Вернулся военный корабль с похода сообразительный. Когда корабли возвращаются в гавань. Внимание - рейдер

14 января 2018 года пресс-служба Западного военного округа, отряд боевых кораблей Балтийского флота в составе корветов «Бойкий», «Сообразительный» и танкера «Кола» зашел в военную гавань Балтийска после выполнения задач в районах Северной Атлантики, Средиземного моря и Индийского океана.

Корветы и танкер находились в походе более 90 суток, пройдя за это время более 35 тысяч морских миль. Во время похода были совершены деловые заходы в порты Лимасол (Кипр), Джибути (Республика Джибути), Тартус (САР). В море экипажи кораблей в составе ОБК выполнили комплекс учебно-боевых задач, среди которых учения по противовоздушной и противолодочной обороне, корабельные учения и тренировки, а также артиллерийские стрельбы.

Корвет «Бойкий» проекта 20380 Балтийского флота входит в Балтийск по возвращении из дальнего похода, 14.01.2018 (с) Министерство обороны России

На торжественном митинге, посвященном встрече кораблей, присутствовали представители командования Балтийского флота, администрации г. Балтийска, а также родные и близкие моряков-балтийцев.

Командующий Балтийским флотом вице-адмирал Александр Носатов от имени Военного совета Балтийского флота поздравил экипажи с успешным выполнением поставленных задач дальнего океанского плавания и пожелал военным морякам новых успехов в боевой учебе.

Отличившиеся в дальнем походе военнослужащие были награждены ценными подарками от командования флота. Ряд военнослужащих будет представлен к государственным и ведомственным наградам.

Корабли вернулись из дальнего похода технически исправными и готовыми после пополнения необходимых запасов выполнять задачи по предназначению.

Со стороны bmpd напомним, что отряд кораблей Балтийского флота в составе корветов «Бойкий» и «Сообразительный» проекта 20380 и среднего морского танкера «Кола» проекта 160 из Балтийска 14 октября 2017 года и через Гибралтарский пролив в Средиземное море 28 октября. C 7 по 9 ноября все три корабля деловой заход в Лимасол на Кипре.
«Бойкий» после этого продолжил выполнение задач в Средиземном море, в том числе с пребыванием с 11 по 23 ноября в пункте материально-технического обеспечения ВМФ России в Тартусе (Сирия). Корвет «Сообразительный» и танкер «Кола» 11 ноября через Суэцкий канал в Красное море и в дальнейшем выполняли задачи в Аденском заливе, в том числе дважды совершив заходы в Джибути. 5 декабря корвет «Сообразительный» и танкер «Кола» проследовали через Суэцкий канал обратно в Средиземное море, потом также совершив заход в Тартус. С 9 по 11 декабря все три корабля снова совершили заход в Лимасол на Кипре.

Первоначально сообщалось, что корабли должны вернуться в Балтийск 30 декабря 2017 года, но в итоге их пребывание в Средиземном море было продлено на две недели. Только 2 января 2018 года все три корабля проследовали из Средиземного моря через Гибралтарский пролив в Атлантический океан и взяли курс на возвращение на Балтику.

Это первый столь дальний поход корветов проекта 20380 и первый их поход в Средиземное море, а также первый проход корабля этого типа в Красное море и Аденский залив. До того корветы проекта 20380 Балтийского флота совершили шесть парных дальних походов (по два похода в 2013, 2016 и 2017 годах), но во всех случаях не выходили далее Бискайского залива, Северной Атлантики или побережья Ирландии.



Корветы «Бойкий» и «Сообразительный» проект а 20380 Балтийского флота в Балтийске по возвращении из дальнего похода, 14.01.2018 (с) Министерство обороны России

В воскресенье отряд боевых кораблей Балтийского флота в составе корветов «Бойкий», «Сообразительный» и танкера «Кола» зашел в гавань г. Балтийска после выполнения задач в районах Северной Атлантики, Средиземного моря и Индийского океана, сообщает Западного округа.

Корветы и танкер находились в походе более 90 суток, пройдя за это время более 35 тысяч морских миль. Во время похода были совершены деловые заходы в порты Лимассол (Кипр), Джибути (Республика Джибути), Тартус (САР). В море экипажи кораблей в составе ОБК выполнили комплекс учебно-боевых задач, среди которых учения по противовоздушной и противолодочной обороне, корабельные учения и тренировки, а также артиллерийские стрельбы,

Говорится в релизе.

Командующий Балтийским флотом Александр Носатов от имени Военного совета БФ поздравил экипажи с успешным выполнением поставленных задач дальнего океанского плавания и пожелал военным морякам новых успехов в боевой учебе.

«Отличившиеся в дальнем походе военнослужащие были награждены ценными подарками от командования флота. Ряд военнослужащих будет представлен к государственным и ведомственным наградам», – добавили в округе.

В пресс-службе отметили, что корабли вернулись технически исправными и готовыми после пополнения необходимых запасов выполнять задачи по предназначению.

Первоначально сообщалось, что корабли должны вернуться в Балтийск 30 декабря 2017 года, но в итоге их пребывание в Средиземном море было продлено на две недели. Только 2 января все три корабля проследовали из Средиземного моря через Гибралтарский пролив в Атлантический океан и взяли курс на возвращение на Балтику.

Корветы «Бойкий» и «Сообразительный», а также танкер «Кола» вернулись в военную гавань Балтийска. В рамках трёхмесячного похода отряд кораблей выполнял плановые задачи в районах Северной Атлантики, в Средиземном море и Индийском океане.

На входе в военную гавань семьи моряков встречают корабли. Корветы построены по одно проекту, отличить их можно только по названиям и серийным номерам. Первым к причалам Балтийска отправился «Сообразительный». Чтобы поприветствовать мичмана «Бойкого» Артёма Алтунина, его маме, жене и тёте предстоит ещё, как минимум, полчаса провести на морозе.

Татьяна Алтунина, житель Балтийска:

— Мы его увидим, покричим, помашем, а уже потом туда поедем, побежим, ну вот как это! Увидим его первые ну это же вообще счастье. Мы бы взяли еще его маленького сыночка, но очень холодно!

«Бойкий» последним входит в военную гавань. Здесь моряков ожидают не только родные и близкие. Их приветствуют экипажи с «Сообразительного», танкера «Кола» и пожарного буксира. Вся эта четверка вместе участвовала в походе.

Константин Морозов, корреспондент:

— Корветы Бойкий и Сообразительный спустя три месяца вернулись в родную гавань Балтийска. Военные корабли совершили впервые в своей истории дальний океанический поход. У берегов Сомали в Аденском заливе они защищали гражданские суда от пиратов.

Испытанию подвергался не только экипаж, но это весь отряд. Одна из задач, которую была поставлена командованием капитанам «Сообразительного» и «Бойкого», — проверка вооружения и военной техники в разных климатических условиях.

Андрей Кузнецов, Командир соединения надводных кораблей Балтийского флота:

— Испытывался полностью весь корабль в целом, и этот поход подтвердил, что техника, которая нам вверена в руки, она оправдывает себя.

После исполнения гимна последовала команда разойтись. Даже январский мороз не в силах охладить эмоции боевых офицеров и матросов. Мичман Артём Алтунин попадает в объятия родных.

Артём Алтунин, мичман корвета «Бойкий»:

— Радость у меня гордость – вернулся домой все живы, здоровы, и это – самое главное, сын дома ждёт.

В случае необходимости экипажи «Бойкого» и «Сообразительного» через 4 часа смогут вновь приступить к выполнению поставленной задачи.

Александр Носатов командующий Балтийским флотом:

— Растёт, мужает Балтийский флот, и походов в этом году бедует больше, чем в прошлом году. Это необходимость для того, чтобы страна жила в мире и нормально развивалась, мы должны быть боеспособны.

«Бойкий» и «Сообразительный» после пополнения запасов будут готовы к выходу в море для выполнения боевых задач.


Предлагаю вашему вниманию небольшой обзор по дальним походам нашего ВМФ в 2017 г. Как и в предыдущие годы, основными задачами нашего флота являются:

1) Участие в военной операции в Сирии

2) Обеспечение действий наших РПКСН

3) Контроль арктической зоны

4) Защита морского судоходства

5) Демонстрация флага, участие в международных мероприятиях.

Таким образом, можно выделить зону постоянного присутствия (где наш флот находится постоянно) — это восточная часть Средиземного моря, где действует наша оперативная эскадра.

Зоны регулярного присутствия (где наши корабли находятся несколько месяцев в году) — это Северная Атлантика, Арктика, Юго-Восточная Азия, Индийский океан и Красное море.

И зоны периодического присутствия, где наши корабли бывают «набегами», если есть свободный вымпел — это Карибское море и Южная Атлантика.

Это требует от нашего флота напряженной и интенсивной деятельности, а значительно «усохший» по сравнению с советским временем корабельный состав заставляет наше морское командование прилагать недюжинные усилия к тому, чтобы грамотно распределить боеспособные вымпелы по Мировому океану, поддерживать их боеготовность и оперативно маневрировать силами.

Так, основной оперативной единицей на данный момент является отряд кораблей — соединение, состоящее из 1-2 кораблей 1-2 ранга и 2-3 вспомогательных судов. Это минимальный наряд сил, способный выполнять вышеперечисленные задачи. Оперативная средиземноморская эскадра представляет собой усиленный отряд кораблей, в который помимо 1-3 кораблей 1-2 ранга входит 1-3 корабля и катера поменьше, несколько ДЭПЛ (и возможно АПЛ), а также несколько вспомогательных кораблей и БДК.

Также командование активно привлекает для решения задач в дальней морской зоне корабли прибрежного плавания и ближней морской зоны. В прошлом году это были черноморские МРК, в этом — балтийские корветы. Несмотря на несвойственные задачи, корабли успешно несли боевую службу.

Северный флот

Северный флот является самым мощным из 4, но и зона ответственности у него самая большая — это Северная Атлантика, Арктика, а также (совместно с БФ и ЧФ) Средиземное море и западная часть Индийского океана. При этом присутствие нашего флота в Арктике имеет особое значение, поскольку в отличие от других оперативных командований, основной силой в ОСК «Север» являются не сухопутные войска, а ВМФ.

Несмотря на завершение ремонта двух кораблей 1 ранга (крейсер «Маршал Устинов» и БПК «Адмирал Левченко»), Северный флот немного снизил свою активность по сравнению с прошлым годом. Или, вернее будет сказать, вернулся к привычному режиму работы — 2 дальних похода одиночных БПК + арктический поход. Несколько особняком стоит переход отряда кораблей для участия в параде — это дальний поход, но не полноценная боевая служба.

Дальний поход БПК «Североморск»".

За время дальнего похода, который начался 15 октября 2016 г. экипаж БПК «Североморск» решал задачи в Средиземном море дважды. Первый раз в акваторию Средиземного моря корабль зашел в составе корабельной авианосной группы во главе с тяжёлым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и действовал там в течение трёх месяцев.

В середине января БПК «Североморск» приступил к выполнению задач дальнего похода в сопровождении спасательно-буксирного судна «Алтай» и среднего морского танкера «Дубна». Через Суэцкий канал российские моряки совершили переход в Красное море и затем в Индийский океан.

Экипаж корабля достойно представил российский ВМФ в международном военно-морском учении «АМАН-2017», которое проходило в акватории Аравийского моря и на береговой базе ВМС Пакистана.

Затем российские моряки совершили круговой обход Африканского континента, побывав в 10 портах Африки и Азии: Салала (Оман), Карачи (Пакистан), Виктория (Сейшельские острова), Дар-эс-Салам (Танзания), Пемба (Мозамбик), Кейптаун (ЮАР), Уолфиш-Бей (Намибия), Луанда (Ангола), Малабо (Экваториальная Гвинея) и Прая (Кабо-Верде).

За время дальнего похода российские также совершали деловые заходы в порты Лимасол (Кипр), Тартус (Сирия), Лиссабон (Португалия).

6 июня корабль пришел на базу. Дальний поход БПК «Североморск» проходил под флагом начальника штаба соединения противолодочных кораблей Кольской флотилии разнородных сил СФ капитана 1 ранга Станислава Варика. За время дальнего похода большой противолодочный корабль прошел более 40 тыс. морских миль.

Участие отряда кораблей Северного флота в Главном военно-морском параде

17 июля отряд кораблей Северного флота вышел из Североморска в Баренцево море для участия в Главном военно-морском параде. В состав отряда входили крейсер «Маршал Устинов», БПК «Вице-адмирал кулаков», несколько вспомогательных судов, а также самые большие в мире боевые ударные корабли с ядерной энергетической установкой — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской».

При этом ТРПКСН пр. 941 «Дмитрий Донской» должен был принять участие в параде впервые. Да и вообще, впервые за свою службу самая большая АПЛ в мире появилась в Балтийском море. Проход кораблей через балтийские проливы представлял собою впечатляющее зрелище, а посмотреть на наших атомных гигантов пришло немало местных жителей.

Видео с youtube.com

Видео с youtube.com

31 июля корабли приняли участие в грандиозном параде, в котором они были, несомненно, главным украшением.

Видео с youtube.com

После парада отряд Северного флота направился домой. По пути от него отделился БПК «Вице-адмирал Кулаков», который направился в Красное море.

12 августа тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов» и тяжёлый атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» прибыли в главную базу Северного флота (СФ) Североморск, успешно завершив межфлотский переход после участия в Главном военно-морском параде на Кронштадском рейде. Затем «Дмитрий Донской» перешел 4 сентября в Беломорскую военно-морскую базу, завершив, таким образом, свой 3-месячный поход.

Поход БПК «Вице-адмирал Кулаков»

12 августа БПК Северного флота «Вице-адмирал Кулаков завершил проход самой узкой части Гибралтарского пролива и вошел в Средиземное море. Затем он совершил заход в порт Лимасол (Кипр), пополнил запасы и 25 августа вошёл в Красное море через Суэцкий канал. К этому моменту за время дальнего похода корабль уже оставил за кормой более 8 тыс. миль.

1 сентября по 17 октября корабль выполнял конвоирование иностранных торговых судов из Красного моря в Индийский океан и выполнял антипиратские задачи. За это время была осуществлена проводка китайского танкера «Каско джей», балкера под флагом государства Барбадос, индийского танкера.

Дважды в сентябре был осуществлен заход в порт Салала (Оман).

19--21 октября БПК Северного флота «Вице-адмирал Кулаков завершил проход Суэцкого канала и зашёл в порт Александрия (Арабская Республика Египет).

3-7 ноября корабль прошел Гибралтар и совершил деловой заход в столицу Португалии порт Лиссабон. Это четвёртый деловой заход российского корабля в порт иностранного государства с начала дальнего похода. 28 ноября корабль вернулся в главную базу Северного флота, город Североморск. Непосредственно дальний поход БПК «Вице-адмирал Кулаков» продолжался более трёх месяцев. С конца августа до середины октября экипаж БПК «Вице-адмирал Кулаков» действовал в южной части Красного моря и Аденского залива. Основной задачей корабля было обеспечение регулярного военно-морского присутствия России в регионе и безопасности гражданского мореплавания.

За время дальнего похода БПК «Вице-адмирал Кулаков» прошёл более 23 тысяч морских миль и совершил четыре деловых захода в иностранные порты: Лимасол (Кипр), Салала (Оман), Александрия (Египет) и Лиссабон (Португалия).

Арктический поход

10 августа отряд кораблей и судов обеспечения Северного флота в составе большого противолодочного корабля «Североморск», больших десантных кораблей «Кондопога», «Александр Отраковский» и «", танкера «Сергей Осипов», спасательного буксира «Памир» и киллекторного судна КИЛ-164 в соответствии с планом боевой подготовки вышел из главной базы СФ Североморска в Баренцево море и взял курс в восточные районы Арктики.

В рамках специального учения по видам обеспечения сил Военно-Морского Флота (ВМФ) России, которое стартовало на СФ 7 августа, выход отряда кораблей и судов обеспечения СФ из пунктов постоянного базирования в Баренцево море обеспечила корабельная тральная группа Кольской флотилии разнородных сил.

Тральщики «Коломна», «Ельня» и «Ядрин» также выполнили задачи по ближнему противоминному обеспечению на маршруте развертывания отряда кораблей и судов обеспечения в Баренцевом море.

13 августа отряд кораблей и судов обеспечения Северного флота во главе с большим противолодочным кораблём «Североморск» вышел из Баренцева в Карское море через пролив Карские ворота и 15 августа прибыл в самый северный порт континентальной части России — Диксон.

После этого отряд кораблей впервые зашел в порт устье Енисея — Дудинку.

Видео с youtube.com

Где состоялись крупные межвидовые учения.

Видео с youtube.com

1 сентября офицеры и мичманы БПК «Североморск» БДК «Кондопога» приняли участие в мероприятиях, посвящённых Дню знаний в образовательных учреждениях Дудинки и провели уроки мужества для таймырских школьников.

5 сентября отряд кораблей Северного флота, выполняющий задачи дальнего похода в Арктику, разделился на две группы. Первая — в составе больших десантных кораблей «Георгий Победоносец» и «Александр Отраковский» с личным составом и техникой подразделений морской пехоты и арктической бригады Северного флота и ротой воздушных десантников — вышла из Енисейского залива в Карское море и взяла курс на запад.

Вторая группа во главе с БПК «Североморск», БДК «Кондопога» с личным составом и техникой подразделений арктической бригады Северного флота, танкер «Сергей Осипов», спасательно-буксирное судно «Памир» и килектор КИЛ-164 проведут пополнение запасов и продолжили выполнять задачи по плану арктического похода.

6 сентября в губе Белушья острова Южный архипелага Новая Земля состоялась высадка морского десанта с большого десантного корабля (БДК) «Георгий Победоносец». На учение привлекалось подразделение морской пехоты Северного флота (СФ) на штатной технике.

После этого БДК вернулись в базу. «Алесандр Отраковский» — 9 сентября, а «Георгий Победоносец» — 12 сентября.

Большой противолодочный корабль «Североморск», большой десантный корабль «Кондопога» с личным составом и техникой подразделений арктической бригады Северного флота, танкер «Сергей Осипов, спасательно-буксирное судно «Памир» и килектор КИЛ-164 продолжили следовать в северо-восточном направлении в районах, близких к маршруту Северного морского пути.

На самую северную точку евразийского континента — мыс Челюскин впервые в истории был высажен морской десант. В десантной операции участвовали 2 взвода Арктической бригады и 5 многоцелевых бронированных транспортеров МТ-ЛБВ, оснащенных крупнокалиберными пулеметами «Корд», высаженных с БДК «Кондопога».

После высадки с БДК арктические мотострелки при поддержке штурмовых групп морпехов с БПК Североморск отработали тактические действия по захвату берегового плацдарма и совершили 5-километровый марш — бросок вглубь полуострова Таймыр.

10 сентября отряд боевых кораблей и вспомогательных судов Северного флота, продолжающий переход из Енисейского залива к Новосибирским островам, в Карском море встретился с атомным ледоколом «Вайгач» и 11 сентября вошел в море Лаптевых.

14-23 сентября отряд кораблей выполнял задачи в районе Новосибирских островов. В частности, большой противолодочный корабль «Североморск» и большой десантный корабль «Кондопога» обеспечили высадку морского десанта на необорудованное побережье острова Котельный. В ходе десантной операции подразделения арктической мотострелковой бригады Северного флота отработали тактику ведения боя по захвату и удержанию берегового плацдарма с боевой стрельбой из автоматического стрелкового оружия и гранатомётов.

Видео с youtube.com

28 сентября личный состав и техника арктической мотострелковой бригады Северного флота (СФ) впервые в современной российской истории совершили высадку с большого десантного корабля «Кондопога» на остров Голомянный архипелага Северная Земля.

Высадка проводилась способом на упор, в ходе которой подразделения арктической мотострелковой бригады на четырех многоцелевых бронированных транспортёрах МТ-ЛБВ, оснащённых крупнокалиберными пулемётами «Корд», отработали ряд вопросов по ведению рейдовых действий на незнакомой местности в Арктике.

4 октября большой противолодочный корабль «Североморск» вместе с большим десантным кораблём «Кондопога» и судами обеспечения прибыли в главную базу Северного флота — Североморск.

Отряд под флагом командующего Кольской флотилией разнородных сил вице-адмирала Олега Голубева прошёл в течение 55 дней более 6000 морских миль до Новосибирских островов в море Лаптевых через акватории Баренцева и Карского морей, а также по реке Енисей до порта Дудинка. Североморцы выполнили четыре морские десантные операции на необорудованном побережье. В высадке на берег Енисея в районе Дудинки было задействовано сразу три больших десантных корабля «Георгий Победоносец», «Александр Отраковский» и «Кондопога».

За время пребывания на Таймыре военнослужащие Северного флота выполнили большую культурную программу. Корабли Северного флота были открыты для посещения населением в рамках проведения военно-технического форума «Армия-2017» на Северном флоте. На их борту побывало более 10000 жителей Крайнего Севера. 160 таймырских школьников были приняты в ряды Юнармии.

Походы десантных кораблей.

5 апреля в главную базу Северного флота после успешного выполнения задач дальнего похода прибыл большой десантный корабль «Георгий Победоносец» под командованием капитана 2 ранга Андрея Жаркова.

БДК «Георгий Победоносец» вышел в дальний поход 5 мая прошлого года и в течение 2016-2017 годов выполнял задачи преимущественно в Чёрном и Средиземном морях. За этот период корабль имел порядка 4400 ходовых часов.

В общей сложности кораблём было пройдено более 45 тысяч морских миль (если перевести в километры, то получится, что североморцы 2 раза обогнули Землю по экватору). За время дальнего похода в семьях членов экипажа БДК «Георгий Победоносец» родились 2 мальчика.

13 сентября БДК «Александр Отраковский» вышел из главной базы Северного флота города Североморска в Баренцево море и взял курс в западные районы Атлантики. 21 сентября «Александр Отраковский» завершил проход пролива Ла-Манш.

Балтийский флот

Балтийский флот у нас является самым маленьким («бывший флот»), к тому же 2 из 3 кораблей дальней морской зоны находятся в долгосрочном ремонте. Данный факт заставил отправить в дальний поход в этом году пару корветов.

14 октября кораблей Балтийского флота под командованием капитана 1 ранга Андрея Кузнецова в составе корветов «Бойкий», «Сообразительный» и среднего морского танкера «Кола» сегодня покинул Военную гавань в Балтийске и взял курс в Атлантику для выполнения плановых задач дальнего похода.

18 октября отряд кораблей Балтийского флота в составе корветов «Бойкий», «Сообразительный» и танкера «Кола», выполняющий плановые задачи дальнего похода, прошёл скандинавские проливы Каттегат, 23 октября — Ла-Манш и 29 октября вошел в Средиземное море.

7-9 ноября корветы «Бойкий» и «Сообразительный», выполняющие задачи дальнего похода, совершили деловой заход в кипрский порт Лимасол. Дальше корабли разделились: корвет «Бойкий» остался выполнять задачи в восточной части Средиземного моря, а корвет «Сообразительный» 14 ноября через Суэцкий канал вошел в акваторию Красного моря, где в течение месяца осуществлял проводку гражданских судов. При этом корабль дважды заходил в порт Джибути (рядом с которым, кстати, находится китайская ВМБ).


Корвет «Cообразительный» проекта 20380 ВМФ России на рейде Лимасола (Кипр)

11 декабря отряд кораблей Балтийского флота в составе корветов «Бойкий» и «Сообразительный», выполняющий задачи дальнего похода, завершил деловой заход в кипрский порт Лимасол.

В первой же половине года балтийские корветы дважды совершали дальние походы в Северное море:

7 апреля — 1 мая отряд кораблей Балтийского флота в составе корветов «Бойкий», «Сообразительный», морского буксира МБ-123, танкера «Кола» выполнял задачи в Северной Атлантике. За время похода отряд оставил за кормой более 4 тыс. морских миль, провел десятки корабельных учений по поиску условной подводной лодки в различных районах северной Атлантики. Палубные вертолеты Ка-27 реализовали более 20 летных смен, выполняя учебно-боевые задачи.

В июне в дальнем походе находился отряд кораблей Балтийского флота в составе корветов «Бойкий» и «Стерегущий».

Кроме того, 29 января из дальнего похода вернулся БДК «Иван Шабалин» а 7 мая — отряд кораблей Балтийского флота в составе большого десантного корабля (БДК) «Королев» и танкера «Кола». Оба похода были достаточно продолжительными по времени — БДК «Королев» отправился в поход в ноябре 2016 г., а БДК «Александр Шабалин» — в июле 2016 года.

Черноморский флот

Черноморский флот является основой для формирования нашей оперативной эскадры в Средиземном море, поэтому все боеспособные корабли 1-2 ранга посменно дежурят у берегов Сирии. В прошлом году флот пополнился двумя новыми фрегатами пр. 11356, что позволяет решать задачу обеспечения действий нашей группировки в Сирии в основном своими силами, несмотря на вывод в резерв флагмана ЧФ крейсера «Москва».

В этом году в состав оперативной эскадры поочередно входили СКР «Сметливый» (с 28 октября 2016 года по 5 марта и с 23 мая по 3 июня), фрегат «Адмирал Григорович» (с 8 апреля по 12 июля, с 25 сентября по 4 октября, с 1 декабря по настоящее время), СКР «Пытливый» (с 21 июля по 3 августа и с 13 сентября по 14 ноября).

Также впервые на боевую службу вышел фрегат «Адмирал Эссен», который начал межфлотский переход с Балтики 28 апреля и нес боевую службу с 5 мая по 5 июля и с 11 июля по 22 сентября. При этом в мае, июне и сентябре 2017 года корабль выполнял пуски крылатых ракет «Калибр» по укрытиям боевиков ИГИЛ в ходе операции российских войск в Сирии.

Видео с youtube.com

Как видим, в 2017 году был только один месяц, когда в восточной части Средиземного моря не находилось ни одного нашего крупного корабля — это с 5 марта по 8 апреля. В дальнейшем у Сирии постоянно дежурило 1-3 наших фрегата/СКР (а в период с начала ноября по начало декабря — корвет БФ).

В ходе несения боевой службы наши корабли неоднократно заходили в порт Лимасол («Григорович» — 3 раза, «Эссен» — 1 раз). Сторожевой корабль «Пытливый» принял участие в первом военно-морском параде кораблей в честь Дня ВМФ России, который прошел на рейде сирийского порта Тартус. С 28 сентября по 1 октября фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович» совершал визит в порт Керкира на греческом острове Корфу.

Также в Средиземном море в этом году начали находиться практически на постоянной основе черноморские «Варшавянки».

6 мая новейшая большая дизельная подводная лодка Черноморского флота (ЧФ) «Краснодар» начала межфлотский переход с Балтийского на Черное море. Затем она до 7 августа несла боевую службу в средиземноморье. В мае и июне 2017 года лодка выполняла пуски крылатых ракет «Калибр» из подводного положения по укрытиям боевиков ИГ в ходе операции российских войск в Сирии.

Видео с youtube.com

ПЛ «Краснодар» благополучно прошла через Черноморские проливы и 9 августа прибыла в Севастополь.

28 августа две новейшие большие дизель-электрические подводные лодки Черноморского флота «Колпино» и «Великий Новгород», совершающие межфлотский переход с Балтийского моря на ЧФ, прибыли в акваторию Средиземного моря.

14 сентября находящиеся в восточной части Средиземного моря подводные лодки «Великий Новгород» и «Колпино» проекта 636.3 из подводного положения нанесли удар крылатыми ракетами «Калибр» по важным объектам террористической группировки ИГИЛ в Сирии. Целями для поражения стали пункты управления, узлы связи, а также склады вооружения и боеприпасов боевиков в подконтрольных ИГИЛ районах юго-восточнее города Дейр-эз-Зор. По объектам террористов из подводного положения выпущено 7 крылатых ракет морского базирования.

22 сентября в 10 часов 11 минут подводной лодкой Черноморского флота «Великий Новгород», действующей в составе оперативного соединения Военно-Морского Флота России в Средиземном море, из подводного положения произведены пуски крылатых ракет «Калибр» по объектам террористов в Сирии. Целями для поражения стали выявленные за последние дни опорные пункты, скопления живой силы и бронетехники, а также склады боеприпасов боевиков Джебхат-ан-Нусра в провинции Идлиб.

5 октября подлодки нанесли удар еще 10 ракетами «Калибр» по позициям боевиков ИГИЛ в районе Дейр-эз-Зор. 31 октября ДЭПЛ «Великий Новгород» нанесла залповый удар из Средиземного моря тремя крылатыми ракетами «Калибр», в результате чего были уничтожены укрепрайон со скоплением боевиков и бронетехники, а также крупный склад вооружения и боеприпасов террористов ИГИЛ в районе населенного пункта Абу-Кемаль провинции Дейр-эз-Зор. 3 ноября ДЭПЛ «Колпино» повторила удар по Абу-Кемаль 6 ракетами.

Итого за год корабли ЧФ выпустили по целям 45 ракет «Калибр».

На данный момент подводные лодки «Великий Новгород» и «Колпино» несут службу в Средиземном море.

Также в состав оперативной эскадры входили и более мелкие корабли. Это тральщики «Иван Голубец» (с сентября 2016 года до 25 января и с 4 ноября), «Ковровец» (с 25 января по 27 марта), «Валентин Пикуль» (с 27 марта по 10 августа).

11 апреля по 8 сентября в составе эскадры находился новейший противодиверсионный катер Черноморского флота «Юнармеец Крыма». Катер такого класса впервые совершил дальний поход с выходом за зону черноморских проливов, доказав свои высокие мореходные качества.

18-22 октября большой десантный корабль Черноморского флота «Азов» стоял в греческом порту Пилос, где российские моряки приняли участие в мероприятиях, посвященных 190-летию Наваринского морского сражения.

Тихоокеанский флот

Операционной зоной ТОФ является юго-восточная Азия и восточная часть Индийского океана.

25 января отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота в составе большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» и большого морского танкера «Борис Бутома» возвратился из дальнего похода в главную базу ТОФ — Владивосток.

Боевые корабли ТОФ под командованием заместителя командующего Приморской флотилии разнородных сил контр-адмирала Эдуарда Михайлова выполняли задачи дальнего похода в водах Мирового океана с 15 октября 2016 г. За это время корабли прошли свыше 17 тыс. морских миль.

Моряки-тихоокеанцы побывали с деловыми визитами в индонезийском порту Танджунгприок, где приняли участие в международной выставке вооружений «Индодефенс-2016», и в порту Саттахип Королевства Таиланд.

В середине декабря 2016 года совершили заход в порт Вишакхапатнам Республики Индия и приняли участие в военно-морском российско-индийском учении «Индра Нэви-2016» в Бенгальском заливе.

В январе 2017 г. побывали в порту Манила (Филлипины), порту Пусан Республики Корея и порту Майдзуру (Япония). По завершении визита в порт Майдзуру экипажи кораблей приняли участие в совместном российско-японском военно-морском учении.

С 01 апреля по 14 июня 2017 года в дальнем плавании находился отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота в составе гвардейского ракетного крейсера «Варяг» и танкера «Печенга». За это время кораблями пройдено свыше 11 тысяч морских миль. В ходе дальнего океанского плавания корабли совершили заходы в порты Пусан (Республика Корея), Манила (Филиппины), Камрань (Вьетнам), Саттахип (Таиланд), Чанги (Сингапур), Таджунг — Приок (Индонезия) и Гонконг (Китай). Тихоокеанцы участвовали в международном морском параде, посвящённом 50-летию ВМС Республики Сингапур и в выставке вооружения и военной техники «Имдэкс Эйша-2017» в военно-морской базе Чанги. Провели совместные учения по связи и маневрированию с кораблями ВМС Сингапура и Индонезии. Во время стоянки в порту Манила флагман Тихоокеанского флота гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил Президент Республики Филиппины Родриго Роа Дутерте.

Видео с youtube.com

2 октября отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе больших противолодочных кораблей «Адмирал Виноградов», «Адмирал Пантелеев» и большого морского танкера «Борис Бутома» под командованием заместителя командующего Приморской флотилии разнородных сил контр-адмирала Эдуарда Михайлова вышел из Владивостока для выполнения задач дальнего океанского похода.

12-17 октября в рамках реализации программы развития военного сотрудничества отряд кораблей посетил порт Муара (Бруней). После завершения визита проведено совместное учение «PASSEX», в ходе которого отрабатывались задачи по организации связи, обмену информацией и совместному маневрированию.

20-26 октября наши корабли посетили Манилу — третий раз за год. После этого БПК «Адмирал Виноградов» вернулся во Владивосток 9 ноября, завершив 40-дневный поход, а «Адмирал Пантелеев» и «Борис Бутома» продолжили боевую службу и совершили неофициальный заход в камбоджийский порт Кампонгаон.

17-21 ноября отряд кораблей ТОФ в соответствии с программой неофициального визита в Королевство Таиланд находился в порту Чук Самет (база ВМС Таиланда Саттахип).

27 «Адмирал Пантелеев» с неофициальным визитом посетил Индонезию, а 7-10 декабря — порт Тилава (Республика Союз Мьянма)

21-24 декабря отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев» и большого морского танкера «Борис Бутома» совершил неофициальный визит в Республику Сингапур.

А вот еще один сложнейший морской переход во время ВОВ.

Приказом наркома ВМФ № 00192 от 19.06.1942 г. был утвержден план перевода на Северный флот нескольких боевых кораблей из состава Тихоокеанского флота. Операция под шифром «ЭОН-18» (экспедиция особого назначения) проводилась в условиях максимальной секретности, а весь переход кораблей по трассе Северного морского пути требовалось завершить до окончания навигации.

Такие операции по скрытному переводу боевых кораблей с одного флота на другой выполнялись и раньше. Первая из них, «ЭОН-1», состоялась еще летом 1933 года, когда по Беломоро-Балтийскому каналу из Кронштадта в Мурманск были проведены эсминцы «Урицкий» и «Рыков», сторожевые корабли «Смерч» и «Ураган», подводные лодки Д-1 и Д-2. Проходили корабли ВМФ и Северным морским путем. Так, в 1936 году на Тихий океан были переведены эсминцы «Сталин» и «Войков» (операция «ЭОН-3»), а в 1940 году - подводная лодка Щ-423 («ЭОН-10»).

Теперь пришло время переводить корабли в противоположном направлении - из Тихого океана в Баренцево море.

Память об участвовавших в секретной экспедиции «ЭОН-18» кораблях хранится в виде немногочисленных уцелевших фотографий и современных макетов. На фото эсминец «Разумный».

Согласно планам «ЭОН-18», на Северный флот уходили лидер «Баку» и три эсминца: «Разумный», «Разъяренный» и «Ревностный». Главным достоинством таких кораблей всегда считался быстрый ход (до 40 узлов!) и высокая маневренность, что достигалось за счет весьма слабой броневой защиты. Их корпус выдерживал давление воды лишь в 2 т/м2, поэтому толщина обшивки в некоторых местах не превышала 10 мм. Но эсминцы никогда и не предназначались для плаваний в Арктике, где давление льда могло доходить до 10−12 т/м2. Именно поэтому в доках Владивостока все корабли «ЭОН-18» одели в специальную «ледовую шубу» из досок и деревянных брусьев 100 х 100 мм, обшитых стальными листами толщиной от 3−5 мм по бортам до 15 мм в районе форштевня. Такая «шуба» защищала эсминцы на 3 м ниже ватерлинии и на 1 м выше нее. Чтобы представить объем выполненных работ, следует отметить, что «одевать» пришлось не крохотные суденышки, а полноценные боевые корабли водоизмещением от 1700 до 2500 т и длиной корпуса от 113 до 127 м.

Все внутренние помещения эсминцев были утеплены в расчете на предстоящие морозы и серьезно укреплены дополнительными внутренними распорками из коробчатых металлических балок и бруса 250 х 250 мм. Кроме этого, многие механизмы также были специально доработаны с учетом ожидаемых низких температур и сильных вибраций корпуса из-за столкновения со льдами. Бронзовые гребные винты получили усиление в виде специальной стальной оковки, а некоторые из них просто заменили разборными стальными винтами со съемными лопастями, позволявшими выполнять их ремонт в ходе плавания. Все эти работы проводились практически круглосуточно под руководством флагманского корабельного инженера, капитана 2-го ранга А.И. Дубровина, уже имевшего опыт участия в операции «ЭОН-3». В целях соблюдения режима секретности корабли готовились к дальнему походу под легендой официального перебазирования дивизиона эсминцев на Камчатку.

Авария в тумане

15 июля корабли «ЭОН-18» снялись с якоря и вышли из залива Петра Великого в Японское море. Лидером «Баку» командовал капитан 3-го ранга Б.П. Беляев. Эсминцами - капитан 3-го ранга В.К. Никифоров («Ревностный») и капитан-лейтенанты В.В. Федоров («Разумный») и Н.И. Никольский («Разъяренный»). Начальником всей операции был назначен капитан 1-го ранга В.Н. Обухов, командовавший в 1936 году эсминцем «Сталин» при его переходе Северным морским путем в составе «ЭОН-3». Вместе с боевыми кораблями в поход отправились танкер «Лок-Батан» и транспортные суда обеспечения «Волга» и «Кузнец Лесов».

Через два дня караван миновал Татарский пролив и прибыл в бухту Де-Кастри (ныне - залив Чихачева). В то время южная часть Сахалина и все Курильские острова принадлежали Японии, поэтому для боевых кораблей СССР это был единственный возможный путь в Берингово море. Пополнив в Де-Кастри запасы мазута и воды, караван продолжил движение, но на следующий день в Амурском лимане эсминец «Ревностный» попал в аварию. Двигаясь в густом тумане, он вышел из строя каравана и столкнулся с транспортом «Терней». Весь нос эсминца оказался смят и свернут вправо примерно на 10 м по длине. Корабли «ЭОН-18» простояли на якорях до 19 июля, пока нарком ВМФ не принял решение о сокращении состава каравана.

Поврежденный «Ревностный» был отбуксирован в Советскую Гавань, где в доке искореженную носовую часть корабля отрезали и изготовили заново из трех новых секций. На десятый день после аварии эсминец уже вышел из дока, но командование решило, что «Ревностный» безнадежно отстал от каравана, поэтому он был оставлен на Тихом океане. В августе 1945 года, во время боевых действий против Японии, корабль принимал участие в высадке советских десантов на Сахалин в порт Маоку (ныне - Холмск).

А караван прошел Охотское море, миновал советские и японские минные поля и 22 июля достиг Первого Курильского пролива, по которому проходила граница между Японией и СССР. В то время здесь постоянно дежурили японские эсминцы, на виду у которых корабли и суда «ЭОН-18» и проследовали в Тихий океан. Считается, что именно после этой встречи японская разведка сообщила в Берлин о перебазировании боевых кораблей с Тихого океана в Мурманск. Вечером этого же дня советские эсминцы вошли в Авачинскую губу и стали на якорь в бухте Тарья (ныне - город Вилючинск), где еще с 1938 года была развернута база дизельных подводных лодок. Через три дня корабли пополнили запасы мазута, который подавался из береговых цистерн самотеком через шланги, проведенные по плотам на 200 м от берега. Заправившись топливом, эсминцы покинули базу и продолжили движение на север.

Утром 30 июля корабли пришли на Чукотку, преодолев почти весь путь от Камчатки до бухты Провидения в густом тумане. Здесь произошло еще одно ЧП: при подходе к пирсу «Разъяренный» зацепил грунт, повредив при этом винты и погнув оконечность правого гребного вала. Ремонтные работы проводились на плаву, заняв целую неделю, но избавиться от биения вала так и не удалось. В дальнейшем ход эсминца пришлось ограничить восемью узлами, а позднее (уже в Диксоне) правый винт с поврежденного вала был вообще снят.


Эсминец «Разумный»

Внимание - рейдер!

В бухте Провидения к каравану присоединился ледокол «Микоян». С ноября 1941 года он совершил беспримерное кругосветное плавание из Батуми через Босфор и Суэцкий канал к мысу Доброй Надежды, а затем, минуя мыс Горн, прошел через весь Тихий океан на Чукотку. Причем в Эгейском море ледокол был вынужден фактически пробиваться через зону действий ВМС и ВВС Италии и Германии.

14 августа караван эсминцев вновь вышел в море и в районе поселка Уэлен встретил первые льды. На следующий день, уже в Чукотском море, корабли вошли в лед плотностью от 7 до 9 баллов. Двигаться через такие льды эсминцы могли только при помощи ледоколов «Микоян» и «Каганович», которые одновременно с караваном «ЭОН-18» обеспечивали проводку пяти транспортных судов со стратегическими грузами. Именно Чукотское море стало самым сложным участком всего перехода. В отдельные моменты давление ледовых полей становилось критическим, при этом корабельные приборы фиксировали прогиб бортов более 100 мм.

Правда, эсминцев беспокоили не только полярные льды. Так 26 августа в адрес «ЭОН-18» поступило сообщение о появлении в Карском море германского тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». Командование ВМС приказывало срочно принять все меры к повышению боеготовности, а в случае встречи с кораблями неприятеля их требовалось атаковать и уничтожить. Любопытно, что до района действий немецкого рейдера наши корабли шли еще целый месяц, причем оказать ему хоть какое-то серьезное сопротивление три наших эсминца были просто не в состоянии. Но в последних числах августа «Адмирал Шеер» сам вернулся в Норвегию, а корабли «ЭОН-18» в это время все еще находились у берегов Чукотки.

Медленно продвигаясь в тяжелых льдах, ледоколы проводили каждый эсминец отдельно, поэтому в Чукотском море караван был вынужден временно разделиться.

По этой причине к 15 сентября «Баку» и «Разъяренный» уже пришли в бухту Тикси, а «Разумный» в это же самое время все еще шел через Восточно-Сибирское море. Лишь в Тикси корабли вновь собрались в единый отряд и в дальнейшем двигались только вместе.

К 24 сентября караван закончил преодоление наиболее сложного и опасного участка Северного морского пути и в сопровождении ледокола «Красин» прибыл в Диксон.

После тяжелого перехода эсминцы выглядели вполне удовлетворительно, хотя их корпуса и получили небольшие вмятины от сжатия во льдах. Правда, винты «Баку» и «Разъяренного» имели погнутости и трещины, при этом биение вала на «Разъяренном» вызывало очень сильную вибрацию всего корпуса. Заметно снижала скорость кораблей и «ледовая шуба». Так, максимальный ход лидера «Баку» составлял 26 узлов, «Разумного» - 18, а «Разъяренного» - всего 8 узлов по чистой воде.


Эсминец «Разумный» пробирается сквозь Чукотское море. После завершения «ЭОН-18» корабль активно участвовал в боевых походах, включая эскорт 14 арктических конвоев. Находился в строю до конца войны (с перерывом на ремонт).

Интересно, что после прибытия каравана в Диксон штаб Беломорской военной флотилии попытался использовать эсминцы «ЭОН-18» в качестве эскорта для ледоколов и транспортов, возвращавшихся из Арктики в Архангельск. Командованию ВМФ был даже направлен специальный запрос, на который тут же пришел категорический отказ.

Новые боевые корабли срочно ждали в Мурманске. 9 октября эсминцы покинули Диксон и уже на следующий день прибыли в пролив Югорский Шар. В бухте Варнека корабли пополнили запасы топлива и вечером 12 октября благополучно прошли в Баренцево море, чудом избежав гибели на немецких минах. Дело в том, что германская разведка знала о переходе советских эсминцев через пролив Югорский Шар, хотя точный график их движения противнику был неизвестен. Скрытное минирование пролива выполнила подводная лодка U-592, выставив на выходе из Югорского Шара 24 мины различных типов. Но немецкая субмарина опоздала на сутки, заминировав пролив уже после того, как караван прошел в Баренцево море. Тем не менее 14 октября на одной из этих мин все-таки подорвался транспорт «Щорс», направлявшийся через пролив к западному берегу Новой Земли.

А караван эсминцев благополучно прибыл в бухту Ваенга (ныне - город Североморск) ранним утром 14 октября. На подходе к Кольскому заливу их встретил сам командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко, вышедший в море на борту эсминца «Гремящий». Таким образом, за три месяца отряд кораблей «ЭОН-18» прошел от Владивостока до главной базы СФ почти 7360 миль за 762 ходовых часа при средней скорости около 9,6 узла. При автономности хода эсминцев около 2000 миль кораблям пришлось несколько раз пополнять запасы топлива с берега и с сопровождавшего караван танкера «Лок-Батан». Значительную часть этого долгого пути поврежденный эсминец «Разъяренный» шел на буксире лидера «Баку».

Один из памятных знаков, выпущенных к 30-летию героического перехода из Владивостока в Мурманск. Данный знак посвящен эсминцу «Разумный».

Таким образом, труднейшая операция успешно завершилась, и через два дня караван «ЭОН-18» был официально расформирован. В итоге Северный флот пополнился самыми современными кораблями, построенными на верфях Николаева и Комсомольска-на-Амуре в 1938-1941 годах.

источники