Магистрали связанные с названием смольного монастыря. Смольный собор. Желание императрицы - закон

Смольный историко-архитектурный комплекс в Санкт-Петербурге признан памятником архитектуры всемирного значения. Особое место в ансамбле занимает Смольный собор Воскресения Христова – уникальный образец русского православного зодчества, гордость города.

Найдите время посетить собор, осмотреть величественный шедевр, испытать эстетическое удовольствие от духовной красоты, ознакомиться с его нелегкой судьбой. Чем же примечателен храм?

Вехи истории монастыря и Смольного собора

Его создание начато в 1748 г. Царица Елизавета Петровна выбрала район, где в начале XVIII столетия изготовляли смолу для верфи, а позже в возведенном здесь дворце она жила в молодые годы. Строительство Воскресенского Новодевичьего монастыря поручили придворному зодчему Б.Ф. Растрелли. Закладка нового объекта проводилась с помпезным церемониалом:

  • молебен;
  • красиво оформленный помост;
  • более 100 залпов из двух десятков пушек.


Завершилось торжество праздничным угощением на 56 персон. В общем, начали по русскому обычаю, за здравие.

Работы велись по модели. Мастера сооружали ее на большом столе в том порядке, в каком должен создаваться оригинал. В замысел архитектора входило создание 5-ярусной колокольни, высота которой (140 м) превышала бы шпиль . Этот план не осуществился. Война, недостаток финансов, утрата интереса к Смольному собору, организационные сложности замедлили стройку.

Елизавета предусматривала назначение монастыря в обучении девиц богатого происхождения. Позднее Екатерина II основала здесь Общество благородных девиц и училище для девушек мещанского сословия. Воспитанницы Общества впоследствии стали обучаться в Смольном институте, великолепном здании классического стиля, построенном Д. Кваренги. Тем самым, который всякий раз, оказавшись перед собором, почтительно приподнимал шляпу и говорил, что это настоящий храм!

При Николае I в 1835 году, через 87 лет после начала, строительство собора завершил В.П. Стасов.


Собор во мраке XX столетия

Октябрьский переворот начала века открыл трагическую страницу в истории монастыря. На территории бесцеремонно хозяйничали революционеры. Участь Смольного собора при советской власти стала плачевной:

  • 20-е годы - изящное сооружение превращено в склад.
  • 1931 - собор по решению большевиков был закрыт, а церковная собственность расхищена.
  • 1972 - вынесен иконостас, оставшиеся вещи стали достоянием музеев.
  • 1990 - отделение музея истории города.
  • 1991- начал функционировать концертный зал, восстановлен Камерный хор.


Весной 2009 года в многострадальном соборе впервые за долгие годы отслужили молебен, а в апреле 2010 года начаты регулярные богослужения. Это был торжественный день с поздравлениями и подарками, выпуском памятной медали и праздничного конверта. В 2015 году храм перешел в управление РПЦ, его орган был демонтирован. Камерный хор упразднен и лишен названия. Наконец, зимой 2016 года собор поступил в безвозмездное владение Санкт-Петербургской епархии. Драматическая история получила завершение окончанием реставрации куполов, фасадов, кровли и крестов в 2016 году.

Пышный наряд храма

Непревзойденное творение Мастера относится к стилю роскошного барокко с позолотой, росписями, тонкой резьбой и обилием деталей. Ансамбль составляет единое целое в гармоничном сочетании белого и голубого цветов, символа чистоты и непорочности. Смольный собор устремлен ввысь и словно парит в облаках. Вход оформлен портиками и колоннадой, ажурный рисунок ограды выполнен по эскизам В. П. Стасова.

Главный купол окружен четырьмя церквями. Это колокольни с куполом и луковкой, несущей крест. Архитектор планировал храм с одним куполом, как в Европе. Императрица приказала построить традиционный православный пятиглавый собор.

Сейчас комплекс является культурным и общественным центром СПб. Территорию украшает сад партерного типа с клумбами, цветниками и фонтанами. Стоящий у входа в собор массивный колокол, планируется со временем поднять наверх.

Художественное убранство интерьера

Отделка помещения внутри Смольного собора осуществлялась под руководством В. П. Стасова. Он старался не нарушать первоначальные планы великого зодчего, но популярным уже стал рациональный классический стиль. Использовались только лепка, чугунное литье, изысканные капители колоннады и декор купола. Лаконичный и торжественный интерьер включает в себя:

  • обширный зал, вмещающий 6 тыс. человек;
  • иконостасы, богато декорированные под мрамор;
  • хрустальная балюстрада у алтарей;
  • помост искусной работы.


В дополнение к этому, драгоценными святынями стали две иконы художника А. Г. Венецианова на темы воскресения Христа и введения во храм. В концертном зале проходят слушания хоровой музыки.

Оставьте суету повседневности, приходите на экскурсию!

Гид излагает посетителям подробную, интересную и живую историю собора с учетом возраста и уровня аудитории. Рассказ наглядно дополнен видео. Со смотровой площадки высотой 50 м открывается панорама города и Невы, отсюда можно сделать отличные фото. Подъем на звонницу по 277 ступеням происходит в сопровождении музыки периода забытого барокко.

Храм находится на набережной Невы. Адрес:пл. Растрелли, 1, Санкт-Петербург, Россия, 191060.

Удобно добираться следующим образом:

  • от метро «Чернышевская» рейсовыми автобусами или троллейбусом 15;
  • от «Площади Восстания» автобусом 22 или троллейбусами 5, 7.

Пешком от этих станций можно дойти за 30 мин.


Режим работы собора в 2017 году: служба с 7:00 до 20:00 ежедневно, экскурсии с 10:00 до 19:00. Цена посещения 100 руб., для дошкольников бесплатно. Строгого расписания экскурсий для одиночных туристов нет, группы формируются по мере сбора.

Два часа в соборе пролетают незаметно, одухотворенные посетители уносят в сердце память о выдающемся произведении искусства.

Бело-голубой ансамбль Смольного монастыря с воздушным пятиглавым собором посередине является, возможно, самым нарядным культовым сооружением нашего города. И все же именно с ним связаны довольно мрачные городские легенды. 87 лет ушло на строительство собора, в течение последующих 87 лет в нем совершались богослужения, и еще 87 лет он стоял разоренный.

Смольный собор. © Фотобанк Лори

Намоленное место

Считается, что в древности в излучине Невы, на землях, принадлежащих Великому Новгороду, располагалось село Спас, а на месте нынешнего собора стоял храм. После основания Санкт-Петербурга здесь построили «Смольный двор» - варили корабельную смолу для Адмиралтейских верфей. Во времена Анны Иоанновны рядом был возведен Летний дворец, называвшийся также Смольным домом. Взойдя на престол, Елизавета Петровна велела заложить Воскресенский девичий монастырь, куда собиралась удалиться в старости. Строительство было поручено великому архитектору Франческо Бартоломео Растрелли, который приступил к работе в 1748 году. Однако планам императрицы не суждено было сбыться, она умерла, так и не приняв постриг. В 1760-ые годы Екатерина II учредила в бывшем монастыре (который являлся таковым до 1797 года) Смольный институт для благородных девиц, первое женское учебное заведение в России. В начале XIX века Институт был переведен в специально построенное для него здание по соседству.

Смольный монастырь. Цветная литография. Середина XIX в.

Главный храм учебных заведений

После окончания строительства, которое завершилось лишь в 1835 году,
Смольный собор стал Главным храмом учебных заведений. Вопреки изначальному плану возвести однокупольный храм, Растрелли уступил Елизавете и спроектировал пятиглавый собор, перекликающийся с Успенским собором московского Кремля. Весь ансамбль выдержан в пышном стиле елизаветинского барокко. По легенде, даже архитектор Джакомо Кваренги, поклонник строгих классических линий, и тот признавал совершенство форм Смольного собора. «Вот это храм!» - якобы восклицал он, проходя мимо. И снимал шляпу.
Здание монастыря являет собой греческий крест. Высота собора 93,7 метра.

Концертный зал. © Фотобанк Лори

Призраки Смольного монастыря

Ни один храм Петербурга не строился так долго, как Смольный собор. Он был заложен в 1735 году архитектором Б. Ф. Растрелли при Елизавете Петровне, а закончен лишь в 1835 В. П. Стасовым. Причиной такого долгостроя явилась смена власти, а также следовавшие друг за другом войны, которые требовали от государства больших финансовых затрат.
Однако петербуржцы были уверены, что на собор наложено проклятие. Рассказывали, что во время строительных работ в звоннице повесился рабочий (другие источники упоминают помощника архитектора, аптекаря, жившего по соседству, или же обманутого подрядчика). С тех пор призрак самоубийцы всячески препятствовал завершению строительства.
Смолянки, сначала расположившиеся в монастыре, а затем переехавшие в здание по соседству, утверждали, что встречали Белую Даму, прогуливавшуюся по коридорам Института или вокруг собора.
А работники учреждений, нашедших пристанище в монастыре после революции, рассказывали, что иногда поздно вечером задержавшийся сотрудник порой встречал в сводчатом коридоре неприметного человека с портфелем в руках, который, отступив в сторону, вдруг исчезал в глухой стене.

Вид со звонницы собора. © Фотобанк Лори

Невидимая колокольня

По задумке архитектора Растрелли, рядом с собором должна была возвышаться 140-метровая колокольня. Если бы проект был осуществлен, то колокольня Смольного собора стала бы самым высоким зданием в Европе XVIII века.
Однако позже Растрелли отказался от этой идеи, к тому же в связи с начавшейся Семилетней войной финансирование строительства было сильно урезано. Тем не менее, рабочие успели заложить мощный фундамент, который археологи обнаружили на глубине 4 метра.
Макет монастыря с несуществующей колокольней можно увидеть в музее Академии художеств. А горожане поговаривают, что в петербургском осеннем тумане порой можно различить черты несуществующей колокольни.

Старая открытка. © Фотобанк Лори

Современность

В 1922 году храм был закрыт и разорен. Сохранилась лишь икона Богородицы кисти А. Г. Венецианова, оригинал которой можно увидеть сегодня в Русском музее. Очередная городская легенда утверждает, что хрустальная балюстрада собора была использовала при оформлении станции метро «Автово». В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал. Первое богослужение совершилось в 2009 году, а начиная с 2011 года в храме регулярно проходят церковные службы.
Монастырь же в какой-то мере продолжает традиции, заложенные Екатериной Великой: уже в XXI веке здесь располагаются учебные заведения - факультет социологии, факультет международных отношений, факультет политологии СПбГУ.
Сегодня все желающие могут подняться на звонницу, чтобы проверить наличие того самого призрака. Или же для того, чтобы увидеть панораму, от которой захватывает дух.

Пока живо поколение, обучавшееся в советских школах, Смольный монастырь, или просто «Смольный», будет связан с В. И. Лениным. Да и спустя десятки лет в истории этого страницы, связанные с 1917-1918 годами, будут самыми яркими. А времена, последующие за этими событиями, самыми трагическими. Без них Смольный монастырь Растрелли остался бы просто одним из многих замечательных творений гениального зодчего.

Название как адрес

Сама история возникновения названия монастыря довольно интересна, как и почти каждого объекта в Санкт-Петербурге. До возникновения Северной столицы эта территория являлась пограничной зоной. В селе Спасовщина, сразу же, как только шведы возвели на противоположном берегу на этом месте был возведен форт Сабина. Адмиралтейская верфь - одна из первых построек зарождающегося города-крепости. Именно для ее нужд и построили Смоляной двор. За местом закрепилось соответствующее название. Смольный монастырь, возникший здесь позже, как и подавляющее количество объектов, в своем названии содержит адрес собственного местонахождения и... часть истории.

Желание императрицы - закон

Идея возникновения монастыря принадлежит императрице Елизавете Петровне, которая заранее побеспокоилась о своей старости. Ей хотелось тишины и покоя, а все это надежно гарантировал монастырь, настоятельницей которого царица собралась стать. Но суровый аскетизм монашеского образа жизни не входил в понятие счастливой старости, и Смольный монастырь был предусмотрен скорее как закрытое учебное заведение для девиц самого знатного происхождения. Естественно, что комфорт пребывания гарантировался любой из 120 воспитанниц. Для каждой предусматривались отдельные апартаменты со всеми необходимыми службами - эдакая отдельная комфортабельная квартирка. У настоятельницы же должен был быть отдельный дом.

Обер-архитектор Санкт-Петербурга

Выбор места - дань памяти молодым годам, проведенным в (второе название Девичий), в своеобразном заключении, по повелению Анны Иоанновны.

Франческо Растрелли, сын знаменитого Карла Растрелли, в это время занимал пост Ему поручили построить Воскресенский Новодевичий монастырь. В 1744 году гениальный архитектор разработал совершенно новый вариант ритуального объекта, который вместе с окружающими его постройками стал новым явлением в церковной архитектуре.

Оригинальный подход

Самой главной отличительной чертой стало полное отсутствие каменной ограды. Это был намек на то, что учреждение не будет закрытым монастырем, подразумевающим полное отрешение от светской жизни, а явится, скорее, высшим учебным заведением для высокородных барышень. В 1748 году был заложен первый камень. На торжественном мероприятии присутствовала сама императрица. Смольный монастырь Растрелли становится одной из важнейших строек страны.

Старина должна присутствовать

Но пожелания женщин изменчивы. А пожелания императрицы тем более. И вот уже в 1849 году начальный проект переделывается. Во-первых, снижается до весьма скромных местных размеров колокольня, задуманная Растрелли высотой в 140 метров и превышающая Петропавловскую звонницу. В новом проекте возникают черты старорусских монастырей. В частности предусматривалось наличие куполов: центрального - большого и массивного - в окружении 4 малых.

Стройка века

На новый ансамбль Смольного монастыря выделяется большое количество средств и рабочих. В 1754 году на объект прибыла Елизавета. Увиденное потрясло ее настолько, что она тут же заразилась гигантоманией и велела для своего детища отлить колокол, который затмил бы Царь-колокол - его размеры должны были составить 6,5 метров в ширину, а весил бы он 20 000 пудов. Но императрица умирает, не дожив до торжественного освящения. Смольный монастырь предан забвению.

Забытые начинания

Пять лет здесь не ведется никаких работ. Без куполов и колокольни, неоштукатуренный комплекс обрастает мрачными легендами. Войны опустошают казну, Екатерина II отстраняет Растрелли от дел. В течение десяти лет, с 1785 по 1795 годы, работы то велись, то замирали. И если бы не возникшее с приходом новой императрицы Воспитательное общество для девиц из благородных семей, которым надо было где-то жить, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге так и остался бы невостребованным - там проживали всего 20 монашек.

С приходом Павла «благородных девиц» (или, как их называли, «смолянок») выселили, поселив на освободившееся место вдов. Очевидно, бывают такие здания, где, несмотря на их красоту, никто не может нагреть себе места.

Пришел хозяин

Полностью закончилось строительство при Николае I. Оно продолжалось беспримерно долго - 87 лет. Архитектор В. П. Стасов, выиграв конкурс, три года восстанавливал и реставрировал собор, и только в 1835 году комплекс был освящен. Он стал называться Собор всех учебных заведений. Вдохновленные внешней красотой, которую являл собой Смольный монастырь (фото тому свидетель), российские мастера постарались внутреннее убранство сделать достойным творчества великого Растрелли. Зал отделан бал мрамором, хрустальная балюстрада и запрестольный образ работы А. Васнецова сделали Смольный монастырь уникальным сокровищем российской культуры. Единственное, что так и не было достроено, это колокольня, что, в принципе, уже не сказалось на внешнем облике собора. Он был прекрасен.

В наши дни все становится на свои места

Но пребывать в таком статусе монастырю до наших дней не дали революции, после которых эта жемчужина использовалась даже под склад. Бедняга закрывался, переходил из рук в руки; в 1990 году здание используют как концертно-выставочный зал.

Первый по прошествии стольких времен молебен проходит здесь только в 2009 году. С 2010-го Смольный собор используют по назначению - он открыт для богослужений. В 2011 году, почти через сто лет, в Смольном соборе были проведены Рождественские богослужения.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Воскресенский собор.

Там мир в полях и над водами,Там вихрей нет, ни шумных бурь; Меж бисерными облаками Сияет злато и лазурь. (М. В. Ломоносов)

Угловая башня монастыря

Архитектурная деятельность Ф. Б. Растрелли в основном была направлена на создание великолепных дворцовых сооружений, но и в храмовом зодчестве он оставил чрезвычайно ценное произведение - Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Этот крупнейший ансамбль и величайший шедевр зрелого, или елизаветинского, барокко явился блестящим воплощением творческих идей мастера и одним из лучших его произведений.

В середине 1740-х годов Елизавета Петровна стала задумываться о том, чтобы провести старость в монастыре в окружении ста двадцати благородных девиц. Обитель императрица решила устроить в крутой излучине Большой Невы до поворота ее к выходу в море, на месте сгоревшего в 1744 году Смольного дворца, в котором она провела детство и юность. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней, кельи, а также институт для девушек из дворянских семей.

План собора

Закладной камень Воскресенского собора Новодевичьего монастыря (Смольный - неофициальное название) был торжественно положен 30 октября 1748 года. Для проектирования и строительства обители был назначен придворный архитектор Растрелли. Но в связи с загруженностью мастера с 1749 года работами стал руководить его помощник X. Кнобель.

Однако спустя три года после окончания работ Елизавета Петровна приказала полностью переделать проект. Она потребовала, чтобы монастырский собор был построен не по «римскому маниру», как первоначально у Растрелли, а пятиглавым, по образцу Успенского собора в Кремле. Зодчий представил свою версию традиционного в древнерусских храмах пяти-главия, переведя этот образ на язык зрелого барокко. Также и монастырскую колокольню императрица хотела видеть «такую как здесь [в Московском Кремле] Ивановская большая колокольня». На основе нового проекта, в котором вертикальной доминантой ансамбля являлась звонница, была исполнена знаменитая модель монастыря, сохранившаяся до нашего времени в Санкт-Петербургской академии художеств.

Растрелли представлял Смольный как своеобразный столичный «монастырь-дворец» и традиционной схеме монастырского ансамбля придал новую, соответствовавшую требованиям времени художественную трактовку.

Барабан - цилиндрический или многогранный объем, служащий завершением купольной части храма и основанием для глав. Барабан, как правило, прорезан вытянутыми окнами, а снаружи может быть оформлен аркатурным или аркатурно-пилястровым поясом (то есть поясом из арок на тонких колоннах) и другим архитектурным декором.

Раскрепованные карнизы - форма декоративного карниза с уступами, вынесенными вперед или, наоборот, утопленными.

Фрагмент фасада

Каре - построение архитектурных объемов, в плане образующих форму четырехугольника.

Аркада - ряд одинаковых по форме и величине арок, которые опираются на столбы или колонны и образуют галерею.

Уже в 1749 году приступили к постройке келий, заложенных одновременно с храмом, а в мае 1751 года - к возведению стен собора по новому проекту.

Растрелли задумал свой проект со свойственным ему широким композиционным размахом и живописнопластическим богатством архитектурных форм. Наиболее крупные храмовые сооружения этого времени возводились с той же роскошью, что и дворцы. Национальные мотивы сказывались здесь в возврате к богатой форме русского пятиглавия и в строительстве монументальных многоярусных колоколен.

Нарастание масс идет ввысь постепенно: более тяжелые объемы сменяются более легкими, простые архитектурные формы - изысканными и сложными. Здание венчает барабан центрального купола, к нему с четырех сторон примыкают двухъярусные башни-звонницы, завершенные луковичными главками. Раст релли, учитывая отсутствие в ансамбле колокольни и то главенствующее значение, которое приобрел собор, сблизил боковые главы с центральной, создав в целом монументальную композицию венчающего собор пятиглавия.

Архитектуру храма отличают сложное решение фасадов, обилие декоративной скульптуры и лепки,обработка выступающих углов пучками колонн, членение стен раскрепованными карнизами, разнообразные формы окон и люкарн, богато орнаментированные наличниками, и сложной формы фронтоны над входами - типичные элементы для барокко XVIII века. Изысканность и пышность архитектурной декорации сочетаются с подлинной монументальностью, достигнутой благодаря умело найденному масштабу сооружения и совершенству его пропорций. Звучным сочетанием лазури стен, белизны колонн и деталей подчеркнуто праздничное великолепие здания, щедрое многообразие его форм. Внутреннее пространство храма, не завершенное Растрелли, осталось лаконичным. Его отделку осуществил архитектор В. П. Стасов в 1832-1835 годах.

Храм окружен крестообразным в плане каре монастырских корпусов, включающих кельи, трапезную и другие помещения и являющихся неотъемлемой частью архитектурного ансамбля. Четыре башни-церкви отмечают внутренние углы каре. Главные фасады корпусов, обращенные во двор, решены в виде двухъярусных аркад. Большую роль в оформлении фасадов играют сдвоенные полуколонны, создающие богатую игру светотени, а также лепные и литые из чугуна скульптурные декоративные украшения.

Макет монастыря, выполненный Растрелли

Смольный монастырь

Монастырские корпуса.

Значившаяся в первоначальном проекте 9-ярусная 140-метровая колокольня Смольного монастыря на 18 метров превзошла бы высоту шпиля Петропавловского собора и могла бы стать в то время самым высоким зданием в Европе.

Комплекс монастырских зданий отличается законченностью общего композиционного замысла, выразительностью внешнего облика и оформления интерьеров. Богатство форм и деталей, игра света и тени определяют общий характер нарядных и жизнерадостных помещений. Огромную художественную ценность представляет сохранившееся лепное убранство стен и сводов угловых церквей-башен. В интерьерах присутствуют две разновидности лепного декора: плоскостной - тонкий и изящный, незначительно выступающий на поверхности сводов и стен, и объемная лепнина с сильным рельефом. Последний вид не характерен для убранства творений первого периода творчества зодчего, но типичен для архитектуры зрелого барокко.

В ансамбле монастыря, задуманном Растрелли с исключительным размахом, получили развитие традиционные мотивы русского зодчества и новаторские приемы, разработанные в дворцовой архитектуре XVIII века. По совершенству отдельных частей и ансамбля в целом, по живописности и выразительности композиции Смольный является одной из вершин мирового зодчества.

Большой Екатерининский дворец, павильоны «Грот» и «Эрмитаж» в Царском Селе

На декоративную отделку Большого зала Екатерининского дворца, площадь которого составляла 807 м, ушло 7 килограммов чистого золота.

Циркумференция - постройка, чаще всего колоннада, располагающаяся в плане по кругу или полукругу.

Дворцовый парк

Проекты Растрелли, относящиеся к 1730-м годам, в значительной степени еще близки к стилю петровского времени. Они еще не поражают той роскошью и помпезностью, которыми отмечены его наиболее прославленные творения, такие как Большой Екатерининский дворец в Царском Селе - один из шедевров архитектуры русского барокко середины XVIII столетия. Он расположен на гребне возвышенности, по склону которой раскинулся обширный Екатерининский парк. Здание очень длинное, а его поперечная ось совпадает с осями центральных аллей старого и нового регулярных садов - старейшей части Екатерининского и Александровского парков.

История Большого дворца восходит к петровским временам, в его возведении принимали участие многие зодчие. Небольшие двухэтажные каменные палаты Екатерины I, именем которой дворец был назван позднее, построены в 1717-1723 годах под руководством архитекторов И. Ф. Браунштейна и И. Я. Ферстера.

Вступившая на престол в 1742 году Елизавета Петровна решила превратить Царское Село в свою парадную загородную резиденцию и начала переделку и расширение палат. С 1743 по 1744 год архитектор М. Г. Земцов (а после его кончины - помощник мастера А. В. Квасов) пристроил к палатам каменные флигели, соединенные с основным зданием деревянными галереями на колоннах. Вблизи левого флигеля возводилось здание новой оранжереи, а перед дворцом - фундаменты под циркум-ференции.

Специальным указом 5 мая 1745 года архитектором Царского Села был назначен С. И. Чевакинский, который развивал и дополнял замысел предыдущих зодчих. Он заменил деревянные колоннады каменными одноэтажными галереями и построил церковь около правого флигеля. Для симметричности композиции ансамбля он изменил оранжерею: поднял ее стены и сделал карниз «с фронтоном яко на церкви». Церковь, заложенная 8 августа 1746 года, и оранжерея первоначально намечались как отдельные здания, но затем было решено соединить их с флигелями одноэтажными галереями с открытыми террасами вместо крыш - «висячими садами». Таким образом, Оранжерейный зал стал Портретным залом дворца. К осени 1746 года Чевакинский приступил к расширению старых каменных палат. Новые пристройки удлинили фасад и образовали симметричные ризалиты. Средний дом, как стали называть палаты Екатерины I, был украшен по центру ризалитом с четырехпилястровым портиком и фигурным фронтоном. Стены дома стали более высокими и обзавелись новым карнизом, а кровля с переломом «по голланскому маниру» заменилась на двухскатную.

Фрагмент фасада.

Антикамера - небольшое помещение, расположенное перед парадным залом.

Деталь лепного декора.

Обновленный дворец с его сдержанной архитектурой и простым убранством, не соответствовал возросшим великолепию и роскоши царского двора. К тому же, несмотря на огромную протяженность, он оставался маловместительным. Все это послужило поводом для новой реконструкции, которая была поручена Растрелли.

Зодчий отказался от членения здания на отдельные объемы, соединенные галереями-переходами, и сделал все части дворца одним целым. В результате фасад в длину достиг 325 метров.

Низкие одноэтажные галереи по сторонам Среднего дома в 1751 году были надстроены и тем самым подняты до общей высоты, а старые боковые корпуса включались в обновленное здание как выступающие ризалиты. В бывших галереях предполагалось разместить новые покои и большой двухсветный (с двумя рядами окон) зал. С этой целью в 1752 году началось возведение третьего этажа в Среднем доме и боковых флигелях, а спустя два года подняли стены церкви.

Тогда же Растрелли на месте левого висячего сада устроил трое новых покоев - антикамер, а в Портрет ном зале сделал большую парадную лестницу.

План первого и второго этажей дворца

Скульптура у парадного входа во дворец

Второй висячий сад сохранился (у Церковного корпуса), но был превращен в закрытый дворик: для соблюдения симметрии его обнесли стенами, равными по высоте стенам антикамер. При этом архитектор сохранил общую разбивку и основные членения прежней цепи дворцовых зданий. В отличие от прежнего дворца с центральным входом и симметричной планировкой относительно поперечной оси мастер ориентировал всю композицию строения по продольной оси. Таким образом, вся длина сооружения использовалась для создания единой сквозной анфилады внутренних парадных помещений, отличающейся торжественным великолепием.

Фасады дворца получили новую архитектурную и декоративную обработку. Два верхних этажа дворца Растрелли соединил колоннами. Они поставлены в своеобразном ритме: то в каждом междуоконном простенке, то с разрывами-паузами, то собраны в четырехколонные портики, увенчанные сложными фигурными фронтонами. Первый этаж дворца трактовался как цокольный. Под колонны были подведены мощные устои, обработанные рустами. На фасадах галерей устои декорированы фигурами атлантов, как бы несущих на себе всю тяжесть колонн.

Большой (Тронный) зал.

Новое скульптурное оформление фасадов Большого дворца блестяще и вписано в историю русского декоративного искусства. Крыша дворца была позолочена, над опоясывающей ее балюстрадой возвышались статуи (тоже позолоченные) и декоративные композиции. Важную роль в восприятии архитектуры дворца играет окраска его протяженных фасадов, основанная на контрасте белых колонн и лазурно-голубых стен.

В 1756 году все работы по отделке внешнего вида и внутренних помещений дворца были завершены. В декоративном оформлении интерьеров Растрелли широко использовал роспись и резьбу. Вырезанные из дерева позолоченные кариатиды, аллегорическая скульптура, фигуры амуров, картуши, гирлянды цветов, прихотливые сплетения рокайльного орнамента, зеркала в между-оконных простенках в пышных резных рамах, живописные плафоны, паркетные полы с инкрустацией украсили новые залы. Основное цветовое сочетание внутренней отделки - золотой и белый.

Ворота дворцовой ограды

До разрушения в годы Великой Отечественной войны дворец сохранял ряд растреллиевских интерьеров и среди них такие шедевры декоративного искусства, как Большой зал, называемый также Тронным, Большая галерея, ряд ведущих к ним антикамер, Картинный зал; Белая Парадная столовая, Кавалерская столовая и Янтарная комната. Там, где ныне находится Парадная лестница, ранее был великолепный Китайский зал, перестроенный Ч. Камероном и затем И. Монигетти.

Золотая анфилада

Искусно распланированные сады и парки с декоративной скульптурой и садово-парковой архитектурой составляли неотъемлемую часть дворцового ансамбля.

Павильон «Эрмитаж» - один из самых выдающихся памятников парковой архитектуры русского барокко середины XVIII века. Он предназначался для празднеств и отдыха в кругу приближенных. Композиционная основа здания характеризуется типичным для барокко диагональным построением плана. Центральный восьмиугольный зал связан галереями-переходами с четырьмя малыми кабинетами.

Волюта - украшение в виде спиралевидного завитка с глазком в центре.

«клейма» с сидящими фигурами на двух больших фронтонах. Отделка интерьеров «Эрмитажа» характерна для архитектуры барокко: многочисленные зеркала в резных вызолоченных рамах, чередующиеся с широкими окнами, и иллюзорная роспись плафонов как бы раздвигали границы небольших помещений, связывали внутреннее пространство павильона с окружающими его просторами парка.

План павильона «Грот»

«Грот» - еще один садовый павильон, внутри он украшен раковинами и туфом. Разработка проекта и возведения его на берегу Большого пруда связаны с именем Растрелли. Проект был одобрен в августе 1749 года, но стройка затянулись, и даже в 1761 году, уже после окончания строительства Большого дворца, павильон оставался в числе незаконченных парковых сооружений.

Фасады «Грота» отличают пышность и богатство, они декорированы сложно сгруппированными колоннами, поддерживающими фронтоны. Над центральной частью павильона возвышается купол, прорезанный четырьмя окнами-люкарнами и увенчанный изображением прихотливого по форме пирамидального фонтана. Обрамление арочных проемов, люкарн и завершение купола поражают обилием декоративных мотивов и одновременно органичной слитностью композиций. Маски Нептуна в замках окон, красиво задуманные композитные капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов, головки нереид подчеркивают связь павильона с водной стихией.

Ансамбль Большого Екатерининского дворца - это архитектурное произведение, сочетающее в едином художественном образе богатство и блеск внешнего облика с серьезностью и монументальностью целого, ясностью плана и красотой силуэта.