«Бегут неверные дневные тени…» А. Блок. Стихотворение "бегут неверные дневные тени" блок александр александрович Бегут неверные дневные

«Бегут неверные дневные тени…» Александр Блок

С. Соловьеву

Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив - и ждет твоих шагов.

Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.

Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени….
Я озарен - я жду твоих шагов.

Анализ стихотворения Блока «Бегут неверные дневные тени…»

Александр Блок, бесспорно, обладал даром пророчества, поэтому многие его стихи сегодня можно рассматривать, как зарифмованные предсказания. Касались они не только различных событий, которые впоследствии произошли в России, но и затрагивали судьбы близких поэту людей. Одним из них был Сергей Соловьев, троюродный брат Александра Блока, который в юности также причислял себя к литераторам и даже успел опубликовать несколько сборников стихов, выдержанных в духе символизма. Однако Блок интуитивно чувствовал, что этому человеку уготована совсем иная судьба, и в 1902 году посвятил ему стихотворение «Бегут неверные дневные тени…», которым предопределил будущее этого человека.

Обращаясь к Соловьеву, поэт отмечает: «Озарены церковные ступени, их камень жив – и ждет твоих шагов». Эту фразу можно назвать случайной и принять за некую игру слов, своеобразный поэтический ответ, адресованный Сергею Соловьеву. Все дело в том, что этот автор целый цикл стихов посвятил религиозной тематике, хотя не считал себя особо верующим человеком. Однако Блок понимает, что в жизни не бывает ничего случайного, и поэтому предсказывает своему другу: «Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь». То есть, он связывает будущее этого человека с церковью и даже предполагает: «И, может быть, цветок весны уронишь здесь, в этой мгле, у строгих образов». Под «цветком весны» Блок предполагает жизнь Соловьева, которую тот должен посвятить служению Богу. Но определенно утверждать это автор не берется, лишь намекая на то, что религия станет для его друга близкой и понятной. Этот человек, по мнению поэта, непременно придет к вере, что изменит его жизнь. Сам же Блок, объясняя смысл данного произведения, отмечает: «Я озарен – я жду твоих шагов». Фактически автор даже не пытается скрывать, что на него снизошло некое откровение относительно судьбы Сергея Соловьева. Однако в 1902 году, когда оба молодых человека были студентами и мечтали о литературной карьере, предположить, что один из них действительно станет священником, было крайне сложно. Тем не менее, это действительно произошло, и в 1915 году Сергей Соловьев стал слушателем Московской духовной семинарии, а еще через год был рукоположен во диаконы. Однако впоследствии этот жизненный выбор привел Соловьева на тюремные нары и в психиатрическую клинику, где лучший друг Блока скончался в 1942 году.

2.«Бегут неверные дневные тени…»

С. Соловьеву

Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив - и ждет твоих шагов.

Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.

Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени…
Я озарен - я жду твоих шагов.
4 января 1902

(С. Соловьев - кузин Блока, поэт, в будущем - священник. Блок называл его - братом)

Герою романа в стихах видение огненного столпа в предыдущей главе помогло: «Я озарен».
«Церковные ступени», «холодный камень»… «…и на сем камне Я создам Церковь Мою». У каждого – свой труд, свое подвижничество: кто-то ведет «толпы», кто-то строит церковь, а кому-то просто на её ступенях – ждать твоих шагов.

Напомню: биографический исток всех последующих «храмовых стихов» – встречи в церквях Блока с Л.Д.

Из воспоминаний Л.Д.:
«В сумерки октябрьского дня я шла по Невскому к Собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой. Мы сидели в стемневшем уже соборе на каменной скамье под окном, близ моей Казанской. То, что мы тут вместе, это было больше всякого объяснения. Мне казалось, что я явно отдаю свою душу, открываю доступ к себе.
Так начались соборы, сначала Казанский, потом и Исаакиевский».

Блок. Из дневников:
«Один только раз мы ходили очень долго. - Сначала пошли в Казанский собор (там бывали и еще), а потом - по Казанской и Новому переулку - в Исаакиевский. Ветер был сильный и холодный, морозило, было солнце яркое, холодное. Собор обошли вокруг, потом вошли во внутрь... В соборе почти никого не было. Вас поразила высота, громада, торжество, сумрак. Голос понизили даже. Прошли глубже, встали у колонны, смотрели наверх, где были тонкие нитки лестничных перил. Лестница ведет в купол. Там кружилась, наверное, голова… Солнце лучилось косо. Отчего Вам тогда хотелось сумрака, пугал Вас рассеянный свет из окон? Он портил собор, портил мысли, что же еще?»

*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

Ал. Блок: «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.

Вот их краткая сводка:

I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.

V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень - 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

Данное стихотворение относится ко второй сцене ЧЕТВЁРТОГО. Всего сцен в нем – десять:

IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

Сцена 1. Моисей.

Сцена 2. Храм.

Сцена 3. Мастерская.
Сцена 4. Солнечный день.
Сцена 5. Мир у разлива рек.
Сцена 6. С Ним.
Сцена 7. Снова гадалка.
Сцена 8. Призыв к поэту.
Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
К данной сцене относиться шесть стихотворений:

2.«Бегут неверные дневные тени…» ()
Храм, у стен которого «Я озарен - я жду твоих шагов»

3.«Сгущался мрак церковного порога…» ()
Храм, как оазис для странников
4.«Высоко с темнотой сливается стена…» ()
Вставка другим почерком: в храме ждут – тебя, именно тебя.
5. «Там, в полусумраке собора…» ()
Встреча в Храме.
6. «Мы преклонились у завета…» ()
Встреча в Храме и «На праздник мой спустился Кто-то / С улыбкой ласковой Жены»
7. «Я укрыт до времени в приделе…» (

Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив — и ждет твоих шагов.

Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.

Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени….
Я озарен — я жду твоих шагов.

Еще стихотворения:

  1. Бегут, бегут, бегут колеса В тумане ночном. Давай закурим папиросу И песню начнем — Про то, как горные отроги Блестят под луной, Про то, как разные дороги Приводят к одной....
  2. Бегут туманы в розовые дыры, И золоченых статуй в них мелькает блик, Маяк давно ослеп над нашею квартирой, За бахромой ресниц — истлевшие угли. Арап! Сдавай скорее карты! Нам каждому...
  3. Сны и тени, Сновиденья, В сумрак трепетно манящие, Все ступени Усыпленья Легким роем преходящие, Не мешайте Мне спускаться К переходу сокровенному, Дайте, дайте Мне умчаться С вами к свету отдаленному....
  4. По небу синему тучки плывут, По лугу тени широко бегут; Тени ль толпой на меня налетят — Дальние горы под солнцем блестят; Солнце ль внезапно меня озарит — Тень по...
  5. Опять надвинулись томительные тени Забытых сердцем лиц и пережитых грез, Перед неведомым склоняются колени, И к невозвратному бегут потоки слез. Не об утраченных, о нет: они вернутся,- Того мгновенья жаль,...
  6. В сне земном мы тени, тени… Жизнь — игра теней, Ряд далеких отражений Вечно светлых дней. Но сливаются уж тени, Прежние черты Прежних ярких сновидений Не узнаешь ты. Серый сумрак...
  7. Пришли и стали тени ночи На страже у моих дверей! Смелей глядит мне прямо в очи Глубокий мрак ее очей; Над ухом шепчет голос нежный, И змейкой бьется мне в...
  8. Свиваются бледные тени, Видения ночи беззвездной, И молча над сумрачной бездной Качаются наши ступени. Друзья! Мы спустились до края! Стоим над разверзнутой бездной — Мы, путники ночи беззвездной, Искатели смутного...
  9. Бегут часы, недели и года, И молодость, как легкий сон, проходит. Ничтожный плод страданий и труда Усталый ум в уныние приводит: Утратами убитый человек Глядит кругом в невольном изумленье, Как...
  10. Не как пришлец на римский форум Я приходил — в страну могил, Но как в знакомый мир, с которым Одной душой когда-то жил. И, как во сне родные тени, Встречал...
  11. Ты сегодня скучаешь опять как вчера, Значит, время потеряно даром… А за окнами синие вечера Догорают осенним пожаром… От лиловой луны, от цветных фонарей По земле растекаются тени. И похожи...
  12. На палубе сырой мелькали мы, как тени. Напрягши взор, глядел смущенный капитан. И Волга, и земля исчезли в отдаленье. Над ставшим кораблем шатром стоял туман. И день прошел, и ночь....
  13. Я часто слушал утром росным, Когда долины спят во мгле, Как шумно с ветром спорят сосны На голой каменной скале. И непонятно, странно было: Здесь даже травы не растут. Откуда...
  14. Итак, товарищ вдохновенный, И ты!- а я на прах священный Слезы не пролил ни одной: С привычки к горю и страданьям Все высохли в груди больной. Но образ твой моим...
  15. Ангел бледный, синеглазый, Ты идешь во мгле аллеи. Звезд вечерние алмазы Над тобой горят светлее. Ангел бледный, озаренный Бледным светом фонаря, Ты стоишь в тени зеленой, Грезой с ночью говоря....
Вы сейчас читаете стих Бегут неверные дневные тени, поэта Блок Александр Александрович

Сергей Михайлович Соловьёв был не только троюродным братом, но и другом юности Блоку. Именно ему поэт посвятил своё стихотворение «Бегут неверные дневные тени». Друзья вместе проводили много времени, поэтому хорошо знали друг друга, но не на одном знании рождены строки – в них есть пророчество относительно судьбы Соловьёва, а оно приходит из иных сфер.

Пророческие строки

В 1902 году, когда было написано стихотворение, Блок разумом не мог и предположить, что Соловьёв свяжет свою жизнь с церковью, но пророческий дар подсказал ему это, а талан помог отразить в строках.

Озарены церковные ступени,

Эти слова обращены к Соловьёву, в них однозначно видно, что автор предсказывает ему путь священнослужителя – церковные ступени уже ждут его шагов. Сомневающийся читатель возразит, что может быть Блок пишет, что Соловьёв будет просто верующим человеком. Эти сомнения опровергают строки:

Цветок весны – это жизнь, которую брат оставит у образов, то есть, в церкви. Мгле таинства христианства необходимы такие цветы, они освещают иконы и помогают людям найти Бога. Икона без истового священника может потеряться во мраке под церковными сводами, священнослужитель же является факелом и проводником между человеком и Богом. Такого проводника и увидел Блок в друге и предсказал ему его судьбу.

Всё сбылось

Действительно, через 12 лет после написания строк Соловьёв поступил в духовную академию, которую успешно закончил в 1918 году. Дьяконом Сергей стал ещё во время обучения в 1915 году, а в 1916 году посвящён в сан священника. Кто мог это знать в начале века – только Блок.

Поэт сам признаётся в том, что эти строки пророческие:

Я озарен - я жду твоих шагов.

П. С. Как отнесся друг к стихотворению доподлинно неизвестно, скажу лишь напоследок, что кроме служения Сергей занимался преподаванием и переводами, арестован в 1931 году, а в ходе судебного процесса заболел психически. Умер в эвакуации, так и не обретя ясности ума в 1942 году. Этого Блок не предсказал, а может видел но не сказал… .

Текст

Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив - и ждет твоих шагов.

Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.

Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени...
Я озарен - я жду твоих шагов.

Аудио

Предлагаю аудио стиха в исполнении Павла Беседина.