Монах глеб биография. Отец глеб. Интервью с Валерием Павловичем Филимоновым, писателем-агиографом,специалистом в области биокибернетики и систем управления

ТОЛЬКО ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ ОСТАНОВИТЬ НАСТУПЛЕНИЕ ВРАГОВ РОССИИ И ПРАВОСЛАВИЯ

Интервью с Валерием Павловичем Филимоновым, писателем-агиографом,специалистом в области биокибернетики и систем управления

Окончание. Начало на стр.4

Кроме подачи личных Обращений можно организовать на приходах сбор подписей против внедрения УЭК от граждан, отвергающих ее по соображениям христианской совести. Направлять подписные листы в Патриархию и правящим архиереям.

Распространять всю необходимую информацию нашим согражданам через конференции, встречи и обсуждения, через интернет, брошюры, лекции и семинары по всей России.

Активным духовным противодействием беззаконным деяниям светских властей могут стать народные собрания, молитвенные стояния и Крестные ходы в защиту Божественной истины и богоданной свободы. При этом, конечно, необходимо жить по-христиански, как заповедует Спаситель – бодрствовать на всякое время и молиться. Молиться о спасении собственном, о спасении ближних и о вразумлении тех чад Русской Православной Церкви, которым еще не открыта истина. Горячо молиться, думать и действовать!

Главное, нам необходимо выиграть брань на духовном уровне, несомненно веруя словам Самого Спасителя: У вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же... (Мф. 10, 30–31).

Замечательные слова увенчали Итоговый документ семинара «Электронное правительство и права человека», состоявшегося на Философском факультете Афинского Университета 31 марта 2011 года: «Положение, которое создается в обществе, обязывает нас:

– отказаться от получения карты, если она будет выпущена, и с твердой решимостью принять благодать нашей свободы во Христе, не взирая ни на какие последствия;

– помнить, что отказ от оружия „нового мирового порядка“ – УЭК – может быть достигнут только с помощью Триединого Бога. От Него мы должны черпать силы и благодать для нашей борьбы».

– Расскажите о единомышленниках: кто Вас поддерживает в Вашей деятельности?

– Безценную молитвенную и духовную поддержку оказывает мне выдающийся архипастырь нашего времени митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, с которым мы знакомы с 2003 года. Его богомудрые изречения многого стоят: «В настоящий исторический момент абсолютно все, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия – апокалиптические! Без учета этого невозможно понять суть происходящих в мире событий. Всему православному миру, в том числе и России, брошен вызов глобализма. В этом понятии сконцентрирована вся мировая ложь, и обличение этой величайшей лжи нашего времени является на сегодняшний день главной задачей Православия... Нынешний процесс глобализации несомненно приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми как непреложную данность... Этот процесс является реализацией „тайны беззакония“, о которой говорил святой апостол Павел во Втором Послании к Фессалоникийцам»; «принимая идентификационный код, мы вступаем в союз с дьяволом, берем на свою душу грех ...»

Благословение на свои первые работы о глобализации получал у архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона. Вот уже более двадцати лет владыка Симон несет свое нелегкое послушание в Европе и не понаслышке знает о тех проблемах, которые я освещаю в своих книгах. Особо молятся за нас архиепископ Почаевский Владимир с братией, архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, схиепископ Алипий и другие архипастыри.

Нормальные рабочие отношения сложились у нас с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиереем Всеволодом Чаплиным. Отец Всеволод серьезно потрудился при разработке «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архиерейским Собором 2008 года. В настоящее время он уделяет большое внимание решению насущных проблем верующих, протестующих против введения системы электронного концлагеря.

С благодарностью вспоминаю сотрудничество с депутатами Государственной Думы Александром Васильевичем Шульгой, Анатолием Николаевичем Грешневиковым, Александром Викторовичем Чуевым и Александром Николаевичем Крутовым. В настоящий момент нас также активно поддерживают депутаты – заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию, академик РАСХН Владимир Иванович Кашин, Святослав Михайлович Сокол, Владимир Степанович Никитин и другие парламентарии-патриоты.

Уже пять лет мы тесно сотрудничаем с Почетным адвокатом России Ольгой Алексеевной Яковлевой, с которой познакомились в феврале 2006 года в Государственной Думе на Круглом столе по выработке рекомендаций к законопроектам «О персональных данных» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Слава Богу, есть и другие серьезные единомышленники – вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Валентинович Сивков, главный редактор газеты «Русский Вестник» Алексей Алексеевич Сенин, председатель Центрального совета общественного движения «Народный Собор» Владимир Евгеньевич Хомяков, глава Союза «Христианское Возрождение» Владимир Николаевич Осипов, главный консультант Правового управления Аппарата Совета Федерации ФС РФ Ольга Владимировна Леткова и еще целый ряд известных деятелей, радеющих о спасении ближних и о благе России.

– Знаю, что среди людей, противостоящих процессам глобализации, введению электронных карт, существуют определенные разномыслия. В чем их корни? Они имеют временный, неглубинный характер или же это существенные противоречия? Ведь, если я правильно понимаю, по сути все делают общее дело, но получается, что каждый видит методы по-своему? Насколько сильно это нам мешает?

– Отцы святые учат нас делать все с духовным рассуждением, молитвой и благословением. Сегодня у нас имеется полная возможность действовать в рамках правового поля и в согласии с официальной позицией Русской Православной Церкви. Причем все эти действия должны обязательно осуществляться только в мирном духе.

Конечно, не дремлет и враг спасения рода человеческого, а методы его нам хорошо известны: если появляется какое-то здоровое народное движение, то его нужно расшатать, раздробить, направить силы его участников к ложным целям... Часто для этого используют в качестве провокаторов людей, которые даже не подозревают, что являются исполнителями чужой воли.

До определенного времени им разрешается много и громко говорить, причем порою довольно правильно, но в конце концов они многих уводят от главного... Определить этих деятелей очень легко по их горячности, резкости, нетерпимости к иным суждениям, отсутствию евангельских кротости, смирения и любви к ближним. Как правило, они находятся под влиянием явного заблуждения и не в состоянии порвать с ним, не могут решать поставленные жизнью вопросы в духе братской любви, соборности и открытого исследования истины.

Эти люди не догадываются, что на слабых струнках их души умело играет враг спасения. Чаще всего они явно нездоровы душевно и духовно. К сожалению, такие «ревнители» сильно дискредитируют наше движение . Порою их неуемная ревность приводит к тому, что они начинают бороться не с глобализмом, а с братьями и сестрами по вере.

Как только началось плодотворное сотрудничество ряда общественных организаций с Русской Православной Церковью по широкому кругу вопросов, связанных с идентификацией граждан и ее последствиями, немедленно появились новые «борцы» с глобализацией и универсальными электронными картами, обвиняющие священноначалие во всех смертных грехах и призывающие к отделению от Матери-Церкви. Эти «ревнители» могут спекулировать на патриотических и религиозных чувствах верующих и увлечь за собой тех, кто не заметит истинных целей их действий: подорвать церковное единство и в очередной раз представить православных в виде «безграмотных сектантов и маргиналов, испытывающих панический страх перед ИНН и новыми документами». Мы это уже проходили. Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас (Мф. 24, 4)! Сегодня только Церковь является той силой, которая может остановить наступление врагов России и Православия.

Беседовала Анна САМСОНОВА

Окончание беседы см.
в след. номере.

Предлагаем нашим читателям, противникам антихристовой глобализации, перейти от слов к делу – сделать хотя бы то, что на сегодняшний момент может предпринять каждый: подписать и разослать по соответствующим адресам протестные обращения.

Мы публикуем два бланка заявлений, предоставленные нашей редакции Валерием Павловичем Филимоновым: заявление с требованием прекратить скрытый демонтаж национального государства, явно происходящий сегодня на наших глазах, и обращение об утверждении бланка паспорта как основного традиционного документа гражданина России, который бы не оскорблял религиозных чувств верующих.
В первом заявлении, в частности, говорится: «На протяжении последних 10–11 лет в стране проводится негласная правовая реформа, направленная на разрушение суверенитета страны. Правительством РФ вносятся, а большинством Государственной Думы, представляющим партию „Единая Россия“, принимаются антиконституционные и антинародные законы. Все социально значимые законопроекты проводятся без обсуждения с народом…»
А во втором Обращении высказывается следующая позиция: «В связи с вышеизложенным, я категорически отказываюсь получать и использовать УЭК в своей повседневной жизни. Согласно своим гражданским и религиозным убеждениям, я категорически протестую против построения в нашей стране системы тотальной слежки и жесткого управления каждым гражданином и обществом в целом. Требую разработать и законодательно утвердить бланк традиционного паспорта гражданина России согласно представленным предложениям».

© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник

Вечер, посвященный 20-летию со дня кончины отца Глеба Каледы

Так можно сказать о протоиерее Глебе Каледе – богослове, ученом, пастыре, видном миссионере и проповеднике, чью память почтили 2 ноября в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре. Вечер, посвященный 20-летию со дня кончины отца Глеба, начался заупокойной литией в монастырском Сергиевском храме с участием более трехсот человек.

По окончании богослужения к собравшимся обратился Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, который зачитал приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю 20-летия со дня кончины протоиерея Глеба, а также напомнил, что приснопоминаемый пастырь стоял у истоков Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

«Когда отец Глеб начинал свои катехизаторские труды, уже выйдя на церковный амвон, было непростое время – 90-е годы... Нужно было иметь огромное мужество и огромную любовь к людям, чтобы осуществлять свое служение. Вот прошло с того времени немногим более двадцати лет... Иногда, вспоминая те годы, еще раз убеждаюсь в том, что научение вере – это не только научение слову, но и жизни. А жизни может учить только тот человек, который жизнь эту прожил, который знает ее не из книг, а изнутри. Который прошел тяготы и лишения, который претерпел скорби и гонения, который почувствовал Крест Христов на своих плечах и понял, что именно этот Крест является его Спасительным Крестом. Вот тогда человек говорит от сердца, обращается к другим людям, и тогда слово его становится тем словом, которое может воспламенить веру в человеческом сердце. Тем словом, которое другой человек воспринимает не как слово учительства только лишь, но как слово жизни, как послание жизни. Отец Глеб был таким человеком... И сегодня, вспоминая его молитвенно, мы с благодарностью ко Господу должны сказать, что то дело, которое он начал, в Церкви живет и развивается. Его труды и жизнь являются не просто вкладом, а основой тех дел, которые мы сегодня совершаем», – сказал в своем выступлении митрополит Меркурий.

Известный миссионер и преподаватель, руководитель издательства «Христианская жизнь», настоятель храма Всех скорбящих Радость в Клину, протоиерей Борис Балашов с теплотой вспомнил, как в молодости он иподиаконствовал в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля у митрополита Иоанна (Вендланда), куда в гости к Владыке приезжал профессор геологии Глеб Александрович Каледа. В 1972 году Преосвященный митрополит Иоанн рукоположил своего духовного друга во священники, но на открытое пастырское служение тот смог выйти только после празднования 1000-летия Крещения Руси, когда обстановка в стране стала меняться. По словам подмосковного пастыря, у отца Глеба было не только глубокое знание Православия и его духовно-благодатной жизни, но и очень чуткая совесть, которая не терпела никакой фальши. Таким он остался в его памяти навсегда.

У другого выступавшего – протоиерея Константина Кобелева – сохранились воспоминания о том времени, когда он бывал в гостеприимном доме Калед и с вниманием слушал сдержанные рассказы отца Глеба об окормлении осужденных. У молодого человека даже возникло тайное желание побывать в Бутырской тюрьме – только как его осуществить? Сегодня отец Константин является настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме, которую открывал многосторонне одаренный человек священник Глеб Каледа – первый ее настоятель после семидесятилетнего запустения...

Вечер памяти стал не только вечером воспоминаний. В завершающей его части состоялась презентация книги «Небо и земля отца Глеба», выпущенной буквально накануне издательством Зачатьевского монастыря. Об идее новой книги, а также о работе над ней рассказал младший сын приснопамятного пастыря доктор медицинских наук, профессор Василий Каледа.

Читая эту книгу, видишь: действительно, цель, которую ставили перед собой члены семьи приснопамятного отца Глеба, выполнена. Сравнительно небольшой объем, но в этом издании есть главное: яркий и живой образ серьезного ученого и доброго пастыря, любящего мужа и отца, подвижника веры и благочестия. Раскрытию этого образа помогает описание событий, деталей, которые переносят нас в то время, в ту, казалось бы, давнюю, но в то же время совсем недавнюю эпоху, когда, например, эксперт по литолого-палеографическим картам ВНИГНИ (Всесоюзного научно-исследовательского геологического нефтяного института) Глеб Александрович Каледа ездил в командировку в Болгарию, где пользовался почетом как фронтовик. Где ему на улице улыбались прохожие, махали рукой, а болгарские пионеры отдавали салют. Где одна старая женщина его перекрестила: ее родителей спасли от турок русские солдаты, а от немцев – советские воины. Или другой рассказ: как батюшка, ставший духовником Бутырки, впервые появился в этой тюрьме, в камерах которой за долгие годы ее истории сидели многие пастыри. Но отец Глеб первым из священнослужителей после семидесяти лет советской власти пришел сюда не в наручниках, не как арестованный. Трогает душу воспоминание полковника внутренней службы в отставке Геннадия Николаевича Орешкина, являвшегося в начале 90-х годов прошлого века начальником следственного изолятора № 2. Он описывает, как однажды ему позвонили с КПП и сообщили, мол, пришел священник из Московской епархии. Когда же священник вошел в кабинет к Орешкину, тот увидел небольшого роста худощавого человека. Они разговорились. «Оказывается, он воевал, прошел большой жизненный путь, – говорит Геннадий Николаевич. – Мы как-то быстро поладили...» Через спонсоров, через друзей они стали собирать деньги на храм. Пошли слухи, что в тюрьме строится церковь, приходит священник, и даже смертники захотели принять Крещение...

Выступивший на вечере памяти отца Глеба Каледы ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев сказал, что его дед, священнослужитель, трижды был в узах за веру и умер в тюрьме. Отец Владимир вспомнил, что, сам он, впервые проходя по тюремным коридорам, испытывал страх и с удивлением думал о том, как протоиерей Глеб Каледа смог посещать камеры смертников, как он сумел принять в свое сердце и наставить на путь истинный преступников. Насколько велико оказалось влияние тюремного служения протоиерея Глеба Каледы на отца Владимира Воробьева и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (а отец Глеб стоял у истоков создания тогда еще Православного Свято-Тихоновского богословского института), об этом мы можем судить по тому факту, что при ПСТГУ давно и плодотворно действует Центр духовной поддержки православных общин в заключении. Этот факт нашел отражение и в самой книге.

И, пожалуй, особое место в ней занимает заключительная глава «Россыпи». В своей преамбуле к ней автор, Владимир Смык пишет, что в геологии есть такое понятие, означающее рассыпанные в горных породах крупицы и кристаллы ценных минералов: золота, платины, алмазов, рубинов, сапфиров. И своего рода россыпи – мудрые мысли, высказанные зачастую в блестящей афористической форме, – оставил нам в своем духовном наследии отец Глеб. Вот лишь некоторые из них: «Любовь должна быть горячей, деятельной и благоразумной». – «Трудовое воспитание – это подготовка к делам любви... Тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающемуся, выразить ему свою любовь и сочувствие». И вот еще очень важные слова о воспитании детей: «К неприятию зла мира, его страстей и соблазнов, а не к уходу от него надо готовить детей: в них нужно воспитывать способность противостоять миру в сердце своем, способность сохранить веру среди неверия, чистоту – среди грязи и греха». И это не просто слова, произнесенные или написанные пастырем-проповедником. Это, как показало время, – наипрочнейший фундамент семейной жизни протоиерея Глеба Каледы. «Лидия Владимировна родила мужу шестерых детей, – читаем в книге. – Двое из них, Иоанн и Кирилл, потом станут священниками. Мария – игуменией монастыря (настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания – авт.), Александра – женой священника, Василий – доктором медицинских наук, профессором кафедры практического богословия. Самоотверженно будет помогать делу церковного строительства старший сын Сергей, жизнь которого трагически оборвется в 2000 году. Все дети Калед, как мы видим, станут по-настоящему верующими, в меру своих сил работающими на церковной ниве».

Не случайно вечер памяти протоиерея Глеба Каледы прошел в стенах трапезного Сергиевского храма Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря в Москве. Этот монастырский храм был особенно дорог отцу Глебу. Здесь он служил, здесь его отпевали. Многое вспомнил из тех лет его духовный сын историк Игорь Гарькавый. И то, какое тут было ограниченное пространство: центральный придел был закрыт. Но тем не менее горячая молитва, которая поднималась в небо, и послужила основой той молитвы, что возносит сейчас братия монастыря.

Игумен монастыря Петр (Еремеев), поприветствовав собравшихся от лица братии обители, отметил, что насельники монастыря помнят протоиерея Глеба за труды во имя возрождения обители. «Отец Глеб пришел на Петровку, в эту древнюю обитель, на заре церковного возрождения. Глубоко символично, что этот, некогда тайный, священник раскрылся именно здесь как многогранная личность в открытом пастырском служении в то историческое время, когда из жизни ушли последние наследники Петровской монашеской общины – тайные монахини – постриженницы последних отцов Высоко-Петровского монастыря. Отец Глеб словно привил возрожденную петровскую христианскую общину к древу Русской Церкви, выжившей в трудную советскую эпоху в явных и скрытых подвигах ее верных чад»,– сказал в своем слове игумен Петр.

Хочется также обратить внимание на слова председателя Союза православных граждан, главного редактора журнала «Православная беседа» Валентина Лебедева, подчеркнувшего в своем выступлении, что протоиерей Глеб Каледа участвовал во всех церковных инициативах, вел большую работу по катехизации и был одним из организаторов Международных Рождественских чтений, которые, к слову сказать, сегодня удостаиваются внимания Президента России Владимира Путина...

Музруков Глеб Николаевич - актер и кинорежиссер, сценарист и писатель, заслуженный тренер России, президент российской и вице-президент Европейской федерации ушу.

Биография

Родился Музруков шестнадцатого ноября 1961 года. После окончания школы он поступил в Как только институтское обучениебыло окончено, в 1985 году по распределению Глеб попал в РАН.

Спортивная карьера

В середине восьмидесятых годов организовал секцию по одному из видов восточных единоборств - ушу, которая была официальной и стала первой в Советском Союзе. Позже она была переименована в «Центр изучения оздоровительных систем Дальнего Востока», а затем на ее основе была создана и советская Федерация ушу.

В 1989 году Музруков Глеб проходит в Пекине специальные курсы тренеров и становится главным тренером сборной Советского Союза. Уже в 1991 году под его четким руководством она на чемпионате мира смогла подняться на шестое место.

В начале девяностых годов Музруков был назначен на должность вице-президента Федерации ушу в России, где он проработал до 2014 года. Начиная с 1995 года в течение четырех лет был президентом комитета Федерации ушу Европы. В 2004 году Глеб Николаевич становится государственным тренером ушу. В настоящее время среди его учеников уже есть четыре Заслуженных мастера спорта.

Писательская деятельность

Глеб Музруков попробовал себя и в роли писателя. В 2001 году он написал и выпустил книгу «Основы ушу», которая является учебником для обучения восточным единоборствам. Ею могут воспользоваться преподаватели ушу, но книга предназначена и для самостоятельного изучения. По содержанию книга позволяет получить базовые знания и освоить технику ушу, а также делает возможным комплексное изучение. Можно найти в ней и то, как качественно провести подготовку к соревнованиям. Сейчас этот учебник по восточным единоборствам уже переведен на пять языков мира.

В настоящее время Глеб Николаевич является главным редактором популярного спортивного журнала «Ушу - боевые искусства и оздоровительные системы».

Телевизионная карьера

С 2003 года Музруков стал строить и свою кинематографическую карьеру. Сначала он в течение шести лет был автором и ведущим программы «Путь дракона», которая рассказывала о восточных единоборствах. Она выходила до 2009 года на телевизионном канале 7ТВ.

В 2004 году Глеб Николаевич начинает работать ведущим и на канале «Спорт», а с 2010 года - на телевизионном канале «Звезда», где в течение трех лет ведет программу «Тропой дракона». За небольшой промежуток времени Музруков смог выпустить более 420 сюжетов об ушу.

В 1999 году на экраны вышла кинолента «Монах», где Глеб Музруков не только проявил свое актерские данные, но и выступал как режиссер и сценарист этого фильма. Сюжет данной киноленты переносит зрителя в период, когда произошел распад Советского Союза. В это время началось деление территории, но школы боевых искусств не желали допускать на свою часть бандитов. Чтобы противостоять сильным противникам, бандиты тоже учат ушу.

В 2002 году выходит продолжение фильма «Монах», где уже Глеб Музруков выступает и как актер, и как режиссер. Главный герой киноленты «Монах 2» Алексей прекрасно обучен ушу, поэтому его Учитель по восточным единоборствам дает ему свое последнее поручение. Но он не смог выполнить последнюю волю Учителя, так как его убивают преследователи. Он понимает, что статуэтку надо кому-то передать. Перед смертью он успевает рассказать всю историю другу, который и продолжит его дело.

В 2004 году Глеб Николаевич Музруков как актер и режиссер участвует в съемках киноленты «Гений дзюдо». Главный герой фильма - который успешно занимается дзюдо. Неожиданно для себя он начинает участвовать в подпольных боях, которые не имеют правил. В одном из сражений он убивает своего соперника. Пытаясь спрятаться и от представителей закона, и от бандитов, он попадает в горную местность, где у него появляется новый и странный друг.

В 2007 году выходит еще один фильм с участием Глеба Музрукова - «Тайцзи - Дыхание Вселенной». Интересный и захватывающий сюжет понравился многим зрителям. В картине снимаются лучшие бойцы восточных единоборств. По сюжету зритель знакомится с уникальной системой тайцзицюань, которая позволяет совершенствовать свой организм и вырабатывать силу духа и характера.

В 2012 году вышел еще один фильм с актером Глебом Музруковым. В киноленте «Храм Пурпурных Небес» зритель окажется в горах, красивых и таинственных. Главный герой будет обучаться восточным единоборствам в Уданских горах, которые еще называют «Первыми горами в Поднебесной». В уединении жил Учитель, который помог главному герою добиться совершенства.

В 2013 году выходит еще один фильм «Дарья. История русской чемпионки» - о девушке, которая является многократной чемпионкой мира и Европы. В 2008 году в Пекине она смогла добиться огромнейших результатов в Олимпийском турнире и стать золотым призером.

06 Ноя 2011 bull 1:13 дп

Некоторое время назад в ходе дискуссии о том, можно ли находиться в МП, нас попросили высказать своё мнение о фильме «Верою жив человек». Мы были весьма озадачены увиденным, но не пожалели потраченного времени.

1. Квартирный монах.

Фильм «Верою жив человек» является чрезвычайно уязвимым для критики объектом. Чего стоит хотя бы предсказание о том, что «при царе будет воскрешение преподобного Серафима Саровского, который будет вести свою проповедь даже по телевидению».

Пока же о. Глеб вынужден жить на квартире. Как ни странно, это обстоятельство не помешало журналисту вопрошать вернувшегося в мир человека прежде всего о монашестве. Думается, напрасно. О. Глеб размышляет о послушании, тогда как является принципиальным самочинником: не выказывая особой скорби по причине своей неприкаянности, он вещает о том, что «основу монашества составляет самовоспитание». Этот квартирный житель почему-то примеряет на себя подвиги граждан пустыни. Вместо того, чтобы использовать свои способности живописца для иконописания и, как подобает монаху, питаться от дел рук своих, он говорит, что «в первую очередь радел о спасении своей души и вечности, и потому за последние 25 лет не взял ни разу кисть в руки». Нелепейшим образом он демонстрирует перед камерой выставленный на балкон (то ли для того, чтобы был виден прохожим, то ли для того, чтобы в комнате не мешался) гроб, утверждая, что следует в этом древней монашеской традиции…

О. Глеб почему-то не хочет признать, что его квартирное существование само по себе является свидетельством отсутствия в его церкви нормальных монастырей, где он мог бы найти пристанище. Говорит, что если бы начал жизнь заново, то желал бы родиться в монастыре: в каком же? Он считает, будто один вид нынешних монахов укоряет совесть живущих плотской жизнью. Что же имеется ввиду? Плиссированные мантии, боярские шапки? Откормленные брюшки насельников богатых обителей? Или монахи Шаталовой пустыни, скитающиеся по квартирам благодетелей?

2. Сергианство кодоборцев.

Поначалу мы восприняли этот фильм как беседу о монашестве, как аргумент в пользу того, что оно ещё сохранилось в МП в своём подлинном виде. Однако, данный фильм оказался всего лишь одной из множества агиток противников кодов и документов. Герой фильма, о. Глеб, - представитель маргинального течения внутри МП, секты внутри секты (сектой сергианство называл священномученик Марк Новосёлов).

Хотя мы видели в своё время множество неофициальных фильмов подобной проблематики, само по себе ознакомление с этим произведением кодоборцев было для нас весьма интересным. При всей заурядности сказанного там по сути, фильм «Верою жив человек» оказался новаторским по форме подачи материала, можно сказать, «вторым поколением» антикодовой пропаганды. Ранние образцы её справедливо уличались в том, что говорят больше об антихристе, чем о Христе, что духовные вопросы там подменяются общественно-политической борьбой. Очевидно, эта критика была учтена. Основная тема фильма прикрыта здесь не только ничего не говорящим зрителю названием, но и общими, для затравки, благостными рассуждениями на духовные темы. Это и ввело нас в заблуждение.

Описанный нами весьма искусственный приём подслащения пилюли есть только один из примеров того поразительного лицемерия, которое характерно для фильма в целом. В этом его создатели также много превзошли своих предшественников - лукавство их творения совершенно неожиданно в своей наглости. Например, совершенно очевидный факт оппозиционности деятельности кодоборцев внутри МП в фильме последовательно отвергается. Авторы убеждают зрителя в том, что их позиция официально считается священноначалием МП допустимой. При этом они ссылаются на соответствующие обращения РПЦ МП к государству. И ничего не говорится о реальном отношении священноначалия к своим кодоборцам, о гонениях на них. Ситуация напоминает эпоху классического сергианства, когда гонимые утверждали об отсутствии гонений, а власти-гонители с готовностью это декларировали.

Так, о. Глеб наверняка замалчивает правду о том, почему он оказался квартирным монахом-изгоем. Из его слов выходит, что конфликта с архиереем не было - разве что непонимание. Впрочем, оставим это на его совести. Даже если поверить в искренность такой трактовки событий, то и здесь бросается в глаза явная ложь. О. Глеб проговаривается, что когда епископ спросил его о причине отказа от документов, он отвечал, будто их наличие противоречит обету отречения от мира. На самом же деле он отказывался от них по причинам, общим для всех христиан, не только монашествующих. В другом месте о. Глеб заявляет, что «вопрос о паспорте - вопрос нашей веры. Это уже черта, разделяющая царство дьявола и Царство Божие».

Пресловутого «благословения», без которого ничто в МП не делается, у фильма нет. Всё в фильме безымянно: и журналист, и монах Глеб с неизвестной фамилией, и анонимный монастырь неназванной епархии, из которого этот монах ушёл, и имя его епископа, и город, в котором монах обосновался. И всё это - на фоне видеовставок официозно-благолепного характера, с выступлениями патриарха и его верного слуги прот. В. Чаплина, с видами процветающих монастырей, в которых интервьюируемый, однако, не остался, предпочтя противоестественное для монаха квартирное существование. Это оппозиция, которая боится своей оппозиционности, своей квартирности, которая самым нелепым образом прикрывается знаками, несоответствующими её реальному положению.

Скрытое сектантское существование внутри МП таких хитрых кодоборцев, как о. Глеб, позволяет сравнить их с ересью жидовствующих. У них своя особая вера, но они пытаются распространить её по возможности тайно, завоевать МП изнутри. Мы на самом деле не склонны демонизировать кодоборцев, и понимаем, что этот их образ действий в действительности является не то чтобы злодейски продуманным планом, а плодом их самообмана.

Большинство членов МП не понимают, что такое Церковь. Будучи сергианами, они верят в Церковь как в организацию, безотносительно её исповедания. Вот и о. Глеб принципиально не может допустить отпадение целой Поместной церкви или большей её части в ересь: «Тысячелетнюю Церковь, имеющую сонм святых, лишили благодати. Да вы что?!» - вразумляет он переставших причащаться в МП, хотя среди последних есть и те, кто сделал это по причине еретичности данной организации. О. Глебу и в голову не приходит, что его аргументами да ссылками на Евангелие (Мф. 28:20) с таким же успехом можно оправдать, например, и Католическую церковь, ввергшуюся в ересь после той самой тысячелетней истории и явления множества святых.

Сергиане подменяют вопрос о вероисповедании, то есть о ереси, вопросом о благодатности: вместо разума, объективных критериев истинности, руководствуются своими субъективными ощущениями. С другой стороны, то же понятие благодати у них искажено - странным образом формализованно. Это некая сила, которая почиет на церковной организации, просто будучи положенной ей по статусу, даже если она явным образом идёт по пути отступничества. О. Глеб сам дискредитирует всю свою апологию благодатности МП, когда в качестве примера утверждает, что «даже на синедрионе, который распял Христа, была благодать» (!!!). Это и есть сергианство, считающее, что можно распинать Христа, оставаясь при этом благодатной церковью.

3. Слепые вожди слепых.

О. Глеб обманывает своих зрителей, обманывает священноначалие, да и вообще его позиция является внутренне противоречивой. У кодоборцев есть учение о греховности обладания документами, но при этом они делятся на два класса: тех, кто верит в это и от документов отказывается, и тех, кто тоже верит, но по каким-либо причинам имеет их. В этом плане кодоборцы копируют модель радикальной беспоповской секты бегунов, по аналогичному принципу разделявшуюся на странников и так называемых «пристаноимущих». Странники исполняли требования, считавшиеся в их секте необходимыми для спасения, а именно не имели никакого имущества, документов и денег, но могли существовать только за счёт наличия бегунов-грешников, пристаноимущих. Так и о. Глеб, и многие другие кодоборцы существуют милостью благодетелей, имеющих не только материальные средства, но и «дьявольские» документы.

Воззрения кодоборцев пронизаны дурной эсхатологичностью, также напоминающей старообрядческое сектантство. Причём, пытаясь разобраться в их взглядах, быстро теряешься. Чего ждать: голода, войны и воцарения антихриста? телевизионных выступлений Серафима Саровского и возвращения царя-батюшки? восьмого вселенского собора, Filioque и поминания папы? Здесь много нелепостей, разбирать которые мы не станем; отметим лишь, что страшилки об унии с латинянами о. Глеб рассказывает… на фоне типичного католического плаката - «Цена нашего спасения». Это скрупулёзный подсчёт телесного ущерба, нанесённого Христу во время крестных страданий, причём абсурдным образом сделанный как бы от лица Самого милостивого Бога. «Терзали Меня за нос - 20 раз. По переносице били Меня - трижды. За уши терзали Меня - 30 раз»… И прочее в таком же роде.

Для несчастного о. Глеба, не по способностям оказавшегося в роли учителя (Иак. 3:1), католичество определяется какими-то формальными признаками. На самом же деле униаты, не читающие Filioque, или старокатолики, не поминающие папу, латинствуют ничуть не меньше, чем рядовые паписты - потому что духовность их идентична. В пору ли о. Глебу рассуждать о таких серьёзных проблемах, когда он в элементарном вопросе не может различить православие и католичество?

Трагедия всякого большого или малого правдоискательства в вероисповедных вопросах со стороны членов МП, остающихся в её ограде, заключается в том, что взгляды таких людей всегда становятся гораздо более противоречивыми, чем воззрения рядовых последователей официального курса. Вера МП не только лжива, но и аморфна, и как только на её основе пытаются создать систему чётких убеждений, вся её неправда проявляется в концентрированном виде. Потому, когда в МП смеются над сумасшедшими кодоборцами и царебожниками, смеются над собой же.

Лучшая часть современного сергианского монашества, хоть как-то претендующая на это имя, является в той или иной степени сторонниками кодоборческих, царебожнических и т.п. взглядов. Именно они пользуются народной любовью, славой «старцев». И этим они делают для МП большую услугу. С одной стороны, они удерживают в составе этой юрисдикции тех, кто склонен к подобному им правдоискательству, и при этом хочет видеть перед собой проявления живой веры, подвижничества и т.п. С другой стороны, абсурдностью своих взглядов, очевидной для здравомыслящих людей, они дискредитируют православный фундаментализм как таковой - в частности, Истинно-православную Церковь.

Роман и Дарья Нуриевы.

24.Х/6.ХІ.2011 г.

Материал эксклюзивен, при копировании рецензии ссылка на сайт «Nеофит» обязательна.