Что такое Колесо Сансары, как оно работает? Точки выхода − правила по которым можно выйти из Колеса. Колесо сансары - законы круговорота жизни Колесо сансары

Ч то значит «колесо сансары»? как таковой существовало в древней Индии в среде брахманов ещё до учения Будды Шакьямуни. Самое первое упоминание найдено в Упанишадах, где раскрываются законы и природа всего сущего. В текстах говорится, что высшие существа пребывают в блаженной нирване, а все остальные, омрачённые тремя умственными ядами, вынуждены вращаться в колесе перерождений, затянутые туда законами кармы.

Сансара полна страданий, поэтому главная цель всех существ - найти выход и вернуться в состояние совершённого блаженства. Многие поколения мудрецов искали ответ на вопрос «Как разорвать колесо сансары?», но толкового способа не было, пока не достиг Просветления. Именно буддизм разработал чёткую концепцию сансары () и представил её как отлаженный механизм причинно-следственных связей, основанных на принципах кармы и реинкарнации. Понятие сансары можно озвучить как непрекращающийся круговорот рождений и смертей живых существ во всех проявленных мирах Вселенной. Если переводить слово «сансара» дословно, то оно означает «скитание, длящееся вечно». Согласно буддийскому учению о Просветлении, то есть выходе из круговорота жизни и смерти, существует бесчисленное множество миров и бесчисленное множество живых существ, которые проявляются в этих мирах и действуют в них каждый согласно своей карме.

Колесо сансары в буддизме - это совокупность всех миров, находящихся в постоянном движении и трансформации, ничто в них не является постоянным и незыблемым.

Изменчивость - основной атрибут всего проявленного, поэтому изображают сансару в виде колеса, совершающего беспрерывно один оборот за другим.

Круг жизни, колесо сансары – его вращение символизирует непрерывность и цикличность событий во Вселенной.

Упрощённый символ колеса сансары - обод и восемь спиц, соединяющих его со ступицей. По преданию, Будда сам выложил его рисом на песке. Спицы колеса означают лучи истины, исходящие от учителя (по числу ступеней ).

Лама Гампопа, живший в 1079-1153 гг., определил три основные характеристики сансары. По его определению, природа её есть пустота. То есть, все проявленные миры, какие только возможны, не являются реальными, они не несут в себе истины, базиса, основы, они эфемерны и беспрестанно изменчивы, как облака в небе. Не стоит искать истину в бесплотной фантазии, а постоянство - в изменчивом. Второе качество сансары - её появление есть иллюзия. Всё, что окружает живых существ, а также формы воплощения самих существ являются обманом, миражом, галлюцинацией. Как и любая иллюзия, не имеющая под собой основы, сансара может нести бесчисленное число проявлений, она может принимать все мыслимые и немыслимые формы, выражаться в бесконечном числе образов и явлений, которые, едва возникнув и не имея под собой реальной основы, тут же трансформируются в другие, изменяются или исчезают в соответствии с законами кармы. Третий атрибут самый важный, ибо главная характеристика сансары - страдание. Но заметим, что буддисты в понятие «страдание» вкладывают немного иной смысл, чем мы привыкли.

Термин «страдание» в буддийском учении не является антиподом счастья или удовольствия. Страдание можно определить как любую эмоциональную нестабильность, любую активность ума, порождающую новые эмоции и переживания. Если найти значение, противоположное страданию, то для буддиста им станет состояние совершённого спокойствия, умиротворения, свободы и внутреннего блаженства. Не эйфории и праздной неги, а ощущения вселенского мира и гармонии, законченности и целостности.

А мирская жизнь, с её суетой и заботами, даже и не пахнет таким покоем и полным духовным равновесием. Вот поэтому всё, что связанно с сансарой, будь то радость, печаль, восторг или горе, связывается со страданием. Даже, казалось бы, положительные моменты причиняют дискомфорт. Имея нечто, мы допускаем мысль об утрате и страдаем. Любя кого-то, мы страшимся разлуки. Достигнув чего-то, мы видим, что это не вершина, есть цели сложнее и выше, и снова страдаем. И, конечно, страх смерти как страх потерять всё, включая тело и собственную жизнь, кажущуюся единственной.

Согласно ведическим текстам, один оборот колеса Сансары соответствует временному интервалу, называемому кальпой (1 день жизни бога Брахмы). В буддийской же традиции Брахма тут ни при чём, мир возникает из-за наличия кармических предпосылок, оставшихся после разрушения предыдущего мира. Как существо в Сансаре рождается и умирает, следуя карме, так и миры возникают и разрушаются под действием того же закона. Один цикл колеса называется Махакальпа и состоит из четырёх частей по 20 кальп. В первую четверть мир формируется и развивается, во второй период он стабилен, в третий - деградирует и гибнет, в четвёртый - пребывает в непроявленном состоянии бардо, формируя кармические предпосылки для очередного воплощения. Расхожее выражение «колесо Сансары дало оборот» обычно применяют в значении смены эпох, когда происходит ломка старого и возникновение нового.

Колесо сансары в буддизме играет огромную роль, составляя основу учения об освобождении. Учение об освобождении от круговорота рождений и смертей основано на четырёх утверждениях, называемых Благородными истинами, которые Будда Шакьямуни сформулировал после своего Просветления. Познав истинную сущность сансары, он не только открыл заново все законы кармы, но и нашёл способ разорвать круг перерождений.


Четыре благородные истины Будды Шакьямуни:

Выйдя из медитации, Будда сформулировал четыре основных открытия, совершённые им в процессе Просветления. Эти открытия названы Благородными истинами и звучат как:

  1. Дукха (боль) - всё в земной жизни пронизано страданиями.
  2. Самудая (желание) - причинами всех страданий являются нескончаемые и неутолимые желания.
  3. Ниродха (окончание) - страданиям приходит конец, когда отсутствуют всякие желания.
  4. Магга (путь) - источник страданий – желания – можно искоренить, следуя особым методикам.

Дукха означает, что ум омрачён неведением, он подобен глазу, который видит всё, кроме себя самого, и из-за этого воспринимает мир двойственно, отделяя себя от него. Восьмеричный путь - средство, помогающее уму увидеть себя, осознать иллюзорность окружающего мира, преодолев пять препятствий:

  1. Привязанности - желание обладания и удерживания возле себя.
  2. Гнев - отторжение.
  3. Ревность и зависть - нежелание счастья другим.
  4. Гордыня - возвышение себя над другими.
  5. Запутанность и невежество - когда ум не знает, чего он хочет и что для него есть благо, а что - вред.

Самудая означает, что омрачённый ум полон разноречивых эмоций, жёстких концепций, принципов и самоограничений, которые не дают ему пребывать в покое и постоянно толкают из крайности в крайность.

Ниродха предполагает, что, искоренив неведение, ум вернётся в гармоничное состояние, преобразовав бурлящие эмоции и ограничения в мудрость.

Магга - указание на методы борьбы с неведением.

Методы избавления от желаний и достижения освобождения собраны в учении Срединного пути, называемом также Восьмеричным благородным путём.

Карма и реинкарнация

Определение колеса сансары, как уже говорилось выше, тесно связано с такими понятиями, как карма и реинкарнация.

Реинкарнация

Понятие реинкарнации, знакомое многим верованиям, предполагает наличие у живых существ как смертных временных тел, так и бессмертных, более тонких и даже вечных оболочек, неуничтожимого сознания, или «искры божьей». Согласно теории реинкарнации, существа, воплощаясь в разных мирах, отрабатывают определённые навыки, выполняют возложенные на них миссии, после чего, оставляя смертное тело в этом мире, переходят в новое тело с новой миссией.


О феномене реинкарнации ведётся много споров. Наиболее часто реинкарнация упоминается в индуизме. О ней говорится в Ведах и Упанишадах, в Бхагавад Гите. Для жителей Индии это такое же общепринятое явление, как восход и закат. Буддизм, основанный на индуизме, развивает теорию реинкарнации, дополняя её знанием закона кармы и путями выхода из колеса сансары. Согласно буддийскому учению, круговорот рождения и смерти составляет основу изменчивой сансары, никто не обладает абсолютным бессмертием, и никто не живёт единожды. Смерть и рождение есть лишь трансформация для определённого существа, которое является частью изменчивой Вселенной.

Даосисты также принимали идею перевоплощения души. Считалось, что Лао Цзы жил на земле несколько раз. В трактатах даосов есть такие строки: «Рождение не является началом, так же как и смерть - концом. Существует безграничное бытие; существует продолжение без начала. Бытие вне пространства. Непрерывность без начала во времени».

Каббалисты считают, что душа обречена воплощаться в смертном мире раз за разом, пока не воспитает в себе высшие качества Абсолюта, чтобы быть готовой соединиться с ним. Пока существо омрачено эгоистичными помыслами, душа будет попадать в смертный мир и подвергаться испытаниям.

Христиане тоже знали о реинкарнации, но на пятом Вселенском соборе в VI веке информация о ней была запрещена, и все упоминания были изъяты из текстов. Вместо череды рождений и смертей была принята концепция одной жизни, Страшного Суда и вечного пребывания в Аду или Раю без возможности оные покинуть. Согласно же индуистским и буддийским знаниям, душа попадает в Рай и Ад, но лишь на время, в соответствии с тяжестью совершённого греха или значимостью благой заслуги. Некоторые учёные считают, что сам Иисус рождался на земле до тридцати раз, прежде чем воплотиться в качестве миссии из Назарета.

Ислам напрямую идей реинкарнации не поддерживает, склоняясь к христианской версии Суда и ссылки души в Ад или Рай, но в Коране встречаются упоминания о воскресении. Вот, например: «Я умер камнем и воскрес растением. Я умер растением и воскрес животным. Я умер животным и стал Человеком. Чего мне страшиться? Разве смерть обокрала меня?» Можно предположить, что изначальный текст книги тоже подвергся изменениям, хотя исламские богословы это, конечно, отрицают.


Знали о реинкарнации зороастры и майа, идею отсутствия жизни после смерти считали абсурдной египтяне. Пифагор, Сократ, Платон не находили в идеях перевоплощения души ничего удивительного. Приверженцами реинкарнации были Гёте, Вольтер, Джордано Бруно, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, А. Конан-Дойль, Лев Толстой, Карл Юнг и Генри Форд.

Состояние бардо

В буддийских текстах также есть упоминание о «состоянии бардо» - промежутке времени между рождениями. Дословно оно переводится как «между двумя». Насчитывают шесть типов бардо. В разрезе круговорота сансары интересны первые четыре:

  1. Бардо Процесса Умирания. Промежуток времени между началом заболевания, приводящего к смерти, или травмой тела и моментом, когда ум и тело разъединяются. Это время агонии - чрезвычайно важный момент. Способность сохранять в нём самоконтроль имеется только у тех, кто добросовестно практиковал в течение жизни. Если получилось удержать ум под контролем, это великое достижение, в противном случае в этот момент человек будет испытывать сильную боль. Страдания большинства людей в момент смерти бывают чрезвычайно сильными, если же некто накопил много хорошей кармы, то у него будет поддержка. В этом случае, например, человек может переживать видения святых или божеств, являющихся для помощи в этот трудный час. Предсмертные моменты жизни также важны. Переживания, наполняющие ум перед последним вздохом, имеют огромную силу и дают немедленный результат. Если человек имеет благую карму, то он спокоен и не испытывает мук. Если же имеются грехи, о которых человек сожалеет, то раскаяние, проявленное сейчас, поможет очиститься. Молитвы также имеют огромную силу, а благие пожелания немедленно исполняются.
  2. Бардо Дхарматы . Интервал вневременной природы. Ум после освобождения от сигналов, поступающих от органов чувств, переходит в изначальное равновесное состояние своей природы. Истинная природа ума проявляется у каждого существа, так как все обладают изначальной природой Будды. Если бы существам не было присуще это основополагающее качество, то они никогда бы не смогли достичь Просветления.
  3. Бардо Рождения .Время, в котором ум формирует предпосылки к перерождению. Длится от момента выхода из состояния бардо Дхарматы и возникновения неясных кармических предпосылок до момента зачатия.
  4. Бардо Между Рождением и Смертью , или Бардо Жизни . Это обычное повседневное сознание в течение жизни от зачатия и до бардо процесса умирания.
  5. Также выделяют два дополнительных состояния сознания:

  6. Бардо Сна . Глубокого сна без сновидений.
  7. Бардо Медитативной Концентрации . Состояние медитативного сосредоточения.

Карма

Понятие кармы можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект: - это деятельность, имеющая результат. В буддийской традиции карма имеет смысл любого действия. Действием здесь может выступать не только совершённое деяние, но также слово, мысль, намерение или недействие. Все проявления воли живых существ формируют его карму. Второй аспект: карма есть закон причинно-следственной связи, пронизывающий все явления сансары. Всё взаимообусловлено, имеет причину, имеет следствие, ничего не происходит без причины. Карма как закон причинно-следственных связей является основополагающей концепцией в буддизме, объясняющей механизмы процессов рождения и смерти, а также путей прерывания этого круговорота. Если рассматривать карму с этой позиции, то можно дать несколько классификаций. Первая делит понятие кармы на три основных типа:

  • карму
  • акарму
  • викарму

Слово «карма» в этой классификации имеет значение благих деяний, которые ведут к накоплению заслуг. Карма накапливается, когда живое существо действует в соответствии с законами Вселенной и не помышляет об эгоистических выгодах. Деятельность, приносящая пользу окружающим и миру, самосовершенствование - это есть карма. Карма, согласно законам реинкарнации, ведёт к перерождению в более высоких мирах, к уменьшению страдания и открытым возможностям для саморазвития.

Викарма - противоположное понятие. Когда некто действует вопреки законам Вселенной, преследует исключительно личные выгоды, наносит вред миру, то он накапливает не заслуги, а воздаяние. Викарма становится причиной перерождения в нижних мирах, страданий, отсутствия возможности к саморазвитию. В современных религиях викарма называется грехом, т. е. погрешностью относительно мирового порядка, отклонением от него.

Акарма - особый вид деятельности, при котором не происходит ни накопления заслуг, ни накопления воздаяния, это деятельность без последствий. Как такое возможно? Живое существо действует в сансаре согласно указаниям и мотивам своего эго. Абстрагируясь от своего «я» и совершая деяния в качестве не деятеля, а всего лишь инструмента, не источника воли, а проводника чужих идей, существо перекладывает кармическую ответственность на того, чьим именем совершает деяние. Сложность в том, что при этом следует полностью исключить собственные мотивы, суждения, волю, не ожидать от своих дел никаких наград, похвалы, ответных услуг, всецело предав себя в руки носителя идеи. Это деятельность, приносимая в качестве бескорыстного жертвования. Акарма - это деяния святых подвижников, которые творили чудеса именем Божьим, и служение преданных жрецов, вверявших себя воле почитаемого божества; это подвиги и самопожертвование во имя справедливости и спасения страдающих, это деятельность монахов, которые согласно закону Дхармы (закон мировой гармонии) несут благо живым существам из любви и чувства единства со всем мирозданием, ничего не ожидая взамен; это действия, совершаемые из любви и сострадания.

Последний вид кармы напрямую связан с Просветлением, так как позволяет победить своё ложное эго.

Вторая классификация делит карму с точки зрения проявления следствий.

Прарабдха-карма , или последствия деяний, переживаемые сейчас, в этом рождении. Это воздаяние, получаемое за совершённые деяния. Тут о карме можно говорить как о «судьбе».

Апрарабдха-карма , или последствия, которые неизвестно когда и как проявятся, но уже сформированные причинно-следственной связью. Идёт программирование следующих воплощений.

Рудха-кармой называют последствия, которые ещё не наступили в проявленном мире, но человек чувствует их наступление интуитивно, как бы стоя на пороге.

Биджа-карма - это не сами последствия, а причины последствий, которые ещё не сформировали ответную реакцию, но обязательно проявятся. Это посеянные семена, ещё не давшие корней и всходов.


Как ясно из вышеизложенного, закон кармы предполагает всеобщую обусловленность, то есть все события причинно связаны. Вращение колеса сансары происходит благодаря этой связи. Одно цепляет другое и так далее до бесконечности.

Как выйти из колеса сансары?

Благие и неблагие деяния

Основной причиной, затягивающей существ в круговорот перерождений, являются три яда, обозначаемые символически в виде свиньи невежества, петуха страсти и змея гнева. Искоренение этих омрачений помогает освободиться от негативной кармы и найти выход из колеса сансары. Согласно буддийскому учению, есть десять благих и десять неблагих видов поступков, создающих ту или иную карму.

Негативные поступки состоят из действий тела, речи и ума. Телом можно согрешить, совершая убийство из глупости, гнева или желания удовольствия. Совершая кражу силой или обманом. Совершая измены партнёру, изнасилования или всякие извращения сексуального характера.

Речью можно согрешить, солгав во вред другим и на пользу себе, создав ссору, сплетничая и злословя: грубя собеседнику напрямую или за спиной, отпуская обидные шутки.

Умом можно согрешить, имея неправильные (не соответствующие истине) взгляды, враждебные мысли в отношении других людей или их деятельности, жадные помыслы об обладании чужим или привязанности к своему имуществу, жажде богатства.


Десять положительных деяний очищают ум и ведут к освобождению. Это:

  1. Спасение жизни любых существ: от букашки до человека.
  2. Щедрость, причём не только в отношении материальных вещей.
  3. Верность в отношениях, отсутствие половой распущенности.
  4. Правдивость.
  5. Примирение враждующих.
  6. Мирная (доброжелательная, мягкая) речь.
  7. Непраздная мудрая речь.
  8. Удовлетворённость тем, что имеешь.
  9. Любовь и сострадание к людям.
  10. Понимание природы вещей (знание законов кармы, постижение учения Будды, самообразование).

По закону кармы все деяния живых существ имеют свой уникальный вес и не подлежат взаимозачёту. За хорошие поступки следует награда, за плохие - воздаяние, если в христианстве есть принцип «взвешивания» суммарных заслуг и грехов, то в отношении колеса сансары и учения Будды за все придётся рассчитываться индивидуально. Согласно древнему индийскому эпосу Махабхарата, где описаны жизни как великих героев, так и великих грешников, даже герои попадают в ад, чтобы искупить свою плохую карму, прежде чем вознестись на небо, а злодеи, прежде чем низвергнуться в ад, имеют право пировать с богами, если у них есть определённые заслуги.

Изображение колеса сансары

Обычно символично колесо сансары изображают в виде старинного колесничного с восемью спицами, но также есть каноническое изображение круговорота жизни и смерти, распространённое в буддийской иконографии. Танка (изображение на ткани) содержит множество символов и иллюстраций процессов, происходящих с душой в круговороте перерождений, и имеет указание то, как выйти из колеса сансары.


Центральное изображение самой сансары вмещает один центральный круг и четыре окружности, поделённые на сегменты, иллюстрирующие действие закона кармы. В центре всегда находятся три существа, обозначающие три главных яда ума: невежество в образе свиньи, страсть и привязанность в образе петуха и гнев и отвращение в виде змея. Три этих яда лежат в основе всего круговорота сансары, существо, чей разум омрачён ими, обречено перерождаться в проявленных мирах, накапливая и искупая карму.

Второй круг называется Бардо, по названию состояния между рождениями, которое было описано выше. Он имеет светлую и тёмную части, символизируя благие заслуги и грехи, которые ведут либо к перерождению в высших мирах, либо в адах соответственно.

Следующий круг имеет шесть частей по числу шести типов миров: от самых мрачных к самым светлым. В каждом сегменте также изображён Будда либо бодхисатва (святой учитель дхармы), приходящий в данный мир из сострадания, чтобы спасать живых существ от страданий.

В соответствии с буддийским учением миры могут быть:


Хотя миры и расположены по кругу, переродиться можно как снизу вверх, так и сверху вниз, из человеческого мира можно вознестись в мир богов или упасть в ад. Но на мире людей надо остановиться поподробнее. По мнению буддистов, человеческое рождение наиболее выигрышное, так как человек балансирует между нестерпимыми страданиями адов и самозабвенным блаженством богов. Человек может осознать закон кармы и встать на путь освобождения. Часто человеческую жизнь называют «драгоценным человеческим рождением», так как существо получает шанс найти выход из круговорота сансары.

Внешний ободок в изображении символически иллюстрирует закон кармы в действии. Сегменты читаются с верхнего по часовой стрелке, всего их двенадцать.


Первый сюжет указывает на неведение относительно природы мира, его законов и незнание истины. Человек со стрелой в глазу - символ отсутствия ясного видения происходящего. Из-за этого неведения существа и попадают в круговорот миров, крутясь в нём наугад и действуя без чёткой осознанности.

Второй сюжет изображает гончара за работой. Как мастер лепит форму горшка, так и спонтанные неосознанные мотивы формируют предпосылки для нового рождения. Сырая глина бесформенна, но она заранее содержит в себе бесконечное число форм всех изделий из неё. Обычно этот этап соответствует зачатию.

Третий сюжет изображает обезьяну. Неугомонная обезьяна символизирует беспокойный ум, имеющий природу двойственного (не единого, не истинного) восприятия, в таком уме уже содержатся семена кармических тенденций.

Четвёртая картинка показывает двоих людей в лодке. Это значит, что на основе кармы создаётся определённая форма проявления существа в мире и его миссия на данное воплощение, то есть существо осознаёт себя как такое или иное, проявляются психофизические характеристики будущей жизни, формируются предпосылки жизненных обстоятельств.

Пятая картинка изображает дом с шестью окнами. Эти окна в доме символизируют шесть потоков восприятия по шести органам чувств (включая ум), по которым существо получает информацию.

На шестом секторе изображена пара, предающаяся любви, что означает, что органы восприятия вошли в контакт с внешним миром и начали получать информацию. Этот этап соответствует рождению в проявленных мирах.

Седьмая картина показывает воду, выливаемую на раскалённое железо. То есть, полученные ощущения ум распознает как привлекательные, отвратительные или нейтральные.

Восьмая картина изображает человека, пьющего алкоголь (пиво, вино), что символизирует возникновение пристрастий или антипатий на основе суждений о полученных ощущениях.

Девятый сектор показывает снова обезьяну, которая собирает плоды. То есть ум создаёт для себя правила поведения – приятное надо желать, неприятного избегать, нейтральное игнорировать.

Десятая часть изображает беременную женщину. Так как сформированные подсознанием штампы поведения сформировали кармические предпосылки для нового воплощения в мирах сансары.

На одиннадцатой картинке женщина рожает дитя. Это есть результат действия кармы, созданной в предыдущей жизни.

И последний сектор содержит изображение покойника либо урны с прахом, символизирующих бренность любой проявленной жизни, её конечность. Таким вот образом для живого существа колесо сансары дало оборот.


Всё колесо сансары с его наполнением крепко держит в своих острых когтях и зубах божество Яма - божество смерти (в смысле бренности и непостоянства всего), из такой хватки вырваться совсем не просто. В иконографии Яма изображается синим цветом (грозным), с рогатой бычьей головой о трёх глазах, зрящих в прошлое, настоящее и будущее, в окружении пламенной ауры. На шее Ямы ожерелье из черепов, в руках жезл с черепом, аркан для ловли душ, меч и драгоценный талисман, подразумевающий власть над подземными сокровищами. Яма является также посмертным судьёй и владыкой подземного (адского) мира. Как бы в противовес такому суровому существу, рядом, вне колеса, стоит Будда, указывающий на Луну.

Образ Будды - это указатель, как выйти из колеса сансары, знак существования пути освобождения, пути, который ведёт к умиротворению и спокойствию (символ прохладной Луны).

Восьмеричный (срединный) путь освобождения

Как остановить колесо сансары? Разорвать цикл перерождений можно, следуя Срединным путём, который назван так, потому что доступен абсолютно всем существам и не предполагает каких-либо крайних, доступных лишь избранным, методов. Он состоит из трёх больших этапов:

  1. Мудрость
    1. Правильное воззрение
    2. Правильное намерение
  2. Нравственность
    1. Правильная речь
    2. Правильное поведение
    3. Правильный образ жизни
  3. Сосредоточение
    1. Правильное усилие
    2. Правильное направление мысли
    3. Правильное сосредоточение

Правильное воззрение заключается в осознании и принятии Четырёх благородных истин. Осознание закона кармы и истинной природы ума. Путь освобождения заключается в очищении сознания - единственной истинной реальности.

Правильное намерение заключается в работе над желаниями, трансформации негативных эмоций в позитивные, развитии благих качеств. Осознавая единство всего сущего, практик воспитывает чувство любви и сострадания к миру.

Нравственность очень важна на пути, так как без неё Просветление не осуществимо. Для соблюдения нравственности требуется не совершать греховных действий и не допускать одурманивания ума разными средствами. Последнее очень важно, так как одурманенный ум туп, не способен самоочиститься.


Правильная речь заключается в воздержании от четырёх греховных деяний, проявляющихся через речь. Напомним, это воздержание от лжи, грубости, сплетен и слов, приводящих к ссорам. Правильное поведение заключается в воздержании от греховных деяний, совершаемых через тело (убийство, присвоение чужого разными способами, измены и извращения, а также для людей духовного сана - соблюдение целибата).

Правильный образ жизни предполагает добычу средств существования честным путём, не создающим дурной кармы. Вредят Просветлению такие виды деятельности, как торговля живыми существами (людьми и животными), работорговля, проституция, деятельность, связанная с изготовлением и продажей оружия и инструментов убийства. Служба в армии считается благим делом, так как мыслится как защита, в то время как торговля вооружениями провоцирует агрессию и конфликты. Также греховны деяния по производству мяса и мясных продуктов, создание и торговля алкоголем и наркотиками, обманная деятельность (мошенничество, использование чужой неосведомлённости), любая преступная деятельность. Жизнь человека не должна быть поставлена в зависимость от материального. Излишества и роскошь порождают страсти и зависть, мирской быт должен носить разумный характер.

Правильное усилие по искоренению застарелых убеждений и устоявшихся штампов. Непрерывное самосовершенствование, развитие гибкости мышления и наполнение ума позитивными мыслями и мотивациями.

Правильное направление мысли предполагает неустанную бдительность в осознании происходящего как оно есть, без субъективных суждений. Тем самым искореняется чувство зависимости от всего, что ум называет «моё» и «я». Тело - это только тело, чувства - всего лишь ощущения тела, состояние сознания - всего лишь данное состояние сознания. Мысля так, человек освобождается от привязанностей, связанных с ними беспокойств, необоснованных желаний и больше не страдает.

Правильное сосредоточение достигается практиками медитации различных уровней углублённости и ведёт к Малой Нирване, то есть личностному освобождению. В буддизме это называется состоянием архата. Вообще, различают три типа нирваны:

  1. мгновенная - краткосрочное состояние покоя и умиротворения, которое испытывали многие люди в течение жизни;
  2. актуальная нирвана - состояние Достигшего нирваны в этом теле при жизни (архата);
  3. нескончаемая нирвана (паринирвана ) - состояние Достигшего нирваны после разрушения физического тела, то есть состояние Будды.

Заключение

Итак, в разных традициях, колесо сансары значение имеет примерно одинаковое. Дополнительно про колесо сансары можно читать в текстах буддийских сутр, где подробно описываются механизмы кармы: какое именно воздаяние за какие грехи и заслуги получает человек, как устроена жизнь в высших мирах, что движет живыми существами каждого из миров? Наиболее подробное описание колеса перерождений содержится в учении об освобождении, а также в текстах Упанишад.

Если кратко, то колесо сансары означает круговорот рождения и смерти посредством реинкарнации и в соответствии с законами кармы. Проходя цикл за циклом, живые существа приобретают опыт различных воплощений, страданий и наслаждений. Этот круговорот может длиться неисчислимо долго: от сотворения Вселенной до её разрушения, поэтому основной задачей для всех осознанных умов является устранение невежества и выход в нирвану. Осознание четырёх Благородных истин открывает подлинный взгляд на сансару как на великую иллюзию, пронизанную непостоянством. Пока колесо сансары не дало оборот и мир ещё существует, следует продвигаться по Срединному пути, данному людям Буддой. Именно этот путь является единственным надёжным средством избавления от страданий.

Приветствую всех читателей сайта сайт. В этой статье мы разберемся − что такое Колесо Сансары, как оно работает и как из него выходить.

Обновлено 04. 11. 2019

Что такое Реинкарнация Души?

Реинкарнация Души − это явление подразумевающее путь развития души через перевоплощение на Земле.

В процессе перевоплощения, душа накапливает различные знания и опыт. Однако каждое перевоплощение накапливает и грехи, совершенные человеком в течение всех жизненных циклов.

Действия, затягивающие человека в «Заколдованный круг»

  • Проявление негатива по отношению к другим людям. Такими людьми могут быть не только близкие, но совершенно не знакомые люди;
  • Проявление негатива в отношении собственного «Я». Преобладание негативных эмоций на свою душу или тело, может привести к серьезным последствиям. Отпечаток негатив откладывает и при жизни, ухудшается здоровье, психика, не ладиться личная жизнь, присутствие постоянной депрессии. Колесо Сансары, в данном случае, затягивает душу человека и дает шанс на исправления такого отношения к себе;
  • Насильственные действия в отношении других людей. С каждой реинкарнацией, душа должна искупить тот грех, в котором была уличена, иначе может остаться в колесе на очень длительный период времени;

Перечисленные действия, лишь самая малость тех причин, которые предшествуют попаданию в Колесо Сансары. На самом деле, таких причин − большое множество.

Примеры Колеса Сансары

Один из наглядных примеров – это классический любовный треугольник . В данном случае, все три души тесно сплетены между собой. И каждый раз они встречаются снова и снова, создавая аналогичную ситуацию уже в новых воплощениях. Застрявшие души, должны искупить свои грехи и причинённый вред другим. Как правило, отрабатываются измены, обиды, разрушения семей и тому подобное. Стоит отметить, что перевоплощения будут продолжаться до тех пор, пока души не выполнят все поставленные кармические задачи.

Ещё один пример – это не владение собой (собственными эмоциями) . В таком случае, ярко выраженными проявлениями Колеса Сансары является − характер человека. Он толкает его на различные преступные действия. К примеру, если человек в порыве гнева убивает другого и угождает в тюрьму. В следующем воплощении жизненный сценарий повторится. Человек должен будет сделать правильный выбор. Колесо Сансары не выпустит человека, пока он не выполнит поставленные задачи. Пока он не искупит грехи и весь вред, причинённый другим людям.

Что здесь важно понимать? Не обязательно, чтобы отработать какой-либо грех, человек должен родиться заново. Он может исправить ошибку в текущей жизни.

Могут дать человеку шанс (в некоторых случаях, даже не один) пройти урок заново и «сдать экзамен» без перерождений. Именно поэтому, в жизни некоторых людей определенно много однотипных, повторяющихся событий.

Точки выхода − правила, по которым можно выйти из Сансары

Как выйти из Колеса Сансары? Выйти из него не просто, особенно если душа уже проходила один и тот же урок несколько раз. Существует ряд правил-рекомендаций для выхода из этого «Порочного круга»:

  • Сначала, требуется выявить причину, по которой душа человека попала в «Заколдованный круг». Для того, что бы понять причину данного явления, рекомендуется обратиться к опытному Духовному целителю. Опытный Духовный целитель, может помочь найти все причины попадания в Колесо Сансары в насущной жизни, а так же в прошлых воплощениях. Однако целитель может помочь не только выявить причину, но и помочь выполнить кармические задачи, после чего связь с «Заколдованным кругом» будет оборвана;
  • Требуется выяснить условия, поставленные для выполнения, что бы Колесо Сансары больше не участвовало в судьбе человека. Одним из важнейших условий данного этапа является развитие духовного и личностного роста;
  • Раскаяние. На третьем этапе нужно сделать все возможное для искупления грехов. Необходимо просить прощения у тех, кому был нанесен вред. Развиваться в плане личностных характеристик, раскается в содеянных грехах. Конечно, процесс раскаяния занимает довольно длительный период времени, так как на физическом уровне раскаяния не достаточно. Все эмоциональные процессы, связанные с искуплением, должны прочувствоваться человеком, т.е. должна быть вложена энергия.
  • При выполнении всех выше перечисленных задач, целителем проводится специальный ритуал. После ритуала, Колесо Сансары отпускает человека и его Душу. Его может эволюционировать на более высокий уровень вибраций.

В большинстве случаев, для того что бы выйти из Колеса Сансары, целителями применяются дополнительные эзотерические действия. Такие действия предусматривают проведение ритуалов и договоров, для того что бы успешно закрыть всю цепь событий, приводящих в «Заколдованный круг».

Как выйти из Колеса самостоятельно?

Остановить Колесо Сансары, прекратив череду негативных событий можно и самостоятельно. Для этого требуется тщательно работать над собой, над своим внутренним миром. Постараться устранить в себе качества, порождающие неблагоприятные действия. Важно знать, что точка входа-выхода из замкнутого круга повторяющихся событий − находится в самих событиях. Любое событие можно перепрограммировать, зная, из каких компонентов оно состоит и как воздействовать на эти компоненты.

Упражнение «энергетическая чистка»

Это упражнение очищает и балансирует энергетическую структуру человека, а значит:

  1. Изменяет качество энергетического импульса;
  2. успокаивает центральную нервную систему;
  3. помогает осознать – точку входа (момент втягивания) в поле повторяющегося, неблагоприятного события;
  4. помогает определить точки выхода – выйти из Колеса Сансары, проработав каждое событие по отдельности.

Каждое деструктивное событие прорабатывать нужно отдельно.

1. Закройте глаза и посидите некоторое время в тишине, погрузившись в свой внутренний мир. Далее на ментальном экране, «войдите» в событие, которое волнует вас большего всего, на данный момент. Ощутите его во внутреннем темном пространстве, как какой-то энергетический сгусток.

Что такое ментальный экран? Чтобы понять, закройте глаза и смотрите сквозь лоб перед собой – это и есть ментальный экран. На ментальном экране мы визуализируем – представляем нужные нам образы.

2. Мысленно извлеките это событие. Можно:

А) Сосредоточить свое внимание на зажженной свече и представлять, как она вытягивает и сжигает негативную энергию (энергетический сгусток). Визуализируйте до тех пор, пока не почувствуете свободу и легкость внутри.

Б) На ментальном экране создайте свою голограмму и представляйте как она забирает у вас негатив. Как почувствуете легкость и свободу внутри, сразу растворяйте эту голограмму энергией любви.

После проделанного – залейте себя Светом (энергией любви) .

Важно проделать это упражнение чувственно, вложив свою энергию т.е. прочувствовать все моменты: момент нейтрализации негатива и момент зарядки позитивом − энергией любви.

Пока человек будет искать причины всего того, что с ним происходит в наружном − физическом мире, а не внутри самого себя (внутренний мир − мир чувств и мыслей), он (человек) будет находиться в Колесе − Замкнутом Пространстве Своей Несвободы.

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Все возвращается на круги своя. Этой непреложной истине миллионы, а может и миллиарды лет. Можно сказать, что она родилась на заре человеческой цивилизации. Но, скорее всего, ее возраст равен возрасту Звезд, возрасту Луны и Солнца, возрасту самой Вселенной. А сколько им лет? Этого, пожалуй, не знает никто, кроме самого их Создателя. Так что же такое этот Круг или Колесо Сансары? И властен ли человек над ним? Под силу ли нам смертным вносить изменения в наше кармическое предначертание? Или это только право Высших Сил? Давайте, попробуем разобраться вместе.

Колесо Сансары

Сансара — это не сам по себе внешний мир или жизнь вообще, а наша интерпретация мира и жизни.

Сансара — это жизнь в том виде, в каком мы проживаем её в состоянии невежества; это субъективный мир, который создаёт для себя каждый из нас. В этом мире есть добро и зло, есть радость и страдание, но все они относительны, а не абсолютны; определить их можно лишь в соотношении между собой, и они постоянно изменяются, превращаясь в свои противоположности. Сансара кажется всемогущей и всеобъемлющей, однако в действительности она, подобно миру сновидений, порождается состоянием нашего сознания и может раствориться без следа, как исчезает сон при пробуждении. Если мы пробудимся от сна сансары хотя бы на мгновение, мир не исчезнет, но явится нам в своей истинной сущности — чистой, сияющей, священной и нерушимой.

Франческа Фримантл

Сансара — это блуждание по кругу.

На «колесе жизни» изображена картина не только человеческой жизни, но и жизни в целом, во всех её бесчисленных вариантах, возможных в пределах шести миров, — жизни, бесконечно переходящей от одной формы к другой, от одного типа сознания к другому.
В обычном понимании шесть миров — это шесть типов существования, в которых могут перерождаться разумные существа.
В этой жизни мы родились людьми, но теоретически плоды наших прошлых действий могли привести к перерождению в любом из прочих миров. Действиями, совершенными в прошлых жизнях, определяются наше физическое воплощение, соответствующие ему состояния сознания и тип мировосприятия.
Тело, сознание и окружающая среда неразрывно связаны друг с другом.
К примеру, мы не можем очутиться в теле животного, сохранив человеческое сознание: сперва мы должны приобрести сознание животного и начать воспринимать всё своё окружение с точки зрения, свойственной животным.

Франческа Фримантл

Начнем с наипростейшего, с того, с чем большинство из нас по собственной воле сталкивается почти каждый день - с гороскопов. Да-да, не удивляйтесь. Именно гороскопы являются упрощенным или, если хотите, утрированным воплощением колеса Сансары, и посылаются нам в виде советов, которые люди видят перед собой из поколения в поколение на протяжении тысяч и тысяч лет, но, тем не менее, умудряются неправильно их истолковать. Нам показывают путь, продвигаясь по которому, мы смогли бы остановить круг перевоплощений и рассмотреть то, что расположено за пределами наших желаний и нашей кармы, то есть, Истину. И не зря гороскоп имеет вид колеса, по периметру которого расположены двенадцать зодиакальных знаков. И не имеет значения годичный ли это гороскоп, с изображением животных, или это гороскоп по месяцу рождения с графическими символами - в каждом из них отображены наши кармические желания. Точно также, не имеет особого значения, кто и под каким знаком родился. Все уже предопределено свыше: и наша карма, и место нашего рождения, и наши родители, и вся наша дальнейшая судьба. Даже линии на наших руках, предопределяются свыше. Именно по этим линиям сведущие специалисты, а по-простому, хироманты, могут поведать нам о наших прошлых и будущих перевоплощениях. Но, самое главное, что свою будущую судьбу мы определяем сами, согласно своих собственных кармических желаний и предпочтений. Так что, не следует слишком уж уповать или гневаться на гороскопы. Они - это всего лишь знания, посылаемые нам извне, может быть даже нами самими из наших прошлых жизней, но никак не понятые и не раскрытые нами. А почитатели буддизма убеждены, что знания должны быть превыше самой религии и даже веры. И именно сейчас пришло такое время, когда человеку дано с использованием правильных знаний, выйти на истинный путь не сугубо религиозного, а духовного развития. И символы, знаки и послания, которые даются нам, также необходимо воспринимать правильно.

И начнем с того, что колесо с двенадцатью символичными зодиакальными животными, как раз и является тем самым кругом сансары. Животные же, составляющие этот круг, имеют своей целью в аллегорической и переносной форме указать нам на наши характерные кармические желания, что каждый раз неукоснительно ведут к перерождению в колесе сансары. Причем, подобное трактование гороскопа, может быть понятным только тем, кто исповедует буддизм, досконально занимается его изучением и собственным духовным развитием. Особенно тем, кто стоит на позициях северного буддизма. Так как именно здесь в почете великое оккультное учение «Бардо Тхедол», более известное под названием тибетской Книги Мертвых. В этом великом трактате буддизма ваджраяны дается описание всех тех животных в их истинном глубинном эзотерическом смысле. Также для последователей учения Будды является непреложным основной аспект буддизма - это знания и понимание перерождения, то есть, реинкарнации и кармы. Соответственно законов причины и следствия.

Среди тех, кто не воспринимает буддизм как истинную веру, существует неправильное трактование кармы. Ее принимают как следствие всех человеческих удач или неудач. Но, это совсем не так. Именно из-за неправильного понимания первопричины - люди, далекие от буддизма не могут изменить свою карму, а, значит, и жизнь в лучшую сторону. Ведь карма не может быть следствием, она является всего лишь причиной того, что случается со всеми живущими и существующими во Вселенной. Карма является принципом сознания сущности и этот принцип есть причиной того, от чего с нами или с кем-нибудь другим происходят какие-либо события. И, если взят за непреложную истину тот факт, что карма есть принципом сознания, то и изменения в нее можно внести только слегка нарушив или полностью разрушив сей принцип.

Чтобы легче было разобраться, давайте, рассмотрим все на примере. Допустим, вам надо утопить только что родившихся котят. Кто-то сразу же начнет приводить миллион причин, по которым он этого не сможет сделать никогда. Другие же приведут еще больше причин, согласно которым они подобное деяние не только могут выполнить и должны. Это и есть принцип сознания, предопределяющий поступки. Можно ли его изменить? Можно, но очень сложно. Ведь изначально необходимо сломать собственный стереотип поведения, то есть, изменить личностное осознание. Результатом же будет изменение собственной кармы. А мы, порой, не всегда осознаем свои мысли и деяния. Иногда мы делаем что-то, абсолютно над этим не задумываясь. А иногда простые решения наших поступков просто не приходят нам в голову. Вот в этом и вся трудность. Таким образом, мы пришли к тому, что все вокруг нас составляет замкнутый круг, то есть, то самое колесо сансары, удерживающее наше сознание на всех уровнях существования. А мы, согласно наших кармических желаний, реинкарнируем и перерождаемся снова и снова, поглощенные страстным удовлетворением собственных желаний.

Согласно верованиям буддизма Тибета, сознание умершего человека (в нашем понимании это душа человека) попадает в особое состояние или в место, носящее название Бардо. Именно здесь мы можем увидеть существование ясного света истины - Дхармакаи. Но наша карма позволяет нам только наблюдать за этим местом, а не уйти туда. Наши кармические желания тянут нас вниз и ведут к новому перерождению. Пребывая в состоянии смерти, у нашего сознания через определенное время начинаются кармические видения. Позже оно постепенно начинает приближаться к миру живых и вести наблюдения за парами, совершающими обряд бракосочетания. И наше сознание, исходя из собственных предпочтений, предопределяет будущих родителей собственной плоти, после чего попадает в чрево к матери. Таким образом, попадая в колесо сансары, продолжает круг перерождений.

Все приведенное выше довольно утрированный вариант квинтэссенции огромного количества действий кармических и сантарических законов жизни. Чуть позже мы рассмотрим все это более подробно и гораздо сложнее. Просто сейчас мы хотим более упрощенно передать сущность Тибетской Книги Мертвых.

Поэтому пока примем как должное, что наши безудержные желания, ниспосланные нам нашей кармой, принуждают нас вновь и вновь перерождаться в мире животворящих существ, которые имеют тело. А что именно это за тела, об этом как раз и указывается в аллегорическом зодиакальном круге. Отсюда и следует, что зодиакальное колесо указывает на свою неразрывную связь с именем Будды. Потому что, именно Великий Учитель показал возможность достижения всеобъемлющего освобождения, избегания гнетущих пределов сансары и вечного избавления от страданий, которое несет колесо жизни и смерти, и, как результат, уход в нирвану. Это довольно краткое и сознательно упрощенное описание буддистского учения поможет всем тем, кто только делает свои первые шаги в познании и открытии для себя религии буддизма.

Ведь главная сущность буддизма, как одной из основополагающих религий мира - это оказание помощи живущему на земле в освобождении его от сансаровых оков и указание ему пути в нирвану. И если человек пойдет по этому пути, то, даже если и не сразу, но, все же, постепенно, ему дано будет открыть истину и просветление. И со временем перевоплощаясь и перерождаясь, к нему придет осознание того, что все окружающее нас абсолютно нереально и тогда ему откроется истинная реальность.

В круге Зодиака указываются основополагающие причины, что ведут нас к перевоплощению. О том, какое значение имеют животные, составляющие зодиакальное колесо могут узнать только те, которые основательно подойдут к изучению буддизма, ведь их толкование уходит во времена зарождения буддизма или даже индуизма. И, опять же, если поверхностно рассмотреть некоторых представителей зодиакального колеса, то, к примеру, свинья будет символом невежества и глупости, змея - символом гнева, а петух - символом животных инстинктов. Но именно на этом мы сейчас не будем останавливаться, а пойдем дальше. И постараемся рассмотреть на примерах действие колеса перевоплощений. Опять же обратимся к зодиакальным знакам. Итак, например, действие кармических желаний, выраженных символом тигра. Скорее всего, знак тигра есть олицетворением силы и бесстрашия. Поэтому человек, который предрасположен к обладанию этой кармы, каждый раз перерождаясь, идет на поводу в удовлетворении собственных силы и бесстрашия. Он страстно стремится к тому, чтобы его подвигами восхищались, а его тело служило ему объектом гордости. И так повторяется от жизни к жизни, от перевоплощения к перевоплощению, пока человек сам не изменит своего сознания.

Ну вот, с упрощенным рассмотрением колеса сансары мы закончили. Теперь, пожалуй, можно переходить к более углубленному его изучению.

В религиях, исповедующих как буддизм, так и джайнизм, колесо Сансары является символом уникальной сферы безостановочных изменений и становлений, находящихся под неустанным контролем Мары, г"Шинджы или Ямы, что в более приемлемом для нас варианте звучит как Бог (Повелитель) Смерти. Он удерживает это колесо своими руками и челюстями, что должно стать постоянным напоминанием для всех существующих на этой земле о том, что все живущие смертны. И нет исключения ни для кого. Мы все будем, перерождаясь, приходить в этот мир снова и снова, до тех пор, пока к нам не придет осознание истинной природы ума, которое поможет нам достичь полного и окончательного Просветления, то есть, состояния Будды.

Действительная жизнь, символически изображенная в круге, показывает все стадии человеческого развития от рождения до смерти. Рассматривая все двенадцать звеньев, которые взаимно зависимы в своем возникновении, наглядно демонстрирующие основополагающие принципы существования Сансары, мы сможем воочию пронаблюдать, осознать и осмыслить все, начиная с собственного неведения. Именно наше неведение и приводит к порождению всех тех состояний сознания и страдания, что обуславливают наше существование.

Все эти двенадцать позиций имеют определенное толкование. Но, начнем мы с центра. Непосредственно центр колеса занимают три символа (создания), которые означают отсутствие чувств и оказывающие губительное влияние на сознание человека. Это свинья, петух и змея, кусающие друг друга за хвост, и, таким образом, соединенные между собой в неразрывную цепь. Черная свинья здесь олицетворяет собой жадность, неведение и темное невежество, что соответствует иллюзорности человеческого эго. Красный петух есть символом плотских страстей, алчности и привязанностей. Зеленая или темная змея, в этом случае, символизирует злость, зависть, ненависть и отвращение. И объединившись, они демонстрируют пороки, иллюзии и чувства, которыми наполнен человеческий мир и в котором он вынужден существовать. Эти наследственные принципы неведения, отталкивания и притягивания, приводят людей к тому, что они в результате совершают угодные или крайне недопустимые проступки, что приводят к накоплению позитивной или негативной кармы. В дальнейшем от этого зависит, в котором из шести миром произойдет следующее перерождение живущего существа.

Хотя и известно огромное количество типов кармы, которые накапливаются при действии разрушающих эмоций, все же, их можно объединить по двум категориям, относящимся к карме благой и неблагой. Слева к центру колеса примыкает сторона белого цвета, символизирующая позитивную карму. Она показывает монахов и мирян, которые продвигаются вверх, к своему перерождению в высших мирах. Справа же находится часть темного цвета, указывающая на негативную карму. Здесь изображены фигуры обнаженных людей, которые опускаясь, перерождаются в низших мирах. Эти две половины второго круга колеса перерождения символически демонстрируют, что те, кто обитает в высших мирах, вознеслись туда, идя по белому пути. А те, кто оказался в низших сферах существования достигли подобного, следуя серным путем. То есть, уже в этом заложена истина, указывающая на причины человеческих несчастий и неудовлетворенностей.

Следующий за этим круг разделен на шесть равных частей, каждая из которых показывает варианты возможных участей человека после его смерти. Венчает колесо Сансары мир богов, его наполняет карма гордости, справа от него находится мир полубогов, с кармическими желаниями зависти, слева от мира богов находится мир людей, состоящий из мира кармических привязанностей. В правой нижней части нашел свое место мир голодных духов, который обуяла карма жадности и чувственности. Напротив от него, слева, расположен мир животных. Здесь преобладает карма невежества. И строго понизу изображены миры ада. Можно рассмотреть как холодный, так и горячий ад.

1. Ады


2. Мир Голодных Духов


3. Мир Животных


4. Мир Полубогов


5. Мир Богов


6. Мир Людей


В каждом фрагменте колеса можно обнаружить присутствие изображения Будды. В конечном результате это изображение помогает всем участникам колеса Сансары достигнуть освобождения и последующего обретения нирваны.

По внешнему кругу колеса расположены картины бытия, в количестве двенадцати штук, каждая из которых является символом отдельного момента из жизни человека. Так картина, изображающая женщину в процессе родов, является символом рождения новой жизни, период ее роста и становления. Беременная женщина, показанная на следующей, как раз и олицетворяет состояние становления, с актом присвоения и продолжением смертной жизни. Следующая картинка, с изображением людей срывающих плоды, символизирует цепляние человека к жизни, присвоение, которое ведет его к желанию жить. Сцена, изображающая процесс питья, является символом непреодолимой жажды жизни, что ведет к переживанию чувств. Стрела, вонзившаяся в глаз человеку - такое изображение мы видим на еще одной картине. Это есть не что иное как символ ощущений и чувств. Именно чувства заставляют нас контактировать со всем нас окружающим. Поцелуй влюбленной пары, олицетворяет контакт и ощущения, что влекут людей в мир чувств. Изображенный дом со множеством пустых окон символизирует органы чувств и ощущений, которые и создают личность. Люди, плывущие в лодке, являются символом самого существования личности, ее имени, формы. Все это в совокупности приводит к зарождению сознания.

Также, рассматривая колесо Сансары, мы можем увидеть картинку с изображением обезьяны, находящейся на дереве и срывающей его плоды. Это и есть наше сознание, которое ведет нас к удовлетворению наших простейших порывов. Гончар, запечатленный за своей работой, символизирует наши действия, в которых мы воплощаем наши позывы. При этом наши порывы мы производим с полным отсутствием знаний. И слепая старуха, на следующей картине, как раз и показывает отсутствие у нас знаний, а также нашу слепоту и невежество, которые в результате и приводят нас к смерти. И завершающим штрихом в этой целостной картине служит сцена с изображением гроба и похоронной процессии. Это и есть наше старение, смерть и последующие страдания, после чего мы приходим к своему новому перерождению.

Более структурировано о 12 символах, расположенных по окружности Колеса Сансары:

ДВЕНАДЦАТИЗВЕННАЯ ЦЕПЬ ВЗАИМОЗАВИСИМОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

В самом внешнем круге мы видим двенадцать различных изображений, которые символизируют двенадцатизвенную цепь взаимозависимого происхождения.
1. Из-за неведения мы создаем загрязненную карму. Образ слепого старика здесь символизирует неведение.
2. Образ горшечника символизирует загрязненную карму. Из-за неведения мы совершаем много разных действий. А само по себе действие — это карма. Какие бы действия мы ни совершали, уже через мгновение оно оставляет в нашем сознании отпечаток.
Более строгое терминологическое название второго звена — это накапливаемая карма.
3. Некоторые могут ошибочно подумать, что сознание является порождением кармы. Не думайте, что действия порождают сознание, это не так. Действие рождает отпечаток в сознании. Обезьяна, срывающая плод, символизирует здесь сознание с отпечатками. Обезьяна символизирует сознание, а срывание плода — то, что действие оставляет отпечаток в сознании.
4. Символ четвертого звена, которое называется имя и форма — человек с веслом, сидящий в лодке. Имя и форма — это наши пять скандх.
5. Пятое звено — дом с шестью окнами — символизирует шесть опор чувственного восприятия. На самом деле это основы, на которых функционирует чувственное восприятие.
6. Два обнимающихся человека символизируют соприкосновение — шестое звено.
7. Человек, которому попала в глаз стрела, символизирует седьмое звено — ощущение.
8. Человек, который держит в руках много разных вещей, символизирует восьмое звено — страстное желание, или влечение.
9. Человек, срывающий плоды с дерева, символизирует девятое звено — цепляние.
10. Курица, высиживающая яйца, символизирует десятое звено — существование.
11. Женщина, которая рожает ребенка, символизирует одиннадцатое звено цепи — рождение.
12. На последней картинке изображены старик и труп, что символизирует последнее, двенадцатое звено цепи — старение и умирание.

Эти двенадцать изображений представляют собой двенадцати-звенную цепь взаимозависимого происхождения, посредством которой мы вращаемся в Сансаре.

Ведь Сансара или как вариант Самсара в дословном переводе как раз и звучит как перерождение, череда переходов или жизнь. Еще это колесо известно под названием Бхавачакра, также его именуют колесом жизни, кругом существования, либо становления, либо перерождения, а, возможно, вы встретите его под названием колеса страданий. Все это о нем, о колесе Сансары. Так индийская философия трактует непрерывный цикл новых перерождений индивидуальных жизненных процессов, в который включены все присущие человеческому существованию страдания. И освободиться от них можно только путем проникновения в нирвану.

Согласно существующему многие века мудрому индийскому изречению, в котором говорится о том, что куда бы мы ни посмотрели, то везде будем наблюдать только страстные желания, стремления и привязанности, ведущие нас в бешенном темпе в погоне за получением удовольствий, к поспешному отступлению перед болью и смертью, к окружению нас пустотой и зноем, разрушающими наши желания. Наш мир наполнен привязанностями и изменениями. Все это и есть сущностью Сансары. Человек, который стремится к достижению совершенства - это человек, которому суждено выйти за пределы колеса Сансары. В верхней части, находящейся за пределами Сансары, расположено царство Ло Мустанг или небеса Тушита. Они символизируют верхнюю чакру земли, чистую страну Будды, ведущую человеческое сообщество к совершенству. Колесо Сансары является олицетворением всего того бытового и сущего, что окружает нас в нашей повседневной жизни. Сансара есть неразрывной цепью осознанных видений, которые были вызваны кармой переданной по наследству, то есть, жизнью.

Таким образом, осознав всю сущность колеса перерождений, мы можем прекратить свои страдания. Постепенно, шаг за шагом, отказываясь от негативных деяний, ведущих к накоплению разрушительных эмоций, мы познаем истинный путь, что приведет нас к духовному перерождению. И начать надо с осознания невежества, как основополагающей первопричины наших страданий. Далее необходимо упражнять свой разум в признании непостоянства и смерти. После чего мы должны тщательно проанализировать все свои действия и поступки. Мы должны отделить благие деяния от неблаговидных. Затем, непосредственно следуя по выбранному пути, мы, несомненно, достигнем того, что осознаем отсутствие в сансаре той цели, которая была бы достойной нашего обладания. Мы станем неподвластны всепроникающей природе, несущей постоянную неудовлетворенность и страдания. И, основываясь на вновь обретенном ощущении отречения, что придет к нам вместе с этим осознанием, мы придем к совершенству в практике нравственности. Так, приведя в спокойное состояние наши грубые, внешние отвлечения, мы будем все больше развиваться в практике созерцания, при этом, все более умиротворяя тонкие, внутренние отвлечения. После чего последует освобождение собственного сознания от несвободы, что находится внутри нас.

И тогда мы усовершенствуемся в практике различающей мудрости. Эта практика непосредственно дает познание значения отсутствия существующей природы личности и явлений. Так, постепенно, мы исчерпаем все накопленные в нас разрушающие эмоции. Освободившись от всех сфер, сопряженных с неудовлетворенность и страданиями, мы, наконец-то, обретем мир и свободу. В этом и состоит изучение символического изображения колеса Сансары. Но для сохранения полной картины изображения круга, надо отметить, что непосредственно под колесом начертаны слова, объединенные в двух четверостишиях. В верхнем же левом углу мы видим Будду, указывающего на полную луну. Этот путь является символичным путем истины. А луна, истинным символом, Где прекратятся все наши страдания. Поэтому на картину надо смотреть в ее целостном изображении. Так как, и вверху, и внизу можно обнаружить непосредственные указания на положительные качества получения свободы.

Существует также легенда о происхождении колеса Сансары, которая в интерпретации ученого-исследователя А.М.Позднеева дошла до наших дней в таком виде: «Основой для происхождения именно такого изображения колеса Сансары служило повествование будды Шакьямуни. Согласно этого повествования, один из самых древних учеников Шигэмуния - Мутгальвани, был озабочен тем, что занимался спасением своей матери. Он шаг за шагом проникал во все миры, в которых происходило перерождение его матери. И так ему довелось перебывать в каждом из двадцати миров ада. Ему удалось также побывать и в королевстве биритов, не обошел он своим вниманием и миры животных и людей. Пришлось ему посетить и царство асуриев и тэнгриев (богов и полубогов). В этом путешествии его сопровождал один из первых учеников Будды - Шарипутра. После завершения дела по спасению матери Мутгальвании, ученики пришли к своему Учителю Будде и начали свое повествование. Сначала их слушателями были их же четыре друга, к которым впоследствии присоединились и все ученики, и последователи учения Будды. Путешественники, не скрывая, рассказывали обо всем увиденном, в том числе и о страданиях, которые наполняли каждый из увиденных ими миров. Тогда Будда пожелал сохранить подробное повествование, дабы служило оно непреклонным наставлением для всех верующий, живших, живущих и которым только предстояло жить. И не важно, в какой бы части земли и в какое время они вели бы свое существование. Учитель повелел ученикам живописно отобразить существовавшее состояние во всех мирах и царствах, виденных ими».

Именно в таком виде и дошло до наших дней изображение колеса Сансары, где миры богов, асуров, людей, животных, демонов и обитателей адов, неразрывно связаны между собой и взаимозависимы друг от друга. Это и является основополагающим принципом сотворения круга. Кроме вышеописанного, существуют и другие графические изображения колеса Сансары. Но все они представляются в форме колеса, символизирующего собой солнце, которое разделяется на шесть частей символическими «спицами», которые, тем не менее, являются солнечными лучами.

Существует также описание колеса Сансары и Ламой Анагариком Говиндой. Он так охарактеризовал сей круг жизни: «Сансара есть миром вечного разлада и борьбы, состоящего из непримиримых контрастов, двойственности, потери равновесия и срединности. Из-за чего существа попадают из одной крайности в другую. Условия небесной радости противоположны состоянию адских мучений. Область титанической борьбы и жажда власти асуров противостоит животному страху и мании преследования. Человеческая область творческой активности и гордыни свершений противостоит области «голодных духов»…, в которой неудовлетворенные страсти ведут к призракоподобному существованию».

И именно кармические желания, так доподлинно изображенные в колесе Сансары, приводят людей к постоянному перерождению в сферах, олицетворяющих наказание. Все эти области расположены внутри круга и, как мы уже выяснили, наказания демонстрируются в виде животных, голодных духов и обитателей обоих вариантов ада. Полагается, что существа, населяющие эти миры, не зарабатывают свою будущую карму, а отбывают ее. А присутствие в каждом из миров милосердного и сострадательного будды Авалокитешвары, обнадеживает всех шансом на спасение. И тот, кто яростно стремиться к искоренению в себе трех ядовитых и порочных первопричин - злобы, похоти и неведения, имеют возможность перевоплотиться в одном из более спокойных миров, где обитают боги, полубоги или люди.

Но лишь человеку суждено заслужить позитивную карму, и разорвав оковы круга сансары, достигнуть состояния нирваны, то есть, состояния Будды. Однако сделать это не так легко. Хотя стремиться к совершенству необходимо постоянно. И хотя в среде великих и существует мнение, что разъяснять простым смертным понятия многогранности миров и вселенных, дело почти бесполезное и не благодарное, ибо человеческий разум все еще не в состоянии осознать и принять все пояснения, что находятся в трактатах Великих Учителей, все же, постигать науку следует. Так как знания внутри нас, то открыть им путь к выходу во внешний мир и вселенную, окружающую нас - это задание нашего земного существования. Только полученные знания помогут идущему оказаться в русле обобщающего временного потока среди условий многомерности. И именно знания помогут ему совершить вполне удачный переход на следующий уровень своего жизненного развития. И круг Сансары - это пока что единственно доступное основополагающее понятие, данное человеческому сообществу, для более глубокого осознания собственной сущности и своей взаимосвязи с Высшим Разумом. Досконально изучив колесо Сансары, каждый сможет увидеть связь между началом восхождения земли и человечества к свету и святому духу.

Наряду со всеми остальными трактованиями символа колеса Сансары, давайте, рассмотрим и еще один, точно так же имеющий право на свое существование. Итак, возьмем за основу то, что колесо символизирует собой солнечную энергию. Тогда мы получим следующее. Солнце у нас будет олицетворяться с колесом, вращающимся в Небесах. Само солнце будет центром колеса, а его спицы - это солнечные лучи. Колесо является неотъемлемым атрибутом всех солнечных божеств, а также их земных посланников - солнечных королей. Солнечный круг издавна есть символом вселенского правления, жизненным циклом, перерождением и обновлением. Кроме этого он символизирует благородное начало, несет изменчивость и изменение в материальном мире. Хотя само по себе солнце вполне может олицетворять собой и сам материальный мир. Его окружность - это пределы мира материи. А его центром является неподвижная точка, которая в то же время служит неподвижным двигателем и космическим центром, все это служит источником света и силы. При этом колесо также будет и временем и судьбой. Неумолимым и непрестанным вращающимся колесом Сансары. Части круга, полученные в результате деления радиусами, являются символическими периодами циклических проявлений, соответствующих материальному миру. И вращение, совершаемое колесом Сансары, есть круговым вращением, несущим изменения, наступления и динамику. Колесо также может ассоциироваться и с лотосом, что подобен солнечной матрице и индуистским чакрам. Колесо, являющееся частью колесницы, будет символизировать правление и власть. Колесо с крыльями укажет на необычайную быстроту. Солнце, катящееся по небу, можно разглядеть в церемонии качения колеса. Подобные ритуальные действа соответствуют Солнцу в момент зимнего солнцеворота.

В религии исповедующей буддизм, колесо является символом Космоса, Колесом Закона и Истины, колесом Сансары, симметрией и совершенством Дхармы, динамикой мирных перемен, времени, судьбы и всевластья. Колесо Закона и Учения способно сокрушить существующую иллюзорность бытия. Его спицы есть олицетворением духовных возможностей, которые соединяются в сердцевине. Кроме этого они символизируют лучи света, что исходят от Будды - Того, кто производит вращение Колеса Слова и Закона, начавшее свое вращение, с началом его преподавания учения в Сарнатхе. Подобный круг способен быть неиконическим изображением Будды. Так, колесо из золота, символизирующее непревзойденную силу духа, может являться одним из Семи Сокровищ Повелителя Вселенной, что отображены на Отпечатке Стопы Будды. К примеру, колесо в Китае, имеет такое же символическое значение, как и в буддизме.

В христианстве же колесо символизирует эмблему святых Екатерины, Эразма, Евфимии, Квентина. В мифологии Древнего Египта говориться о том, что сотворение человека произошло на гончарном круге Кхему (Разума). В традициях, дошедших до нас от греков и римлян, колесо, с имеющимися на нем шестью спицами - является не чем иным, как атрибутом Зевса (Юпитера), который в свою очередь есть небесным богом. Также солнечное колесо является символом колесницы Гелиоса (Аполлона) и одновременно есть неотделимой частью эмблемы Диониса. Жизненное колесо, согласно Прокла - это созидающий циклический символ, известный еще под названием колеса Иксиона. Кроме этого оно является символом судьбы. У индийцев колесо есть олицетворением бесконечного, совершенного завершения и является неотъемлемой составляющей власти Варуна, а позже Вишны. Колесо в виде лотоса, есть символом чакры. Кроме этого, как мы уже говорили вначале, существует Колесо Знаков или, все тот же, Зодиак. Как мы уже знаем, он символизирует смену лет, времени и жизни, в зависимости от Солнца. У тех, кто следует за Учением джайнизма, существует Колесо Времени, которое вращается вечно. Опять же, для митраистов, колесо есть символом Солнца, что вращается в Небесах. У последователей шумеро-семитских традиций символы Колеса Жизни и Колеса Солнца являются атрибутами солнечных богов Ашшура, Шамаша, Ваала и всех богов, связанных с войной. У даосов солнечный круг также является символом материального мира, но, кроме этого, оно представляется в виде мудреца, достигшего неподвижного цента и способного двигать колесо без участия собственных движений.

Таким образом, в завершении повествования о колесе Сансары стоит отметить, что изображение этого символа присуще практически любому духовно-религиозному течению, причем вне времени и пространства. Совсем уж упрощенно говоря, можно сказать, что это крайне сублимированный жизненный код развития любой разумной сущности.

В нашей жизни абсолютно все события, даже кажущиеся на первый взгляд незначительными, оказывают определенное влияние на наше будущее. Мы сами создаем свою реальность при помощи наших поступков, мыслей, намерений и высказываний.

Широко известное понятия «сансара» или «колесо сансары» довольно популярно в восточной философии и буддизме. Под ним понимается процесс многочисленного воплощения одной души в разных телах.

Как работает колесо сансары

Некоторые учения утверждают, что наши души могут перерождаться только в человеческих телах, а по некоторым другим в круге воплощений принимают участие также животные с растениями и даже минералами. Сам термин «сансара» тесным образом переплетается с учением о карме.

Понятие сансары относится одновременно и к философским учениям, и к различным религиям – буддизму, индуизму, джайнизму, сикхизму и прочим.

В большинстве случаев для каждой личности можно выделить свой набор слабостей, который спровоцировал ее попадание в круговорот воплощений. И чем большее количество аналогичных промахов и ошибок совершает человек, тем больше колесо раздается вширь, душа плотно прикрепляется к накопленным прегрешениям, и тем сложнее в дальнейшем будет покинуть его.

Вы могли слышать такое выражение, как «заколдованный круг», которое подразумевает, что с человеком регулярно случаются похожие неблагоприятные происшествия, он вынужден решать одни и те же проблемы и никак не может привести свою жизнь в порядок. Это как раз-таки и есть проявление колеса сансары.

Узнайте больше о работе колеса сансары в следующем видео:

Примеры работы колеса сансары

Человек успел «провиниться» в своих прошлых жизнях несдержанным поведением: ему всегда было трудно справляться со своими эмоциями, он вел себя агрессивно по отношению к другим людям или, возможно, был сильным эгоистом, ставил собственные интересы выше интересов окружающих. Что же произойдет с ним в настоящей жизни?

Он будет вынужден отработать свою негативную карму и полностью рассчитаться со всеми людьми, которых обидел или которым причинил вред. Очень часто в таких ситуациях люди кардинально меняются ролями – убийца становится жертвой, деспот – беззащитным человеком, алчный богач – оказывается в безденежье и так далее.

И придется такому человеку испытать все, сделанное им же в предыдущих воплощениях, на собственном опыте, чтобы понять, насколько тяжело и больно приходилось окружающим, и сделать вывод, как можно, а как нельзя поступать.

Души попадают в колесо сансары по очень различным причинам:

  • когда негативно относятся к окружающим людям;
  • злоупотребляют вредными привычками;
  • попадают под влияние окружающих;
  • нерационально обращаются с материальными средствами;
  • проявляют насилие;
  • совершают преступления;
  • отказываются решать свои кармические задачи и так далее.

Еще один яркий образец колеса сансары – это любовный треугольник. Души, которые в него попали, в прошлых жизнях плохо обращались со своими возлюбленными, разрушали чувства других людей, уводили супруга/супругу из семьи и делали много других негативных действий.

Теперь им приходится на протяжении многих воплощений вновь и вновь встречаться друг с другом, принимая на себя разные роли и искупая свою вину друг перед другом и перед Всевышним. Характерный признак – человек не может обрести личное счастье, пока не искупит все свои прегрешения.

Можно ли покинуть колесо сансары

Если заниматься своим духовным развитием, то это вполне реально, хотя и потребует определенных усилий.

  1. Во-первых, человеку нужно будет осознать, за какие действия, поступки или слова он оказался в колесе сансары. Самостоятельно сделать это вряд ли получится, поэтому стоит обратиться за помощью к духовному целителю или хорошему астрологу.
  2. Второй шаг – это выяснение условий, которые нужно исполнить, чтобы освободиться от круга воплощений и перейти на более высокий уровень. Важно регулярно заниматься своим духовным развитием, не игнорировать и личностный рост.
  3. Выполнить необходимые действия: извиниться перед тем, кого обидел, вернуть долги, а также заняться собственными изменениями (следует постоянно работать над устранением своих недостатков, вырабатывать в себе нужные качества).
  4. Человек выполнил все указанные выше условия – тогда колесо сансары может быть снято силами кармы. Часто при этом приходится проводить специальный ритуал (здесь снова придется обратиться за помощью к духовному целителю).

Только покинув колесо сансары, рассчитавшись со всеми своими должниками, вернув обратно чужую энергию, человек сможет стать по настоящему счастливым, осознанным, достичь высшей степени гармонии и блаженства. Такие люди становятся духовными учителями, и их миссия на Земле – учить и наставлять на правильный путь более молодые и менее опытные души.

Дословный перевод слова «сансара» - это скитание, которое будет длиться бесконечно. Под этим высказыванием подразумевают живую сущность, которая постоянно, то расправляет крылья и взлетает, то падает камнем на землю. Так символически обозначаются вечные процессы, рождения, последующего старения и, в завершение, смерти.

Сансара - что это?

Одна жизнь - это лишь маленький фрагмент большого пазла. Сансара – это комбинации неразрывной цепи, состоящая из пяти совокупностей. Цепочка этих изменений постоянно изменяется, и нет возможности понять, где же ее начало. Одна прожитая жизнь из такой цепи - это лишь мизерная составляющая сансары. Для того что бы оценить масштаб и увидеть истину, надо увидеть не маленький фрагмент, а значимую часть.

Что такое сансара в философии?

Душа человека умеет перерождаться, она может перевоплощаться в другой жизни в разные образы, такой круговорот перевоплощений и есть сансара. Сансара в философии является центральным понятием, она представляет собой некий закон вселенной. Различные философские школы и традиции, основанные на религии, рассматривают сансару, как место неблагоприятное. Предполагают, что душа там будет пребывать в невежестве. Она будет путешествовать по замкнутому кругу, состоящему из смерти и рождения. Что значит сансара – это препятствие, которое будет мешать осознать истинность природы.

Что такое сансара в буддизме?

Понимание всей концепции является одним из самых важных элементов. Сансара в буддизме - это знания не только о цикличности, это, своего рода, просвещение. Разрабатывалась идея о том, что между смертью и рождением есть еще некое промежуточное состояние. И подобно, как от одной свечи, можно зажечь другую, так момент нового существования, будет последним после промежуточного. Так возникла теория о странствиях после смерти.


Что такое закон сансары?

Учения Будды основываются на том, что сущность людей изменить не возможно, от поступков, которые они совершают, может измениться бытие и мировосприятие:

  1. Если человек совершает плохие поступки, то результатом их обязательно послужат лишь унижение, болезнь и боль.
  2. Если хорошие, то в награду получит умиротворение и радость души.

Закон сансары (круговорот людей) - это по большому счету также и , который определяет не только, как будет жить человек в этой жизни, но и что ему стоит ждать в перевоплощениях. Механизм такой называется бхавачакра. В его состав входят 12 звеньев.

  • авидья – это кармические импульсы;
  • виджняна – сознание, сформированное этими импульсами;
  • намарупы – физический и психический облик, которое сформировало сознание;
  • нама-рупа – формирует шесть чувств;
  • аятана - зрение, слух, осязание, обоняние, ощущение вкуса и воспринимающего ума, сформировано напа-рупа;
  • спарша – восприятие мира;
  • ведана – чувства, порожденные восприятием;
  • тришна – желания, возникшие в результате чувств;
  • упадана – привязанность к чувствам и мыслям;
  • бхава – существование, возникшее из-за привязанности;
  • джати – рождение, возникшее вследствие всего;
  • смерть.

Цикл существования подразумевает, что мысли, слова и дела, будь они хорошие или плохие в любом случае оставляют след на карме. Кармический след приведет человека к его следующему перевоплощению. Основная цель буддизма прожить свою жизнь так, что бы не оставить следов на карме. Поэтому поведение буддиста не может зависть от того, что он хочет или чувствует. Закон сансары должен обойти его стороной.

Колесо сансары - что это такое?

Вход в любой буддийский храм обязательно украшен этим символом. Все учения Будды отразились в колосе сансары и стали самым популярным сюжетом буддизма. Колесо сансары представляет круговорот сансарического бытия:

  1. Центральный круг представляет собой маленький круг с изображением трехглавого коня – неведения, привязанности и гнева.
  2. Второй круг состоит из двух половин, светлой и темной. Он разделен так по типу кармы. Благой и не благой.
  3. Третий круг состоит из пяти или шест половин, это следствия рождения в одном из миров.
  4. Драгоценное человеческое тело – человек находится по середине между живыми существами.
  5. Внешний ободок колеса изображает учение. Это этапы, ведущие людей от рождения до самой смерти.
  6. Яма – бог смерти, выражает принцип всей кармы и крепко держит колесо сансары.
  7. Будда свободный от круговорота изображается вне колеса в верхнем углу.

Что значит колесо сансары дало оборот?

Каждая спица колеса - одно воплощение души, всего восемь воплощений. Каждая жизнь представляет собой спицу, человек живет и копит карму. За все восемь жизней это может быть как положительная, так и негативная. В конце каждой жизни каждая спица набирает свой процент кармы, которая влияет на последующие жизни. С каждой жизнью кармы становится больше. Если к концу последнего перевоплощения карма отработана, человек может воспользоваться выбором и стать свободным. Что значит колесо сансары дало оборот? Значит за все восемь перевоплощений положенная карма набрана и отработана.

Как выйти из колеса сансары?

Цель религии буддизма освободиться от своей кармы. Как выйти из сансары, на протяжении многих веков беспокоит не одно поколение буддистов. Удается им это или нет, проследить не предоставляется возможности. Есть правила, соблюдение которых может помочь прервать замкнутый круг.