных историй, связанных с банником, а точнее, с его правилами, которые иным несчастным довелось нарушить.

Одна из таких историй повествует о пяти девушках, которые, нарушив запрет, отправились в баню после полуночи. Одна из девушек взяла с собой свою маленькую сестренку. После купания девушки сели за стол ужинать, как вдруг кто-то постучался в дверь.

На пороге стояли пятеро красивых молодых людей, рассказавших, что они проделали огромный путь и, увидев свет в окне, решили зайти и попросить немного еды. Девушки пригласили путников за стол, чтобы разделить с ними ужин, и в это время маленькая девочка, сестра одной из девиц, уронила на пол ложку. Девочка полезла за ней под стол и увидела, что у их гостей вместо ног — коровьи копыта.

То, что девочка смогла распознать в незнакомцах нечисть, объясняется тем, что ребенок до семи лет — безгрешен и способен видеть то, что не может увидеть грешник, взрослый человек. Девочка уговорила свою старшую сестру покинуть баню и оставить незнакомцев… Утром стало понятно, что ночные гости действительно оказались чертями — баня ушла под землю, утащив с собой четырех девушек.

И несмотря на то что в этой истории в роли нечисти выступают черти, их появление обуславливается именно нарушением запрета банника — не ходить париться после наступления темноты.

Еще одна из историй связана с нарушением этого же запрета.

Жили-были две сестры со своей старой теткой. Одна из сестер ждала ребенка, и в итоге родила мальчика, но сама при этом скончалась при родах. Младшая сестра и тетка взяли ребенка под свою опеку. И вот как-то раз эти женщины с грудным младенцем решили пойти в баню, но засиделись допоздна и пошли только после полуночи.

Сестра, испытывая при этом странное беспокойство, решила закрыть дверь в баню на замок. Как только женщины разделись и принялись мыться, раздался стук в окно. Они увидели в окне большого черного кота, который, впрочем, скоро исчез из виду.

Затем послышался звук скребущихся когтей по двери, по стенам, на крыше раздался топот. Кто-то яростно стучался в стены и в окна, ломился внутрь. Эти звуки раздавались до утра, но сразу же прекратились после первых петухов.

Подождав какое-то время, женщины с ребенком на руках побежали домой. В их избе все оказалось перевернуто вверх дном. . . Спустя какое-то время женщины вернулись к бане, и увиденное поразило их: ее стены были исцарапаны, повсюду находились следы от гигантских когтей, на земле виднелись кровь и следы копыт…

А на крыше сидел тот самый черный кот и рядом банник, что заглядывал к ним в окно. Этим котом оказался банник, ожидавший той ночью гостей, — считалось, что он способен принимать вид кошки, собаки либо зайца. Но, так или иначе, он не дал тех женщин в обиду и фактически спас их от чертей, уже почуявших свою добычу.

Целебная сила

Стало быть, этот маленький дух банник не так плох и не всегда настроен агрессивно по отношению к человеку. Банник также считается прекрасным лекарем, способным ‘вылечить практически любую болезнь при помощи пара. Кроме того, баню традиционно растапливали перед различными значимыми событиями, в честь всех праздников, перед свадьбами и родами.

И разумеется, в наш век суеверия не могут быть помехой столь приятному времяпрепровождению, как поход в баню, ставший для нас синонимом отдыха и хорошего настроения. Русская баня всегда являлась местом исцеляющим, ее целебная сила хранится в ее жаре и холодной воде, а банник одухотворяет ее и на правах хозяина устанавливает в ней свои правила.

Издавна баня считалась священным местом. Древние славяне воспринимали ее как чертог между миром живых и мертвых. Такие представления подкреплялись 4 стихиями, царящими в бане: пламенным огнем в каменной печи, обилием воды, землей, на которой строение располагалось, горячим воздухом. В бане принимали роды и омывали покойников. Через это место душа приходила в мир и покидала его. В помещении бани никогда не ставили икон, поэтому здесь человек мог соприкоснуться с потусторонним миром через гадания и колдовство. Неудивительно, что к этому месту был приставлен дух банник - существо, призвание которого заключалось в охране священного чертога.

Образ банника в мифологии

Банник - это мифический злой дух, который пришел к нам из поверий восточных славян. По преданиям, это существо селится в каждой бане, чтобы держать баланс между потусторонним и миром живых. Древние славяне верили, что в банях парятся не только люди, но и разнообразная нечисть: черти, лешие, русалки. В задачу банника входит охрана порога в потустороннее и препятствование встречам людей с нечистой силой.

Банник - условно злой дух. В силу своего характера, он скорее принципиальный и вредный. Людям, которые не нарушают законы бани, он не грозит. Потусторонний надзиратель рьяно следит за порядком в бане и нещадно карает тех, кто осмелится его нарушить.

Обитает дух за печкой. Когда он сердится, то перебирается за полок и оттуда пугает посетителей бани. Существо любит попариться после посещения бани большого количества людей. Моется он грязной водой, которая стекала с потных человеческих тел.

Для изгнания духа бани под порогом закапывают удушенную черную курицу или петуха. Желательно сделать это перед Пасхой - в Чистый Четверг. Баню освящают и периодически опрыскивают святой водой. Если же встреча с духом произошла, можно призвать на помощь домового или попытаться ударить существо железной палкой.

После этого советуют, не оглядываясь, бежать до ближайшей церкви от банника. Дух бани, как и вся нечисть, не переносит железа, поэтому прикосновение этого материала ему точно придется не по вкусу.

Внешний вид

Обычно невидимый для людского ока банник легко перевоплощается в таких зверей:

  • вепрь;
  • собака;
  • кошка;
  • лягушка;
  • заяц.

Настоящий облик банника могут видеть только его нечистые друзья или избранные люди, которым он по какой-то причине пожелал явиться. Со слов очевидцев банник выглядит так:

  • голый старик неряшливого вида;
  • косматый;
  • длинные ногти;
  • заплесневевшая борода;
  • все тело покрыто седыми волосами;
  • на теле кое-где виднеются ошметки банного веника;
  • худой, но с немаленьким пивным животом;
  • щуплый и низкорослый.

Несмотря на свой рост и вес, дух очень силен, как и полагается нечисти. Иногда рядом с Банником изображают женщину. Ее называют шишига или обдериха. Хозяйка бани проживает под полком. Перед людьми она появляется в образе голой лохматой старухи или черной кошки.

Согласно преданиям, она появляется только в тех банях, в которых парилась роженица. Обдериха любит только мужчин. Особенно ей ненавистны беременные женщины и молодые матери. Таких женщин мужчины не отпускали в баню одних, чтобы обдериха не запарила их до смерти.

Особую страсть хозяйка бани питает к детям. К малышам она относится очень хорошо, никогда их не обидит, но если она заметила, что родители уделяют ребенку недостаточно внимания - может подменить дитя. Подкидыши, вначале выглядевшие точными копиями малышей, вскоре обретают уродливые черты и превращаются в старые банные веники. Так обдериха мстит нерадивым матерям.

Проделки банника и польза от него

Все неприятности, произошедшие в парилке, принято списывать на пакости банника. Но так ли это: человек поскользнулся на мокром полу - случайность или проделки духа и как далеко может зайти коварство хозяина бани. Согласно поверьям, банник может пакостить следующим образом:

  • обжигать человека кипятком, подсунув ему черпак с горячей водой;
  • бросаться камнями, угольками;
  • стучать по стенам, окнам бани;
  • запирать двери из парилки;
  • поддавать жару;
  • щекотать;
  • кричать утробным голосом.

Дух просто пугает не понравившихся ему людей, но если его обидеть, то мало никому не покажется. Он может затащить обидчика в пылающую жаром печь, задушить, ободрать кожу, запарить до смерти.

Банник может принести и пользу. Он защищает людей от нечисти, мертвецов и является прекрасным знахарем. Говорят, что лекарственные свойства бани связаны с банником.

Дух может предсказать человеку его судьбу. Особенно он популярен на Святки, когда охотно гадает девушкам на жениха. Девицы задирают юбки и становятся задом к дымнику. Если банник ущипнет за ягодицу мохнатой рукой - к богатому жениху, голой - к нищему, мокрой - к пьянице.

Опасность и способы задобрить

Дух опасен лишь тем, кто неуважительно к нему относится и не чтит порядки бани. Чтобы не попасть в немилость к баннику, следует придерживаться несложных рекомендаций.

  1. Не посещать баню после заката. В это время дух приглашает в парилку своих нечистых братьев.
  2. Не париться после большого количества людей. Этот пар предназначен для самого банника.
  3. Никогда никого не торопить в парилке.
  4. Не приходить мыться во хмелю.
  5. Не прыгать по полкам парилки.
  6. Не приходить в дни больших церковных праздников.
  7. Не париться на чужом пару.
  8. Не сорить в бане.
  9. Не пить воду, предназначенную для мытья.
  10. Приходя, здороваться, а уходя - прощаться с духом бани. Не забывать благодарить его за гостеприимство.

К вышеуказанным 10 «заповедям банника» можно добавить еще пункт о беременных женщинах. Будущим матерям в бане пребывать нежелательно. Духу также не понравится, если баню решили снести. За это он может наслать на людей страшное проклятие.

Чтобы задобрить духа, ему оставляют кусок ржаного хлеба с крупнозернистой солью. Можно еще поставить блюдце с молоком, медом, плошку свежей воды. Баннику нравится такое жертвоприношение. Особенно он радуется оставленному для него хорошему пару, свежему венику и куску душистого мыла.

Приметы и суеверия о баннике

С образом банника связано много примет. Самые распространенные из них такие:

  • на местах разобранных бань нельзя строить дома;
  • ночные путники никогда не останавливаются на ночь в бане;
  • в парилке лучше не снимать нательный крестик;
  • строить баню следует подальше от дома;
  • если прийти в парилку во время заутренней, можно снять со спящего духа шапку-невидимку, после этого необходимо стремглав мчаться в церковь, чтобы банник не успел догнать;
  • у обдерихи можно выторговать беспереводную монету: для этого необходимо подкинуть ей черную кошку, которую пеленают, как грудного ребенка - дух может принять кошку за дитя и отдать монету.

Помимо народных примет, есть масса былин о духе бани. Как-то вечером 5 девушек направились в баню, несмотря на запрет париться после заката. Одна из девиц прихватила с собой маленькую сестренку. В полночь в двери постучали, и девушки увидели на пороге 5 прекрасных юношей, которые сбились с пути.

Гостей пригласили за стол. Маленькая девочка, игравшая на полу, заметила, что вместо ступней у юношей копыта. Она уговорила сестру вернуться домой. Старшая сестра с досадой попрощалась с компанией и ушла вместе с девочкой. Утром они узнали, что баня провалилась под землю, а вместе с ней черти унесли оставшихся девиц.

В другой истории две девушки проживали с теткой. Одна из них родила малыша, но сама умерла при родах. Племянница с теткой усыновили ребенка. Однажды они решили отправиться в баню. Малыш долго резвился в воде, а родственницы не могли отказать сиротке в удовольствии.

Когда ребенок наигрался вдоволь, время уже близилось к ночи. Женщины попытались выйти, но дверь не поддалась. Тотчас начали доноситься жуткие крики, скрежет и стук. С первыми петухами кошмар закончился, и семья смогла выйти на улицу. Вокруг бани они увидели следы копыт, когтей и зубов. Так черти пытались пробраться в парилку, а любящая детей обдериха не пустила их.

Некоторые путают банника с банщиком. Банник - мифическое существо наподобие домового, которое оберегает баню. А банщик - это добрый человек, который поддает жар и выдает банные простыни.