Славянские веды. Сварог – бог чего? Сварог в славянской мифологии Сварог в славянской мифологии

Он зажег солнце. Он владыка Царства Земного, но он же и творец. Сварог обустраивает порядок на земле. Он дает законы жизни. Он сражается с Черным Змеем, побеждает его и загоняет в Подземное Царство. Он же создает и Царство Небесное - царство богов (Сваргу, или Ирий). Он взрастил Ирийский (райский) сад. Сварог является и творцом всего звездного неба (Сварга - это и звездное небо), или Колеса Сварога , которое вращает сам Перун.

Сварога представляли в виде строгого плечистого кузнеца. Он послал людям небесный огонь, даровал людям кузнечные инструменты, научил их ковать железо - покровительствует кузнецам.

Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов. Бог создал и Синюю Сваргу - страну в небесах, где живут наши славные предки. Яркие звезды - это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. «Сварганить» до сих пор значит — чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» — санскр. вода). Сварог — источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он заботился о людях: дал им Солнце-Ра (отсюда наше слово радость) - и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.
Храм Всевышнего с алтарем-Алатырем стоял на склоне священной горы Эльбрус, высочайшей на Кавказе (5600 метров). В древности эту гору называли разными именами: Бел-Алабыр, Белая гора, Белина. Тут же протекает река Белая, а раньше стоял Белый город, где жил народ белогоров. Все названия в этих местах связаны с цветом Алатыря - белого камня, при ударе о который вылетали искры. В тех же краях до недавнего времени стоял величественный монумент великому славяно-русскому герою, потомку белогоров Бусу Белояру.

Возможно, одним из самых важных дел Отца Небесного стали созданные им Малое и Большое Кола (круги) времен - земных и космических. Сварог — бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Семаргла-Огня и Стрибога-Ветра), демиург, соотносимый с Гефестом, по мировоззрению, восходящему к орфической традиции. Любая кузня, любой горн — это уже капище Сварога, потому при обустройстве капищ современному язычнику стоит помнить о том. При деревянном кумире Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями. Звуки приятны Сварогу — так как он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых — удары молоточков, звон цепей да завывание огня.
Требы Сварогу приносят или сыром (сырниками) и творогом. Слово «творог» означает — сотворенный, оно однокоренное с именем Сварога, и является символом небесных хлебов. Роль кумира Сварогу может выполнять огромный камень, на котором нанесены символы огня.
День празднования его приходится на 14 ноября — Сварожки (день Кузьмы и Демьяна). Чтят и отца и сына — Сварожича-Огня.

В начале времен, когда Сварог ударил молотом по 6ел-горюч камню Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаръгл, а также все небесные Ратичи — воины Сварога.

Сварог и Сварожич — это Отец и Сын. Сыном Сварога явился и Сам Вышний. Сварожичами были Перун и Семаргл.

Сварога «Книга Велеса » именует Твастырем, то есть Творцом. Он же Тваштар Вед Индии. Следует также знать, что образ Твастыря Сварога в Индии слился с образами ведийского Тваштара, а также Исвара (Господа Шивы), Индры (хозяина Сварги) и Брахмы. Шиваиты отождествили творческую силу Сварога с Творящим Шивой, также поступили и поклоняющиеся Индре. Браманисты отождествили творящее Слово Сварога с Брахмой, состоящим из Вед. Потому славянская иконография Сварога подобна индуистской иконографии Брахмы.

Миф восстановлен в основном по народным легендам о битве со Змеем Кузьмы-Демьяна, атакою Бориса-Глеба, Никиты Кожемяки (вытеснивших Сварота и Сварожича) и по иным близким преданиям. См., например: Е.Р. Романов, «Белорусский сборник» (Выл. 4. Киев, 1885. С. 17). В сих преданиях волшебные кузнецы (даже Кожемяка и тот в легенде кузнец) куют в сказочной кузнице, раскинувшейся на 12 верст, у нее 12 дверей (по числу знаков зодиака, как у ведических храмов). Упоминаются и 12 молотобойцев-помощников. Они куют меч, плуг, чашу (как в скифских легендах о Небесном Кузнеце, изложенных Геродотом). Говорится и о том, что они «сковали первый плуг для людей», что при сопоставлении с известием-Ипатьевской летописи за 1114 год о Сварок, первом Небесном кузнеце, позволяет отождествить Кузьму-Демьяна (Бориса-Глеба) и других поздних заместителей со Сваротом и Сварожичем Семарглом.

«Кузьма- Демьян, кажут стари люди, вин був первий был первий чоловик у Бога, як свит очтиюся Цей Кузьма- Демьян первый був коваль и первый плуг дробив у святи… (Кузьма-Демьян сражался со Змеей.). Ця змия 6езпощадно пожирала людей, не минаючи никого: ни старого, ни малого. Там где вот зявлялася, люди гинули, як трава пид рогами скоту, и як просо на сонци… »

Семаргла называет Огнебогом «Книга Велеса» («смага» по-древнерусски — пламя). Сюжет начальной битвы Творца Мира, бога Огня и Змея известен Ведам и Авесте, но сама песня сохранилась лишь в славянской традиции.

Описание Огнебога есть в заговорах: «Батюшка ты, Царь — Огонь, всеми ты царями царь, всеми ты огнями огонь. Как ты жгешь и палишь в поле травы-муравы, чащи и трущобы, у сырого дубя подземельные коренья, семьдесят семь кореньев, семьдесят семь отраслей… так спали с раба божия скорби… »

В «Книге Велеса » (Крынь 3:1) есть прославление Семаргла, как бога Огня и Лунного света

«Славим Огнебога Семаргла, дерево грызущего. Слава ему Огнекудрому, с лицом, розовеющим утром, днем и вечером! И ему мы даем за то, что он творит еду и питье. И его одного мы храним в пепле. И он же восходит и горит над землей нашей, с того времени, как Солнце укладывается, и до того, как Солнце рождается вновь, пока оно бы к ом и ведомо по лугам Хорса».

Прославление бога Огня-Солнца, есть в песнях болгар-помакав:

Фала ти Йогне Боже!
Фала ти Ясну Слънце!
Чи нагреваешь на земе-та.
Пекренував сичка земе (…)
Покривашъ е цьрна магла,
та а нищу и гледа.
Хвала тебе Огнебог!
Хвала тебе Ясное Солнце!
Ты согревяешь землю…
(И если ты покинешь нас)
Покроет все черная мгла,
Придут нищета и голод.

Оригинал и перевод из «Веды славян», XIII 1-35

Капища в честь Сварога устраивали на холмах, поросших деревьями или кустарниками. Центр холма очищали до земли и на этом месте разводили костер, дополнительно идолов в капище не устанавливалось. В жертву Сварогу приносили лошадей и кабанов, которых зарезали непосредственно перед ритуальным костром, так чтобы кровь жертвы попадала в огонь.

Способности

Сварог управляет небесным огнем и может сотворить из него все что угодно. Но появляется созданное не магическим образом, а посредством усердного труда.

Сфера влияния

Обитает Сварог в Прави и практически не вмешивается в дела остальных миров, однако именно он привнес в Явь огонь и научил людей обрабатывать металл.

Для меня лично Родноверие не является терминологически правильным. По той простой причине, что в период так называемого многобожия конкретного и монолитного народа не существовало. А в частностях эти народы разнились так, что готовы были друг друга порвать. Существовала расовая общность, но не этническая. И как говорят в Одессе «это две большие разницы». В прочем отголоски этой, этнической разобщенности мы наблюдаем и сегодня в полный рост, более усугубляемое всевозможными происками. Да и религиозные распри не собираются "кануть в лета". Вот они-то просуществуют намного дольше, чем этнические, и это, к сожалению, данность.

Но коль скоро этот термин на слуху, не вижу необходимости изобретать, что-то новое. Существует еще одно понятие Ведическая Русь, но это понятие передает лишь временной отрезок существования в нашей истории, далее христианская, социалистическая, непонятно какая и т.д. Отчего, родноверие - как мироощущение древних русичей (Именно, я не ариец, не славянин, а, русич). И прошу не рассматривать это как разъединяющий фактор, так как, по-моему, объединяться надо не по этнической принадлежности, а по идеологической. Объединение по этнической принадлежности постепенно уходит в историю (и так задержалось почти на двести лет), последние войны отгремят (в Африке) и гуд бай.

Древнерусская (российская) культура не является чисто славянской.
Древнерусская народность складывалась из нескольких субэтнических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех социально-хозяйственных проявлений: земледельческого, скотоводческого, промыслового. Это в свою очередь формировало три типа образа жизни — оседлого, кочевого, бродячего. Что и способствовало смешению этнических групп. Отчего было бы ошибкой говорить о преобладании в этногенезе, на основной территории Древнерусского государства, славян. Но что является безусловным и неоспоримым так это то, что славянское доминирование проявлялось в наличие общего языка, как элемента древнерусской культуры. Мне же хочется, верит в то, что не славянский язык доминировал в качестве общего языка, а именно русский стал основным языком всех славян. О чем недвусмысленно напоминают географические названия не только оставленные нашими предками на нашей территории, но и по всей земле.

Общеизвестен так же факт официальной истории повествующий о том, что в 980 году Владимир, после того как устранил конкурентов за власть в лице своих братьев, решил провести мероприятия по объединению земель русских. Для чего на берегу Днепра собрал (с бору по сосенке) в одно капище бытующие в ту пору изначальные божества, отчего его пантеон якобы состоял из богов не только не русских, но и не славянских. Таковыми являлись Хорс - представитель Востока, Макошь - представитель фино - угорской группы племен (родственной славянам, но не русичам) и пр. Особенно если рассматривать пантеон богов сегодня, то он охватывает почти всю Ойкумену. Что, по моему, пытаться делать их «родными» не только не этично, но и бесполезно. Бесполезно в плане энергетической взаимосвязи, так как закрепление тех или иных божеств за определенным этносом происходило в результате обычных межплеменных конфликтов, где естественно проливалась кровь. Кровь же в свою очередь является самым сильным из факторов энергетического взаимодействия. Данная тема не является тематикой статьи, отчего ее развитие не имеет смысла.

Многие присутствующие на сайте вероятнее всего не задумывались над тем, почему в нашей отечественной истории более всего «изучены» материалы тех исторических лиц, которые мягко говоря ничего хорошего для Руси не сделали, более того представляли собой чуть ли не врагов «нации». А стоило бы задуматься, мы же пойдем дальше.

А нас более интересует не между кастовые божества, а изначальные, имеющие более древние и более объемные определения.

В мифологию входят из них, как высшие проявления Природы (Космоса), так и низшие. Под высшими понимают, мифы о богах и героях, под низшими - мифологические представления о различных духах природы, мифологических существах, не имеющих статуса божественности. Это деление носит условный характер. В отличие от низшей мифологии сюжеты, темы, образы высшей мифологии стройнее, единообразнее, определеннее. Это также является очень интересным фактом.
Высшая мифология возникает гораздо позже низшей, в эпоху перехода к обществам, основанным на социальном неравенстве, и служит идеологией правящего сословия. Так в связи с потребностью внутреннего объединения, княжеский (военный) бог Перун становится богом общегосударственным. Отнесение мифологических персонажей к высшей или низшей мифологии позволяет определить их социальную роль и значимость. Поэтому мы к разряду высшей мифологии относим только те божества, которые большинство летописцев включает в пантеон славян. Божества, связанные с праздничной обрядностью, определены в особую группу. К низшей мифологии традиционно относятся различные духи: домовые, лесные, водяные, полевые и др.
И так капище которое «устроил» Владимир состояло из следующих богов: Сварог, Срибог, Лада, Дажьбог, Перун, Велес, Услад, Макошь, Симаргл (который к стате писался несколько иначе, но последующими интерпретаторами несколько видоизменил не только свое написание, но и состав, так как состял из двух имен Сим и Яргл). Сюда не входили: Купало и Коляда, Ярило и Световит, по той простой причине что это были сезонные проявления и к изначальным богам отношение имели лишь по определению характеристик последних и самостоятельной роли не играли. Но для увеличения (для солидности) пантеона поздние интерпретаторы их возвеличили до уровня высшей мифологии. Ну и ладно!

Так считал и уважаемый академик Б. А. Рыбаков полагает, что Стрибог, Сварог, Род и Святовит, это имена - эпитеты одного и того же верховного небесного божества.

Род - есть более философское определение единства Вселенной и всего сущего. Это не есть Бог, это есть изначальное и неизменное состояние. Перенесение его на уровень восприятия божественного произошло вероятнее всего тогда, когда люди поняли незыблемость проявления родственных и социальных отношений, когда данное определение выступило состоянием значимости. Значимости не только в настоящий момент, но и в прошлом (память предков) и будущем (забота о потомстве).

Но Род, как и все сущее, имеет две ипостаси мужскую и женскую, ибо от наличия разных ипостасей зависит дальнейшее существование рода. И когда где либо звучат слова о либеральном, терпимом отношении к однополым связям, то это ни что иное, как посягательство на основополагающий устой существования человечества. Слово "Род" стали писать с большой буквы по причине значимости сущности подразумеваемого значения, а не по причине принадлежности к высшей степени превосходства, т.е. первопричине всего сущего, ибо в звучании слова род не заложено указанное состояние как, например, в слове «Сварог».Подтверждением моих слов является то, что до сего дня на тотемных столбах небыло найдено н одного изображения Рода, но в большем количестве изображались тройственности ипостасей.

У славян Триглав - владыка неба, земли и подземного мира, поэтому изображался с тремя головами (Брокгауз, Ефрон, 1907 ). Триглав был един в трёх лицах - бога Сварога, бога Перуна и бога Свентовита . Или последним мог быть Дажьбог. В этом случае получается династия богов: Сварог - Перун - Дажьбог.

Свентовит (Святовит), согласно «Mater Verborum», одна из сторон Рода. Русский исследователь фольклора Александр Афанасьев в книге «Древо жизни» писал: «…Основа же имени (свят - свет) указывает в Святовите божество, тождественное Сварогу: это только прозвания одного и того же высочайшего существа ».

Имя Сварог на Руси является древним и традиционным. Во-первых, Сварог - это древнейший русский бог, мужская ипостась единого бога русов Рода (а женская - Лада). О нём А.Н. Афанасьев пишет: «… отец Небо получил название Сварога; он верховный владыка Вселенной, родоначальник прочих светлых богов, прабог » (Афанасьев, Т. 1, Стр. 34 - 35 ).

Из двуликих антропоморфных богов мезолита, покровительствовавших русскому народу, мы можем отметить только двух - Сварога и Ладу. И, как мы уже сказали, Сварог и Лада - это две половинки одного, единого Рода. Поэтому изображение одного бога с двумя лицами может быть только изображением самого Рода, а два лица указывать на то, что одно из них Сварог, другое - Лада. В дошедшей до нас мифологии, только в римской, мы обнаруживаем аналог Сварогу и Ладе. Причём римский Янус, Ян - точнее Иан (пишется «Ianus», обозначает лат. anus «круг, кольцо») - являлся одним из важнейших римских богов, которому нет соответствующего в семитической греческой мифологии. Согласно этой самой мифологии, Ян (Иан) царствовал ранее Юпитера и Сатурна и основал храмы всем богам. Это позиционирует его, как бога всякого начала во времени. Ян (Иан) определялся, как бог великого значения, деятельный во всём, который, давая хорошее начало, благословляет предприятие и благоприятствует ему. Его призывали при каждом важном предприятии; консул, вступая в свою должность, просил его благословения; земледелец приносит ему требу при начале посева и жатвы; в каждой молитве сперва призывался он, и при больших празднествах в честь богов он получал первую требу (Любкер, 2007 ).

Но что интересно, что ещё А.Н. Афанасьев в своих исследованиях отождествил Януса с Дыем: «Древнейшее божество неба Янус (Janus = Djanus - Див, преимущество дневное небо = солнце, а в женском олицетворении Diana = Jana, богиня ночного неба = луна) соединяет в своём образе оба эта светила, и потому голова его состоит из двух сросшихся ликов: один лик - бородатый, мужской, а другой - безбородый, женственный. Так изображался он на греческих и этрусских монетах. Вместе с этим Янус - страж светлого жилища богов; он отпирает небесные врата, выводит из-за них новорождённое солнце и тем самым даёт начало году; по его имени получил название и первый месяц в году (сравни: janua - ворота, вход, начало, janitor - привратник). По немецким и славянским преданиям, небо (рай) отворяется два раза: при повороте солнца - на праздник Рождества Христова и при начале весны - на светлое Воскресенье » (Афанасьев, Т. 2, стр. 204 ).

Сварог же бог неба и огня, верховный покровитель кузнецов, железных дел мастеров, бронников и оружейников.

А.Н. Афанасьев связывая Сварога со светом и огнём писал: «Сварог, как олицетворение неба, то озарённого солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, по указанию наших памятников, признавался отцом солнца и огня. Во мраке туч он возжигал пламя молний, и таким образом являлся творцом небесного огня; земной же огонь, по древнему преданию, был божественный дар, низведённый на землю в виде молнии; отсюда понятно, почему славянин молился огню, как сыну Сварога. Далее: разбивая громовыми стрелами тучи, Сварог выводил из-за них ясное солнце, или, выражаясь метафорическим языком древности: возжигал светильник солнца, погашенный демонами тьмы; это картинное, поэтическое представление прилагалось и к утреннему солнцу, выходящему из-за чёрных покровов ночи, так как ночной мрак постоянно отождествлялся с потемняющими небо тучами » (Афанасьев, т. 1, стр. 64 - 69 ).

Предположение о том, что Сварог являлся Богом-Творцом древних русов, высказал в конце 19-го века Е.Е. Голубинский: «Среди множества своих богов они признавали единого Бога вселенной. Этот единый Бог… назывался у славян именами сохранившимися, подобно, как и известные имена почти всех других богов, от древнего первоязыка индоевропейских народов - Сварог » (Голубинский, 1997, стр. 839 ).

В том же 19 веке создавая свой словарь Брокгауз и Ефрон писали о Свароге:

«Сварог, древнеславянский бог неба, отец солнца и огня; чтился более других богов ».

Так, «восточные, западные и древнерусские письменные источники говорят о том, что древние русы верили в единого бога - творца. Его называли двумя именами: Богом и, более древняя форма, Сварогом. Материальным символом его являлся огонь, который был священным, и которому сооружали алтари в храмах » (Климов, 2007, стр. 168 ).

Немецкий завоеватель земель балтийских славян Гельмонд писал, что: «среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого бога, господствующего над другими в небесах » (Гельмонд, 1963, стр. 186 ).

Имя Сварога запечатлено не только в этимологии славянского (впрочем и не только славянского) языка, но и в топонимике разных стран такие как, река Саврух (Самарская губерния), деревня Сваружево и Сварыжь (бывшая Новгородская губерния), село Сворыж (Псковская область), село Сварка (прежде - Савара; на реке Рось), городище Саварка (близ Киева), село Сваромля (на Днепре), село Сварынь (Белоруссия), Savro, Savrelje (Далмация), Саврань (Подольская губерния), Саврушская слобода (Самарская губерния), Swaroczim (Польша), Saureggen (онемеченное славянское Саврогово или Сварогово; Каринтия),Swarzyszewo (Польша),Swarawa, Swaryczew, Swarzewo, Swarynie (Польша), река Сворка (Норвегия), В Австрии Тwаrосh (1309 г.), Tbaraschitzberg (1480 г.), местность Swarawiz (Schwarfs близ Ростока), Swarawis (Балтийское побережье), Swaroczin (близ Данцига), Swarzedz (Познань), Svarcha, Zavrece, Savrascak (Хорватия).

Это лишь малая часть того, что можно привести. Заинтересовавшихся могу направить к книге Г.В.Носовского и А.Т.Фоменко Старые карты Великой Русской империи».СПб 2005г.

Нельзя оставить в стороне и чёткие этимологические данные, которые приводит А.Н. Афанасьев: «Небо у древних славян олицетворялось в мужском образе Сварога. Название это, по значению своему, равносильно имени Dyá us; оно происходит от снк. sur - блистать (sura - бог, т.е. блистающий, светлый = d ê wa, dues); через поднятие звука r в ar явилась форма suar=svar - небо (т.е. светлое, блестящее), и в более тесном смысле: зодиак, солнечный путь; в Mater verborum др.-чешское zuor (svor) объяснено также словом: zodiacus » ().

«От того же корня sur произошли: греч: ηλίοζ , лат. sol, готск. sauil, фр. soleil, литов. saule, наше солонь (солнце), в которых буква I по известному грамматическому закону сменила звук r, остающийся в снк. suris, suryas, греч. οεΙριοζ , σείρ , лат. sirius; иногда обе эти буквы опускаются, откуда образовалась другая санскр. форма s û nas, sunus, готск. sunna, sunno, нем. sonne. В связи с этими данными слово «svarga» употреблялось и в смысле прозвания Солнца, как светлого, блестящего бога, шествующего по небесному своду » (Афанасьев, Т. 1, Стр. 67 - 69 ).

Тут не к ночи будь, помянут, что первым иудейским царем, согласно Библии был юноша по имени Саул (солнечный, рыжий), а слова кельт () так же обозначает солнечный, рыжий.

И более, уже очень давно не могу понять, почему нашу традиционную медовуху, т.е. медовую брагу стали называть сурьей. Может оттого, что правильно приготовленная она напоминает золотистый напиток, очень расслабляет и веселит ("голова у нас в порядке, ноги не идут"). Более того хочу отметить что брагу варят, т.е. в этом слове участвует корень (без огласовки) ВР.

На наличие корня ВР в слове Сварог и его распространение по поверхности нашей земли отмечает А.А. Тюняев

«Практически все географические названия, образованные от корня ВАР (ВОР), располагаются на пограничных областях, в которых древний русский этнос исторически соприкасался сначала с неандертальскими народами (начиная с 50-го тыс. до н.э.), а потом и с их потомками.

-на севере - река Воркута (и город);

-на северо-западе - Варяжское море, река Воронега (впадает в Ладожское озеро между Пашей и Сясью), Веряжка (местность северо-западу от оз. Ильмень), Веряско (местность на Ловати), город Варена (Литва);

-на западе - Варшава (Warszawa; 10 в.), город Варен (Waren; на северном берегу оз. Мюриц, известен с 13 в.), Варта (Warta), самый большой приток Одры (Польша), Вормс (Worms, город в Германии, 5 в.) на левом берегу Рейна;

-на юго-западе - Варна (город в Болгарии; 6 в.) на берегу Варненского залива;

-на юге - Ворожба (станция близ Сум), Варяжская пещера (под Киевом), Варяжский остров на Днепре, река Ворксла на Украине;

-на юго-востоке - река Воронеж (и город), Ворона (правый приток Хопра, Пензенская, Тамбовская и Воронежская области);

-Варварка (одна из старейших улиц Москвы) возникла на месте дороги, ведущей на Владимир, в 1434 г. улица упоминается в летописи под названием Варьская - там находились, вари, в которых варили хмельные напитки ; Вырка (Нижняя, Верхняя, Малая, Большая) - реки и деревни;

Другой круг географических названий образован от корня «ВЕР».

-На севере - это СЕВЕР (се - сросшийся предлог, как в словах участник - соучастник), то есть то, что защищает местность (Русь) с той, северной стороны.

-На востоке - это С`ИБИРЬ (на некоторых старых картах надпись имеет такое начертание - с апострофом; с - предлог, и - приставная буква, см. например, ), то есть то, что защищает с той, восточной стороны.

-На юге - это ИВЕРИЯ (Иберия: в и б - чередуются; сегодня - Грузия), то есть то, что защищает с той, южной стороны.

-На западе - это ИВЕРИЯ (сегодня это Испания) - защита с западной стороны.

Ещё в 5 - 3 тыс. до н.э. славянские племена занимали всю Русь и всю Европу (до Иберии-Испании), включая Англию. Пограничным «западным» отсюда является древнее название острова Ирландии - Bergion = cymr. «vergyn» - западный (ср. varag=варяг), откуда «Iernh», «Hibernia» (ср. с Iberia=Иверия).

Позже, когда иверские племена готов, болгар, аваров и т.п. иудеев заняли западную часть Руси, они назвали её ЕВРОПОЙ - тот же корень ВР.

Защищённое со всех сторон пространство на Руси называлось - ИРИЙ (рай). Кольцо гор, со всех сторон обступающие Русскую равнину, издревле называется ИРИЙСКИМИ горами (или Каменный Пояс)

В звучании имени Сварог слышится так же и знакомые нам другие названия, которые многие ошибочно трактуют как отдельные самостоятельные ипостаси - СВА, РА и РАРОГ. Но их мы разбирать не будем, за неимением времени и места. Отмечу, что они есть производное от Сварога и самостоятельными стали по «хотению» некоторых современных (в т.ч. и 19 века) интерпретаторов.

В свое статье В. Даль приводит данные, которые говорят о том, что «сварить кого с кем, помирить, сдружить, сделать товарищами; свести и обвенчать, сладить свадьбу. Свариться с кем, связаться, съякшаться, стакнуться, сдружиться не к добру ». Что говорит не о «ссорящейся» стороне имени Сварога, а, напротив, о соединительной. В данном случае - сварка упоминается образе свадьбы: сваривается жена и муж.

В той же статье В. Даля находим: «СВАРИВАТЬ, сварить что,… о железе: соединять накалкою и проковкою две части в одно целое. Сломанную ось сваривают. Самое место, спай, где железо сварено, наварено другим. Сварный или сварной, о железе, сваренный; к сварке относящ. Сварный горн, сварный молот. Сварочный, то же. Сварочная печь, для больших сварок, на заводах, напр. для сварки (сноски) частей якоря. Сварщик м. кузнец, который сваривает железо. Булатного, сабельного дела сварщик, стар. Сварок , сломанная и сваренная вещь. Топор сварок, коса сварок ».

Опираясь на слова Серякова "Из числа родственных славянских терминов, показывающих бытование этого корня в праславянский период, следует назвать чеш. и словацк. warowati - «беречь» и болг. Волвар - « пастух, стерегущий волов» » (Серяков, 2004, стр. 54 ) Тюняев рассматривает значение слова Волвар имеющее непосредственное отношение к имени Сварог, которое по его утверждению с русского языка переводится буквально как «воловий варяг (защитник)». Видимо, отсюда происходит слово «варвар». И уже совершенно отчётливо здесь видно происхождение термина «ПАСТЫРЬ, который обозначает «защиту, сбережение» (ср. ВОРОТ, ВОРОТА, ВРАТАРЬ).

И далее развивая свою мысль, Тюняев приводит неоспоримое утверждение, что для северной страны - Руси - основным принципом и условием выживания является Огонь. Поэтому второе значение корня ВР связано с огнём. В этом значении корень ВАР восходит к временам индоевропейской общности: хетт. uar «гореть», uarnu (уран?) «сжигать», арм. Varem «зажигаю», varim «горю», др.-в. нем. warn «тёплый», лит. virti «кипеть», латыш. varit «варить, кипеть». Он приводит ойконимы, образованные от корня ВАР: -река Варта (Польша), река Вар (Франция), река Варка-Сылькы (Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ), река Вырка (Россия), река Вырка (Россия, Московская область), река Вырка (Россия, Ленинградская область, Гатчинский район), река Верхняя Вырка (Россия, Калужская область), река Большая Вырка (Россия, Тульская область), река Верхняя Вырка (Россия, Тульская область), река Средняя Вырка (Россия), река Нижняя Вырка (Россия, Тульская область) ? город Варна (Болгария), посёлок Варна (Россия, Челябинская область, Варненский район), поселок Варна (Италия), посёлок Варт (Австрия), посёлок Варт (Германия), город Варта (Польша), посёлок Варта-Болеславецка (Польша), город Варин (Германия), посёлок Варин (Словакия), станция Варин (Словакия), посёлок Ле-Варин (Франция), село Новый Варин (Россия, Брянская область), посёлок Вар (Франция), станция Вар (Франция), посёлок Болльшой Вар (Россия, Ханты-Мансийский автономный округ, Ханты-Мансийский район), село Тарн-Вар (Россия, республика Татарстан), посёлок Темпл-Вар (Великобритания), посёлок Туэ-Сюр-Вар (Франция), Виллар-Сюр-Вар (Франция), город Варка (Польша), село Верхняя Вырка (Россия, Калужская область), село Нижняя Вырка (Россия, Калужская область)"

От себя добавлю, что почти все так называемые тюркские языки имеют слово «вар», в значении есть, существовать.

Н.М. Гальковский, рассматривая приведенную В.И. Далем русскую поговорку «весною солнце как раз лицо сварит » (т.е. обожжёт), делает выводу: "что Сварог был олицетворением неба, дающего тепло и соединяющего с землею, т.е. Сварог - это небесный свод, украшенный теплотворным солнцем и опирающийся на землю - горизонт. Итак, Сварог - это видимое небо, твердь с обычными принадлежностями - солнцем и горизонтом. Дети Сварога - огонь и солнце».

Следует отметить, что данный корень с весьма близким кругом значения перешёл путём заимствования и в язык южных соседей славян. В румынском языке слова svarog, sfarogi означает «сушиться», «жарить на жаровне», от них образовано прилагательное sfaroage «сухощава» (о человеке), существительное sfara «удушливый чад, копоть». Весьма показательно, что данное понятие использовалось применительно и к религиозной сфере и П. Сырку даже приводит выражение 19-го века «дела церковные находятся в хорошем состоянии; они не расстроены и сухи (т.е. тверды), как сфарог». Отсюда в прочем и значение около тельной тверди "саркофаг"

Еще Диодор Сицилийский свидетельствовал о существовании астрологических таблиц в Египте за 10 тыс. лет до н.э. (Символы, 2005). Ему вторит Платон, уточняя, что «атланты, прародители фараонов и предки египтян". Платон якобы услышал об этом высоко цивилизованном народе (последние остатки, которого были затоплены за 9 тысяч лет до него) от Солона, который узнал это от жрецов Египта. Будто в Сирии и Фригии, а также в Египте, они установили поклонение Солнцу. И что египтяне были потомками последних арийских атлантов. (Мидом, 1892).

Немаловажным является то, что уже многочисленные исследовательские данные подтверждают то, что люди периода строительства пирамид, населявшие территорию, ныне называемую Египтом, были не египтяне-арабы, как теперь. Это были первые переселенцы из Древней Руси.То, что мы сегодня называем «Древним Египтом», появилось на несколько тысяч лет позже и определяется, как «цивилизация древних египтян, существовавшая в долине Нила в 4-ом тыс. до н.э. - 4 в. до н.э. ».

Думается, что в скором времени мы удостоверимся в том, что "Древний Египет", это Египет в Средние века.

Отчего расшифровки, приведенные в Хронологии Фоменко и Носовского кажутся мне более аргументированными с точки зрения научного подхода к хронологии "древних веков" чем безапелляционные, но плохо аргументированные утверждения официальной истории. Тут немаловажным является значение одного из главных божеств египетской мифологии Сириуса.

В этой связи приведу этимологический ряд, который дает Ф. Любкер: Сириус, Sirĭus, Σείριος , Sidera, где слово Sidera обозначает «созвездия», Sidera, signa, ά " στρα , а также ζώδια , то есть буквально «зодиа». Тем самым, вновь получаем, что слово «зодиак» обозначает звёзды, зоны и Сварога.

Древние делили небо по известным знакам или фигурам, отмечая отдельные группы звёзд фигурами, представляющими людей или зверей или даже орудия и сосуды. Это деление неба весьма древнее и отмечалось оно по кругу, а не в одной линейной плоскости, как это выглядит на многих артефактах, не имеющих отношения к Руси.

Одним словом по утверждению А.А. Тюняева " в этот период Сварог-Сириус правил Древним Египтом, то есть играл наибольшую роль в астрономии и астролатрии. Это период Древнего Царства (конец 4 - начало 3-го тыс. до н.э.), когда гелиактический восход Сварога-Сириуса совпадал с началом ежегодного разлива Нила. Поэтому древние египтяне совершали служение Сириусу, как богу Сварогу, «предвестнику нового года и наводнения». Эти слова вырезаны на табличке из слоновой кости, найденной в гробнице в Абидосе времен I династии. Именно поэтому при постройке многие храмы Египта ориентировались на точку восхода Сварога - Сириуса".

Пифагор, так рассказывал своим ученикам о путешествии к древним халдеям: «Узнав, что недалеко от города Ура живут потомки древних халдеев, я поехал туда. Я остановился подле многих высоких каменных столбов, покрытых различными знаками. Спавший тут старик подошел ко мне и, проникнув в мою мысль, говорил: «Почтенный путешественник! Ты находишься в земле Кельбенцев, мы так называемся по земле Сириуса (Кельб, или созвездие Пса). На сих памятниках мы исчислили небесное течение его, дабы продлить его память…» ».

Тюняев внося поправку в цитату утверждает, что вместо Кельбенцев следует читать Керберцев, потому что в латинском языке собака, пёс и созвездие Большого Пса называется «canis». Или же имелся в виду Кербер, лат. Cerberus (Цербер) - сын Тифаона и Эхидны, много- или трёхголовый пёс, охранявший вход в подземное царство?

По М. Фасмеру, колбяг происходит от др.-русск. кълбягъ «варяг - член союза». То есть, если варяги - это на современном языке «пограничники» (защитники границ), то колбяги - это, скорее всего, колдуны, принятые на службу, то есть тоже наёмные. О наёмном характере говорит греческая аналогия - ср.-греч. Κο λπιγγοι «особые наёмники», а о связи с колдунами (жрецами) - лит. kalb à « язык» и греч. χαλδα ος «халдеец, маг». В скандинавском сочинении 12 века земля кюльфингов отождествляется с Гардарикой (Русью): «Земля кюльфингров, которую мы называем царством Гардарик » (terra kylvingorum, quam vocamus regnum Gardorum), а в византийских грамотах-хрисовулах 11-го века в перечислении отрядов наёмников на военной службе империи рядом с варягами указаны кулпинги « Κουλπίγγων ».

А в древнерусском своде законов «Русская правда» говорится об особом сословии - Колбяги, - которые были выше по социальному положению, нежели другие сословия: «10. Если же человек пихнет человека от себя или к себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге ».

-река Колбин (Россия, Астраханская область), река Колба (Россия, Вологодская область), река Колба (Россия, Кемеровская область), река Колба (Россия, Красноярский край), река Колба (Россия, Новгородская область), река Колба (Россия, Ярославская область) . Колбяги (тихвинск., 1634 г.), Колбежичи (Псковская область), посёлок Келба (Эстония), деревня Колбино (Россия, Ленинградская область, Всеволожский район), село Колбино (Россия, Вологодская область), посёлок Колбино (Россия, Вологодская область), село Колбино (Россия, Воронежская область), село Колбино (Россия, Кировская область), село Колбино (Россия, Костромская область), село Малое Колбино (Россия, Костромская область), село Колба (Россия, Кемеровская область, Тисульский район), село Усть-Колба (Россия, Кемеровская область, Тисульский район), Нахард-эль-КЕЛЬБ (река в Финикии, впадающая между Беритом и Библом, ранее Лик, Lycus, Λύκος ).

Всё рассмотренное в совокупности приводит нас к правильному пониманию названия племени келбенцев - колдуны, жрецы из Руси . А многие каменные столбы, которые увидел Пифагор, - это гермы, четырёхгранные обелиски, увенчанные головой Гермеса, в точности такие же, как древнерусские вишапы из Армении или Збручский идол из Древней Руси. Подобные обелиски были широко распространены и на территории досемитической Греции. В поздней традиции Сириус стал, связан с Тотом-Гермесом и поэтому почитается у оккультистов (Аполлон, 1997; Холл, 1993; Холл, 1999 ).

Об утроении говорит и русское слово ТРИЗЬ - «трёхгодовалый (о животном)», только русск.- цслав. тризь, ж. триза (с 11 в.), родственно лит. treigy~s «трёхгодовалый» (Фасмер ). Животное на третьем году жизни также называется Третьяк (Ушаков, 1940 ). По средневековым польским источникам Триглав - это трёхголовый великан, из которого творится мир посредством отрубания ему головы Богом. Таким образом, якобы появляются Чернобог, Белобог и некий Хамбог, ассоциирующийся с красным цветом. Трёхголовый и трёхцветный пёс Кербер вновь указывает на Кельбенцев (Керберцев).

Надо отметить, что для обозначения периодов времени на Руси применялось другое изображение - змея Велеса, размещённого на обечайке гуслей (гусли - инструмент Велеса) Понимание многих наблюдаемых процессов (смены жизни и смерти, смены времён года, смены листвы на деревьях и др.) могло привести человека того времени к вопросам и выводам, что столь глобальными процессами управляет некая сила. Эта сила и была представлена в сознании древних русичей Богом, различные проявления которого русичи называли по-разному, понимая и сохраняя при этом единство Единого Бога.

Напомню, что римский Иан (Ян, лат. Ianus, современное Иван) первоначально был богом неба или солнца вместе с Ианой (Яной, лат. Iana), богиней луны, который обусловливает и распределяет изменение в жизни природы, бог года и времени, ведущий годы, месяцы и дни (Любкер, 2007 ). Точно так же позиционируется и Сварог с Ладой. Сварог, как мы показали в также отождествляется с небом и применительно ко времени (Коло Сварога) его именем назван и Зодиак.

Если проводить параллель между греческой и славянской мифологией, то можно без труда вспомнить, что у греков также был бог покровитель кузнечного дела и огня - это Гермес. И еще одним немаловажным фактом является, то, что этот Небесный кузнец был хром на одну ногу.

И тут мне на память пришли «блуждающие по интернету» всевозможные пророчества, в которых говорится, что в наше политическое поле в скором времени придет новый правитель. И будет тот правитель хром и будет иметь прозвание Хромой Гончар. Как не присовокупить к этому некоторые исследования славянистов, которые выдвинули версию, о том, что некоторые параллели в этимологии связывают Сварога со временем освоения изготовления керамической посуды и гончарного дела. «Если исторически корень вар употреблялся в контексте приготовленной на огне пищи, то на втором этапе он отразился в терминологии ряда ремесел, основанных на употреблении этого дара небес. В первую очередь это относится к гончарному производству, где этот корень встречается в составе древнерусского варити - «обжигать», «делать что-либо путём обжига»: «Да у него жь…глина, варятъ въ неи горшки…». То, что данный глагол употреблялся применительно к глиняной посуде, представляется достаточно закономерным, поскольку Сварог, прежде чем стать богом-кузнецом, был богом-гончаром , что и нашло своё отражение на этимологическом уровне » (Серяков, 2004, стр. 44 ).

От чего получается, что не личность какую-то ждать нам необходимо, а возвращения Веры предков, в новом прочтении (применительно к настоящему) с непременным Возвращением на Русь.

Извиняюсь!

Применяемую литературу не указал, указал цитируемых авторов.

«Ищущий да обрящет»

Для современного населения России славянские традиции и культура являются пережитками, так как насильственное насаждение христианских идеалов привнесло в жизнь русского народа иные устои и каноны. Несмотря на это, народные верования и предания напоминают о себе, заставляя молодежь интересоваться корнями.

История происхождения

Сварог входил в божественный пантеон славян вместе с и . Это бог огня и семейного очага, покровительствовавший кузнечному делу. Сварог – бог-хозяин, ему выпала честь сотворить священный огонь. Некоторые считают, что Сварог – это отец , бога неба, другие утверждают, что он – покровитель солнца. Персонаж обладал несоизмеримой силой и славился воинскими заслугами.

В Словакии он известен как Рарог, в Этруссии – как Велханс. Финны звали его Илмариненом, а римляне Вулканом. В переводе с санскрита значение имени божества расшифровывается как «свет» или «небо», а суффикс, которым завершается имя, позволяет видеть в боге кузнеца.

Неся людям знания, мифологический персонаж изобрел кузнечные инструменты и научил людей работать с медью и железом. Ему славяне обязаны первыми законами, пропагандирующими моногамию. Потомок древних богов Ситиврата и Кръта, Сварог стал правителем света и эфира, а также управлял огнем. Роль божества в пантеоне сравнима с местом на Олимпе. Сварог работает руками, созидая материальное и отказываясь от использования магических способностей.


Славяне верили, что в местах, где происходит поклонение Сварогу, должны стоять изделия из металла и необходимо постоянное присутствие огня. Поэтому кузницы становились подходящими локациями для воспевания бога, который ввел славян в железный век.

Идолы Сварога выглядели неприметно. Это были большие неотесанные камни с изображением символа огня.

Сварог в славянской мифологии

Язычники просили бога об обильном урожае, качественных плодах и всходах посеянных зерен и семян. Люди считали Сварога Творцом. По легенде, он научил людей делать продукты из молока, поэтому у идолов бога часто оставляли творог и сыр. Такую пищу считали священной.


Слово «сварганить» присутствует в русском языке благодаря этим поверьям. Под этим глаголом подразумевают возможность сотворить что-либо, располагая минимальными знаниями и ресурсами, а значит, с божественным провидением.

Сварог много работает руками, поэтому простой труд ассоциируется с созиданием. Огонь он даровал, чтобы люди могли спастись от холода и голода, обогревая жилища и приготовляя еду. Железные орудия труда и боевое оружие тоже являются дарами могущественного бога. Мифы гласят, что он преподнес славянам ярмо и плуг для пахоты, секиру, палицу и меч для отведения атак. Славяне получили возможность добывать пропитание и отстаивать родную землю.


Славяне использовали обереги, ассоциирующиеся со Сварогом, чтобы защитить себя и свой дом. Среди популярных символов – конегонь. Это изображение, напоминающее свастику, в центре которого находится ромб. Прямоугольный знак дополнен линиями-лучами. При ближайшем рассмотрении очевидно, что схематичные фигуры в его основе напоминают плуг.

Вторым символом считается звезда Сварога – знак, обладающий большой магической силой. Это квадрат, сплетенный с эллипсами, концы которых заострены.


Люди воспринимали Сварога как благодетеля, ведь благодаря ему познали, что такое тепло и жизнь, смогли освоить труд, получили новые знания и ресурсы для защиты своего имущества. Сварог считается олицетворением творческой силы и воином Света. Его изображали в виде главного воина в периоды войн. Облик божества дополняли бордовыми доспехами и мечом. Он походил на кузнеца, упорно трудящегося, но готового в любой момент выступить против врага.

Покровительствуя правде, воле и знаниям, Сварог создал заповеди, позволяющие сохранить тепло и жизнь, позволяющие понять основы Мироздания. Жар кузни в виде Огня Справедливости карал тех, чье сердце не было чистым.


Богу помогала птица , Вестник богов – передавала волю Сварога людям. Животное Сварога – огненный вепрь, в которого иногда обращался сам бог.

Неизменным символом Творца был молот, от удара которого о камень высекались искры, становящиеся впоследствии богами. Отсюда выражение «искра божья». По преданию, искра от молота Сварога, попавшая на человека, даровала тому талант.

Бог любил тех, кто был похож на него по темпераменту и складу характера. Он покровительствовал трудолюбивым и деятельным людям, ратующим за справедливость. Человек слова с твердой силой воли и закаленным характером, немногословный и практичный, мог рассчитывать на поддержку Сварога.


Исследователи славянской мифологии издали цикл книг о божествах пантеона наших предков. Они утверждают, что Сварог был богом, к которому обращались в сложных жизненных ситуациях, когда необходима магическая помощь. К нему прибегали, делая заговоры на щедрый урожай или выздоровление от тяжелой болезни, для возвращения близкого человека из трудного похода и праведного суда. С его помощью снимали порчу, прибавляли смелости и силы, укрепляли семейные узы.

Славяне, создавая обереги, вязали узелки и, обращаясь к Сварогу, заплетали наузы. Они помогали устранить наговоры и негативные мысли, очистить карму, найти любовь и создать семью, очистить сознание от искушений и страхов.

Экранизации

Легенды, связанные со славянским божественным пантеоном, не так популярны, как греческие мифы. Секретами языческих сказаний вдохновляются российские авторы, среди которых . Писатель создал цикл книг, объединенный названием «Сварог». Особенной популярностью у публики пользуется произведение «Чужие паруса».


Сегодня Сварог как киноперсонаж мельком упоминается в сказках и документальных лентах. Полноценного фильма об этом герое не существует, но интернет полон слухов о перспективах съемок полнометражной ленты по книге Александра Бушкова. Писатель подарил новую волну вдохновения поклонникам языческой славянской мифологии.

Сварог - бог неба у славян-язычников, отец всего сущего. Многие называют его отцом таких важных, значимых и почитаемых богов как Перун , Даждьбог - Радегаст, Семаргл. Сварог - Бог огня и огненной стихии, его власть и энергия происходят от небесного огня и небесной сферы. Сварог олицетворяет лучезарное солнце - явление постоянное, значительное и жизненно необходимое для существования человека. Именно Сварог подарил когда-то древним людям, которые верили в него и почитали его, инструменты для кузнечного дела. Научил их обрабатывать медь и железо и изготавливать из них прочные сельскохозяйственные орудия труда. Бог Сварог у славян-язычников то же, что Гефест у Древних греков.

Сварог - Бог света и огня

Бог, имеющий общеславянское значение. Сварог Бог света и всего, что светится и горит. Славянский корень “свар” означает нечто жгучее, сияющее. До сих пор во многих северных районах слово “вар” на местном наречии означает жар, горение. Или такое просторечное слово сварганить, означающее смастерить или сотворить нечто особенное, было некогда очень распространенным. Оно является производным от имени бога Сварог, который по преданиям был прародителем сыновей Сварожичей - Перуна, Даждьбога, Семаргла - Рарога. Так же и древнеиндийское слово “сварга” переводится как “небо”. Сварог - Бог Неба, ведь именно на небе пребывали и праведники, и боги.

Практически все небесные боги славян - язычников имеют огненную природу. Может это идет от древнего обычая почитать огонь, который когда-то подарили первобытному человеку небеса и дали возможность не угаснуть зародившейся жизни? Культ огня, как самой могущественной природной силы, по-прежнему сохраняется в народной традиции. Благодаря божественному огню люди сумели обрабатывать металлы и смогли создать по образу и подобию небесных много полезных земных предметов - молот и клещи, инструмент Сварога - кузнеца. Колесницу, или земную телегу с колесами, чтобы быть почти на равных с богами, которые пешком и не ходят. Чтобы те, кто его почитает и поклоняется, могли защитить свои земли, города и села от набегов жестоких захватчиков, Сварог обучил людей искусству изготавливать оружие. Отсюда, Сварог - Бог воинов.

Сварог - бог домашнего очага, достатка

Сварог - это пожилой, седой, мудрый, могучий старец, едущий по холодному и темному, суровому зимнему небу. Вся природа по-стариковски насупилась и нахохлилась, хоть и оделась в нарядные белые снежные одежды. Все жилища утеплены, в очагах горит огонь, готовится сытая еда, если был хороший, добрый урожай. При свете лучин выполняют домашнюю работу - шьют, вяжут, чинят или рассказывают сказки, поют песни и ждут рождения молодого Хорса. Он придет на смену серьезному и величавому Сварогу, и начнутся зимние праздники и забавы.

Славяне - язычники верили, что Сварог установил на земле справедливость, порядок и суд, а так же разделил людей на семьи. Каждый мужчина имел право иметь одну единственную женщину, а женщине мог принадлежать только один мужчина. Поэтому справедливо утверждение, что Сварог учредил брак в современном его понимании и нам, потомкам славян стоило бы славить не Гименея, а Сварога. Славянский Сварог - Бог Неба, мудрости, клятв, знаний, ремесел, кузнечного дела, покровитель брака и семейного очага. Покровитель охотников и воинов.

  • Предание гласит, что Сварог сам выковал первый плуг весом в 40 пудов и научил людей пахать и засевать землю. Поэтому его почитали не только как Бога - ремесленника, но и Бога - земледельца.
  • Хотя изображение Сварога отсутствует среди прочих славянских идолов, которые были установлены в 980 году князем Владимиром на Киевском холме, это свидетельствует, что во времена Древней Руси Сварог был не оформившимся божеством, а олицетворял собой природную стихию огня.

— сын Рода, Бог неба, родоначальник Богов природных сил — Даждьбога, Стрибога, Перуна. Иногда изображался в виде воина на коне, с четырьмя головами, символизирующими четыре стороны света и с рогом изобилия в руке. На острове Рюген (он же — знаменитый остров Буян) в Арконе стоял огромный храм этого Бога.
Имя «Сварог» происходит от древнерусского «Сварга» (Небеса), где корень «свар» означает «творение», «созидание», а равно «горение» и «жар». Иными словами, Сварог – это «Небесный Творец», «Небесный Огонь».
Сварог по некоторым легендам — Бог-создатель Мидгард-Земли (в отличие от Рода, создателя Вселенной), и к его имени восходит слово «сварганить», правда, за годы христианства оно приобрело пренебрежительный оттенок. Кроме того, Сварог — Бог единобрачия у южных славян, к его эре (около 2000 лет до н.э.) относят переход к моногамии.
Сварог признавался и Богом плодородия; к нему воссылались мольбы (от слова «молвить» ) об изобилии плодов земных; по его рогу, наполненному вином (вино — символ дождя), гадали о будущем урожае. Время зимнего поворота солнца, предвещающее грядущее торжество Святовида над нечистой силой, получило название святок, а весенний праздник пробуждения природы, появления молниеносных облаков и дождевых ливней — название святой, или светлой, недели.

Сварог как часть мироздания

-ВСЕЛЕННАЯ
С небесами Сварог связан не случайно, ибо Он и есть сами небеса, но не небесная сфера Земли, а вся наша Вселенная в целом.
Современная наука утверждает, что с момента Большого взрыва (рождения нашей Вселенной, и начала ее формирования) прошло 13,7 миллиардов лет (с допущением ошибки в 200 млн. лет). Это время и есть Рождение Сварога.
По форме наша Вселенная плоская и со времени взрыва расширяется со все более снижающейся скоростью. Процесс расширения никогда не остановится. Не будет и сокращение коллапса, как иногда считают некоторые ученые. Анализ МВ-радиации показал, что на 4% Вселенная состоит из «обычной материи» – атомов. На 23% – это «холодная темная материя», знания о которой пока крайне ничтожны. Оставшиеся 73% представлены «экзотической темной энергией», о которой известно еще меньше.
Расширяясь, Вселенная совершает круговое движение вокруг своего Центра. Это движение называется «Коло Сварога».
Вселенское Коло Сварога – вращение Вселенной вокруг своего центра и своей оси. Великое Коло Сварога – вращение Галактик вокруг центра Вселенной; Большое Коло Сварога – вращение Звёздных Систем вокруг центра Галактики; Малое Коло Сварога – вращение планет Звёздной Системы вокруг центра Системы.

Галактика вращается вокруг своей центральной области. В центре Галактики сосредоточена лишь сравнительно небольшая часть звезд. Поэтому вращение Галактики имеет свои особенности: с увеличением расстояния от центра изменяется и угловая, и линейная скорости вращения Галактики (угловая скорость убывает, а линейная, сначала возрастает, а затем, достигнув максимума, начинает убывать). Солнце как раз находится на том расстоянии от центра Галактики, где линейная скорость звезд максимальна. Солнце и ближайшие к нему звезды движутся вокруг центра Галактики со скоростью 250 км/c, совершая полный оборот примерно за 200-220 млн. лет (Большое Коло Сварога ).
День или Ночь Сварога – это земная эра, которая длится около 2160 лет. Две эры Земли составляют Сутки Сварога . А шесть Суток Сварога или двенадцать земных эр составляют Неделю Сварога или эпоху Земли с периодом в 25920 лет.
В ведической символической традиции описание Вселенной представлено четырьмя ликами и волосами Сварога, где первый лик – это Белбог, второй – Лада, третий – Чернобог, четвёртый – Морена, а волосы – Волос (Велес). Все вместе они являются Вселенскими Богами или Богами Высшего Пантеона.
Четыре Лика Сварога образуют Крест. При этом мужские лики находятся по одной линии креста (вертикаль), а женские по другой (горизонталь).
Крест – культовый знак, который восходит еще к каменному веку. В древности его носили на груди, подобно позднейшим христианам, египтяне, ассирийцы, этруски, эллины; существовал такой обычай и у американских индейцев. У славян «крест» изначально являлся символом Бога Сварога, но в дальнейшем стал символом и любого иного Бога.
У египтян, крест, как священный символ, появился в эпоху Среднего царства, но в качестве «знака жизни» он был известен и в памятниках Древнего Царства.
В отличие от ряда других культовых символов, которые бытовали в более или менее ограниченном ареале, этот знак был известен почти во всем мире. Так, он фигурирует в орнаменте народов Африки, Океании и доколумбовой Америки. Но все же, чаще всего знак креста как культовый символ или как декоративный мотив встречается в древних памятниках Восточной Европы и Передней Азии.
В пределах переднеазиатского раннеземледельческого ареала, охватывавшего территории нынешних Турции, Ирана, Сирии, северной части Ирака, культовый знак креста появился около VII тыс. до н.э. и получил повсеместное распространение к IV тыс. до н.э.
В регионе юга России и Северного Кавказа кресты обнаруживаются на керамике, в металле и в наскальных росписях с эпохи бронзы. Учитывая столь давнее появление здесь этого культового символа, можно понять, почему он пользовался в дальнейшем таким почитанием, как у христиан, так и мусульман.
У последователей «Новой Веры» почитание креста вначале вызывало немалый протест, ибо это был известный «языческий» символ. Но для массы новообращенных крест был привычным священным и всеми почитаемым знаком, поэтому он перешел в христианство, как и многие другие элементы ведической культуры: свастика, шестиконечная звезда и т.д.
Культовое изображение распятия появилось лишь в IV веке, уже после того, как была отменена такая казнь, а утвердилось оно в качестве почитаемой христианской эмблемы лишь в начале VI века.
В отличие от символа Жизни – простого креста или креста с изображением лика Бога, – «распятие», с точки зрения ведической культуры, является символом Смерти. Человек, носящий на себе этот символ, привносит в свою жизнь дисгармонию и болезни, он отвращается от мирской жизни, глаза его тухнут и постепенно он становится «живым смердящим трупом» (или как говорили наши предки – «смердом»). Крещение же «распятием» наносит на человека настоящую печать Смерти, которая разлагает вольный Дух человека, превращая его в послушного раба.
Каждый Вселенский Бог является Державным Коном одного из Миров Вселенной. Всего таких Мира четыре: ПРАВЬ (Вышний Мир, управляющий Мирозданием), НАВЬ (неявленный, невидимый Мир), ЯВЬ (явленный, видимый нами Мир), Междумирие (переходный мир).
В каждом Мире есть свои многие Реальности и малые Миры. Лишь в Междумирии, которым управляет Бог Волос (Велес), существует всего одна безвременная Реальность и нет малых Миров.
Белбог и Лада представляют Мир Яви, «Этот Свет», который часто именуется «Белым», а потому Они и называются светлыми Богами или Богами Света. Чернобог же с Мореной представляют «Тот Свет», который для людей является «Тёмным» (невидимым), а потому и Боги сии называются тёмными Богами или Богами Тьмы. Бог Волос занимает серединное положение в Междумирии, а потому является Серым Богом, представляющим все Миры сразу.
Принято считать, что Белбог и Лада породили первых Богов и духов явьего мира, а Чернобог и Морена – первых Богов и духов навьего мира. Однако это верно только отчасти, ибо любая жизнь явьего мира приходит в него из Нави и туда же возвращается. Поэтому правильнее было бы считать родителем первобогов единого четырёхликого Сварога, когда в процессе рождения Богов одновременно принимают участие все Боги Высшего Пантеона.
Миры Правь-Навь-Явь составляют Мировую Троицу. Белбог, Чернобог и Волос являются Державной Мировой Троицей, олицетворяющей мужское проявление Сварога. Лада, Морена и Волос – являются Державной Покровительствующей (Покрывающей) Троицей, олицетворяющей женское проявление Сварога.
Белбог, Лада и Волос – есть Святочная Светлая Троица, управляющая миром Яви, а Чернобог, Морена и Волос, соответственно – Святочная Тёмная Троица, управляющая миром Нави.
Символически каждая троица образует треугольник – Тригон. Соединение треугольников двух Святочных Троиц составляют шестиконечную фигуру – Логос.
Шестиконечная фигура считается специфически еврейским символом. Но она приобрела это значение сравнительно недавно. Свидетельства об использовании этой графемы в Древнем Израиле единичны; она чаще встречается в памятниках древних культур. Впервые Логос стал использоваться евреями как собственный символ в XII-XIV веках; тогда же появилось и иное название – Маген-Давид (Щит Давида). А с XV века его стали изображать и на обложках еврейских книг.
Шестиконечная звезда возникла в начале неолита. Древнейшие примеры шестиконечной звезды состоят из шести треугольников (знаки облаков) по периметру диска (знак неба), т.е. имеют вид зубчатой розетки с шестью зубцами.
В числе древних графем есть такие, которые читаются как «шесть сторон света» («шесть сторон Яви»). Например, в Древней Индии шестиконечная звезда служила символическим выражением понятия «шесть сторон горизонта».
Шестиконечный знак в виде шестиугольника или шестилепестковой фигуры присутствует в орнаментах славянской одежды, на мусульманских памятниках, на древних христианских надгробиях, а также в орнаментации христианских храмов и на окладе Евангелия.
Символ Троицы – Трёхдужник, который часто встречается в славянских узорах и на кельтских крестах, символизирует Вечность непрерывностью своей линии, а треугольник внутри обозначает Единство тройственности.
Учение каждой Троицы называется Тризна – триединое знание о жизни, смерти и возрождении. А человек, который живёт в соответствии с этими знаниями, по правилам (по Прави), т.е. своей духовной жизнью ПРАВЬ СЛАВИТ – именуется православным человеком.
Жизнь православного человека нацелена на достижение Божественной Святости, поэтому он должен упорно и постоянно развиваться и взрослеть духовно.

Сварог как сущее (воплощённое) божество

Сварог творит не магией или словом, а руками. Он создает материальный мир. Он сварганил (сварил, создал) и нашу землю — нашел бел-горюч камень Алатырь, взял его в руки и вспенил им океан. Загустевшая пена стала первой сушей. В индийских Ведах это творение названо Пахтанием океана.
Алатырь Сварог использовал и для других важных целей: ударял по нему молотом и из разлетающихся во все стороны искр рождались новые Боги и ратичи — небесные воины.
В более поздние времена (греки называли его кентавром Хироном) построил вокруг Алатыря . Так появилось слово алтарь - самое святое место в храме.
Приходя к людям, Сварог научил людей добывать огонь и с помощью его плавить руду и обрабатывать металл. Поэтому любая кузница или горн (металлургическая печь) – это уже капище Сварога.
Сварог научил людей и готовить (творить) продукты из молока, поэтому основные требы Сварогу приносят сыром (сырниками) и творогом — символами небесных хлебов.
Научил Сварог людей также и нравственности и почитанию поконов.
Сварог не эмоционален и не жалостлив. Он оценивает любую нашу вибрацию (мысль), как соответствующую просьбу. О чем думали, то и будет сотворено. Что сотворено, то и получите. Что получили, то и проживете, а как проживете, о том и будете думать – такой замкнутый круг. Всегда надо находиться в радостных, благополучных и созидательных мыслях.
Вышний Бог Сварог очень любит живую Природу и бережет различные растения и наипрекраснейшие, редкие цветы.
Сварог — Хранитель и Покровитель Небесного Вырия (Славяно-Арийского райского сада), посаженного вокруг Небесного Асгарда (Града Богов), в котором собраны со всех Светлых Миров всевозможные деревья, растения и наипрекраснейшие, редчайшие цветы со всей подконтрольной ему Вселенной.
Но Сварог заботится не только о Небесном Вырии, и о Небесном Асгарде, но также заботится о Природе Мидгард-Земли и других схожих с ней Светлых Земель, находящихся у Рубежа между Светлыми и Темными Мирами, на которых Он создал прекрасные Сады, подобные Небесному Вырию.
Посылаемая Сварогом на Мидгард-Землю плодотворная сила лучей Ярилы-Солнца и дождевых ливней согревает и питает растительный и животный мир земного Сада-Вырия возле Асгарда Ирийского, а также согревает и питает растительный и животный мир всего Мидгарда.
Вышний Бог Сварог дает необходимую растительную пищу птицам и животным. Людям он указал, какую им необходимо пищу выращивать для питания Родов своих и какой пищей нужно кормить прирученных птиц и животных.
Вырий Сад примыкает к Небесному Асгарду (Граду Богов), в центре которого находятся Величественные Хоромы Сварога. Великий Бог Сварог является постоянным Хранителем Небесного Чертога Медведя во Сварожьем Круге.
Вышний Бог Сварог установил Небесные Каноны восхождения по Златому Пути Духовного Развития. Этим Канонам следуют все Светлые Гармоничные Миры.

Оберег Чертога Медведя во Сварожьем Круге

Заповеди Родных Богов.
Заповеди Бога Сварога.

1.Почитайте друг друга, сын мать и отца, супруг супругу, живите в согласии.
2.На единую жену должен муж посягать, а иначе спасения вам не узнать.
3.Убегайте от кривды и следуйте правде. Чтите Род свой и Род Небесный.
4.Почитайте вы три дня на недели: третий, седьмой и девятый. Почитайте великие праздники. А посему следует поститься всем людям в третий и седьмой дни. А ежели кто в девятый день трудится, то не будет ему прибытка ни по жребию, ни по таланту, во другие дни без изъяна. День седьмой – человекам, скотам и рыбам на покой дан, на отдых телесный. Друг ко другу ходите, друга дружку любите, будет радостно вам — пойте гимны Богам.
5.Почитайте Великий пост от Сожжения Марены и до свадьбы Дживы. Берегитесь, люди, в это время кривды, сохраняйте строго от съедения чрево, руки от сграбления, и от хулы – уста.
6.Почитайте яйца в честь яйца Кащея, что разбил Даждьбог наш, вызвав тем потоп.
7.Почитайте Страстную неделю как скорбел Даждьбог наш от распятия до спасения Лебедем Дживы, так и вы скорбите смиренно и не пейте питья хмельного и не скажите бранного слова.
8.Почитайте дни Купальские. Вспоминайте победу Перунову, как Перун победил змея зверя Скипера и как сестрам своим он свободу дал, как очистил их в водах Ирия.
9.Почитайте Перунов день, как Перун к Диве сватался, как Перун Ния победил, и с небес низверг Бога Велеса.
10.Почитайте Ладу-Матушку и Рода Небесного – покровителей Родов Расы Великой и Рода Небесного.
11.После жатвы своей вспоминайте о дне Златогорки, почитайте также день Волха многомудрого, сына Индры – Ясна сокола.
12.Почитайте день Макоши Матушки, Святозара великой матери небесной Богородицы.
13.Почитайте день Тарха Даждьбога, вспоминайте его женитьбу.
14.Почитайте Великую Инглию и Богов ваших, которые — суть посланцы Бога Рода Единого.
15.Почитайте старость и защищайте младость. Познавайте мудрость, что оставили вам Предки ваши.
16.Круг с другими Родами живите в согласии, помогайте, когда просят вас о помощи.
17.Не щадите живота своего для защиты дома своего, Рода своего, и Святой Веры своей, для защиты Святой земли своей.
18.Не навязывайте Святу Веру насильно людям, но помните, что выбор веры – личное дело каждого.
19.Почитайте ПАСХЕТЪ, и помните о пятнадцатилетнем переходе из Даарии в Рассению, яко в шестнадцатое лето Предки наши славили Род Небесный за спасение от потопа Великого.
20.Живите в союзе с природою и не губите её, ибо она опора жизни вашей, и всего Рода живого.
21.Не приносите на алатырь жертвы кровавые, не гневите Богов ваших, ибо мерзко для них принимать кровь невинную от созданий божьих.
22.Защищайте рукою крепкой ваши Капища и Святилища, помогайте всеми силами вы странникам и капенам, что хранят Тайну Древнюю, Слово Божие, Слово Мудрое.
23.Не питайтесь пищей с кровию, ибо будете яко звери дикие, и болезни многие поселятся в вас. Вы питайтесь пищей чистою, что растет на полях ваших, во лесах и во садах ваших, и обрящете вы тогда силы многие, силы светлые и не настигнут вас хвори и боли, мучения со страданиями.
24.Не стригите власы русые, власы разные и с сединами, ибо мудрость Божию не постигнете и здоровье потеряете.
25.Воспитай отец сынов с дщерями, приучи их к жизни праведной, воспитайте в них трудолюбие, уважение к младости и почтение к старости. Освяти их жизни Святой Верой и Мудростью Первопредков.
26.Не хвалитесь своей силой перед слабыми, чтобы восхваляли и боялись. Обретайте силу и славу в битвах с ворогом.
27.Не глагольте ложного супротив ближнего вашего, сберегите от хулы уста ваши.
28.Творите деяния добрые да во славу Рода Небесного, да великих Предков ваших и Святой земли вашей.
29.Кои деяния сотворяще вам люди, такие же сотворяше и вы, ибо какждое деяние своею мерою мерится.
30.Даруйте десятую часть от достатка вашего Богу Единому, а сотую часть от достатка дружине вашей, дабы охраняли они землю вашу.
31.Не отвергайте незнаемое и необъяснимое, но постарайтесь незнаемое познать, а необъяснимое объяснить, ибо Боги помогают стремящимся к познанию.
32.Не отнимайте жизни у ближнего вашего, ибо не вы ее дали, а Боги, но не щадите жизни ворогов, что нападают на Землю вашу, ибо они против воли Богов пошли.
33.Не принимайте подношения, воздаяния за деяния, что сотворены вами при помощи дара Богов, и за деяния, ибо пропадет дар Богов вам данный, и не будет глаголить никто, что благое творите.